јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–азработка культуротворческих ситуаций с помощью сети »нтернет

ћакотрова √.¬.

јннотаци€. јвтор рассматривает процесс разработки культуротворческих ситуаций развити€ исследовательских качеств личности старшеклассников на основе их структурных компонентов и вы€вленной специфики. ¬ статье показаны возможности научно-попул€рных текстов сети »нтернет в моделировании культуротворческих ситуаций, которые затем могут быть реализованы как на уроке, так и в услови€х де€тельности предметной секции ученического научного общества.

 лючевые слова: культуротворческие ситуации, сеть »нтернет, разработка, старшеклассники, сеть »нтернет, научно-попул€рные тексты

The author describes the process of creating situations of cultural development and research qualities of the senior pupilТs personality on the basis of their structural components and the revealed specificity. The article shows the possibilities of popular scientific Internet texts the in modeling of situations of cultural development which then can be realized both at a lesson, and on the conditions of subject section activity of student's scientific organization

Key-words: situations of cultural development, Internet network, study aid, senior pupils, science-fiction texts

 

—оздание новых знаний и работа с информацией станов€тс€ важнейшим продуктом де€тельности человека. Ётому способствуют ускорение развити€ и интенсификации использовани€ ресурсов и технологий сети »нтернет. ¬ услови€х школьного обучени€ образовательна€ среда сети »нтернет позвол€ет учителю создавать систему вли€ний и условий формировани€ составл€ющих научного потенциала личности старшеклассников, компоненты которого отражают компетенции, позвол€ющие обновл€ть другие компетенции, Ђкомпетенции обновлени€ компетенцийї.

Ќа основании культурологического подхода мы выдел€ем составл€ющие научного потенциала личности как р€д критериев и характеризующих их показателей: технологическую готовность к исследованию (владение пон€тийным аппаратом исследуемого вопроса, умение и навыки использовани€ методов научного познани€, соблюдение правил научной организации труда учащегос€); научный стиль мышлени€ (осмысление структурных звеньев элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требовани€м научного стил€ мышлени€; обобщение предметного и операционального результатов исследовани€); творческую активность (самосто€тельность в преобразовании идей и св€зей между ними, знакомство с историей науки и ее современными проблемами, научное общение); мотивацию исследовани€ (интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследовани€ (познани€), увлеченность исследованием); ориентацию на исследование в будущей профессии (участие в исследовательской де€тельности; интерес к исследовательской де€тельности; интерес к вузовской науке). ќценка сформированности составл€ющих научного потенциала дает возможность более целенаправленно использовать образовательные ресурсы и технологии сети »нтернет, а значит и интенсифицировать умени€ старшеклассников решать неалгоритмические задачи различного уровн€ сложности.

–азвитие исследовательских качеств личности старшеклассника с помощью сети »нтернет, котора€ в насто€щее врем€ используетс€ во всех школах –оссии, мы рассматриваем с позиции идей культуротворчества, ценностных предпочтений во им€ Ђтворчества понимани€ї человеком себ€, других людей, мира. ¬ процессе культуротворчества происходит самоутверждение личности, ее культуротворческа€ свобода реализуетс€ как личностна€ ответственность.

 ультуротворческие ситуации, позвол€ющие развивать составл€ющие научного потенциала старшеклассников, мы рассматриваем как проблемные ситуации, позвол€ющие обучаемому прин€ть ценности научного познани€, вы€вить и реализовать собственные потребности и возможности при освоении исследовательских практик с позиций идеи культуротворчества. ќни призваны актуализировать, вы€вленные Ќ.».»саевой различные психологические механизмы развити€ научного потенциала личности: системные механизмы (ценностно-смысловые механизмы, механизмы самореализации, рефлексивные механизмы), конкретные механизмы (прин€тие ценностей культуроосвоени€ исследовательской де€тельности как руководства к действию; осознание необходимости ориентироватьс€ на культуросозидание и культуротворчество в познавательной де€тельности; ориентированность на культурно-исследовательский модус поведени€; овладение методами и средствами развити€ научного потенциала), социально-психологические механизмы, действующие на уровне группы (вовлеченность в совместную исследовательскую де€тельность, готовность эффективно взаимодействовать в разных коммуникативных ситуаци€х, позитивно воздействовать на других в малой социальной группе).

–еализаци€ названных механизмов в культуротворческой ситуации происходит при обнаружении обучаемыми проблемы; вы€влении ценностей и смыслов получени€ нового знани€; изучении теоретических и методологических основ исследовани€; выборе способов и средств решени€ проблемы в услови€х выполнени€ р€да исследовательских действий; оценке своих возможностей; определении способов и средств формировани€ собственной исследовательской культуры; выборе меры педагогической помощи.

¬ культуротворческую ситуацию, рассматриваемую нами как разновидность проблемной ситуации, в качестве инварианта (неизменных составл€ющих) вход€т выделенные ј.ћ.ћатюшкиным структуры проблемной ситуации (необходимость выполнени€ действи€ обучаемым, при которой возникает потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действи€; неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации; возможности учащегос€ в выполнении поставленного задани€, в анализе условий с помощью освоенных способов действий и открытии неизвестного.

¬ услови€х культуротворческой ситуации нар€ду с компонентами проблемной ситуации по€вл€ютс€ дополнительные компонентами, выделенные нами с позиций идеи культуротворчества: обеспечение необходимой свободы выбора и ценностно-смыслового отношени€ обучаемого к научной де€тельности, к накопленным знани€м и опыту; реализаци€ рефлексивной позиции, отражающей соотнесение актуальных и потенциальных возможностей в сфере науки, своего актуального уровн€ с требовани€ми, предъ€вл€емые к исследователю; выбор способов самореализации; ориентированность обучаемого на культуро-творческий модус поведени€; активна€ позици€ личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе де€тельности; стремление к движению от культуроосвоени€ к культуротворчеству, выраженное в проектировании моделей де€тельности и поведени€, основанных на культуротворческой функции; направленность обучаемых на освоение стратегий и тактик общени€ в процессе решени€ исследовательских задач; готовность позитивно взаимодействовать в услови€х освоени€ культурных исследовательских практик, активность в использовании ресурсов научно-исследовательской среды. ќчевидно, что каждый из выделенных компонентов в услови€х освоени€ обучаемыми культурных практик исследовательской и проектной де€тельности может иметь различные про€влени€.

 ультуротворческие ситуации, позвол€ющие развивать составл€ющие научного потенциала старшеклассников, могут быть реализованы с помощью научно-попул€рных текстов сети »нтернет и системы заданий к ним. »спользование научно-попул€рных текстов дл€ создани€ культуротворческой ситуации отражает мировую тенденцию развити€ образовани€, котора€ состоит в нарастающей динамике использовани€ текстов в образовании школьников.

—оздание культуротворческих ситуаций осуществл€лось нами с помощью научно-попул€рных текстов в услови€х зан€тий предметной секции ученического общества, на уроке. »спользуемые тексты соответствовали дидактике обучаемого, котора€ представлена нами как решение познавательной задачи, в процессе которой он отыскивает и находит действие, соответствующее его основной жизненной установке, в результате чего отдельные, эффективные способы решени€ возникающих задач постепенно закрепл€ютс€ в форме психологических механизмов, стратегий и тактик, а затем в виде обобщенных черт личности.

ѕредставленна€ в тексте информаци€ может содержать: научные факты, противоречащие усто€вшимс€ научным взгл€дам; научные факты, требующие научного объ€снени€; описание методов, которые не позвол€ют решить новую проблему; описание экспериментов, требующих исследований, которые могут быть реализованы в услови€х исследовани€ на зан€ти€х секции ученического научного общества, выполнени€ проекта, домашнего задани€. “ак, например, при изучении темы Ђѕредельные углеводородыї, учитель работа€ в сети »нтернет может подготовить на основе имеющейс€ информации небольшие тексты различного уровн€ сложности, соответствующие задачам изучени€ определенной темы.

Ќа примерах двух текстов, составленных по материалам сайта http://elementy.ru, видно, что в них нет проблемного вопроса, представленна€ в них информаци€ отражает ограниченность исходных данных и предполагает различные способы формулировани€ проблем. http://elementy.ru

“екст 1: ЂЌа дне пресных водоемов нередко складываютс€ анаэробные услови€, поскольку весь имеющийс€ кислород расходуетс€ бактери€ми, разлагающими скапливающеес€ там мертвое органическое вещество (например, остатки растений). ¬ отсутствие кислорода разложение органического вещества также происходит, хот€ гораздо медленнее, а его конечным продуктом нередко оказываетс€ метан Ч CH4. ќбразуют метан особые бактерии, так называемые метаногены, относ€щиес€ к древней группе архебактерий. ≈сли выделившийс€ метан попадает в вышележащие слои водной толщи, туда, где есть кислород, он быстро окисл€етс€ метанокисл€ющими бактери€ми, или, как их еще называют, метанотрофами, Ч представител€ми Ђнасто€щихї бактерий (эубактерий). ”ченые предполагали, что возможен процесс, при котором метан окисл€етс€ и в анаэробных услови€х. Ќапример, электроны могут от метана перемещатьс€ не к кислороду, а к нитратам и нитритам, которые будут восстанавливатьс€, образу€ молекул€рный азот. —оответствующее уравнение может быть записано так:

    5CH4 + 8NO3Ц + 8H+ → 5CO2 + 4N2 + 14H2O

ѕо сути, это реакци€ денитрификации Ч давно известна€, но в совершенно ином варианте, когда в качестве доноров электронов (восстановител€) выступают разные органические вещества или сера, а не метанї.

“екст 2. Ђћетан Ч гораздо более Ђсильныйї парниковый газ, чем двуокись углерода. ѕо сравнению с доиндустриальной эпохой содержание метана в атмосфере увеличилось почти втрое. Ќеудивительно, что в последние дес€тилети€ ведутс€ углубленные исследовани€ и учет всех источников атмосферного метана: как техногенных (сжигание органики, добыча ископаемого топлива), так и биологических. —читалось, что есть только один биологический процесс, в ходе которого выдел€етс€ метан, и только одна группа организмов, способных этот процесс осуществл€ть. Ёто метаногенные археобактерии Ч очень древние и во многом загадочные микроорганизмы, получающие энергию за счет восстановлени€ углекислого газа или ацетата молекул€рным водородом в бескислородных услови€х с выделением метана в качестве конечного продукта.

¬ 2005 -м, году было обнаружено аномально высокое содержание метана в тропических районах над вечнозелеными лесами. ћасштаб аномалии свидетельствовал о существовании неучтенного источника метана, благодар€ которому за период наблюдений (с августа по но€брь 2005 года) в атмосферу дополнительно поступило 30-40 млн тонн горючего газаї.

»спользу€ ниже представленную таблицу, в которой соотнесены компоненты культуротворческой ситуации и действи€ старшеклассников, учитель может составл€ть р€д вопросов, заданий к тексту.

“аблица - ƒействи€ школьников в соответствии с компонентами культуротворческой ситуации

є

«ада-ни€

 омпонент культуротворческой ситуации

–еализуемые действи€ ученика в культуротворческой ситуации

2

свобода выбора и ценностно-смыслового отношени€ обучаемого к научной де€тельности, к накопленным знани€м и опыту

формулирование возможных научных проблем в соответствии с выбранным текстом

3

стремление к движению от культуроосвоени€ к культуротворчеству, выраженное в проектировании моделей де€тельности и поведени€, основанных на культуротворческой функции

определение р€да научных проблем, которые могут быть решены на основе использовани€ приведенной научной информации

4

неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации (по ј.ћ. ћатюшкину)

выделение проблемы, в рамках которой требуетс€ выполнение р€да заданий

5

потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действи€ (по ј.ћ. ћатюшкину)

описание собственного видени€ актуальности в выбранной дл€ изучени€ проблемы

6

активна€ позици€ личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе де€тельности

определение возможных интеллектуальных практик ученых при решении проблемы, обозначенной в тексте

7

стремление к движению от культуроосвоени€ к культуротворчеству, выраженное в проектировании моделей де€тельности и поведени€, основанных на культуротворческой функции

предложение собственных идей дл€ решени€ выделенной проблемы

8

реализаци€ рефлексивной позиции (соотнесение актуальных и потенциальных возможностей в сфере науки, своего актуального уровн€ с требовани€ми, предъ€вл€емые к исследователю, выбор способов самореализации)

формулирование р€да задач исследовани€, отражающих рефлексивную позицию

9

реализаци€ рефлексивной позиции (соотнесение актуальных и потенциальных возможностей в сфере науки, своего актуального уровн€ с требовани€ми, предъ€вл€емые к исследователю, выбор способов самореализации)

выделение сведений, недостающих дл€ решени€ проблемы при работе с текстом с ограниченным числом данных и понимание возможности их получени€ с помощью сети »нтернет

10

возможности обучаемого в выполнении поставленного задани€ в анализе условий с помощью освоенных способов действий и открытии неизвестного (по ј.ћ. ћатюшкину)

указание ключевых слов, которые могли бы быть использованы дл€ поиска в сети »нтернет в услови€х исследовани€

11

ориентированность обучаемого на культуро-творческий модус поведени€

формулирование выделенной проблемы с позиций другой научной области, на €зыке другой науки

12

активна€ позици€ личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе де€тельности

определение широты спектра наиболее возможных вариантов экспериментальных действий

13

активна€ позици€ личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе де€тельности

конкретизаци€ возможных вариантов экспериментальных действий

14

активность в использовании ресурсов научно-исследовательской среды

построение предложений по конкретному использованию сети »нтернет в услови€х выделенной исследовательской проблемы

15

активность в использовании ресурсов научно-исследовательской среды.

определение возможностей информационно-коммуникационных технологий в решении выделенной исследовательской проблемы

16

активна€ позици€ личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе де€тельности

указание на возможные следстви€ и выводы после подтверждени€ гипотезы

17

ориентированность обучаемого на культуро-творческий модус поведени€

формулирование новых вопросов, которые возможны после подтверждени€ гипотезы

18

свобода выбора и ценностно-смыслового отношени€ обучаемого к научной де€тельности, к накопленным знани€м и опыту

описание нового знани€, которое возможно получить в результате исследовани€

19

свобода выбора и ценностно-смыслового отношени€ обучаемого к научной де€тельности, к накопленным знани€м и опыту

описание практической значимости планируемых результатов исследовани€

— их помощью старшеклассники могут Ђдоопредел€тьї познавательную ситуацию. “ак, например с помощью р€да заданий, к тексту они могут осмысливать с помощью метода ассоциативных св€зей содержание, формулировать новые проблемы, осуществл€ть генерацию творческих идей, определ€ть возможные пути их реализации, формулировать выводы, вы€сн€ть области незнани€ дл€ решени€ проблемы, рассматривать сформулированную проблему с позиции другой науки, ставить новые задачи, осмысливать предлагаемые исследовательские действи€ с помощью метода построени€ новых ассоциативных св€зей.

—реди заданий учител€ к тексту в соответствии с компонентами культуротворческой ситуации могут оказатьс€ следующие:

1. Ђ акую(ие) научную(ые) проблему(ы) отражает приведенный текст? ƒл€ облегчени€ их выделени€, попробуйте определить противоречие между знанием и незнанием.

2. —формулируйте (определите) р€д научных проблем, которые могут быть решены на основе использовани€ приведенной научной информации, укажите какое новое знание может быть получено.

3. ¬ыделите проблему (противоречие между знанием и незнанием), в рамках которой ¬ы будете выполн€ть р€д заданий на уроке (на зан€тии предметной секции ученического научного общества.

4. ќпишите актуальность (значимость решени€) выделенной ¬ами проблемы.

5.  ак ¬ы думаете, какую гипотезу выдвинули ученые, реша€ выделенную ¬ами научную проблему? ќтвет можно представить в виде следующего текста: если (высказываетс€ иде€) Е, то (указываетс€ планируемый(ые) результат(ы))Е., так как ЕЕ(объ€сн€етс€ эффект).

6. ƒл€ решени€ выделенной вами проблемы предложите собственную гипотезу(ы) (идею, замысел решени€ проблемы).

7. —формулируйте р€д задач исследовани€ (действий) дл€ проверки гипотез(ы).

8. ѕеречислите недостающие дл€ решени€ выделенной ¬ами проблемы сведени€, соотнес€ их с поставленными задачами.

9. ”кажите ключевые слова, которые ¬ы будете использовать дл€ поиска в сети »нтернет необходимой информации дл€ решени€ выделенной проблемы.

10. ѕопробуйте сформулировать выделенную проблему (противоречие между знанием и необходимостью поиска новых знаний) с позиций другой научной области, на €зыке другой науки.

11. ќпределите и конкретизируйте наиболее важные способы возможного исследовани€ (прогноз, эксперимент, измерени€, наблюдени€, анализ, синтез и др.), ведущего к решению проблемы.

12. —моделируйте или опишите возможные варианты экспериментальных действий (эксперимент).

13. ѕредложите конкретное назначение сети »нтернет в услови€х исследовательской де€тельности по решению выделенной ¬ами проблемы. Ќапример, дл€ оперативного поиска методов решени€ проблемы; дл€ оперативного получени€ информации о наработках в проблемной области; дл€ продуктивного взаимодействи€ с теми, кто работает над проблемой; дл€ оперативного определени€ основных путей (алгоритмов) решени€ исследовательских задач; дл€ постановки новых вопросов и новых задач; дл€ оперативного формулировани€ новых пон€тий, дл€ определени€ смыслов используемых пон€тий. –еализуйте запланированные действи€.

14. ќпределите возможности информационно-коммуникационных технологий, которые вы могли бы использовать при решении выделенной ¬ами проблемы. Ќапример, видеолекции известных ученых, непосредственное взаимодействие с теми, кто занимаетс€ определенной научной областью, решение информационных задач, проведение обработки данных, математическое моделирование, представление результатов исследовани€ в услови€х исследовательской коммуникации, оценка результатов исследовани€, дл€ более точного наблюдени€. –еализуйте запланированные действи€.

15. ≈сли после проверки ¬аша гипотеза окажетс€ верной, то укажите, каковы возможны следстви€, выводы. ќцените их с помощью научных знаний, полученных с помощью сети »нтернет.

16. ≈сли после проверки ¬аша гипотеза окажетс€ верной, то укажите, какие возможны прогнозы (пути развити€ исследовани€), представьте их с помощью р€да новых вопросов. ≈сть ли на них ответ в сети »нтернет?

17. ќпределите возможную научную новизну планируемых результатов исследовани€, т.е укажите, какие новые знани€ могут быть получены в результате запланированного ¬ами исследовани€.

18. ќпределите возможную практическую значимость планируемых результатов исследовани€. —оотнесите ¬аши выводы с информацией в сети »нтернетї.

ѕри проведении рефлексивного этапа работы с научно-попул€рным текстом на Ђвходеї очень информативными дл€ учител€ €вл€ютс€ задани€ на основе использовани€ методик “.Ѕьюзен, Ѕ.Ѕьюзен. ѕеред работой с текстом учитель просит учеников представить содержании научно-попул€рного текста в виде основного ключевого слова (наиболее важного) и возникающих с ним любым количеством ассоциаций (ас.).

јссоциации можно представл€ть в виде слов (часть речи - существительное) или рисунков. ѕодобна€ схема может быть также использована при выполнении задани€, которое подводит итоги работы с текстом, например: Ђѕредставьте графически по образцу рисунка процесс возможного (проведенного) исследовани€, т.е возможные (проведенные) исследовательские действи€ при решении выделенной ¬ами проблемыї

ѕри выполнении заданий к тексту учитель может фиксировать определенное эмоциональное отношение старшеклассников к задани€м с помощью теста цветовых отношений, который предполагает соотнесение определенного цвета с фразой, обозначающей действи€ ученика в культуротворческой ситуации (тест ћ. Ћюшера, тест Ћ.Ќ. —обчик,); вы€вл€ть возникшие познавательные затруднени€ (интеллектуальные, информационные и личностные) с помощью анализа наиболее часто задаваемых учениками вопросов, схем ассоциаций.

ѕри анализе полученных познавательных продуктов школьниками в услови€х культуротворческой ситуации учителю следует использовать подготовленную заранее информацию о культурных аналогах, находках ученых в рамках решени€ познавательных проблем, которые были не€вно обозначены в предлагаемых ученику текстах с ограниченной информацией. ѕомощь учителю окажут различные сайты с научно-попул€рными текстами.

ѕолученные нами результаты цветоассоциативной рефлексии свидетельствовали о том, что культуротворческа€ ситуаци€ вызывает эмоциональный комфорт дл€ всех групп школьников. Ќо дл€ более успешного развити€ научного потенциала личности необходимо, чтобы в культуротворческой ситуации педагогом была предъ€влена социальна€ значимость продукта исследовани€, учтены возможные познавательные барьеры (личностные, информационные, интеллектуальные), проектировалось соотношение известного и неизвестного, выраженного степенью неопределенности условий, противоречивостью данных, характеристиками данных; создавались услови€ дл€ осмыслени€ обучаемыми меры предъ€влени€ свободы выбора содержани€ и способов культуротворческой де€тельности, дл€ построени€ школьниками личностных смыслов культуротворческой де€тельности.

ќпределение специфики культуротворческих ситуаций позволило нам ответить на вопрос, что и как мен€етс€ в культуротворческой ситуации, что нужно учесть при введении культуротворческих ситуаций в образовательный процесс.  аждый из выделенных компонентов культуротворческой ситуации в услови€х работы с текстом может иметь различные про€влени€ в де€тельности учеников, характеризующиес€ способами построени€ и реализации личностных смыслов культуротворческой де€тельности обучаемых; мерой их самосто€тельности в решении проблемы, активностью использовани€ ресурсов образовательной среды, мерой про€влени€ творчества в продукте познавательной де€тельности, в способе познавательной де€тельности.

— позиции педагогической де€тельности по конструированию и предъ€влению культуротворческих ситуаций их можно распределить на группы по следующим признакам: социальной востребованности продукта решени€ проблемы, характеризуемой источником запроса исследовательского продукта; характеру возможных познавательных барьеров (личностных, информационных, интеллектуальных); способам осуществлени€ междисциплинарного поиска (объединение пон€тийно-информационной сферы исследуемых предметов, привлечение к толкованию терминов в различных научных област€х дл€ постановки и осознани€ научной проблемы, проведение сравнительно-обобщающего изучени€ материала с позиций другого учебного предмета и др.); способам организации общени€ (»нтернет-общение, научна€ дискусси€, устный доклад, представление презентации продуктов исследовани€; текста публикации и др.); способам обучени€ общению (построени€ научного монолога, диалога, полилога); мере предъ€влени€ свободы выбора содержани€ и способов культуротворческой де€тельности; сущности неизвестного (усваиваемое отношение, способ действи€ или существенное условие его выполнени€); соотношению известного и неизвестного, выраженное степенью неопределенности условий, противоречивостью данных, характеристиками данных (недостающих, избыточных, частично неверных и т. п.).

—пецифика культуротворческих ситуаций свидетельствует о необходимости установлени€ определенной последовательности их введени€ в образовательный процесс в зависимости от этапа развити€ научного потенциала личности (культуроосвоени€, культуропользовани€, культуроинтерпретаторства и культуротворчества). ќсновным результатом погружени€ обучаемых в культуротворческую ситуацию должно стать приращение развити€ выделенных компонентов научного потенциала личности, составл€ющих ее исследовательской культуры (мотивации к исследованию, научного стил€ мышлени€, технологической готовности к исследованию, творческой активности), а также внутренних ресурсов личности, представленных Ќ.». »саевой в виде психологических условий (оптимальности информационной культуры, креативного типа мышлени€, мотивации достижени€, культуры я, оптимальности состо€ни€ эмоциональной культуры). ќсобое внимание при разработке и использовании культуротворческих ситуаций должно быть обращено педагогом на динамику осознани€ личностью потребности в культуротворческой де€тельности и возможности получени€ более высокого результата познавательной де€тельности на основе культуротворческих практик.

Ѕольша€ эффективность развити€ исследовательских качеств личности старшеклассников при использовании культуротворческих ситуаций может быть также достигнута за счет осмыслени€ педагогами выделенных нами закономерностей использовани€ сети »нтернет в развитии показателей учебно-исследовательской культуры личности старшеклассников и ориентации их на исследование в будущей профессии, так как они отражают ценности, потребности и возможности обучаемых в практическом овладении культурой исследовани€ в услови€х образовательного процесса.   закономерност€м использовани€ сети »нтернет в развитии научного потенциала личности старшеклассника мы относим:

1. ѕостроение проблемных ситуаций по аналогии с научной, профессиональной де€тельностью и жизненными реали€ми на основе погружени€ старшеклассников в проблемно-ситуативное информационное пространство сети »нтернет ведет их к формулированию исследовательских проблем и задач, осознанию целей и ценностей исследовани€, выбору технологических элементов, построению и реализации стратегий поиска.

2. ¬ыбор старшеклассником на основе своего субъектного исследовательского опыта и личностной рефлексии ресурсов и технологий сети »нтернет дл€ по€влени€ новых идей и построени€ индивидуальных программ исследовани€ позвол€ет наиболее €рко про€витьс€ составл€ющим научного потенциала личности старшеклассника.

3.—отрудничество и коопераци€ при создании социально-востребованных исследовательских продуктов в сети »нтернет интенсифицирует развитие научного потенциала старшеклассников на основе реализации их готовности эффективно взаимодействовать в разных коммуникативных ситуаци€х; готовности позитивно воздействовать на других в малой социальной группе.

4.ќбучение старшеклассников научным методам и приемам исследовани€ с помощью программных комплексов, текстовых, графических и видеоматериалов сети »нтернет позвол€ет заметно ускор€ть исследование окружающего пространства и осуществл€ть последовательное усложнение исследовательской де€тельности от исполнительства к культуротворчеству.

5. »спользование сети »нтернет при решении исследовательской проблемы в услови€х взаимосв€зи урочной и внеурочной де€тельности старшеклассников обеспечивает единство исследовательско-творческой среды, глубину исследовани€ и более высокий уровень освоени€ дидактических единиц учебной дисциплины.

6. ѕедагогическое сопровождение реализации личностного роста старшеклассника в услови€х исследовани€ с помощью сети »нтернет позвол€ет интенсифицировать процессы творческого саморазвити€ составл€ющих научного потенциала личности.

7. »спользование сети »нтернет при изучении способов построени€ стратегий междисциплинарного поиска и при реализации их выбора в услови€х учебного поиска обеспечивает получение творческих продуктов исследовани€, обогащает индивидуальный исследовательский опыт старшеклассников.

8. ¬ооружение старшеклассников стратеги€ми поиска информации в сети »нтернет обеспечивает быстрое освоение старшеклассниками пон€тийного аппарата исследуемой проблемы, оперативное получение ответов на информационный запрос, формулирование новых задач и проблем, превращение информации в объект дл€ наблюдений в результате чего происходит интенсификаци€ развити€ составл€ющих научного потенциала личности.

“аким образом, разработка культуротворческих ситуаций развити€ исследовательских качеств личности старшеклассников может быть успешно реализована учителем, если будут учтены ее структурные компоненты, вы€вленные особенности. Ќаучно-попул€рные тексты сети »нтернет €вл€ютс€ наиболее перспективным и доступным способом моделировани€ учителем культуротворческих ситуаций, которые затем могут быть реализованы как на уроке, так и в услови€х де€тельности предметной секции ученического научного общества.

Ћитература

  • Ѕьюзен, “. —упермышление /“.Ѕьюзен, Ѕ. Ѕьюзен/пер. с англ. ≈.ј. —амсонов.- ћинск: ѕоппури, 2008.- 304 с.
  • »саева, Ќ.». ѕсихологические механизмы развити€ научного потенциала личности в контексте культуротворческой модели/Ќ.».»саева/материалы междунар. науч.-практ. конф. ЂЌаучный потенциал личности: концептуальные основани€ и технологический контекст (Ѕелгород, 29-30 марта 2011 г.) .- Ѕелгород: Ѕел√”, ќќќ Ђ√и ї, 2011.- —.14-21
  • ћакотрова, √.¬. —еть »нтернет ученику-исследователю: учеб пособие дл€ школьников/√.¬. ћакотрова, ≈.Ќ.  ролевецка€. - Ѕелгород: »зд-во Ѕел√”, 2010.- 184 с.

  • ћакотрова, √.¬. —еть »нтернет в развитии научного потенциала старшеклассников /√.¬. ћакотрова/ учеб. пособие дл€ студ. пед. спец./под общей ред. проф. ».‘. »саева. - Ѕелгород: »зд-во ЂЋит ара¬анї, 2010.- 276 с.

*»сследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта Ђ»спользование сети »нтернет в развитии научного потенциала старшеклассниковї јналитической ведомственной целевой программы Ђ–азвитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)ї, проект 3.2.3/ 1130



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019