јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ќј”„Ќјя –јЅќ“ј —“”ƒ≈Ќ“ќ¬  ј  Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ≈ ”—Ћќ¬»≈ –ј«¬»“»я »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ…  ”Ћ№“”–џ Ѕ”ƒ”ў≈√ќ ”„»“≈Ћя

ѕлужникова елена артемовна
доцент кафедры педагогики јрмавирского государственного педагогического университета,  раснодарский край

 

Ќаучна€ самосто€тельна€ работа €вл€етс€ одним из важнейших средств повышени€ уровн€ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами стандарта в процессе обучени€ и самообразовани€, выполнени€ научно-исследовательских работ, коллективной и индивидуальной творческой де€тельности. “ребовани€ к организации и проведению научной самосто€тельной работе в вузах, как правило, находит своЄ отражение в нормативных документах и регламентируетс€ специальными ѕоложени€ми вуза.

Ќаучна€ самосто€тельна€ работа студентов опираетс€ на умени€ и навыки самосто€тельной работы, которые развиваютс€ у них в процессе учебной де€тельности с первого курса.

Ќаучна€ самосто€тельна€ работа по своей организации и содержанию в педагогическом университете раздел€етс€ на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работы (рис. 1).

—труктура научной самосто€тельной работы студентов в вузе

¬едуща€ роль, особенно на младших курсах, в руководстве научной самосто€тельной работой принадлежит преподавател€м. ѕродвижение студента в учебе и научной работе увеличивает его долю и степень самосто€тельности, когда от роли руководител€ и организатора преподаватель постепенно переходит к роли советчика и консультанта. ќрганизационно научна€ самосто€тельна€ работа может проходить по-разному:

а) под руководством преподавател€ (научного руководител€), что соответствует репродуктивному и самосто€тельному уровню —–—;

б) в рамках научного студенческого кружка, научной группы и научного студенческого общества и т.д.;

в) индивидуально в сотрудничестве с преподавател€ми кафедры, что соответствует переходу студента от самосто€тельного уровн€ к научному уровню организации и осуществлению его познавательной де€тельности.

„етко сформулированна€ задача, проблема, посто€нный интерес руководител€ к научной самосто€тельной работе студента стимулируют интенсивность и качество его работы (участие в работе кружков на кафедрах, в научных конференци€х разного уровн€, а также в написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).

ѕоскольку участие в научной самосто€тельной работе €вл€етс€ составной частью профессионального образовани€ студента, то одним из показателей успешности будет €вл€тьс€ сформированные у него умени€ и навыки, которые он развивает в результате познавательной де€тельности и самообразовани€:

а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентаци€ в отобранных (рекомендуемых) публикаци€х и др. и смысловой ее переработки, содержащейс€ в различных источниках Ц учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах »нтернета и др ;

б) умени€ и навыки письменной фиксации информации дл€ ее последующего использовани€ с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотаци€ и др.);

в) умение доложить результаты исследовани€ и подготовить их к опубликованию.

¬ вузе сложились определенные формы научной самосто€тельной работы студентов, которые представлены на рисунке 2.

‘ормы научной самосто€тельной работы в вузе

Ќа первом этапе (на прот€жении первого Ц второго курсов) студентов знаком€т с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самосто€тельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитыва€ любовь к избранной специальности. ‘ормами ”»–— на этом этапе, могут быть: написание рефератов по изучаемым курсам; составление библиографии по определенной теме, в том числе и на основе анализа ресурсов »нтернета; участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); изготовление по задани€м кафедр чертежей, схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрационного материала, в том числе и с использованием возможностей компьютерных технологий; разработка компьютерных учебных программ; выполнение заданий во врем€ учебной и производственной практики и т.д.

Ќа втором этапе студенты включаютс€ непосредственно в исследовательскую работу. »м поручаютс€ конкретные теоретические или экспериментальные разработки.  ак правило, эти исследовани€ ведутс€ при выполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.

Ќа этом этапе студенты готов€т научные сообщени€ и рефераты по методологическим вопросам, которые заслушиваютс€ и обсуждаютс€ на зан€ти€х. ќб€зательным дополнением ”»–— на обоих ее этапах следует считать работу в научных кружках студенческого научного общества во внеучебное врем€.

Ћучшие работы студентов рекомендуютс€ на студенческие научно-технические конференции, конкурсы, выставки.

–еферат, доклад, курсова€ и дипломна€ работы €вл€ютс€ основными научными исследовани€ми, которые студент осуществл€ет в период обучени€ в вузе. ѕри выполнении этих форм самосто€тельной работы студент показывает свои умени€ поиска литературы, ее конспектировани€, анализа и обобщени€ подобранного материала, составлени€ плана, структурировани€ научного исследовани€, оформлени€ работы. –ассмотрим общие требовани€ к выполнению доклада, реферата, курсовой и дипломной работ.

–еферат Ц сжатое, письменное изложение научной информации по конкретной теме.

“ема реферата выбираетс€ из рекомендованного списка или по предложению студента с согласи€ преподавател€ той дисциплины, по которой он пишетс€.

–еферат бывает монографическим Ц по одному источнику, например, реферирование монографий, статей, учебных пособий, и обзорным Ц по нескольким источником, предполагает анализ выбранной темы.

—труктура основной части реферата может содержать разделы:

  • сведени€ об авторе реферируемого материала, если это необходимо дл€ полного раскрыти€ темы;
  • в главной части реферата описание научной информации по теме;
  • обобщени€, выводы, замечани€, значение выбранной темы.

–еферирование может быть посв€щено частной проблеме или обобщению различных точек зрени€ по определенной теме. ќт обычного конспектировани€ научной литературы реферат отличаетс€ тем, что в нем излагаютс€ (сопоставл€ютс€, оцениваютс€) различные точки зрени€ на анализируемую проблему, и при этом составитель реферата определ€ет свое отношение к рассматриваемым научным позици€м, взгл€дам или определени€м, принадлежащим различным авторам. »сследовательский характер де€тельности по написанию реферата представл€ет его основную научную ценность.

–еферат может излагать основное содержание научной статьи или монографии. “акой реферат содержит основное содержание первоисточника, и об€зательно указываетс€ точка зрени€ составител€, с которой он рассматривает проблему.

 ак и у любого вида научной самосто€тельной работы, реферирование имеет несколько об€зательных этапов.

  1. ¬ыбор темы студентом происходит самосто€тельно и определ€етс€ тематикой рефератов, котора€ приводитс€ в каждом ”ћ  по всем изучаемым в университете дисциплинам.
  2. ќпределение целей, задач и проблем, которые раскрывают сущность выбранной темы.
  3. ѕодбор литературы и составление библиографического списка основных источников, который составл€ет, как правило, 15 Ц 20 источников.
  4. ¬ыполнение выписок, конспектов из подобранных учебных пособий и статей. ќсобое внимание удел€етс€ определени€м, классификаци€м, анализу различных подходов при раскрытии темы реферата.
  5. —оставление плана основной части реферата и написание самого реферата, его оформление. –еферат может быть оформлен в напечатанном или рукописном виде. ѕеред защитой реферата желательно показать его черновик преподавателю, затем уже окончательно оформл€ть.
  6. — рефератом студент может выступить на семинарском или лабораторно-практическом зан€тии.

ƒоклад Ц форма самосто€тельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы, анализирует различные подходы к еЄ изучению, а также собственные взгл€ды на нее.

ѕодготовка доклада требует от студента самосто€тельной и интеллектуальной работы, поскольку включает в себ€ такие об€зательные элементы, от которых зависит и качество его выполнени€ и успешность проделанной работы:

  1. изучение наиболее важных работ по выбранной теме, перечень которых дает или преподаватель или студент предлагает сам;
  2. анализ подобранного материала, выделение наиболее значимых фактов, мнений, подходов различных ученых и научных положений;
  3. обобщение и логическое построение доклада;
  4. написание доклада с соблюдением требований научного стил€.

ƒоклады бывают письменные и устные.

—труктура доклада зависит от вида и уровн€ самосто€тельной работы: он рассматриваетс€ как форма учебной самосто€тельной работы дл€ выступлени€ на семинарском зан€тии, и форма научной самосто€тельной работы дл€ выступлени€ на кружке, конференции и др.

ѕодготовка доклада дл€ выступлени€ на семинарском зан€тии включает в себ€ подбор из списка литературы, предлагаемого в ”ћ  по дисциплине, ее просмотр и отбор; составление конспекта выступлени€ Ц подобранный материал анализируетс€, приводитс€ в систему согласно плану семинарского зан€ти€, его цел€м и логике.

ƒоклад с результатами проделанного исследовани€, как правило, не должен по времени превышать 10-15 минут.

ќсобенно интересны доклады, построенные с элементами проблемности, содержащие интересные факты, примеры, ситуации.

ќтличительной особенностью учебного доклада от научно - исследовательского в том, что студент, как правило, пользуетс€ предложенными рекомендаци€ми в определении целей зан€ти€, его планом, подбором списка литературы, который изложен в учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине.

≈сли доклад готовитс€ как сообщение о результатах научно - исследовательской работы студента в составе творческого коллектива, под руководством преподавател€, то его структура, этапы подготовки и оформление имеет свои особенности:

  1. выбор темы доклада осуществл€етс€ или преподавателем или выбираетс€ самосто€тельно в рамках проводимого исследовани€, и, как правило, тема €вл€етс€ актуальной, оригинальной и интересной по своему содержанию;
  2. актуальность исследовани€ показывает, чем оно интересно в данной области, его важность;
  3. обоснование темы доклада содержит анализ работ ученых в данной области и вы€вл€ет вопросы, которым в рамках проводимых исследований удел€лось меньше всего внимани€, и объ€сн€ет выбор темы;
  4. цели и задачи доклада в общих чертах формулируют и уточн€ют тему исследовани€, показывают основные этапы работы на ней;
  5. доклад по научно-исследовательской теме, как правило, содержит гипотезу;
  6. описание методики проведени€ исследовани€, т.е. подробное описание всех этапов работы над темой, св€занных с получением результатов;
  7. оформление результатов представл€ет собой краткое изложение новой информации, полученной в ходе наблюдений, эксперимента. ƒл€ демонстрации значимости и нагл€дности полученных результатов привод€тс€ обобщающие таблицы, диаграммы, при выступлении с докладом часто используютс€ компьютерные презентации.

Ћюбой доклад после письменного изложени€ сообщаетс€ в виде устного выступлени€, которое отражает содержание выполненной работы. ”стный доклад может сопровождатьс€ компьютерной презентацией.

 урсова€ работа - научно-исследовательска€ работа экспериментального, теоретического или реферативного характера.

 урсова€ работа экспериментального характера включает обзор литературы по заданной теме и результаты собственного экспериментального исследовани€ с об€зательным их обсуждением.

“еоретическа€ работа должна содержать обзор литературы а также оригинальное теоретическое исследование с обсуждением полученных результатов.

–еферативна€ работа представл€ет собой полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме.

“емы курсовых работ, как правило, отражают актуальные теоретические и практические проблемы психолого-педагогических, социальных или специальных дисциплин, утверждены на кафедрах, на которых осуществл€етс€ их выполнение. —ама работа характеризует глубиной изложени€, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрени€, содержит четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследовани€, а также программу эмпирического исследовани€.

 урсова€ работа выполн€етс€ под руководством преподавател€ - научного руководител€, который назначаетс€ кафедрой. ¬ результате выполнени€ курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умени€ми вести исследовательскую де€тельность.

—истема курсовых работ, выполн€емых студентами начина€ со 2 курса по всем дисциплинам, подготавливает студентов к выполнению более сложной задачи Ц выпускной квалификационной работы.

¬ыпускные квалификационные работы в гуманитарных вузах выполн€ютс€, как правило, в виде дипломной работыили дипломного проекта, согласно Ђѕоложению о ¬ – в ј√ѕ”ї.

ƒипломна€ работа Ц это самосто€тельное исследование, которое должно продемонстрировать глубокие знани€ автора по выбранной теме, его подготовленность по специальности в целом, умение анализировать собранный материал, сообщать различные наблюдени€.

“ема дипломной работы определ€етс€ совместно со студентом и его научным руководителем (консультантом) и представл€етс€ на кафедру согласно календарным срокам дл€ утверждени€.

ƒипломна€ работа €вл€етс€ показателем степени усвоени€ студентом умений и навыков научной исследовательской работы Ц анализировать и систематизировать теоретические знани€ на основе отечественного и зарубежного опыта, накопленного по выбранной теме; умени€ использовать полученные знани€ на практике; умени€ изложить результаты своей работы в тексте.

¬ дипломной работе можно выделить теоретическую, методическую и экспериментальную части.

“еоретическа€ часть включает в себ€ Ц обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы; выделение проблемы, изучению которой посв€щена данна€ работа; формулировку и обоснование предмета, объекта, целей и задач изучаемой проблемы; постановку исследовательских задач; формулировку рабочих гипотез; анализ степени изученности проблемы, обзор литературы, анализ различных подходов к рассматриваемой теме; определение основных пон€тий; выделение классификаций, форм и методов; анализ особенностей и возможностей учебных дисциплин, в рамках которых происходит практическа€ проверка теоретических положений работы.

ћетодическа€ часть работы раскрывает умени€ и навыки студента проверить и доказать теоретические положени€ на практике, в рамках учебной дисциплины, определ€емой специальностью студента.

Ёкспериментальна€ часть работы показывает научные умени€ студентов в применении и проверке основных результатов работы с использованием психолого-педагогической диагностики и состоит, как правило, в обобщении опыта работы учителей с помощью наблюдений, опроса, анкетировани€ в период прохождени€ производственной практики на 4-5 курсах.

ѕосле выбора темы, составлени€ плана работы, определени€ основного списка литературы студент совместно с руководителем составл€ет индивидуальный график работы над дипломом.

¬ажное значение дл€ студентов профессионального образовательного учреждени€ €вл€етс€ участие в самосто€тельной работе, св€занной с непрерывной практикой (учебной и производственной).

“ак, в ј√ѕ” традиционно сложилась система непрерывной с 1 по 5 курсы, котора€ включает в себ€ учебную практику (1-3 курсы), летную (3 курс) и производственную (4-5 курсы) педагогические практики.

ѕри прохождении непрерывной педагогической практики студентам выдаютс€ индивидуальные задани€, например:

  • анализ учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, особенности работы директора, заместителей, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, педагога Ц психолога и др.;
  • анализ посещаемых уроков и воспитательных меропри€тий;
  • разработка конспектов уроков и воспитательных меропри€тий;
  • анализ различных видов учебных тематических планов и планов воспитательной работы образовательных учреждений;
  • самосто€тельное планирование учебной и воспитательной работы;
  • индивидуальные научные задани€, выполн€емые во врем€ практики, в курсовых и дипломных работах;
  • составление характеристики учащихс€, классного коллектива и др.

2. —амосто€тельна€ научна€ исследовательска€ работа студентов

–ассмотрим теперь научно-исследовательскую самосто€тельную работу студентов, основной целью которой €вл€етс€ повышение профессионально Ц творческого уровн€ студентов, совершенствование форм привлечени€ студенческой молодежи к фундаментальным исследовани€м; использование творческого потенциала студентов дл€ решени€ актуальных проблем современной науки и практики.

ќсновными задачами самосто€тельнойнаучно-исследовательской работы со студентами €вл€ютс€:

  1. интеграци€ учебных зан€тий, практики и научно - исследовательской работы студентов, основанной на единстве обучени€ и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;
  2. формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самосто€тельного решени€ научно - исследовательских задач и навыкам работы в научных и педагогических коллективах, создание условий дл€ раскрыти€ и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи; развитие у студентов творческого и профессионального мышлени€ и самосто€тельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретическим и практическим знани€м;
  3. вы€вление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала дл€ решени€ актуальных задач теории и практики обучени€ и воспитани€, развити€ науки и подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров университета;
  4. развитие научных межвузовских св€зей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежь€ и др.

¬ зависимости от содержани€ и пор€дка осуществлени€ все многообразие самосто€тельной работы и меропри€тий Ќ»–— по их отношению к учебному процессу может быть классифицировано по трем основным видам (рисунок 3).

–ис. 3 ¬иды научно-исследовательской самосто€тельной работы студентов

ќсновными формами научно-исследовательской работы студентов €вл€ютс€: участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ университета в рамках лабораторий, кружков научной работы; моделирование учебно-воспитательных, социальных и познавательных процессов с учетом измен€ющихс€ условий в образовательных и воспитательных учреждений; выполнение заданий исследовательского характера в период практики, при подготовке ¬ –;разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам педагогической теории и практики, выступление с ними на заседани€х научно-исследовательских кружков, научных семинарах и конференци€х, внутривузовских и внешних; подготовка научных статей по различным аспектам профессиональной де€тельности по специальности студента; участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы как в рамках вуза, так на всероссийских и международных конкурсах.

—амосто€тельна€ научно-исследовательска€ работа студентов организуетс€ и проводитс€ как в учебное, так и во внеучебное врем€. ¬ учебное врем€ научно - исследовательска€ работа проводитс€, как правило, со студентами, успешно обучающимис€ по учебным или индивидуальным планам. ќна может предусматривать также выполнение исследовательских курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных зан€тий, имеющих исследовательский характер. ¬о внеучебное врем€ научно - исследовательска€ работа организуетс€ индивидуально или путем участи€ студентов в работе научных кружков, семинаров, различных научных конференций, научна€ работа студентов факультета, участие научных работ студентов в различных конкурсах и конференци€х, проводимых вне рамок университета.

ќсобенность организации научной самосто€тельной работы €вл€етс€ ее комплексный характер, т.е. система научной и учебной работы должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучени€. ¬ажным принципом комплексной системы Ќ»–— €вл€етс€ преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных зан€тий и заданий к другим. ѕри этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполн€емой ими научной работы возрастали постепенно. Ќапример, на 1-м и 2-м курсах целью и основным содержанием всей работы должно быть формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых дл€ выполнени€ научной работы, обучение основам самосто€тельной работы, развитие нестандартного мышлени€, умение анализировать учебно-воспитательный процесс в теории и практике и др. «десь может быть полезна реферативна€ работа и научные исследовани€ врамках лабораторных работ, учебной педагогической практики. Ќа 3-м курсе, в ходе психолого - педагогической и специальной подготовки, выполнени€ небольших самосто€тельных исследований и заданий творческого характера, происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведени€ исследований и обработки результатов. Ќа этом этапе должно стать об€зательным участие во внутривузовских конференци€х, конкурсах научных работ. ¬ ходе изучени€ многих дисциплин студенты выполн€ют курсовые работы. ”сложн€ютс€ задачи и формы научно - исследовательской работы, увеличиваетс€ их объем. –абота приобретает все более €рко выраженный творческий характер. Ќа 4-м и особенно на 5-м курсах дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие, творческого мышлени€ и подхода к решению конкретных задач, умени€ самосто€тельно принимать и реализовать решени€, использование полученных знаний на педагогической практике происходит главным образом в процессе самосто€тельной научно-исследовательской работы студентов по индивидуальному заданию. ѕоэтому необходимо иметь в своем активе участие в конференци€х, конкурсах всех уровней, проведение научных исследований под руководством сотрудников университета, всероссийском конкурсе научных работ ћинобразовани€ –‘, конкурсах грантов.

 роме того, одной из форм научной самосто€тельной работы в университете €вл€етс€ участие студентов в работе со школьниками города в рамках, например, малого математического факультета, малой физической академии и др. —туденты, которые принимают участие в работе малых факультетов, работают, как правило, с одаренными детьми. ѕод руководством преподавателей они разрабатывают задани€ дл€ детей, развивают у них специальные способности, развивают интерес к познавательной де€тельности.

ќрганизаци€ учебного процесса наиболее эффективна, если она проходить с учетом современных достижений науки, систематического обновлени€ всех аспектов образовани€, отражающего изменени€ в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. ќсобое внимание необходимо обратить на синтез теоретического и практического обучени€ в этой области с получением конкретных результатов, воплощенных в самосто€тельные научные работы, статьи, апробированные технологии, выполненные, естественно, с поправкой на возраст авторов.

–азработка плана по специальности ведетс€ совместно кафедрами общественных наук, общенаучных, общетехнических, профилирующих дисциплин и выпускающей кафедрой.  оординирует работу выпускающа€ кафедра, котора€ предварительно формирует конкретные требовани€ к знани€м, умени€м, навыкам, качествам специалиста.

–ассмотрим такую форму научной исследовательской самосто€тельной работы студентов, как участие в работе предметных кружков.

ƒанна€ форма Ќ»–— чаще всего используетс€ при работе со студентами младших курсов. –уководител€ми выступают общенаучные и общефакультетские и предметные кафедры.  ружок может объедин€ть членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего института.

–абота кружков, как правило, выгл€дит следующим образом.

Ќа организационном собрании, проход€щем приблизительно в начале семестра, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путЄм, после чего преподаватель указывает на наличие дл€ каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее врем€ продумать план работы. “емы докладов определ€ютс€ ведущей предметной направленностью кружка Ц гуманитарной, естественно-научной, социальной и др. ѕреподаватель совместно со студентами обсуждают примерный список тем, план работы кружка, врем€ консультаций и работа кружка.

«атем начинаетс€ главна€ и основна€ работа кружка. Ќа первых порах основна€ роль принадлежит его руководителю. »менно от его опыта, таланта и терпени€ зависит, перерастет ли первоначальное любопытство, интерес к предметной области в устойчивую познавательную потребность, стремление к научно-исследовательской де€тельности. Ќеобходимо наблюдать и работать с каждым студентом, старатьс€ увидеть проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе научной работы. Ќеобходимо формировать у студента критическое осмысление подготавливаемых им материалов, вовлекать его в дискуссию, обсуждение не только его, но и темы других студентов, учить оценивать ситуацию с различных точек зрени€.

Ќа первых зан€ти€х кружка необходимо обсудить со студентами что такое научна€ самосто€тельна€ работа, каковы достижени€ у вуза в данном вопросе, какие цели, задачи, направлени€, перспективы и возможности реализации научного потенциала студентов. “акже необходимо провести несколько лекционных и практических зан€тий по методам и способам научного исследовани€, работе с литературой, по использованию научного аппарата.

ƒальнейша€ работа кружка св€зана с готовностью основной части тем, т.е. составл€етс€ график выступлений, и начинаетс€ заслушивание готовых докладов.  ак правило, на одном заседании кружка заслушиваетс€ не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получить развЄрнутые ответы на них.  роме того, большое количество докладов трудно дл€ воспри€ти€, и может снизитьс€ активность и заинтересованность членов кружка.

‘ормами подведени€ итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в предметных олимпиадах и научных конференци€х, участие в кафедральных заседани€х во врем€ Ќедели науки в университете с последующей же публикацией тезисов лучших работ в научных сборниках ¬”«ов.

ƒл€ непосредственного руководства работой научных кружков на кафедрах и факультетах ј√ѕ” назначаютс€ научные руководители из числа профессорско Ц преподавательского состава и научных лабораторий университета. Ќаучные руководители осуществл€ют работу со студентами с учетом их интересов, индивидуальных способностей и наклонностей.

¬ университете такие кружки традиционно организуютс€ при кафедрах истории, философии, факультете дополнительного образовани€ и др.

—амой распространенной формой научно-исследовательской работы €вл€етс€ участие студентов в кафедральных конференци€х, круглых столах, которые провод€тс€ во врем€ университетской Ќедели науки. —туденты не только выступают с докладами о проделанной совместной с преподавателем работе, но и имеют возможность опубликовать тезисы своих выступлений. ¬се чаще студенты привлекаютс€ к участию во внутривузовских и внешних конференци€х.  роме того студенты принимают участие в студенческих ¬сероссийских и ћеждународных конференци€х, форумах.

Ќа конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Ёто заставл€ет студентов тщательно готовить выступление, развива€ его ораторские способности.  роме того, каждый может сравнить, как его работа выгл€дит на общем уровне и сделать соответствующие выводы, т.к. слуша€ доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеютс€, а также выделить дл€ себ€ свои сильные стороны.

 роме того, если в рамках конференции проводитс€ творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывалс€. ¬ключаетс€ своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Ќаучно-практические конференции, уже исход€ из самого названи€, включают в себ€ не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решени€ практических задач.

”частие в предметных ќлимпиадах различного уровн€ позвол€ют привлекать к научно-творческой самосто€тельной работе наиболее успешных студентов, так как дл€ участи€ в них требуетс€, с одной стороны, достаточно высока€ теоретическа€ подготовка, а с другой стороны, - умение выступать перед разной аудиторий, про€вл€ть свои творческие, организаторские способности и т.д. ¬ университете ежегодно провод€тс€ олимпиады по психологии, математике, информатике, иностранному €зыку и др. ѕричем дл€ участи€ в них приглашаютс€ не только студенты нашего вуза, но и школьники нашего города и районов, обеспечива€ своеобразную преемственность по линии Ђшкола Ц вузї.

Ќаучно-исследовательска€ работа студентов завершаетс€ об€зательным представлением отчета, сообщением на заседании кружка, конференции, написанием курсовой работы и т.д.

Ќемаловажную роль играет система поощрений студентов и преподавателей, наиболее активно участвующих в научной работе.

ѕреподаватели, которые осуществл€ют руководство кружком, научной самосто€тельной работой студента, может учитывать результаты их работы при оценке знаний (экзамены, зачеты и др.) на различных этапах обучени€.

—туденты, добившиес€ высоких результатов в научно - исследовательской работе и активно участвующие в творческой де€тельности факультета и университета, выдвигаютс€ на конкурсной основе на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными фондами и организаци€ми и, другими формами поощрени€.

Ћучшие студенческие доклады по результатам работы кружков, выступлени€м на конференци€х рекомендуютс€ дл€ бесплатной публикации в сборниках.  роме того, лучшие студенческие работы представл€ютс€ на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, медал€ми, дипломами, присвоением звани€ лауреата.

«а высокие результаты по итогам научной исследовательской работы лучшие студенты поощр€ютс€ морально и материально Ц грамотами, дипломами, преми€ми.

¬ыпускники высшего учебного заведени€, выполнившие за период обучени€ р€д научных работ, включенных в отчеты по научным работам, опубликовавшие в печати или получившие высокую оценку на конкурсах, в первую очередь составл€ют потенциал дл€ поступлени€ в аспирантуру.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019