Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности
и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс

Бирюкова С.В.
учитель биологии МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой г. Нижнего Новгорода,
обладатель гранта Губернатора Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2012 г.

  • Не существует сколько-нибудь

  • достоверных тестов на одаренность,

  • кроме тех, которые проявляются

  • в результате активного участия

  • хотя бы в самой маленькой

  • поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Об актуальности проблемы

В настоящее время в связи с необходимостью быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности возникает потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки творчески мыслящего человека. В ходе реформ современной школы стало уделяться больше внимания развитию способностей каждого учащегося. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи учащимся готовых знаний к приоритетности развития личности, способов её самосовершенствования, что обеспечивает ей успешность самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях.

Ярко выраженная одномерность мышления, преобладание конвергентного типа мышления становится источником неуверенности в получении положительного результата в области поиска. Тогда как исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершения умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала.

Результатом исследовательской деятельности учащихся всегда является его личностное развитие, а именно, как отмечает В.С. Леднёв, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию[6].

Результатом исследовательской деятельности также является и интеллектуальное развитие учащихся, о чём заявляют многие авторы, занимающиеся организацией исследовательской деятельности в школе (М.В.Степанова, Н.И.Дереклеева, А.М.Карецкая и др.)

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Я работаю над проблемой повышения качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс с 2008 года. Обратиться к данной проблеме меня побудили несколько причин. Во-первых, при использовании традиционной методики с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Во-вторых, исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует гораздо раньше – в детском возрасте. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Для того чтобы сделать детские исследования систематизированными и грамотными, надо включать исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школ[2].

Передо мной, учителем биологии, возникла проблема, как раскрыть, развить умения и навыки исследовательской деятельности учеников.

Это и побудило меня к разработке и преобразованию различных форм интеллектуальной и исследовательской деятельности, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся посредством развития у школьников готовности и способности исследовать окружающий мир, на формирование умений и навыков исследовательского поведения.

Педагогическая идея:

Государственные образовательные инициативы в качестве приоритетной задачи выдвигают духовно-нравственное воспитание ответственного и инициативного российского гражданина.

Созданное в нашем лицее со-бытийное пространство позволяет эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей цифровой эры.

Исследовательский подход в обучении биологии дает возможность самостоятельного поиска решения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении их образовательных целей[1].

Причины выбора инновационной технологии:
• В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся.
• Исследовательский подход в обучении обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность, развитие творческой деятельности.
• Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на муниципальном и региональном уровнях.
• Исследовательский подход в обучении позволяет достигать поставленных программой и стандартом образования целей по учебному предмету биологии.

Исследовательская деятельность учащихся:
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы[8].

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащихся, приобретение ими функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)[10].
Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершенствования умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала.

Сущность инновационной технологии:
Включение в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Следовательно, если выявить условия, способы эффективной организации исследовательской деятельности на уроках биологии, а именно:
- повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся,
- применение новых технологий в обучении (информационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технология проектов),
- внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения,
учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей школьников к научно-исследовательской деятельности по биологии и экологии[11].

Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в конструировании содержания, разработке технологии использования исследовательской деятельности учащихся как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности, введении учебно-исследовательских проектов во внеклассную работу с учащимися.

Целью современной программы развития лицея «Школа интеллектуального воспитания» является интегрирование государственной инновационной политики и инновационного педагогического опыта лицея в механизм формирования и реализации социального заказа на интеллектуальное воспитание детей цифровой эры[13].
Ведущая идея программы – интеллектуальное воспитание как форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает каждому ученику индивидуализированную педагогическую поддержку и сопровождение с целью развития его интеллектуальных возможностей.

На уровне лицея, обеспечивающего высокое качество образования, реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» означает необходимость внедрения такой формы организации учебно-воспитательного процесса, которая бы повысила продуктивность интеллектуальной деятельности и рост своеобразия склада ума обучающихся в условиях открытого образования[1].
Активное использование в моей работе технологии исследовательского обучения помогает мне решить не только образовательные, но и социальные задачи:
- формировать умение пользоваться исследовательскими методами;
- научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- формировать коммуникативные навыки и умения, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.
Моя цель: формирование социально-активной личности с высоким уровнем компетентности посредством применения технологии исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс.
Задачи:
- приобретение учащимися специальных знаний и умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);
- приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать);
- приобретение учащимися исследовательских знаний и умений: знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- способствовать развитию одарённости и творческих способностей школьников;
- формировать умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать эмоционально-ценностное отношение учащихся к предмету биология;
- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к учебе;
- воспитание экологического мышления;
- формирование системы ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, бережного и ответственного отношения к природе и людям;
- формирование коммуникативных компетенций.

В своей работе я следую принципам научной объективности, которая требует конкретного и всестороннего изучения разделов биологии. Для решения задач и достижения цели я использую такие методы, как:
- анализ научной, методической и учебной литературы по технологии исследовательской деятельности и интеллектуальному воспитанию;
- создание методических блоков, составляющих единое целое при решении главной задачи - рождение и воспитание молодого исследователя:
1 – педагогическое мастерство учителя, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей школьников;
2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы (НОУ, малое НОУ, творческие мастерские);
3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика и учителя.

Главным принципом работы с учащимися, на мой взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности. Предоставление таких возможностей я реализую через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.

В процессе учебной деятельности в соответствии с потребностями учебного процесса и своими интересами я использую различные образовательные технологии и их элементы. Основные педагогические теории, на которые я опираюсь, это:

1. Личностно-ориентированный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.)

2. Идея повышения культуры современного урока:

• урок – это возможность для учителя помочь ребенку в восхождении к тому высокому положению, которого достоин каждый человек;

• урок – это работа души; и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности (Н.Е.Щуркова).

3. Проектно-исследовательская методика (Вернадский В.И., Щедровицкий П.Г. и др.)

4. Проблемный метод и «открытые» вопросы учащихся (Пидкасистый П.И., Лернер И.Я. и др.)

5. Проектные методы и методика сотрудничества (Полат Е.С. и др.)

6. Индивидуальные и групповые формы обучения учащихся (Махмутов М.И. и др.)

Методическая система

Программа перспективного развития лицея на 2012–2016 гг. «Школа интеллектуального воспитания» требует особого подхода в планировании организации учебно-воспитательного процесса, применения в практике работы инновационных педагогических технологий. Это обязывает учителя к исследовательской, творческой деятельности, к поиску новых идей, форм и методов работы. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постепенно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвитья: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем. Социальная значимость лицея как интеллектуальной организации заключается в обеспечении аспектов современного социального заказа на инновационное образование[1].

Изучив задачи лицея по реализации основной образовательной программы для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов: наряду с формированием фундаментальных научных знаний, предметных умений, специальных учебных навыков создавать условия для интеллектуального развития компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции и уникальности склада ума; создавать условия для развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решить проблемы инновационного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка; выработать у учащихся личное отношение к знаниям, я наработала свою методическую копилку, включающую различные формы интеллектуальной и исследовательской деятельности учащихся.

Главным принципом работы с учащимися, на мой взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности (значимому для ребенка результату этой деятельности за определенный период). Предоставление таких возможностей я реализую через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.

  1. Формы интеллектуальной деятельности учащихся
  2. Формы исследовательской деятельности учащихся:
  1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения). Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности[3].

На своих уроках исследовательский метод я использую при решении проблемных задач. Например, «ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?» Учитель организует учащихся в малые временные группы для обсуждения заданной проблемной задачи (Урок-исследование по теме «Пищеварение в ротовой полости и в желудке». Учебное занятие).

2. Экспресс-исследование. По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.

3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез[3].

Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении темы “Приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды” ребята по материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка, как приспособлены к обитанию в наземно-воздушной и водной средах пингвины и ластоногие млекопитающие.

Возможная тематика исследований: “Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания”, “Особенности насекомоядных растений”, “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.

В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета[12].

4. Проведение учебного эксперимента. Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

Например, лабораторная работа “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”. (Урок-исследование по теме "Корень. Внешнее строение корня")

В 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа. Например, «изучение строения плесневого гриба мукора». Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

  1. Проведение уроков нетрадиционной формы (исходя из классификации уроков нетрадиционной формы по В.Л.Щеневу): уроки – исследования

    уроки – презентации («Особенности организации нервных окончаний»

    учебные конференции (игра-научная конференция «Выбор пути в будущее»

    практические работы, смотры знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты.

  2. Исследовательские учебные проекты («Быстрая еда – вред или польза?», «Проект в защиту бездомных животных», «Экологические проблемы Волги», «Кислотные осадки, их влияние на живые организмы. Исследование кислотности водных объектов г. Нижнего Новгорода» и др.//методический портал «К УРОКУ. RU»

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или несколько курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Меняется роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. В результате учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся[9].

7. Домашние задания также могут носить исследовательский характер: наблюдение за живыми объектами, за своим организмом, опыты с растениями и домашними животными, творческие задания – стихи, эссе, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.
8. Летние исследовательские задания: составление гербариев, составление коллекций и др.
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время
Внеклассные занятия с применением информационных компьютерных технологий направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры. Они углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету[7].
В индивидуальной форме внеклассной работы по биологии я использую:
1. поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете).
2. Оформление рефератов, докладов, сообщений с использованием электронных средств.
3. Подготовку к экзамену, зачету с использованием различных электронных тренажеров типа “Домашний репетитор”, виртуальная биологическая лаборатория, биологические тесты.
Приемы использования ИКТ в групповой форме внеклассной работы по биологии: поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для оформления стенгазеты, групповой исследовательской работы. Для этого можно предложить учащимся разделиться на группы по желанию. Каждый выполняет задание индивидуально, а затем группа собирает материал вместе, анализирует, оформляет результаты работы (проект «Зоопарк «Лимпопо», проект «Исследуем нашу еду»

Составление компьютерных презентаций для использования их на занятиях кружка, интеллектуального клуба по биологии и для подготовки к олимпиадам и НОУ.
Приемы использования ИКТ в массовой форме внеклассной работы по биологии
1. Поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для подготовки и проведения биологических вечеров, устных журналов, конференций.
2. Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, природоохранных мероприятиях и акциях («Методическая разработка комплекса занятий по охране природы»// социальная сеть работников образования nsportal.ru, в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе), создание буклетов и эколистовок.
3. Подготовка и проведение конференций, тематических вечеров, устных журналов, недель науки с использованием мультимедийного проектора.
Внеклассная работа по биологии углубляет знания учащихся; помогает установить связь биологии с жизнью; выявить склонности и дарования учащихся; развивает их творческую самостоятельность, умение работать с литературой; способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать результаты полученных исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями.

Таким образом, применение средств ИКТ делает внеклассную работу по биологии увлекательным и творческим делом для учителя и учащихся[7].

Обобщая опыт использования исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии, можно сказать, что это процесс творческий, но имеются общие моменты:

• исследовательская деятельность является универсальной и необходимой формой для учащихся;

• при помощи исследовательской деятельности на деле осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, так как можно варьировать по уровню усвоения материала;

• использование нетрадиционных форм подачи и контроля материала оживляет обучающий процесс и создает благоприятную обстановку в учебной группе, и т.д.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей увлеченности предметом. Работы, выполненные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье[14].

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Конфуций.

Результативность опыта.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе, на мой взгляд, является фактором совершенствования образовательного процесса.

Устойчивые хорошие педагогические результаты заключаются в творческих достижениях учащихся на уроках, в умении исследовать и решать разнообразные проблемы не только в учебно-познавательной деятельности, но и во всех других видах их жизнедеятельности.

Мои ученики овладели определёнными интеллектуальными, творческими умениями. Они научились:

• работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы); применять полученные знания на практике.

• Приобрели умения и навыки исследовательского поведения (видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения).

Результативность опыта включает в себя усвоение учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированность навыков самостоятельной работы.

Эта технология чётко ориентирована на реальный практический результат, значимый для школьников.

Я считаю, что использованием технологии исследовательской деятельности как фактора совершенствования образовательного процесса можно достичь того, что выпускник школы будет обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, будет готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству, стремиться избегать конфликтов и преодолевать их.

Среди моих выпускников – студенты Нижегородской государственной Медицинской Академии Министерства здравоохранения РФ, Нижегородского государственного педагогического университета, Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского, Нижегородской Государственной Сельскохозяйственной Академии.

Я не считаю свой опыт рационализаторским и новаторским, поскольку многие аспекты проблемы уже разработаны в теории и практике педагогики. Но, согласно мнению В.И.Загвязинского, «новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющие в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования» [14].

Воплощение различных форм исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в практику работы привело к следующим положительным результатам:

• учащиеся стали более инициативными и активными на уроках;

• у учеников вырос интерес к предмету биология;

• повысилась продуктивность деятельности ученика за счет формирования способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, систематизации, установлению причинно-следственных связей

• повысилось качество знаний учащихся.

Трудоемкость опыта заключается:
- в переосмыслении организации учебного процесса с позиций раскрытия творческого потенциала учащихся;
- в подготовке дидактических материалов, наглядных пособий;
- в слабом владении учащимися исследовательскими умениями, - в подготовке учащихся к участию в реализации замысла исследования;
- в составлении презентаций для интерактивной доски;
- в отборе оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса;
- в индивидуальном учете творческих возможностей и мотивов учащихся;
- учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.

Перспективы развития методической системы
Предлагаемый к изучению и обобщению опыт не претендует на исчерпывающие решения рассматриваемой проблемы. Я предполагаю, что поиск мой не закончен, технология будет дорабатываться и совершенствоваться, а результаты работы еще не раз будут обсуждаться и анализироваться.

Литература

1. Воспитательная система лицея как интеллектуальной организации: теория и практика. /Под.ред С.В.Кулевой.- Н.Новгород, 2010.-190 с.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.

3. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.

4. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1989. – 402 с.

5. Кулева С.В. Особенности управления лицеем как интеллектуальной организацией//Актуальные проблемы управления современной школой. Сборник статей и научно-практических материалов по управлению образовательным учреждением.- Н.Новгород, 2010.

6. Леднев В. С. Научное образование: Развитие способностей к науч. творчеству/ В.С. Леднев. -2-е изд., испр. - М.: МГАУ, 2002. -119 с.

7. Литовченко О.А. Современные информационные технологии в преподавании биологии//Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. – 2008. - №12. – С.28-36.

8. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. – 254 с.

9. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. – 384 с.

10. Мухамбетова, А.Б. К вопросу развития исследовательских умений учащихся в курсе биологии / А.Б. Мухамбетова // Школа будущего. – 2008. - № 1. – С. 77-86.

11. Мухамбетова, А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии / А.Б. Мухамбетова // Научный журнал «Образование и саморазвитие». – 2008. - № 2. – С. 109-114.

12. Организация внеклассной работы по развитию у школьников 7-8 классов исследовательских умений. //В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – М., 1999 – с.287-288

13. Образовательное учреждение как интеллектуальная организация: педагогическое измерение/Под. ред С.В.Кулевой.-Нижний Новгород, 2009.-128 с.

14. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017