јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»сследовани€ по вы€влению фенов позвоночных животных

¬оронов Ћеонид Ќиколаевич
доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии „увашского государственного педагогического университета им. ».я. яковлева

‘енетические методики важны дл€ обследовани€ состо€ни€ попул€ций животных и вы€влени€ границ их ареалов. ќни вполне доступны дл€ освоени€ их в школьном возрасте и потому могут быть рекомендованы дл€ выполнени€ детских научно-исследовательских работ.

‘енами называютс€ любые дискретные альтернативные вариации признаков и свойств особей, которые на всЄм имеющемс€ материале (об€зательно многочисленном) далее не подразделимы без потери качества. ‘ены отражают генетическую конституцию данной особи, а своей частотой - генетическую структуру попул€ций и других групп особей данного вида.

ќсновные задачи, решаемые при попул€ционно-фенетическом подходе: 1) изучение внутрипопул€ционной структуры посредством выделени€ фенетически отличных групп особей; 2) выделение границ между попул€ци€ми по резкому и устойчивому перепаду частот фенов; 3) выделение групп сходных попул€ций посредством сопоставлений попул€ционных фенофондов по большому числу признаков; 4) реконструкци€ микрофилогенеза посредством анализа сходства и различи€ попул€ций по группам признаков, в сочетании с анализом становлени€ современных физико-географических характеристик регионов.

¬ыделение фенов

ћожно предложить следующий путь выделени€ фенов на материале природных попул€ций.

1. —опоставление наблюдаемой изменчивости по отдельным комплексам признаков или свойствам (окраске, рисунку, форме отдельных частей тела, вариантам строени€ отдельных органов и систем).

2. ¬ыделение среди них признаков, подверженных возрастным и половым изменени€м. ќбычно такие признаки не включаютс€ в фенетические исследовани€ на животных, хот€ могут быть с большим успехом использованы у растений.

3. ¬ыделение в общей изменчивости признаков и свойств дискретных характеристик, их анализ на дальнейшую делимость.

4. јнализ данных по генетике филогенетически близких форм.

5. јнализ косвенных данных о характере наследовани€ отдельных признаков у данного вида ( выраженность признака у родителей и потомков, в одном приплоде, группе семей и т.п.)

6. ѕроверка правильности выделени€ фенов на природном материале. ќбычно правильно выделенные фены на достаточно разнообразном материале из природных попул€ций об€зательно покажут или определЄнные тенденции в распространении их в пределах ареала попул€ций и групп попул€ций, или какие-то тенденции изменени€ во времени.

”становление достоверности различий между фенами различных попул€ций производитс€ с помощью стандартных статистических методик.

‘ены рыб

»меютс€ данные о том, что фенетическими признаками - маркЄрами - дл€ разновидностей золотого карас€, карпа, р€да видов аквариумных рыб можно считать многочисленные вариации окраски, чешуйчатости, строени€ плавников, формы тела, скелета. “олько дл€ карпа известны такие моно- и олигогенные цветовые вариации: голубые, красные, тЄмно-красные, оранжевые, стальные, белые, серые, жЄлтые, пегие, жЄлта€ полоса по спине, орнамент на голове, зелЄные, фиолетовые, коричневые. „асто у карпа встречаетс€ альбинизм. ” этого же вида существуют следующие фенотипические вариации, маркирующие определЄнные генотипы: по чешуйчатости (чешуйчатые, голые, зеркальные, с многими вариаци€ми, такими как разбросанные, линейные, рамчатые и др.); по глоточным зубам (вариации числа и р€дности); по плавникам (число лучей в спинном и других плавниках, форма плавников, отсутствие брюшных и присутствие дополнительных преданальных плавников, удлинение всех плавников). »сследовани€ показали также генотипическую обусловленность общей карликовости, телескопических глаз и других изменений формы головы, сращени€ позвонков и изменени€ их числа и т.д. ƒискретные вариации у рыб выделены в окраске и рисунке покровов, числе чешуй, скелете и в биохимических признаках.

‘ены амфибий

‘енетические и генетические исследовани€ хвостатых и бесхвостых амфибий основаны преимущественно на таких признаках, как окраска (цвет и рисунок) и строение кожных покровов (складчатость, бугорчатость и т.п.) ѕоказана также возможность выделени€ дискретных вариаций в скелете, характере складчатости, слизистой желудка, структур слизистой желудка, структурных элементах нервных сплетений. ” североамериканских саламандр в качестве вариаций признаков, характеризующих отдельные попул€ции и демы, рассматриваютс€ вариации окраски щЄк, ног, п€тнистость спины и брюха, число рЄберных борозд и длина полосы на хвосте. ќбща€ изменчивость окраски (цвета и рисунка) кожи бесхвостых амфибий изучена достаточно подробно.

ƒл€ бесхвостых амфибий известен р€д дискретных вариаций в окраске и структуре покровов - п€тнистость спины: п€тна присутствуют, п€тна отсутствуют, п€тна сливаютс€ в более крупные или в полосы, п€тна дроб€тс€ на мелкие; светла€ дорсомедиальна€ полоса: отсутствует, широка€, узка€, варьирует по длине и форме; дорсолатеральные полосы: светлые, тЄмные, отсутствуют: пигментаци€ горла: отсутствует, равномерна€, неравномерна€: пигментаци€ брюха: отсутствует равномерна€, неравномерна€; структура кожи и спины: кожа гладка€, покрыта хаотически разбросанными бугорками, бугорки расположены р€дами. ¬се разнообразие перечисленных признаков можно объединить в 7 комплексов фенов.

 омплекc I : S1 - полоса длинна€, проходит через всю спину от морды до клоаки; S2 - полоса коротка€, не доходит до клоаки; S3 - полоса прерывиста€; S4 - полоса точечна€; S5 - полоса атипическа€; S6 - полоса отсутствует.

 омплекс II: ћ1 - п€тна спины крупные с ровным контуром; ћ2 - п€тна крупные с неровным контуром; ћ3 - присутствие мелких п€тен.

 омплекс III:  1 - количество крупных п€тен на спине с ровным контуром;  2 - количество крупных п€тен на спине с неровным контуром;  3 - количество мелких п€тен.

 омплекс IV: “1 - количество п€тен на спине; “2 - количество п€тен на верхней поверхности передних лап; “3 - количество п€тен на верхней поверхности задних лап.

 омплекс V: Ѕ1- жЄлтый фон брюха; Ѕ2 - белый фон брюха; Ѕ3 - красноватый фон брюха.

 омплекс VI: ¬1 - крапчатость брюха сетчата€ равномерна€; ¬2 - крапчатость брюха сетчата€ неравномерна€; ¬3 - отсутствие крапчатости.

 омплекс VII: ƒ1 - кожа гладка€; ƒ2 - кожа пупырчата€; ƒ3 - кожа со складками.

‘ены рептилий

Ѕольшинство фенетических исследований на рептили€х св€заны с изучением покровов и их производных. ” прыткой €щерицы выделение фенов идЄт по двум направлени€м: фены расположени€ чешуй (фолидоза) и фены цвета и рисунка покровов. ƒискретные вариации фолидоза могут быть выделены по числу бедренных пор, числу поперечных р€дов брюшных щитков, расположению преанальных щитков, числу и расположению задненосовых и других щитков на голове, числу и наличию Уресничных зЄрнышекФ - мелких и округлых чешуек между верхнересничными и надглазничными щитками и т.д. ”становлено, что дискретные вариации этих признаков своей частотой характеризуют разные попул€ции вида. –исунок окраски прыткой €щерицы включает следующие элементы: центральна€ и боковые полосы спины, п€тна спины между полосами, р€ды глазков по бокам тела, рисунок головы, п€тна на брюшных щитках, рисунок конечностей. „асто рисунок на брюшных щитках отражает возрастную (п€тна по€вл€ютс€ только после первой зимовки) и половую изменчивость (п€тнистость редка и слабо выражена у самок и более характерна дл€ самцов). ¬ариации именно этих последних признаков не пригодны дл€ характеристики межпопул€ционных различий, но могут использоватьс€ дл€ вы€влени€ внутрипопул€ционной структуры.

ћетодика определени€ фенов щитковани€ лапок серой вороны

ќсновные ключевые группы фенов


ј 1

јќ 3(2)

Ѕ3 ‘1/1

Ѕ– 2(2)

ј  (6 - Ѕ)

4 ‘— 1/1: 2


‘— 1/1:2 2 /2

¬Ќ 3 (2а )

ќсобенности щитковани€ ног рассматриваютс€ в пределах трЄх зон. ƒве из них расположены на цевке: ј - от голеностопного сустава до щитка, от которого начинаетс€ щиткование заднего пальца; Ѕ - от данного щитка до первых щитков пальцев, отдел€ющихс€ при сгибании дистального сустава. “реть€ зона включает щитки пальцев: 1 - внешнего, 2- среднего, 3 - внутреннего, 4 - заднего. «аписывают пор€дковые номера щитков каждой зоны, начина€ с еЄ проксимальной части. ѕомимо вы€влени€ фенов, подcчитывают число щитков на цевке в зонах ј и Ѕ и на каждом пальце. ¬ каждой зоне вы€влены следующие группы фенов: I - ј, Ѕ, ‘ - все щитки отделены друг от друга, нет неполного их разделени€ и дополнительных щитков II - јќ, Ѕќ, ‘ќ - неполное горизонтальное разделение одного из щитков (дополнительно указываетс€ число отдельных щитков). III - јЌ, ЅЌ, ‘Ќ - неполное вертикальное разделение одного из щитков; IV - ј–, Ѕ–, ‘– - вертикальное разделение одного из щитков подсчитывают как единый; V - јЅ, Ѕ‘, ‘— - срастание щитков VI - ј , Ѕ , ‘  - дополнительный щиток каплевидной формы, вклинивающийс€ сбоку между основными щитками.

Ћитература

яблоков, ј. ¬. »зменчивость млекопитающих / ј. ¬. яблоков. Ц ћ. : Ќаука, 1966. Ц 364 с.

яблоков, ј. ¬. ‘енетика. Ёволюци€, попул€ци€, признак / ј. ¬. яблоков. Ц ћ., 1980. Ц 136 с.

яблоков, ј. ¬. ѕопул€ционна€ биологи€ / ј. ¬. яблоков. Ц ћ., 1987. Ц 303 с.

яблоков, ј. ¬. ¬ведение в фенетику попул€ций / ј. ¬. яблоков, Ќ. ». Ћарина. Ц ћ. : ¬ысша€ школа, 1985. Ц 160 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019