јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћетодические рекомендации по сбору, обработке и хранению ископаемых организмов, описанию обнажений

Ѕерезина Ќаталь€ —тепановна
кандидат исторических наук

Ѕерезин јлександр ёрьевич

–еспубликанское ≈стественноЦисторическое общество УTerra incognitoФ, г. „ебоксары, „увашска€ –еспублика

 

 ак подготовить выездное зан€тие

ƒл€ выездного зан€ти€ следует заранее выбрать геологический разрез (береговое обнажение, заброшенный или действующий карьер), не слишком удаленный от места общего сбора кружка, чтобы экскурси€ уложилась в один день.

Ќадо помнить о безопасности детей

ѕеред входом в действующий карьер руководитель должен знать о времени начала и конца взрывных работ.

«атем руководитель приводит школьников на участок карьера, где нет работающей техники, и показывает удобные дл€ сборов части разреза или осыпи. ѕри этом необходимо следить, чтобы школьники не уходили из пол€ зрени€ руководител€ и выполн€ли р€д правил. ¬ карьере нельз€ подходить к работающей технике. ѕо сирене или по сигналу руководител€ о скором начале взрывов школьникам следует собратьс€ дл€ организованного ухода с карьера. ќколо вертикальных стенок и уступов следует работать с большой осторожностью, а если они сильно трещиноваты и сыплютс€, не работать вообще. Ќе следует полностью отказыватьс€ от работы у стенок, т.к. только на них видны породы и остатки организмов в естественном залегании; к тому же, часто очень важно послойное описание разреза. Ќо вместе с тем, категорически запрещаетс€ находитьс€ под вис€чими карнизами или около участков, гроз€щих обрушитьс€. Ќельз€ также работать на наклонном уступе или осыпи, наход€сь на разных уровн€х с товарищем, один над другим.  роме того, нельз€ подходить к краю уступов, так как под ногами может оказатьс€ карниз, способный обрушитьс€ и не видный сверху. Ќедопустимо наносить сильные удары молотком по стенке и, тем более, устраивать обвалы.

¬ работе на обрывах у реки меры безопасности почти такие же, как у стенки карьера. ≈динственное отличие состоит в том, что на обрывах часто приходитс€ делать зачистку разреза кирками и лопатами или рыть закопушки, чтобы добратьс€ до нужного сло€. ѕри этом необходимо следить, чтобы закопушка не имела потолка или карниза, а также, чтобы в небольшой €ме работало только один человек. –ассто€ние между работающими должно быть не менее 2 м.

 ак извлекать образцы из пород

ѕри сборе окаменелостей часто возникает необходимость отделить образец от вмещающей породы, не повредив и не разрушив его. ѕри обычном способе извлечени€ образца из твердой породы (известн€ка, мергел€, песчаника) пользуютс€ молотком и зубилом. ≈сли из породы виден фрагмент ископаемого, нужно, аккуратно скалыва€ породу, открыть остальные его части, насколько можно, чтобы иметь представление о его форме и размерах, затем, на некотором рассто€нии от ископаемого, в породе выдалбливаетс€ глубокий желоб, ограничивающий участок с ископаемым. ƒалее, порода вокруг желоба откалываетс€ таким образом, чтобы участок с образцом возвышалс€ над остальной поверхностью сло€ или глыбы. Ќаконец, зубило ставитс€ параллельно образцу, и ударом он откалываетс€ вместе с блоком вмещающей породы.

¬ случае, если образец находитс€ в глине или песке, его следует аккуратно выкопать совком или ножом. ’рупкие образцы нужно упаковать в жесткую обертку (например, из фольги), или в коробку с ватой, если они небольших размеров. „тобы меньше тр€сти и переворачивать упакованные образцы, их можно носить в небольшом ведре.

¬ глинистых породах могут систематически встречатьс€ желваки мергел€ или фосфорита - конкреции. Ёти образовани€ следует разбивать молотком, т.к. они часто содержат ископаемый материал, но полностью очищать образцы от породы лучше в школе. »ногда породы, содержащие много мелких находок, целесообразно промывать через сито.

 ак обрабатывать образцы в школе

ƒл€ обработки образцов необходим следующий набор инструментов: скальпель, шило, молоточек, препаровальные иглы, маленька€ лопатка, зубна€ щетка, маленькое долото (или отвертка), кусачки. »звестн€к или рыхлый мергель удал€етс€ лучше всего скальпелем, а доломит, песчаник, плотный мергель и фосфорит приходитс€ откалывать молоточком и маленьким долотом. ѕри этом образец кладут на подушечку с песком.

»глы нужны дл€ наиболее тонкой работы, а кусачки - дл€ откусывани€ удобно расположенных углов и наростов породы. “ак, хорошо отдел€ютс€ от породы внутренние €дра моллюсков, зубы акул в известн€ке или доломите.

”дал€ть породу следует небольшими кусочками. ѕри препарировании необходим учитывать форму обрабатываемого объекта.

¬ процессе работы обрабатываема€ поверхность замусориваетс€, поэтому ее надо посто€нно прочищать мокрой щеткой. ’орошие результаты дает мытье образцов водой и щеткой с мылом.

–ассыпчатые образцы пропитывают закрепл€ющим раствором при помощи палочки с ватой. ƒл€ раствора годитс€ клей Ѕ‘-2 или прозрачный лак, в который можно добавить растворитель. ѕропитывают образец обычно после чистки и просушки, но, если предполагаетс€, что он начнет крошитьс€, его можно укрепить и до препарировани€.

ќбразцы, состо€щие из соединений серы и железа (пирита, марказита), разлагаютс€ на воздухе из-за химических реакций и особых бактерий. ѕоэтому их нужно покрыть закрепл€ющим раствором, даже, если они не разваливаютс€, чтобы изолировать от воздуха. Ќужно, чтобы клей или лак попал во все поры, дл€ чего образцы иногда на врем€ погружают в раствор.

Ќаходки часто приходитс€ склеивать, дл€ чего можно использовать клей ѕ¬ј, "ћомент" или эпоксидный клей. ѕоследним можно также заполнить полости в образцах. ќбразец будет укреплен и приобретет более реконструированный вид. ѕолости и трещины можно также заполн€ть цементом из кле€ и измельченной в порошок породы того же самого образца.

»ногда образец частично или полностью имеет вид отпечатка-полости в породе, повтор€ющей его форму. — этих отпечатков можно сделать слепки, залив в них гипс или латекс (жидкий каучук).

 ак хранить и размещать образцы

ѕалеонтологический образец хранитс€ с этикеткой, котора€ содержит коллекционный номер (номер на образце), латинское название организма, геологический возраст, место сбора (область, район, обнажение, карьер и др.), а также, по возможности, год и мес€ц сбора, фамилию и инициалы собравшего.

Ќа экспозиции палеонтологический материал можно размещать или в геохронологическом (по системам, €русам, горизонтам, толщам и проч.), или в систематическом (по типам, классам и т.д.) пор€дке.

 ак изучать и описывать обнажени€

—лои, составл€ющие обнажени€, изучаютс€ и описываютс€ сверху вниз. ѕри этом определ€етс€ мощность каждого сло€ и отмечаютс€ его характерные особенности: цвет, строение (землистое, плотное, кристаллическое и т. п.), название породы (если оно известно), включени€ в породе, окаменелости.  роме того, делаютс€ схематические чертежи или фотоснимки. ѕласты на чертеже, точно так же и в записи, обозначаютс€ большими буквами алфавита или нумеруютс€.

ќпределив мощность пластов, кратко описывают обнажение в записной книжке под тем же его номером, что и на карте. ѕри описании слоев необходимо строго соблюдать те же обозначени€, что и на рисунке, отметить мощность слоев, дать краткую характеристику породы и условий залегани€.

ќсобое внимание следует обратить на подробный адрес обнажени€ и сделать пометку на карте кружком с соответствующим номером. Ёто поможет ¬ам и другим исследовател€м легче найти потом данное обнажение.

«апись обнажени€ составл€етс€ примерно так, как указано ниже, причем в скобках отмечаютс€ номера образцов, вз€тых из каждого сло€. ≈сли из сло€ вз€то несколько образцов, то р€дом с буквой ставитс€ еще и пор€дковый номер дл€ данного сло€. Ќапример, если из сло€ Ѕ вз€то три образца, вы так и пишите: є21, Ѕ-1, є22, Ѕ-2 и є23, Ѕ-3.

¬ы можете встретить обнажение такого рода. —хема обнажени€:

јЧпочва. 0,3м.

ЅЧвалунный песок. 1,2м.

¬Чпесок с бурым железн€ком. 0,7м.

√Ч песчаник. 0,5м.

ƒЧ известн€к. 2,0м.

≈Ччерна€ глина. 4,3м.

÷ифры справа обозначают мощность пласта в метрах.

»з приведенного выше описани€ следует, что в задачу исследовани€ входит прежде всего определить, какие породы и в каком пор€дке слагают данное обнажение.

≈сли порода вам пока еще не знакома, попытайтесь определить как эта порода относитс€ к испытанию сол€ной кислотой (оставл€ет гр€зное п€тноЧмергель, иначеЧглинистый известн€к; вскипает только в порошке или при нагреванииЧдоломит, иначеЧизвестн€к, содержащий магний; совсем не вскипаетЧгипс).

Ќе задержива€сь на определении породы (иногда это не так легко сделать), вы€вл€йте мощность, цвет, строение, какие имеютс€ особенностиЧтрещины, пустоты, включени€; как залегают слои - горизонтально или наклонно, согласно с подстилающими породами или несогласно и т. д.

Ўкольников обычно привлекают ископаемые остатки органического мира. Ќа этапе первого знакомства с ними вполне достаточно, если в описании отмечаютс€ только внешние характерные особенности обнаруженных находок, а определение их проводитс€ позже специалистами.

ќкаменелости в большем количестве встречаютс€ не столько в самом пласту, сколько у подножи€ обнажени€, в осып€х, а также среди речной гальки. ѕоэтому лучше всего начать изучение обнажени€ с просмотра и сбора этого материала.  роме того, окаменелости значительно легче извлекаютс€ из породы при ее выветривании в кусках, чем непосредственно из пласта.

—обранные в осыпи окаменелости могли выпасть из различных слоев обнажени€, поэтому они требуют тщательной проверки и сравнени€ с тем материалом, который был обнаружен в отдельных пластах. “олько те окаменелости, которые извлечены непосредственно из самого пласта или вполне им отвечают, обозначаютс€ буквой данного пласта.  огда же такой уверенности не имеетс€, ставитс€ только пор€дковый номер этикетки, а в скобках обозначаетс€ номер обнажени€, например є 41 (є 3). Ёто означает, что вами найдена окаменелость є 41 в осыпи обнажени€ є 3, которую вы, однако, не обнаружили в пластах самого обнажени€.

„тобы не перепутать окаменелости, непосредственно на самой окаменелости аккуратно обозначаетс€ пор€дковый номер, а в скобкахЧномер обнажени€ и слой (буква), например: є 26 (є 3, Ѕ). Ёто означает, что из обнажени€ є 3 (согласно пор€дковому є 26) из сло€ Ѕ вз€т данный образец.

¬ пластах, кроме окаменелостей, встречаютс€ также отдельные известковые или иные скоплени€ Ч конкреции, иногда значительных размеров. ќни часто содержат окаменевшие кости древнейших позвоночных животных, а потому конкреции не следует разбивать геологическими молотками. „асто на обнажени€х можно найти скоплени€ костей крупных животных. »х не следует извлекать из породы, так как они сразу разрушатс€! ќ подобных находках следует сообщить по указанному выше адресу, поскольку их извлечение и консерваци€ требуют специальных методов, известных только подготовленным специалистам.

Ќа образцы, которые берутс€ из обнажений, а также на окаменелости и на различный каменный материал, собираемый в процессе исследовани€, составл€ютс€ небольшие записки-этикетки (размером приблизительно 6х8 см). ƒл€ этой цели весьма удобны книжки с отрывными талончиками. »х нетрудно приготовить самому из обыкновенной школьной тетради. ƒл€ записи листок складываетс€ пополам и на каждой половинке отмечаетс€ один и тот же текст записи. «атем по сгибу этикетка отрываетс€ от той половинки, котора€ остаетс€ при корешке. Ётикетки имеют сквозную нумерацию дл€ экспедиции. Ќа этикетке отмечаетс€: 1) є образца, 2) дата (число, мес€ц, год), 3) є обнажени€, 4) обозначение сло€, 5) название местности, 6) местонахождение (река, овраг, осыпь и т. д.), 7) фамили€ исследовател€. ≈сли из данного сло€ вз€то несколько образцов, то пишетс€ еще и пор€дковый номер этого сло€. Ќапример: образец є21,Ѕ-1 и дальшеЧє 22, Ѕ-2; є 23, Ѕ-3 и т. д. Ёто значит, что из одного и того же сло€ Ѕ обнажени€ были вз€ты, предположим, бурый песок (образец є 26, Ѕ-1), гравий (Ѕ-2), галька (Ѕ-3).

 ак общее правило, образец всегда беретс€ из свежей невыветрившейс€ породы.

ƒл€ большей сохранности необходима тщательна€ и бережна€ упаковка собранного материала. »нтересные образцы завертываютс€ не в один, а в два листа бумаги раздельно и последовательно. ’рупкие образцы лучше завернуть сначала в тонкую бумагу, а затем обложить ватой.

Ётикетку не следует непосредственно прикладывать к образцу, так как она со временем может прийти в совершенную негодность. ќбыкновенно ее дважды складывают надписью внутрь (в четвертушку) и завертывают несколько раз в уголок листа оберточной бумаги. — этого угла бумаги (с этикеткой внутри) и надо начинать завертывание образца.

Ќебольшие образцы рекомендуетс€ завертывать в общие пакеты, обознача€ на них номера. ≈сли вы собрали в один пакет, предположим, 7 небольших образцов, то на нем и отмечаютс€ соответствующие 7 номеров.

 ак хранить образцы в коллекции

—обранный материал хран€т в специально сделанных картонных или фанерных €щиках. ”добный размер дл€ них 30х40 см (внутри) при глубине €щика в 6 см.

ќкаменелости и породы помещаютс€ в небольших картонных открытых коробках. ƒл€ крупных образцов удобный размер коробки 7х10 см, дл€ мелкихЧ5х5 см. Ѕорт у коробки делаетс€ высотой в 1,5 см и оклеиваетс€ цветной бумагой. Ётикетка к образцу кладетс€ на дно. Ѕольшие образцы можно хранить в шкафах, подложив под них этикетки.

–екомендуема€ литература

1. ћорозов ѕ.≈. –уководство по сбору и обработке ископаемых остатков (фоссилий) в услови€х палеонтологического кружка. ћ. 1994.

2. яковлев ј.ј. –ассказы о земле. ћ.: ”чпедгиз, 1959.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020