Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Роль краеведческой исследовательской деятельности учащихся в развитии их социальной активности
(на примере работы кружка «Юный краевед»)

И.В. Золототрубов
МОУ Русскогвоздёвская СОШ, Рамонский муниципальный район, Воронежская область

  • Если учащийся не переживает радости

  • поиска и находок, не ощущает живого

  • процесса становления идей, то ему редко

  • удается достичь ясного понимания всех

  • обстоятельств, которые позволили избрать

  • именно этот, а не какой-нибудь другой путь.

А. Эйнштейн

Мы знаем, что воспитание достойного гражданина своей страны является основной составляющей в работе школы. И здесь невозможно переоценить огромную роль исследовательской краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к природному и культурному наследию страны и малой родины, развивать навыки применения на практике полученных на уроках и вне школы знаний и социального опыта.

В комплексном изучении родного края, его природных особенностей, истории, культуры, этнографии обязательно должны присутствовать элементы исследовательской деятельности.

В различных видах исследовательской деятельности учащихся используются методы, апробированные на уроках истории, биологии, экологии, географии и т.д.: проектная деятельность, работа в группах, индивидуальная работа.

Кроме того, современные тенденции развития и модернизации российского образования ставят на первое место задачи развития личности каждого ученика и его творческой деятельности. Конференции и конкурсы, турниры и брейн-ринги, олимпиады и круглые столы школьников – лишь некоторые формы их реализации. Для успешной подготовки учеников к выступлению на данных мероприятиях необходимо помочь им овладеть разнообразными методами исследования.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности педагога и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследовательская работа не только формирует мировоззрение, но и способствует развитию таких практических умений и навыков учащихся, как:

  • обозначить и сформулировать проблему исследования;
  • выдвинуть и обосновать гипотезу;
  • наметить план работы;
  • провести само исследование;
  • обработать и проанализировать полученные данные;
  • написать доклад или реферат;
  • публично рассказать о результатах исследования.

Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.

Организацией исследовательской работы учащихся и подготовкой их к районным, областным и всероссийским конференциям и конкурсам в рамках учебного и внеурочного краеведения мы занимаемся с 1997 года, то есть, с момента основания школьного музея и создания на его базе кружка «Юный краевед». За этот период накопились определённые наработки по методике организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, в основе которой лежит синтез проектного, проблемного, развивающего обучения, других образовательных технологий.

Содержание комплексного краеведения в Русскогвоздёвской СОШ можно условно разделить на шесть концентров – направлений исследовательской деятельности:

  • мой дом (изучение родословного древа семей учащихся);
  • моя улица (изучение топонимов и микротопонимов);
  • моё село (прошлое, настоящее, перспективы развития);
  • я и природа (комплексное изучение природных и географических особенностей родного края, его экологических проблем)
  • история школы, её традиции;
  • именитые земляки (биография жизни и творчества известных людей села и края).

Краеведческая деятельность в нашей школе развивается на трёх уровнях познания учащихся, хотя это деление весьма условно.

Во-первых; получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий, СМИ, Интернета и т. д.

Во-вторых; это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся.

Третий уровень  это изучение школьниками исторических, географических, эколого-биологических, этнографических и других особенностей родного края в ходе углубленного исследования, поиска, представляющего научный интерес.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа с компьютером.

На примере работы школьного краеведческого кружка нам хотелось бы показать процесс реализации исследовательской деятельности учащихся, условно разбив его на отдельные этапы (см. рис. 1).

Этап мотивации – выявление способных детей, желающих заняться исследованиями в рамках изучения родного края и диагностика уровня интеллектуального развития, а так же уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой (на наш взгляд, данный этап является самым сложным). Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

Этап выбора направления краеведческого поиска – выбор темы, постановка проблемы и определение задач исследования. Роль руководителя на этом этапе — создать соответствующие условия, научить учеников выдвигать идеи, которые затем будут оформлены в виде темы исследовательской работы, пробудить любопытство, сделать его осознанным.

Этап сотрудничества. Индивидуальная работа с ребятами, занимающимися конкретными исследованиями, включающая в себя сбор материала; работу в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; использование интернет-ресурсов; консультации специалистов и др.

Этап оформления работы. Оформление выполненных исследований в виде рефератов или докладов, включающее в себя работу над структурой текста; использование компьютерных текстовых и графических программ; рецензирование работы и др.

Этап подведения итогов. Защита исследовательских работ на научно-практических конференциях разного уровня; участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Результаты выполненных исследовательских работ должны быть материальны, то есть оформлены в каком-либо виде (видеофильм, презентация, буклет, альбом, «борт-журнал путешествий», школьная газета, альманах и т. д.).

Итогом работы обычно становятся написание проектно-исследовательских работ, выпуск плакатов, стенгазет и буклетов агитационного и информационного характера, участие в конференциях и конкурсах, проведение открытых мероприятий и творческих отчётов о деятельности кружковцев, многое другое.

Реализуемая нами исследовательская деятельность учащихся позволяет не только сформировать у учащихся устойчивые учебно-исследовательские умения и навыки, но и помогает формированию у ребят активной гражданской позиции, чувству любви к своей малой родине, ответственности за судьбу своих близких, уважения к прошлому своих земляков и др.

В конечном счете, вся работа школы должна достичь главной цели воспитания: сформированности социальных и личностных качеств подрастающего поколения для наибольшей их реализации на благо экономического, культурного возрождения России, воспитание граждан, ответственных за судьбу своего Отечества, сформированности у молодёжи целеустремлённости (умение выбирать общественно полезные цели и достигать их), самостоятельности (способности мотивировать поступки и принимать решения в соответствии с общественными интересами), умение владеть собой (принимать и выполнять нравственные обязательства), способности к самоутверждению (отрицательные оценки своих недостатков и моделирование своего поведения в соответствии с ценностями ответа).

И в этом, несомненно, огромную роль играет деятельность кружка «Юный краевед», выступающего в роли творческой лаборатория краеведческой учебно-исследовательской деятельности учащихся и места для полноценного общения и будущей социализации личности воспитуемых.

Название этапа

Задачи этапа

Принципы деятельности

Виды деятельности

Формируемые исследовательские умения и навыки

Результаты деятельности

Этап мотивации

?

Приоритетности мотивации исследовательской деятельности

выявление способных детей, желающих заняться исследованиями в рамках изучения родного края и диагностика уровня интеллектуального развития, а так же уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой

?

  • самостоятельно приобретают знания из источников;
  • пользуются знаниями для решения задач;
  • умеют работать в группах и вести диалог;
  • умеют формулировать проблему, находить пути её решения;
  • умеют наблюдать, проводить опыты, строить гипотезы, анализировать, обобщать, сравнивать, выявлять главное и др.;
  • умеют ставить перед собой личностно значимые цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, делать самооценку и др.;
  • приобретают опыт сбора и структурирования информации, составления плана деятельности;
  • умеют работать с ИКТ.

Этап выбора направления краеведческого поиска

научить выдвигать идеи, формулировать проблему и гипотезу исследования, пробудить любопытство, сделать его осознанным.

Свободного выбора; новизны

выбор темы, постановка проблемы и определение задач исследования, выбор и обобщение источников и литературы, поиск аналогов решения проблемы, анализ особенностей объекта исследования.

Уметь выбирать тему, определять целесообразность и эффективность выбранной темы, формулировать цели и гипотезы исследования, определять объект и предмет исследования, планировать и разрабатывать свои действия

Этап сотрудничества.

Научить аналитически мыслить, сравнивать, классифицировать, обобщать, работать с источниками, выбирать конкретные методики, необходимые в работе

Отсутствия временных границ; и кооперации

сбор материала; работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях; использование Интернет-ресурсов; консультации специалистов,

выбор и обоснование методов исследования; проведение экспериментальной части

Уметь искать, накапливать и обрабатывать научную информацию, применять информационные технологии в исследовании, знать разнообразные методы исследования

Этап оформления работы.

Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся

Индивидуализации

Оформление работы в виде рефератов или докладов, включающее в себя работу над структурой текста; использование компьютерных текстовых и графических программ; рецензирование работы и др.

Уметь оформлять результаты научной работы в виде реферата или доклада, делать аннотацию, применять информационные технологии в оформлении реферата или доклада

Этап подведения итогов.

?

Практической значимости

Защита или презентация исследовательских работ на научно-практических конференциях разного уровня; участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Уметь делать публичный доклад, защищать реферат

Рис. 1. Таблица «Процесс реализации исследовательской деятельности учащихся»



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017