јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


‘ормы организации и направлени€ исследовательской де€тельности в рамках  стовского районного научного общества учащихс€

Ќадежда Ќиколаевна ћитрофанова
заведующа€ отделом ћЅќ” ƒќƒ ƒворец детско-юношеского творчества (ƒƒё“) г.  стово

 стовское районное научное общество учащихс€ было создано на базе ћќ” ƒќƒ —танци€ юных туристов г.  стово в €нваре 2006 года в рамках опытно-экспериментальной площадки районного информационно-диагностического центра (»ƒ÷) по теме Ђ»сследовательска€ де€тельность школьников Ц наиболее эффективный способ изучени€ краеведени€ в системе общего и дополнительного образовани€ї как Ќќ” краеведческой направленности. “акой профиль был обусловлен направлени€ми де€тельности станции юных туристов - туристско-краеведческим и эколого- биологическим. Ќќ” стало концептуальной моделью организации учебно-исследовательской де€тельности учащихс€ и педагогов, участвующих в ќЁ–. Ѕыли разработаны ѕоложение о Ќќ”  стовского района краеведческой направленности и ”став  стовского районного Ќќ”.

Ќќ” объединило педагогов и учащихс€ ќ” и ”ƒќ района, занимающихс€ исследовательской де€тельностью.

ќсновна€ цель создани€ Ќќ” Ц активизаци€ исследовательской де€тельности учащихс€ в ќ” и ”ƒќ района. —оздание Ќќ” позволило скоординировать, объединить де€тельность занимающихс€ исследовани€ми школьников и педагогов, определить основные направлени€ исследовательской де€тельности, создать услови€ дл€ представлени€ результатов исследовательской де€тельности, организовать совместные комплексные исследовани€ в районном масштабе, обеспечить выполнение районных и областных исследовательских проектов. ѕо€вилась возможность информировать членов Ќќ” о новых перспективных направлени€х исследований, познакомить с различными методиками исследований, в том числе силами специалистов Ц учЄных, краеведов, музейных работников, работников архивов.

¬ 2012 году  стовское районное Ќќ” краеведческой направленности было преобразовано в  стовское районное Ќќ”, в составе которого определились п€ть секций - естественных наук и экологического краеведени€, истории и исторического краеведени€, филологии и литературного краеведени€, математики и информатики, начальных классов. ¬ результате увеличилось количество направлений, по которым провод€тс€ исследовани€. Ёто стало возможным благодар€ сотрудничеству с кафедрой экологии и экологического образовани€ ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ќ√ѕ” имени  .ћинина, под руководством которой на базе ћЅќ” ƒќƒ ƒƒё“ осуществл€етс€ ќЁ– по теме Ђ»сследовательска€ де€тельность в дополнительном образованииї.

ќсновные формы организации и проведени€ исследовательской де€тельности в рамках районного Ќќ” Ц семинары, конкурсы, экскурсии, экспедиции, исследовательские проекты.

“еоретические и практические семинары провод€тс€ в каждой из п€ти секций и нос€т как опорно-методический, так и тематический характер. ќсновополагающими при этом €вл€ютс€ темы Ђќрганизаци€ и планирование исследовательской работыї, Ђќформление и представление результатов исследовани€ї, Ђћетодика проведени€ исследованийї.

–айонные и областные конкурсы как форма организации исследовательской де€тельности определ€ют в целом проблематику и тематику исследований, иногда достаточно узкую. ¬ыбранные юным исследователем и его руководителем методы проведени€ исследований, анализ собранной информации, в том числе из литературных источников и сети »нтернет, определ€ют своеобразие, оригинальность исследовательской работы.

ќрганизаци€ и проведение районных исследовательских конкурсов по определенной краеведческой теме (Ђѕрирода  стовского районаї, Ђѕромыслы  стовского районаї, Ђ»стори€ образовани€ в  стовском районеї и т.д.) позволили собрать ценный краеведческий материал, который был востребован районным историко-краеведческим музеем и архивом  стовского муниципального района.

¬ 2012-2013 учебном году 196 учащихс€ подготовили учебно-исследовательские работы в рамках семи конкурсов, в том числе, в рамках районного конкурса исследовательских работ, районного этапа областного исторического исследовательского конкурса Ђћо€ семь€ в истории страны, районного этапа ¬сероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихс€ образовательных учреждений Ќижегородской области Ђќтечествої.

Ёкскурсии играют важную роль на всех этапах организации и проведени€ учебно-исследовательской работы экологической и краеведческой направленности - на этапе определени€ тематики будущих исследований (например, познавательные (обзорные) экскурсии в природные комплексы), на этапах сбора и анализа информации дл€ уже выполн€емой работы (экскурсии в краеведческие, тематические музеи, на производственные предпри€ти€, в частности, на предпри€ти€ народных промыслов).

Ёкспедици€ как форма организации исследовательской де€тельности дл€ значительной части еЄ участников €вл€етс€ логическим продолжением образовательной де€тельности творческого объединени€ в летнее врем€, но в иной, увлекательной форме - исследовательской экспедиции.

ќснову экспедиционных групп составл€ют воспитанники творческих объединений экологической и краеведческой направленности ƒƒё“ и школ района. ѕервый опыт экспедиционной де€тельности у кружковцев по€вл€етс€ в возрасте 11 лет, когда они совершают 2-3 дневные походы в летнее врем€. ÷ели таких экспедиций Ц практическое знакомство еЄ участников с растительным и животным миром родного кра€, а также с основами походной жизни. ¬ таких экспедици€х формируетс€ первый опыт исследовательской де€тельности. ќтчЄты по результатам исследований представл€ютс€ в услови€х экспедиции и на районной конференции по итогам летних походов и экспедиций.

¬ дальнейшем продолжительность экспедиций дл€ школьников более старшего возраста (12-18 лет) увеличиваетс€ до 7-14 дней. ¬ состав экспедиций могут входить и студенты Ц бывшие кружковцы. ѕрограмма проведени€ исследований, состав экспедиции формируютс€ задолго до начала экспедиции (в апреле-мае). ќпредел€ютс€ направлени€ исследований, создаютс€ исследовательские группы в основном из числа членов районного Ќќ”.

ѕо форме реализации экспедиции могут быть стационарными с организацией радиальных выходов, пешими и байдарочными. ƒл€ детей 11-13 лет организуютс€ экспедиции стационарного характера, дл€ более старших детей Ц пешие и байдарочные.

Ёкспедиции могут реализовывать конкретно поставленные цели (однопрофильные Ц экологические, фольклорные, этнографические, или посв€щЄнные изучению какого- либо одного объекта или €влени€), или могут носить комплексный характер.

¬ услови€х стационарных экспедиций еЄ участники выполн€ют работы различной тематической направленности и содержани€. ѕередвижные Ц пешие или байдарочные экспедиции организуютс€ обычно как однопрофильные (например, байдарочные экспедиции по реке  ерженец с целью изучени€ керженской долбленой лодки Ц ботника, пеша€ экспедици€ по маршруту с. ћакарьево Ћысковского района Ц озеро —ветло€р (¬оскресенский район) с целью изучени€ промыслов нижегородцев-заволжан, св€занных с лесом) или как комплексные (например, с целью изучени€ эколого-краеведческих особенностей природных систем и фольклорно-этнографических особенностей населЄнных пунктов в верховье реки  ерженец).

”спешность организации экспедиции во всех еЄ формах зависит от разнообрази€ содержани€ еЄ программы, еЄ многокомпонентности, комплексности. Ёто позвол€ет включить в состав экспедиции детей с различными познавательными интересами. “аким требовани€м соответствуют комплексные эколого-краеведческие байдарочные экспедиции.

–ека определ€ет тематику исследований, темпы прохождени€ маршрута, рекреационные особенности экспедиции. Ѕольшой интерес представл€ет изучение реки и прилегающих природных комплексов на всЄм еЄ прот€жении. ѕоэтому дл€ изучени€ реки организуетс€ несколько экспедиций в течение р€да лет. ¬ результате дети, которые ежегодно принимают участие в них, получают возможность получить представление обо всей реке (или большей еЄ части), провести сравнительные исследовани€.

Ќаибольший интерес представл€ют реки со значительным видовым разнообразием растений и животных, такие, например, как ¬етлуга и  ерженец, протекающие по территории Ќижегородской области.

–ека ¬етлуга €вл€етс€ важным средообразующим природным комплексом. ѕротека€ с севера на юг по значительной части территории Ќижегородской области, она раздел€ет распространение западных европейских и восточных урало-сибирских видов растений, €вл€€сь естественным природным рубежом между западной и восточной ≈вропой [2]. ѕроведение исследований в этом районе представл€ет дл€ участников экспедиции значительный интерес.

 роме того, ¬етлуга и  ерженец объедин€ют на своих берегах большое количество населЄнных пунктов, имеющих культурно-бытовое своеобразие, а также их жителей - носителей €рких фольклорно-этнографических особенностей. ѕроведение этнографических и фольклорных исследований путЄм опроса местных жителей на маршруте следовани€ экспедиции способствует развитию не только исследовательских, но и коммуникативных навыков, а также адаптации в социуме и укреплению межпоколенных св€зей.

ƒе€тельность экспедиции организуетс€ и осуществл€етс€ коллективом педагогов и методистов и ћЅќ” ƒќƒ ƒƒё“, педагогов общеобразовательных школ.

ћетодическое обеспечение программы экспедиции включает разработки экскурсий и практических зан€тий, сделанные педагогами и методистами ƒƒё“, методические рекомендации по проведению экологических и этно-экологических исследований [3,4,5], в том числе методические рекомендации, разработанные сотрудниками сектора гуманитарной экологии ÷ентра развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской области [1].

Ёффективна€ форма организации групповой исследовательской де€тельности - реализаци€ грантовых исследовательских проектов, получивших финансирование по результатам районных и областных конкурсов социально-культурных проектов. ”спешность их реализации в актуальности предлагаемой дл€ решени€ проблемы и материально-техническом обеспечении исследовательской работы (оборудование, экспедиционные расходы). ќдна из основных проблем школьных экологических исследований - отсутствие в большинстве школ оборудовани€ и реактивов, необходимых дл€ эколого-химических исследований. ѕриобретение такого оборудовани€ районным Ќќ” даЄт возможность проводить изучение природных объектов исследовательскими группами не одного, а всех образовательных учреждений района, желающих прин€ть участие в проекте.

¬ажное значение имеет методическа€ поддержка де€тельности по реализации проекта. ¬ рамках опорно-методического семинара участники проекта знаком€тс€ с оборудованием и методиками проведени€ исследований. “ак, в рамках проектов ЂЎкольный экологический практикумї (2-й городской конкурс молодЄжных социальных проектов Ђ стово - город будущего!ї, 2011 г.) и Ђѕуть к ¬олгеї (конкурс социальных и культурных проектов компании ЂЋ” ќ…Ћ, 2012 г.) было приобретено оборудование дл€ полевых эколого-химических исследований (в том числе полева€ ранцева€ лаборатори€ Ќ ¬-–, ‘Ё ), реактивы и проведено изучение экологического состо€ни€ 15 водоЄмов (родников, рек, прудов) района. ѕо результатам исследований проведена районна€ конференци€ Ђ»нструментальные исследовани€ окружающей средыї.

≈щЄ одна форма организации исследовательской работы школьников Ц проведение еЄ в рамках природоохранных акций. ћЅќ” ƒќƒ ƒƒё“ на прот€жении р€да лет проводит районные природоохранные акции, составной частью некоторых из них €вл€ютс€ конкурсы исследовательских работ. ¬ рамках конкурсов исследовательских работ природоохранной акции Ђѕокормите птицї и районного фестивал€ Ђѕтицыї выполн€ютс€ работы, посв€щЄнные поведению и видовому разнообразию птиц своего родного населЄнного пункта и его окрестностей (работы ¬озн€к јнастасии, Ќикитиной “ать€ны, ∆идковой ¬алерии Ђѕоведение птиц на кормушкахї,  олодиной ¬иктории Ђ«имующие птицы нашего двораї).

¬ рамках конкурса дневников наблюдений за птицами на кормушках (природоохранна€ акци€ Ђѕокормите птицї) школьники, в основном младшей возрастной группы, провод€т подкормку птиц на своих кормушках, наблюдают за птицами. –езультаты наблюдений они фиксируют в дневниках в двух рубриках Ђ„то € вижу?ї и Ђ„то € об этом думаю?ї, раздел€€ при этом само наблюдение и размышлени€ по результатам наблюдений.

¬ рамках акции Ђ¬есенние палыї, направленной против поджогов сухой прошлогодней травы, школьниками проводитс€ анкетирование жителей г.  стово и других населЄнных пунктов района на предмет их отношени€ к весенним палам. ѕо результатам этих исследований подготовлены работы ўукиной ƒарьи, Ѕарановой ¬еры, Ќикитина јртЄма Ђ¬есенние палы Ц угроза жизниї(2010 г.) и “орейкина ƒениса Ђ¬есенние палы: как относ€тс€ к ним людиї(2013 г.)* (*–абота “орейкина приводитс€ в разделе Ђ»сследовательска€ де€тельность школьников).

 онференции, круглые столы представл€ют возможность дл€ презентации результатов исследовательской работы, оценки учащимис€ результатов своей де€тельности, обмена опытом, общени€ со специалистами. ќдна из наиболее представительныхЦ конференци€ по итогам районного конкурса исследовательских работ Ђ»сследовательска€ де€тельность школьниковї, котора€ проходит в п€ти секций в течение п€ти дней.

Ўкольники провод€т защиту своей работы с использованием компьютерной презентации, качество и содержательность которой жюри учитывает при оценке доклада конкурсанта.  роме того, учащиес€ чаще стали использовать такой вариант представлени€ исследовательской работы как видеоисследование. ¬ 2012 -2013 учебном году в районный конкурс исследовательских работ была введена номинаци€ Ђ¬идеоисследованиеї.

¬ де€тельности районного Ќќ” используетс€ сайт kstovoecotur.ru ( стовска€ станци€ юных туристов) и блог  стовского районного Ќќ”.

“аким образом, благодар€ Ќќ” в районе сформирована активно функционирующа€ учебно-исследовательска€ среда, эффективно реализуетс€ группова€ и индивидуальна€ исследовательска€ де€тельность школьников, ведЄтс€ поиск новых форм работы и взаимодействи€.

Ћитература

  1. ƒоронин ƒ.ё. ћир леса: животные. Ц Ќ.Ќовгород,2004.
  2. »брагимов ј. ., “ерентьев ј.ј. Ќижегородское ѕоволжье: растительные рубежи // ќтечество моЄ Ќижегородское. Ц Ќижний Ќовгород , 1997. Ц —. 102-106.
  3. ћетодика проведени€ экологических исследований природных объектов. Ќ.Ќовгород,1991.
  4. ћетодическое обеспечение исследовательской де€тельности школьников и студентов по экологии. ”чебное пособие дл€ учителей и педагогов дополнительного образовани€. ѕод ред. ’абибуллина –.ƒ. Ц Ќижний Ќовгород, 2008. 213 с.
  5. Ёкологическа€ школьна€ лаборатори€: ”чебно-методическое пособие ѕод ред.ƒ.Ѕ. √елашвили, ».ћ. Ўвец. Ќ.Ќовгород. Ќижегородский гуманитарный центр.- 1995. Ц 210 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020