Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Социально-экологическая направленность исследовательской деятельности будущего учителя

Шаронова Евгения Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева», г. Чебоксары

Особое место в социально-экологическом воспитании будущего учителя занимают учебно- и научно-исследовательские, практические, экспериментальные работы. Исследовательский подход к организации учебной деятельности как стимула к изучению экологии, активизации познавательного интереса рассматривали такие ученые как: А.Н. Захлебный, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Е. В. Титов и др. Исследовательская работа проявляется в привлечении личности к проведению научных изысканий, экспериментов, наблюдений по конкретным темам в данном конкретном регионе, связана с изучением научной, научно-популярной, справочной литературы, подбором научно-познавательного материала, необходимого для раскрытия того или иного вопроса. Исследовательская деятельность побуждает совершенствовать свои знания, так как без них невозможен процесс изучения природы.

Исследовательская деятельность предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся знакомятся с основными методами исследования, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений природы им общества. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности учащихся, повышает интерес к овладению научными знаниями и методами научно познавательной деятельности.

Исследовательские работы, проводимые студентами, имеют важное значение для повышения их экологической грамотности. Проведение исследовательских работ студентов педагогического вуза осуществляется в окружающей природной среде, на базе уголков живой природы, учебно-опытных участков, в школьных лесничествах, экспедициях, экологических лагерях.

Исследовательская деятельность экологической направленности несет в себе ярко выраженную социальную составляющую, так как ее результаты с одной стороны формируют социально-экологическую компетентность студентов, с другой стороны социально значимы для общества в целом, ориентируя его членов на ответственное отношение к природе и собственному здоровью, на развитие активной жизненной позиции каждого.

Опираясь на предложенное М. И. Махмутовым определение исследовательской деятельности, согласно которому это – самостоятельная познавательная деятельность человека, связанная с добыванием новых знаний, с раскрытием сущности новых для него понятий. По мнению Е. В. Титова исследовательская деятельность экологической направленности – это самостоятельная продуктивная познавательная деятельность человека в условиях экологической проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это субъективное состояние психического затруднения, вызванного противоречием между имеющимися знаниями и невозможностью их применения в данных условиях или отсутствием необходимых знаний.

Главным при исследовательском методе становится освоение личностью самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом.

Исследовательская деятельность по формированию социально-экологической компетентности была направлена на решение социально-экологических задач.

Экспериментальная работа показала, что каждый студент вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Эффективным средством превращения учебной деятельности в источник проблемных ситуаций в ходе экспериментальной работы служили исследовательские проекты, что было обусловлено спецификой проекта как способа организации исследовательской деятельности. Завершение образовательного процесса выполнением исследовательских проектов придавало ему целостный характер. Выполняя проекты, студенты оказывались в условиях реальных проблемных ситуаций экологического содержания и получали возможность самостоятельно применить процедурные и декларативные знания, приобретенные в ходе учебных и внеучебных занятий.

Существуют разнообразные формы исследовательской деятельности студентов. В процессе экспериментальной работы нами были использованы исследовательские проекты, рефераты, курсовые и дипломные работы.

Исследовательская работа была направлена на реализацию личностно-ориентированного обучения – обучения в сотрудничестве, разноуровневого обучения. В этом плане большая роль отводится самостоятельной поисковой работе студентов посредством применения метода проектов. Исследовательский проект – это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, организованной на основе использования информационных и коммуникационных технологий, имеющий социально-значимую и образовательную цель. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков личности, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

При этом используется парная и групповая формы работы. Работа над проектом состоит из пяти-шести этапов и занимает три-четыре занятия и две-три недели групповой внеаудиторной исследовательской деятельности студентов. В экспериментальной работе перед нами стояла задача формирования социально-экологической компетентности будущего учителя, творческой, разносторонне развитой личности. Решение этих задач немыслимо без познавательной активности личности.

Мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности студентов как одно из важных условий развития познавательной активности. Исследовательская деятельность необходимый этап развития личности и профессиональной подготовки студентов в системе высшего образования. В процессе экспериментальной работы мы убедились в том, что роль преподавателя на разных этапах организации исследовательской деятельности студентов различна. Мы выделяем следующие этапы исследовательской деятельности студентов:

1 этап. Диагностика. Определение направленности личности на выполнение исследовательской деятельности. Роль преподавателя является доминирующей. Взаимодействие преподавателя и студента тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе преподаватель уже выступает в роли консультанта, его роль не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Преподаватель является консультантом. Студенту предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе студент и преподаватель – равноправные партнеры.

Прежде всего, мы выявляли, имеют ли студенты опыт организации и проведения исследовательской работы и какой направленности. Результаты опроса показали, что примерно 30 % студентов 1 курсов имеют небольшой опыт выполнения научно и учебно-исследовательских работ, проектов. Студенты 2 – 5 курсов педагогических специальностей в рамках учебно-воспитательного процесса имеют определенный опыт написания рефератов, выполнения курсовых работы, проектной деятельности.

Исследовательская деятельность, направленная на формирование социально-экологической компетентности опиралась на индивидуальный опыт студентов. Необходимо отметить, что исследовательская работа социально-экологического направления имеет как общие черты, характерные для исследовательских работ в целом, так и специфику организации и проведения. Специфика проявляется, прежде всего, в социальной направленности экологических исследований, которые ориентированы на взаимодействие и взаимовлияние природного и социального. Во-вторых, специфика проявляется в том, что исследования носят социальный характер и направлены непосредственно на каждого участника исследования, носят индивидуально-личностный характер, раскрывают личностную причастность к объекту исследования. Студент изучает социально-экологическую проблему, выявляет ее влияние на организм (в частности на себя и своих близких) и последствия данного влияния, высказывает свое отношение к проблеме исследования, предлагает пути выхода, дает рекомендации.

В рамках спецкурсов «Экологическая педагогика», «Основы экологической культуры (социальный аспект)», «Социально-экологическая компетентность будущего учителя» для реферативных исследований нами были предложены такие, например, темы как:

    1. Человек и шумовое загрязнение. Меры защиты от вредного воздействия шума.
    2. Загрязнение квартиры. Источники загрязнения.
    3. Энергосбережение и ресурсосбережение в квартире.
    4. Биологические ритмы и здоровье человека.
    5. Содержание фтора в питьевой воде г. Чебоксары и его влияние на здоровье зубов. Профилактика кариеса зубов в таких условиях.
    6. Качество питьевой воды г. Чебоксары. Возможные пути решения проблемы качества питьевой воды и др.

Исследовательская работа по предложенной тематике показала заинтересованность студентов и их готовность к активной социально-экологической деятельности. Например, обсуждение темы «Человек и шумовое загрязнение. Меры защиты от вредного воздействия шума» позволила самокритично взглянуть студентам на себя со стороны, определить источники шумового загрязнения, которые постоянно окружают человека и негативно влияют на него.

Действенным методом исследовательской работы студентов явился социально-экологический опрос. Его цель – выявление отношения окружающих к проблемам взаимодействия в системе «человек-природа-общество-производство».

Социально-экологический опрос был проведен по следующим темам:

    1. Мой двор.
    2. Свалки нашего города.
    3. Молодежь и среда обитания.
    4. Молодежь и здоровье.
    5. Проблемы бродячих собак и др.

Отзывы студентов показывают их заинтересованность и значимость проведенного исследования:

Аня Г. «По моему опросу выяснилось, что жителей города Чебоксар не особо удовлетворяет состояние окружающей среды, но они позволяют себе мусорить на улице. Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависит жизнь на планете, здоровье и благосостояние человека. Главная задача человечества - сберечь и защитить окружающий мир, бережно относиться к нашей планете».

Ольга П. «У молодой категории опрошенных совсем нет желания принимать участие в мероприятиях по охране природы, а лица от 25 до 40 лет и свыше 40 лет принимают активное участие в мероприятиях, таких как субботник, благоустройство своего двора, посадка цветов и деревьев. Таким образом, можно сделать вывод, что старшее поколение не устраивает состояние окружающей среды, и они готовы бороться за его улучшение, а большинство молодых людей всё устраивает, и они не хотят принимать каких либо мер».

Катя Г. «Таким образом, мы видим, что состояние окружающей среды на наших улицах не такое, каким хотят его видеть люди. И это связано в первую очередь с обилием мусора, который дворники просто не успевают убирать ведь многие из нас, идя по своим делам, бросают мусор на землю. Участвовать в субботниках хотят многие, однако принять участие могут не все, кто-то в силу плохого состояния здоровья, кто-то слишком занят личными проблемами».

Мы считаем, что такого рода деятельность помогает студентам почувствовать социальную значимость своей работы, ответственность, сформировать социальную активность личности по отношению к природной среде.

Исследовательская деятельность по формированию специальной (профессионально-педагогической) компетенции была направлена на решение задач организации и проведения социально-экологического воспитания школьников. Подготовка студентов к организации и проведению исследовательской деятельности школьников проводилась нами в рамках реферативных, курсовых и дипломных работ студентов как рамках аудиторной, так и внеаудиторной работы, на педагогической практике, в детских оздоровительных лагерях, в рамках сотрудничества вуза с общеобразовательными школами и системой дополнительного образования детей.

Для формирования специальной компетенции социально-экологической компетентности нами была проведена систематическая исследовательская работа со студентами .

Прежде всего, в программу спецкурса нами были включены темы теоретических занятий по проблеме исследовательской деятельности школьников.

На семинарских занятиях нами были обсуждены следующие вопросы:

  1. Какие виды исследовательских работ школьников существуют?
  2. Назови особенности исследовательской деятельности школьников.
  3. Дай классификацию и характеристику видов исследовательской деятельности учащихся.
  4. Какие требования к организации и проведению исследовательской работы школьников существуют?

Кроме того, студенты выполняли творческие задания предложенные нами, например такие как:

  1. Проанализируйте тематику исследовательских работ школьников по экологии. Предложи темы, которые актуальны сегодня.
  2. На педагогической практике организуй и проведи исследовательскую работу со школьниками по экологии. Результаты представь в виде отчета на семинарском занятии.

В процессе работы над проблемой исследования нами велась активная работа по организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей по экологическому и социально–экологическому направлению. Были задействованы студенты вузов и таких факультетов как: биолого-химический, факультет иностранных языков, психолого-педагогический, биолого-географический, факультет естествознания и дизайна среды. Результатами исследовательской работы студентов являлись реферативные, курсовые, дипломные работы, выступления на научных конференциях. В процессе реализации целей и задач научного исследования студентами было написано более 50 курсовых и дипломных работ под руководством автора исследования по экологическому и социально-экологическому образованию и воспитанию школьников. Приведем примеры тематики некоторых исследовательских работ студентов.

Курсовые работы.

  1. Национальные особенности воспитания (на примере культуры чувашского народа) (2005).
  2. «Подготовка студентов к работе в детских оздоровительных лагерях» экологическая смена»(2009).
  3. «Социально–экологическая культура студентов» (2010) и др.
  4. «Формирование Здорового образа жизни школьников» (2010).
  5. «Психолого-педагогическая диагностика социально-экологической воспитанности студентов» (2011) и др.
  6. Дипломные работы.

  7. «Артпедагогика в экологическом воспитании школьников» (2008).
  8. «Система подготовки студентов к работе вожатыми в детском санатории «Юный нефтяник»: экологическая смена» (2010).
  9. «Формирование социально-экологической культуры школьников средствами массовой информации» (2011).
  10. «Социально-экологические проекты в биологическом образовании» (2008).
  11. «Инновационные формы и методы преподавания экологии в общеобразовательной школе» (2008).
  12. «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экологии» (2008).
  13. «Экологическое воспитание школьников в системе дополнительного образования» (2008).
  14. «Игра как средство формирования экологической культуры школьников на уроках биологии» (2009).
  15. «Проблемное обучение на уроках экологии» (2009).
  16. «Технологии модульного обучения на уроках экологии» (2009).
  17. «Психологические аспекты взаимоотношений человека и природы» (2009) и др.

Результаты научных исследований были представлены к публичной защите, а так же в выступлениях на научных конференциях и конкурсах. По результатам исследовательской деятельности студентов было опубликовано более 20 статей в научных сборниках республиканского, регионального, всероссийского и международного уровней.

Мы считаем, что активное участие студентов в исследовательской работе по экологическому и социально-экологическому образованию и воспитанию школьников позволяет им не только приобретать исследовательские умения и навыки, но строить процесс обучения и воспитания школьников на научной основе, применяя диагностические материалы, разрабатывая практическую природоохранную, природовосстановительную и природоисследовательскую деятельность, дает возможности для использования различных педагогических технологий в образовательно-воспитательном процессе.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017