Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Всероссийский заповедный урок
Всероссийский заповедный урок

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Образовательные (учебные) программы
(главная страница раздела)

Данная страница открывает обширный раздел нашего сайта, посвященный программам экологического образования и просвещения детей в природе - как реализуемым нашим Экологическим Центром, так и программам, которые могут быть полезны педагогам-экологам (учителям общеобразовательной школы и педагогам дополнительного образования), занимающимся с детьми образованием в природе.

Ниже на этой странице приведена краткая информация об образовательных программах, размещенных на нашем сайте с гиперссылками на отдельные страницы и разделы этих программ. Более подробно с каждым из этих направлений можно ознакомиться, пройдя по гиперссылкам.


ПОЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ
(краткая информация)

Полевой практикум по водной экологииДанный раздел посвящен описанию программы экологического образования детей в природе, реализуемой с 1996 года полевым экологическим центром "Экосистема".

Данный раздел включает в себя общую информацию о полевых практикумах для школьников 5-10-х классов по биологии, географии и экологии, краткое описание вариантивной программы экологического образования школьников на полевых экологических практикумах (пояснительная записка), включающей две взаимосвязанные подпрограммы "Экологический ликбез" и "Эколог-эксперт", а также тематический план учебных занятий учащихся на полевых практикумах.

Программа организации и проведения полевых экологических практикумов изложена нами также в форме методического пособия для педагогов в серии из пяти книг под общим названием "Как организовать полевой экологический практикум" (раздел "Методические материалы").


МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ и КУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
(краткая информация)

Полевые занятия с педагогамиДанный раздел содержит информацию о методических семинарах и "школах" юного исследователя природы, которые проводит экологический центр "Экосистема" - как на базе своей биостанции, так и в других городах Российской Федерации. На этих мероприятиях участники в течение нескольких  дней изучают методики исследовательской работы в природе, а также методические приемы и педагогические технологии работы с детьми в природе - на полевых практикумах, в походах, экспедициях и экологических лагерях.

Тематики теоретических и полевых занятий включают ландшафтоведение (картография и топография, геология, геоморфология и почвоведение), ботанику и геоботанику, зоологию, водную экологию, биоиндикацию и экологический мониторинг (см. также список учебных дисциплин, преподающихся в экологическом центре "Экосистема").

Большая часть "выездных" семинаров проводится в рамках поездок А.С.Боголюбова с методистами по биологии Издательского центра "Вентана-Граф". В данном разделе содержатся краткие отчеты и фотографии из поездок по следующим городам: Новоуральск, Саратов, Красноярский край, Арсеньев, Сочи, Петропавловск-Камчатский, Калининград, Ростов-на-Дону, Иркутск, Чебоксары, Волгоград, Бийск, Москва, Екатеринбург.

Данный раздел адресован педагогам-экологам - учителям средней общеобразовательной школы и сотрудникам учреждений дополнительного образования, как из города Москвы, так и из других регионов Российской Федерации. Он также может заинтересовать руководителей групп юных экологов (юннатов) из дальних регионов России - из учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля (станций юннатов и эколого-биологических центров).

наверх


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА В ПРИРОДЕ
(краткая информация)

Полевые лихеноиндикационные исследованияРаздел исследовательская (проектная) работа в природе посвящен описанию различных методических материалов, разработанных педагогами экологического центра "Экосистема" в период с 1996 по 2002 гг., а также некоторые материалы, которые также могут быть полезны организаторам исследовательской и проектной работы детей в природе.

Во-первых, это "методические пособия по полевой экологии", которые содержат методики самостоятельной исследовательской (проектной) работы школьников в природе. В период с 1996 по 2004 годы нами написаны 65 пособий, которые условно разделены на две категории: методики полевых исследований (по ландшафтоведению, географии, ботанике, зоологии, водной экологии, мониторингу и биоиндикации), и методики и технологии организации исследовательской (проектной) работы детей в природе.

Во-вторых - это учебно-методические фильмы, составляющие серию "Экологические исследования школьников в природе". Эта серия включает в себя 40 "короткометражных" учебных фильмов, в которых показаны технологии организации и проведения детьми полевых проектных исследований по географии, биологии и экологии. Все фильмы разделены на четыре группы, соотвествующие четырем сезонам года: осенний сезон, зимний сезон, весенний сезон и летний сезон (по 10 фильмов).

В-третьих, это методическое пособие "Как организовать полевой экологический практикум", рассчитанное на учителей и педагогов дополнительного образования. Оно включает описание общих особенностей организации полевых экологических практикумов, описание общей структуры практикумов и форм организации занятий, технологию организации проектных исследовательских работ по четырем основным предметам - ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии (включая выбор объектов изучения, содержание экскурсий и практических работ, описание лабораторных занятий, способов проверки знаний учащихся, оборудования.

В-четвертых - это образцы (тексты) детских исследовательских работ-проектов, т.е. статьи, подготовленные школьниками по итогам проведения полевых исследований (проектных работ) в различных организациях и в рамках различных образовательных программ.

наверх


ДЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ
(краткая информация)

Раздел детские образовательные экспедиции содержит методические материалы и отчеты о проведении образовательных экологических и эколого-краеведческих экспедиций и учебно-познавательных поездок, организованных нашими друзьями и коллегами - учителями школ и сотрудниками учреждений дополнительного образования из различных регионов России.

В данный раздел постоянно добавляется новая информация. На данный момент в нем содержится информация о следующих образовательных проектах и вспомогательных материалах:

ШКОЛА ДИКОЙ ПРИРОДЫ

Лагерная жизнь Данный раздел посвящен изложению уникального опыта проведения межрегиональных полевых экологических лагерей-экспедиций, сутью и основой которых является исследовательская работа детей в природе. Данный раздел содержит следующие подразделы и материалы:

ЭКСПЕДИЦИИ, ПРАКТИКИ, ПОХОДЫ  57 ШКОЛЫ

Экспедиция 57 школы на КамчаткуВ данном разделе размещена подробная информация об опыте Московской Пятьдесят Седьмой школы по организации и проведению образовательных экологических мероприятий со школьниками. Этот опыт изложен в выпущенном в 2009 году диске "Мы путешествуем: походы, практики, экскурсии, экспедиции", большая часть которого размещена на нашем сайте (с согласия авторов и администрации 57 школы). Данный раздел содержит информацию о том как подготовить и провести поездку, начиная от обозначения целей поездки и подбора педагогической команды, и заканчивая разработкой программы и мерами безопасности в самой поездке. Основные разделы диска: экспедиции, практики, экскурсии и походы.

По каждому разделу приведены красочные отчеты о поездках, детские работы и презентации, а также видеофильмы. Все эти большие объему файлы (фотоотчеты, презентации, видеофильмы и т.д.) на сайте не размещены, поэтому все заинтересованные специалисты могут запросить его в Школе, на сайте школы или по электронной почте.

Помимо этого, в данном разделе сайта размещены фотографии природы Камчатки, сделанные участниками экспедиций 57 школы 2002-2007 годов в этот уникальный регион нашей страны. Фотографии природы Камчатки размещены в разделе "Природные ландшафты мира" в секции, посвященной природе Камчатки. В связи с обилием и информативностью фотографий все они разделены на 5 категорий: вулканы и вулканическая деятельность, горы, водоемы, растительность и животный мир. На всех фотографиях избражены географические или биологические объекты, все они определены и подписаны, т.е. имеют познавательный интерес.

ЭКСПЕДИЦИИ КЛУБА ЗЮЙД-ВЕСТ ПО ВОЛГЕ

Хождение по Волге под парусамиДанный раздел посвящен уникальному опыту организации образовательных экспедиций по Волге "Творческого Объединения Путешественников Зюйд-Вест" при московском Центре Образования № 109. Их проект "Волга" представляет собой постоянно действующую детскую историко-экологическую экспедицию по реке Волга (начало проекта - июль 1991, окончание - 2017 год), в которой исследуется экологическое состояние районов исследований, их история, выясняются взаимосвязи между деформацией природной среды, культурных традиций и экономики.

Проект "Волга" являются составной частью проекта "Живая школа", в котором реализуется нетрадиционный для нашей страны подход к образованию школьников - "образование в дороге".

Полевые исследования и путешествия проводятся на берегах великой русской реки, вниз по которой каждый год экспедиция проходит очередной 100-километровый отрезок - начиная от истока в Тверской области (в 1991 году) до устья - в Астраханской.

ПОЕЗДКИ ШКОЛЫ 1205 В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ

Экологическая образовательная поездка в АнглиюДанный раздел содержит фотоотчеты и краткую информацию об образовательных экологических поездках в Великобританию учащихся и учителей московской школы №1205, организованных при содействии экологического центра "Экосистема". Принимающей стороной этих зарубежных экспедиций является наш партнер - Совет Полевого Образования (Field Studies Council). Данная программа является одной из наших международных программ.

Целью данных поездок является ознакомление российских школьников (в большинстве своем прошедших полевые экологические практикумы на биостанции "Экосистема"), с природой Британских островов, с методиками ее изучения, с работой полевых экологических центров Великобритании, общение с иностранными сверстниками.

На отдельной страничке можно познакомиться с условиями организации подобных поездок.

 

ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ЖИЗНЬ

Данный вспомогательный раздел включает в себя информацию, которая может быть полезна для организаторов детских образовательных экспедиций, походов и лагерей, проходящих "вдали от цивилизации":

  • Организация походной жизни (организация стоянок, установка и оборудование палаток, ночлег без палатки, костры, защита от гнуса, костровое хозяйство, палатки, спальные мешки, печки, примусы, автоклавы),
  • Школа выживания в зимних условиях (если турист отстал от группы, как разбить аварийный бивак, как построить снежное убежище, как организовать ночевку и отдых, как уберечься от холода),
  • Организация питания в походных условиях (оборудование походной кухни, организация питания, упаковка продуктов, кухонный инвентарь, рецепты походной кухни, лесные блюда, выпечка, консервирование, ядовитые ягоды, лечение в природе),
  • Вопросы безопасности при проведении автономных экспедиций (отбор и специальная подготовка участников, медицинский контроль, организация полевого базового лагеря, защита от опасных животных, соблюдение режима дня, профилактика травматизма и заболеваний, обеспечение безопасности при нахождении за пределами базового лагеря и при работах на море),
  • Правила поведения в природе в экспедициях и походах (правила передвижения и обустройства бивака, правила обращения с водоисточниками, правила уничтожения мусора и устройства туалета, правила обращения с продуктами питания, правила соблюдения тишины и обращения с лесными обитателями, правила сбора "даров природы", правила сбора топлива и обращения с огнем, правила пользования автомобильным транспортом

наверх


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ
(краткая информация)

Обложка сборника Тропа в гармонии с природой Раздел ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ содержит изложение опыта наших коллег, сформулированный в формате сборника "Тропа в гармонии с природой", выпущенного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте. В книгу включены статьи, знакомящие с опытом разработки, оборудования и использования экологических троп на охраняемых природных территориях.

Размещенные на нашем сайте страницы книги содержат исчерпывающую информацию по созданию экологической тропы и реализации на ней программ экологического просвещения. Выражаем огромную благодарность авторам, чья работа так близка нам по духу и максимально соответствует реализуемой нами идеологии натуралистического образования!

наверх


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(краткая информация)

Раздел "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ" содержит методические разработки и описание игр, которые можно организовать с детьми (а некоторые игры - и со взрослыми) на экологических и "околоэкологических" мероприятиях - в детских садах, в школах, в летних детских лагерях, а также при организации досуга детей на полевых практикумах, в походах и экспедициях. В данном разделе содержатся описания коммуникативных игр, учебных экологических игр, методики развития эмоционально-чувственной сферы, описания наглядных пособий, некоторые психологические тексты экологической тематики, сценарии учебных спектаклей, а также примеры занятий по игровой экологии.

Авторами статей и методик в данном разделе являются ведущие российские специалисты в области "игровой экологии" и экологических игр, приводится также ряд методик известного американского педагога и экологи Джозефа Корнелла.

наверх


ПУБЛИКАЦИИ (СТАТЬИ) ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПРИРОДЕ
(краткая информация)

Раздел ПУБЛИКАЦИИ содержит статьи, освещающие проблемы "натуралистического" образования детей, другими словами и выражаясь современным языком - экологического образования детей в природе.

В основу раздела положены статьи, написанные в разные годы (с 2005) московскими авторами - педагогами общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования и опубликованные в сборниках Московской городской станции юных натуралистов (ГОУ МГСЮН, ныне - ГОУ МДЭБЦ, т.е. Московский детский эколого-биологический центр).


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

наверх


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016