јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


¬озможности сельской школы по созданию условий дл€ ведени€ системной исследовательской де€тельности учащихс€

Ўубина Ќаталь€ ¬ладимировна
учитель биологии ћќ” Ѕродовска€ —ќЎ

јннотаци€: ¬ работе изложен опыт использовани€ исследовательской де€тельности учащихс€ в сельской школе как одной из форм продуктивной де€тельности и составл€ющей творческой среды образовательного учреждени€.

¬ услови€х реализации национальной образовательной инициативы ЂЌаша нова€ школаї ключева€ роль отводитс€ формированию творческой среды в общеобразовательных учреждени€х. Ќад этой проблемой педагогический коллектив Ѕродовской школы работает в течение последних 10 лет. ѕоэтому в образовательном учреждении сформирована особа€ творческа€ среда, многие элементы которой базируютс€ на исследовательской, проектной де€тельности учащихс€. ћы сознательно уходим от работы только с одаренными детьми, пыта€сь вы€вить скрытую одаренность присущую каждому человеку.

ћир окружающий нас, мен€етс€ стремительно, и дл€ выживани€ в нЄм, человеку всЄ реже удаЄтс€ оперетьс€ на отработанные предками или ими самими мыслительные стереотипы и привычные поведенческие модели. ƒл€ полноценного существовани€ в интенсивно мен€ющейс€ среде все чаще приходитс€ про€вл€ть исследовательское поведение как стиль жизни современного человека. ѕоэтому в нашей школе ведетс€ целенаправленна€ работа по развитию исследовательских способностей, специально организуетс€ обучение детей умени€м и навыкам исследовательского поиска.

¬ нашей школе исследовательска€ де€тельность проходит через все компоненты образовательной среды: уроки, факультативы, внеурочную де€тельность, систему дополнительного образовани€. —одержание исследовательской де€тельности определ€етс€ образовательными программами по каждому предмету. ¬ самом начале изучени€ естественных дисциплин мы с коллегами работаем над развитием у детей исследовательских способностей. ƒл€ этого в нашей школе в образовательных программах предусматриваетс€ система зан€тий по формированию специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска.  ак педагог на уроках € специально создаю услови€, которые требуют от детей организации интенсивного поиска истины, дл€ этого:

    • ¬ыдел€ю в материале проблемные точки и на уроках создаю проблемные ситуации, которые требуют исследовательской де€тельности детей.
    • специально осуществл€ю конструирование учебного процесса Ђот этих точекї;
    • способствую развитию навыка формировани€ или выделени€ нескольких версий, гипотез (взгл€да на объект, развити€ процесса и др.) по избранной проблеме, их адекватное формулирование;
    • поощр€ю развитие навыка работы с разными верси€ми на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнени€ и др.);
    • координирую работу детей с первоисточниками, Ђсвидетельствамиї при разработке версий;
    • способствую развитию навыков анализа и прин€ти€ на основе анализа одной версии в качестве истинной.

¬ ходе этого учащиес€ овладевают учебно Ц исследовательскими умени€ми: определ€ют и формулируют проблемы, вырабатывают гипотезы, дают определени€ пон€ти€м, ведут наблюдени€, собирают, хран€т и обрабатывают информацию, аргументировано и логично излагают свои мысли, создают алгоритмы, привод€т доказательства, объективно оценивают достижени€ в учебно- исследовательской де€тельности, анализируют полученные результаты, рефлексируют собственную учебно- исследовательскую де€тельность. ѕоистине исследовательской лабораторией в школе стал учебно - опытный участок, где дети ведут экспериментальную работу, реализуют исследовательские проекты, осваивают азы моделировани€. Ёффективное использование возможностей учебно Ц опытного участка позвол€ет дет€м осваивать и заниматьс€ проектно Ц исследовательской де€тельностью.

ƒл€ развити€ у детей проектно - исследовательских навыков активно использую систему дополнительного образовани€. ¬ школе работают кружки ЂЌарциссї, Ђ омпасї, Ђ‘лораї, ЂЁкол€таї. √де наиболее приемлемыми формами работы стали: Ќаучно-исследовательска€ де€тельность, позвол€юща€ каждому школьнику испытать, испробовать, вы€вить и актуализировать хот€ бы некоторые из своих дарований. ƒело учител€ Ч создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.   серьезной научно-исследовательской работе школьники приобщаютс€ нами постепенно. ¬ 8Ч9-х классах учащиес€ выступают с небольшими сообщени€ми по результатам наблюдений за опытами на учебно Ц опытном участке, полевых практик. «авершаетс€ эта де€тельность организацией меропри€тий, на которых дети защищают свои проекты. “аким образом, одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимис€ €вл€етс€ исследовательска€ де€тельность. “ака€ активна€ форма де€тельности позвол€ет ученику, опира€сь на имеющиес€ знани€, умени€ и навыки, учитыва€ свои индивидуальные особенности, выполн€ть поисковую задачу. ќбучающий результат такой работы заключаетс€ не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками.

ѕриобщение учащихс€ старших классов к научным исследовани€м становитс€ особенно актуальным на заключительном этапе получени€ школьного образовани€, когда у них формируетс€ теоретическое мышление. √лавное внимание на заседани€х научного общества учащихс€ (Ќќ”), созданного нами и действующего на прот€жении 12 лет, удел€етс€ изучению важнейших методов научного познани€, знакомству с методами математического и имитационного моделировани€, методиками обработки экспериментальных данных. ¬ организации научно-исследовательской де€тельности школьников выдел€ем семь этапов: мотиваци€ научно-исследовательской работы, выбор школьником направлени€ исследовани€, постановка задачи исследовани€, фиксирование и предварительна€ обработка данных, обсуждение результатов исследовани€ на заседании Ќќ”, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции.

”чебно-исследовательские экспедиции, в которых принимают участие учащиес€ классов естественнонаучного профил€, провод€тс€ нами ежегодно. Ѕольшинство методик, реализуемых при проведении исследовательской де€тельности школьников по предметам естественнонаучного цикла вообще, и по биологии в частности, ориентировано именно на полевую, экспедиционную, работу, поэтому школьные исследовательские экспедиции нами провод€тс€ ежегодно. √лавна€ цель экспедиции Ч сбор экспериментального материала в полевых услови€х. ѕомимо этой цели мы обычно в ходе проведени€ экспедиций стараемс€ дать учащимс€ простейшие навыки полевой исследовательской де€тельности, воспитать у них ответственное отношение к природе, формировать навыки самосто€тельной творческой де€тельности. “ематика экспедиционных исследований обычно охватывает такие области как экологи€, ботаника, гидрологи€: Ђјнтропогенное воздействие на эколого-ландшафтное земледелиеї, Ђћониторинг качества воздушной среды методом лихеноиндикации (проективное покрытие), Ђ«ависимость интенсивности семенного возобновлени€ сосны от степени зарастани€ песчаных почвї, Ђ–удеральна€ растительность с. Ѕродовоеї и др.

”чебно-исследовательские экспедиции помогают нам преодолеть межпредметную разобщенность знаний школьников, соединить теоретическую и практическую стороны программного материала.

Ўкольные научно-практические конференции, €вл€ющиес€ итогом многомес€чной исследовательской, творческой де€тельности старшеклассников. ¬ их работе преимущественно принимают участие учащиес€ 10Ч11-х классов, а также некоторые школьники из 9-го класса. Ќа конференцию вынос€тс€ лучшие работы, выполненные по результатам де€тельности старшеклассников в учебно-исследовательских экспедици€х, полевых практиках и лаборатори€х.

Ќеотъемлемой частью любого проекта €вл€етс€ практическа€ реализаци€, котора€ про€вл€ет себ€ в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. “ака€ де€тельность расшир€ет круг общени€ всех участников образовательного процесса, позвол€ет получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрени€.

Ўкольные профильные смены. ƒл€ исследований в летнем профильном лагере специально подбираютс€ методики. ¬ ходе такой практики дети самосто€тельно провод€т исследовани€ и выполн€ют творческие, исследовательские, экспериментальные проекты. “олько в 2008 году проведены исследовани€ детьми по выгонке луковичных, вли€нию ЂмЄртвой Ђ и Ђживойї воды или музыки на рост и развитие растений, изучению просторов ¬селенной и др.

Ќаиболее успешное освоение учебной исследовательской де€тельности происходит в организации профильного обучени€. ѕереход на профильное обучение, по нашему мнению, помимо углубленного изучени€ какого-либо предмета, способствует развитию у школьников навыков самосто€тельного овладени€ знани€ми, работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлени€ми, умений поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. “аким образом, система форм и методов учебной работы в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательной самосто€тельности, навыков исследовательской де€тельности и развитие их интеллектуальных способностей.

ќдной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в услови€х профилизации €вл€етс€, как показывает наш практический опыт, наличие тесной св€зи учебной де€тельности с внеурочной работой школьников. „асто в классах естественнонаучного профил€ внеурочна€ работа служит продолжением учебной де€тельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. ”чащиес€ классов естественнонаучного профил€, как правило, активно участвуют в научно-исследовательских экспедици€х, полевых практиках, научно-практических конференци€х, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах. ќни готов€т тематические вечера, организуют выставки, ведут природоохранную работу.

¬ профильных 10Ч11-х классах, приобрет€ опыт исследовательских навыков, облада€ достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники выполн€ют более серьезные исследовательские работы.

—оциологический опрос Ц сложна€, но интересна€ форма исследовательской де€тельности. ѕри организации соцопроса приходитс€ учитывать индивидуальные особенности обучающихс€, так как не все дети обладают достаточными навыками общени€. ” некоторых детей психологический барьер так высок, что принуждение к такой работе может нанести психологическую травму. ѕоэтому до проведени€ работы с учащимис€, осуществл€етс€ подготовка к проведению социологического опроса:

  • ¬о-первых, знакомлю их с общими правилами проведени€ исследовательской работы (объ€сн€ю, что такое случайна€ выборка, достоверность информации, математическа€ обработка данных и т. д.);
  • ¬о-вторых, осуществл€ю психологическую подготовку детей.

¬ рамках этой подготовки дети знаком€тс€ с правилами поведени€ во врем€ опроса и в игровой форме отрабатывают различные варианты поведени€. ќпыт показывает, что те ученики, которые провод€т анкетирование, со временем начинают разбиратьс€ в люд€х и подход€т к тем, кто готов ответить на их вопросы.

—истема работы по этому направлению отмечаетс€ положительной динамикой включени€ детей в исследовательскую работу, если в 2006г 25 школьников проводили исследовани€, то в 2008г Ц 55 детей.

–езультативность исследовательской де€тельности за последние три года отмечена высокой активностью участи€ детей в Ќќ” школы, научно Ц исследовательских конференци€х проводимых высшими учебными заведени€ми области, конференци€х юннатов областного и всероссийского уровн€, выставках и конкурсах трудовых объединений. ¬ 2006г. 2 исследовательских проекта отмечена дипломами, в 2007г. -10, в 2008г. Ц 23.

“аким образом, выстроенна€ система способствует развитию творческой личности, €вл€етс€ основой, базовым уровнем дл€ ведени€ системной исследовательской работы, обеспечивает переход от учебно - исследовательской к научно Ц исследовательской де€тельности школьиков.

Ћитература:

¬икторов ё.ћ., Ћебедева —.ј., “арасов —.¬. ќрганизаци€ исследовательской де€тельности школьников: (»з пед. опыта шк.-гимназии є 168 —анкт-ѕетербурга). —ѕб.: Ўк.-гимнази€ є 168, 1998.
¬оробьева ¬.—. ѕоложение об исследовательской работе учащихс€ //  лассный руководитель. 1998. є 1. C. 42-43.
¬острикова Ќ.ј. Ўкольное научное общество Ђ»стокиї Ц направление опытно-экспериментальной работы школы // »сследовательска€ работа школьников. 2003. є3. —. 59-60.
√оланцева “.ѕ. ќрганизаци€ мини-экспедиций // »сследовательска€ работа школьников. 2004. є1. —. 140-142.
√оланцева “.ѕ. —оздание среды дл€ развити€ способных и одарЄнных детей // »сследовательска€ работа школьников. 2004. є2. —. 171-173.
√оловизнина Ќ.Ћ. ”чебно-исследовательска€ де€тельность как перспективное средство воспитани€ творческой личности // ƒополнительное образование. 2002. є8. C. 6-10.

√ороховатский ё.ј. Ќовые информационные технологии как способ включени€ учащихс€ в учебно-исследовательскую де€тельность // ѕрименение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании. —ѕб., 2001. C. 52-72.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020