јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


”„≈Ќџ…- ќЌ—”Ћ№“јЌ“ » »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя –јЅќ“ј ¬ Ў ќЋ≈: —“–ј“≈√»» ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»я

“амара ¬асильевна „ерникова
профессор кафедры управлени€ педагогическими системами ¬олгоградского государственного социально-педагогический университета, доктор психологических наук

 

ѕочти ушли в прошлое те времена, когда серьезно обсуждали вопрос, нужна ли исследовательска€ работа в школе . ”чебное исследование школьников перестало быть инициативной отдельных учителей. —истемна€ учебно-исследовательской работа, особенно в старших классах, проводитс€ в соответствии с требовани€ми новых ‘√ќ— по формированию и развитию метапредметных компетенций выпускников школ. –езультативность этой работы напр€мую вли€ет на оценку и оплату труда педагогов. ƒл€ организации и качественного выполнени€ учебных исследований привлекаютс€ преподаватели университетов, академий, институтов. –уководители и педагоги школ заинтересованы в том, чтобы вузовские ученые вели такую работу результативно. ќднако само пон€тие Ђрезультативностьї зачастую истолковываетс€ по-разному, и это становитс€ основанием дл€ выбора различных стратегий взаимодействи€ научного консультанта с пригласившими его администраторами.

„то представл€ют собой стратегии научно-консультативного сопровождени€ исследовательской активности школьников?  ак они формируютс€ и что на них вли€ет?

—тратеги€ работы пришедшего в школу научного консультанта есть не что иное, как совершаемый им выбор профессионально-личностной позиции в совместной с учащимис€ де€тельности. ѕредстоит учитывать (и в случае необходимости терпеливо корректировать) представлени€ о содержании и назначении исследовательской работы.  роме этого, приходитс€ транслировать и утверждать этические нормы поведени€ исследовател€ (границы экспериментального вторжени€, допустимость использовани€ различных методов, возможность и невозможность применени€ на практике полученных результатов).

ѕрежде чем говорить непосредственно о стратеги€х взаимодействи€ научного консультанта и лиц, заинтересованных в учебно-исследовательской работе школьников, следует обозначить те факторы, из которых эти стратегии складываютс€.

ѕервый фактор представл€ет собой транслируемую со стороны школы (в лице директора или его заместител€) организационную культуру образовательного учреждени€. ќна предъ€вл€етс€ консультанту через раздел€емые в коллективе убеждени€, ценности, неписанные нормы одобр€емого поведени€. ќрганизационна€ культура про€вл€ет себ€ через сложившийс€ уклад жизнеде€тельности школы Ц образовательную среду учреждени€. Ќаправленность этой среды может быть различна: на детей, нужды образовани€ и развити€ школьника; на престижные устремлени€ педагогического коллектива при минимизации трудовых усилий; на заказ вли€тельных родителей-спонсоров в частной школе. Ќаучного консультанта знаком€т с организационной культурой школы и ожидают, что он вскоре станет ее приверженцем.

¬торой фактор, вли€ющий на характер научно-консультативного сопровождени€, складываетс€ из исследовательских умений старшеклассника и готовности их развивать. — самого начала следует определить, с какой целью школьник приступает к учебно-исследовательской работе. Ќа что он рассчитывает? „то она ему дает?  ак эмоционально он переживает удачи и достижени€?  акие учебные задани€ нрав€тс€ ему больше всего? „то доставл€ет ему в школе самую большую радость? и т. п. ”же после первой беседы со старшеклассниками-исследовател€ми складываетс€ общее представление о характере их устремлений. „то ими движет: неуемное желание узнать причину интересующего €влени€ или победа в конкурсе школьных исследований? ∆елание пообщатьс€ с ученым дл€ подн€ти€ своего статуса среди учителей и сверстников или радость от общени€ с взрослым единомышленником в поиске ответа на нестандартный вопрос? ќдновременно с этим следует пон€ть: насколько их желани€ обеспечены исследовательскими средствами? Ќа какие их личностные возможности (усидчивость, настойчивость) и учебные умени€ (любознательность, работа с информационными базами данных) можно опиратьс€?

“ретий фактор формировани€ в школе продуктивного научно-консультативного взаимодействи€ св€зан с занимаемой приглашенным ученым положением в новой дл€ него системе деловых и межличностных отношений. ¬ итоге выбор приходитс€ делать с учетом невысокого статуса наемного работника-совместител€ с временным (или даже почасовым) трудоустройством и предписываемой ему ролью (зачастую обслуживающей). ѕривлеченного из вуза консультанта пр€мо или косвенно, но довольно директивно информируют о предъ€вл€емых к нему требовани€х. ќжидание побед на внешних конкурсах, при игнорировании объективных данных дл€ их достижени€, становитс€, в конечном счете, Ђдамокловым мечомї труда научного консультанта.

“аким образом, существуют три субъекта вли€ни€ на формирование стратегии научно-консультационного взаимодействи€. Ёто, во-первых, организационна€ культура, представленна€ в виде образовательной среды учреждени€ в ее интерпретации руководителем. ¬о-вторых, это старшеклассник-исследователь с его устремлени€ми (на деловую продуктивность, статусную коммуникацию, карьерные достижени€) и ценностными ориентаци€ми (служени€, познани€, удобства и престижа). Ќаконец, в третьих, это научный консультант как интегратор вузовской и школьной субкультур.

ѕришедший в школу консультант пытаетс€ перенести на школьную систему обучени€ элементы исследовательской работы по правилам и традици€м, прин€тым в высшей школе (а как иначе?). Ўкольный руководитель как наиболее €ркий представитель и трансл€тор организационной культуры общеобразовательного учреждени€ невольно выступает инициатором выработки встречной стратегии деловых отношений по поводу научного руководства учебно-исследовательской работой школьников. ќпыт работы автора статьи с коллективами шести общеобразовательных учреждений с привнесением элементов научно-исследовательского содержани€ позволил вы€вить четыре стратегии совмещени€ организационных культур школы и вуза.

ѕримитивна€ стратеги€ научно-консультативного взаимодействи€ школы и вуза

Ёто перва€ из непродуктивных стратегий и сама€ Ђвредоносна€ї. ќснову стратегии составл€ют попытки использовать научного консультанта в качестве Ђгорчичника на больное местої. “аким больным местом оказываетс€ слаба€ подготовленность школьников к участию в районных, городских или областных олимпиадах и конкурсах исследовательских работ различного уровн€. ќстрота этого вопроса, к счастью, сейчас во многом сн€та : победители областных и всероссийских олимпиад и конкурсов, в св€зи с введением единых государственных экзаменов, больше не могут претендовать на внеочередное зачисление в вуз. — позиции примитивной стратегии взаимодействи€ школы и вуза ученому надлежит в пожарном пор€дке Ђлатать дырыї, если учебно-исследовательска€ работа в школе только имитируетс€.

¬заимодействие имеет точечный характер Ђнаучный консультант Ц школьникї, и попытки ученого преодолеть узкие границы этих отношений, например, за счет активизации работы научного общества учащихс€, будут пресечены. Ќаучному консультанту предлагают написать исследовательскую работу высокого качества вместо какого-либо учащегос€, который, по мнению школьной администрации, достоин быть победителем. ќставшеес€ после написани€ текста врем€ рекомендовано потратить на то, чтобы прорепетировать со школьником изложение написанного дл€ него материала в наукообразной манере, дабы произвести впечатление на членов отборочной комиссии или жюри конкурса. –уководство школы интересует только количественный результат одержанных побед. —тановитс€ пон€тно, зачем одному образовательному учреждению бывает нужно более двадцати научных консультантов, оплата работы которых вызывает интерес у провер€ющих из прокуратуры.

јдминистраци€ школы контролирует консультационные зан€ти€, лично на них присутству€ и корректиру€ действи€ преподавател€ вуза исход€ из своих представлений о том, как это должно происходить. ѕосле консультации руководитель в привычной дл€ него манере комментирует ее содержание и дает советы по ее улучшению на будущее. ѕлохо понима€ существо темы исследовани€, процесса и методов работы, он тем не менее уверен в своей правоте. „аще всего такие попытки школьного руководства привод€т к тому, что консультанты отказываютс€ от продолжени€ работы и, избега€ давлени€, с облегчением покидают лицеи, гимназии и школы.

»здержки примитивной стратегии консультативного взаимодействи€ очевидны. Ўкольники не получают опыта выполнени€ учебно-исследовательской работы. —ами они чувствуют неловкость и двусмысленность ситуации, даже если научный руководитель создает видимость совместного написани€ работы. јдминистраци€ школы закрывает учител€м доступ к освоению методики проведени€ учебного исследовани€ с учащимис€. »сключаетс€ возможность проведени€ обучающих семинаров дл€ тех учителей, которые мотивированы к ведению групповой и индивидуальной проектно-исследовательской де€тельности со школьниками, но имеют слабую научную подготовку.

„то в таких услови€х делать приглашенному преподавателю вуза? ѕодчинитьс€ школьной администрации и заменить научное консультирование на его непригл€дную имитацию? ѕревратить развивающее консультативное взаимодействие в примитивное Ђнатаскиваниеї?

— нашей точки зрени€, научному консультанту придетс€ про€вить твердость и мужество, чтобы достойно преодолеть искаженные услови€ работы со школьниками по обучению их основам научно-исследовательской де€тельности. «накомые с прин€тыми в школе правилами подготовки псевдонаучных текстов, они даже мотивационно не готовы работать самосто€тельно. “еоретический материал начинающие исследователи ищут неохотно. ¬ лучшем случае Ц конспектируют принесенные научным консультантом книги и статьи, в худшем Ц извлекают из »нтернета объемный бессистемный и безым€нный материал. ѕросто посидеть вместе с консультантом дл€ таких учащихс€ означает повысить свой научный уровень. ÷елостного представлени€ о своей работе они не имеют.  онсультанту приходитс€ давать подробные задани€ посто€нно , повтор€€ инструкции по нескольку раз, исправл€€ вызванные недопониманием серьезные просчеты.

“ем не менее даже в этих услови€х возможна творческа€ работа. ѕривнесенна€ консультантом культура научного труда привлекательна дл€ ориентированных на вуз старшеклассников своей строгостью, алгоритмизацией, равноправием участи€ в предметной дискуссии.  лючом, открывающим дверь к инициативному познанию, станет даже минимальный опыт Ђпроизводстваї знани€ Ц например, получени€ систематизированного продукта из массы разрозненных опросных листов или экспертных бланков. ћожно быть уверенным в том, что среди юных исследователей найдетс€ не один, у которого возникнет положительный отклик на налаживающуюс€ систему учебного исследовани€, кто почувствует радость участи€ в серьезном взрослом деле. –аботнику вуза, однако, надо быть готовым к тому, что его зан€ти€ будут пугать наблюдателей от администрации спонтанностью коллективного творческого процесса. ¬ его работу будут посто€нно вмешиватьс€ с рекомендаци€ми и попытками перестроить или коренным образом изменить содержание зан€тий. Ќепри€тность дл€ научного консультанта в такой системе работы может заключатьс€ еще и в том, что в случае победы на региональных и областных конкурсах выполненные под его руководством работы будут отправлены на всероссийские и международные конкурсы и даже будут отмечены призами и дипломами победител€, но будет указана фамили€ другого консультанта (школьного администратора, например).

ћанипул€тивна€ стратеги€ научно-консультативного взаимодействи€ школы и вуза

ћанипул€тивную стратегию задают те руководители школ, которые хот€т переложить на научного консультанта ответственность за общее состо€ние дел в этой сфере, и взаимодействие расшир€етс€ до границ Ђнаучный консультант Ц учебно-исследовательска€ де€тельность школыї. ћанипул€тивность состоит в том, что директор школы подставл€ет приглашенного научного консультанта под агрессию педагогического коллектива. Ќапример, педагоги в свободное от работы врем€ занимаютс€ репетиторством со своими же учениками. ѕопытку отвлечь их от этого дела дл€ усилени€ учебно-исследовательского компонента урока они воспринимают не только как вмененную обузу (это в лицее-то!), но и как покушение на их врем€ и заработок.

ћасла в огонь подливает и директор образовательного учреждени€. — одной стороны, он находитс€ под давлением требований к качеству образовани€, но понимает, что заведенный пор€док он изменить не в силах, и потому привлекает к работе ученого. „аще всего такую тактику выбирают руководители с большим стажем работы и сложившимс€ с годами доминантным стилем управлени€. ѕривлека€ ученого, они вроде бы формально соответствуют новым требовани€м и одновременно с этим компенсируют свое нежелание подробно вникать в суть дела.

— другой стороны, уверенно начавший работу в школе ученый невольно ставит под сомнение компетентность руководител€.  роме этого, главный администратор обнаруживает, что с по€влением в работе компонента научности внос€тс€ изменени€ в заведенный распор€док внутреннего взаимодействи€ (в сторону демократичности и дружелюби€). —огласно социально-психологическим закономерност€м, изменение содержательной жизни школы влечет за собой изменение ее организационной культуры, а это воспринимаетс€ директором как угроза служебной стабильности. ¬ подобных случа€х некоторые школьные администраторы ведут себ€ противоречиво. ѕриглаша€ научного консультанта дл€ работы по переводу школы в режим интенсивного развити€ через усиление исследовательского компонента урока и воспитательной работы, они всеми силами защищали эту школу от проникновени€ нового в уклад ее жизни. ”порно отстаива€ сложившуюс€ строго иерархическую культуру взаимоотношений, они пр€мо или косвенно дискредитировали работу ученого и занимаемое им место в инновационном развитии школы. ≈сли это не удавалось, тогда руководитель пыталс€ вменить научному консультанту в об€занность полную ответственность за готовность образовательного учреждени€ к аттестации и лицензированию по направлению учебно-методической работы, св€занной с организацией и технологическим обеспечением учебно-исследовательской де€тельности учителей и учащихс€. Ќа самом деле сама администраци€ не считала такую работу важной, относилась к делу формально, в мимолетных беседах с учител€ми иронично комментировала усерди€ научного консультанта и даже слегка порицала его за растрату бумаги и тонера в картридже.

ќсновна€ лини€ де€тельности научного консультанта, оказавшегос€ в подобных услови€х, состоит в точном исполнении договорных отношений, которые следует прописать детально. Ќапример, это может быть почасова€ оплата работы в школе по подготовке научного обосновани€ экспериментальной де€тельности или научно-методического обеспечени€ работы педагогического коллектива по проблемам исследовательской де€тельности учителей и учащихс€. ќдновременно с этим стоит зан€тьс€ просвещением педагогов в технологических вопросах проведени€ учебного исследовани€. Ќачинать это надо с теми учител€ми, которые про€вл€ют интерес, сами имеют успешный опыт работы. ѕри этом об€зательным условием €вл€етс€ поддержание конструктивных отношений с руководством школы.  реативное лидерство научного консультанта в сотрудничестве с педагогами обеспечит системность работе и закономерную динамику улучшени€ качества учебно-исследовательского продукта.

ћотивирующа€ стратеги€ научно-консультативного взаимодействи€ школы и вуза

ћотивирующа€ стратеги€, перва€ из двух продуктивных, выбираетс€ в услови€х, когда из-за отсутстви€ умений исследовательской работы у учителей она тормозитс€, подмен€€сь локальными разрозненными учительско-ученическими проектами. ѕри этом совместна€ учебно-исследовательска€ работа учителей и учащихс€ может быть за€влена в школе в качестве проблемы дл€ научно-методической разработки.

—вое название мотивирующа€ стратеги€ получила из-за того, что любое инновационное начинание в школе требует не менее полугода времени на то, чтобы информационно подготовить и стимулировать коллектив к работе. ќпыт показывает, что любое форсирование будет непродолжительным, и придетс€ возвращатьс€ на исходные позиции, чтобы еще не один раз Ђобъ€снить, зачем это надої. ≈сли изначально сфокусироватьс€ на мотивирующих действи€х, то можно значительно уменьшить врем€ подготовительного периода, чтобы перейти к основному содержанию работы по исследовательской проблеме школы.

ƒиагностическим путем на начальном этапе работы определ€ютс€ информативные показатели мотивации: а) степень удовлетворенности трудом; б) состо€ние психологического климата коллектива и в) его ценностно-ориентационного единства; г) факторы, стимулирующие и снижающие склонность к творческой педагогической де€тельности. ѕо результатам исследовани€ мотивационной готовности обнаружено, что:

а) если суммарный показатель удовлетворенности педагогическим трудом составл€ет менее 75%, то вопрос об инновационном развитии школы следует отложить; инициативы в этом направлении будут сопровождатьс€ протестом, отвержением, откровенным саботажем;

б) если показатель психологического климата Ђформальныйї, т.е. составл€ет менее +0,5 по шкале от Ц3,0 до +3,0, то лучше отказатьс€ от проведени€ инноваций; в противном случае произойдут скачкообразные изменени€ статуса у различных учителей, и это может спровоцировать серьезный конфликт внутри коллектива;

в) если ценностно-ориентационное единство коллектива основываетс€ только на материальных прит€зани€х (например, ожидание доплат за эксперимент), то это не €вл€етс€ преп€тствием дл€ начала инновационного процесса; по мере погружени€ в содержание работы веро€тно изменение общности интересов в сторону дела и дружелюби€ в отношени€х;

г) если средний возраст педагогов школы находитс€ в диапазоне от 30 до 40 лет, то это самый благопри€тный показатель: это возраст учителей, которые €вл€ютс€ родител€ми учеников и которые напр€мую заинтересованы в учебно-исследовательском сотрудничестве с ними.

”читыва€ возросшие требовани€ к качеству образовани€ школьников и профессионализму учител€, изменившийс€ заказ общества и новый образовательный стандарт, учител€ принимают во внимание доброжелательно-деловые отношени€ со школьниками как залог успешности совместной учебно-исследовательской работы.

ќ наличии у учителей умений исследовательской де€тельности можно судить на основе результатов самооценки ( см. бланк процедуры ее проведени€ ).

 

Ѕланк оценки

готовности педагога к осуществлению исследовательской де€тельности

 од ______________________ Ўкола _______________ ƒата ______________

ќбведите кружком на дес€тибалльной шкале оценки ту цифру, котора€ в большей степени выражает ваше согласие с нижеследующими утверждени€ми:

1. ¬ыбранна€ мной тема дл€ исследовани€ актуальна, результаты ее разработки привнесут новое содержание в работу педагогического коллектива нашего образовательного учреждени€

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. ” мен€ имеетс€ четкий замысел предсто€щей работы и средства его осуществлени€

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. я могу изложить теоретический и практический материал согласно строгой логике решени€ поставленных мною исследовательских задач

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. я обладаю теоретическими знани€ми по теме исследовани€, занимаюсь активным освоением научной терминологии

12 3 4 5 6 7 8 9 10

5. я способен самосто€тельно организовать свою работу и выполн€ть ее системно

1 2 3 4 5 6 7 8 910

6. я предвижу возможные трудности, могу четко сформулировать консультативный запрос и представить список того, что мне необходимо дл€ моей работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. ƒл€ полноты раскрыти€ проблемы мне потребуетс€ помощь коллег, а также обращение к литературе из смежных областей знаний

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. я легко могу найти научно-методическую литературу по теме исследовани€

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. я вижу перспективные возможности дальнейшей разработки темы моего исследовани€

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. я знаком с требовани€ми, предъ€вл€емыми к оформлению работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ѕо итогам первоначального диагностического среза получаетс€ типична€ картина. ѕоложительно оценива€ перспективность применени€ результата своего научно-методического исследовани€, рассчитыва€ на помощь коллег и име€ представлени€ о том, как оформить работу, учител€ обнаруживают слабые предпосылки дл€ создани€ авторского научно-методического продукта. ќтсутствие идеи дл€ самосто€тельной исследовательской разработки, теоретической базы и логического плана реализации замысла стопорит работу на уже на начальном ее этапе.

ќрганизацию исследовательской работы со старшеклассниками, кроме слабости научно-технологической базы ведени€ исследовани€, осложн€ет также размытость критериев оценки ее качества. »з-за того, что требовани€ к ученическим работам, поданным на конкурсы, различаютс€, педагоги вынуждены ориентироватьс€ на случайные показатели, поэтому снижаетс€ научность текстов и повышаетс€ тревожность участников. ¬ соответствии с приведенными выше дес€тью показател€ми оценки нами разработан и предложен бланк экспертизы готового исследовани€, как ученического, так и педагогического.

Ѕланк экспертной оценки выполненного исследовани€

1. ¬ыбранна€ тема исследовани€ актуальна, она содержит элемент новизны

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

1. ¬ыбранна€ тема устарела морально, она ориентирована на прошлые образовательные реальности

2. ћетодологический аппарат работы (цели, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследовани€) четко обозначен, его элементы согласованы между собой

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2. ћетодологический аппарат работы (цели, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследовани€) не соотноситс€ с содержанием работы, его элементы противоречат друг другу

3. –абота имеет четкую структуру и логичную последовательность изложени€ материала

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3. ћатериал работы не структурирован, отсутствует логика его изложени€

4. –абота содержит необходимый перечень научных пон€тий и отражает современный уровень теоретических знаний по исследуемой проблеме

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4. –абота написана публицисти-ческим или бытовым €зыком, научное содержание подменено общими спонтанными рассуждени€ми по проблеме

5. –абота выполнена самосто€тельно, в ней четко просматриваетс€ личный вклад автора

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5. –абота имеет характер компил€ции или откровенного присвоени€ материалов работ других авторов

6. ¬ работе просматриваетс€ умение автора справл€тьс€ с возникающими трудност€ми (путем проблематизации вопроса и рассмотрени€ различных точек зрени€, проведени€ словарного анализа пон€тий, феноменологизации €влени€, подробной аргументации и др.)

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

6. ¬ работе затушеваны трудности и проблемные вопросы по теме исследовани€, сглажены противоречи€ в истолковании изучаемого €влени€ вплоть до подмены предмета исследовани€

7. ¬ работе приведены сведени€ из смежных наук, способствующие наиболее полному раскрытию проблемы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

7. “ема раскрываетс€ либо обедненно, узко предметно, либо Ц широко и поверхностно, за счет беглого обзора сведений из смежных наук

8. —писок литературы соответствует теме и отражает современную трактовку проблемы исследовани€

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

8. —писок литературы содержит случайный набор источников, не отражающий темы исследовани€ или увод€щий от нее; включает в себ€ устаревшие и откровенно ненаучные издани€

9. ¬ работе указаны перспективные возможности дл€ дальнейшей разработки темы исследовани€

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

9. –абота бесперспективна дл€ дальнейшего исследовани€, имеет Ђтупиковыйї характер

10. ¬ работе соблюдены необходимые требовани€ к оформлению

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

10. ¬ работе не соблюдены требовани€ к оформлению

ћотивирующа€ стратеги€ реализуетс€ в ходе деловых встреч коллектива (совещаний, педагогических и методических советов) и проводитс€ в контексте плановой календарной работы школы. ƒиректор выступает посредником, обеспечивающим согласование между требовани€ми исполнени€ ‘√ќ— и требовани€ми научности при создании методической продукции. ћотивирующа€ стратеги€ задает демократичность и взаимоуважение во взаимоотношени€х между учител€ми и учащимис€, которые рассматриваютс€ как коллеги-исследователи. Ќеобходим полный отказ от директивной позиции в пользу поддержки творческих инициатив и методической помощи в их реализации. »менно такой тип взаимодействи€ ведет к развитию обеих сторон, педагогов и школьников.

»нтегрирующа€ стратеги€ научно-консультативного взаимодействи€ школы и вуза

Ёто втора€ из продуктивных стратегий. ¬ рамках данной стратегии школа и вуз выступают равноправными представител€ми от двух социальных институтов. ѕринцип интеграции реализуетс€ одновременно в двух формах. — одной стороны, интеграци€ рассматриваетс€ как взаимна€ компенсаци€ сильных и слабых сторон опыта школы в учебно-исследовательской де€тельности и опыта вуза в учете потребностей практиков образовани€. — другой - интеграци€ происходит при качественном преобразовании двух парных культурных составл€ющих в универсальную третью.

–абота ученых и практиков по интеграции научной и учебно-исследовательской работы на базе школы проходит три этапа. —одержание этих этапов последовательно составл€ют исследование, обучение, научно-методический продукт.

ѕервый (исследовательский) этап. ¬узовские ученые интегрируют достижени€ отечественного и зарубежного опыта, а школьные педагоги в ходе совместной работы с учащимис€ осуществл€ют интеграцию взрослой и молодежной субкультур в построении развивающих образовательных отношений. Ётот этап работы характеризуетс€ тем, что ученые и практики работают относительно изолированно, но оповещают друг друга о своих находках на городских и районных семинарах, конференци€х, проблемных встречах и Ђкруглых столахї.

”ченые дают научное обоснование привлечению зарубежного опыта, исследуют особенности полиэтнической образовательной среды школ (особенно это касаетс€ регионов с межэтнической напр€женностью). Ёто позвол€ет определить те универсальные ценности образовани€, которые сохранились при различных политических и национальных идеологи€х, взаимоотношени€х государства и церкви, соотношении семейного и общественного воспитани€. ќбщим результатом проделанной работы станут обоснованные предложени€ по обновлению организационных структур государственного и общественного управлени€ школами, по утверждению приоритетных стратегических линий разработки базового, регионального и школьного содержани€ образовани€.

–уководители школ на первом этапе организуют внутришкольную работу совместных исследовательских групп педагогов и учащихс€. »сследуютс€ запросы учащихс€, св€занные с построением отношений со сверстниками, учител€ми, родител€ми, профессиональными и этническими группами, институтами труда, семьи, гражданства и права; определ€ютс€ специфические характеристики молодежной субкультуры. –ассматриваютс€ возможности взрослого в содействии становлению у молодых людей положительной временной перспективы жизни и позитивных ориентиров социального самоопределени€. –езультатами проделанной педагогами совместно с учащимис€ работы становитс€ выработка позиции сотрудничества, выбор эффективных методов работы, создание банка авторских техник и методических приемов.

¬торой (обучающий) этап. ¬ систему школьного обучени€ внедр€ютс€ различные формы вузовского преподавани€, открыва€ новые возможности предметного партнерства учител€ и ученика. Ётот этап работы знаменателен встречей и взаимным обменом между учеными и школьными методистами, с одной стороны, и педагогами и учащимис€ Ц с другой. —отрудничество становитс€ возможным при точном соответствии содержани€ де€тельности запросам ее участников в информации, экспертизе, одобрении, технологи€х выполнени€.

–абота ученых на этом этапе по интеграции вузовской и школьной субкультур выразитс€ в содержании образовательных программ и зан€тий элективных курсов исследовательской направленности. ѕроводитс€ обучение педагогов в режиме работы мастер-классов и взаимного инспектировани€. Ёто позвол€ет им легко переносить полученные знани€ в практику. ¬о многом способствовать этому будет организованное обучение педагогов составлению авторских программ и разработок при их первичной общественной экспертизе. –езультатом работы станут инновационные образовательные технологии. ќни состав€т в итоге программно-методическое обеспечение, сочетающее в себе школьные и вузовские знани€ и методы учебно-исследовательской работы.

ѕедагоги различных школ совместно с учащимис€ проход€т взаимное обучение в рамках проектной де€тельности в услови€х становлени€ муниципальных образовательных ресурсных центров и сетевого взаимодействи€. ƒл€ успешности этой работы они выбирают центральные проблемы и разрабатывают их на уровне локальной научно-проектной продукции. ѕроблемы дл€ разработки должны отвечать двум критери€м: 1)  быть значимыми дл€ школьников в плане формировани€ метапредметных навыков в учебно-исследовательской работе; 2) педагоги и учащиес€ должны обладать методическими ресурсами дл€ успешной де€тельности по выбранным темам и предъ€влени€ ее результатов другим школам в качестве завершенного проектно-исследовательского продукта. ѕолученные результаты оформл€ютс€ в технологические разработки, пригодные дл€ распространени€ и внедрени€.

“ретий (продуктивный) этап. Ётот этап наступает тогда, когда две взаимно направленные линии работы Ц от ученых и от практиков Ц совмещаютс€ в открытой гибкой системе научно-практического обеспечени€ различных вариантов функционировани€ модели школы, работающей по типу исследовательской лаборатории. ”ченые и педагоги-практики на этом этапе провод€т совместную работу по интеграции содержани€ различных школьных предметов в межпредметные и Ђнадпредметныеї разработки зан€тий, тематических блоков, практикумов исследовательской направленности, которые успешно интегрируютс€ как в услови€х школьной, так и широкой социальной среды. »нтеграци€ с местным рынком труда про€витс€ в приближении школьных знаний к жизни. Ѕлагодар€ этому будут учтены традиции трудовой зан€тости каждого конкретного региона и демографической группы. »нтеграци€ национальных традиций населени€ одного региона становитс€ неотъемлемой частью содержани€ учебно-исследовательской работы. Ёто поможет учесть особенности содержани€ мужских и женских зан€тий у представителей различных национальностей, отношение к смешанным бракам и др.

¬ результате интеграции систем высшего профессионального и общего образовани€ по€в€тс€ учебные программы и методические разработки зан€тий, сочетающих в себе школьные и вузовские знани€ и методы обучени€. ѕо итогам проведенной работы по€в€тс€ интегрированные программы, позвол€ющие сочетать модули школьных и вузовских предметов в широких вариаци€х.

»нтегрированна€ модель позвол€ет совместить две различные системы обучени€ Ц школьную и вузовскую, закрытую и открытую, академическую и практико-ориентированную. “акое сочетание различных образовательных культур открывает широкие возможности дл€ координации и поддержки научно-исследовательской де€тельности школьников с привлечением научно-педагогического потенциала учреждений высшей школы. ¬ ходе работы формируетс€ ответственное авторское отношение учащихс€ к процессу и результату познани€. ¬овлеченные в процесс исследовани€ школьники получают опыт продуктивного участи€ в решении задач, реализаци€ которых требует не только детской любознательности и интеллектуальной спонтанности. ќжидаетс€, что по окончании школы молодые люди будут достаточно компетентны в выборе способов приложени€ своего образовани€ дл€ решени€ сто€щих перед ними задач самоопределени€. ¬ основе этого выбора будет лежать понимание своего места в социально-экономической ситуации, чрезвычайно изменчивой, чреватой кризисами. ¬ладе€ универсальными исследовательскими средствами, молодой человек сможет анализировать различные жизненные перипетии и прогнозировать их развитие, снижа€ тем самым рискованность своих начинаний.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019