јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ≈ “≈Ќƒ≈Ќ÷»» Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ » Ћ≈—Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬  ќЌ“≈ —“≈ —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ¬ќ—ѕ»“јЌ»я Ћ»„Ќќ—“»

ѕочитаева ћаргарита ¬илховна
доцент кафедры психологии развити€ и образовани€ »нститута педагогики и психологии ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђћарийский государственный университетї, г. …ошкар-ќла

 

јннотаци€. ¬ работе рассмотрены вопросы подготовки будущих специалистов эколого Ц биологического и лесного профил€ в контексте международной образовательной интеграции. ¬ыделены отдельные аспекты: 1) осознание стратегической важности программ экологического и лесного образовани€; 2) междисциплинарность; 3) совершенствование качества образовательного пространства учебного заведени€; 4) внедрение активных методов обучени€, - способствующие социально-экологическому воспитанию личности и становлению профессиональных качеств будущего специалиста.

 лючевые слова: обучение через всю жизнь, экологическое воспитание, лесна€ педагогика, профессиональное образование, рамка квалификации

¬хождение –оссии в единое образовательное пространство ≈вропы в рамках Ѕолонского процесса ставит перед системой высшего профессионального образовани€ новые задачи. ¬ области экологического и лесного образовани€ все более важное значение приобретают практические действи€, призванные снизить отрицательные последстви€ взаимодействи€ человека и природы. Ќа сегодн€шний день необходимость включени€ вопросов охраны природы в новые образовательные стандарты отмечена в утвержденных ѕравительством –‘ Ђќсновах государственной политики в области экологического развити€ –оссии на период до 2030гї [6], где весома€ роль отводитс€ формированию экологически ответственного поведени€. ¬месте с тем, решение практических природоохранных проблем, отражающих степень сформированности экологической культуры граждан в –оссии в целом пока еще нельз€ называть эффективным.

«а последние годы в странах ≈вропы произошли качественные изменени€ в понимании важной роли здоровь€ окружающей среды в поддержании физического и психологического здоровь€ граждан. Ёто нашло свое отражение в совершенствовании образовательных стандартов, законодательных документах и соглашени€х, разработке проектов, призванных вовлекать молодое поколение в практическую де€тельность по поддержанию здоровь€ окружающей среды, внедрению природосберегающих технологий и сохранению природных экосистем как основы дл€ устойчивого развити€. ¬ р€де стран ≈вропейского союза ведетс€ больша€ работа по внедрению новых, закрепленных законодательством, способов ведени€ лесного хоз€йства, способствующих охране биологического разнообрази€, развиваютс€ программы дл€ воспитанников дошкольных учреждений, школьников и студентов, предполагающие массовое вовлечение в работу на природе, развиваетс€ альтернативный транспорт, энергосберегающие технологии, ведетс€ пропаганда активного образа жизни.

Ќасто€ща€ работа ставит своей целью проанализировать современные тенденции социально-экологического воспитани€ личности, опира€сь на отечественный и зарубежный опыт. „асть затрагиваемых вопросов была рассмотрена и изучена в ходе участи€ автора в проекте “емпус Ђ–амка квалификаций в лесном хоз€йстве: сближение стандартов –оссии и ≈вропейского —оюзаї. Ёто позволило выделить некоторые аспекты современного экологического и лесного образовани€, которым пока еще удел€етс€ недостаточное внимание.   их числу можно отнести: 1) осознание обществом стратегической важности программ экологического и лесного образовани€; 2) междисциплинарность; 3) совершенствование качества образовательного пространства учебного заведени€; 4) внедрение активных методов обучени€ в экологическом и лесном образовании и качественное обновление методологии обучени€.

”читыва€ тот факт, что объем знаний, которые усваивает обучающийс€, посто€нно растет, все более значимую роль в образовательном процессе приобретает способность учитьс€ всю жизнь. ѕри этом важное значение приобретает тот багаж знаний, умений и навыков, с которым абитуриент приступает к получению профессионального образовани€.

¬ последнее дес€тилетие в странах ≈вропы при поддержке ≈вросоюза уже сложились и действуют на уровне отдельных государств и всего ≈вропейского сообщества различные программы, нацеленные на массовое вовлечение школьников в процесс изучени€ и охраны леса. –азвиваетс€ лесна€ педагогика - новое направление образовани€ дл€ устойчивого развити€, призванное акцентировать внимание на экономической, экологической и культурной роли леса [11;14]. “ак например, только в Ќорвегии в различных лесных образовательных программах ежегодно принимает участие от 150 до 180 тыс€ч детей, что составл€ет 30% всех школьников [14]. ћеждународный проект ЂЋесной портфель и устойчивое развитиеї (Case forest and sustainable development) поддерживаемый ≈вропейским союзом рассматривает лесную педагогику как одну из форм обучени€ через всю жизнь. ѕроект нацелен на распространение методологии, способствующей формированию ответственности за будущее леса [11].

ќблада€ опытом пребывани€ на природе с дошкольного возраста, будущий специалист любой профессии приобретает основы экологического мировоззрени€. Ёто позвол€ет решать р€д практических природоохранных проблем современного общества и способствует формированию такой компетенции, как Ђумение быть в лесуї (канадский стандарт лесного образовани€ [9]), что важно дл€ становлени€ других профессиональных компетенций, св€занных с проведением полевых практик.

Ќовый федеральный государственный стандарт лесного образовани€ –оссии подразумевает, что специалист лесного профил€ будет обладать многими компетенци€ми и видами де€тельности, которые требуют навыков работы в полевых услови€х [8]. ¬месте с тем, современные выпускники российских школ обладают достаточно слабой полевой подготовкой. “ак, проведенный нами в 2011г. опрос показал, что 72% преподавателей лесных вузов –оссии считают, что их абитуриенты недостаточно подготовлены к полевым практикам.

Ћичный опыт автора по ведению курса ЂЅезопасность туризмаї, направленного на совершенствование походно Ц полевой подготовки студентов ћарийского государственного технического университета (нынеЦ ѕоволжский государственный технический университет) показал его высокую востребованность среди студентов. ѕодобную работу можно проводить еще на стадии начальной профессиональной подготовки школьников к поступлению в вуз, использу€ потенциал сложившихс€ еще в 1960-е гг системы российских школьных лесничеств, а также туристических станций, дворцов детского творчества, походов на природу на базе школ. «а рубежом регул€рные прогулки и экскурсии на природу на прот€жении всего учебного года €вл€ютс€ нормальной практикой уже в детских дошкольных учреждени€х, что значительно облегчает выполнение познавательных и практических учебных заданий на природе в школе и вузе.

¬ажность и перспективность такой подготовки объ€сн€ет теори€ множественного интеллекта. ќпира€сь на мнение ее основател€, √. √арднера [1], мы в своих исследовани€х нашли подтверждение тому, что определенный процент будущих студентов уже с детства обладает так называемым натуралистическим интеллектом и про€вл€ет склонность к работе на природе, изучению дисциплин эколого Ц биологического и лесного профил€, исследовательской де€тельности. Ёто подтверждают и другие данные. “ак, проведенный еще в 1968г опрос ста п€тидес€ти бывших воспитанников биостанции юных натуралистов в —окольниках показал, что 82% из них получили высшее образование, причем ¾ - в области естественных наук, каждый четвертый стал кандидатом, каждый седьмой Ц доктором наук [2].

ќчевидно, что вы€вление склонностей и интересов будущих ученых Ц исследователей в школьные годы при наличии соответствующих возможностей играет исключительно важную роль в выборе индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста. ¬ пользу этого свидетельствует и опыт преемственности поколений среди работников лесной отрасли –оссии. ћожно сказать, что работа на природе €вл€етс€ важным звеном в развитии творческого и креативного потенциала школьника, что подтверждаетс€ данными американских педагогов Ц экологов [13]. «начимую роль в этом процессе играет проблемное обучение.

¬ насто€щее врем€ в странах ≈вросоюза сложилось определенное понимание содержани€ проблемного обучени€. Ёто обучение, которое строитс€ на трех принципах: сотрудничестве, самосто€тельном обучении и решении проблемных ситуаций. —отрудничество предполагает работу в малых группах, способность делитьс€ друг с другом полученной информацией, уметь принимать альтернативную точку зрени€, развивать и провер€ть свои аргументы. —хема решени€ проблемной ситуации обычно предполагает: 1) ознакомление всех членов группы с поставленной задачей, уточнение деталей; 2) четкое формулирование проблемы; 3) поиск вариантов решени€ и их оценку. —амосто€тельное обучение касаетс€ персональной ответственности обучающегос€ за результат обучени€.  ак правило, решение проблемной ситуации в вузе предполагает написание письменной работы, требовани€ к которой определ€ютс€ High School Academic Honesty Guidelines [10], что исключает дублирование работ и способствует развитию аналитического мышлени€.

¬о многих странах студенты европейских вузов приобретают опыт решени€ проблемных ситуаций еще в школе, что подготавливает их к дальнейшему выполнению более сложных проблемных заданий при обучении в вузе.  ак подчеркивал российский методолог, академик ћ.». ћахмутов, одной из важнейших задач проблемного обучени€ €вл€етс€ даже не получение самих знаний, а освоени€ механизмов решени€ проблемных ситуаций. ѕо его мнению, нового применени€ прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищетс€ и находитс€ учеником, подставленным в соответствующую ситуацию. Ёто, в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной де€тельности обучающегос€ [4] и выводит его на новый уровень осмыслени€ и решени€ стратегических задач, что играет ключевую роль дл€ подготовки высококвалифицированных специалистов.

¬месте с тем, получение новых знаний самосто€тельно, через решение проблемных ситуаций Ц процесс гораздо более долгий, чем простое усвоение знаний путем чтени€ научной литературы или прослушивани€ лекции. Ћектор, читающий курс много лет подр€д излагает материал более логично и емко, чем студент, получивший новые знани€ путем решени€ проблемной ситуации, что, казалось бы, позвол€ет приобрести больший объем знаний. “ем не менее, знание проблем далеко не всегда предполагает приобретени€ навыков их решени€. ќтсюда возникает вопрос: как найти разумный баланс между требуемым объемом знаний и необходимостью обучить специалиста, способного осуществл€ть Ђде€тельность, предполагающую решение различных типов практических задач, требующих самосто€тельного анализа рабочей ситуацииї, как указано в Ќациональной рамке квалификации –оссии [5].

Ќа сегодн€шний день проблемное обучение пока еще не зан€ло достойное место в процессе обучени€ российских студентов что, к сожалению, негативно сказываетс€ на подготовке будущих экологов и специалистов лесного профил€. ¬месте с тем современный федеральный государственный стандарт лесного образовани€ обладает значительным потенциалом дл€ использовани€ проблемных методов обучени€ не только на базе изучени€ профильных дисциплин. «начительный интерес могут представл€ть здесь предметы гуманитарного, социального и экономического цикла (экономика, педагогика), математического и естественнонаучного цикла (экологи€), профессионального цикла (безопасность жизнеде€тельности). “аким образом, междисциплинарный подход при совершенствовании методологической основы обучени€ позвол€ет внести определенный вклад в совершенствование подготовки специалистов экологоЦбиологического и лесного профил€.

—пецифические, Ђэкологичныеї особенности среды вуза также могут быть использованы в цел€х обучени€ будущих специалистов.   ним можно отнести: 1) наличие особой территории, где можно осуществл€ть исследовани€ (в т.ч. и на природе); 2) внедрение природо - и ресурсосберегающих технологий в учебном заведении и его непосредственном окружении, что позвол€ет экономить электроэнергию, перерабатывать отходы, приобретать опыт использовани€ местных материалов, оценивать качество и эффективность их применени€ и другое; 3) строительство университетского городка по принципу Ђзеленого здани€ї, где научно обоснованные предложени€ обучающихс€ могут быть воплощены в жизнь [7].

—туденты могут привлекатьс€ к выполнению проектов по планированию территории, расчетам эффективности внедрени€ технологий и другим исследовани€м. Ёто приводит к насыщению учебного процесса элементами решени€ проблемных ситуаций из повседневной жизни и способствует позитивной мотивации обучающихс€, которые вид€т результаты своей де€тельности и могут вли€ть на то, что получаетс€ в итоге. ѕодобный подход к обучению напоминает прин€тый у лингвистов метод погружени€ в €зыковую среду, где студент имеет возможность совершенствовать навыки в будущей специальности как целенаправленно, так и опосредовано, ориентиру€сь на свойственный ему индивидуальный темп обучени€.

¬ современном стандарте лесного образовани€ –оссии отмечаетс€, что вуз об€зан сформировать социокультурную среду, создать услови€, необходимые дл€ всестороннего развити€ личности [8]. “ем не менее, очевидно, что роль среды вуза в процессе подготовки будущих специалистов лесного профил€ еще недостаточно раскрыта в научной литературе. Ќуждаетс€ в разработке и совершенствовании оценка эффективности примен€емых в учебном процессе методов обучени€. Ќемаловажную роль может здесь сыграть вовлечение студентов в процесс совершенствовани€ методов и подходов в организации обучени€ при участии потенциальных работодателей. «начимую роль в решении этих вопросов может сыграть международное сотрудничество, обмен опытом специалистов разных стран и развитие академической мобильности.

¬ последние годы в странах ≈вросоюза растет понимание роли экологического и лесного менеджмента как конфликтного менеджмента. Ёто предъ€вл€ет повышенные требовани€ к методам обучени€ будущих специалистов, где можно выделить три составл€ющие: 1) информационную; 2) использование активных методов обучени€; 3) совершенствование психолого Ц педагогического сопровождени€ учебного процесса. “ака€ работа позвол€ет воспитывать у обучающихс€ навыки разрешени€ конфликтов, что позитивно сказываетс€ на поддержании стабильности общества в целом и снижении социальной напр€женности.

¬ информационной составл€ющей такой работы важна€ роль отводитс€ умению четко излагать сущность существующих экологических проблем и предлагать пути их решени€, опира€сь на конкретные услови€ каждой из рассматриваемых ситуаций, учитыва€ мнение всех заинтересованных сторон. Ёто предполагает иной способ подачи информации, частью которого €вл€етс€ изложение ее в позитивном ключе. “ак например, во врем€ двухнедельной поездки в рамках проекта “емпус Ђ–амка квалификаций в лесном хоз€йстве: сближение стандартов –оссии и ≈вропейского —оюзаї (сент€брь, 2012) нами было отмечено, что практически все лекторы и преподаватели вузов очень редко использовали в своей речи запреты и отрицани€, что, тем не менее, позвол€ло им предлагать эффективные пути решени€ тех или иных экологических проблем.

»спользование активных методов обучени€ на зан€ти€х позвол€ет обучающимс€ про€вл€ть собственную позицию, быть самосто€тельными в поиске путей поставленных перед ними задач. ѕри этом, по мнению —.ј. Ћобановой, наблюдаетс€ Ђвысока€ степень активности обучаемых, соизмерима€ с активностью преподавател€ї [3, с. 14]. Ќами было отмечено, что использование игровых моментов и решение проблемных ситуаций на этапе, предшествующем изложению теоретического материала, как это практикуетс€ в уральской школе экологического выживани€ [9], способно в значительной степени активизировать процесс усвоени€ новых знаний. «начима€ роль в этом процессе должна отводитьс€ психолого Ц педагогическому сопровождению как целостной системе, обеспечивающей успешность обучени€. Ёто предполагает вы€вление специфики каждой конкретной группы обучающихс€ и организацию зан€тий с учетом возможностей среды обучени€.

“аким образом, в услови€х активизации международного сотрудничества и создани€ Ќациональной рамки квалификации в лесной отрасли –оссии все более значимую роль приобретают вопросы социально-экологического воспитани€ личности в процессе профессиональной подготовки к будущей де€тельности. «начима€ роль при этом процессе принадлежит: 1) созданию условий дл€ приобретени€ начальной профессиональной подготовки до поступлени€ в вуз; 2) приобретению навыков работы в полевых услови€х; 3) широкому использованию проблемного обучени€ в учебном процессе; 4) совершенствованию среды вуза, в том числе насыщение ее элементами, побуждающими к опосредованному профессиональному росту будущих биологов, экологов, специалистов лесного дела; 5) оценке результативности применени€ тех или иных методов в учебном процессе. «начительный интерес представл€ет опыт зарубежной лесной педагогики как новой формирующейс€ науки, способной привлечь внимание широких слоев населени€ к вопросам охраны и воспроизводства лесных богатств и возможности повысить престиж лесных специальностей, учитыва€ значимость экологической, экономической, социальной и культурной роли леса в жизни современного общества.

ѕроведенна€ работа показывает, что вопросы социально-экологического воспитани€ личности имеют большое значение дл€ решени€ многих важных социальных вопросов, что способствует в целом поддержанию стабильности в современном обществе. “ем не менее, любые изменени€ в сложившейс€ системе образовани€ должны учитывать особенности и традиции каждой конкретной страны. ѕри этом следует принимать во внимание не только результаты на выходе и объем полученных знаний, но и то, какими методологическими средствами они будут достигатьс€, как и где сможет примен€ть полученные знани€ выпускник вуза, а также соответствие нововведений в образовательной практике менталитету российских граждан.

—писок использованной литературы:

1. √арднер, √. —труктура разума: теори€ множественного интеллекта / √. √арднер. Ц ћ.: ¬иль€мс, 2007. Ц 512 с.

2. ƒрузь€, судьба нам повелелаЕ: (Ѕиологическому кружку ƒарвиновского музе€ Ц Ђ¬ќќѕї Ц 50 лет). Ц ћ.:  ћ , 2000. Ц 404 с.

3. Ћобанова, — .ј. јктивные методы обучени€ как средство развити€ субъектной позиции студента: автореф. дис. Е канд. пед. наук / —.ј. Ћобанова.Ц  раснодар, 2009. Ц 26 с.

4. ћахмутов, ћ. ». ќрганизаци€ проблемного обучени€ в школе / ћ. ». ћахмутов. Ц ћ.: ѕросвещение, 1977. Ц 240 с.

5. Ќациональна€ рамка квалификаций –оссийской ‘едерации / ¬.». Ѕлинов [и др.]; ‘√” Ђ‘»–ќї; ÷ентр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образовани€. Ц ћ., 2010. Ц 7 с.

6. ќсновы государственной политики в области экологического развити€ –оссийской ‘едерации на период до 2030 года [Ёлектронный ресурс].

7. ѕочитаева ћ.¬. ѕодготовка специалистов-экологов в зарубежных вузах как часть обучени€ через всю жизнь / ћ.¬. ѕочитаева //  азанский пед. журн. Ц 2011. Ц є 3. Ц —. 176Ц181.

8. ‘едеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образовани€ по направлению подготовки 250100 Ћесное дело [Ёлектронный ресурс]. Ц –ежим доступа: http://docs.cntd.ru /document/902232163. Ц «агл. с экрана (дата обращени€: 27.09.2011).

9. „еурин √.—. —амоспасение без снар€жени€ / √.—. „еурин. Ц ћ.: «јќ »зд-во Ђ–усский журналї, 2001. Ц 194 с.

10. Burroughs J. High School Academic Honesty Guidelines [Ёлектронный ресурс] / J. Burroughs.

11. Gustaffson M. Case forest pedagogics towards sustainable development: Final report public part / M. Gustaffson. Ц Stockholm: Swedish Forest Agency, 2008.Ц 18 p.

12. Innes J.L. Professional Education in Forestry / J.L. Innes, D. Ward // Commonwealth forests 2010: An overwiew of the forests and forestry sectors of the countries of the Commonwealth. Ц Edinburgh, 2010. Ц P. 76Ц93.

13. Kennedy M.J. A GreenPrint for Minnesota: State plan for environmental education, third edition / M.J. Kennedy, D. M. Stromme.- Minnesota Pollution Control Agency, 2008.- 50 p.

14. Learning with the forest [Ёлектронный ресурс]



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019