Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Образование в координатах будущего: развитие исследовательской позиции учащихся

Лебедев Михаил Викторович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; учитель химии высшей категории МАОУ лицей № 102 г. Челябинска

 

Аннотация. Раскрываются эффекты и потенциал развития исследовательской позиции учащихся в целостном образовательном процессе относительно обучения, развития и воспитания. Данная характеристика личности рассматривается как базовая цель и проектируемый результат, а также как внутреннее условие непрерывного саморазвития личности. Показаны примеры развития исследовательской позиции учащихся при обучении химии.

Ключевые слова: исследовательская позиция учащихся, образовательные эффекты и потенциал, обучение, развитие, воспитание.

 

В соответствии с современным социальным заказом образовательная практика характеризуется направленностью на научно-педагогическое обеспечение детей, проявляющих интеллектуальные и творческие способности в решении разнообразных задач, представлении собственных оригинальных идей через проекты, творческие работы и исследования.

Это обстоятельство находит отражение в ряде публикаций. Так, по утверждению Гордона Драйдена «мировая культура воспитывает глобальных исследователей, изучающих как надо учиться и как надо мыслить» [Драйден, 2003, с. 553]. Согласно модели «Российское образование – 2020», предлагающей перспективное и долгосрочное видение развития образовательных систем разных уровней, опора на талант, креативность и инициативность человека является важнейшим ресурсом экономического и социального развития, а также ключевым и наиболее дорогим ресурсом образования [Волков, 2008].

Постоянно меняющийся социокультурный контекст создает необходимость формирования повышенной адаптивности личности к условиям времени. Важным психофизиологическим основанием данного свойства личности являются механизмы поиска, ориентировки и исследовательской активности. Благодаря возможности быстро реагировать в ответ на разные раздражители формируется избирательность в обработке сигналов (информации) и проявлении действий. В том случае, когда личность воспринимает и осознает тот или иной объект действительности с разных сторон (формирует различные версии воспринимаемого и происходящего) мы можем говорить о наличии у нее исследовательской позиции. Именно эта характеристика составляет не только желаемый образовательный результат в настоящее время, но и возможность формирования образа будущей личности, возможных преобразований образовательных систем разных уровней (рис. 1).

Понятие «исследовательская позиция» вошло в научный обиход с психологических работ А. С. Обухова. Автор рассматривает ее как составляющую исследовательской деятельности и как комплексную личностную характеристику, которая проявляется в различных аспектах: готовность к исследовательскому реагированию в нетипичных ситуациях; поливерсионное видение мира; самостоятельность суждений как способность выходить за рамки общепринятых стереотипов; осознанное и целенаправленное овладение способами исследовательской деятельности; рефлексия как возможность выходить за рамки ситуации и самого себя [Обухов, 2010, с. 44].

Более обобщенное понимание исследовательской позиции, близкое нашему представлению, раскрывается А. М. Скотниковой. По её мнению, исследовательская позиция представляет собой психологическое основание исследовательской активности на личностном и субъектном уровнях, которое обусловливает ценностное отношение человека к процессу активного, заинтересованного изучения действительности, его готовность к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире [Скотникова, 2008, с. 3].

Однако, принимая во внимание лексическое значение слова «позиция» как «отношение к чему-либо, определяющее характер действия,
поведения» (толкование С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой), важно подчеркнуть, что исследовательская позиция характерна для любого вида деятельности (познавательной, оценочной, трудовой, игровой, коммуникативной) и может рассматриваться в более широкой плоскости объектов.

Рисунок 1 – Эффекты и потенциал образовательного процесса на основе реализации исследовательской позиции

Исследовательская позиция для личности отражает и определенные способы мышления, и действия в конкретных условиях, и специфическую деятельность в сфере научного познания, и стихийный процесс житейского познания, и компонент деятельности в новой жизненной или учебной ситуации. Следовательно, исследовательскую позицию можно рассматривать как отношение личности к противоречиям и проблемам в деятельности и ситуации, которое проявляется фрагментарно или непрерывно для их анализа, разрешения или изменения. Именно возможность отдельного действия (например, поиск информации или способа решения возникшего вопроса) представляет исследовательскую позицию как фрагмент исследовательского отношения к практической или жизненной ситуации. В том случае, когда исследовательская позиция разворачивается непрерывно через серию теоретических и практических методов в контексте определенной цели, то правомерно говорить о том, что она модифицируется в исследовательскую деятельность.

Исследовательская позиция как отношение личности к учебной ситуации является базовой идеей целенаправленного взаимодействия, характерного для системы «ученик-педагог». В результате реализации образовательной программы и вытекающей из нее разных форм подготовки (предметной, профильной, надпредметной и подготовку дополнительного образования) формируются новые характеристики модели выпускника как основной, так старшей школы. Следует отметить, что исследовательская позиция как основная цель выходит за рамки образовательного процесса. С одной стороны, она является внешним системообразующим фактором для образовательного процесса, с помощью которого совершенствуются содержание, формы, методы и средства обучения, развития и воспитания. С другой стороны, развитие исследовательской позиции выступает внутренним системообразующим условием проявления метапредметных механизмов решения задач, выбору эффективных способов разрешения возникших противоречий. Это отражает важную психологическую готовность личности в «культуре обновления знаний» и непрерывном самообучении.

Раскроем возможности развития исследовательской позиции. При этом возможные изменения и следствия достижения исследовательской позиции как образовательного результата опишем через понятие «эффект» (относительно обучения, развития и воспитания), а следующие за ним перспективы и резервы образовательного процесса сконцентрируем в понятии «потенциал».

  1. Обучение

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования нормативно закреплена значительная доля творческой познавательной активности учащихся. В данном случае предусматривается формирование в обучении исследовательских умений и навыков учащихся в изучении различных учебных проблем, при индивидуальном и групповом проектировании во внеурочной деятельности. Развитие исследовательской позиции как отношения личности к конкретной учебной или жизненной ситуации, интересующему вопросу, проекту обеспечит следующие эффекты обучения:

  • Познание в ситуации неопределенности, расширенный и поливерсионный взгляд на проблемы общества, природы и человека – проявляется в решении любого учебного задания путем выдвижения различных версий (гипотез) для объяснения фактов, явлений или процессов; формулировке проблемной ситуации, её качественной и количественной интерпретации.
  • Интегративность познания, инструментальность знаний об окружающей действительности и о себе – предполагает постоянное применение знаний из различных предметов и житейских представлений; понимание и использование практических методов исследования (разные виды наблюдения и эксперимента, в том числе компьютерных), знание структуры познавательной деятельности и исследования как её вида; понимание того, что изучение нового объекта или процесса сопровождается знанием технологии поиска (элементы методологии и кибернетики); знание рефлексивных приемов анализа собственной деятельности.
  1. Развитие

Исследовательское отношение к постоянно возникающим вопросам, противоречиям и проблемам любой сферы деятельности, развитие исследовательской позиции личности в образовательной системе является важнейшим ресурсом жизни, как в настоящее время, так и в будущем. В перспективе усиления динамики социокультурных преобразований исследовательская позиция личности станет источником ее мобильности и возможности повышения собственного уровня (культурного, образовательного и др.). Поэтому реализация содержания основной образовательной программы, опираясь на исследовательскую позицию учащихся, позволит достичь следующих эффектов развития:

  • Дополненная реальность, ее разработка, восприятие, анализ, понимание, осмысление – предполагает постоянное обновление условий материально-пространственной среды, а также содержания, форм, методов и средств образовательного процесса. Включение исследовательской позиции учащихся в учебную деятельность на основе компьютерных виртуальных технологий обеспечит создание авторских вариантов (моделей) объяснения и решения учебных (научных) и жизненных ситуаций, которые существенно дополнят содержание образования. Применяя компьютерное моделирование в решении того или иного вопроса (проблемы), ученик дополняет реальность новыми способами получения информации (цифровые датчики позволяют учесть значительное число факторов и т.д.), а также может создать для изучения того или иного явления собственный сценарий компьютерной программы по типу экспертной системы (оболочка программы, позволяющая проводить расчеты, статистическую обработку и т.д.).
  • «Лаборатория научного открытия» как ведущий способ саморазвития, исследовательские умения и качества личности – отражают общий исследовательский способ получения знаний, их анализ, систематизацию, оценку и проверку. Исследовательская позиция при этом проявляется на всех этапах деятельности учащихся (в том числе и целостной исследовательской деятельности), формирует универсальные приемы работы с информацией, поступающей не только в рамках учебных программ, но и стихийно в условиях повседневного взаимодействия (СМИ, Интернет и др.).
  1. Воспитание

Одна из ключевых составляющих воспитания – это включение учащихся в мир культуры, передающий ценностные ориентиры, нормы, социально значимые цели от поколения к поколению. Повышение духовности и нравственности личности, ее творческое самовыражение при исследовательской позиции к окружающему миру и себе приобретает актуальные качества для динамично меняющегося мира. Одновременно с определенной технологичностью и творческой составляющей научного способа изучения действительности, исследовательская позиция обеспечивает следующие эффекты воспитания:

  • Исследовательская культура как универсальный способ жизни, сближение различных форм познания – показывает, что регулирующим фактором деятельности является признание необходимости изучения и использования житейских, науковедческих и специальных научных знаний прошлого для возможностей открытия в настоящем и будущем. Требования точности, достоверности, системности, честности и этичности актуализируются в исследовательской позиции как отношении личности к фактам, накопленной системе знаний и к другой личности. Исследовательская культура при этом выступает важнейшим регулятором поведения, учебной и коммуникативной деятельности.
  • Творческое многоролевое взаимодействие, готовность к поиску и исследовательским действиям – предполагает, что наряду с формируемыми личностью версиями (гипотезами) происходящего, она обогащается путем непосредственного взаимодействия через разные роли (эксперта, актера, режиссера, дизайнера, конструктора и т.д.). Воспитательная работа образовательной системы, организованная посредством серии творческих проектов (программ) художественно-эстетического, спортивного, познавательного характера актуализирует исследовательскую позицию учащихся с разных сторон. С одной стороны, исследовательская позиция как отношение учащихся к учебной ситуации (например, театральный сценарий) позволит в атмосфере поиска и многообразия подойти к поставленной задаче и предложить разные варианты ее решения. С другой стороны, исследовательская позиция как отношение к окружающему миру и себе обеспечит саморефлексию, обращение к собственным поступкам, критической оценке разной информации.

Обобщая вышеизложенные эффекты обучения, развития и воспитания, следует говорить о том, что исследовательская позиция позволит с единых педагогических оснований подойти к перспективному образу развития образовательной системы и личности в условиях реализации метапредметного содержания образования. Вместе с тем, опора на исследовательскую позицию как ключевую цель и ожидаемый образовательный результат, заключает в себе с потенциал, относительно:

  • Обучения – получение и изменение информации в любое время, единство преподавания и учения;
  • Развития – преобразование объективной и субъективной реальности в постоянном режиме;
  • Воспитания – отражение и передача опыта коммуникаций, воплощения идей и решений возникших проблем.

Покажем несколько примеров практического приложения полученной модели в рамках обучения химии. Так, на вопрос: «Почему необходимо изучать химию?» можно отметить следующие ответы учащихся 8 классов МАОУ лицея № 102 г. Челябинска (редакция ответов сохранена):

  • 8 химико-биологический класс: «Для создания того, что до этого считали невозможным (если, конечно, получится). Например, золото. Сделать провыв в технологиях»; «Для получения фармацевтических препаратов, косметики и др.»;
  • 8 физико-математический класс: «Открытие новых элементов ведет к развитию индустрии, повышению качества жизни. Учит наблюдать за природой, веществами совсем в другом ракурсе»; «Потому что химия изучает мир на атомном уровне и открывает новый взгляд на обыденные вещи. Она углубляет мое понимание окружающего мира»; «Чтобы получать новые вещества и материалы, вторично перерабатывать отходы, более эффективно получать нужные вещества. Чтобы стать ученым и получать новые вещества, и разрабатывать химические технологии»;
  • 8 социально-экономический класс: «Чтобы знать, как взаимодействуют определенные вещества, открывать что-то новое. Чтобы быть образованным, чтобы знать какие вещества можно смешивать, а какие нет».

Исходя из проведенного опроса, можно говорить, что в каждом классе присутствуют ответы, отражающие наличие исследовательской позиции как отношение ученика к объекту и процессу (в данном случае, к химии, веществам и реакциям). Ответы содержат элементы поиска и сопровождаются глаголами «создать», «получить», «разрабатывать», а также «знать, что произойдет», «как взаимодействуют» и др. Следовательно, исследовательская позиция присутствует у учащихся как отношение к определенным фактам, объектам и активизируется посредством познавательного интереса. Важно отметить, что интенсивность последнего напрямую зависит от проявления учащимися в обучении исследовательской позиции к изучению программного материала. Приведем примеры.

При первоначальном этапе изучении химии в рамках пропедевтических учебных модулей образовательной программы дополнительного образования в 5-7 классов исследовательская позиция учащихся активизируется системой домашних опытов. Например, перед учениками формируются знания о наличии пигментов у растительных объектов и возможности использования желтка куриного яйца как связующего для приготовления темперной краски. Далее создается проблемная ситуация получения несколько цветов темперной краски и разных вариантов ее использования.

В рамках предметного обучения исследовательская позиция значительно повышает познавательный интерес учащихся при изучении темы «Строение вещества. Химическая связь». Исследовательская позиция проявляется при рассмотрении образования связи в молекуле водорода. Учащимся задается вопрос о наличие явного противоречия показанной в учебнике схемы образования общей электронной пары между атомами водорода. Только отдельные ответы учеников о том, что два электрона – отрицательно заряженные частицы (как известно, о корпускулярно-волновом дуализме электрона еще речи нет) должны отталкиваться друг от друга свидетельствуют, что исследовательскую позицию необходимо целенаправленно формировать и развивать от одной темы к другой. Далее учителем объясняется, что данное противоречие можно разрешить, применив знания физики. Речь идет о возникновении разных полюсов магнитных полей у электронов, имеющих разные спины.

В заключении можно отметить, что исследовательская позиция как комплексная характеристика учащихся включает значимые личностные механизмы развития их готовности приращать и обогащать освоенные методы изучения окружающего мира, имеющие предметную универсальность (метапредметность) приложения в познании. Это в свою очередь обеспечивает направленность образовательного процесса на достижение перспективного и социально востребованного, «сквозного» результата – формирование адаптирующейся к условиям жизни и времени современной личности.

Литература

  1. Волков, А. Е. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики [Текст] / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко и др. // Вопросы образования. – 2008. – № 8. – С. 32-64.
  2. Драйден, Г. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому [Текст] / Г. Драйден, Дж. Вос. ; Пер. с англ. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 650 с.
  3. Обухов, А. С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности [Текст] / А. С. Обухов // Исследовательский подход в образовании: от детского сада до вуза: научно-методический сборник в двух томах. Том 1. / под общей редакцией к. психол. н., А. С. Обухова. – М. : Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» ; МПГУ, 2010. – С. 42-48.
  4. Скотникова, А. М. Психологическая структура и типы исследовательской позиции : автореф. дис. …канд. наук; 19.00.01 / А. М. Скотникова; УГПУ – Москва, 2008. – 23 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017