Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЛЕСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Почитаева Маргарита Вилховна
доцент кафедры психологии развития и образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. В работе рассмотрены вопросы подготовки будущих специалистов эколого – биологического и лесного профиля в контексте международной образовательной интеграции. Выделены отдельные аспекты: 1) осознание стратегической важности программ экологического и лесного образования; 2) междисциплинарность; 3) совершенствование качества образовательного пространства учебного заведения; 4) внедрение активных методов обучения, - способствующие социально-экологическому воспитанию личности и становлению профессиональных качеств будущего специалиста.

Ключевые слова: обучение через всю жизнь, экологическое воспитание, лесная педагогика, профессиональное образование, рамка квалификации

Вхождение России в единое образовательное пространство Европы в рамках Болонского процесса ставит перед системой высшего профессионального образования новые задачи. В области экологического и лесного образования все более важное значение приобретают практические действия, призванные снизить отрицательные последствия взаимодействия человека и природы. На сегодняшний день необходимость включения вопросов охраны природы в новые образовательные стандарты отмечена в утвержденных Правительством РФ «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030г» [6], где весомая роль отводится формированию экологически ответственного поведения. Вместе с тем, решение практических природоохранных проблем, отражающих степень сформированности экологической культуры граждан в России в целом пока еще нельзя называть эффективным.

За последние годы в странах Европы произошли качественные изменения в понимании важной роли здоровья окружающей среды в поддержании физического и психологического здоровья граждан. Это нашло свое отражение в совершенствовании образовательных стандартов, законодательных документах и соглашениях, разработке проектов, призванных вовлекать молодое поколение в практическую деятельность по поддержанию здоровья окружающей среды, внедрению природосберегающих технологий и сохранению природных экосистем как основы для устойчивого развития. В ряде стран Европейского союза ведется большая работа по внедрению новых, закрепленных законодательством, способов ведения лесного хозяйства, способствующих охране биологического разнообразия, развиваются программы для воспитанников дошкольных учреждений, школьников и студентов, предполагающие массовое вовлечение в работу на природе, развивается альтернативный транспорт, энергосберегающие технологии, ведется пропаганда активного образа жизни.

Настоящая работа ставит своей целью проанализировать современные тенденции социально-экологического воспитания личности, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Часть затрагиваемых вопросов была рассмотрена и изучена в ходе участия автора в проекте Темпус «Рамка квалификаций в лесном хозяйстве: сближение стандартов России и Европейского Союза». Это позволило выделить некоторые аспекты современного экологического и лесного образования, которым пока еще уделяется недостаточное внимание. К их числу можно отнести: 1) осознание обществом стратегической важности программ экологического и лесного образования; 2) междисциплинарность; 3) совершенствование качества образовательного пространства учебного заведения; 4) внедрение активных методов обучения в экологическом и лесном образовании и качественное обновление методологии обучения.

Учитывая тот факт, что объем знаний, которые усваивает обучающийся, постоянно растет, все более значимую роль в образовательном процессе приобретает способность учиться всю жизнь. При этом важное значение приобретает тот багаж знаний, умений и навыков, с которым абитуриент приступает к получению профессионального образования.

В последнее десятилетие в странах Европы при поддержке Евросоюза уже сложились и действуют на уровне отдельных государств и всего Европейского сообщества различные программы, нацеленные на массовое вовлечение школьников в процесс изучения и охраны леса. Развивается лесная педагогика - новое направление образования для устойчивого развития, призванное акцентировать внимание на экономической, экологической и культурной роли леса [11;14]. Так например, только в Норвегии в различных лесных образовательных программах ежегодно принимает участие от 150 до 180 тысяч детей, что составляет 30% всех школьников [14]. Международный проект «Лесной портфель и устойчивое развитие» (Case forest and sustainable development) поддерживаемый Европейским союзом рассматривает лесную педагогику как одну из форм обучения через всю жизнь. Проект нацелен на распространение методологии, способствующей формированию ответственности за будущее леса [11].

Обладая опытом пребывания на природе с дошкольного возраста, будущий специалист любой профессии приобретает основы экологического мировоззрения. Это позволяет решать ряд практических природоохранных проблем современного общества и способствует формированию такой компетенции, как «умение быть в лесу» (канадский стандарт лесного образования [9]), что важно для становления других профессиональных компетенций, связанных с проведением полевых практик.

Новый федеральный государственный стандарт лесного образования России подразумевает, что специалист лесного профиля будет обладать многими компетенциями и видами деятельности, которые требуют навыков работы в полевых условиях [8]. Вместе с тем, современные выпускники российских школ обладают достаточно слабой полевой подготовкой. Так, проведенный нами в 2011г. опрос показал, что 72% преподавателей лесных вузов России считают, что их абитуриенты недостаточно подготовлены к полевым практикам.

Личный опыт автора по ведению курса «Безопасность туризма», направленного на совершенствование походно – полевой подготовки студентов Марийского государственного технического университета (ныне– Поволжский государственный технический университет) показал его высокую востребованность среди студентов. Подобную работу можно проводить еще на стадии начальной профессиональной подготовки школьников к поступлению в вуз, используя потенциал сложившихся еще в 1960-е гг системы российских школьных лесничеств, а также туристических станций, дворцов детского творчества, походов на природу на базе школ. За рубежом регулярные прогулки и экскурсии на природу на протяжении всего учебного года являются нормальной практикой уже в детских дошкольных учреждениях, что значительно облегчает выполнение познавательных и практических учебных заданий на природе в школе и вузе.

Важность и перспективность такой подготовки объясняет теория множественного интеллекта. Опираясь на мнение ее основателя, Г. Гарднера [1], мы в своих исследованиях нашли подтверждение тому, что определенный процент будущих студентов уже с детства обладает так называемым натуралистическим интеллектом и проявляет склонность к работе на природе, изучению дисциплин эколого – биологического и лесного профиля, исследовательской деятельности. Это подтверждают и другие данные. Так, проведенный еще в 1968г опрос ста пятидесяти бывших воспитанников биостанции юных натуралистов в Сокольниках показал, что 82% из них получили высшее образование, причем ¾ - в области естественных наук, каждый четвертый стал кандидатом, каждый седьмой – доктором наук [2].

Очевидно, что выявление склонностей и интересов будущих ученых – исследователей в школьные годы при наличии соответствующих возможностей играет исключительно важную роль в выборе индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста. В пользу этого свидетельствует и опыт преемственности поколений среди работников лесной отрасли России. Можно сказать, что работа на природе является важным звеном в развитии творческого и креативного потенциала школьника, что подтверждается данными американских педагогов – экологов [13]. Значимую роль в этом процессе играет проблемное обучение.

В настоящее время в странах Евросоюза сложилось определенное понимание содержания проблемного обучения. Это обучение, которое строится на трех принципах: сотрудничестве, самостоятельном обучении и решении проблемных ситуаций. Сотрудничество предполагает работу в малых группах, способность делиться друг с другом полученной информацией, уметь принимать альтернативную точку зрения, развивать и проверять свои аргументы. Схема решения проблемной ситуации обычно предполагает: 1) ознакомление всех членов группы с поставленной задачей, уточнение деталей; 2) четкое формулирование проблемы; 3) поиск вариантов решения и их оценку. Самостоятельное обучение касается персональной ответственности обучающегося за результат обучения. Как правило, решение проблемной ситуации в вузе предполагает написание письменной работы, требования к которой определяются High School Academic Honesty Guidelines [10], что исключает дублирование работ и способствует развитию аналитического мышления.

Во многих странах студенты европейских вузов приобретают опыт решения проблемных ситуаций еще в школе, что подготавливает их к дальнейшему выполнению более сложных проблемных заданий при обучении в вузе. Как подчеркивал российский методолог, академик М.И. Махмутов, одной из важнейших задач проблемного обучения является даже не получение самих знаний, а освоения механизмов решения проблемных ситуаций. По его мнению, нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, подставленным в соответствующую ситуацию. Это, в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности обучающегося [4] и выводит его на новый уровень осмысления и решения стратегических задач, что играет ключевую роль для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Вместе с тем, получение новых знаний самостоятельно, через решение проблемных ситуаций – процесс гораздо более долгий, чем простое усвоение знаний путем чтения научной литературы или прослушивания лекции. Лектор, читающий курс много лет подряд излагает материал более логично и емко, чем студент, получивший новые знания путем решения проблемной ситуации, что, казалось бы, позволяет приобрести больший объем знаний. Тем не менее, знание проблем далеко не всегда предполагает приобретения навыков их решения. Отсюда возникает вопрос: как найти разумный баланс между требуемым объемом знаний и необходимостью обучить специалиста, способного осуществлять «деятельность, предполагающую решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации», как указано в Национальной рамке квалификации России [5].

На сегодняшний день проблемное обучение пока еще не заняло достойное место в процессе обучения российских студентов что, к сожалению, негативно сказывается на подготовке будущих экологов и специалистов лесного профиля. Вместе с тем современный федеральный государственный стандарт лесного образования обладает значительным потенциалом для использования проблемных методов обучения не только на базе изучения профильных дисциплин. Значительный интерес могут представлять здесь предметы гуманитарного, социального и экономического цикла (экономика, педагогика), математического и естественнонаучного цикла (экология), профессионального цикла (безопасность жизнедеятельности). Таким образом, междисциплинарный подход при совершенствовании методологической основы обучения позволяет внести определенный вклад в совершенствование подготовки специалистов эколого–биологического и лесного профиля.

Специфические, «экологичные» особенности среды вуза также могут быть использованы в целях обучения будущих специалистов. К ним можно отнести: 1) наличие особой территории, где можно осуществлять исследования (в т.ч. и на природе); 2) внедрение природо - и ресурсосберегающих технологий в учебном заведении и его непосредственном окружении, что позволяет экономить электроэнергию, перерабатывать отходы, приобретать опыт использования местных материалов, оценивать качество и эффективность их применения и другое; 3) строительство университетского городка по принципу «зеленого здания», где научно обоснованные предложения обучающихся могут быть воплощены в жизнь [7].

Студенты могут привлекаться к выполнению проектов по планированию территории, расчетам эффективности внедрения технологий и другим исследованиям. Это приводит к насыщению учебного процесса элементами решения проблемных ситуаций из повседневной жизни и способствует позитивной мотивации обучающихся, которые видят результаты своей деятельности и могут влиять на то, что получается в итоге. Подобный подход к обучению напоминает принятый у лингвистов метод погружения в языковую среду, где студент имеет возможность совершенствовать навыки в будущей специальности как целенаправленно, так и опосредовано, ориентируясь на свойственный ему индивидуальный темп обучения.

В современном стандарте лесного образования России отмечается, что вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности [8]. Тем не менее, очевидно, что роль среды вуза в процессе подготовки будущих специалистов лесного профиля еще недостаточно раскрыта в научной литературе. Нуждается в разработке и совершенствовании оценка эффективности применяемых в учебном процессе методов обучения. Немаловажную роль может здесь сыграть вовлечение студентов в процесс совершенствования методов и подходов в организации обучения при участии потенциальных работодателей. Значимую роль в решении этих вопросов может сыграть международное сотрудничество, обмен опытом специалистов разных стран и развитие академической мобильности.

В последние годы в странах Евросоюза растет понимание роли экологического и лесного менеджмента как конфликтного менеджмента. Это предъявляет повышенные требования к методам обучения будущих специалистов, где можно выделить три составляющие: 1) информационную; 2) использование активных методов обучения; 3) совершенствование психолого – педагогического сопровождения учебного процесса. Такая работа позволяет воспитывать у обучающихся навыки разрешения конфликтов, что позитивно сказывается на поддержании стабильности общества в целом и снижении социальной напряженности.

В информационной составляющей такой работы важная роль отводится умению четко излагать сущность существующих экологических проблем и предлагать пути их решения, опираясь на конкретные условия каждой из рассматриваемых ситуаций, учитывая мнение всех заинтересованных сторон. Это предполагает иной способ подачи информации, частью которого является изложение ее в позитивном ключе. Так например, во время двухнедельной поездки в рамках проекта Темпус «Рамка квалификаций в лесном хозяйстве: сближение стандартов России и Европейского Союза» (сентябрь, 2012) нами было отмечено, что практически все лекторы и преподаватели вузов очень редко использовали в своей речи запреты и отрицания, что, тем не менее, позволяло им предлагать эффективные пути решения тех или иных экологических проблем.

Использование активных методов обучения на занятиях позволяет обучающимся проявлять собственную позицию, быть самостоятельными в поиске путей поставленных перед ними задач. При этом, по мнению С.А. Лобановой, наблюдается «высокая степень активности обучаемых, соизмеримая с активностью преподавателя» [3, с. 14]. Нами было отмечено, что использование игровых моментов и решение проблемных ситуаций на этапе, предшествующем изложению теоретического материала, как это практикуется в уральской школе экологического выживания [9], способно в значительной степени активизировать процесс усвоения новых знаний. Значимая роль в этом процессе должна отводиться психолого – педагогическому сопровождению как целостной системе, обеспечивающей успешность обучения. Это предполагает выявление специфики каждой конкретной группы обучающихся и организацию занятий с учетом возможностей среды обучения.

Таким образом, в условиях активизации международного сотрудничества и создания Национальной рамки квалификации в лесной отрасли России все более значимую роль приобретают вопросы социально-экологического воспитания личности в процессе профессиональной подготовки к будущей деятельности. Значимая роль при этом процессе принадлежит: 1) созданию условий для приобретения начальной профессиональной подготовки до поступления в вуз; 2) приобретению навыков работы в полевых условиях; 3) широкому использованию проблемного обучения в учебном процессе; 4) совершенствованию среды вуза, в том числе насыщение ее элементами, побуждающими к опосредованному профессиональному росту будущих биологов, экологов, специалистов лесного дела; 5) оценке результативности применения тех или иных методов в учебном процессе. Значительный интерес представляет опыт зарубежной лесной педагогики как новой формирующейся науки, способной привлечь внимание широких слоев населения к вопросам охраны и воспроизводства лесных богатств и возможности повысить престиж лесных специальностей, учитывая значимость экологической, экономической, социальной и культурной роли леса в жизни современного общества.

Проведенная работа показывает, что вопросы социально-экологического воспитания личности имеют большое значение для решения многих важных социальных вопросов, что способствует в целом поддержанию стабильности в современном обществе. Тем не менее, любые изменения в сложившейся системе образования должны учитывать особенности и традиции каждой конкретной страны. При этом следует принимать во внимание не только результаты на выходе и объем полученных знаний, но и то, какими методологическими средствами они будут достигаться, как и где сможет применять полученные знания выпускник вуза, а также соответствие нововведений в образовательной практике менталитету российских граждан.

Список использованной литературы:

1. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – М.: Вильямс, 2007. – 512 с.

2. Друзья, судьба нам повелела…: (Биологическому кружку Дарвиновского музея – «ВООП» – 50 лет). – М.: КМК, 2000. – 404 с.

3. Лобанова, С .А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Лобанова.– Краснодар, 2009. – 26 с.

4. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

5. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации / В.И. Блинов [и др.]; ФГУ «ФИРО»; Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. – М., 2010. – 7 с.

6. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс].

7. Почитаева М.В. Подготовка специалистов-экологов в зарубежных вузах как часть обучения через всю жизнь / М.В. Почитаева // Казанский пед. журн. – 2011. – № 3. – С. 176–181.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 250100 Лесное дело [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru /document/902232163. – Загл. с экрана (дата обращения: 27.09.2011).

9. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения / Г.С. Чеурин. – М.: ЗАО Изд-во «Русский журнал», 2001. – 194 с.

10. Burroughs J. High School Academic Honesty Guidelines [Электронный ресурс] / J. Burroughs.

11. Gustaffson M. Case forest pedagogics towards sustainable development: Final report public part / M. Gustaffson. – Stockholm: Swedish Forest Agency, 2008.– 18 p.

12. Innes J.L. Professional Education in Forestry / J.L. Innes, D. Ward // Commonwealth forests 2010: An overwiew of the forests and forestry sectors of the countries of the Commonwealth. – Edinburgh, 2010. – P. 76–93.

13. Kennedy M.J. A GreenPrint for Minnesota: State plan for environmental education, third edition / M.J. Kennedy, D. M. Stromme.- Minnesota Pollution Control Agency, 2008.- 50 p.

14. Learning with the forest [Электронный ресурс]



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017