јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ўкольный археологический музей города ѕолевского

Ќепомн€ща€ ќксана ¬икторовна, Ќепомн€щий јлександр ¬икторович
педагоги дополнительного образовани€ ћЅќ” ƒќƒ Ђ÷ентр развити€ творчества детей и юношестваї г. ѕолевской —вердловска€ область


— ма€ 1999 года в г. ѕолевской действует археологический музей при Ђ÷ентре развити€ творчества детей и юношестваї, созданный руками учащихс€, которые занимаютс€ в объединении Ђёный археологї. ѕервый опыт музейного дела был приобретЄн ранее, при создании переносной выставки Ђћир археологииї.

Ќачина€ де€тельность руководител€ми археологического кружка, мы столкнулись с такой проблемой Ц отсутствие нагл€дных пособий, учебной и попул€рной литературы. ƒл€ того чтобы, нагл€днее представл€ть учащимс€ азы археологии, была создана переносна€ выставка Ђћир археологииї. ќснову экспозиции составил непаспортизированный материал, собранный в результате археологических разведок на территории района и распределенный по разделам: Ђјрхеологическа€ периодизаци€ї, Ђ“ехника обработки камн€ї, Ђ аменные оруди€ трудаї, Ђ»зготовление глин€ной посудыї, Ђ∆илища древних людейї, Ђƒревн€€ металлурги€ї, Ђѕервобытное искусствої, что позволило изучать различные темы на зан€ти€х объединени€, опира€сь на конкретные археологические предметы или, использу€ их в качестве иллюстрации. ” воспитанников повысилс€ интерес к науке, тем более что экспозици€ создавалась при активном участии детей. Ўкольники принимали участие в сборе материала и помогали разрабатывать концепцию и воплощать еЄ.

ѕо мере дальнейшей работы объединени€ по€вл€етс€ потребность в расширении экспозиции, а точнее создании школьного археологического музе€.

«а основу была вз€та одна, »ткульска€ культура раннего железного века. ѕочему мы решили сузить рамками одной культуры такой большой по времени раздел как археологи€?

¬о-первых, в течение р€да полевых сезонов отр€д выезжал на археологические раскопки »ткульского городища совместно с сотрудником ”–√” √.¬.Ѕельтиковой.

¬о-вторых, учащимис€ были написаны рефераты, освещающие различные аспекты жизнеде€тельности населени€ данной культуры.

¬-третьих, ѕолевской район Ц это одно из гнЄзд »ткульского металлургического очага, на территории которого находитьс€ медно-скарновое месторождение √умЄшевский рудник, городище ƒумна€ гора, культовые места Ц гора јзов и гора  араульна€, р€д производственных площадок.

¬-четвЄртых, ѕолевской в прошлом и насто€щем - город металлургов и шахтЄров. —еверский трубный завод, ѕолевской  риолитовый завод, √умЄшевский и «юзельский рудники Ц градообразующие предпри€ти€ города.

“аким образом, было решено отразить историю одной культуры, котора€ тесно св€зана с нашим районом.

—пуст€ дес€ть лет после открыти€ музе€ возникла необходимость в модернизации музе€. ¬ фондах музе€ была накоплена больша€ коллекци€, но возможности выставить еЄ не было, необходимо было новое оборудование. –еализовать идеи помогла победа в грантовом конкурсе Ѕлаготворительного фонда Ђ—инараї. ¬ результате по€вилс€ музей археологии ѕолевского кра€. ќсновна€ часть экспозиций по-прежнему св€зана с иткульской культурой, но по€вились и новые разделы, отражающие вопросы заселени€ ”рала, историю археологического объединени€, которому в 2011 году исполнилось 20 лет.

¬ музее можно выделить два информационных уровн€:

1 (основной) - рассказывает о жизнеде€тельности населени€ раннего железного века с опорой на экспонаты, о взаимоотношени€х с соседними племенами, и об исследовател€х данной культуры. ƒанный уровень ориентирован на учащихс€ среднего и старшего возраста.

2 (вспомогательный) Ц макеты жилищ и оборонительных сооружений, разрез шахты

вызывают интерес у младших школьников.

¬ концепцию музе€ заложена возможность прин€ть участие в экспериментах, отражающих технологии первобытного общества. ¬о врем€ зан€ти€ учащиес€ могут попробовать развести огонь лучковым способом; разрезать отщепами шкуру; измельчить каменным пестом зерно; спр€сть нить из шерсти и крапивы, соткать полотно на первобытном ткацком станке. Ёти новшества позволили полнее донести материал до экскурсантов, они вызывают интерес у посетителей любого возраста. ¬ новом музее сохранена и реализована иде€ макетировани€. ¬ макетах созданы жилища, металлургический горн, и посЄлок металлургов в раннем железном веке.

¬ музее разработаны практическое зан€тие по истории возникновени€ и развити€ керамической посуды. ѕознакомитьс€ с археологическими объектами ѕолевского кра€ можно во врем€ заочной экскурсии с использованием мультимедийного фильма. –азработано зан€тие Ђƒуховна€ жизнь древнего населени€ ”ралаї ориентированное на учащихс€ старших классов.

Ќеразрывно с де€тельностью музе€ св€зана работа объединени€ Ђёный археологї. Ќеобходимо отметить, что юные археологи принимали активное участие, как в разработке концепции музе€, так и в еЄ воплощении. ћатериалы музе€ используютс€ на зан€ти€х объединени€. Ќачина€ со второго года обучени€, школьники учатс€ проводить экскурсии по отдельным разделам экспозиции, обрабатывать археологические коллекции музе€.

¬оспитанники объединени€ ежегодно принимают участие в археологических экспедици€х на различных пам€тниках (»ткульское 1 городище,  аменные палатки , камень ƒыроватый, гора ƒумна€), где работают бок о бок с профессиональными археологами, пополн€ют свои знани€ о древней истории кра€. „асто именно в экспедиции, учащиес€ определ€ютс€ с темами своего будущего исследовани€. ћногие работы св€занны с изучением отдельных аспектов жизнеде€тельности населени€ иткульской культуры. ¬ разные годы воспитанниками были написаны и защищены рефераты и исследовательские проекты об украшени€х, каменных и металлических оруди€х, жилищах и оборонительных сооружени€х населени€ иткульской культуры. ¬ работах рассматривались типы металлургических горнов и процесс отливки медных наконечников стрел, не раз учащиес€ обращались к проблемам духовной жизни древних металлургов и отдельным пам€тникам археологии. »сследовани€ воспитанников объединени€ не однократно отмечались грамотами и дипломами на городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах и конференци€х. ¬се исследовательские работы хран€тс€ в фондах музе€, и активно используютс€ при разработке экскурсий.

”частие в археологических экспедици€х, камеральной и фондовой, исследовательской работе развивает у учащихс€ навыки самосто€тельной работы, ответственность за порученное дело, создаЄт услови€ дл€ формировани€ социально-компетентной личности. ёные археологи учатс€ понимать историю, традиции, культуру, зародившуюс€ дес€тки тыс€ч лет назад, вид€т ценность своего региона в мировой истории.

ѕри этом сами €вл€ютс€ не только наблюдател€ми, но и внос€т посильный вклад в изучение и охрану древнейшего прошлого нашего кра€.

»нтерактивна€ экскурси€ в археологический музей ѕолевского кра€

Ђƒ»¬Ћё—№ “≈Ѕ≈, √ќЌ„ј–, „“ќ “џ
»ћ≈≈Ў№ ƒ”’ ћя“№ √Ћ»Ќ”Еї
(ќмар ’ай€м)

јннотаци€

јрхеологи€ Ц это наука, изучающа€ прошлое на основе материальных остатков жизнеде€тельности человека. Ѕез знани€ археологического наследи€ не может быть полноценного представлени€ об истории кра€. ¬озможность познакомитьс€ с этим наследием позвол€ет ребЄнку почувствовать свою сопричастность к истории, событи€м, которые происходили до него, то есть осознать себ€ единицей исторического процесса.

«ан€тие Ђƒивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь м€ть глинуЕї (ќмар ’ай€м) €вл€етс€ интерактивной экскурсией в археологический музей ѕолевского кра€.

¬ основу разработки положен опыт и знани€, накопленные во врем€ проведени€ археологических экскурсий в музее, результат экспериментальных и исследовательских работ обучающихс€ в объединении Ђёный археологї.

“ип урока: изучение нового материала с использованием материалов музе€. ƒанное зан€тие входит в комплекс зан€тий по археологии ”рала дл€ школьников города, и ориентировано на учащихс€ 1-7 классов. ƒл€ обучающихс€ в объединении Ђёный археологї зан€тие соответствует программе 2 года обучени€. (тема: Ђѕодготовка экскурсии в музей археологииї). ѕродолжительность зан€ти€ 40 минут. ћетодическа€ разработка зан€ти€ может быть использован полностью или частично педагогическими работниками других образовательных учреждений.

÷ель: создание условий дл€ реализации интеллектуальных способностей и раскрыти€ творческого потенциала учащихс€ в области археологии и краеведени€.

«адачи:

  • развитие познавательной и творческой де€тельности учащихс€;
  • формирование бережного отношени€ к археологическому наследию кра€ как части историко-культурного наследи€ страны в целом;
  • вы€вление и поддержка исследовательской и практической де€тельности обучающихс€;
  • привлечени€ внимани€ к проблеме сохранени€ исторического наследи€ своей малой –одины.

ƒл€ обучающихс€ в объединении Ђёный археологї (2 год обучени€):

- воспитывать социальную активность учащихс€ в сфере пропаганды археологических знаний и охраны пам€тников археологии;

- ознакомить с правилами экскурсионной работы.

“ехнические средства обучени€.

 омпьютер, мультимедийный проектор, экран.

ќборудование.

ћакеты орнаментиров, глин€ные мул€жи, пластилин, фрагменты керамики, нагл€дные пособи€ (таблица), стенд Ђќрнаментированна€ керамикаї.

«ан€тие сопровождаетс€ показом мультимедийного фильма.

ѕлан урока.

є п/п

Ётап урока

ѕриЄмы методы

¬рем€, мин.

1

ќрганизационный момент

объ€снительно Ц иллюстративный

6 мин

2

ћотиваци€ учащихс€

3

ѕостановка целей урока

4

»зучение новых знаний и способов де€тельности

частично Ц поисковый (эвристический);
исследовательский.

–абота в группах по 2-4 человека

30 мин

5

ѕервична€ проверка понимани€ изученного. “ворческое применение и добывание знаний

6

ѕодведение итогов

4 мин

  

є п/п

ƒе€тельность учител€

ƒе€тельность ученика

экскурсоводы

экскурсанты

1

ћотиваци€ учащихс€, постановка целей , актуализаци€ знаний.

»з чего была сделана перва€ посуда?

 акой главный недостаток имеет посуда из дерева?

( слайд )

2

3

4-5

–ассказ о преимуществах глин€ной посуды.

–ассказ об этапах изготовлени€ глин€ной посуды (слайд) демонстраци€ макетов

–ассказ об част€х сосуда и типах орнамента (слайд)

–абота с коллекцией керамики, выделение частей сосуда и орнаментированных фрагментов.

–абота в группах.

ћифологическа€ картина мира, отражЄнна€ на сосуде (слайд )

–абота с пластилином и орнаментирами (нанесение орнамента)

–абота в группах.

–ассказ об экспериментальной археологии и археологических экспедици€х. (слайд )

—оставление глин€ной посуды (пазлы).

–абота в группах или индивидуально.

6

ѕодведение итогов

  

є

слайда

“екст

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

є2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¬водное слово , приветствие.

Ђƒ»¬Ћё—№ “≈Ѕ≈, √ќЌ„ј–, „“ќ “џ »ћ≈≈Ў№ ƒ”’ ћя“№ √Ћ»Ќ”Еї
(ќмар ’ай€м).

Ёти удивительные слова сказал персидский поэт. „то же необычного в этом зан€тии? ѕочему эти красивые строки посв€щены глине, которой много в каждом огороде? ƒавайте попробуем пон€ть, постичь тайну этих строк.

„еловечество прошло длинный путь, сделало много открытий, которыми мы пользуемс€ до насто€щего времени. —егодн€ мы будем говорить только об одном открытии, но без этого не может обойтись не один человек - это посуда.

»з чего была сделана перва€ посуда?

Ёто были плетеные корзины, дерев€нна€ посуда, но дерево очень плохо сохран€етс€ в земле, поэтому археологи лишь в торф€никах наход€т некоторые предметы.

 акой главный недостаток имеет посуда из дерева?

¬ эпоху неолита древний человек сделал первый глин€ный сосуд.  ерамика Ч первый искусственный материал, изобретенный человечеством. ¬едь до его по€влени€ человек лишь механически измен€л природные материалы: камень, кость, дерево, кожи, раковины и пр., изготавлива€ необходимые дл€ себ€ оруди€ труда, вещи, жилища.

√лин€на€ посуда позволила освоить новый способ приготовлени€ пищи Ч варку, разнообразить рацион, в целом повысить культуру питани€.  роме того, глин€на€ посуда расширила возможность хранени€ продуктов, а  значит Ч и возможности делать запасы, сберега€ их от гниени€, высыхани€, уничтожени€ животными и насекомыми. ј это давало свободное врем€ и тем самым способствовало развитию ремесел и духовной культуры!

Ќа территории –оссии сама€ древн€€ керамика имеет возраст  XIII-X тыс. лет. ƒальневосточный регион Ч один из очагов зарождени€ древнего гончарства.

 ак изготовили первый глин€ный сосуд установить трудно.

Ћюди еще в древности пытались пон€ть и объ€снить происхождение гончарства. —ама€ ранн€€ точка зрени€ Ч мифологическа€ Ч объ€сн€ла умение делать керамику даром богов. ¬ легендах ћесопотамии, »ндии, ≈гипта первыми гончарами названы боги. Ќапример, греческие гончары своей покровительницей считали богиню јфину. ≈й они приносили дары в благодарность за то, что она научила их мастерству, подарила гончарный круг и горн дл€ обжига посуды.

 

 

 

 

 

є 3

 

 

 

 

 

 

 

є 4

 

 

 

 

 

є5

є 6

є7

√ончарство Ч новый этап взаимоотношений человека и природы: в своем естественном состо€нии глина не отвечает требовани€м, которые предъ€вл€ютс€ посуде (влагонепроницаемость, огнеупорность). “олько благодар€ специальным действи€м  из сырь€ может быть получен готовый продукт.

ƒл€ этого глина- исходное сырьЄ проходит несколько этапов.

ѕервый этап: добыча и подготовка сырь€ и изготовление теста. ƒл€ изготовлени€ посуды использовали глину, которую сначала просевали, а затем замешивали однородное тесто . –азные месторождени€ глины имеют свои свойства, поэтому в глину добавл€ют песок, перь€ птиц, дресву (мелкие камешки), шамот (измельчЄнную керамику). ƒл€ огнеупорности в глину добавл€ли тальк. “есто вымешивали, стара€сь сделать его однородным.

¬ыбивали, дл€ того чтобы вышел воздух.

» оставл€ли вылежатьс€ тесто несколько часов.

¬торой этап: ‘ормовка, т.е. изготовление формы самого издели€.

»зготавливали сосуды разными способами.

  • ¬ыдавливанием из целого куска глины.
  • —осуд можно было получить, если обмазать плетЄную корзину глиной, после обжига прутики сгорали, а сосуд сохран€л форму корзинки.
  • Ўироко распространен был ленточный способ. »з глин€ного теста делали длинные жгуты, которые накладывали друг на друга, придава€ необходимую форму сосуду.
  • ћожно было использовать уже готовые сосуды, которые обмазывали глиной и аккуратно вынимали из вновь сделанного горшка.

“ехника формовки сосуда постепенно прошла сложный процесс от ручной лепки до использовани€ наиболее сложного приспособлени€ - ножного гончарного круга..

“ретий этап: ќбработка поверхности. √оршок заглаживают мокрыми руками, пучком травы или куском шкуры животного. ƒают некоторое врем€ подсохнуть на воздухе и затем нанос€т орнамент.

„етвЄртый этап: термическа€ обработка (последнее Ч самое важное, потому что именно в ходе обжига в глине происход€т физико-химические процессы, превращающие ее в камнеподобный, водонепроницаемый и огнестойкий материал). —начала сосуды обжигали в кострах, позднее стали использовать печи.

 

є8

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

є9

 

 

 

 

 

 

 

 ерамические посуда имеет разную форму и размеры. ¬ фондах музе€ есть сосуд размером с детскую кружку.

” сосуда выдел€ют несколько частей, которые называютс€:

    • ¬енчик Ц сама€ верхн€€ часть сосуда
    • Ўейка-
    • ѕлечики
    • “улово
    • ƒонышко - нижн€€ часть . ѕервоначально сосуды имели округлое или заостренное донышко, позднее по€вл€ютс€ сосуды с ровным дном. ј какие сосуды удобнее использовать? ƒл€ кочевых племЄн, которые не имели стола, сосуды с округлым дном использовать удобнее, с переходом к осЄдлому образу жизни, с по€влением столов измен€етс€ форма дна.

— глубокой древности человек наносил на стенки сосудов орнамент. ќрнамент мог покрывать весь сосуд полностью или отдельные части сосуда, например, венчик, тулово или донышко. ƒл€ древнего человека это был не просто рисунок, орнамент защищал содержимое сосуда от злых духов. ƒл€ орнаментации использовали только определЄнные элементы, которые мастера наносили с помощью специальных инструментов: остра€ палочка, разнообразные штампики, гребенки, кости животных; иногда встречаютс€ ногтевые вдавлени€.  аждое плем€ использовало свой набор элементов и орнаментиров.

¬ насто€щее врем€ учЄные выдел€ют несколько типов орнамента: волнистый, геометрический, гребенчатый, ложношнуровой, прочерченный, шнуровой, €мочный, Ђотступающа€ гребЄнкаї .

є10

«адание: разделите керамику, на 4 группы:

  • Ќеорнаментированна€ керамика
  • Ќеорнаментированные венчики
  • ќрнаментированные венчики
  • ќрнаментированна€ керамика

є11

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

є 12-13

ќрнамент наносили на сосуд с важной дл€ древнего населени€ целью. ќрнамент должен был защищать содержимое сосуда от злых духов. ¬о врем€ археологических раскопок на поселении ѕалатки 1 был найден раздавленный сосуд, у которого сохранились почти все фрагменты. ¬ верхнем фризе изображены фигуры больших водоплавающих птиц. ћежду ними сто€т три антропоморфные фигуры с рогами и хвостами. ¬о второй орнаментальной зоне между крупными заштрихованными зигзагами помещены фигурки меньших по размеру водоплавающих птиц, снизу расположена зона малых зигзагов, затем Ц цепочка ромбов. ƒно опо€сывают два р€да треугольников.

 ак вы думаете, что хотел мастер сказать этим рисунком?

ѕо мнению учЄных, на сосуде изображЄн миф о сотворении мира. ќбско-угорский фольклор сохранил фрагменты самого архаичного мифа о творении, когда за землей ныр€ют (без божественного повелени€) две птицы - больша€ гагара и мала€ гагарка. Ћишь на третий раз птицам удалось достать крупицу земли со дна океана. ќни так долго были под водой, что у гагары кровь пошла горлом и окрасила ей грудь. ” гагарки кровь потекла из затылка, с тех пор у гагарок красный затылок. «емл€, вынесенна€ на поверхность океана, стала сама разрастатьс€ и растет все больше и больше.

— помощью треугольников и заштрихованных ромбов человек изображал горы, которые возникли на месте, куда гагара выплюнула землю.

ѕодобные сюжеты есть у хантов и манси, племЄн которые засел€ли территорию ”рала с древнейших времЄн.

«адание: использу€ орнаментиры, нанесите орнамент на макет.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

є 14-15

 

 

є 16-17

”чЄные при изучении посуды узнают много важной информации. ¬о- первых, по орнаменту на фрагментах керамике можно определить к какой эпохе или археологической культуре относитс€ данное поселение. Ќапример, дл€ иткульской археологической культуры характерно использование гребенчатого штампа, €мочного орнамента, расположенного в шахматном пор€дке и в тесто добавл€ли большое количество талька, поэтому фрагменты имеют блеск. »спользу€ физико-химические методы исследовани€, можно определить точную дату изготовлени€ посуда, а это поможет датировать пам€тник археологии. »ногда в могильниках встречаютс€ глин€ные горшки с остатками пищи.

—овременные археологи-экспериментаторы делают попытки изготовить глин€ную посуду по древним технологи€м. »спользуютс€ многочисленные способы обработки глины. ћатериал подвергают дозреванию (на длительный срок, несколько мес€цев, складывают - в специальные €мы), обветриванию под открытым небом. √лину размельчают и просеивают, добавл€ют воду. ќна становитс€ м€гкой и пластичной. «атем замешивают глин€ное тесто, добавл€€ в нее различные примеси.

 

¬ этом году у нас была возможность прин€ть участие в эксперименте по изготовлению глин€ной посуды, поработать на гончарном круге и пон€ть, что это очень сложный и интересный процесс.

¬ июле мы прин€ли участие в археологической экспедиции на пам€тнике ѕалатки 1, и убедились, что сама€ распространЄнна€ находка на раскопках Ц это керамика. „асто это фрагменты неорнаментированной керамики, но иногда удаЄтс€ найти не только орнаментированную керамику, но и и развал сосуда, который можно будет отреставрировать и увидеть какую форму он имел.

 

ƒо археологов редко доходит целый сосуд, но считаетс€ большой удачей, когда наход€т развал сосуда, по которому можно провести реставрации, и увидеть форму, размеры сосуда.

—ейчас нам предстоит провести такую работу, но мы будем использовать не фрагменты керамики, а бумагу.

є 18

ƒавайте вернЄмс€ к словам ќмар ’ай€ма, как вы думаете, можно ли считать лепку сосудов обычным делом?

ѕланируемый результат.

¬ результате экскурсанты получат теоретические и практические знани€ о по€вление глин€ной посуды и развитии мировоззрени€ древнего человека, прикоснутьс€ к историческому наследию. Ёкскурсоводы (обучающиес€ в объединении Ђёный археологї) примен€ют на практике знани€ об археологии, получат опыт ведени€ экскурсий.

—писок литературы.

  1. ¬икторова ¬. ƒ. ћифы на сосудах // —еверный археологический конгресс: ƒоклады . - ’анты-ћансийск . - 2002
  2. ¬иноградов Ќ.Ѕ. —траницы древней истории ёжного ”рала. -„ел€бинск, 1997.
  3. ƒьЄлафэ ‘. јрхеологи€. —правочник дл€ путешествующих во времени.- ћ., 2002.
  4.  ультовые пам€тники горно-лесного ”рала.-≈катеринбург, 2004.
  5. ћолони Ќ. ќксфордска€ библиотека.- ћ., 1996.

Ўкольные археологические отр€ды принимают участие в различных типах экспедиций: комплексные, экспериментальные, разведывательные, охранные и собственно академические. “радиционно бывшие студенты Ц историки, которые в студенческое врем€ увлеклись археологией, а затем будучи педагогами, создавали свои школьные отр€ды, имели возможность продолжить археологическую практику. ѕолевской археологический отр€д был создан в 1991 году, на следующее лето отр€д прин€л участие в археологических исследовани€х. ѕервые экспедиции показали, что школьникам не достаточно иметь только теоретическую подготовку. ¬ 1998 году в 3 км. от города был организован первый учебный лагерь.

÷ель Ц создание квалифицированного, единого, археологического отр€да. «адачи Ц обучение навыкам полевой жизни, основам туризма, поварского искусства, выживани€ в разных климатических ситуаци€х (дождь, ветер, холод, жара), получение первых навыков ведени€ разведки, разбивки раскопов, вскрыти€ слоЄв, консервации раскопов, работы с картой, топографическим планом, экспериментальные работы, участи€ в культурном и познавательном досуге, спортивных меропри€ти€х.  ак правило продолжительность учебных лагерей составл€ет от 5 до 10 дней в зависимости от объективных причин (количество выделенных средств). ¬рем€ проведени€ Ц начало июн€, это позвол€ет не зат€гивать с открытием полевого сезона иначе дети могут разъехатьс€ по бабушкам, лагер€м отдыха.

¬ажно участие Ђставкиї (детей, которые уже имеют опыт участи€ в археологических экспедици€х) в учебном лагере, которые €вл€ютс€ проводниками традиций, дисциплины и первыми помощниками руководителей. ¬есь быт и устройство построено по принципу насто€щего археологического лагер€. ”чебна€ программа предусматривает в основном экспериментальные зан€ти€, игры, походы, педагогические меропри€ти€, которые занимают до 80% полевого времени. ѕрактическое зан€тие на учебном раскопе, который разбивают и ведут Ђставкиї, составл€ет не более 4 часов в день.

»тог. ¬ учебном лагере прин€ло участие 15 детей. «а период обучени€ они получили выше обозначенные навыки и сплотились в единый коллектив. ћотиваци€ к качественному обучению заключалась в объ€влении об отборе достойных в поездку в насто€щую археологическую экспедицию.

¬ июле кост€к отр€да 10 человек на прот€жении 3 недель работал на пам€тнике  аменные палатки в составе »сетской археологической экспедиции. –уководитель экспедиции отмечает, качественную работу отр€да.

“аким образом, проведение учебных лагерей позвол€ет нам решить задачи.

  1. ѕродлить летний полевой сезон.

ѕодготовить реб€т к серьЄзным полевым исследовани€м



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020