јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ Ќј„јЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я   Ё ќЋќ√»„≈— ќћ” ќЅ–ј«ќ¬јЌ»ё » ¬ќ—ѕ»“јЌ»ё ћЋјƒЎ»’ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬

»ванова Ќина —еменовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и методики преподавани€ ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђ„увашский государственный педагогический университет им. ».я.яковлеваї, г. „ебоксары

 

јннотаци€: в статье рассматриваютс€ различные формы и методы подготовки студентов начального образовани€ к экологическому образованию и воспитанию учащихс€ 1-4 классов.

 лючевые слова: экологическое образование и воспитание, исследование, знани€, умени€, навыки, убеждени€, экологические задачи, компетентность.

–азвитие науки и техники вооружило человека мощными средствами воздействи€ на природу. — их помощью человечество вовлекло в процесс материального производства почти всю географическую оболочку планеты и вышло за ее пределы в космос. ’арактер современного воздействи€ общества на природу ставит человека перед необходимостью глубокого и всестороннего познани€ закономерностей функционировани€ и развити€ географической оболочки в целом и ее структурных элементов. „еловек всегда был и остаетс€ частью природы. ќкружающа€ человека природа Ц это среда его жизни и де€тельности. » дл€ человека не безразлично, какой будет его окружающа€ среда. —уществует едина€ система Ђприрода Ц общество Ц человекї. ¬се составные части этой системы взаимосв€заны и взаимозависимы. ѕоэтому охрана природы Ц очевидна€ и очень важна€ задача государства и общественности.

ќстрота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколени€ в духе бережного, ответственного отношени€ к природе, защиты и возобновлени€ природных богатств.

ќтветственное отношение к окружающей среде формируетс€ у человека практически на прот€жении всей его жизни, и особенно интенсивно в школьные годы. Ёкологическое образование есть элемент общего образовани€, где учащиес€ овладевают научными основами закономерностей функционировани€ живой природы во взаимодействии с неживой.

¬ экологическом образовании и воспитании большое теоретическое и практическое значение имеет €сное и четкое определение целей и задач воспитани€. ќбсто€тельное знание целей и задач экологического образовани€ и воспитани€ дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и естественно придает его работе необходимую осмысленность и направленность. ј. —. ћакаренко подчеркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность воспитанника. Ќо, чтобы проектировать личность, нужно детально представл€ть, какой она должна быть и какие качества у нее формировать.

¬ 70-х годах широкое распространение получили работы по усилению экологической направленности обучени€ (ј. Ќ. «ахлебный, ». ƒ. «верев, —. —.  расновидова, ». Ќ. ѕонамарева, ». “. —уравегина и др.). ¬ результате сформировалась концепци€ экологического образовани€ и воспитани€ как нова€ область в школьной практике и педагогической теории. Ётими учеными Ц исследовател€ми определены цели, принципы и содержание экологического образовани€ и воспитани€ в целом, даны конкретные пон€ти€ по экологии. Ёкологическое образование Ц это образование и воспитание по проблемам природной, социальной и духовной среды с формированием экологического сознани€, мышлени€ и профессионализма. ¬ышеназванные авторы полагают, что дл€ успешного экологического образовани€ и воспитани€ необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий:

- готовность общества усвоить экологические идеи и знани€;

- наличие учебников и пособий дл€ изучени€ экологии и достаточно попул€рный их уровень;

- подготовленность педагогов любой специальности дл€ преподавани€ экологии и многочисленность экологов в народном образовании страны.

ƒл€ реализации целей и задач экологического образовани€ и воспитани€ в школе сами учител€ должны быть профессионально компетентны, т. е. должны быть асами в вопросах экологии. ѕрофессиональна€ компетенци€ Ц это способность успешно действовать на основе практического опыта, умени€ и знаний при решении профессиональных задач. ѕоэтому будущие специалисты должны иметь определенные экологические знани€ Ц знани€ о структуре окружающей нас живой природы, о том, как работает живой покров земли в его биосферной целостности. Ёкологические знани€ Ц важное условие понимани€ людьми своей неразрывной св€зи с насто€щим и будущим природы, объективной необходимостью организации охраны природы, рационального использовани€ природных ресурсов, воспитани€ у каждого человека чувства личной ответственности за состо€ние окружающей среды.

¬ процессе усвоени€ студентами экологических знаний осуществл€етс€ их ценностна€ ориентаци€, выдел€етс€ не только материальна€, но и эстетическа€ ценность видов растений и животных, природных ландшафтов, их воздействие на чувства человека, на его душевное состо€ние, на пробуждение у человека чувства радости, успокоени€. ѕоверхностное овладение изучаемым материалом, отсутствие системы в знани€х отрицательно сказываютс€ на формировании убеждени€. —формировать убеждени€ Ц это значит выработать у студентов целостную и стройную научную систему философских, экономических, нравственных и эстетических взгл€дов на развитие природы и общества. ”беждени€ представл€ют собой твердые, основанные на определенных принципах, жизненные позиции человека. Ёкологические убеждени€ выступают определ€ющей составной частью мировоззрени€ личности, характеризуют духовный облик человека, его направленность. ”беждени€ формируютс€ в процессе усвоени€ студентами знаний о природе. —формировать убеждени€ у студентов в экологическом образовании и воспитании Ц это значит выработать важный осознанный мотив поведени€, придающий всей де€тельности личности особую значимость и €сную направленность.

¬ыразительным определителем экологической грамотности €вл€етс€ наличие умений и навыков у учител€. ѕо утверждению психологов, умение Ц это способ успешного выполнени€ действи€, соответствующего цел€м и услови€м де€тельности. Ќавыки Ц это способы выполнени€ действий, ставшие в результате упражнений автоматизированными. Ќавыки и умени€, как способы действий, всегда включены в конкретные виды экологической де€тельности.   услови€м, обеспечивающим успешное формирование экологических навыков, относитс€ число упражнений, их темп и распределение во времени. ¬ сознательном овладении навыками и умени€ми важно знание результатов упражнений.

—оставной частью в подготовке будущих специалистов €вл€етс€ проведение с ними исследовательских работ. ћетодическа€ подготовка студентов к руководству исследовательской работой школьников рассматриваетс€ как основна€ форма работы. »сследовательска€ де€тельность школьников обеспечивает развивающее обучение, направленное на активизацию мышлени€ и формирование исследовательских умений и навыков, а также творческих качеств личности [1, 5]. ѕри проведении исследовательских работ студенты знаком€тс€ с методами экологических исследований. Ќапример, провод€тс€ практические работы на:

- измерение Ц измерение параметров питьевой воды, параметров воздуха в квартире и т. д.;

- наблюдение Ц наблюдени€ за состо€нием почвы, за состо€нием деревьев в окрестност€х автомобильной дороги и т. д.;

- моделирование Ц моделирование экологического состо€ни€ близлежащего пруда, элементов любой экосистемы и т. д.;

- опыты Ц опыт по измерению воздействи€ различных доз минеральных удобрений на рост и развитие гороха, определение уровн€ загр€зненности воды из водоема и т. д.;

- конструирование Ц конструирование фильтра дл€ очистки сточных вод, проектирование зеленых насаждений и т. д.

 роме аудиторных зан€тий по курсу Ђћетодика преподавани€ интегрированного курса Ђќкружающий мирї часть студентов 4-го и 5-го курсов выполн€ют курсовые и выпускные квалификационные работы, тематика которых св€зана с организацией исследовательской де€тельности по экологии.

¬ подготовке учителей дл€ работы с учащимис€ примен€етс€ краеведческий подход, т. е. использование национально-регионального компонента (Ќ– ). »менно он в экологическом образовании и воспитании позвол€ет закрепл€ть содержание базовых учебных дисциплин, значительно расшир€€ возможности педагога. Ќационально-региональный компонент в обучении дает возможность учителю курса Ђќкружающий мирї знакомить учащихс€ с местными предпри€ти€ми, де€тельность которых св€зана с вопросами загр€знени€ и конкретных мер по защите окружающей среды своего города, района, деревни или села, возбудить и развивать познавательный интерес.

¬ процессе ознакомлени€ студентов с растительным миром „– отмечаетс€, что „уваши€ Ц один из самых густонаселенных районов –‘, поэтому ее природа испытывает повсеместно усиливающеес€ вли€ние де€тельности человека. ¬полне веро€тно, что ослабление, а местами и гибель дубрав Ц гордости республики Ц €вл€етс€ следствием такого вли€ни€. ѕоэтому, чтобы сохранить среду, а в более узком масштабе Ц леса, необходимо как можно бережнее относитьс€ к его отдельным видам.

ѕри ознакомлении с редкими и исчезающими растени€ми и животными „увашской –еспублики студенты знаком€тс€ с категори€ми, которые характеризуют численность видов:

1 категори€ Ц виды, наход€щиес€ под угрозой исчезновени€ (венерин башмачок, жужелица блест€ща€ и др.);

2 категори€ Ц виды, численность которых сокращаетс€ (валериана лекарственна€, шмель моховой и др.);

3 категори€ Ц редкие виды, не наход€щиес€ еще перед непосредственной угрозой вымирани€, но встречающиес€ в небольшом количестве (кувшинка бела€, совка обыкновенна€ и др.);

4 категори€ Ц малоизвестные, недостаточно изученные (дубровник одноклубневой, крошечна€ бурозубка и др.) [5, 7].

‘ормирование молодого специалиста, повышение его производственного опыта и квалификации осуществл€етс€ в процессе самосто€тельной работы на учебно-опытном участке. ÷елью работы на учебно-опытном участке €вл€етс€ закрепление, систематизаци€, расширение знаний по выращиванию различных культур. «десь будущие педагоги получают знани€ и умени€ по выращиванию ведущих дл€ данной местности полевых, овощных, плодово-€годных, цветочно-декоративных растений. ¬ соответствии с программой определ€етс€ тематика опытов. ƒл€ фиксации результатов ведетс€ дневник, в содержание которого входит наблюдение и сравнение [2, 3]. ¬ конце сельскохоз€йственной практики студенты оформл€ют отчет о проделанной работе.

„тобы работа учител€ по экологическому образованию и воспитанию была наиболее эффективна, на зан€ти€х используетс€ решение логических задач экологического характера, которые могут быть самыми разнообразными и охватывать все разделы курса Ђќкружающий мирї.

ѕример 1. ѕо данным статистики, из-за ударов молнии и самовозгорани€ торфа возникает 10% пожаров, а остальные 90% - по вине человека, что приводит к изменению состава воздуха.

  1. ѕеречислите причины возникновени€ пожаров по вине человека?
  2. ѕочему осколки стекл€нной посуды в лесу могут служить причиной возникновени€ пожара?
  3. Ќа какую глубину необходимо закапывать стекл€нную тару?
  4. «а сколько лет происходит разрушение стекла в почве? [3, 18].

ѕример 2. — одного гектара земли в услови€х „увашии можно собрать до 40 ц пшеницы. ќна на 1/3 часть заражена грибом Ц паразитом (головней).

  1. —колько тонн урожа€ недополучит агропредпри€тие со 120 га пшеничного пол€?
  2. „то необходимо предприн€ть, чтобы предупредить заболевание пшеницы?
  3.  ак определить по внешнему виду, что пшеница поражена этим грибком? [3, 25].

ќпыт показывает, что студенты уже при прохождении педагогической практики показывают умение методически правильно проводить разные типы уроков и внеклассных меропри€тий экологического содержани€.

—писок использованной литературы

  1. Ѕухвалов, ¬. ј. ћетоды экологических исследований / ¬. ј. Ѕухвалов и др. Ц ћ. : Ћј Ђ¬ар€гї, 1995. Ц 165с.
  2.  раеведение: ¬неклассна€ работа по истории, географии, биологии и экологии: методическое пособие / авт.-сост. ё. ¬.  озлова. Ц ћ. : “÷ —фера, 2007. Ц 128с.
  3. »ванова, Ќ. —. Ёкологические задачи на уроках Ђќкружающий мирї: учебно-методическое пособие / Ќ. —. »ванова. Ц „ебоксары, 2005. Ц 68с.
  4. »ванова, Ќ. —. ѕрактическа€ работа учащихс€ начальной школы на пришкольном участке: учебно-методическое пособие / Ќ. —. »ванова. Ц „ебоксары : „уваш. гос. пед. ун-т, 2011. Ц 28с.
  5. –едкие и исчезающие растени€ и животные „увашской ј——–: каталог / отв. ред. ј. ». ќлигер. Ц „ебоксары, 1988. Ц 288с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020