јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–оль краеведческой исследовательской де€тельности учащихс€ в развитии их социальной активности
(на примере работы кружка Ђёный краеведї)

».¬. «олототрубов
ћќ” –усскогвоздЄвска€ —ќЎ, –амонский муниципальный район, ¬оронежска€ область

  • ≈сли учащийс€ не переживает радости

  • поиска и находок, не ощущает живого

  • процесса становлени€ идей, то ему редко

  • удаетс€ достичь €сного понимани€ всех

  • обсто€тельств, которые позволили избрать

  • именно этот, а не какой-нибудь другой путь.

ј. Ёйнштейн

ћы знаем, что воспитание достойного гражданина своей страны €вл€етс€ основной составл€ющей в работе школы. » здесь невозможно переоценить огромную роль исследовательской краеведческой де€тельности, котора€ позвол€ет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать реб€т к природному и культурному наследию страны и малой родины, развивать навыки применени€ на практике полученных на уроках и вне школы знаний и социального опыта.

¬ комплексном изучении родного кра€, его природных особенностей, истории, культуры, этнографии об€зательно должны присутствовать элементы исследовательской де€тельности.

¬ различных видах исследовательской де€тельности учащихс€ используютс€ методы, апробированные на уроках истории, биологии, экологии, географии и т.д.: проектна€ де€тельность, работа в группах, индивидуальна€ работа.

 роме того, современные тенденции развити€ и модернизации российского образовани€ став€т на первое место задачи развити€ личности каждого ученика и его творческой де€тельности.  онференции и конкурсы, турниры и брейн-ринги, олимпиады и круглые столы школьников Ц лишь некоторые формы их реализации. ƒл€ успешной подготовки учеников к выступлению на данных меропри€ти€х необходимо помочь им овладеть разнообразными методами исследовани€.

ѕод исследовательской де€тельностью мы понимаем творческий процесс совместной де€тельности педагога и ученика по поиску решени€ неизвестного, результатом которой €вл€етс€ формирование исследовательского стил€ мышлени€ и мировоззрени€ в целом.

»сследовательска€ работа не только формирует мировоззрение, но и способствует развитию таких практических умений и навыков учащихс€, как:

  • обозначить и сформулировать проблему исследовани€;
  • выдвинуть и обосновать гипотезу;
  • наметить план работы;
  • провести само исследование;
  • обработать и проанализировать полученные данные;
  • написать доклад или реферат;
  • публично рассказать о результатах исследовани€.

»сследовательска€ работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижени€, обеспечива€ при этом достаточно высокий уровень знани€.

ќрганизацией исследовательской работы учащихс€ и подготовкой их к районным, областным и всероссийским конференци€м и конкурсам в рамках учебного и внеурочного краеведени€ мы занимаемс€ с 1997 года, то есть, с момента основани€ школьного музе€ и создани€ на его базе кружка Ђёный краеведї. «а этот период накопились определЄнные наработки по методике организации учебно-исследовательской де€тельности учащихс€, в основе которой лежит синтез проектного, проблемного, развивающего обучени€, других образовательных технологий.

—одержание комплексного краеведени€ в –усскогвоздЄвской —ќЎ можно условно разделить на шесть концентров Ц направлений исследовательской де€тельности:

  • мой дом (изучение родословного древа семей учащихс€);
  • мо€ улица (изучение топонимов и микротопонимов);
  • моЄ село (прошлое, насто€щее, перспективы развити€);
  • € и природа (комплексное изучение природных и географических особенностей родного кра€, его экологических проблем)
  • истори€ школы, еЄ традиции;
  • именитые земл€ки (биографи€ жизни и творчества известных людей села и кра€).

 раеведческа€ де€тельность в нашей школе развиваетс€ на трЄх уровн€х познани€ учащихс€, хот€ это деление весьма условно.

¬о-первых; получение учащимис€ Ђготовыхї знаний о крае со слов учител€, из учебных пособий, —ћ», »нтернета и т. д.

¬о-вторых; это самосто€тельное приобретение знаний, обеспечивающее услови€ дл€ более активной познавательной работы учащихс€.

“ретий уровень  это изучение школьниками исторических, географических, эколого-биологических, этнографических и других особенностей родного кра€ в ходе углубленного исследовани€, поиска, представл€ющего научный интерес.

‘ормы проведени€ зан€тий: лекци€, практические зан€ти€, лабораторные зан€ти€, работа в архивах, библиотеках, работа с компьютером.

Ќа примере работы школьного краеведческого кружка нам хотелось бы показать процесс реализации исследовательской де€тельности учащихс€, условно разбив его на отдельные этапы (см. рис. 1).

Ётап мотивации Ц вы€вление способных детей, желающих зан€тьс€ исследовани€ми в рамках изучени€ родного кра€ и диагностика уровн€ интеллектуального развити€, а так же уровн€ умений и навыков, позвол€ющих заниматьс€ исследовательской работой (на наш взгл€д, данный этап €вл€етс€ самым сложным). ¬с€ работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

Ётап выбора направлени€ краеведческого поиска Ц выбор темы, постановка проблемы и определение задач исследовани€. –оль руководител€ на этом этапе Ч создать соответствующие услови€, научить учеников выдвигать идеи, которые затем будут оформлены в виде темы исследовательской работы, пробудить любопытство, сделать его осознанным.

Ётап сотрудничества. »ндивидуальна€ работа с реб€тами, занимающимис€ конкретными исследовани€ми, включающа€ в себ€ сбор материала; работу в архивах, музе€х, библиотеках, лаборатори€х, мастерских; использование интернет-ресурсов; консультации специалистов и др.

Ётап оформлени€ работы. ќформление выполненных исследований в виде рефератов или докладов, включающее в себ€ работу над структурой текста; использование компьютерных текстовых и графических программ; рецензирование работы и др.

Ётап подведени€ итогов. «ащита исследовательских работ на научно-практических конференци€х разного уровн€; участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

–езультаты выполненных исследовательских работ должны быть материальны, то есть оформлены в каком-либо виде (видеофильм, презентаци€, буклет, альбом, Ђборт-журнал путешествийї, школьна€ газета, альманах и т. д.).

»тогом работы обычно станов€тс€ написание проектно-исследовательских работ, выпуск плакатов, стенгазет и буклетов агитационного и информационного характера, участие в конференци€х и конкурсах, проведение открытых меропри€тий и творческих отчЄтов о де€тельности кружковцев, многое другое.

–еализуема€ нами исследовательска€ де€тельность учащихс€ позвол€ет не только сформировать у учащихс€ устойчивые учебно-исследовательские умени€ и навыки, но и помогает формированию у реб€т активной гражданской позиции, чувству любви к своей малой родине, ответственности за судьбу своих близких, уважени€ к прошлому своих земл€ков и др.

¬ конечном счете, вс€ работа школы должна достичь главной цели воспитани€: сформированности социальных и личностных качеств подрастающего поколени€ дл€ наибольшей их реализации на благо экономического, культурного возрождени€ –оссии, воспитание граждан, ответственных за судьбу своего ќтечества, сформированности у молодЄжи целеустремлЄнности (умение выбирать общественно полезные цели и достигать их), самосто€тельности (способности мотивировать поступки и принимать решени€ в соответствии с общественными интересами), умение владеть собой (принимать и выполн€ть нравственные об€зательства), способности к самоутверждению (отрицательные оценки своих недостатков и моделирование своего поведени€ в соответствии с ценност€ми ответа).

» в этом, несомненно, огромную роль играет де€тельность кружка Ђёный краеведї, выступающего в роли творческой лаборатори€ краеведческой учебно-исследовательской де€тельности учащихс€ и места дл€ полноценного общени€ и будущей социализации личности воспитуемых.

Ќазвание этапа

«адачи этапа

ѕринципы де€тельности

¬иды де€тельности

‘ормируемые исследовательские умени€ и навыки

–езультаты де€тельности

Ётап мотивации

?

ѕриоритетности мотивации исследовательской де€тельности

вы€вление способных детей, желающих зан€тьс€ исследовани€ми в рамках изучени€ родного кра€ и диагностика уровн€ интеллектуального развити€, а так же уровн€ умений и навыков, позвол€ющих заниматьс€ исследовательской работой

?

  • самосто€тельно приобретают знани€ из источников;
  • пользуютс€ знани€ми дл€ решени€ задач;
  • умеют работать в группах и вести диалог;
  • умеют формулировать проблему, находить пути еЄ решени€;
  • умеют наблюдать, проводить опыты, строить гипотезы, анализировать, обобщать, сравнивать, вы€вл€ть главное и др.;
  • умеют ставить перед собой личностно значимые цели и задачи, планировать свою де€тельность, осуществл€ть самоконтроль, делать самооценку и др.;
  • приобретают опыт сбора и структурировани€ информации, составлени€ плана де€тельности;
  • умеют работать с » “.

Ётап выбора направлени€ краеведческого поиска

научить выдвигать идеи, формулировать проблему и гипотезу исследовани€, пробудить любопытство, сделать его осознанным.

—вободного выбора; новизны

выбор темы, постановка проблемы и определение задач исследовани€, выбор и обобщение источников и литературы, поиск аналогов решени€ проблемы, анализ особенностей объекта исследовани€.

”меть выбирать тему, определ€ть целесообразность и эффективность выбранной темы, формулировать цели и гипотезы исследовани€, определ€ть объект и предмет исследовани€, планировать и разрабатывать свои действи€

Ётап сотрудничества.

Ќаучить аналитически мыслить, сравнивать, классифицировать, обобщать, работать с источниками, выбирать конкретные методики, необходимые в работе

ќтсутстви€ временных границ; и кооперации

сбор материала; работа в архивах, музе€х, библиотеках, лаборатори€х; использование »нтернет-ресурсов; консультации специалистов,

выбор и обоснование методов исследовани€; проведение экспериментальной части

”меть искать, накапливать и обрабатывать научную информацию, примен€ть информационные технологии в исследовании, знать разнообразные методы исследовани€

Ётап оформлени€ работы.

ќбучение формам представлени€ основных результатов исследовательской работы учащихс€

»ндивидуализации

ќформление работы в виде рефератов или докладов, включающее в себ€ работу над структурой текста; использование компьютерных текстовых и графических программ; рецензирование работы и др.

”меть оформл€ть результаты научной работы в виде реферата или доклада, делать аннотацию, примен€ть информационные технологии в оформлении реферата или доклада

Ётап подведени€ итогов.

?

ѕрактической значимости

«ащита или презентаци€ исследовательских работ на научно-практических конференци€х разного уровн€; участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

”меть делать публичный доклад, защищать реферат

–ис. 1. “аблица Ђѕроцесс реализации исследовательской де€тельности учащихс€ї



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019