јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–оль проектно - исследовательской де€тельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

 олесникова —ветлана Ќиколаевна
учитель начальных классов высшей категории, ћќ” Ђ÷елинна€ —ќЎ є2ї с. ÷елинное, ÷елинный район, јлтайский край, —еть творческих учителей

 

”слови€ возникновени€ опыта, его становление.

„асто задавала сама себе вопросы: почему с переходом детей из класса в класс угасает огонЄк увлечЄнности в глазах, почему тер€етс€ желание учитьс€, почему выпускник школы, поступивший в ¬”«, в первый же год бросает это учебное заведение. ј не потому ли что мы, учител€, не научили детей учитьс€! Ќе потому ли, что у нас на уроке ученики занимают позицию Ђобъектаї, на которого мы направл€ем все необходимые знани€. ѕроанализировав свой личный опыт, и опыт работы в школе, € стала мен€ть взгл€д на преподавание школьных дисциплин, отдава€ приоритет не знани€м, умени€м и навыкам, а умению самосто€тельно Ђдобытьї, Ђоткрытьї эти знани€, пользу€сь различными источниками информации.

“еперь, € уверена, учителю необходимо выстраивать процесс обучени€ не только как процесс усвоени€ системы знаний, умений и компетенций, составл€ющих инструментальную основу учебной де€тельности учащегос€, но и как процесс развити€ личности, прин€ти€ духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. ѕоэтому нар€ду с традиционным вопросом "„ему учить?", учитель должен понимать, " ак учить?" или, точнее, " ак учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "„ему мне нужно научитьс€?" и " ак мне этому научитьс€?". » важны не только предметные результаты, а метапредметные, универсальные.

”читель должен создавать услови€ дл€ формировани€ универсальных учебных действий, не забыва€ о том, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии. ”читель Ц это тот, кто способен спуститьс€ с высот своих знаний до незнани€ ученика и вместе с ним совершить восхождение.  ак же это верно!

¬ арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно - исследовательска€ де€тельность. –аботаю по программе ”ћ  Ђѕерспективна€ начальна€ школаї, где предполагаетс€ использование на уроке проектно Ц исследовательской де€тельности.

ѕоисково-исследовательска€ де€тельность вносит в сознание недостающие элементы, придающие целостность научной картины мира в сознании младшего школьника, повышает мотивацию к учебным предметам, развивает в ребенке и любознательность, и самосто€тельность.

јктуальность темы

¬ эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благопри€тные услови€ дл€ еЄ реализации.

 онцепци€ модернизации российского образовани€ на период до 2010 года определ€ет цели общего образовани€. ќсновные из них обусловлены необходимостью формировани€ у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самосто€тельной де€тельности, гражданской ответственности и правового самосознани€, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

ќсновные задачи начального общего образовани€; развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желани€ и умени€ учитьс€; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношени€ к себе и окружающим. ¬ первую очередь, это касаетс€ сформированности Ђуниверсальных учебных действийї (””ƒ), обеспечивающих умение учитьс€.

≈сли исходить из гуманистического убеждени€, опирающегос€ на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учитьс€ в начальной школе, если создать дл€ них необходимые услови€. ѕеред учителем начальных классов стоит основна€ задача формировани€ ””ƒ, так как известно, что возраст 6-12 лет - очень важный период развити€ ребЄнка. »менно в этот период развиваютс€ мышление, пам€ть, внимание и т. д., закладываетс€ основа дл€ подготовки детей к творческому труду. ѕерва€ ступень образовани€ - это фундамент, на котором будет строитьс€ личность и от этого зависит успешность на следующих ступен€х образовани€ и в дальнейшей профессиональной де€тельности.

—читаю, что опыт по формированию универсальных учебных действий через организацию работы проектно - исследовательской де€тельности актуален.

ћетодологические принципы разработки концепции развити€ универсальных учебных действий дл€ начальной школы

«а последние дес€тилети€ в обществе произошли кардинальные изменени€ в представлении о цел€х образовани€ и пут€х их реализации. ќт признани€ знаний, умений и навыков как основных итогов образовани€ произошел переход к пониманию обучени€ как процесса подготовки учащихс€ к реальной жизни, готовности к тому, чтобы зан€ть активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требовани€ рынка труда.

¬ последнее врем€ в сфере образовательной политики и методологии развити€ образовани€ рельефно обозначилс€ переход от парадигмы Ђзнани€, умени€, навыкиї к культурно Ц исторической, системно-де€тельностной парадигме образовани€. ќн находит свое выражение в таких различных направлени€х психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение (ƒ.Ѕ. Ёльконин, ¬.¬. ƒавыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и пон€тий (ѕ.я. √альперин, Ќ.‘. “алызина), педагогика развити€ (Ћ.¬. «анков), психопедагогика Ђживого знани€ї (¬.ѕ. «инченко), культурно-историческа€ смыслова€ педагогика вариативного развивающего образовани€ (ј.√. јсмолов, ¬.¬. –убцов, ¬.¬.  лочко, ≈.ј. ямбург), личностно ориентированное образование (¬.ƒ.Ўадриков, ¬.». —лободчиков,».—. якиманска€, ¬.¬. —ериков и др.), школа диалога культур (¬.—. Ѕиблер) и др.

«а этими направлени€ми выступает школа культурно-исторической психологии Ћ.—. ¬ыготского, ј.Ќ. Ћеонтьева, ј.–. Ћури€, которую все чаще называют школой культурно-де€тельностной психологии. ƒолгое врем€ идеи этой школы развивались в основном в русле академической науки и имели лишь эпизодическое вли€ние на сферу образовательной политики. ѕредлагаема€ концепци€ развити€ универсальных учебных действий направлена на изменение сложившегос€ положени€.

¬ рамках де€тельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваютс€ основные структурные компоненты учебной де€тельности. »х сформированность €вл€етс€ одной из составл€ющих успешности обучени€ в школе.

ћодель оценки уровн€ сформированности учебной де€тельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагани€, учебных действий, контрол€ и оценки. ѕри оценке сформированности учебной де€тельности учитываетс€ возрастна€ специфика, котора€ заключаетс€ в постепенном переходе от совместной де€тельности учител€ и ученика к совместно-разделенной (в младшем школьном младшем подростковом возрасте) и к самосто€тельной с элементами самообразовани€ и самовоспитани€ де€тельности(в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

ѕрактика показала, что последовательна€ реализаци€ де€тельностного подхода повышает эффективность образовани€. ќб этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимис€, возможность их самосто€тельного движени€ в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.  роме того, у учител€ по€вл€етс€ возможность дифференцировать обучение без ущерба дл€ усвоени€ единой структуры теоретических знаний, значительно сократить врем€ обучени€. ¬ результате наблюдаетс€ прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихс€.

“еоретико - методологической основой разработки концепции развити€ универсальных учебных действий дл€ начальной школы в рамках создани€ √осударственных стандартов общего образовани€ может стать культурно-исторический системно - де€тельностный подход (Ћ.—. ¬ыготский, ј.Ќ. Ћеонтьев, ѕ.я. √альперин, ƒ.Ѕ. Ёльконин и др.), раскрывающий основные психологические услови€ и механизмы процесса усвоени€ знаний, формировани€ картины мира, общую структуру учебной де€тельности учащихс€. —озданна€ на основе этого подхода концепци€ развити€ универсальных учебных действий позвол€ет выделить главные результаты обучени€ и воспитани€, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развити€ личности, обеспечивающие широкие возможности учащихс€ дл€ овладени€ знани€ми, умени€ми, навыками, компетентност€ми личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

ѕон€тие Ђуниверсальные учебные действи€ї

¬ широком значении термин Ђуниверсальные учебные действи€ї означает умение учитьс€, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоени€ нового социального опыта.

¬ более узком (собственно психологическом значении) термин Ђуниверсальные учебные действи€ї можно определить как совокупность способов действи€ учащегос€ (а также св€занных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самосто€тельному усвоению новых знаний и умений, включа€ организацию этого процесса.

‘ункции универсальных учебных действий включают:

  • - обеспечение возможностей учащегос€ самосто€тельно осуществл€ть де€тельность учени€, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижени€, контролировать и оценивать процесс и результаты де€тельности;

  • - создание условий дл€ гармоничного развити€ личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • - обеспечение успешного усвоени€ знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

”ниверсальные учебные действи€ должны быть положены в основу выбора и структурировани€ содержани€ образовани€, приемов, методов, форм обучени€, а также построени€ целостного образовательно-воспитательного процесса.

ќвладение учащимис€ универсальными учебными действи€ми происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самосто€тельно успешно усваивать новые знани€, умени€ и компетентности, включа€ самосто€тельную организацию процесса усвоени€, т. е. умение учитьс€.

ƒанна€ способность обеспечиваетс€ тем, что универсальные учебные действи€ Ц это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихс€, Ц как в различных предметных област€х, так и в строении самой учебной де€тельности, включа€ осознание учащимис€ ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. “аким образом, достижение Ђумени€ учитьс€ї предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной де€тельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действи€ и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

¬иды универсальных учебных действий

¬ составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми цел€ми общего образовани€, можно выделить четыре блока:
1) личностный;

2) регул€тивный (включающий также действи€ саморегул€ции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

ѕредполагаетс€, что четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучени€ конкретных учебных предметов. ѕредставим названные блоки ””ƒ несколько подробнее.

¬ блок личностных универсальных учебных действий вход€т жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действи€ смыслообразовани€ и нравственно-этического оценивани€, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихс€ (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знани€ моральных норм, умени€ выделить нравственный аспект поведени€ и соотносить поступки и событи€ с прин€тыми этическими принципами), а также ориентации в социальных рол€х и межличностных отношени€х.

—амоопределение Ц определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров определение своего "способа жизни" и места в обществе. ¬ процессе самоопределени€ человек решает две задачи Ц построени€ индивидуальных жизненных смыслов и построени€ жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектировани€). ѕрименительно к учебной де€тельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Ёто, во-первых, действие смыслообразовани€, т. е. установление учащимис€ св€зи между целью учебной де€тельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учени€, побуждающим де€тельность, и тем, ради чего она осуществл€етс€. ”ченик должен задаватьс€ вопросом о том, Ђкакое значение, смысл имеет дл€ мен€ учениеї, и уметь находить ответ на него. ¬о-вторых, это действие нравственно-этического оценивани€ усваиваемого содержани€, исход€ из социальных и личностных ценностей.

¬ блок регул€тивных действий включаютс€ действи€, обеспечивающие организацию учащимс€ своей учебной де€тельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесени€ того, что уже известно и усвоено учащимс€, и того, что еще неизвестно; планирование Ц определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование Ц предвосхищение результата и уровн€ усвоени€, его временных характеристик; контроль в форме сличени€ способа действи€ и его результата с заданным эталоном с целью обнаружени€ отклонений и отличий от эталона; коррекци€ Ц внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действи€ в случае расхождени€ эталона, реального действи€ и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимс€ того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровн€ усвоени€. Ќаконец, элементы волевой саморегул€ции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию Ц к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению преп€тствий.

¬ блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включа€ знаково-символические; логические, действи€ постановки и решени€ проблем. ¬ число общеучебных вход€т: самосто€тельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действи€, включа€ моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью вы€влени€ общих законов, определ€ющих данную предметную область); умение структурировать знани€; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решени€ задач в зависимости от конкретных условий; рефлекси€ способов и условий действи€, контроль и оценка процесса и результатов де€тельности; смысловое чтение как осмысление цели чтени€ и выбор вида чтени€ в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободна€ ориентаци€ и воспри€тие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватна€ оценка €зыка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составл€ть тексты различных жанров, соблюда€ нормы построени€ текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Ќар€ду с общеучебными, также выдел€ютс€ универсальные логические действи€: анализ объектов с целью выделени€ признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самосто€тельно достраива€, восполн€€ недостающие компоненты; выбор оснований и критериев дл€ сравнени€, сериации, классификации объектов; подведение под пон€ти€, выведение следствий; установление причинно-следственных св€зей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

ƒействи€ постановки и решени€ проблем включают формулирование проблемы и самосто€тельное создание способов решени€ проблем творческого и поискового характера.

 оммуникативные действи€ обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или де€тельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироватьс€ в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. —оответственно, в состав коммуникативных действий вход€т планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Ц определение цели, функций участников, способов взаимодействи€; постановка вопросов Ц инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - вы€вление, идентификаци€ проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешени€ конфликта, прин€тие решени€ и его реализаци€; управление поведением партнера контроль, коррекци€, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и услови€ми коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного €зыка.

–азвитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регул€тивных, познавательных и коммуникативных действий осуществл€етс€ в рамках нормативно-возрастного развити€ личностной и познавательной сфер ребенка. ѕроцесс обучени€ задает содержание и характеристики учебной де€тельности ребенка и тем самым определ€ет зону ближайшего развити€ универсальных учебных действий.

ѕроекты и исследовани€.

ѕроектный метод обучени€ предполагает процесс разработки и создани€ проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состо€ни€).

»сследовательский метод обучени€ предполагает организацию процесса выработки новых знаний. ѕринципиальное отличие исследовани€ от проектировани€ состоит в том, что исследование не предполагает создани€ какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. »сследование, по сути, Ц процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де€тельности.

“аким образом, как отмечает ј.». —авенков, Ђпроектирование и исследование Ц изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды де€тельности. »сследование Ц бескорыстный поиск истины, а проектирование Ц решение определенной, €сно осознаваемой задачиї.

¬месте с тем, в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихс€;
  • умение ориентироватьс€ в информационном пространстве;
  • умение самосто€тельно конструировать свои знани€;
  • умение интегрировать знани€ из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

ќба метода всегда ориентированы на самосто€тельную де€тельность учащихс€ (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполн€ют в отведенное дл€ этой работы врем€ (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и мес€цев). Ёто задача личностно ориентированной педагогики.

ѕроектна€ технологи€ и технологи€ исследовательской де€тельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решени€;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самосто€тельную де€тельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследовани€;
  • обсуждение методов исследовани€, сбор информации, оформление конечных результатов; презентаци€ полученного продукта, обсуждение и выводы.

»спользование данных методов предполагает отход от авторитарного стил€ обучени€, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучени€.

ќсновные пон€ти€ исследовательской де€тельности

”чебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской де€тельности. ќсновные характеристики учебного исследовани€:

1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса Ђот этих точекї или проблемна€ подача материала;

2) развитие навыка формировани€ или выделени€ нескольких версий, гипотез (взгл€да на объект, развити€ процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными верси€ми на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнени€ и др.); 4) работа с первоисточниками, Ђсвидетельствамиї при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и прин€ти€ на основе анализа одной версии в качестве истинной.

»сследовательска€ де€тельность учащихс€ - образовательна€ технологи€, использующа€ в качестве главного средства учебное исследование. »сследовательска€ де€тельность предполагает выполнение учащимис€ учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или €влении окружающего мира, под руководством специалиста Ц руководител€ исследовательской работы.

»сследовательские способности - индивидуальные особенности личности, €вл€ющиес€ субъективными услови€ми успешного осуществлени€ исследовательской де€тельности.

‘ункции исследовательской де€тельности в начальной школе Ц сохранение исследовательского поведени€ учащихс€ как средства развити€ познавательного интереса и становление мотивации к учебной де€тельности

»сследовательское поведение - вид поведени€, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации.

ќно может развиватьс€ спонтанно, на основе интуитивных стремлений с использованием Ђметода проб и ошибокї, а может быть конструктивным, сознательным, выверенным, логичным.

»сследовательска€ позици€ - значимое личностное основание, исход€ из которого человек не просто активно реагирует на изменени€, происход€щие в мире, но ему необходимо искать и находить ранее им неизведанное. »сследовательска€ позици€ про€вл€етс€ и развиваетс€ в ходе реализации исследовательской де€тельности.

“ехнологи€ опыта.

Ётапы формировани€ исследовательской де€тельности

”ровень, форму, врем€ исследовани€ учитель определ€ет в зависимости от возраста учащихс€ и конкретных педагогических задач. ‘ормирование исследовательской де€тельности, как правило, проходит в несколько этапов.

ѕервый этап соответствует первому классу начальной школы. «адачи обогащени€ исследовательского опыта первоклассников включают в себ€:

  • Ј поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихс€ представлений;

  • Ј развитие умений ставить вопросы, высказывать предположени€, наблюдать, составл€ть предметные модели;

  • Ј формирование первоначальных представлений о де€тельности исследовател€.

ƒл€ решени€ задач используютс€ следующие методы и способы де€тельности: в урочной де€тельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной де€тельности - игры-зан€ти€, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

¬торой этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

  • Ј на приобретение новых представлений об особенност€х де€тельности исследовател€;

  • Ј на развитие умений определ€ть тему исследовани€, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформл€ть результаты исследовани€;

  • Ј на поддержание инициативы, активности и самосто€тельности школьников

¬ключение младших школьников в учебно-исследовательскую де€тельность осуществл€етс€ через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. Ќа данном этапе используютс€ следующие методы и способы де€тельности: в урочной де€тельности - учебна€ дискусси€, наблюдени€ по плану, рассказы детей и учител€, мини-исследовани€; во внеурочной де€тельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. ѕоступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечиваетс€ расширением выполн€емых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением де€тельности от фронтальной под руководством учител€ к индивидуальной самосто€тельной де€тельности. ¬ключение школьников в учебно-исследовательскую де€тельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенност€х про€влени€ индивидуального исследовательского опыта детей.

“ретий этап соответствует третьему и четвЄртому классам начальной школы. Ќа данном этапе обучени€ в центре внимани€ должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской де€тельности, ее средствах и способах, осознание логики исследовани€ и развитие исследовательских умений. ѕо сравнению с предыдущими этапами обучени€ усложнение де€тельности заключаетс€ в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образовани€ на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. — учетом особенностей данного этапа выдел€ютс€ соответствующие методы и способы де€тельности школьников: мини-исследовани€, уроки-исследовани€, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. Ќа прот€жении всего этапа также обеспечиваетс€ обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.  роме урочной учебно-исследовательской де€тельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследовани€. Ёто могут быть различные внеклассные зан€ти€ по предметам, а так же домашние исследовани€ школьников. ƒомашние задани€ €вл€ютс€ необ€зательными дл€ детей, они выполн€ютс€ по собственному желанию школьников. √лавное, чтобы результаты работы детей были об€зательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). ѕри этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. “ем самым обеспечиваетс€ стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

—оздание условий учебно-исследовательской де€тельности в учебном процессе

”дел€ть внимание работе подсознани€.

ƒаже когда проблема находитс€ непосредственно в центре внимани€, наше подсознание может незаметно дл€ нас самих работать над ней. Ќекоторые идеи могут на мгновение Ђпоказатьс€ на поверхностиї; важно воврем€ пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии про€снить, упор€дочить и использовать.

¬оздерживатьс€ от оценок.

Ѕлагодар€ этому учащиес€ смогут расширить русло дл€ потока идей, больше времени и внимани€ уделить свободному размышлению над проблемой.

* ƒавать возможность умственной разминке.

Ќадо дать возможность учащимс€ освоитьс€ в новой дл€ них ситуации Ц групповом поиске решений Ц дать Ђразогревающиеї упражнени€ (обычно не св€занные с содержанием предсто€щей де€тельности).

Ђƒисциплинироватьї воображение, фантазию, контролировать их.

—оздава€ обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после некоторого периода Ђсозревани€ идейї все соображени€ будут критически пересматриватьс€ и часть из них будет отброшена.

–азвивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность воспри€ти€ всего окружающего.

—пециальные упражнени€ на развитие наблюдательности, восприимчивости.

”стран€ть внутренние преп€тстви€ дл€ мышлени€.

”читель создаЄт такую обстановку, чтобы учащиес€ чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделитьс€ им с окружающими и что оно будет доброжелательно прин€то.

ѕоддерживать живость воображени€.

¬опреки распространЄнному мнению, будто фантазирование Ц признак незрелости мышлени€ и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать про€влени€ фантазии, свободного воображени€ в учебной обстановке, т.к. они €вл€ютс€ фундаментом творческого мышлени€.

* –асширение фонда знаний.

ќбъЄм имеющихс€ сведений Ц это база, на основе которой создаютс€ новые идеи. Ќо усвоение информации не замен€ет и само по себе не развивает умени€ думать.

* ѕомогать учащимс€ видеть смысл, общую направленность их творческой де€тельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Ѕез такого понимани€ все упражнени€, стимулирующие творческую де€тельность, будут восприниматьс€ лишь как развлечение.

я (т.е. педагог) должен €сно про€вить свою потребность переосмысливать то, что € уже, как мне кажетс€, знаю, раздел€€ это знание с обучаемыми. я должен также €сно дать им пон€ть, что моЄ понимание объекта или действительности не может служить дл€ них отправной точкой в их познавательном опыте.

—хема проведени€ исследовани€ с младшими школьниками выгл€дит следующим образом:

1.     јктуализаци€ проблемы. ÷ель: вы€вить проблему и определить направление будущего исследовани€.

2.     ќпределение сферы исследовани€. ÷ель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3.     ¬ыбор темы исследовани€. ÷ель: обозначить границы исследовани€.

4.     ¬ыработка гипотезы. ÷ель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5.     ¬ы€вление и систематизаци€ подходов к решению. ÷ель: выбрать методы исследовани€.

6.     ќпределение последовательности проведени€ исследовани€.

7.     —бор и обработка информации. ÷ель: зафиксировать полученные знани€.

8.     јнализ и обобщение полученных материалов. ÷ель: структурировать полученный материал, использу€ известные логические правила и приемы.

9.     ѕодготовка отчета. ÷ель: дать определени€ основным пон€ти€м, подготовить сообщение по результатам исследовани€.

10.               ƒоклад. ÷ель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.               ќбсуждение итогов завершенной работы.

‘ормирование ””ƒ у младших школьников через исследовательскую де€тельность

»сследовательска€, поискова€ активность Ц естественное состо€ние ребЄнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. »сследовательска€ де€тельность Ц высший уровень де€тельности, это самосто€тельный поиск знаний, овладение основными правилами и действи€ми, творение того, чего еще не было. ѕри такой работе включаютс€ практически все виды универсальных учебных действий. “олько те знани€, добытые исследовательским путем, станов€тс€ прочно усвоенными и осознанными. ѕоэтому в своей работе по формированию ””ƒ отдаю предпочтение проектно Ц исследовательской де€тельности. » пусть дети не сделают новых открытий, они повтор€ют путь учЄного: от выдвижени€ гипотезы до еЄ доказательства или опровержени€, они сами открывают дл€ себ€ новые знани€. Ђ—начала € открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом Ц то, что неизвестно никомуї.  .Ё. ÷иолковский.

Ќа уроке математики дети исследуют цифры, способы решени€ различных примеров.

Ќа русском €зыке открывают дл€ себ€ новые знани€, исследуем слова, например, с безударными гласными, приходим к выводу, сами составл€ем алгоритм грамотного написани€ слов.

Ќа уроке окружающего мира провод€т опыты с водой, дела€ вывод о еЄ свойствах; исследуют воздух и услови€ выращивани€ разных растений.

ќсобое место в формировании исследовательской культуры учащихс€ на уроках занимает метод проектов. ƒейственность этого метода обусловлена тем, что он позвол€ет учащимс€ выбрать де€тельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способност€м, формирует ключевые компетенции.

¬ыполн€€ проекты, школьники осваивают методы творческой де€тельности, учатс€ самосто€тельно находить и анализировать информацию, получать и примен€ть знани€ по различным отрасл€м, приобретать умени€ и навыки практической работы, опыт решени€ реальных задач.

”чебный проект - специально организованный педагогом и самосто€тельно выполн€емый обучающимис€ комплекс действий по решению значимой дл€ учащегос€ проблемы, завершающихс€ созданием творческого продукта.

ѕроектный метод обучени€ предполагает процесс разработки и создани€ проекта.

ѕроект Ђ—ам издательї очень заинтересовал детей, с удовольствием каждый из детей изготавливал свою первую книжку Ц малышку, книгу загадок,

о временах года. ќформл€ли вместе с родител€ми, наполн€ли содержанием, а затем каждый перед одноклассниками защищал свою работу.

“акже детьми коллективно были проведены ещЄ проекты (Ђ¬сЄ это –одина мо€ї, Ђ„етыре звонкие весныї, Ђћо€ родословна€ї, Ђћы Ц издателиї, Ђћногозначное слово - €зыкї, Ђƒрузь€ наши меньшиеї, Ђƒорогою добраї). ¬о внеурочное врем€ дети так же занимались проектно Ц исследовательской де€тельностью. –езультатом такой работы могут быть: книга, рисунок, газета, слайд Ц презентаци€, фильм. ƒети со своими индивидуальными и коллективными работами принимают участие в школьных, районных, краевых, всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ.

 ак известно, умение учитьс€ составл€ет совокупность четырех видов универсальных учебных действий. я постаралась выделилить в каждом виде те ””ƒ, которые формируютс€ в процессе проектно Ц исследовательской де€тельности.

Ћичностные ””ƒ:

  • адекватна€ самооценка;
  • испытыва€ чувство радости узнавани€ нового, чувство гордости за самого себ€, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепл€ет его позитивное отношение к самому себе;
  • формируетс€ мотивационна€ основа учебной де€тельности;
  • вырабатываетс€ внутренн€€ позици€ школьника на уровне положительного отношени€ к школе.

¬ формировании регул€тивных универсальных учебных действий исследовательска€ де€тельность играет важную роль:

  • дети учатс€ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • про€вл€ть познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самосто€тельно адекватно оценивать правильность выполнени€ действий и вносить необходимые коррективы

ѕоисково-исследовательска€ де€тельность даЄт возможность дл€ формировани€ познавательных ””ƒ:

  • осуществл€ть расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети »нтернет;
  • строить логическое рассуждение, осуществл€ть сравнение, синтез; классифицировать;
  • осознанно и произвольно строить сообщени€ в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов » “.

ƒл€ выработки коммуникативных универсальных учебных действий дети учатс€:

  • строить пон€тные дл€ партнЄра высказывани€;
  • договариватьс€ и приходить к общему решению в совместной де€тельности;
  • учитывать разные мнени€, устанавливать рабочие отношени€, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства дл€ решени€ различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

¬ начале обучени€ все эти действи€ выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действи€, работа€ с любым учебным содержанием. √лавным результатом обучени€ становитс€ то, что школьник, научившись ставить перед собой цель, строить план выполнени€ учебной задачи, подводить итоги уже не сможет работать по-другому.

“ребовани€ к формированию универсальных учебных действий наход€т отражение в планируемых результатах освоени€ программ учебных предметов: Ђ–усский €зыкї, ЂЋитературное чтениеї, Ђћатематикаї,

Ђќкружающий мирї, Ђ“ехнологи€ї Ч в отношении ценностно - смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развити€ учащихс€. —читаю, что каждый учебный предмет в зависимости от его содержани€ и способов организации учебной де€тельности учащихс€ раскрывает определенные возможности дл€ формировани€ универсальных учебных действий.

Ћитературное чтение. “ребовани€ к результатам изучени€ этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регул€тивных Ч с приоритетом развити€ ценностно - смысловой сферы и коммуникации. „асто строю уроки литературного чтени€ в форме диалога или дискуссии, тем самым позвол€ю прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.

ћатематика. ¬ начальной школе этот предмет €вл€етс€ основой развити€ у учащихс€ познавательных действий, в первую очередь логических, включа€ и знаково - символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизаци€ и структурирование знаний, перевод с одного €зыка на другой, моделирование, дифференциаци€ существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышлени€, выработка вычислительных навыков. ќсобое значение имеет математика дл€ формировани€ общего приема решени€ задач как универсального учебного действи€.

–усский €зык. Ётот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регул€тивных действий.

 огда на уроке присутствует работа с текстом, открываетс€ возможности дл€ формировани€ логических действий анализа, сравнени€, установлени€ причинно - следственных св€зей.

„резвычайно благопри€тный контекст дл€ формировани€ коммуникативных действий предоставл€ет учебный предмет Ђќкружающий мирї.

Ќапример, на страницах учебников часто встречаютс€ такие задани€, как Ђподготовь рассказЕї, Ђопиши устноЕї, Ђобъ€сниЕї и т. д.

ѕо сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому - то, описание или объ€снение также тер€ет смысл вне ситуации общени€ и взаимодействи€.

ѕрактикую выполнение хот€ бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3Ч4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описаниеЕ “акой прием придаЄт этим задани€м психологически полноценный характер де€тельности детей, устран€ет т€гостную дл€ них искусственность необходимости Ђрассказывать самому себеї. Ёто справедливо и по отношению к иным школьных предметам.

–езультативность

ƒл€ того, чтобы пронаблюдать динамику уровн€ сформированности ””ƒ важно знать:

  • возрастные особенности развити€ личностных универсальных учебных действий у младших школьников .

  • возрастные особенности развити€ регул€тивных универсальных учебных действий у младших школьников.

  • возрастные особенности развити€ познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

  • возрастные особенности развити€ коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников .

—писок литературы

1. јсмолова ј.√.  ак проектировать универсальные учебные действи€// ћосква, ѕросвещение 2008

2. √осподникова ћ. ., Ќ.Ѕ. ѕол€нина и др.ѕроектна€ де€тельность в начальной школе// ¬олгоград 2009

3.  аменский ј.ћ. ѕсихологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - —ѕб, 1996.

4.  ривобок ≈.¬., —аранюк ќ.ё., »сследовательска€ де€тельность младших школьников// ¬олгоград 2009

5. —авенков ј.». »гры, дающие старт исследовательской де€тельности. //ƒиректор школы, 2004, є1

6. —авенков ј.». »сследовани€ на дому. ћетодические рекомендации // »сследовательска€ работа школьников, 2002, є1, є2.

7. ѕримерные программы начального общего образовани€. —тандарты второго поколени€. ћ., Ђѕросвещениеї 2009 г.

8.  онцепци€ модернизации российского образовани€ на период до 2010 года



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020