јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов.

¬ предыдущих номерах были опубликованы главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук јлександра —ергеевича Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї. ¬ них автор обсуждал особенности Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов дл€ школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучени€ ЂЁкологический ликбезї. ¬ последнем номере журнала были описаны методы организации и содержание зан€тий по зоологии.

¬ этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги об проведении практических зан€тий по водной экологии.

ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

ѕолевой практикум по водной экологии: общие особенности организации зан€тий

јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Ёкосистема" 

¬ведение

¬нутренние водоемы и, в первую очередь, небольшие реки и озера, наиболее подход€т дл€ полевых экологических практикумов. Ќо дл€ того, чтобы проводить какие-либо экологические исследовани€ водных экосистем необходимо иметь некоторые представлени€ о водоеме как о физическом теле, а также о водных животных и растени€х.

ѕоэтому, основной целью зан€тий по водной экологии в рамках программы ЂЁкологический ликбезї €вл€етс€ ознакомление детей с морфологическим строением водоемов и представител€ми водного мира.

¬ данном разделе привод€тс€ некоторые общие особенности организации и проведени€ учебных зан€тий по водной экологии, характерные дл€ всех сезонов года. Ќиже будет рассмотрено содержание зан€тий по сезонам года.

ќбъекты изучени€

  основными объектам наблюдений на зан€ти€х по водной экологии относ€тс€ сами водоемы, как физические объекты, водные беспозвоночные (круглогодично) и высшие водные растени€ (в теплое врем€ года). ƒругие обитатели водоемов, такие как водоросли, рыбы и другие позвоночные, в рамках программы ЂЁкологический ликбезї не изучаютс€.

¬ любой сезон года в пресноводных водоемах можно обнаружить представителей различных групп водных беспозвоночных животных - простейших, червей, моллюсков, ракообразных, насекомых, а также личинок летающих насекомых. ¬ зависимости от сезона года количество и соотношение различных групп животных существенно различаетс€.

¬ умеренных водах, имеющих сильные годовые колебани€ температуры, растени€ начинают свое развитие только после освобождени€ водоемов ото льда. ќдноклеточные водоросли (сине-зеленые, диатомовые, зеленые, желто-зеленые и золотистые) интенсивно развиваютс€ только в теплое врем€ года, вызыва€ Ђцветение водыї. ¬ пресных водоемах сильное Ђцветениеї летом чаще всего вызывают сине-зеленые водоросли, весной и осенью - диатомовые.

—езонные €влени€ в жизни высшей водной растительности так же непосредственно св€заны с временами года. —езонное развитие водной флоры прежде всего зависит от скорости прогревани€ толщи воды. ¬одна€ растительность начинает проходить весеннюю стадию развити€ только в начале июл€. ќсенью многие водные растени€ образуют почки, которые помогают приспосабливатьс€ им к переживанию неблагопри€тных условий. Ёти почки отдел€ютс€ от материнского растени€ и опускаютс€ на дно, а само материнское растение при этом постепенно отмирает и перегнивает в течение зимы.

ѕолевые зан€ти€

ѕолевые зан€ти€ по водной экологии обусловлены необходимостью проведени€ гидрологических и гидрофизических измерений на водоемах, отбора проб воды, животных и растений. —оответственно маршруты и прот€женность экскурсий по водной экологии определ€ютс€ набором и удаленностью имеющихс€ в окрестност€х учебной базы водоемов.

ѕри проведении как учебных, так и исследовательских зан€тий по водной экологии желательно охватить исследовани€ми различные типы водоемов окрестностей школы или биостанции: реку, различные типы ручьев (например, олиготрофный и эвтрофный), пруд, озеро или водохранилище, верховое и низовое болота.

Ќа двух-трех ближайших к базе водоемах желательно заранее наметить места проведени€ измерений и обора проб. ѕодходы к этим местам должны быть удобны и безопасны. ќни должны располагатьс€ в различных контрастных част€х водоема, с тем чтобы можно было ознакомитьс€ с организмами из различных биотопов.

¬о врем€ экскурсий на водоем преподаватель рассказывает о характере водоема (происхождение, размеры, глубина, состо€ние на сегодн€шний день), показывает, как и чем берутс€ пробы бентоса и планктона, рассказывает учащимс€ о том, какие пробы бывают и чем они отличаютс€ друг от друга.

ќсновной частью полевых зан€тий во все сезоны года €вл€етс€ отбор проб водных беспозвоночных. “ехника и места сбора проб в разные сезоны немного отличаютс€, но в целом технологи€ работы всегда одинакова.

ќсновным орудием сбор беспозвоночных в водоеме €вл€етс€ скребок.

ѕри проведении Ђсерьезныхї гидробиологических исследований дл€ качественного учета донных животных в центральной глубоководной части используют также драгу, но при проведении учебного практикума вполне достаточно изучени€ водных беспозвоночных с помощью простого скребка.

—кребок представл€ет собой мешок из мелкой сетки или капрона, нашитый на металлическую рамку с плоской передней кромкой.

Ќаиболее удобен скребок дл€ отлова животных со дна водоема, т.е. дл€ сбора макрозообентоса - относительно крупных, видимых невооруженным глазом водных беспозвоночных, живущих на дне и в придонном слое воды. — этой целью скребком вод€т по дну, зачерпыва€ металлическим краем верхний слой песка, ила или гальки. ¬ текучем водоеме скребком ведут против течени€. — помощью скребка можно собирать животных не только со дна водоема, но и с зарослей прибрежной водной растительности Ц плавными Ђкос€щимиї движени€ми по плавающим част€м растений. –аботают скребком сто€ в воде, с берега или с мостков (зимой Ц со льда на краю проруби).

—кребком также можно собирать и сами водные растени€. ¬ынутые из воды растени€, если их планируетс€ вз€ть с собой в лабораторию, сразу же необходимо поместить в банку с водой, поскольку большинство погруженных растений без воды быстро тер€ют свой внешний вид и дальнейша€ работа с ними в лаборатории будет невозможна.

≈сли погода позвол€ет, пр€мо на берегу осуществл€ют первичный разбор проб.

∆елательно, чтобы в этой процедуре имели возможность участвовать все члены учебной группы. ≈сли погода плоха€, пробы не разбира€ складывают в банки (вместе с гр€зью и растени€ми) и унос€т домой дл€ разбора в лаборатории.

ѕервичный разбор проб на берегу осуществл€ют следующим образом.

¬з€тую скребком со дна или в растительности пробу, вместе с гр€зью и растени€ми хорошо промывают пр€мо в скребке или сачке в водоеме, а затем выход€т на удобное место на берегу и по част€м начинают выкладывать в белый поддон (кювету), наполненный чистой водой из водоема. ¬ качестве кювет идеально подход€т белые эмалированные формочки (округлые или пр€моугольные), используемые дл€ кулинарных целей.

¬сех видимых невооруженным глазом животных выбирают из кюветы и складывают в банки с водой (об€зательно из этого же водоема!). —амое удобное Ђорудиеї дл€ отлова животных из кюветы Ц пластмассова€ ложечка (одноразова€ чайна€). ƒл€ совсем мелких животных удобно использовать резиновую грушу (детскую клизму) с вставленным в нее длинным пластмассовым наконечником (например прозрачной шариковой ручкой без стержн€).

¬ процессе такого первичного разбора преподаватель рассказывает обо всех встреченных объектах водного мира, которые можно заметить невооруженным глазом (высших растени€х, беспозвоночных и рыбах) в их св€зи с данным сезоном года и возможно более живыми рассказами о том, как эти организмы живут в воде - чем питаютс€, как перенос€т зиму, как размножаютс€, чем отличаютс€ от других похожих организмов и об их роли в водных экосистемах.

ќчень важно помнить, что многие из водных животных Ц хищники, и их, по возможности, следует складывать в отдельные банки.  роме этого, следует заметить, что животных брать с собой необходимо в строго ограниченном количестве.

Ќа каждой банке необходимо надписать перманентным маркером номер пробы (можно еще и название водоема), а в полевом дневнике дл€ каждого номера отметить следующие сведени€: 1) место отбора пробы, 2) врем€ лова (мес€ц, число и час), 3) глубина лова, 4) грунт (дл€ донных проб) и 5) орудие лова.

ѕри сборе зообентоса следует обследовать различные места обитани€ водных животных, т.е. микростации. ѕомимо собственное донного грунта и придонного сло€ воды, много водных беспозвоночных можно найти под камн€ми и кор€гами, лежащими в воде.  роме этого, животных надо искать в на лежащих в воде предметах (например в консервных банках), в гниющей листве, на корн€х водных растений. ƒостав из воды эти объекты их следует прополоскать в поддоне с чистой водой, а всех замеченных животных собрать в баночку.

ѕомимо сбора крупных водных беспозвоночных (макрозообентоса), на многих зан€ти€х по водной экологии производитс€ отлов или количественный учет планктона.

ƒл€ отлова и количественного учета планктона используют планктонную сеть. ќна состоит из металлического кольца, диаметром в 25-30 см и конуса, сшитого из мельничного газа (мелко€чеистого капрона). ќснованием этот конус нашиваетс€ на кольцо, а к его вершине прикрепл€етс€ специальный планктонный стаканчик (с краником) или просто стекл€нна€ банка. ¬ них собираетс€ пойманный планктон.

–абота с планктонной сеткой основана на принципе фильтрации: при движении сетки в воде или проливании через сетку воды (например, ведром) она проходит через поры сетки, а планктонные организмы задерживаютс€, стека€ в расположенный внизу планктонный стакан, который после проливани€ определенного объема воды переливают в банку дл€ транспортировки пробы в лабораторию.

ѕланктон собирают вод€ сеткой по воде (с Ђмостковї, с пристани, с берега в подход€щем месте, или с лодки) или пролива€ воду ведром через горловину планктонной сетки (это более удобный способ).

Ёкипировка учащихс€. Ќа экскурсию по водной экологии следует одеватьс€ теплее, чем на экскурсии по другим предметам. ¬о-первых, потому что двигатьс€ на полевом зан€тии по водной экологии приходитс€ меньше (только дойти до водоема и обратно), а во-вторых Ц на водоеме всегда более ветрено, чем в лесу, особенно в ненастную погоду.

ќсенью и весной (пока вода холодна€) участникам экскурсии необходимо иметь сапоги. ¬ холодную погоду желательно иметь с собой варежки.

Ћетом же и ранней осенью в хорошую погоду, напротив, экипировка на зан€ти€х по водной экологии может быть минимальной (купальные костюмы). Ёто отнюдь не противоречит строгости соблюдени€ прочих норм организации гидробиологических исследований, но во многом улучшает общий эмоциональный настрой учащихс€. ≈динственные ограничени€ дл€ лета - об€зательное использование легкой обуви дл€ хождени€ по дну (вполне подход€т старые кеды или кроссовки) - практически во всех водоемах и без вс€ких исключений, а также максимальное число детей, одновременно наход€щихс€ в воде (не более 3-4 на одного преподавател€).

Ћабораторные зан€ти€

ѕо возвращении с полевых зан€тий все принесенные пробы, как можно быстрее, чтобы животные не умерли, вместе с водой выливают из банок в чистые кюветы. ≈сли погода на улице была плоха€ Ц начинают лабораторную работу с того, что производ€т первичный разбор проб - вылавливают пойманных животных из гр€зи и перекладывают в чистую воду (описание этой процедуры см. выше).

»з принесенных банок или из непосредственно из гр€зи, в любом случае, - животных из одного водоема помещают в отдельную кювету.

—ледующий этап Ц сортировка животных по чашкам ѕетри дл€ их последующего определени€ и зарисовывани€ школьниками. Ёту процедуру производит преподаватель.

ƒл€ организации процесса определении и рисовани€ не об€зательно иметь много особей одного вида, достаточно иметь хот€ бы по одному представителю Ц их можно передавать последовательно от одного ученика к другому.

–ассматривание средних и мелких водных объектов производитс€ под бинокул€ром с боковой подсветкой - на увеличении от 8 до 20 крат (лучше всего пользоватьс€ 8-кратными окул€рами, а объектив устанавливать на 1 или 2, т.е. работать с увеличением в 8 или 16 раз).

ќптимальной €вл€етс€ работа учащихс€ по двое с одним бинокул€ром.

¬ качестве отдельных объектов дл€ рассматривани€, определени€ и зарисовывани€ €вл€ютс€ водные растени€. »х также раскладывают по чашкам ѕетри, а крупные Ц оставл€ют в банках с водой.

Ћабораторные работы по изучению планктона довольно разнообразны в зависимости от сезона года и цели исследовани€, поэтому процедуры обработки планктонных проб описаны в соответствующих Ђсезонныхї главах (см. ниже).

ќборудование

Ќа экскурси€х по водной экологии следует иметь с собой оборудование дл€ проведени€ гидрологических измерений: рулетку (от 5 до 50 м в зависимости от размеров измер€емых водоемов), шест, размеченный на дециметры (дл€ измерени€ глубин), ведро и прочный полиэтиленовый пакет (дл€ измерени€ расхода воды на ручь€х). ƒл€ измерени€ температуры понадобитс€ простейший термометр, а дл€ отбора проб воды Ц пластиковые бутылки с завинчивающимис€ крышками (из-под газированной воды). ƒл€ гидробиологических работ понадобитс€ скребок дл€ сбора донных животных, планктонна€ сетка, несколько белых поддонов дл€ разбора проб на берегу, несколько ложек и одна-две резиновые груши, а также несколько банок дл€ собранных животных.

¬се учащиес€ должны иметь при себе дневники и ручки дл€ ведени€ полевых записей. ѕри изучении высшей водной растительности могут пригодитьс€ обычные садовые грабли.

ƒл€ лабораторной работы необходимо иметь: высокий стекл€нный цилиндр, бинокул€ры, пинцеты, препаровальные иглы, пипетки разных размеров, чашки ѕетри, предметные и покровные стекла, камеру Ѕогорова или камеру √ор€ева, альбомы дл€ рисовани€, канцел€рские принадлежности.

 

ѕроверка знаний учащихс€

¬ конце дн€ зан€тий по водной экологии, также как и по другим предметам, все учащиес€ сдают зачет по пройденному материалу. ¬ простейшем случае зачетом может быть проверка правильности определени€ пойманных организмов, качество выполненных рисунков или проверка конспекта зан€ти€.

≈сли позвол€ет врем€, зачет, также как и по ботанике или зоологии, можно провести в виде тестовой олимпиады.  аждому учащемус€ предъ€вл€етс€ дл€ Ђопознани€ї 5 видов объектов, изученных на зан€тии (животных или растений - в зависимости от сезона года). ¬се п€ть правильно определенных объектов из п€ти предъ€вленных соответствует оценке Ђ5ї, ни одного - оценке Ђ0ї. ƒл€ проведени€ тестовой олимпиады преподаватель подбирает (как правило, в процессе проводимых экскурсий) 15-20 видов водных беспозвоночных животных и растений, о которых подробно говорилось на прошедшей экскурсии.  аждому очередному учащемус€, сдающему зачет, преподаватель предъ€вл€ет Ђна опознаниеї объекты в различных соотношени€х.

¬ качестве одного из вариантов проверки полученных практических навыков на третьем или четвертом по счету практикумах возможна организаци€ Ђзачетногої гидробиологического обследовани€ водоема. ¬ этом случае, каждому учащемус€ даетс€ задание провести самосто€тельно то или иное простое исследование на водоеме, например: провести рекогносцировочное обследование заданного водоема, или отобрать пробу бентоса/зоопланктона/перифитона, или провести количественный учет зоопланктона и т.д. “ака€ форма зачета, однако, более трудоемка, занимает больше времени и возможна только на летнем выезде или в летнем лагере, когда у учащихс€ есть возможность провести дополнительное свободное врем€ на водоеме (совместив это, например, с купанием) и накоплен уже значительный опыт в проведении гидробиологических исследований.

 

 

—одержание сезонных практикумов

ќсенний сезон

ќсенью на зан€ти€ по водной экологии отводитс€ один день, т.е. 7 учебных часов. »з них: 1 час на вводную лекцию, 2 часа Ц на полевую работу (сбор материала), 3 часа на лабораторные зан€ти€ и 1 час на подготовку отчета (см. “ематический план).

Ћекци€

¬ведение: предмет гидробиологии, истори€ возникновени€.

√лавнейшие физические свойства воды и водоемов. —войства воды, как жидкого тела: сила сцеплени€ и плотность воды; вли€ние силы сцеплени€ и плотности на водные организмы; теплоемкость, оптические свойства воды.

¬одоемы: приход и расход воды в водоеме; движение воды, тепловые свойства водоемов: температурные колебани€; теплова€ слоистость; температурный скачок; замерзание водоема; циркул€ци€ воды осенью; вли€ние тепловых свойств воды на организмы.

Ѕиотопы водоемов и соответствующие им экологические группы водных организмов. Ћитораль: обща€ характеристика; зона зарослей; подготовка высших растений к зиме; зона прибо€.

ѕелагиаль, нектон и планктон: водна€ масса, как среда обитани€; население водной массы Ц нектон и планктон; зоо- и фитопланктон; цикломорфоз.

Ѕенталь и бентос: услови€ жизни на дне; население дна - бентос.

ѕоверхностна€ пленка воды, нейстон и плейстон. ѕоверхностна€ пленка воды как среда обитани€; животные на границе между водой и воздухом Ц снизу и сверху; специальные приспособлени€ дл€ обитани€ на поверхностной пленки воды.

ѕерифитон: субстрат, состав перифитона.

ѕодготовка водных животных к зиме.

ѕолевое зан€тие

ќсенью экскурсии на водоем могут резко отличатьс€ друг от друга. ≈сли погода позвол€ет, то больша€ часть информации о собранных объектах рассказываетс€ пр€мо на берегу водоема. ¬ холодную или дождливую погоду основную информацию желательно оставить до лаборатории, поскольку при таких услови€х учащиес€ не могут записывать интересующую их информацию, а их внимание рассе€но.

ѕервичное знакомство с любым водоемом можно начать с рекогносцировочного исследовани€ этого водоема.

–екогносцировочное исследование (визуальное обследование) проводитс€ по следующему плану: дата проведени€ обследовани€; тип и название водоема; пункт наблюдени€; местоположение водоема и пункта наблюдени€; морфологические показатели водоема; описание окружающей местности; прибрежно-водна€ растительность (основные виды); высшие водные растени€; тип грунта; обща€ характеристика воды (цвет, запах); описание обрастаний (цвет, обильность); характеристика околоводной фауны.

≈сли в окрестност€х базы имеетс€ несколько водоемов Ц желательно посетить их один за другим. ¬ этом случае на первом водоеме рекогносцировочное описание преподаватель проводит вместе с учащимис€, а на следующих водоемах описани€ учащиес€ провод€т самосто€тельно.

ѕосле рекогносцировочного исследовани€ можно провести основные гидрологические измерени€ водоема (ширина, глубина, скорость течени€, объем стока).

Ќа следующем этапе производитс€ отбор проб воды дл€ проведени€ простейших анализов физических показателей воды в лаборатории

ќдновременно с проведением гидрологических измерений и отбором проб воды провод€тс€ измерени€ температуры воды с помощью простейшего термометра (годитс€ даже оконный). ѕри измерении температуры следует иметь в виду, что термометр должен быть полностью погружен в воду на несколько минут и он не должен находитс€ на солнце.

«атем переход€т к гидробиологическим исследовани€м и отбору проб животных.

Ќа первом зан€тии следует познакомить учащихс€ с устройством орудий лова (скребка и планктонной сетки) и показать способы работы с этим оборудованием. ¬се учащиес€ на первом зан€тии должны научитьс€ самосто€тельно работать со скребком и планктонной сеткой (описание работы с этими оруди€ми см. выше).

Ќа первом зан€тии наибольшее внимание следует уделить сбору макрозообентоса, т.е. работе со скребком. ќднако, если работа проводитс€ на большом водоеме (больша€ река, пруд, озеро, водохранилище) и в начале осени (сент€брь), то можно еще поучитьс€ ловить планктон.

Ќа первой экскурсии, цель которой - первичное знакомство с водным миром и методами сбора и учета организмов, можно ограничитьс€ рассказом об устройстве и принципе работы планктонной сетки, а также Ђпоказательнымї отбором одной пробы планктона. ƒл€ это достаточно пролить через планктонную сетку небольшое количество воды (например 10 ведер) в наиболее удобной дл€ показа месте, например с мостков.

—обранный планктон переливают из стаканчика в отдельную баночку и унос€т в лабораторию дл€ подсчета.

—остав водных организмов сильно отличаетс€ в различных водоемах. ѕоэтому, как было указано выше, в осеннюю экскурсию по возможности следует включить несколько водоемов различного типа, например, - ручей, реку, пруд. ¬о врем€ экскурсии следует показать учащимс€, как и чем отличаютс€ эти водоемы и в результате лабораторной обработки вы€снить - отличаетс€ ли видовой состав растений и животных из различных водоемов.

“ак, например, прид€ на ручей, необходимо первым делом рассказать учащимс€ о характере ручь€: откуда ручей берет свое начало и на каком рассто€нии от истока мы находимс€ в данный момент. ѕоскольку часто бывает, что на небольшом прот€жении ручь€ много раз мен€ютс€ биотопы, вызыва€ этим самым различие биоценозов, то следует обратить внимание учащихс€ на существующие отличи€ биоценозов.

ќбычно в ручь€х можно выделить 4 типичных биоценоза: 1) биоценоз камней Ц он состоит из растений и животных, имеющих приспособлени€ дл€ удержани€ против течени€; 2) биоценоз мхов (Fortinalis) и мелких насекомых, имеющих крючки и зацепки; 3) биоценоз заводей, имеющий фауну прудов; 4) биоценоз дна, не покрытого камн€ми, - с бедным населением, так как ил посто€нно сноситс€, а песчинки подвергаютс€ перекатыванию и не позвол€ют укрепл€тьс€ растени€м.

Ќа реке и озере также необходимо выделить основные биоценозы, наход€щиес€ поблизости, и, по возможности, собрать в этих местах их обитателей, обраща€ внимание учащихс€ на характеристику этих биоценозов, на отличие форм и окраску животных, обитающих в них.

Ќа прибрежном участке большой реки (озера, водохранилища) можно выделить следующие биоценозы: 1) биоценоз песков - €вл€етс€ самым бедным и количественно и качественно: лишь очень немногие формы способны удержатьс€ на текучем или посто€нно взмучиваемом прибоем песчаном грунте: 2) биоценоз камней - ненамного богаче в количественном отношении, чем биоценоз песка, но число форм здесь значительно больше; 3) биоценоз глинистых участков - имеет обычно небольшое количество форм, но при довольно большом количестве индивидуумов; 4) биоценоз илистого грунта - значительно богаче ранее перечисленных; 5) придонные заросли - население здесь не очень богатое, но разнообразное; 6) прибрежные заросли - животное население наиболее разнообразно, некоторые формы встречаютс€ в большем количестве, чем в придонных заросл€х, благодар€ отложению ила среди стеблей на дне.

 онечно же, на первом зан€тии не всегда есть возможность посетить и провести отбор проб во всех имеющихс€ биотопах, но дл€ проведени€ сравнени€ надо стремитьс€ обследовать как минимум три-четыре различных биотопа одного водоема или посетить три-четыре разных водоема.

Ћабораторна€ работа

ѕеред началом лабораторной работы на первом зан€тии следует остановитьс€ на правилах техники безопасности при работе со стекл€нной посудой и правилах работы с бинокул€рами.

—утью первой лабораторной работы €вл€етс€ обработка результатов экскурсии и составление списка собранных растений и пойманных животных.

¬начале определ€ют и записывают названи€ собранных растений (на первой практике названи€ видов может подсказать преподаватель), составл€ют общий список видов, помеча€, где эти растени€ обитают, и по возможности, зарисовывают.

«атем можно перейти к животным, которые видны невооруженным глазом. –екомендуетс€ рассматривать животных в определенном пор€дке - или в систематическом (т.е. по основным группам) или по очереди из различных водоемов.

ѕри раздаче животных преподавателю следует еще раз повторить биологические и экологические особенности каждого рассматриваемого вида.

¬ то врем€ как учащиес€ занимаютс€ изучением Ђкрупныхї животных, преподаватель под своим бинокул€ром отлавливает мелкие (в том числе Ц планктонные, если их сбор осуществл€лс€) организмы, раскладыва€ их на предметные стекла. ƒл€ тщательного изучени€ мелких организмов можно приготовить временные препараты, положив на капельку воды с мелким объектом покровное стекло.

—ледует заметить, что наибольший интерес дети про€вл€ют к крупным животным. ћелкие планктонные организмы дл€ них менее интересны, поэтому необходимо каким-то образом привлечь их внимание к этим объектам, например, предложив самосто€тельно приготовить временные препараты, крупно нарисовать на доске объект в том виде как он виден под бинокул€ром (а не так как нарисован в определителе), обратить внимание на особенности жизненного цикла (партеногенетическое развитие дафний летом и откладка зимующих €иц зимой), рассказать какую роль планктонные организмы играют в жизни водоемов.

ƒл€ лучшего запоминани€ пойманных объектов учащиес€ зарисовывают их в альбом. ≈сли животных поймано много Ц не следует стремитьс€ зарисовать их все, можно ограничитьс€ 2-5 объектами на каждого ученика Ц в зависимости от их возраста, способностей и желаний. –исунки делаютс€ простым карандашом (допускаетс€ применение м€гких пастельных цветов). ƒл€ правильного рисовани€ живых объектов не об€зательно быть художником - важно зарисовать то, что видишь, обратив внимание на основные особенности морфологии объекта - сегментированность тела, количество лапок, наличие или отсутствие жабер и т.д.).

 аждый рисунок в альбоме должен быть подписан: название (детали названий - на усмотрение преподавател€) и увеличение. “рудные и непон€тные названи€ животных и растений следует выписывать на доске, чтобы в альбомах у учащихс€ не было ошибок.

≈сли есть врем€ и поймано достаточно планктонных организмов, можно перейти к количественному анализу планктонной пробы. –уководитель должен объ€снить каким образом можно легко и быстро сосчитать всех планктонных животных в данной пробе с помощью камеры Ѕогорова или камеры √ор€ева. „тобы эта работа не показалась Ђнаказаниемї дл€ одного учащегос€, то принесенную пробу планктона обсчитывают общими усили€ми и высчитывают количество планктонных организмов на один литр воды.

ќдновременно с работами по изучению животных и растений (или после ее окончани€), учащимс€ объ€сн€ют простейшие способы определени€ физических показателей воды. Ќа данном, первом зан€тии по водной экологии нет смысла останавливатьс€ на химических анализах Ц этим рациональнее будет зан€тьс€ позже (зимой).

–абота по определению физических показателей воды проводитс€ с целью сравнени€ всех обследованных водоемов, поэтому все получаемые данные удобнее всего записывать в форме таблицы:

Ќазвание водоема

—корость течени€ (м/сек)

Ўирина русла (м)

√лубина (ср., макс.)

–асход воды (м3/сек)

ќбъем стока (км3/

год)

“емпература воды

ѕрозрачность воды (см)

÷вет воды

«апах

 ислотность (pH)

1 Е

                   

2 Е

                   

3 Е

                   

Ќа данном зан€тии определ€ют лишь самые простейшие физические свойства воды: температуру (ее измер€ли во врем€ полевой части работы на водоемах), прозрачность, цвет (цветность), запах, кислотность (pH).

¬ сравнительную таблицу внос€т также данные гидрологических измерений, проведенные на водоемах. ≈сли есть врем€, то по стандартным методикам рассчитывают расход воды и объем стока дл€ текущих водоемов. ≈сли времени на это не остаетс€, то данную процедуру можно не проводить, - все равно на одном из последующих практикумов данна€ работа будет проводитьс€ еще раз.

»тогом зан€тий дл€ каждого ученика должны стать:

1) конспект лекции о биологии водных организмов данной местности в осенний период;

2) таблица сравнительных данных гидрологических и гидрофизических показателей обследованных водоемов;

3) список представителей водной флоры и фауны с указанием местообитани€ (водоема) и принадлежности к экологической группе (бентос, планктон, нектон, нейстон, плейстон);

4) рисунки определенных объектов.

 

«имний сезон

«ан€ти€ по водной экологии зимой, также как и осенью, провод€тс€ в течение одного дн€, т.е. 7 учебных часов. »з них 0,5 - 1 час отводитс€ на вводную лекцию, 2 часа на сбор проб, 4 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет (см. “ематический план).

Ћекци€

“епловые свойства водоема: температурные колебани€; теплова€ слоистость; температурный скачок; замерзание водоема; группы водных организмов по способам их зимовки. ѕриспособлени€ животных к изменени€м в€зкости воды; цикломорфоз; приход и расход воды в водоеме зимой. √азовый режим водоема зимой. Ѕиоценозы. Ћитораль: Ђсудьбаї обитателей литорали зимой. ѕелагиаль: зимние миграции зоопланктона; резкое уменьшение численности планктона; способы переживани€ неблагопри€тных условий планктонными организмами. Ѕенталь: услови€ жизни на дне; зимовка донных животных. ѕоверхностна€ пленка воды: судьба нейстона и плейстона зимой.

ќсновные физические и химические свойства воды: температура, прозрачность, цвет, запах, кислотность, содержание азотистых соединений (нитратов, нитритов, аммони€), концентраци€ кислорода и углекислого газа, минерализаци€ воды.

Ёкскурси€

ќсновна€ цель похода на водоем Ц отбор проб воды дл€ проведени€ ее последующих физических и химических анализов в лаборатории. ƒруга€ цель зимней экскурсии Ц показать учащимс€, что жизнь в воде продолжаетс€ и зимой.

«имн€€ экскурси€ на водоем - несколько необычное зан€тие, которое сильно отличаетс€ от экскурсии в теплое врем€ года. ƒл€ ее проведени€ необходимо дополнительное оборудование: топор или пешн€ (рыбацкий коловорот не годитс€). ѕотребуютс€ также полиэтиленовые мешки дл€ сбора образцов снега, анализ которого желательно провести в сравнительных цел€х.

¬з€тие проб зимой представл€ет собой некоторые трудности. ƒл€ того, что бы добратьс€ до воды необходимо прорубить прорубь. »деально, если в окрестност€х базы имеетс€ незамерзающий водоем.

ѕровод€ зимнюю экскурсию на водоем желательно не только отобрать пробы воды дл€ физико-химических анализов, но и попытатьс€ поймать какую-либо водную фауну. ѕоэтому, диаметр проруби должен быть не меньше диаметра скребка (25-30 см). –убить прорубь следует недалеко от берега, в месте, где глубина водоема не превышает 50-80 см. “огда через прорубь можно будет легко зачерпнуть скребком донные отложени€, вместе с зимующими в них беспозвоночными.

ƒл€ того, чтобы собрать максимальное количество организмов, обитающих подо льдом, нужно вз€ть немного грунта со дна и небольшое количество разлагающейс€ растительности, потому что основна€ масса животных предпочитает зимовать именно там.

¬ сильный мороз содержимое скребка необходимо быстро перекладывать в полиэтиленовый пакет или в банку с этикеткой. ѕри долгом пребывании мокрого скребка на морозном воздухе ткань его замерзает и делаетс€ очень хрупкой, поэтому со скребком следует обращатьс€ очень аккуратно.

¬ сильные морозы или в конце зимы экскурсию надо проводить на реку или ручей, русло которого не промерзает из-за течени€ (поскольку неглубокие сто€чие водоемы зимой промерзают до дна, особенно у берега).

Ћовить планктон зимой не имеет смысла, поскольку оставшийс€ на зиму планктон держитс€ на глубине в придонном слое воды и его очень мало.

ќтбор проб воды дл€ физико-химических анализов проводитс€ по стандартной схеме, в пластиковые бутылки с крышкой. ѕопутно с отбором проб в каждом водоеме измер€етс€ температура воды.

Ћабораторна€ работа

ќсновна€ работа по водной экологии в зимнее врем€ года проводитс€ в лаборатории.

ѕо возвращении на базу группа учащихс€ под руководством преподавател€ прежде всего разбирает принесенные с водоема пробы.

≈сли пробы замерзли, необходимо подождать пока они оттают сами - ни в коем случае нельз€ пытатьс€ ускорить этот процесс доливанием в пробы гор€чей воды или разогреванием ее на обогревательных приборах (т.к. это приведет к смерти животных). ќтта€вшую пробу по част€м выкладывают в белый поддон и размывают чистой водой, а всех обнаруженных животных складывают в чашки ѕетри.

ѕосле разбора отобранных проб преподаватель рассказывает о встреченных животных и растени€х. Ќеобходимо обратить внимание на биологию (дыхание, питание, размножение и развитие) и экологию (местообитание, взаимосв€зь с другими организмами) изучаемых объектов. ≈сли попались личинки, например, летающих насекомых, неплохо показать в определителе, как выгл€д€т взрослые особи (имаго), чтобы учащимс€ было пон€тно о чем идет речь.

“акже как и на предыдущем практикуме, изучение объектов удобнее начать с тех организмов, которые видны невооруженным глазом. ”чащиес€ рассматривают животных в бинокул€р и по возможности зарисовывают их в свои альбомы, обраща€ особое внимание на характерные признаки данного организма.

¬ зимнее врем€ можно собрать вместе все встретившиес€ домики личинок ручейников и обратить внимание учащихс€ на форму и материал, из которого построены домики и вспомнить те биотопы, где эти личинки ручейников были найдены. ”казать дет€м на пр€мую св€зь между материалом домика и биотопом обитани€ ручейников. “акже можно провести интересный эксперимент, разрушив домик ручейника и предложив ему старый или новый материал дл€ домика (прекрасные красивые домики стро€т личинки ручейников за одну ночь из цветного бисера или песка).

«имой, когда врем€ на экскурсионную работу ограничено, можно рассказать учащимс€ о том, как устроен научный определитель и вместе с ними попытатьс€ определить какой- либо сложный объект (например, кого-нибудь из личинок насекомых). ќпределение не об€зательно должно вестись до вида - хорошо если животное будет определено хот€ бы до отр€да и рода. ѕосле этого можно предложить учащимс€ самосто€тельно провести определение другого неизвестного объекта.

¬ зимнее врем€, когда видовой состав пойманных беспозвоночных животных все-таки ограничен по сравнению с другими сезона года, основное внимание во врем€ лабораторной работы следует уделить определению физико-химических показателей воды из окрестных водоемов, сравнив их с показател€ми воды из других источников. — этой целью следует вз€ть пробы снега в разных местах (в лесу, на краю дороги, во дворе школы или экологического центра и т.п.), воду из водопровода, воду из колодца и других возможных источников.

ќсновными физическими показател€ми природных вод, легко измер€емыми на учебных зан€ти€х €вл€ютс€: температура, прозрачность (светопропускание), цветность и запах. Ќесложным, но требующим уже кое-какого точного оборудовани€, €вл€етс€ также измерение содержани€ взвешенных и растворенных веществ.

ќсновные химические показатели, определ€емые на учебном зан€тии, завис€т от наличи€ в школе или учебном центре приборов, реактивов или тест-наборов дл€ определени€ свойств воды. ¬ минимальном варианте это могут быть: кислотность (рЌ), обща€ или карбонатна€ жесткость, содержание нитратов или аммони€. Ѕольшинство этих анализов можно провести с использованием тест-наборов, продающихс€ в магазинах дл€ аквариумистов. √ораздо сложнее (и дороже) получить данные о содержании растворенного кислорода, углекислого газа, железа, фенолов.

ƒанные физико-химических анализов воды из различных водоемов и источников удобнее всего оформить в виде сравнительной таблицы.

»тогом дн€ зан€тий дл€ каждого учащегос€ должны стать:

1) конспект лекции о биологии водных организмов данной местности в зимний период;

2) список видов животных и растений с указанием биотопа и их принадлежности к той или иной экологической группе;

3) альбом с зарисовками увиденных животных, с разнообразием домиков ручейников;

4). сравнительна€ таблица физических и химических показателей воды в различных водоемах и источниках окрестностей базы (школы).

 

¬есенний сезон

¬есной на зан€ти€ по водной экологии отводитс€ на один час больше, чем осенью и зимой, т.е. 8 часов в течение одного учебного дн€. »з них 0,5 час отводитс€ на вводную лекцию, 3 - 4 часа на экскурсию и отбор проб (в зависимости от погоды) и 3 - 4 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет (см. “ематический план).

Ћекци€

ќсновные физические и биологические особенности водоемов весной.

‘изические характеристики. “емпературные колебани€; теплова€ слоистость; циркул€ци€ воды весной; вли€ние тепловых свойств воды на организмы весной.

Ѕиоценозы. Ћитораль: зона зарослей - отсутствие водной растительности весной; жизнь обитателей литорали весной. ѕелагиаль: население водной массы; увеличение численности планктона; сезонные миграции зоопланктона; фитопланктон; цветение воды весной.

¬ременные водоемы: особенности и различные типы временных водоемов, группы организмов, насел€ющих весенние лужи.

ѕолевые зан€ти€

¬есной полевые зан€ти€ по водной экологии труднее всего стандартизировать, поскольку гидрологические и биологические процессы в этот период идут бурно и ситуаци€ измен€етс€ буквально каждый день. ≈сли полева€ практика пришлась на начало весны, еще до половодь€, то содержание зан€тий окажетс€ похожим на зимний сезон. ѕериод активного та€ни€ снега и половодь€ существенно зависит от погодных условий и местности, но в любом случае, в этот период наибольшее внимание следует уделить изучению так называемых Ђвременных водоемовї. «ан€ти€ в конце весны больше похожи на летние зан€ти€.

¬ любом случае, в самом начале полевого зан€ти€ преподаватель должен напомнить учащимс€ об оруди€х лова, которые будут использованы дл€ сбора водных организмов и еще раз показать как работают этими оруди€ми. ѕосле этого учащиес€ должны самосто€тельно ловить животных.

¬есной в водоемах отсутствуют погруженные растени€ и прибрежна€ растительность еще слабо выражена, поэтому собирать прибрежное и донное население приходитс€ другими способами, по сравнению с осенью и зимой.

Ќекоторые донные животные обитают на поверхности грунта и их хорошо видно сквозь воду, другие пр€чутс€ под камн€ми и кор€гами, лежащими в воде, и их можно обнаружить, поднима€ эти предметы, »нтересно также осмотреть корни по€вл€ющейс€ прибрежной растительности, вырвав одно растение и промыв его корни в поддоне с водой.

ƒл€ сбора донных животных также как и раньше удобнее всего использовать скребок - им аккуратно вод€т по дну, стара€сь зацепить только верхний слой грунта; затем он хорошо промываетс€ в водоеме и дл€ разбора выкладываетс€ в поддон.

¬есной видовой состав водных организмов сильно различаетс€ в разных водоемах. ѕоэтому во врем€ полевых зан€тий, по возможности, следует посетить несколько водоемов различного типа, например, ручей, реку, пруд, временные водоемы, и во врем€ экскурсии постаратьс€ показать учащимс€, как и чем отличаетс€ видовой состав животных этих водоемов.

Ёкскурсии на ручей, реку, озеро провод€тс€ аналогично осенним экскурси€м.  ак было указано выше, во врем€ экскурсий преподаватель рассказывает учащимс€ обо всех встречающихс€ объектах водного мира в их св€зи с данным сезоном года.

¬есной во врем€ та€ни€ снега и разлива рек в различных низинах образуютс€ временные водоемы. ѕод временными водоемами понимают неглубокие озерца речной воды, оставшиес€ после разлива реки в пойме, снеговые лужи в понижени€х, как в поймах рек, так и на водораздельных участках, лужи в коле€х сельских и лесных дорог и т.п. водоемы.

∆ивотный мир временных водоемов очень разнообразен и сильно зависит от происхождени€ и типа питани€ водоема. ѕри проведении зан€тий в подход€щий момент весны этим следует об€зательно воспользоватьс€, постаравшись обойти со школьниками все типы временных водоемов окрестностей школы или биостанции и поймать представителей водной фауны.

¬о врем€ облова временного водоема интересно проанализировать совместно с учащимис€ его происхождение, питание (за счет чего образовалс€ временный водоем) и Ђисториюї его обитателей - откуда по€вл€ютс€ эти организмы в лужах весной и что с ними происходит с исчезновением воды, какие особенности характерны дл€ типичных обитателей временных водоемов. Ќе менее интересным будет понаблюдать конец существовани€ лужи, дл€ этого необходимо порытьс€ в грунте, еще хран€щем влагу.

ѕоздней весной в больших слабо текущих или сто€чих водоемах начинает активно размножатьс€ фито- и зоопланктон. ¬ мае на экскурсии уже можно полноценно продемонстрировать, как проводитс€ количественный учет планктона. ѕреподаватель должен напомнить ученикам как устроена планктонна€ сеть и как провод€т количественные учеты планктона, а также рассказать о требовани€х, которые предъ€вл€ютс€ к количественным учетам (объем пролитой воды, врем€ учета, место, частота вз€ти€ проб). —ледует заметить, что весной состав и количество планктона мен€етс€ каждую неделю, и это важно отметить, рассказыва€ о количественных учетах планктона. »деально, когда есть возможность показать учащимс€ результаты количественных учетов, проведенных на прошлой - позапрошлой недел€х (это возможно в случае проведени€ серии практикумов в учебном центре).

Ћабораторна€ работа

ѕо возвращении на базу (в учебный центр) после экскурсии группа учащихс€ под руководством преподавател€ проводит обработку результатов экскурсии.  ак обычно, все принесенные пробы выливаютс€ в чистые поддоны и организмы сортируютс€ по чашкам ѕетри.

¬о врем€ работы учащиес€ должны рассмотреть все принесенные объекты (животных и растени€, крупных и мелких) и составить списки видов по различным водоемам, отмеча€ биотопы, в которых данный вид был встречен.

јнализиру€ состав животных из временных водоемов, следует постаратьс€ провести простейшую классификацию временных водоемов по их происхождению и видовому составу обнаруженных в них животных. ’орошо, если в процессе обработки данных школьники сделают предположени€ о том, как данные животные попадают в данный временный водоем и куда они деваютс€ после его высыхани€.

’арактеристику происхождени€ и видового состава животных временных водоемов удобно оформить в виде сравнительной таблицы.

ƒл€ лучшего запоминани€ встреченных объектов, так же как и на предыдущих зан€ти€х по водной экологии, обнаруженных и определенных животных следует зарисовывать. “рудные и непон€тные названи€ животных и растений следует выписывать на доске, чтобы в альбомах учащихс€ не было ошибок.

»тогом весенних зан€тий по водной экологии у каждого учащегос€ должны стать:

1) конспект лекции о биологии и экологии водных организмов данной местности весной;

2) список видов представителей водного мира, встреченных на весенней экскурсии - по биотопам и по принадлежности к экологической группе (планктон, бентос, нектон, нейстон, плейстон);

3) отчет о количественном учете планктона (если проводилс€);

4) сравнительна€ таблица Ђѕроисхождение и видовой состав животных временных водоемовї;

5) рисунки встреченных объектов.

 

Ћетний сезон

¬ целом, летний период наиболее благопри€тен дл€ зан€тий водной экологией. ѕродолжительность зан€тий по этому предмету в летний сезон составл€ет 8 часов. »з них 1 час отводитс€ на вводную лекцию, 4 часа - на экскурсии, 2 часа - на лабораторную обработку материала и 1 час - на зачет.

Ћекци€

√лавнейшие физические свойства водоемов летом. “емпературные колебани€; теплова€ слоистость; летн€€ стагнаци€; вли€ние тепловых свойств воды на организмы. ”меньшение в€зкости воды летом; приход и расход воды в водоеме летом. ”меньшение прозрачности воды летом; цветение воды; сине-зеленые водоросли

Ѕиоценозы. Ћитораль: зона зарослей; область поднимающихс€ над водой растений; заросли растений с плавающими листь€ми; заросли погруженных растений; область прибо€.

ѕелагиаль: видовое богатство планктона; зоопланктон; фитопланктон; суточные миграции планктона; пики численности планктона, летнее цветение воды.

Ѕенталь: размножение донных животных; выметывание икры; вылет личинок насекомых.

Ѕолота. ќбразование болот; типы болот; растительность различных типов болот; население болот.

ѕолевые зан€ти€

Ћетом, если позвол€ют погодные услови€, вводную лекцию можно провести пр€мо на берегу водоема. Ѕольша€ часть информации о собранных объектах также может быть рассказана пр€мо на берегу.

“ак же как и осенью, летом на водоеме можно провести рекогносцировочное исследование и основные гидрологические измерени€ (глубина, ширина, скорость течени€). ≈сли в окрестност€х школы или учебного центра есть небольша€ река, перейти которую можно вброд, то лето Ц это идеальное врем€ дл€ ее комплексного изучени€, начина€ с гидрологических измерений, которые можно проводить, наход€сь в воде, и конча€ изучением высшей водной растительности, котора€ также доступна, в основном, непосредственно из воды.

ѕоскольку предполагаетс€, что к лету учащиес€ уже овладели навыками работы с приборами и оборудованием, все измерени€ и исследовани€ они провод€т самосто€тельно. ѕреподаватель осуществл€ет лишь общее руководство и контроль за соблюдением правил работы с оборудованием и техники безопасности.

 

Ћетн€€ экскурси€ по способу проведени€ напоминает осеннюю экскурсию, но по содержанию (видовой и возрастной состав организмов) может сильно отличатьс€. »спользу€ те же оруди€ и методы лова, в воде можно обнаружить организмы, которые не были замечены ни осенью, ни весной. –ечь идет о различных возрастных стади€х (€йца, икра, нимфы и личинки) водных животных.

Ћето - врем€ года, когда большинство водных и воздушных беспозвоночных животных активно размножаетс€. ћногие организмы откладывают €йца на различные части водных растений (на нижнюю поверхность плавающих листьев, на стебли, в корни) и на другие предметы (камни, кор€ги, пустые раковины и т.д.). Ќекоторые заключают их в слизь (моллюски), некоторые прикрывают коконом (улиткова€ пи€вка), а некоторые откладывают €йца в саму ткань растений (стрекозы - стрелки и дедки).

Ќайденные во врем€ экскурсии различные кладки можно вз€ть с собой в лабораторию дл€ подробного изучени€ под бинокул€ром. ƒл€ этого, кладку необходимо положить в банку с водой, не отдел€€ ее от субстрата.

ƒруга€ возрастна€ стади€, котора€ не встречалась в водоемах весной и осенью - это личинки самих водных животных. „асто в скребок попадаютс€ животные, сильно напоминающие уже знакомых животных, но их размеры в 2-3 раза меньше и отсутствуют какие-либо органы. “акие особи могут попадатьс€ в скребок довольно часто в отличие от тех личинок, которые зимовали в этом водоеме - большинство перезимовавших личинок летающих насекомых после превращени€ в куколку к началу лета уже вылетают, а их новое поколение представлено €йцами.

—остав водных организмов сильно различаетс€ в различных водоемах, поэтому в летнюю экскурсию по возможности следует включить несколько водоемов различного типа, таких, например, как ручей, река, пруд или болото и во врем€ экскурсии постаратьс€ показать учащимс€, как и чем отличаютс€ сами водоемы и видовой состав животных в них. ѕолезно сразу же обсудить и причины этих различий.

Ћетом также можно организовать экскурсию на болото. Ќа болоте, если оно торф€ное, можно провести р€д следующих работ: исследовать сплавину (измерить толщину сплавины, глубину озера у конца сплавины, ознакомитьс€ с растени€ми, образующими сплавину); процедить большое количество воды из мха через планктонную сетку, чтобы познакомитьс€ с микроскопическим населением мха.

Ћето - удобна€ пора дл€ изучени€ высшей водной растительности. ¬ это врем€ водные растени€ легко определить, потому что они цветут и хорошо развиты. Ќа летних зан€ти€х по водной экологии можно собрать гербарий водных растений.

“ехнологи€ сбора гербари€ водных растений весьма специфична, потому что водные растени€ расправл€ютс€ пр€мо в воде. ƒл€ этого лист плотной бумаги (типа чертежной, ватмана) подводитс€ в воде под растение (предварительно вынутое из грунта, если оно было прикреплено). –астение расправл€етс€ (пр€мо в воде), а затем лист бумаги за два кра€ аккуратно вынимаетс€ из воды. ѕри этом надо следить, чтобы вода стекала равномерно со всех сторон. Ћист с растением вкладываетс€ в сухую рубашку.

Ћетом в водоемах встречаетс€ большое количество планктона (наиболее разнообразен и многочислен он в конце лета), поэтому из всех сезонов года изучению этих объектов следует уделить наибольшее внимание именно летом.

”читыва€, что с методикой изучени€ планктона школьники уже познакомились на осеннем зан€тии, летом основное внимание должно быть уделено количественному учету планктона в различных водоемах.  ак уже было сказано, самый доступный способ сбора и учета планктона Ц проливание воды ведром через планктонную сеть. ƒл€ того, чтобы получить реальные данные о численности планктона в водоеме через планктонную сеть следует пролить не менее 200-300 литров воды (20-30 ведер) .

Ќа экскурсии можно продемонстрировать методику изучени€ суточной миграции планктона. ƒл€ этого пробы планктона следует вз€ть утром и вечером. ≈сли исследуетс€ несколько водоемов (река и пруд или озеро), интересно сравнить состав и численность планктона в реке и сто€чем водоеме в одно и тоже врем€.

Ћабораторна€ работа

¬ отличие от зан€тий по другим предметам, даже в летний сезон лабораторной работе по водной экологии необходимо уделить большое внимание, т.к. работа с бинокул€рами и микроскопами €вл€етс€ важным элементом работы водного эколога.

ѕо возвращении на базу (в учебный центр) после экскурсии группа учащихс€ под руководством преподавател€ проводит обработку результатов полевой работы. Ѕеспозвоночные животные сортируютс€, определ€ютс€ и зарисовываютс€, также, как это делалось на предыдущих зан€ти€х. ѕринесенные водные растени€ также определ€ютс€ и зарисовываютс€. ¬ домашних услови€х водные растени€ перекладываютс€ в гербарные сетки (прессы).

 ладки различных животных выкладываютс€ в отдельную посуду и рассматриваютс€ под бинокул€ром.  ладки разных животных следует зарисовать вместе с субстратом, к которому они прикреплены.

ѕробы из различных водоемов желательно рассматривать по очереди, это позволит представить картину того или иного биоценоза в целом.

ќсобое внимание следует уделить изучению количественных планктонных проб. ѕосле получени€ конечных данных учащиес€ должны сравнить результаты, полученные дл€ разных водоемов.

ќбычно речной планктон в отличие от планктона сто€чего водоема характеризуетс€ следующими чертами: преобладанием фитопланктона над зоопланктоном; преобладанием в фитопланктоне диатомовых водорослей; преобладанием в зоопланктоне коловраток над ракообразными; преобладанием ветвистоусых рачков над веслоногими.

“акже следует заметить, что летом в планктоне очень мало взрослых веслоногих рачков, а вместо них попадаютс€ их личинки - науплиусы. ћожно приготовить несколько временных препаратов науплиусов и тщательно рассмотреть их под микроскопом и сравнить их со взрослыми животными.

Ѕлиже к вечеру необходимо сходить еще раз на водоем в то же самое место, где утром бралась планктонна€ проба, и вз€ть еще одну пробу. ќбсчитанные данные вечернего учета следует сравнить с утренним учетом и вы€вить различи€.

≈сли на экскурсии были пойманы крупные хищные личинки жуков (например, жука плавунца), то можно, посадив его в отдельную посуду и кида€ ему корм (голых личинок ручейников, личинок весн€нок, комаров и т.п.), понаблюдать за его охотой на других животных.

–езультаты утренних гидрологических измерений реки рассчитываютс€ и оформл€ютс€ в виде комплексной таблицы (или сравнительной таблицы, если изучалось несколько водоемов).

»тогом летних зан€тий по водной экологии у каждого учащегос€ должны стать:

1) конспект лекции о биологии и экологии водных организмов данной местности летом;

2) сравнительна€ таблица гидрологических показателей изученных водоемов (или комплексное гидрологическое и гидробиологическое описание малой реки);

3) список видов представителей водного мира по биотопам, с принадлежностью животных к экологической группе (планктон, бентос, нектон, нейстон, плейстон);

4) отчет о количественном учете планктона со сравнительной таблицей о видовом составе и численности планктона в различных водоемах, на различных участках (глубинах) и в разное врем€ суток;

5) рисунки встреченных объектов (животные, кладки животных, высшие водные растени€, водоросли);

6) гербарий водных растений (если собиралс€).

Ќа этом мы завершаем публикацию глав из книги кандидата биологических наук, директора экологического центра ЂЁкосистемаї јлександр —ергеевича ЅоголюбоваЂ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї, которую мы публиковали в последних восьми номерах нашего журнала.

 ак было сказано в первой публикации, опубликованные главы книги €вл€лись описанием первого этапа полевого практикума по экологии Ц его Ђучебнойї составной части, ступени, названной автором ЂЁкологический ликбезї.

÷елью этого этапа было первичное ознакомление учащихс€ с природой своей местности, с наиболее распространенными объектами неживой и живой природы, растущими и живущими на суше и в водной среде, а также азами исследовательской работы в природе.

ѕосле прохождени€ этого начального этапа полевого практикума следует переход на следующую, более интенсивную ступень Ц полевой практикум ЂЁколог-исследовательї. ƒанный этап потребует от детей использовани€ всех тех знаний, умений и навыков, которыми они овладели на начальном этапе полевого практикума.

—ущностью полевого практикума ЂЁколог-исследовательї будет выполнение детьми самосто€тельных исследовательских работ Ц небольших по объему, но основанных на реальных исследовательских технологи€х и методиках, позаимствованных из Ђбольшой наукиї.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020