јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


“рудности в организации и проведении исследовательской работы школьников (результаты констатирующего эксперимента)

“рифилова ≈катерина јнатольевна
”читель русского €зыка и литературы, аспирантка кафедры риторики и речеведени€ ћѕ√”, „”ќќ Ўкола Ђ¬ыборї

 

јннотаци€. ¬ статье анализируютс€ результаты констатирующего эксперимента, направленного на вы€вление трудностей, с которыми сталкиваютс€ учащиес€ при подготовке и выполнении учебно-исследовательской работы в школе, а также предлагаютс€ ключевые направлени€ де€тельности, обеспечивающие высокий уровень результатов данного аспекта обучени€ школьников.

 лючевые слова: учебно-исследовательска€ де€тельность, системно-де€тельностный подход, проект, результаты опроса.

 

‘едеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образовани€ (‘√ќ— от 15.05.2012 года) устанавливает единые требовани€ к освоению основного общего образовани€, опира€сь на предметные, личностные и метапредметные результаты освоени€ учебной программы [2, с.4], что включает в себ€ Ђсамосто€тельность планировани€ и осуществлени€ учебной де€тельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траекторииї. ¬ услови€х системно-де€тельностного подхода в образовании важнейшим этапом обучени€ становитс€ Ђформирование у обучающихс€ основ культуры исследовательской и проектной де€тельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимис€ результатов исследовани€, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемыї [2, с.6].

¬ св€зи с вышесказанным исследовательска€ де€тельность в школе становитс€ неотъемлемой частью обучени€. ≈сли ранее в основном отдельные учащиес€ представл€ли лучшие работы на тематических конференци€, то сейчас перед всеми старшеклассниками стоит задача создани€ исследовательской работы и публичной защиты полученных результатов. ¬ажно определить направление работы школьников и педагогов-наставников, организовать систематическую подготовку учащихс€ в услови€х общего среднего образовани€.

“аким образом, чтобы повысить качество исследований школьников, упростить задачу педагогов по подготовке учащихс€ к проведению самосто€тельного исследовани€, мы провели опрос с целью вы€влени€ основных трудностей, испытываемых в процессе реализации, а также дл€ определени€ ключевых направлений де€тельности, на которые следует обратить внимание руководител€м проектов старшеклассников.

¬ опросе прин€ли участие 56 старшеклассников, участников ”чебной исследовательской конференции в √Ѕќ” Ўкола є1347. »м было предложено ответить на следующие вопросы:

    1. “ема проекта была выбрана самосто€тельно или совместно с руководителем?
    2. „то вызвало наибольшие затруднени€ в подготовке исследовательской работы? — какими трудност€ми пришлось столкнутьс€?
    3. Ќа какую помощь руководител€ ты рассчитывал? ¬ чем она должна заключатьс€?
    4. ¬се ли задуманное получилось? Ќа что ты обратишь особое внимание, когда будешь готовить новый проект?

¬ыбор темы исследовани€ у школьников часто вызывает сложности. ќтметим, что большинство учащихс€ выбрали исследовательские работы по истории и информатике, при этом 29 учащихс€ ответили, что тема была выбрана ими самосто€тельно в соответствии с предметными интересами, 27 человек прибегли к помощи руководител€ при определении темы исследовани€.

Ќа вопрос,Ђ„то вызвало наибольшие затруднени€ в подготовке исследовани€? — какими трудност€ми пришлось столкнутьс€ в ходе работы?їбольшинство школьников ответили, что испытывали трудности с поиском и анализом информации (16 человек), а также с оформлением работы (16 человек). ѕричем под источником информации учащиес€ понимают в первую очередь интернет, о чем говор€т некоторые комментарии в ответах Ђв интернете не было достаточного количества информацииї, Ђне смог найти в интернетеї и т.д. –аботу с печатными источниками не назвал ни один из опрошенных. —ложности в оформлении научного аппарата назвали всего 5 человек, при этом по оценке членов жюри большинство школьников не справились с формулировкой целей, задач исследовани€, а выводы зачастую не соответствовали теме работы.

¬ целом, определ€€ трудности исследовательской работы, учащиес€ назвали следующие из них:

  • ѕоиск и анализ информации Ц 16
  • ќформление работы Ц 16
  • ќформление научного аппарата Ц 5
  • —оздание оформленного текста (реферата) Ц 6
  • Ћень, нехватка времени Ц 5

¬ ответах также были отмечены сложности в работе над практической частью, св€занные со спецификой предмета: Ђбольшое количество мнений на данную темуї - истори€; Ђтрудности в ходе опроса респондентовї - информатика; Ђне получилось измерить давлениеї - биологи€, Ђпостроение моделиї - физика и др. ќтдельные учащиес€ отметили, что им неизвестны критерии оценивани€ их де€тельности, что говорит о недостаточной проработке системы оценки подобного вида работ и предварительном знакомстве с ней учащихс€. ќ трудности вы€влени€ проблемы (как важнейшего этапа исследовани€) сказал лишь один человек из общего числа опрошенных, а 7 человек отметили, что никаких сложностей в ходе работы не было, что говорит о недостаточном уровне понимани€ специфики данного вида творческих учебных исследований.

ќбратим внимание на результаты опроса среди учителей [1], в ходе которого мы вы€снили, что ключевые моменты в подготовке учебного исследовани€ действительно отметили лишь 5-6 человек из общего числа опрошенных, многие руководители проектов не придают значени€ важным этапам исследовательской де€тельности школьников, не представл€ют систему подготовки к ней учащихс€, что €вл€етс€ причиной затруднений школьников при работе над ключевыми этапами исследовани€.—вою роль в подготовке учащихс€ к исследовательской работе педагоги св€зывают с помощью в выборе темы исследовани€, в сборе материала и оформлении результатов работы (около 20% опрошенных руководителей проектов), про остальные важнейшие этапы работы (составление плана, обсуждение содержани€ работы, ознакомление с научным аппаратом исследовани€, поиск проблемы и др.) упом€нули менее 10% из общего числа опрошенных учителей. “аким образом, трудности, которые испытывают школьники в проведении исследовательской работы, обусловлены прежде всего недостаточной методической подготовкой педагога.

¬ св€зи с этим мы задали учащимс€ вопрос ЂЌа какую помощь руководител€ ты рассчитывал? ¬ чем, по твоему мнению, она должна заключатьс€?їЌаибольшее количество респондентов ответили,что руководитель должен оценивать правильность написани€ и оформлени€ проектной работы, корректировать текст Ц 16. ѕри этом 11 человек отметили, что за помощью к учителю не обращались, все делали самосто€тельно, а 7 человек хотели бы, чтобы им предоставили необходимую информацию по теме работы и оказали помощь в раскрытии темы (4 человека), трое участников хотели только моральной поддержки от наставника и его Ђадекватной оценкиї. “аким образом, отсутствие систематической подготовки к исследовательской работе и контрол€ над выполнением ведет к тому, что важные этапы работы не осваиваютс€ школьниками, в результате их качество значительно снижаетс€. –оль руководител€ проекта сводитс€ в основном к корректировке итогового текста и помощи в подборе информации по теме исследовани€.

Ќа вопрос Ђ¬се ли задуманное получилось? Ќа что ты обратишь особое внимание, когда будешь готовить новый проект?їќколо 35 человек ответили, что довольны результатом работы (Ђвсе получилосьї). ќднако многие школьники отметили недостаточно высокий уровень как практической, так и теоретической части своей работы. «аслуживают отдельного внимани€ ответы, св€занные со временем подготовки исследовани€: около 10% опрошенных сказали, что при подготовке следующей работы планируют начать подготовку заранее. ƒействительно, по оценке членов жюри, многие представленные проекты были сделаны наспех и представл€ли собой реферативный обзор, даже не всегда соответствующий за€вленной теме. ќтметим, что только 3 человека хотели бы сделать работу более интересной дл€ слушателей (Ђобращу внимание на то, что надо заинтересоватьї, Ђхочу сделать работу более интересної). » лишь один человек сказал о более качественной подготовке публичного выступлени€ в целом.

“аким образом, в процессе осуществлени€ учебной научной де€тельности школьников при подготовке и организации учебно-исследовательской работы в школе необходимо обратить внимание на формирование общеучебных умений, обеспечивающих высокий уровень результатов этого аспекта обучени€ школьников. Ќазовем наиболее значимые из них:

  • умение самосто€тельно и с помощью учител€ определ€ть тему исследовани€ с учетом личностных целей, интересов и актуальности исследовани€ в целом;
  • умение отбирать и анализировать информацию по теме исследовани€;
  • умение пользоватьс€ различными методами исследовани€, которые используютс€ в определенных сферах научной де€тельности;
  • умение оформить работу в соответствие с требовани€ми, которые сформулированы и реализуютс€ в научном общении;
  • умение выступать публично с докладом (сообщением) по результатам проведенного исследовани€;
  • умение анализировать результаты проведенной работы с учетом критериев ее оценки в ходе презентации (выступление с докладом или сообщением).

—писок использованной литературы:

  1. “рифилова ≈.ј. ќб особенност€х проведени€ учебно-исследовательской работы в школе (материалы констатирующего эксперимента)//ѕреподаватель XXI век, 2013, є3. - с.120-125.
  2. ‘едеральный закон об образовании в –оссийской ‘едерации от 21 декабр€ 2012 года//‘едеральный √осударственный ќбразовательный стандарт. [Ёлектронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документы/2269/файл/572/12/05/15-‘√ќ—.pdf (дата обращени€: 21.06.2015).



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019