јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќбразование в координатах будущего: развитие исследовательской позиции учащихс€

Ћебедев ћихаил ¬икторович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, „ел€бинский институт повышени€ квалификации и переподготовки работников образовани€; учитель химии высшей категории ћјќ” лицей є 102 г. „ел€бинска

 

јннотаци€. –аскрываютс€ эффекты и потенциал развити€ исследовательской позиции учащихс€ в целостном образовательном процессе относительно обучени€, развити€ и воспитани€. ƒанна€ характеристика личности рассматриваетс€ как базова€ цель и проектируемый результат, а также как внутреннее условие непрерывного саморазвити€ личности. ѕоказаны примеры развити€ исследовательской позиции учащихс€ при обучении химии.

 лючевые слова: исследовательска€ позици€ учащихс€, образовательные эффекты и потенциал, обучение, развитие, воспитание.

 

¬ соответствии с современным социальным заказом образовательна€ практика характеризуетс€ направленностью на научно-педагогическое обеспечение детей, про€вл€ющих интеллектуальные и творческие способности в решении разнообразных задач, представлении собственных оригинальных идей через проекты, творческие работы и исследовани€.

Ёто обсто€тельство находит отражение в р€де публикаций. “ак, по утверждению √ордона ƒрайдена Ђмирова€ культура воспитывает глобальных исследователей, изучающих как надо учитьс€ и как надо мыслитьї [ƒрайден, 2003, с. 553]. —огласно модели Ђ–оссийское образование Ц 2020ї, предлагающей перспективное и долгосрочное видение развити€ образовательных систем разных уровней, опора на талант, креативность и инициативность человека €вл€етс€ важнейшим ресурсом экономического и социального развити€, а также ключевым и наиболее дорогим ресурсом образовани€ [¬олков, 2008].

ѕосто€нно мен€ющийс€ социокультурный контекст создает необходимость формировани€ повышенной адаптивности личности к услови€м времени. ¬ажным психофизиологическим основанием данного свойства личности €вл€ютс€ механизмы поиска, ориентировки и исследовательской активности. Ѕлагодар€ возможности быстро реагировать в ответ на разные раздражители формируетс€ избирательность в обработке сигналов (информации) и про€влении действий. ¬ том случае, когда личность воспринимает и осознает тот или иной объект действительности с разных сторон (формирует различные версии воспринимаемого и происход€щего) мы можем говорить о наличии у нее исследовательской позиции. »менно эта характеристика составл€ет не только желаемый образовательный результат в насто€щее врем€, но и возможность формировани€ образа будущей личности, возможных преобразований образовательных систем разных уровней (рис. 1).

ѕон€тие Ђисследовательска€ позици€ї вошло в научный обиход с психологических работ ј. —. ќбухова. јвтор рассматривает ее как составл€ющую исследовательской де€тельности и как комплексную личностную характеристику, котора€ про€вл€етс€ в различных аспектах: готовность к исследовательскому реагированию в нетипичных ситуаци€х; поливерсионное видение мира; самосто€тельность суждений как способность выходить за рамки общеприн€тых стереотипов; осознанное и целенаправленное овладение способами исследовательской де€тельности; рефлекси€ как возможность выходить за рамки ситуации и самого себ€ [ќбухов, 2010, с. 44].

Ѕолее обобщенное понимание исследовательской позиции, близкое нашему представлению, раскрываетс€ ј. ћ. —котниковой. ѕо еЄ мнению, исследовательска€ позици€ представл€ет собой психологическое основание исследовательской активности на личностном и субъектном уровн€х, которое обусловливает ценностное отношение человека к процессу активного, заинтересованного изучени€ действительности, его готовность к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровн€ знаний о себе и мире [—котникова, 2008, с. 3].

ќднако, принима€ во внимание лексическое значение слова Ђпозици€ї как Ђотношение к чему-либо, определ€ющее характер действи€,
поведени€ї (толкование —. ». ќжегова, Ќ. ё. Ўведовой), важно подчеркнуть, что исследовательска€ позици€ характерна дл€ любого вида де€тельности (познавательной, оценочной, трудовой, игровой, коммуникативной) и может рассматриватьс€ в более широкой плоскости объектов.

–исунок 1 Ц Ёффекты и потенциал образовательного процесса на основе реализации исследовательской позиции

»сследовательска€ позици€ дл€ личности отражает и определенные способы мышлени€, и действи€ в конкретных услови€х, и специфическую де€тельность в сфере научного познани€, и стихийный процесс житейского познани€, и компонент де€тельности в новой жизненной или учебной ситуации. —ледовательно, исследовательскую позицию можно рассматривать как отношение личности к противоречи€м и проблемам в де€тельности и ситуации, которое про€вл€етс€ фрагментарно или непрерывно дл€ их анализа, разрешени€ или изменени€. »менно возможность отдельного действи€ (например, поиск информации или способа решени€ возникшего вопроса) представл€ет исследовательскую позицию как фрагмент исследовательского отношени€ к практической или жизненной ситуации. ¬ том случае, когда исследовательска€ позици€ разворачиваетс€ непрерывно через серию теоретических и практических методов в контексте определенной цели, то правомерно говорить о том, что она модифицируетс€ в исследовательскую де€тельность.

»сследовательска€ позици€ как отношение личности к учебной ситуации €вл€етс€ базовой идеей целенаправленного взаимодействи€, характерного дл€ системы Ђученик-педагогї. ¬ результате реализации образовательной программы и вытекающей из нее разных форм подготовки (предметной, профильной, надпредметной и подготовку дополнительного образовани€) формируютс€ новые характеристики модели выпускника как основной, так старшей школы. —ледует отметить, что исследовательска€ позици€ как основна€ цель выходит за рамки образовательного процесса. — одной стороны, она €вл€етс€ внешним системообразующим фактором дл€ образовательного процесса, с помощью которого совершенствуютс€ содержание, формы, методы и средства обучени€, развити€ и воспитани€. — другой стороны, развитие исследовательской позиции выступает внутренним системообразующим условием про€влени€ метапредметных механизмов решени€ задач, выбору эффективных способов разрешени€ возникших противоречий. Ёто отражает важную психологическую готовность личности в Ђкультуре обновлени€ знанийї и непрерывном самообучении.

–аскроем возможности развити€ исследовательской позиции. ѕри этом возможные изменени€ и следстви€ достижени€ исследовательской позиции как образовательного результата опишем через пон€тие Ђэффектї (относительно обучени€, развити€ и воспитани€), а следующие за ним перспективы и резервы образовательного процесса сконцентрируем в пон€тии Ђпотенциалї.

  1. ќбучение

—огласно ‘едеральным государственным образовательным стандартам общего образовани€ нормативно закреплена значительна€ дол€ творческой познавательной активности учащихс€. ¬ данном случае предусматриваетс€ формирование в обучении исследовательских умений и навыков учащихс€ в изучении различных учебных проблем, при индивидуальном и групповом проектировании во внеурочной де€тельности. –азвитие исследовательской позиции как отношени€ личности к конкретной учебной или жизненной ситуации, интересующему вопросу, проекту обеспечит следующие эффекты обучени€:

  • ѕознание в ситуации неопределенности, расширенный и поливерсионный взгл€д на проблемы общества, природы и человека Ц про€вл€етс€ в решении любого учебного задани€ путем выдвижени€ различных версий (гипотез) дл€ объ€снени€ фактов, €влений или процессов; формулировке проблемной ситуации, еЄ качественной и количественной интерпретации.
  • »нтегративность познани€, инструментальность знаний об окружающей действительности и о себе Ц предполагает посто€нное применение знаний из различных предметов и житейских представлений; понимание и использование практических методов исследовани€ (разные виды наблюдени€ и эксперимента, в том числе компьютерных), знание структуры познавательной де€тельности и исследовани€ как еЄ вида; понимание того, что изучение нового объекта или процесса сопровождаетс€ знанием технологии поиска (элементы методологии и кибернетики); знание рефлексивных приемов анализа собственной де€тельности.
  1. –азвитие

»сследовательское отношение к посто€нно возникающим вопросам, противоречи€м и проблемам любой сферы де€тельности, развитие исследовательской позиции личности в образовательной системе €вл€етс€ важнейшим ресурсом жизни, как в насто€щее врем€, так и в будущем. ¬ перспективе усилени€ динамики социокультурных преобразований исследовательска€ позици€ личности станет источником ее мобильности и возможности повышени€ собственного уровн€ (культурного, образовательного и др.). ѕоэтому реализаци€ содержани€ основной образовательной программы, опира€сь на исследовательскую позицию учащихс€, позволит достичь следующих эффектов развити€:

  • ƒополненна€ реальность, ее разработка, воспри€тие, анализ, понимание, осмысление Ц предполагает посто€нное обновление условий материально-пространственной среды, а также содержани€, форм, методов и средств образовательного процесса. ¬ключение исследовательской позиции учащихс€ в учебную де€тельность на основе компьютерных виртуальных технологий обеспечит создание авторских вариантов (моделей) объ€снени€ и решени€ учебных (научных) и жизненных ситуаций, которые существенно дополн€т содержание образовани€. ѕримен€€ компьютерное моделирование в решении того или иного вопроса (проблемы), ученик дополн€ет реальность новыми способами получени€ информации (цифровые датчики позвол€ют учесть значительное число факторов и т.д.), а также может создать дл€ изучени€ того или иного €влени€ собственный сценарий компьютерной программы по типу экспертной системы (оболочка программы, позвол€юща€ проводить расчеты, статистическую обработку и т.д.).
  • ЂЋаборатори€ научного открыти€ї как ведущий способ саморазвити€, исследовательские умени€ и качества личности Ц отражают общий исследовательский способ получени€ знаний, их анализ, систематизацию, оценку и проверку. »сследовательска€ позици€ при этом про€вл€етс€ на всех этапах де€тельности учащихс€ (в том числе и целостной исследовательской де€тельности), формирует универсальные приемы работы с информацией, поступающей не только в рамках учебных программ, но и стихийно в услови€х повседневного взаимодействи€ (—ћ», »нтернет и др.).
  1. ¬оспитание

ќдна из ключевых составл€ющих воспитани€ Ц это включение учащихс€ в мир культуры, передающий ценностные ориентиры, нормы, социально значимые цели от поколени€ к поколению. ѕовышение духовности и нравственности личности, ее творческое самовыражение при исследовательской позиции к окружающему миру и себе приобретает актуальные качества дл€ динамично мен€ющегос€ мира. ќдновременно с определенной технологичностью и творческой составл€ющей научного способа изучени€ действительности, исследовательска€ позици€ обеспечивает следующие эффекты воспитани€:

  • »сследовательска€ культура как универсальный способ жизни, сближение различных форм познани€ Ц показывает, что регулирующим фактором де€тельности €вл€етс€ признание необходимости изучени€ и использовани€ житейских, науковедческих и специальных научных знаний прошлого дл€ возможностей открыти€ в насто€щем и будущем. “ребовани€ точности, достоверности, системности, честности и этичности актуализируютс€ в исследовательской позиции как отношении личности к фактам, накопленной системе знаний и к другой личности. »сследовательска€ культура при этом выступает важнейшим регул€тором поведени€, учебной и коммуникативной де€тельности.
  • “ворческое многоролевое взаимодействие, готовность к поиску и исследовательским действи€м Ц предполагает, что нар€ду с формируемыми личностью верси€ми (гипотезами) происход€щего, она обогащаетс€ путем непосредственного взаимодействи€ через разные роли (эксперта, актера, режиссера, дизайнера, конструктора и т.д.). ¬оспитательна€ работа образовательной системы, организованна€ посредством серии творческих проектов (программ) художественно-эстетического, спортивного, познавательного характера актуализирует исследовательскую позицию учащихс€ с разных сторон. — одной стороны, исследовательска€ позици€ как отношение учащихс€ к учебной ситуации (например, театральный сценарий) позволит в атмосфере поиска и многообрази€ подойти к поставленной задаче и предложить разные варианты ее решени€. — другой стороны, исследовательска€ позици€ как отношение к окружающему миру и себе обеспечит саморефлексию, обращение к собственным поступкам, критической оценке разной информации.

ќбобща€ вышеизложенные эффекты обучени€, развити€ и воспитани€, следует говорить о том, что исследовательска€ позици€ позволит с единых педагогических оснований подойти к перспективному образу развити€ образовательной системы и личности в услови€х реализации метапредметного содержани€ образовани€. ¬месте с тем, опора на исследовательскую позицию как ключевую цель и ожидаемый образовательный результат, заключает в себе с потенциал, относительно:

  • ќбучени€ Ц получение и изменение информации в любое врем€, единство преподавани€ и учени€;
  • –азвити€ Ц преобразование объективной и субъективной реальности в посто€нном режиме;
  • ¬оспитани€ Ц отражение и передача опыта коммуникаций, воплощени€ идей и решений возникших проблем.

ѕокажем несколько примеров практического приложени€ полученной модели в рамках обучени€ химии. “ак, на вопрос: Ђѕочему необходимо изучать химию?ї можно отметить следующие ответы учащихс€ 8 классов ћјќ” лице€ є 102 г. „ел€бинска (редакци€ ответов сохранена):

  • 8 химико-биологический класс: Ђƒл€ создани€ того, что до этого считали невозможным (если, конечно, получитс€). Ќапример, золото. —делать провыв в технологи€хї; Ђƒл€ получени€ фармацевтических препаратов, косметики и др.ї;
  • 8 физико-математический класс: Ђќткрытие новых элементов ведет к развитию индустрии, повышению качества жизни. ”чит наблюдать за природой, веществами совсем в другом ракурсеї; Ђѕотому что хими€ изучает мир на атомном уровне и открывает новый взгл€д на обыденные вещи. ќна углубл€ет мое понимание окружающего мираї; Ђ„тобы получать новые вещества и материалы, вторично перерабатывать отходы, более эффективно получать нужные вещества. „тобы стать ученым и получать новые вещества, и разрабатывать химические технологииї;
  • 8 социально-экономический класс: Ђ„тобы знать, как взаимодействуют определенные вещества, открывать что-то новое. „тобы быть образованным, чтобы знать какие вещества можно смешивать, а какие нетї.

»сход€ из проведенного опроса, можно говорить, что в каждом классе присутствуют ответы, отражающие наличие исследовательской позиции как отношение ученика к объекту и процессу (в данном случае, к химии, веществам и реакци€м). ќтветы содержат элементы поиска и сопровождаютс€ глаголами Ђсоздатьї, Ђполучитьї, Ђразрабатыватьї, а также Ђзнать, что произойдетї, Ђкак взаимодействуютї и др. —ледовательно, исследовательска€ позици€ присутствует у учащихс€ как отношение к определенным фактам, объектам и активизируетс€ посредством познавательного интереса. ¬ажно отметить, что интенсивность последнего напр€мую зависит от про€влени€ учащимис€ в обучении исследовательской позиции к изучению программного материала. ѕриведем примеры.

ѕри первоначальном этапе изучении химии в рамках пропедевтических учебных модулей образовательной программы дополнительного образовани€ в 5-7 классов исследовательска€ позици€ учащихс€ активизируетс€ системой домашних опытов. Ќапример, перед учениками формируютс€ знани€ о наличии пигментов у растительных объектов и возможности использовани€ желтка куриного €йца как св€зующего дл€ приготовлени€ темперной краски. ƒалее создаетс€ проблемна€ ситуаци€ получени€ несколько цветов темперной краски и разных вариантов ее использовани€.

¬ рамках предметного обучени€ исследовательска€ позици€ значительно повышает познавательный интерес учащихс€ при изучении темы Ђ—троение вещества. ’имическа€ св€зьї. »сследовательска€ позици€ про€вл€етс€ при рассмотрении образовани€ св€зи в молекуле водорода. ”чащимс€ задаетс€ вопрос о наличие €вного противоречи€ показанной в учебнике схемы образовани€ общей электронной пары между атомами водорода. “олько отдельные ответы учеников о том, что два электрона Ц отрицательно зар€женные частицы (как известно, о корпускул€рно-волновом дуализме электрона еще речи нет) должны отталкиватьс€ друг от друга свидетельствуют, что исследовательскую позицию необходимо целенаправленно формировать и развивать от одной темы к другой. ƒалее учителем объ€сн€етс€, что данное противоречие можно разрешить, применив знани€ физики. –ечь идет о возникновении разных полюсов магнитных полей у электронов, имеющих разные спины.

¬ заключении можно отметить, что исследовательска€ позици€ как комплексна€ характеристика учащихс€ включает значимые личностные механизмы развити€ их готовности приращать и обогащать освоенные методы изучени€ окружающего мира, имеющие предметную универсальность (метапредметность) приложени€ в познании. Ёто в свою очередь обеспечивает направленность образовательного процесса на достижение перспективного и социально востребованного, Ђсквозногої результата Ц формирование адаптирующейс€ к услови€м жизни и времени современной личности.

Ћитература

  1. ¬олков, ј. ≈. –оссийское образование Ц 2020: модель образовани€ дл€ инновационной экономики [“екст] / ј. ≈. ¬олков, я. ».  узьминов, ». ћ. –еморенко и др. // ¬опросы образовани€. Ц 2008. Ц є 8. Ц —. 32-64.
  2. ƒрайден, √. –еволюци€ в обучении. Ќаучить мир учитьс€ по-новому [“екст] / √. ƒрайден, ƒж. ¬ос. ; ѕер. с англ. Ц ћ.: ќќќ Ђѕј–¬»ЌЁї, 2003. Ц 650 с.
  3. ќбухов, ј. —. ¬озрастной аспект развити€ исследовательской де€тельности: от спонтанного поведени€ к становлению субъектности [“екст] / ј. —. ќбухов // »сследовательский подход в образовании: от детского сада до вуза: научно-методический сборник в двух томах. “ом 1. / под общей редакцией к. психол. н., ј. —. ќбухова. Ц ћ. : ќбщероссийское общественное ƒвижение творческих педагогов Ђ»сследовательї ; ћѕ√”, 2010. Ц —. 42-48.
  4. —котникова, ј. ћ. ѕсихологическа€ структура и типы исследовательской позиции : автореф. дис. Еканд. наук; 19.00.01 / ј. ћ. —котникова; ”√ѕ” Ц ћосква, 2008. Ц 23 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019