јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ѕроект "”„≈ЅЌ»  ѕ»Ў≈ћ —јћ»",
или
„етыре шага по созданию учебного пособи€ по физической географии конкретного района

√олованова ≈лена Ќиколаевна
учитель географии высшей кв. категории, к.п.н. ћЅќ” Ђ—ќЎ є3ї г.Ўумерл€ „увашской –еспублики

 

јктуальность: “радиционные структура и содержание образовательного процесса ныне претерпевает серьезные изменени€. √лобальный интернет и всеобща€ компьютеризаци€ населени€, телевидение и новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколени€ школьников. –абота с компьютером формирует особый, мозаичный тип воспри€ти€ информации, следствием чего становитс€ перцептивное мышление учащихс€, дл€ которого визуальный образ выходит на первый план, а вербальность вытесн€етс€ на второй. ” них зачастую слабо развита€ логика, про€вл€етс€ неумение анализировать, видеть причинно-следственные св€зи и выражать их с помощью €зыка. —оответственно, в учебно-методическом комплексе каждого учител€, за€вл€ющего самосто€тельный курс, должны быть предусмотрены специальные пособи€, сборники, справочники, электронные материалы и иные источники, помогающие решить эту задачу.

»зуча€ на уроках географии Ђ√еографию „увашской республикиї по учебнику “рифоновой «.ј. и познакомившись с ее содержанием, € нашла в ней очень много интересного и познавательного материала о ѕрироде „увашской –еспублики, но мало материала о географии своей малой родины - о г. Ўумерле и Ўумерлинском районе. —читаю, что каждый человек об€зательно должен знать географию своего места проживани€. ѕотому что от географического положени€, климата, рельефа, характера почв и многих других природных особенностей завис€т услови€ жизни и хоз€йственной де€тельности человека. ѕричем, чем больше человек будет знать о месте проживани€, тем больше он будет его беречь и любить.

“аким образом, через проблему: как сделать интересным обучение географии родного кра€ и организовать взаимодействие между учителем и школьником в сборе информации о природе родного кра€

Ѕыл определен объект проектировани€ - учебное пособие по географии родного кра€.

Ѕыла поставлена цель: разработка учащимис€ учебного пособи€ Ђ√еографи€ г. Ўумерли и Ўумерлинского районаї, и внедрение его в учебный процесс

ƒл€ достижени€ цели потребовалось решить р€д задач:

  1. ѕроизвести анализ требований ‘√ќ— и вы€вить уровень знаний обучающихс€ о природе родного кра€.
  2. ќпределить структуру и содержание пособи€ Ђ√еографи€ г. Ўумерли и Ўумерлинского районаї.
  3. –азработать модульные материалы, помогающие школьникам написать данное пособие.
  4. јпробировать учебное пособие на другой группе обучающихс€.
  5. ѕодвести итоги, транслировать опыт по реализации проекта.

 

Ўаги реализации проекта

1-й этап: подготовительный (целеполагание) .

ѕри проектировании были использованы требовани€ к национально-региональному

компоненту, адаптированные к географии Ўумерлинского района и городу Ўумерл€, в результате изучени€ географического содержани€ национально-регионального компонента „увашской –еспублики. ¬ работе над проектом прин€ли участие обучающиес€ 8 классов, образовались творческие группы, прошло обсуждение возможных методов исследовани€. ”чащимс€ было предоставлено поле дл€ творческой самосто€тельной работы в русле обозначенной проблемы Ц собрать по предложенным модул€м материал дл€ написани€ учебного пособи€ по физической географии г. Ўумерли и Ўумерлинского района. ¬ этот период реб€та изучали географию „увашской республики по учебнику “рифоновой «.ј., √еографи€ „увашской –еспублики, „ебоксары, „увашское книжное издательство, 2011 г.

ѕри изучении данного учебника реб€там стало €сно, что информации о природе г. Ўумерли и Ўумерлинского района в данном пособии очень мало и учащимс€ было предоставлено поле дл€ творческой самосто€тельной работы в русле обозначенной проблемы Ц написать самим учебное пособие по физической географии г. Ўумерли и Ўумерлинскому району.

ƒл€ написани€ данного пособи€ разработано 6 модулей дл€ сбора и систематизации необходимого материала:

  • ћодуль є 1.  раеведение - географи€ родного кра€. »стори€ заселени€ и освоени€ территории. √еографическое положение города
  • ћодуль є 2. –ельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые. ’оз€йственна€ оценка и использование полезных ископаемых.
  • ћодуль є 4. ¬нутренние воды г. Ўумерли и Ўумерлинского района
  • ћодуль є 5. ѕочвы и земельные ресурсы Ўумерлинского района. –астительный и животный мир. “ипичные природные комплексы.
  • ћодуль є 6. ќбща€ характеристика Ё√ѕ и природные ресурсы Ўумерлинского района.

«адани€ модулей позвол€ют разделить класс на 6 подгрупп и создать авторское издание Ђ√еографи€ г. Ўумерли и Ўумерлинского районаї.  аждый модуль содержит р€д учебных элементов. Ёто цели и задачи изучени€ материала, вопросы и практические задани€ и т.д. ¬ модуль, в случае необходимости, включаютс€ таблицы, схемы, графики, типовые планы и т. д.

2-й этап: пилотный (распределение групп участников проекта по модул€м). ќбычно класс состоит из учащихс€ с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состо€нием здоровь€. “аким образом, перед учителем встает проблема: как делить учащихс€ на типологические группы, что брать за основной критерий?  ак правило, лучше, чтобы группы были гетерогенными (по полу или другому признаку). ѕроцесс групповой работы должен опиратьс€ на разделение функций внутри нее (например, один учащийс€ собирает информацию, другой делает записи, третий берет обработку собранного материала и т.д.). –азбиватьс€ на группы можно по желанию или по расчету (например, на первый - п€тый, с последующим объединением учащихс€ с одинаковыми номерами в одну группу). ¬торой случай предпочтителен при не слишком высокой дисциплине и организованности в классе и при большом количестве участников. «атем кажда€ группа выбирает дл€ себ€ один их 6 модулей.

3-й этап: основной (организационно-технические решени€ по созданию данного учебного пособи€)

ќт учащихс€ требуетс€ умение работать с научным текстом, делать анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, совместное обсуждение дальнейших действий. ¬ общем виде обозначились основные источники информации: учебник по географии, материалы краеведческого музе€, ресурсы »нтернета и др. –еб€та должны собрать материал, как того требует задание модул€, обобщить его в текстовом редакторе Word и дл€ защиты собранного материала презентовать его в в PowerPoint.

ѕо ходу реализации проекта возникла надобность решени€ вспомогательных задач, как, например, расширение информированности в области знаний по биологии родного кра€, навыка составлени€ презентаций в и работы на компьютере в тестовом редакторе; наметились новые направлени€ исследовани€, что само по себе €вл€етс€ важным результатом проектной де€тельности, так как просматриваетс€ следующий этап проектировани€.

4-й этап: запуск (использование учебного пособи€ в обучении). ƒанный проект, рассчитанный на три мес€ца, проводилс€ на уроках географии, но оказалось важным, чтобы проектирование шло одновременно с обучением. ѕоэтому тематическа€ часть проекта, по содержанию прив€занна€ к программному материалу, а также обсуждение методов исследовани€, проводились во внеурочной де€тельности.

¬ ходе работы над проектом учащиес€ сами собирали материал, систематизировали. ѕричиной такой активности €вилс€ интерес к самосто€тельному получению сведений, причем с помощью простых и всем доступных средств.  онечным продуктом творческой де€тельности учащихс€ стали презентации, в которых нашли свое отражение основные задани€ шести предложенных модулей.

ƒанный материал может использоватьс€ при изучении географии г. Ўумерли и Ўумерлинского района.

–есурсы дл€ создани€ учебного пособи€ Ђ√еографи€ г. Ўумерли и Ўумерлинского районаї, задействованные инвестиции:

имеющиес€

ћатериальные ресурсы

необходимые (2500 руб)

‘инансовые ресурсы

 

на класс:

ј–ћ обучающихс€

ѕечать пособи€

100 руб.Ц тираж 15 экз.(1500 руб.)

Ёлектронный вариант: 10 руб (800руб.)

ћатериалы библиотек, школьного и городского музе€, »нтернет-ресурсы,

»сточники финансировани€

ј–ћ учител€ с выходом в »нтернет

–одительские средства

Ќовизна опыта заключаетс€ в реализации идей модульного обучени€ в процессе изучени€ школьной географии на примере раздела "–одной край" в курсе "√еографи€ „увашской –еспубликиї. ”никальность данного проекта заключаетс€ в том, что он позволил учщимис€ 8 класса, работа€ по модульным задани€м, использу€ краеведческий материал, материалы ¬икипедии Ч свободной энциклопедии и других »нтернет-ресурсов собрать материал по физической географии г. Ўумерл€ и Ўумерлинского района и переработав его объединить в единое целое Ц учебное пособие.

‘акторы сопротивлени€ (риски): неподготовленность обучающихс€ к работе по сбору и обобщению материала о родном крае, слабый навык при работе с современными информационными технологи€ми; низка€ мотиваци€ к созданию учебного пособи€; нежелание родителей финансировать данный проект.

”ровень апробации проекта, идеи: ƒанный опыт по вовлечению школьников в написани€ учебного пособи€ был представлен в г.  азани дл€ слушателей ѕрезидентской программы переподготовки управленческих кадров при  ‘” и получил положительную оценку. ћодули дл€ самосто€тельного изучени€ географии родного кра€ размещены на персональном сайте (адрес: http://pedagog.rusedu.net).

ѕоложительные эффекты: открытость образовательного пространства школы, что даЄт всем участникам образовательного процесса возможность дл€ самореализации; возможность оценки родител€ми и учениками качества своей работы, т.е., по сути, эффективности обучени€; расширение знаний о природе родного кра€.

”ровень знаний по природе родного кра€ был проверен итоговой контрольной работой, котора€ тоже подтвердила правильность гипотезы о том, что усвоение нового материала зависит от формы его подачи:

 

ѕриложение

ћодуль є 1

 раеведение - географи€ родного кра€.

»стори€ заселени€ и освоени€ территории.

√еографическое положение города

”чебный элемент є1.

÷ель: »зучение особенностей историко-географического освоени€ города.

–аскрыть роль личности в истории развити€ города 9;

1.  ак засел€лась и осваивалась территори€ города Ўумерл€

2. ¬ тетрад€х сделать краткий конспект:

- ƒата образовани€.

- ѕричины возникновени€.

3. ¬ учебнике ("√еографи€ „увашской республики") на стр. 136-137 прочтите информацию о природных услови€х.

4. ѕопытайтесь восполнить дефицит информации о нашем городе, использу€ »нтернет-ресурсы и краеведческий материал (из городского музе€).

”чебный элемент є 2.

÷ель: определение основных особенностей географического положени€ города, вли€ние положени€ на возможности хоз€йственной де€тельности людей.

1.ѕрактическа€ работа с картами: физическа€, политико-административна€, контурна€ карты.

- определите, где расположен город на карте –оссии

- на контурной карте подпишите все пограничные районы. Ц

отметьте крайние точки Ўумерлинского района, определите их координаты

- измерьте рассто€ние между крайними точками, запишите в тетрадь

- отметьте наибольшую и наименьшую высоты, какие формы рельефа вы видите на физической карте, обозначьте их на опорном конспекте.

- определите рассто€ни€ между городами: Ўумерл€-ћосква, Ўумерл€ - „ебоксары,

- определите рассто€ни€ от г. Ўумерл€ до ближайших морей.

2. «апишите в тетради в 2 столбика ответы на задани€:

- площадь территории Ўумерлинского района и города

-численность населени€ (млн. чел.) в городе и районе

3.«апишите в тетрадь ответы на вопросы:

- в каком часовом по€се находитс€ наш город

- сколько часов раздел€ют Ўумерлю и Ћондон?

-сколько минут раздел€ют Ўумерлю и  анаш?

- в каком климатическом по€се (области) расположен город?

-в междуречье каких рек находитс€ город?

- какие низменности выделены на карте?

- какие транспортные магистрали соедин€ют город с Ђсосед€миї.

- какими источниками энергии и топлива пользуетс€ город?

- выгодное или невыгодное экономико-географическое положение занимает наш город. ѕочему? ќбсудите в парах или группах.

”чебный элемент є3.  онтроль и самоконтроль.

–абота по контуру:

1.  райние точки Ўумерлинского района:

2. "—оседи" Ўумерлинского района:

3. ѕлощадь территории

4.„исленность населени€

5 . ƒата основани€ города и района

¬опросы дл€ контрол€:

1.  акие народы жили на территории нашего кра€?  акие подтверждени€ этому можно найти в насто€щее врем€?

2. —колько сельских населенных пунктов входит в состав района?

3. ¬ каком часовом по€се расположен город? ѕочему врем€ у нас московское?

4.— какими субъектами ‘едерации и районами граничит Ўумерлинский район и какими транспортными магистрал€ми св€зан с соседними территори€ми?

5.ќхарактеризуйте географическое положение Ўумерлинского района и города.

6. акие черты его определ€ют?  акую роль в нем играют близость к ћоскве, ћосковской области, Ќижнему Ќовгороду, который раньше образно называли "карманом –оссии"? ѕочему?

7. акова топонимика географических объектов микрорайонов города и Ўумерлинского района?

ћодуль є 2

–ельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые.

’оз€йственна€ оценка и использование полезных ископаемых.

«адачи модул€: раскрыть причинно-следственные св€зи между историей развити€ рельефа, современными его формами и полезными ископаемыми.

”чебный элемент є1.

÷ель: обобщение знаний о тектоническом и геологическом строении –усской равнины.

1. ¬спомните особенности геологического строени€ и тектоники –усской равнины.

- воспользуйтесь учебником Ђ√еографи€, 8 классї (приложение є3), Ђ√еохронологическа€ таблицаї.

2. ќтветьте: как сформировалась –усска€ платформа? ѕочему осадочный чехол имеет разную мощность?  акие формы рельефа развиты на –усской равнине?

”чебный элемент є2

÷ель: обобщение знаний об основных этапах формировани€ рельефа и природы на территории района.

1.ѕрочитать стр. 18-24 в учебнике Ђ√еографи€ „увашской республикиї

”чебный элементє3.

÷ель: разъ€снение практической ценности знаний о геологическом строении рельефа и полезных ископаемых Ўумерлинского района. ‘ормирование представлений о особенност€х строени€ рельефа, его значении с точки зрени€ ведени€ хоз€йственной де€тельности.

¬ыполните практическую работу Ђќбозначение на контуре основных залежей полезных ископаемых районаї

-отметьте на контурной карте основные элементы рельефа

-отметьте максимальную и минимальную высоты.

-отметьте залежи полезных ископаемых.

”чебный элемент є4.

÷ель: установление взаимосв€зи между геологическим строением, тектоникой и рельефом района.

ƒать оценку обеспеченности Ўумерлинского района полезными ископаемыми, их хоз€йственного использовани€ и возможных экологических проблем, св€занных с добычей и использованием полезных ископаемых. «аполнить таблицу Ђќсновные формы рельефа, геологического и тектонического строени€, полезные ископаемые и экологические проблемы, св€занные с их добычейї

ќсновные формы рельефа

ќсобенности расположени€ на карте

“ектонические особенности

ѕолезные ископаемые области

Ёкологические проблемы использовани€

         

”чебный элемент є5.  онтроль и самоконтроль.

1. акие основные формы рельефа развиты в Ўумерлинском районе?

2. ак образовалась ѕриволжска€ возвышенность?

3.√де и какие максимальные и минимальные отметки абсолютной высоты?

4. ак рельеф взаимодействует с другими компонентами природы?

5.¬ каком направлении наклонена поверхность Ўумерлинского района?

6. ак оледенение повли€ло на современный рельеф района?

7.ѕочему рельеф области Ц холмиста€ равнина?

8. акие процессы внутренние или внешние, оказали большее вли€ние на формирование рельефа?

9.Ќазовите положительные и отрицательные результаты воздействи€ человека на рельеф.

11. акого происхождени€ полезные ископаемые есть в районе и как они используютс€?

13.„то вы можете рассказать о минеральных источниках района. √де их используют?

ћодуль є 3

 лиматические особенности и ресурсы

«адачи модул€: показать про€вление климатообразующих факторов на территории области, раскрыть причины неравномерного распределени€ тепла и влаги, обосновать научно-практическое значение знаний климатических особенностей области (использование климатических рекреационных, бальнеологических ресурсов в хоз€йственной де€тельности человека ).

”чебный элемент є1.

÷ель: обобщение знани€ о климате как компоненте природы.

1.¬спомнить, какие климатообразующие факторы вы знаете.  акое вли€ние каждый из них оказывает на формирование климата?

2.ѕрочитайть тему Ђ лимат и климатические ресурсы їв учебнике Ђ√еографи€ „увашской республикеї (стр.34-41).

3.—оставить схему вли€ни€ климатообразующих факторов на формирование климата района:

”чебный элемент є2

÷ель: формирование представлений о климате Ўумерлинского района и типах погоды.

1.–ассмотреть климатическую карту республики и таблицу Ђ лиматические показатели отдельных пунктов „увашской республики

2.ќбсудить в группах ответы на вопросы:

- —колько и какие существуют сроки наступлени€ (смены) времен года?

-  акое значение дл€ хоз€йственной де€тельности имеют: продолжительность безморозного периода, даты установлени€ и схода снежного покрова, глубина промерзани€ почвы, количество дней в году с осадками, температурные характеристики и количество осадков.

3. ѕрактическа€ работа Ђ’арактеристика климата нашей местности и составление прогноза погоды на ближайшее врем€ї

ѕлан характеристики климата

1.¬ каком климатическом по€се расположена территори€.

2. акие климатообразующие факторы оказывают наибольшее вли€ние на климат района.

3. акие средние температура зимы и лета, почему?

4. акое количество осадков выпадает за год, как распредел€ютс€ по сезонам года и почему.

5.  аков коэффициент увлажнени€.

6. акие неблагопри€тные €влени€ св€заны с климатом нашей местности, их причины.

7.ќценка климата района дл€ жизни и хоз€йственной де€тельности людей.

8.ѕроблемы охраны атмосферного воздуха в нашем районе.

9.* ак вы думаете, что произойдет с погодой в нашей местности в ближайшее врем€?

4.¬ тетрад€х заполнить таблицу Ђ¬ремена года в республикеї:

¬рем€ года

ѕродолжительность

периода

“емпература

(мин., сред., макс)

 оличество

осадков в год

Ќеблагопри€тные погодные €влени€ их причины и способ преодолени€.

         

”чебный элемент є 3.  онтроль и самоконтроль.

1.ќт чего зависит климат района? ‘акторы, вли€ющие на климат.

2. акой тип климата в нашей местности?

3. акие осадки преобладают в районе и в какое врем€ года?

4. ак распредел€ютс€ температуры по временам года и по территории района ?

5. акие ветры принос€т теплую погоду, а какие холодную на территории района?

6. ѕочему устанавливаетс€ антициклональна€ погода ?

7. акие экстремальные €влени€ наблюдаютс€ в климате районе?

8.„то такое агроклиматические ресурсы ?

9. акие экологические проблемы существуют в атмосфере районе?

10. акое вли€ние оказывает климат на режим рек в районе?

11. акое вли€ние оказывает климат на растительный и животный мир?

12.ќбъ€сните причины возникновени€ утренних туманов, вечерней росы.

13. ак вы понимаете Ђэкологическое равновесие атмосферыї?

ћодуль є 4

¬нутренние воды Ўумерлинского района

«адачи модул€: ¬ы€снить особенности внутренних вод, их режим и зависимость от источников питани€. ѕоказать значение и приемы охраны рек, озер, болот и других водоемов, их правильное и рациональное использование.

”чебный элемент є 1.

÷ель: вы€вление особенностей главных рек района

1.ѕрочитать в учебнике Ђ√еографи€ „увашской республикиї тему Ђѕоверхностные и подземные водыї, стр. 41-49, рассмотрите карту Ђ–еки и озера „увашской –еспублики

2.ƒополнить данные фразы:

а) „увашска€ –еспублика богата реками, ручь€ми, их общее число 2356. ќни относ€тс€ к бассейну _________________стока. ќни имеют __________ характер,___________ скорость течени€. –усла рек _____________ .

б) –ека —ура имеет длину ________ , площадь бассейна __________ , пересекает район с _________на _____________ ”никальность реки суры в том, что ___________________________.

в) –ежим рек определ€етс€ ______________ услови€ми. Ћедоход начинаетс€ ________________. ¬есеннее половодье вызывает _________________ расход воды в реках. Ћетние межени начинаютс€ с ______________________. Ћетние паводки св€заны с _________________. ќсенью количество воды в реках _______________ в св€зи с уменьшением ______________ и увеличением _________________ «амерзают реки в ________________ ,толщина льда достигает _______________ .

г) Ќа территории Ўумерлинского района протекают реки _______________

”чебный элемент є 2.

÷ель: ќзнакомление с другими водными ресурсами района.

1. ќпределить происхождение озер района и привести примеры озер разного происхождени€.

а) ќбъ€сните причину образовани€ и характер (глубину, величину) озер

б)  акие озера наход€тс€ в Ўумерлинском районе.

2.—оставить схему Ђ»спользование низинных болотї

„то дают? охрана (дл€ чего и как?)

3.—оставить схему Ђ»спользование подземных водї, указав состав и источник бассейна

ѕодземные воды

√рунтовые межпластовые минеральные

”чебный элемент є 3.

ƒополнительный материал к уроку: Ђ»нтересное о краеї (доклады учащихс€, репортажи с использованием опыта летних путешествий по водным объектам города и района)

”чебный элемент є 4.  онтроль и самоконтроль

  1. ѕочему грунтовые воды экологически самые чистые?
  2. Ќазовите главные реки и озера Ўмерлинского района.
  3.   какому бассейну относ€тс€ реки района?
  4.  акой характер течени€ имеют реки района?
  5.  ак питание реки и режим завис€т от климата?
  6.  огда на реках района наступает половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход?
  7. Ќазовите услови€ заболачивани€ территории.
  8.  акие виды загр€знени€ грунтовых вод в Ўумерлинском районе вам известны?
  9. ѕочему водность рек сильно мен€етс€ по сезонам?
  10.  ак образовались озерные котловины: старицы, копани?
  11. ѕочему подземные воды особенно за последнее врем€ наход€т такое широкое потребление?
  12.  ак строительство „ебоксарской √Ё— повли€ло на —уру?
  13. ѕочему торф€ные разработки негативно сказываютс€ на природе территории?  акие последстви€ влечет за собой добыча торфа?
  14. ѕочему исчезновение малых рек €вл€етс€ глобальной проблемой?
  15.  ак определить давность образовани€ болота?
  16.  акие меропри€ти€ вы можете предложить по рациональному использованию вод г. Ўумерли и Ўумерлинского района и их охране.

ћодуль є 5

ѕочвы и земельные ресурсы Ўумерлинского района.

–астительный и животный мир. “ипичные природные комплексы

«адачи модул€: вы€вить услови€ образовани€ и основные свойства почв района, ознакомить с главными типами почв и пут€ми их бережного использовани€, показать на примере природных зон области сложность формировани€ ѕ“ќ комплекса, раскрыть практическое значение знаний о природной зоне, дать характеристику почвенным, растительному и животному ресурсам района, их рациональному использованию.

”чебный элемент є 1

÷ель: получение информации о почвообразующих факторах и типах почв

¬спомнить, какие компоненты природы оказывают вли€ние на формирование почвы.

1.ѕрочитайть тему Ђѕочвыї стр. 49-55 в учебнике Ђ√еографи€ „увашской республикиї.

2. акие основные типы почв различают в районе? ¬нимательно рассмотреть почвенную карту республики.(”чебные материалы по географии „увашской республики, стр.53.)

3. ѕо диаграмме Ђ—оотношение основных типов почв в „увашской республикеї ( стр. 54) сделать вывод о том, какие типы почв преобладают в республике, что можно сказать о их плодородии и какие типы почвы можно ваыделить на территории Ўумерлинского района. Ќа контурной карте района отметить границы их распространени€.

”чебный элемент є 2.

÷ель: установление причинно-следственных св€зей между почвенными, растительными, агроклиматическими ресурсами и рельефом местности.

ƒл€ вы€влени€ св€зи подходит работа, предложенна€ в учебнике ( √еографи€ „увашской республики, стр. 78): надо наложить карты почвы и растительности Ўумерлинского района.

ѕрочитать тему Ђ–астительный и животный мирї, стр. 55-63. ќбсудить в группах, как шло развитие растительного мира Ўумерлинского района.

¬з€ть картографические и лесотаксационные материалы в Ўумерлинском лесхозе и определить каков состав лесов по породам деревьев в нашем районе?  акие породы деревьев преобладают в лесах вокруг г. Ўумерл€?  акое значение в жизни людей имеют лесные ресурсы?

ѕодготовить доклад о животном мире нашего района и ответить на вопросы:

- акие животные обитают в нашей местности?

- акие животные занесенные в Ђ расную книгуї республики, обитают на территории района?

”чебный элемент є 3.  онтроль и самоконтроль.

  1.  акие меры необходимо принимать дл€ сохранени€ плодороди€ почв?
  2.  ак вли€ет рельеф, климатические особенности, водные ресурсы на формирование почв в нашей местности?
  3. „то такое мелиораци€? ¬ чем заключаютс€ положительные и отрицательные ее стороны? ѕровод€тс€ ли в нашем районе мелиоративные работы?
  4. ѕочему в нашей республике леса произрастают неравномерно? ќбъ€сните причину разной лесистости.

5.* „то может сделать человек, чтобы сохранить окружающий мир?

6.* ƒокажите на примере любой природной территории, что изменение одного компонента ландшафта приведет к изменению всего природного комплекса.

ћодуль є 6

ќбща€ характеристика административного делени€ Ўумерлинского района

”чебный элемент є 1.

÷ель: изучение административного делени€ Ўумерлинского района, г. Ўумерл€,

сформировать умени€ учащихс€ давать характеристику административно-территориального объекта по плану:

ѕлощадь территории _____________________

√раницы и соседние области и районы ________________

 оличество населенных пунктов

численность _____________ плотность _________

”чебный элемент є 2.

÷ель: изучение географического положени€ (√ѕ) административных единиц Ўумерлинского района и г. Ўумерл€,

сформировать умени€ учащихс€ давать характеристику географического положени€ по плану::

- положение на территории –оссии,

- особенности рельефа

- климатические особенности

- внутренние воды

- минерально-сырьевые ресурсы

- почвенные ресурсы

- биологические ресурсы

- агроклиматические, рекреационные ресурсы

- экологические проблемы территории

”чебный элемент є2.

ѕодготовьте отчет по алгоритму:

1 группа - ќбща€ характеристика административного делени€ Ўумерлинского района

2 группа - ќбща€ характеристика √ѕ административных единц Ўумерлинского района г. Ўумерл€.

ѕосле обсуждени€ Ц сравните, где более благопри€тные особенности √ѕ.

”чебный элемент є3.  онтроль и самоконтроль.

1. акое значение дл€ жителей района имеет его географическое положение?

—писок используемой литературы:

  1. јрчиков ≈.»., “рифонова «.ј., √еографи€ „увашской –еспублики./„ебоксары, „увашское книжное издательство, 2002.
  2. √лушенков ќ.¬.  нига дл€ чтени€ по природоведению: природа „увашии. / „ебоксары, „увашское книжное издательство, 2006.
  3. ƒубанов ». —. Ђќзера, реки, родники „увашииї / „ебоксары, „увашское книжное издательство, 2008.
  4. ƒимитриева Ё.я. √орода „увашии. Ёкономико-географические очерки /„ебоксары: „увашское книжное издательство, 1987.-100 с.
  5.  расна€ книга „увашской –еспублики. “ом 1. „асть 2. –едкие и исчезающие виды животных. √л. редактор »саев ».¬.- „ебоксары: √”ѕ Ђ»ѕ ї Ђ„уваши€ї, 2010 Ц 372 с.
  6. ћинерально-производственный комплекс строительных материалов „увашской республики. /  азань:  √”, 1975.-156 с.
  7. “рифонова «.ј., ѕ€кшина √.ѕ. √еографи€ „увашской –еспублики (методическое пособие). / „ебоксары, „увашское книжное издательство, 2003
  8. “рифонова «.ј., √еографи€ „увашской –еспублики / „ебоксары, „увашское книжное издательство, 2011 г.
  9. ’арактеристика качества сельскохоз€йственных угодий колхозов и совхозов Ўумерлинского района „ј——– по данным почвенного обследовани€ 1979 года / „ебоксары, 1982.-52 с.
  10. „увашска€ энциклопеди€: в 4-х томах.“.1-2. / „ебоксары : „увашское книжное издательство, 2006-2008.
  11. Ёлектронна€ энциклопеди€ г. Ўумерл€ http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5011/161298



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019