јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ѕовышение качества и эффективности обучени€ биологии путЄм формировани€ у учащихс€ навыков исследовательской де€тельности
и внедрени€ принципов интеллектуального воспитани€ в образовательный процесс

Ѕирюкова —.¬.
учитель биологии ћЅќ” лицей є 87 имени Ћ.».Ќовиковой г. Ќижнего Ќовгорода,
обладатель гранта √убернатора Ќижегородской области в рамках приоритетного национального проекта Ђќбразованиеї в 2012 г.

  • Ќе существует сколько-нибудь

  • достоверных тестов на одаренность,

  • кроме тех, которые про€вл€ютс€

  • в результате активного участи€

  • хот€ бы в самой маленькой

  • поисковой исследовательской работе.

ј.Ќ.  олмогоров

ќб актуальности проблемы

¬ насто€щее врем€ в св€зи с необходимостью быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности возникает потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки творчески мысл€щего человека. ¬ ходе реформ современной школы стало удел€тьс€ больше внимани€ развитию способностей каждого учащегос€. Ѕудущее поколение должно уметь Ђдобыватьї знани€ и приобретать навыки, необходимые дл€ развити€ общества, что требует перехода от процесса передачи учащимс€ готовых знаний к приоритетности развити€ личности, способов еЄ самосовершенствовани€, что обеспечивает ей успешность самосто€тельного функционировани€ в посто€нно мен€ющихс€ социальных услови€х.

ярко выраженна€ одномерность мышлени€, преобладание конвергентного типа мышлени€ становитс€ источником неуверенности в получении положительного результата в области поиска. “огда как исследовательска€ де€тельность рассматриваетс€ сегодн€ как основной путь дл€ совершени€ умений и навыков учащихс€, а также дл€ вы€влени€, развити€ и реализации их творческого потенциала.

–езультатом исследовательской де€тельности учащихс€ всегда €вл€етс€ его личностное развитие, а именно, как отмечает ¬.—. ЋеднЄв, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию[6].

–езультатом исследовательской де€тельности также €вл€етс€ и интеллектуальное развитие учащихс€, о чЄм за€вл€ют многие авторы, занимающиес€ организацией исследовательской де€тельности в школе (ћ.¬.—тепанова, Ќ.».ƒереклеева, ј.ћ. арецка€ и др.)

ќбоснование актуальности и перспективности опыта

я работаю над проблемой повышени€ качества и эффективности обучени€ биологии путЄм формировани€ у учащихс€ навыков исследовательской де€тельности и внедрени€ принципов интеллектуального воспитани€ в образовательный процесс с 2008 года. ќбратитьс€ к данной проблеме мен€ побудили несколько причин. ¬о-первых, при использовании традиционной методики с опорой на идею максимальной помощи учащимс€ в обучении происходит снижение уровн€ самосто€тельности учеников. ¬о-вторых, исследовани€ в области психологии мышлени€ показывают, что поздно начинать учить человека заниматьс€ исследовательской де€тельностью, когда он €вл€етс€ студентом или аспирантом. Ќачинать этот процесс следует гораздо раньше Ц в детском возрасте. ƒет€м свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами €вл€ютс€ любознательность, стремление экспериментировать, самосто€тельно искать истину. ƒл€ того чтобы сделать детские исследовани€ систематизированными и грамотными, надо включать исследовательскую де€тельность учащихс€ в образовательный процесс школ[2].

ѕередо мной, учителем биологии, возникла проблема, как раскрыть, развить умени€ и навыки исследовательской де€тельности учеников.

Ёто и побудило мен€ к разработке и преобразованию различных форм интеллектуальной и исследовательской де€тельности, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихс€ посредством развити€ у школьников готовности и способности исследовать окружающий мир, на формирование умений и навыков исследовательского поведени€.

ѕедагогическа€ иде€:

√осударственные образовательные инициативы в качестве приоритетной задачи выдвигают духовно-нравственное воспитание ответственного и инициативного российского гражданина.

—озданное в нашем лицее со-бытийное пространство позвол€ет эффективно решать проблемы духовно-нравственного воспитани€ детей цифровой эры.

»сследовательский подход в обучении биологии дает возможность самосто€тельного поиска решени€ той или иной проблемы, выработки творческого мышлени€. Ћичностно-ориентированное обучение определ€ет сопровождающую позицию учител€ на уроке по отношению к ученической де€тельности, помощь учащимс€ в постановке и достижении их образовательных целей[1].

ѕричины выбора инновационной технологии:
Х ¬ исследовательской де€тельности примен€етс€ дифференцированный подход к учащимс€.
Х »сследовательский подход в обучении обеспечивает интеллектуальное развитие учащихс€, их самосто€тельность, развитие творческой де€тельности.
Х ќвладев навыками исследовани€ на уроках, учащиес€ с высоким уровнем развити€ выполн€ют конкурсные работы исследовательского характера, которые затем проход€т экспертизу на муниципальном и региональном уровн€х.
Х »сследовательский подход в обучении позвол€ет достигать поставленных программой и стандартом образовани€ целей по учебному предмету биологии.

»сследовательска€ де€тельность учащихс€:
ѕод исследовательской де€тельностью понимаетс€ де€тельность учащихс€, св€занна€ с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающа€ наличие основных этапов, характерных дл€ исследовани€ в  научной сфере, нормированную исход€ из прин€тых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посв€щенной данной проблематике, подбор методик исследовани€ и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы[8].

√лавным смыслом исследовани€ в сфере образовани€ есть то, что оно €вл€етс€ учебным. Ёто означает, что его главной целью €вл€етс€ развитие личности учащихс€, приобретение ими функционального навыка исследовани€ как универсального способа освоени€ действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышлени€, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретени€ субъективно новых знаний (т. е. самосто€тельно получаемых знаний, €вл€ющихс€ новыми и личностно значимыми дл€ конкретного учащегос€)[10].
»сследовательска€ де€тельность рассматриваетс€ сегодн€ как основной путь дл€ совершенствовани€ умений и навыков учащихс€, а также дл€ вы€влени€, развити€ и реализации их творческого потенциала.

—ущность инновационной технологии:
¬ключение в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использовани€ информации, освоить различные методы исследовательской де€тельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрени€. —ледовательно, если вы€вить услови€, способы эффективной организации исследовательской де€тельности на уроках биологии, а именно:
- повышение уровн€ знаний и интеллектуальной инициативы учащихс€,
- применение новых технологий в обучении (информационные технологии, технологии проблемного обучени€, технологии развити€ критического мышлени€, технологи€ проектов),
- внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучени€,
учитель сможет разработать программу действий, котора€ составит ориентир дл€ развити€ способностей школьников к научно-исследовательской де€тельности по биологии и экологии[11].

Ќовизна опыта.
Ќовизна опыта состоит в конструировании содержани€, разработке технологии использовани€ исследовательской де€тельности учащихс€ как средства творческого саморазвити€ личности школьника в учебно-познавательной де€тельности, введении учебно-исследовательских проектов во внеклассную работу с учащимис€.

÷елью современной программы развити€ лице€ ЂЎкола интеллектуального воспитани€ї €вл€етс€ интегрирование государственной инновационной политики и инновационного педагогического опыта лице€ в механизм формировани€ и реализации социального заказа на интеллектуальное воспитание детей цифровой эры[13].
¬едуща€ иде€ программы Ц интеллектуальное воспитание как форма организации учебно-воспитательного процесса, котора€ обеспечивает каждому ученику индивидуализированную педагогическую поддержку и сопровождение с целью развити€ его интеллектуальных возможностей.

Ќа уровне лице€, обеспечивающего высокое качество образовани€, реализаци€ Ќациональной образовательной инициативы ЂЌаша нова€ школаї означает необходимость внедрени€ такой формы организации учебно-воспитательного процесса, котора€ бы повысила продуктивность интеллектуальной де€тельности и рост своеобрази€ склада ума обучающихс€ в услови€х открытого образовани€[1].
јктивное использование в моей работе технологии исследовательского обучени€ помогает мне решить не только образовательные, но и социальные задачи:
- формировать умение пользоватьс€ исследовательскими методами;
- научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решени€ и помогать друг другу, приобретать знани€ самосто€тельно, уметь пользоватьс€ приобретенными знани€ми дл€ решени€ новых познавательных и практических задач;
- формировать коммуникативные навыки и умени€, т.е. умени€ работать в разнообразных группах, исполн€€ разные социальные роли.
ћо€ цель: формирование социально-активной личности с высоким уровнем компетентности посредством применени€ технологии исследовательской де€тельности и внедрени€ принципов интеллектуального воспитани€ в образовательный процесс.
«адачи:
- приобретение учащимис€ специальных знаний и умений (работать с учебником, составл€ть таблицы, оформл€ть наблюдени€ в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществл€ть самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);
- приобретение учащимис€ интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать);
- приобретение учащимис€ исследовательских знаний и умений: знание специфики и особенностей процесса научного познани€, ступеней исследовательской де€тельности; знание методики научного исследовани€; умение выдел€ть проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- способствовать развитию одарЄнности и творческих способностей школьников;
- формировать умение пользоватьс€ приобретенными знани€ми дл€ решени€ познавательных и практических задач;
- развивать самосто€тельность учащихс€, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать эмоционально-ценностное отношение учащихс€ к предмету биологи€;
- воспитание мотивов учени€ и положительного отношени€ к знани€м, воспитание мотивов труда, добросовестного отношени€ к учебе;
- воспитание экологического мышлени€;
- формирование системы ценностных ориентаций, активной жизненной позиции, бережного и ответственного отношени€ к природе и люд€м;
- формирование коммуникативных компетенций.

¬ своей работе € следую принципам научной объективности, котора€ требует конкретного и всестороннего изучени€ разделов биологии. ƒл€ решени€ задач и достижени€ цели € использую такие методы, как:
- анализ научной, методической и учебной литературы по технологии исследовательской де€тельности и интеллектуальному воспитанию;
- создание методических блоков, составл€ющих единое целое при решении главной задачи - рождение и воспитание молодого исследовател€:
1 Ц педагогическое мастерство учител€, формирование исследовательских умений и навыков с учЄтом возрастных особенностей школьников;
2 Ц создание структурных подразделений дл€ организации исследовательской работы (Ќќ”, малое Ќќ”, творческие мастерские);
3 Ц регламентаци€ исследовательской де€тельности, структурирование взаимоотношений ученика и учител€.

√лавным принципом работы с учащимис€, на мой взгл€д, должен €вл€тьс€ принцип предоставлени€ возможностей (или создани€ условий) дл€ предметной творческой де€тельности и диагностики продуктивности. ѕредоставление таких возможностей € реализую через разнообразные формы образовательной де€тельности: групповые и индивидуальные учебные зан€ти€; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.

¬ процессе учебной де€тельности в соответствии с потребност€ми учебного процесса и своими интересами € использую различные образовательные технологии и их элементы. ќсновные педагогические теории, на которые € опираюсь, это:

1. Ћичностно-ориентированный подход (¬ыготский Ћ.—., Ћеонтьев ј.Ќ. и др.)

2. »де€ повышени€ культуры современного урока:

Х урок Ц это возможность дл€ учител€ помочь ребенку в восхождении к тому высокому положению, которого достоин каждый человек;

Х урок Ц это работа души; и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учител€ к своей собственной личности (Ќ.≈.ўуркова).

3. ѕроектно-исследовательска€ методика (¬ернадский ¬.»., ўедровицкий ѕ.√. и др.)

4. ѕроблемный метод и Ђоткрытыеї вопросы учащихс€ (ѕидкасистый ѕ.»., Ћернер ».я. и др.)

5. ѕроектные методы и методика сотрудничества (ѕолат ≈.—. и др.)

6. »ндивидуальные и групповые формы обучени€ учащихс€ (ћахмутов ћ.». и др.)

ћетодическа€ система

ѕрограмма перспективного развити€ лице€ на 2012Ц2016 гг. ЂЎкола интеллектуального воспитани€ї требует особого подхода в планировании организации учебно-воспитательного процесса, применени€ в практике работы инновационных педагогических технологий. Ёто об€зывает учител€ к исследовательской, творческой де€тельности, к поиску новых идей, форм и методов работы. ќбщество поставило перед образованием задачу воспитани€ свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в услови€х постепенно мен€ющегос€ мира. ќбразование призвано помочь личности саморазвить€: научить учитьс€, действовать, общатьс€, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем. —оциальна€ значимость лице€ как интеллектуальной организации заключаетс€ в обеспечении аспектов современного социального заказа на инновационное образование[1].

»зучив задачи лице€ по реализации основной образовательной программы дл€ достижени€ предметных, метапредметных и личностных результатов: нар€ду с формированием фундаментальных научных знаний, предметных умений, специальных учебных навыков создавать услови€ дл€ интеллектуального развити€ компетентности, инициативы, творчества, саморегул€ции и уникальности склада ума; создавать услови€ дл€ развити€ творческих способностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решить проблемы инновационного образовани€, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка; выработать у учащихс€ личное отношение к знани€м, € наработала свою методическую копилку, включающую различные формы интеллектуальной и исследовательской де€тельности учащихс€.

√лавным принципом работы с учащимис€, на мой взгл€д, должен €вл€тьс€ принцип предоставлени€ возможностей (или создани€ условий) дл€ предметной творческой де€тельности и диагностики продуктивности (значимому дл€ ребенка результату этой де€тельности за определенный период). ѕредоставление таких возможностей € реализую через разнообразные формы образовательной де€тельности: групповые и индивидуальные учебные зан€ти€; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.

  1. ‘ормы интеллектуальной де€тельности учащихс€
  2. ‘ормы исследовательской де€тельности учащихс€:
  1. ѕрименение исследовательских методов изучени€ (учитель предлагает проблемное задание, учащиес€ без помощи учител€ ищут способ решени€). Ётот метод предполагает максимально самосто€тельную де€тельность учащихс€ по получению и усвоению знаний и умений. ѕри этом в основе метода лежит отчетлива€ цель Ц обеспечить усвоение опыта творческой де€тельности[3].

Ќа своих уроках исследовательский метод € использую при решении проблемных задач. Ќапример, ЂещЄ в ƒревней »ндии примен€ли Ђиспытание рисомї. Ќа суде дл€ решени€ вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. ≈сли он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. ј плантаторы при покупке рабов об€зательно осматривали их зубы. ’отели бы вы узнать, почему они так поступали?ї ”читель организует учащихс€ в малые временные группы дл€ обсуждени€ заданной проблемной задачи (”рок-исследование по теме Ђѕищеварение в ротовой полости и в желудкеї. ”чебное зан€тие).

2. Ёкспресс-исследование. ѕо такому типу строитс€ исследовательска€ де€тельность учащихс€ в п€том классе. Ќа экскурси€х даютс€ индивидуальные задани€ дл€ проведени€ эмпирических исследований, какие птицы живут в городе, какие декоративные растени€ используютс€ дл€ озеленени€ улиц города.

3. “еоретические экспресс-исследовани€ ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихс€ в разных источниках. “емы таких исследований должны позвол€ть изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позвол€ют увидеть множество тем дл€ собственных изысканий, построени€ различных гипотез[3].

”чащиес€ 5-6 классов достаточно успешно справл€ютс€ с этой формой исследовани€. “ак, при изучении темы Уѕриспособленность животных и растений к услови€м окружающей средыФ реб€та по материалам учебника знаком€тс€ с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых услови€х кактусы, верблюжь€ колючка, как приспособлены к обитанию в наземно-воздушной и водной средах пингвины и ластоногие млекопитающие.

¬озможна€ тематика исследований: Уѕриспособленность растений степей к засушливым услови€м обитани€Ф, Уќсобенности насекомо€дных растенийФ, Уѕриспособлени€ растений к опылениюФ, Уѕриспособлени€ насекомых к сбору пыльцы и нектараФ. ѕо результатам исследований авторы делают краткие сообщени€, об€зательно содержащие выводы.

¬ 7-9-х классах теоретические исследовани€ оформл€ютс€ в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследовани€. –абота над рефератом помогает глубже разобратьс€ в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета[12].

4. ѕроведение учебного эксперимента. —юда относ€тс€ все лабораторные и практические работы по биологии, начина€ с 6-го класса и заканчива€ 11 классом. ¬ыполн€€ лабораторную работу, учащиес€ приобретают навыки наблюдени€, фиксировани€ и правильного оформлени€ результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

Ќапример, лабораторна€ работа У“ипы корневых систем. —троение стержневой и мочковатой корневых системФ. (”рок-исследование по теме " орень. ¬нешнее строение корн€")

¬ 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа. Ќапример, Ђизучение строени€ плесневого гриба мукораї. ѕроблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и вы€вление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегос€ на субстрате в начальном периоде развити€ и во врем€ созревани€ спор. ”чащиес€ выполн€ют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. ”читель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа. ”чебный эксперимент Ц один из продуктивных методов обучени€.

  1. ѕроведение уроков нетрадиционной формы (исход€ из классификации уроков нетрадиционной формы по ¬.Ћ.ўеневу): уроки Ц исследовани€

    уроки Ц презентации (Ђќсобенности организации нервных окончанийї

    учебные конференции (игра-научна€ конференци€ Ђ¬ыбор пути в будущееї

    практические работы, смотры знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты.

  2. »сследовательские учебные проекты (ЂЅыстра€ еда Ц вред или польза?ї, Ђѕроект в защиту бездомных животныхї, ЂЁкологические проблемы ¬олгиї, Ђ ислотные осадки, их вли€ние на живые организмы. »сследование кислотности водных объектов г. Ќижнего Ќовгородаї и др.//методический портал Ђ  ”–ќ ”. RUї

”чебный проект Ц организационна€ форма работы, котора€ ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составл€ет часть стандартного учебного курса или несколько курсов. ¬ школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую де€тельность учащихс€-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы де€тельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой дл€ участников проекта.

»сследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской де€тельности учащихс€. ќвладев методом теоретических экспресс-исследований, приобрет€ навыки практической экспериментальной работы, учащиес€ достаточно успешно справл€ютс€ с экспериментальной частью проектов, выполн€емой по специально подобранным методикам. ћен€етс€ роль учител€. ќн выступает в роли консультанта, помощника, наблюдател€, источника информации, координатора. ¬ результате учитель становитс€ организатором самосто€тельного учебного познани€ учащихс€[9].

7. ƒомашние задани€ также могут носить исследовательский характер: наблюдение за живыми объектами, за своим организмом, опыты с растени€ми и домашними животными, творческие задани€ Ц стихи, эссе, сочинени€ Ђѕутешествие с капелькой воды по зеленому растениюї, Ђѕутешествие по клеткеї, кроссворды, викторины, презентации.
8. Ћетние исследовательские задани€: составление гербариев, составление коллекций и др.
¬иды исследовательской де€тельности во внеурочное врем€
¬неклассные зан€ти€ с применением информационных компьютерных технологий направлены на совершенствование процесса обучени€, на формирование компетенций в области информационной де€тельности школьников, воспитани€ их информационной культуры. ќни углубл€ют и расшир€ют знани€ учащихс€, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету[7].
¬ индивидуальной форме внеклассной работы по биологии € использую:
1. поиск информации на различных электронных носител€х (электронных атласах, учебниках, энциклопеди€х, в »нтернете).
2. ќформление рефератов, докладов, сообщений с использованием электронных средств.
3. ѕодготовку к экзамену, зачету с использованием различных электронных тренажеров типа Уƒомашний репетиторФ, виртуальна€ биологическа€ лаборатори€, биологические тесты.
ѕриемы использовани€ » “ в групповой форме внеклассной работы по биологии: поиск информации на различных электронных носител€х (электронных атласах, учебниках, энциклопеди€х, в »нтернете) дл€ оформлени€ стенгазеты, групповой исследовательской работы. ƒл€ этого можно предложить учащимс€ разделитьс€ на группы по желанию.  аждый выполн€ет задание индивидуально, а затем группа собирает материал вместе, анализирует, оформл€ет результаты работы (проект Ђ«оопарк ЂЋимпопої, проект Ђ»сследуем нашу едуї

—оставление компьютерных презентаций дл€ использовани€ их на зан€ти€х кружка, интеллектуального клуба по биологии и дл€ подготовки к олимпиадам и Ќќ”.
ѕриемы использовани€ » “ в массовой форме внеклассной работы по биологии
1. ѕоиск информации на различных электронных носител€х (электронных атласах, учебниках, энциклопеди€х, в »нтернете) дл€ подготовки и проведени€ биологических вечеров, устных журналов, конференций.
2. ”частие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, природоохранных меропри€ти€х и акци€х (Ђћетодическа€ разработка комплекса зан€тий по охране природыї// социальна€ сеть работников образовани€ nsportal.ru, в образовательных экспедици€х (экскурси€х по экологической тропе), создание буклетов и эколистовок.
3. ѕодготовка и проведение конференций, тематических вечеров, устных журналов, недель науки с использованием мультимедийного проектора.
¬неклассна€ работа по биологии углубл€ет знани€ учащихс€; помогает установить св€зь биологии с жизнью; вы€вить склонности и даровани€ учащихс€; развивает их творческую самосто€тельность, умение работать с литературой; способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать результаты полученных исследований и рассказывать о них, выступа€ с сообщени€ми.

“аким образом, применение средств » “ делает внеклассную работу по биологии увлекательным и творческим делом дл€ учител€ и учащихс€[7].

ќбобща€ опыт использовани€ исследовательской де€тельности учащихс€ на уроках биологии, можно сказать, что это процесс творческий, но имеютс€ общие моменты:

Х исследовательска€ де€тельность €вл€етс€ универсальной и необходимой формой дл€ учащихс€;

Х при помощи исследовательской де€тельности на деле осуществл€етс€ индивидуальный подход к каждому ученику, так как можно варьировать по уровню усвоени€ материала;

Х использование нетрадиционных форм подачи и контрол€ материала оживл€ет обучающий процесс и создает благопри€тную обстановку в учебной группе, и т.д.

ѕриобщение учащихс€ к исследовательской де€тельности дает возможность осуществл€ть оперативный контроль промежуточных результатов де€тельности учащихс€, позвол€ет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект.   тому же учитель, использу€ исследовательский метод, освобождаетс€ от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышлени€. Ќе следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самосто€тельной работы учащихс€, их большей увлеченности предметом. –аботы, выполненные учащимис€, готов€т их к исследовательской де€тельности на студенческой скамье[14].

–ебенок Ц существо само по себе де€тельное. ≈му нужно все пощупать, потрогать, познать. ”читьс€ Ц значит исследовать мир.

—кажи мне, и € забуду,

ѕокажи мне, и € запомню,

ƒай мне действовать самому,

» € научусь.

 онфуций.

–езультативность опыта.

»сследовательска€ де€тельность учащихс€ на уроках биологии и во внеклассной работе, на мой взгл€д, €вл€етс€ фактором совершенствовани€ образовательного процесса.

”стойчивые хорошие педагогические результаты заключаютс€ в творческих достижени€х учащихс€ на уроках, в умении исследовать и решать разнообразные проблемы не только в учебно-познавательной де€тельности, но и во всех других видах их жизнеде€тельности.

ћои ученики овладели определЄнными интеллектуальными, творческими умени€ми. ќни научились:

Х работать с текстом (выдел€ть главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать еЄ, делать обобщени€ и выводы); примен€ть полученные знани€ на практике.

Х ѕриобрели умени€ и навыки исследовательского поведени€ (видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определени€ пон€ти€м, наблюдать, анализировать, выдел€ть главное и второстепенное, делать выводы и умозаключени€).

–езультативность опыта включает в себ€ усвоение учащимис€ понимани€ ответственности за успех учебной де€тельности, сформированность навыков самосто€тельной работы.

Ёта технологи€ чЄтко ориентирована на реальный практический результат, значимый дл€ школьников.

я считаю, что использованием технологии исследовательской де€тельности как фактора совершенствовани€ образовательного процесса можно достичь того, что выпускник школы будет обладать современными ценностными ориентаци€ми и опытом творческой де€тельности, будет готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству, стремитьс€ избегать конфликтов и преодолевать их.

—реди моих выпускников Ц студенты Ќижегородской государственной ћедицинской јкадемии ћинистерства здравоохранени€ –‘, Ќижегородского государственного педагогического университета, Ќижегородского √осударственного ”ниверситета им. Ќ.». Ћобачевского, Ќижегородской √осударственной —ельскохоз€йственной јкадемии.

я не считаю свой опыт рационализаторским и новаторским, поскольку многие аспекты проблемы уже разработаны в теории и практике педагогики. Ќо, согласно мнению ¬.».«агв€зинского, Ђновое в педагогике Ц это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позвол€ющие в измен€ющихс€ услови€х и ситуаци€х достаточно эффективно решать задачи воспитани€ и образовани€ї [14].

¬оплощение различных форм исследовательской де€тельности учащихс€ на уроках и внеклассных меропри€ти€х в практику работы привело к следующим положительным результатам:

Х учащиес€ стали более инициативными и активными на уроках;

Х у учеников вырос интерес к предмету биологи€;

Х повысилась продуктивность де€тельности ученика за счет формировани€ способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, систематизации, установлению причинно-следственных св€зей

Х повысилось качество знаний учащихс€.

“рудоемкость опыта заключаетс€:
- в переосмыслении организации учебного процесса с позиций раскрыти€ творческого потенциала учащихс€;
- в подготовке дидактических материалов, нагл€дных пособий;
- в слабом владении учащимис€ исследовательскими умени€ми, - в подготовке учащихс€ к участию в реализации замысла исследовани€;
- в составлении презентаций дл€ интерактивной доски;
- в отборе оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса;
- в индивидуальном учете творческих возможностей и мотивов учащихс€;
- учителю необходимо умение св€зать теоретическую и практическую части обучени€.

ѕерспективы развити€ методической системы
ѕредлагаемый к изучению и обобщению опыт не претендует на исчерпывающие решени€ рассматриваемой проблемы. я предполагаю, что поиск мой не закончен, технологи€ будет дорабатыватьс€ и совершенствоватьс€, а результаты работы еще не раз будут обсуждатьс€ и анализироватьс€.

Ћитература

1. ¬оспитательна€ система лице€ как интеллектуальной организации: теори€ и практика. /ѕод.ред —.¬. улевой.- Ќ.Ќовгород, 2010.-190 с.

2. √узеев ¬.¬. ћетоды и организационные формы обучени€. - ћ.: Ќародное образование, 2001.

3. ∆ук ј.».,  ашель Ќ.Ќ. ƒе€тельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучени€.Ч ћн.: »нститут повышени€ квалификации и переподготовки руковод€щих работников и специалистов образовани€, 1994.Ч 96 с.

4.  ларин ћ.¬. ѕедагогические технологии в учебном процессе. - ћ.: ѕросвещение, 1989. Ц 402 с.

5.  улева —.¬. ќсобенности управлени€ лицеем как интеллектуальной организацией//јктуальные проблемы управлени€ современной школой. —борник статей и научно-практических материалов по управлению образовательным учреждением.- Ќ.Ќовгород, 2010.

6. Ћеднев ¬. —. Ќаучное образование: –азвитие способностей к науч. творчеству/ ¬.—. Ћеднев. -2-е изд., испр. - ћ.: ћ√ј”, 2002. -119 с.

7. Ћитовченко ќ.ј. —овременные информационные технологии в преподавании биологии//»нформационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. Ц 2008. - є12. Ц —.28-36.

8. ћихелькевич ¬.Ќ., Ќестеренко ¬.ћ.,  равцов ѕ.√. »нновационные педагогические технологии. - —амара, 2001. Ц 254 с.

9. ћухина —.ј., —оловьева ј.ј. Ќетрадиционные педагогические технологии в обучении. ћ.: ‘еникс, 2004. Ц 384 с.

10. ћухамбетова, ј.Ѕ.   вопросу развити€ исследовательских умений учащихс€ в курсе биологии / ј.Ѕ. ћухамбетова // Ўкола будущего. Ц 2008. - є 1. Ц —. 77-86.

11. ћухамбетова, ј.Ѕ. –азвитие исследовательских умений учащихс€ в обучении биологии / ј.Ѕ. ћухамбетова // Ќаучный журнал Ђќбразование и саморазвитиеї. Ц 2008. - є 2. Ц —. 109-114.

12. ќрганизаци€ внеклассной работы по развитию у школьников 7-8 классов исследовательских умений. //¬ сб. Ќаучные труды ћѕ√”. —ери€: ≈стественные науки. Ц ћ., 1999 Ц с.287-288

13. ќбразовательное учреждение как интеллектуальна€ организаци€: педагогическое измерение/ѕод. ред —.¬. улевой.-Ќижний Ќовгород, 2009.-128 с.

14. «агв€зинский, ¬.». ћетодологи€ и методы психолого-педагогического исследовани€ / ¬.». «агв€зинский, –. јтаханов. Ц ћ., 2005. Ц 208 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019