јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—истема исследовательской де€тельности

 овалькова Ќадежда Ќиколаевна
учитель истории ћќ” —ќЎ є 19 г. Ѕелово  емеровской области

¬ведение

Ћюди не хот€т, чтобы ими управл€ли.
ќни хот€т, чтобы их вели вперед.
—офокл

—овременна€ общеобразовательна€ школа вместе со всем российским обществом переживает период обновлени€. ƒействует ѕриоритетный национальный проект в области Ђќбразованиеї, разработана и утверждена  онцепци€ введени€ профильного обучени€ на старшей ступени общего образовани€.

—егодн€ мы можем наблюдать стремительные изменени€ во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. ѕрежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самосто€тельности в прин€тии решений, инициативности. ≈стественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаютс€ на образование, и в первую очередь на среднюю школу. »менно здесь должны закладыватьс€ основы развити€ думающей, самосто€тельной личности. ћожно констатировать, что набирающее силу за последнее дес€тилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность.

ќднако существует противоречие между потребност€ми общества в образованных, грамотных специалистах и возможност€ми экстенсивного пути развити€ образовани€, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности св€зывалось с повышением объема знаний, которыми владеет человек. ѕри экстенсивном пути развитие образовани€ понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучени€ и т.д.

—егодн€, в процессе перехода к информационному обществу, образованность начинает осознаватьс€ как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразовани€, целеполагани€ и мотивации собственной де€тельности, что, в конечном счете, выражаетс€ в гармонии здоровь€ физического, интеллектуального, нравственного.

ќдной из серьезных проблем в современном образованиистала проблема снижени€ интереса к обучению. Ќемалую роль в решении данной проблемы может сыграть исследовательска€ де€тельность школьников, основной функцией которой и должно €вл€тьс€ инициирование учеников к познанию мира, себ€ и себ€ в этом мире.

¬ажность и необходимость развити€ исследовательского подхода в обучении рассматривали јлексеев Ќ.√., ќбухов ј.—., —авенков ј.»., ‘айн “.ј., „ечель ».ƒ. и другие. ѕредложенна€ ими методика позвол€ет использовать исследовательский подход в обучении и организовать исследовательскую де€тельность обучающихс€ в своей школе.

¬ соответствии с этим целью данной работы €вл€етс€ создание модели исследовательского поведени€.

¬ ходе ее достижени€ решаютс€ задачи:

  • рассмотреть возможности использовани€ исследовательского подхода в обучении истории и обществознанию;
  • проследить динамику участи€ в различных конкурсах исследовательских работ учащихс€ школы по истории и обществознанию.

1. —ущность исследовательского подхода

»сследовательский подход в обучении Ч это путь знакомства учащихс€ с методами научного познани€, важное средство формировани€ у них научного мировоззрени€, развити€ мышлени€ и познавательной самосто€тельности.

—овременный “олковый словарь русского €зыка трактует значение слова Ђподходї следующим образом: Ђѕодход, - а; м. Ц —овокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо., в воздействии на кого -, что-либо и т.п.ї (8;557)

  функци€м исследовательского подхода в обучении относ€тс€:

—ущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) в развитии мыслительных умений и навыков Ц анализа, сравнени€, обобщени€ и систематизации, доказательства и опровержени€ и т.д.;

б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой де€тельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых св€зей;

г) в изменении характера взаимоотношений Ђучитель-ученик-коллектив учащихс€ї в сторону сотрудничества.

—одержательную основу исследовательского подхода в обучении составл€ет взаимосв€зь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучени€, организационными формами учебной работы. ѕроцессуальную основу его составл€ет научно-образовательна€, поисково-творческа€ де€тельность, способствующа€ организованному усвоению опыта творческой де€тельности и творческому усвоению и применению знаний. »сследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические св€зи между разрозненными €влени€ми и фактами, картину природы как св€зного целого. ¬едущими в составе исследовательского подхода в обучении €вл€ютс€ индуктивный и дедуктивный,эвристический и исследовательский методы и используютс€ следующие общедидактические приемы.

ѕрием доказательства требует анализа €влени€ и его причинно-следственных св€зей, сопоставлени€ фактов и €влений; этот прием направлен на формирование у учащихс€ умений оценивать социально-политические €влени€ в жизни общества. ѕрактически на каждом уроке имеетс€ возможность применени€ приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или €влении, после чего предлагает учащимс€ найти его причину, установить св€зь между причиной и следствием.

ѕрием сопоставлени€ играет важную роль в процессе усвоени€ новых пон€тий, фактов, €влений. Ётот приема об€зателен при выполнении исследовательских заданий различных видов. »спользование приема сопоставлени€ изучаемого пон€ти€, факта, €влени€, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самосто€тельное исследование изучаемого факта, €влени€, пон€ти€.

ѕрием обобщени€ имеет немалое значение в ходе выполнени€ учащимис€ различных видов исследовательских и творческих заданий. “ворческий характер учебного познани€ при исследовательском подходе требует от школьника обобщени€ известных ему фактов, €влений и построени€ на этой основе цепи рассуждений, позвол€ющих сформулировать правильный вывод.

ќдним из характерных признаков исследовательской де€тельности, €вл€етс€ научное предвидение, про€вл€ющеес€ у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решени€, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее.

ѕрием выдвижени€ гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности. Ќеобходимость аргументированного опровержени€ выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегос€ доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом €влении, активизации поисково-творческой де€тельности.

ѕрием использовани€ аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых €влений и фактов.

ќрганизаци€ исследовательской де€тельности требует использовани€ приема планировани€. (9;18)

2. »сследовательский подход к обучению на уроках

ќдной из главных задач развити€ познавательной де€тельности учащихс€ в процессе образовани€ €вл€етс€ организаци€ исследовательской де€тельности школьников. ¬ последнее врем€ в ученической среде прослеживаетс€ повышение интереса к этой де€тельности. –абота по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществл€етс€, главным образом, на уроках.

Ќачальным этапом в практической реализации исследовательского подхода в обучении €вл€етс€ об€зательное проведение учителем дидактического анализатемы, подлежащей изучению с применением исследовательского подхода. ѕод дидактическим анализом темы подразумеваетс€ активна€ познавательна€ де€тельность учител€, направленна€ на выделение главной и формулирование частных проблем, что позвол€ет определить возможности ведени€ исследовательской де€тельности при изучении школьниками конкретной темы. (4)

ƒидактический анализ позвол€ет учителю определить тематику и виды творческих заданий, организационные формы обучени€, применение которых целесообразно при изучении данной темы. Ќеобходимым условием €вл€етс€ предварительное информирование учащихс€ об изучении тем с применением исследовательского подхода. »нформирование должно быть нагл€дным, поэтому в кабинете создан стенд Ђ√отовьс€ к урокуї, на котором размещаетс€ разработанный и апробированный в прошедшем учебном году так называемый Ђ√рафик изучени€ темыї.

Ђ√рафик изучени€ темыї вывешиваетс€ на первом уроке изучени€ данной темы. ”чащиес€ знаком€тс€ с цел€ми, с основными терминами, пон€ти€ми, которые они должны усвоить в ходе изучени€ темы, рекомендуетс€ дополнительна€ литература, по которой эту тему можно изучить более глубоко, указываютс€ сроки прохождени€ темы.

”чащиес€ узнают, какие контрольные точки им предстоит выполнить в ходе изучени€ данной темы. Ёто может быть:

  • -заполнение таблицы,

  • -выполнение задани€ на основе исторического документа,

  • -тесты,

  • -рефераты по узким темам, которые не наход€т освещени€ в »нтернете Ц например, Ђƒвор€нин и кресть€нин: жилище, одежда, еда, развлечени€ї.

¬ ходе изучени€ темы предлагаютс€ творческие задани€, написание исторического сочинени€ или эссе.

ƒейственной формой в работе с учащимис€ €вл€ютс€ семинарские зан€ти€. —еминары необходимы дл€ конкретизации и углубленного изучени€ основных положений темы. „исло семинаров внутри каждой темы различно и определ€етс€ самим учителем при дидактическом анализе темы. ћатериалы, наработанные группами в ходе подготовки к семинару, оформл€ютс€ в отдельные папки и помогают в подготовке к урокам учащимс€ следующей параллели.

–абота с Ђ√рафиком изучени€ темыї позвол€ет каждому учащемус€ выбрать темпы прохождени€ темы, изучить дополнительный материал, учащиес€ знают, когда пройдет зачетный урок и это не будет дл€ них неожиданностью.

ѕри организации обучени€ с применением исследовательского подхода имеет смысл регул€рно проводить зачетные уроки в форме собеседовани€, которые позвол€ют осуществить разнообразные формы контрол€ и взаимоконтрол€ знаний, умений и навыков учащихс€. ”роки-собеседовани€ способствуют развитию межличностных контактов учител€ и ученика, учащихс€ друг с другом. ѕедагогическа€ ценность уроков-собеседований заключаетс€ в том, что при собеседовании учитель имеет возможность следить за рассуждени€ми учащегос€ при анализе €влений и фактов, их обобщении и формулировке выводов. Ђ«ападающиеї звень€ в познании того или иного факта или €влени€ при собеседовании выступают особо четко. Ёто дает возможность ликвидировать имеющиес€ слабые места в умени€х, навыках и способах познавательной де€тельности.

ѕри практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо примен€ть разнообразные формы учебной работы.

»ндивидуальна€ работа представл€ет собой выполнение учебного задани€ каждым учеником самосто€тельно, в соответствии со своими индивидуальными возможност€ми, без взаимодействи€ с другими учениками. ¬ процессе выполнени€ индивидуальных работ у учащихс€ развиваетс€ самосто€тельность, целеустремленность в учебно-познавательной де€тельности и в решении учебно-практических задач; формируетс€ ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самосто€тельно пополн€ть знани€, заниматьс€ самообразованием, самовоспитанием. ѕо€вл€етс€ стремление целенаправленно пользоватьс€ научно-попул€рной, общественно-политической, художественной, справочной литературой, словар€ми, энциклопеди€ми; привычка систематически провер€ть результаты своей работы, трудовой и общественной де€тельности.

√руппова€ учебна€ работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровн€ знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. √рупповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рефератов, материалов к семинару, работа с историческим документом, статистическим материалом, историческим текстом с ошибками.  оллективна€ учебна€ работа предполагает де€тельность школьников, организуемую под руководством учител€. ќна позвол€ет реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации познавательной де€тельности и способствует укреплению взаимоотношений между учащимис€.

‘ронтальна€ учебна€ работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимис€ класса. ќна может быть устной и письменной, а также иметь различи€ по характеру познавательной де€тельности учащихс€ Ч воспроизвод€щей или творческой. —пецифика фронтальной работы при исследовательском подходе в обучении состоит в посто€нном сочетании воспроизведени€ и творчества учащихс€. ÷елесообразно в содержание фронтальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости.(9;20)

»ндивидуальные самосто€тельные работы занимают особое место в практической реализации исследовательского подхода в обучении: опережающие домашние задани€ невозможны без самосто€тельной индивидуальной работы учащихс€. –езультаты опережающих домашних заданий оформл€ютс€ как доклады, рефераты, проекты, которые используютс€ учащимис€ при выступлени€х на семинарах и диспутах.

3. ћотиваци€ к исследовательской де€тельности.

ћотиваци€ как ведущий фактор регул€ции активности личности, ее поведени€ и де€тельности представл€ет исключительный интерес дл€ педагогов и родителей. ѕо существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие со школьником невозможно без учета особенностей его мотивации. «а объективно одинаковыми действи€ми школьников могут сто€ть совершенно различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотиваци€, могут быть абсолютно разными.

–азличные школы современной психологии дают различные определение мотивации.

¬. ».  овалев полагает, что мотиваци€ есть совокупность мотивов поведени€ и де€тельности. –азработанна€ в трудах известных отечественных психологов концепци€ личности и де€тельности (—. Ћ. –убинштейн, ј. Ќ. Ћеонтьев и др.) исходит из того, что за мотивами сто€т те или иные потребности. (6; 54)

ј.ј. –еан под мотивом понимает внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (де€тельность, общение, поведение), св€занное с удовлетворением определенной потребности.(6; 54)

”спешность учебной де€тельности зависит от многих факторов психологического и педагогического пор€дка.

 лассический закон …ерксаЧƒодсона, сформулированный несколько дес€тилетий назад, устанавливал зависимость эффективности де€тельности от силы мотивации. »з него следовало, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность де€тельности. (6; 56)

ћотивы можно классифицировать следующим образом:

»сследовани€ (ј. ј. –еан, 1990) показали, что от силы и структуры мотивации в очень значительной мере завис€т как учебна€ активность учащихс€, так и их успеваемость. ћногие специалисты приход€т к мысли о необходимости целенаправленного формировани€ у учащихс€ мотивации учебно-трудовой де€тельности. ѕри этом подчеркиваетс€, что управл€ть формированием мотивов учебной де€тельности еще труднее, чем формировать действи€ и операции (ј.  . ћаркова). (6; 59)

ќдним из важных типов мотивации €вл€етс€ мотиваци€ успеха. ћотиваци€ успехаоднозначно позитивна. ѕри такой мотивации действи€ человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов.

Ћичности этого типа обычно активны, инициативны. ≈сли встречаютс€ преп€тстви€ Ч ищут способы их преодолени€. ѕродуктивность де€тельности и степень активности такой личности в меньшей степени завис€т от внешнегоконтрол€. Ёти люди отличаютс€ настойчивостью в достижении цели. —клонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

“акие учащиес€ предпочитают брать на себ€ средние по трудности или же слегка завышенные, хот€ и выполнимые, об€зательства. —тав€т перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчетливо. ќбычно такие качества обеспечивают успех. (6; 62)

ѕривлекательность задачи дл€ таких учащихс€ возрастает пропорционально ее сложности. ¬ особенности это про€вл€етс€ на примере добровольных, а не нав€занных извне об€зательств. ¬ случае же неудачного выполнени€ такого Ђнав€занногої задани€ его привлекательность остаетс€, тем не менее, на прежнем уровне.

“акие учащиес€ обычно с интересом занимаютс€ исследовательской де€тельностью, котора€ позвол€ет им удовлетворить потребность в получении новых знаний.

Ѕольша€ социальна€ значимость исследовательской де€тельности школьника возникает в том случае, когда мотив проведени€ исследовани€ €вл€етс€ внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает Ц субъективно интересна и значима дл€ него.

»менно поэтому очень важным становитс€ вопрос выбора и определени€ темы и проблемы исследовани€ ученика совместно с учителем. — одной стороны, желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка, с другой же стороны, тема должна быть интересна и учителю. ¬ постановке проблемы исследовани€ необходимо особое внимание удел€ть ее актуальности дл€ возраста учащихс€ вообще и конкретного человека в частности. ¬ажно, чтобы толчок к исследованию шел Ђизнутриї ученика, иначе творческий процесс сведетс€ к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.

”читель не должен вести ученика Ђза рукуї к ответу, а помогать, как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь. ¬ этой Ђформулеї сотрудничества заложен принцип равноправи€, который достигаетс€ благодар€ тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хот€ бы потому, что она не достижима.

—истема образовани€ сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себ€ единственно знающими правильные ответы на все вопросы и об€занными их передать незнающим - ученикам, забыва€, что чужа€ правда трудно становитс€ своей. ѕоиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые знани€ в совместной де€тельности с учителем принимает дл€ себ€ как истинные.

ќвладение этими знани€ми приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самосто€тельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитани€.

¬ таком случае и дл€ учител€ оказываетс€ важным то, что ему нет необходимости следовать отработанной методике своей педагогической де€тельности, а нужно посто€нно совершенствовать свои наработки, иначе начнет тер€тьс€ собственный интерес к исследовательской де€тельности. ¬нутренн€€ мотиваци€ и интерес к проблеме исследовани€ у учител€ не менее значимы дл€ развити€ исследовательской де€тельности учащихс€.

»з всего сказанного можно сделать следующий вывод: максимальный учет истинных, а не мнимых интересов школьников, €вл€етс€ важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и при€тным. » исследовательска€ де€тельность как такова€ открывает дл€ учител€ огромные возможности как в создании стойкой мотивации к изучению предмета, так и в воспитании социально-адаптивной личности.

4. »сследовательска€ де€тельность на групповых зан€ти€х

»сследовательска€ де€тельность, организуема€ учителем на уроке, оказывает самое пр€мое воздействие на внеклассную работу по предмету. »звестно, что на уроке не всегда предоставл€етс€ возможность обсто€тельного и углубленного осмыслени€ фактов, €влений и закономерностей. Ћогическим продолжением урока по теме может стать кака€-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой де€тельности во внеурочное врем€ - предметна€ недел€, олимпиады, групповые зан€ти€.

Ќа мой взгл€д, наиболее полно использовать возможности исследовательской де€тельности школьника возможно именно на групповых зан€ти€х. ¬ течение двух лет € занимаюсь с учащимис€ исследовательской де€тельностью.

√лавна€ цельгрупповых зан€тий - научение алгоритму ведени€ исследовани€, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики, а не овладение новыми, доселе неизвестными фактами.

ќчень важно учитывать, что процесс обучени€ началам научного исследовани€ представл€ет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного;сравнение; обобщение и систематизаци€; определение и объ€снение пон€тий: конкретизаци€, доказательства и опровержение, умение видеть противоречи€;
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, св€занных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

¬с€кого рода ученическое исследование включает р€д этапов, в числе которых об€зательными €вл€ютс€ следующие (9; 23):

1) определение темы исследовани€, ее формулировка;

2) выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;

3) составление списка литературы, подлежащей об€зательному изучению;

4) изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий);

5) сбор фактического материала.

Ќеобходимо отметить, что при организации ученических исследований по предметам гуманитарного цикла требует широкого изучени€ первоисточников, привлечени€ архивных данных и краеведческих материалов.

≈сли у школьника не сформировано умение планировать работу по проведению исследовани€, вр€д ли можно говорить о результативности исследовани€ и тем более говорить о воспитывающем воздействии поисково-творческой де€тельности. Ќеорганизованность при проведении исследовани€, даже при положительном достижении его результатов может способствовать закреплению негативных черт (небрежность, недобросовестность, неаккуратность и т. п.).

Ќа завершающем этапе исследовани€ от школьника требуетс€ умение оформить результаты исследовани€ нагл€дно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследовани€ и представить его в виде доклада, реферата и т. п.). ѕоэтому необходимо заранее обучить их способам оформлени€ результата исследовани€.

»сследовательский подход используетс€ и на групповых зан€ти€х по истории. Ќами разработан цикл рабочих программ по истории с 5 по 11 класс:

  • Ђ“айны ƒревнего мираї - 5 класс;
  • Ђќт –юрика до »вана √розногої - 6 класс;
  • Ђ —тановление династии –омановыхї - 7 класс;
  • ЂЅурный XIX векї - 8 класс;
  • Ђ“рагический XX векї - 9 класс;
  • Ђќ чем расскажет документЕї - 10 класс;
  • Ђ–оль личности в историиї - 11 класс.

¬ текущем учебном году начаты зан€ти€ с группой п€тиклассников по теме Ђ“айны ƒревнего мираї.

ќсобенность данного курса заключаетс€ в том, что он дает учащимс€ сведени€ не только теоретического, но и практического характера, знакомит учащихс€ с электронными верси€ми учебника истории, учит основам работы с историческими источниками, выход€щими за рамки школьной программы.

¬ соответствии с этим целью данного курса €вл€етс€ создание условий дл€ развити€ познавательной активности школьников, заинтересованности учащихс€ в поиске необходимой информации дл€ решени€ исторических ситуаций и проблем, формировани€ социально-активной, адаптивной, мобильной личности.

¬ ходе ее достижени€ решаютс€ следующие задачи:

- научить основам работы с историческим документом как основным источником знаний истории ƒревнего мира;

- обучить основным приемам исследовательской де€тельности.

‘ормирование особой культурно-интеллектуальной среды на групповых зан€ти€х создает услови€ дл€ успешного развити€ личности ребенка, способствует дальнейшей социализации выпускника школы. —танов€сь студентами, выпускники принимают участие в конференци€х, научных обществах, что способствует личностному росту.

¬ результате трехлетней работы по данной теме выстроилась модель исследовательского поведени€.

ћодель исследовательского поведени€.

—читаю, что новизна моей де€тельности заключаетс€ в создании модели исследовательского поведени€. ќпределена взаимосв€зь между использованием исследовательского подхода к обучению и активизацией исследовательской де€тельности учащихс€.

ћодель исследовательского поведени€ учител€

ћодель исследовательского поведени€ обучающегос€

«аключение

ѕриобщение школьников к началу исследовательской де€тельности позвол€ет развивать мыслительные умени€ и навыки Ц анализ, сравнение, обобщение и систематизаци€, доказательства и опровержени€ и т.д.; формирует общеучебные умени€ и навыки: работа с книгой и другими источниками информации; прививает культуру устной и письменной речи; помогает выработать специальные исследовательские умени€ и навыки.

»сследовательска€ де€тельность учащегос€ €вл€етс€ средством активизации познавательной активности, развити€ креативности и формировани€ определенных личностных качеств, в том числе умение работать в коллективе, умение брать на себ€ ответственность, анализировать результаты своей де€тельности.

ѕрименение методов научной де€тельности в процессе учебного познани€ ставит ученика на доступном дл€ него уровне в положение, требующее не только усвоени€ готовых знаний, но самосто€тельного исследовани€: познавательна€ де€тельность школьника приближаетс€ к исследовательской де€тельности ученого. » пусть реб€та не сделают новых открытий, но они повтор€т путь ученого: от выдвижени€ гипотезы до ее доказательства или опровержени€. —убъективна€ новизна ученического исследовани€ не умал€ет его значени€ дл€ развити€ познавательных сил и формировани€ активной жизненной позиции школьника. »менно исследовательский подход в обучении делает учащихс€ творческими участниками процесса познани€, а не пассивными потребител€м новой информации.

Ѕыло бы интересно использовать в обучении предмету компьютерные технологии, но, к сожалению, возможности школы пока не позвол€ют это сделать.

≈жегодно, на последнем уроке истории в 11 классах, € задаю учащимс€ вопрос: Ђ„то вам больше всего понравилось на уроках истории, обществознани€.  акие формы работы вас заинтересовали больше всего?ї

» всегда более 90% учащихс€ отмечают, что им нравитс€ возможность общени€, высказывани€ своего мнени€, групповые формы работы, исследовательска€ де€тельность. Ёто помогает развивать коммуникативные навыки, информационную культуру.

¬идимо, от исследовательской де€тельности реб€та получают творческий импульс, желание расшир€ть и умение радоватьс€ посто€нному расширению собственных горизонтов. Ёто качество развиваетс€ подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все врем€ действовать. ¬ процессе исследовани€ реб€та обучаютс€ €зыку, стилю поведени€, прин€том в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. ѕоэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными Ђсвоимиї и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. », наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте Ц потребность в общении, познании себ€ и своих возможностей через общение, с успехом удовлетвор€етс€ в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследовани€х - встречи, конференции и т.д. Ќо при этом приобретаетс€ навык содержательного общени€, когда общатьс€ информативно Ц Ђхорошої, Ђпрестижної.

¬ науке исследование выступает как производство, создание некоего продукта, пользующегос€ спросом. ” ребенка исследование €вл€етс€ не производством, а выступает средством ориентации в окружающей действительности.

Ёлберд ’абберд писал: Ђ÷ель обучени€ ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиватьс€ дальше без помощи учител€ї (5;26). я думаю, что исследовательский подход к обучению позвол€ет в полной мере реализовать именно эту цель.

—писок литературы

1.јлексеев, Ќ.√.  онцепци€ развити€ исследовательской де€тельности учащихс€ [“екст] / Ќ.√. јлексеев, ј.¬. Ћеонтович // Ёлектронна€ библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

2. јлексеев, Ќ.√.  ритерии эффективности обучени€ учащихс€ исследовательской де€тельности [“екст] / Ќ.√. јлексеев, ј.¬. Ћеонтович // Ёлектронна€ библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

3.јрцен, ћ.Ќ. ”чебно-исследовательска€ работа учащихс€ [“екст] / ћ.Ќ. јрцен // «авуч.- 2005.- є6.- —.4

4. Ѕорзенко, ¬.». ѕодходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской де€тельности [“екст] / ¬.». Ѕорзенко, ј.—. ќбухов// Ёлектронна€ библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

5.  очетов, Ќ.—. ќбществознание. 8 класс [“екст]: поурочные планы / Ќ.—.  очетов.- ¬олгоград, ”читель, 2006.- —.26

6. –еан, ј.ј.,  оломинский, я.Ћ. —оциальна€ педагогическа€ психологи€ [“екст] / ј.ј. –еан, я.Ћ. оломинский.- —ѕб.: ѕитер, 1999.- с. 54-63.

7. —авенков, ј.». »сследовательское обучение Ц возможность преодолеть Ђобразовательный пределї [“екст] / ј.». —авенков// ƒиректор школы. - 2003. - є10. - —. 35-40.

8. —овременный “олковый словарь русского €зыка. [“екст]/ гл. ред. —.ј.  узнецов. Ц ћ.: –идерз ƒайджест, 2004. Ц —.557

9. ‘айн, “.ј. »сследовательский подход в обучении [“екст] /“.ј. ‘айн // ѕрактика административной работы в школе.- 2003. - є6. Ц —. 14-23

10. „ечель, ».ƒ. »сследовательские проектыв практике обучени€. [“екст] /».ƒ. „ечель// ѕрактика административной работы в школе.- 2003. - є6. Ц —. 24-30



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019