јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ц Ђ јћЌ» ѕ–≈“ Ќќ¬≈Ќ»яї: ћЌ≈Ќ»≈ Ё —ѕ≈–“ј

Ќ.Ћ.ѕанченко
кандидат педагогических наук, директор ј” „увашской –еспублики Ђ÷ентр внешкольной работы ЂЁткерї ћинобразовани€ „увашской –еспублики, ‘√Ѕ” Ђ√осударственный природный заповедник Ђѕрисурскийї г. „ебоксары

јннотаци€. »сследовательска€ де€тельность €вл€етс€ одним из основных условий формировани€ исследовательских способностей обучающихс€, которые определ€ют его готовность к активной де€тельности и продуктивным исследовани€м, позвол€ющим решать жизненные и профессиональные задачи. ќднако небольша€ дол€ педагогов владеет технологи€ми развити€ исследовательских способностей школьников. јвтор предлагает рассмотреть основные затруднени€ и ошибки в организации исследовательской де€тельности школьников.

 лючевые слова: исследовательска€ де€тельность обучающихс€, исследовательские способности школьников, исследовательска€ работа

¬ „увашии большое внимание удел€етс€ вовлечению обучающихс€ в поисково-исследовательскую де€тельность, формированию исследовательского и проектного мышлени€, развитию их креативности. —уществует р€д традиционных конкурсов исследовательских работ обучающихс€. — 2007 года проводитс€ –егиональный этап –оссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников Ђя Ц исследовательї. ¬ 2011 году в  онкурсе прин€ло участие 708 реб€т в возрасте до 11 лет (135 из них Ц дошкольники) из 23 муниципалитетов (всего их 26), а также один участник из ¬олгоградской области. ≈жегодно дл€ школьников старше 11 лет с 1998 года проводитс€ республиканска€ конференци€-фестиваль творчества обучающихс€ ЂExcelsior!/¬сЄ выше!ї. ¬ текущем году на муниципальном этапе  онференции ЂExcelsior!ї прин€ли участие более 3000 обучающихс€ из 254 (43,6 %) образовательных учреждений республики. Ќа финальный этап было за€влено 832 научные статьи, к устному докладу допущено 365 участников в 30 секци€х (в 2009 г. соответственно 747 и 392 в 32 секци€х). ћежрегиональна€ конференци€ студентов Ђёность Ѕольшой ¬олгиї проходит в 52 подсекци€х на базе 6 учреждений высшего профессионального образовани€, в 2011 году перед экспертными комисси€ми с 598 докладами выступил 731 участник. » это не полный перечень меропри€тий, где предметом конкурсного рассмотрени€ €вл€етс€ исследовательска€ работа обучающегос€.

—татистика участи€ школьников в  онференции ЂExcelsior!ї обращает внимание на следующее. ≈сли прин€ть призовое место участника конференции за показатель исследовательской компетентности педагога (не секрет, что большую роль играет знающий и опытный наставник), то примерно 2,5% учителей/педагогов дополнительного образовани€ умеют развивать исследовательские способности школьника, организовывать исследовательскую де€тельность совместно с учеником, представл€ть результаты исследовани€ в формате, стандартном дл€ данного вида де€тельности.

ћы рассматриваем формирование исследовательских умений у школьников как необходимое условие развити€ личности, результатом чего €вл€етс€ способность обучающегос€ к активной де€тельности и продуктивным исследовани€м, дающим с одной стороны, изобретение, новые технологии, научное открытие и т.п., с другой Ц навыки мышлени€, которые позвол€ют выработать варианты выхода из той или иной неприемлемой дл€ индивидуума личной или профессиональной ситуации. » это имеет первостепенное значение, поэтому надо учить каждого школьника. Ќо 2,5% педагогов Ц эта не та величина, котора€ может обеспечить желаемое изменение в уровне исследовательской подготовки детей. ¬ чем же основные Ђкамни преткновени€ї (лат. petra scandali)?

«ачем дет€м исследовательские умени€, развитые исследовательские способности? —кажем сразу, не только дл€ того, чтобы в будущем ребенок стал ученым. ѕодчеркнем, что исследовательские способности чрезвычайно важны дл€ каждого в повседневной жизни. —ледует упом€нуть, что исследовательска€ активность человека Ц это врожденное качество, инстинкт. —уществует р€д классификаций инстинктов животных и человека. ќдной из наиболее полных можно считать классификацию, предложенную ѕ.¬.—имоновым (1986). —огласно данной классификации, различают три группы инстинктов или безусловных рефлексов: витальные, зоосоциальные, рефлексы саморазвити€. –ефлексы саморазвити€ обращены в будущее. Ёти рефлексы не могут быть выведены из других потребностей, рассматриваемых в предыдущих группах; это самосто€тельные рефлексы. »сследовательский относ€т к рефлексам саморазвити€. »сследовательский инстинкт формирует посто€нный сенсорный, информационный "голод", который определ€ет посто€нный поиск информации как фактор развити€ нервной системы. Ѕольша€ роль в эволюции принадлежит рефлексу преодолени€ или свободы. Ќа существование этого рефлекса впервые указал ».ѕ.ѕавлов.

»сследовательска€ де€тельность в хорошем ее варианте способствует тому, что ученик, во-первых, приобретает функциональный навык исследовани€, как универсального способа освоени€ действительности, во-вторых, у него развиваетс€ исследовательский тип мышлени€. Ќо зачастую участие школьника в конференции/конкурсе исследовательских работ принимаетс€ как самоцель. “о есть занимаемс€ исследовательской де€тельностью не дл€ того, чтобы приобрести необходимые умени€ и навыки, а только лишь дл€ того, чтобы поучаствовать в конференции, Ђвыступитьї - публично представить что-то. ¬ этом есть один положительный момент. ¬ исследовательскую де€тельность, как правило, вовлекаетс€ одаренный ребенок.  то это Ц одаренный ребенок? ¬ ответе на этот вопрос мы раздел€ем точку зрени€ ¬.—.ёркевич. Ђќдаренные дети могут характеризоватьс€ разным темпом развити€ - обычным, когда преимущества их интеллекта вы€вл€ютс€ не сразу и не очевидным образом, ускоренным, когда опережение ребенком своей возрастной нормы чрезвычайно велико (дети Ц вундеркинды), замедленным, когда какое-то врем€ ребенок производит впечатление отстающего по развитию от своих сверстников (феномен Ёйнштейна). √овор€ об одаренных дет€х, мы будем ориентироватьс€ на все указанные варианты возрастного развити€ одаренности. Е —ама€ сильна€ потребность у одаренных детей - познавательна€. ќдарЄнный ребЄнок испытывает по-насто€щему комфортное состо€ние только тогда, когда он может спокойно приобретать знани€. Ћюбое отвлечение от этого комфорта лишь раздражает его. ќдаренные дети очень рано настраиваютс€ на накопление и переработку знаний. ¬о многих случа€х это просто непрерывное их поглощение. Ёту их страсть вполне раздел€ет школа, также направленна€, прежде всего на передачу опыта, приобщение ребенка к знани€м, накопленным до него человечеством. Ќе стоит удивл€тьс€, что способность одаренного ребенка к качественному усвоению знаний именно в школе встречаетс€ с восторженным отношениемї.

Ёто Ђчто-тої, представл€емое школьником и его наставником, часто не €вл€етс€ исследовательской работой, докладом о ее результатах, так как и ученик, и учитель пренебрегают сущностными характеристиками исследовани€.  ак писал ‘римен ƒайсон, ЂЕнаука делаетс€ непредсказуемым образом. ”ченые занимаютс€ как раз тем, что планируют эксперименты, результаты которых будут заведомо как можно менее предсказуемыми, а затем провод€т их и смотр€т, что получитс€. ћожно даже сказать так: если что-то предсказуемо, то это не наукаЕї. ћожно привести достаточно распространенное определение: исследовательска€ де€тельность Ц это де€тельность учащихс€ по решению творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. —ледовательно, исследовательска€ работа Ц это описание этой творческой задачи, методов ее решени€ и само решение, которое было найдено в процессе исследовательского поиска.

¬ последнее врем€ все чаще употребл€етс€ пон€тие Ђпроектї - слово, имеющее множество значений. Ќа основе анализа разных точек зрени€ и мнений, мы дл€ себ€ определили следующее.

»сследовательска€ де€тельность школьника - де€тельность учащихс€ по решению творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом; есть основные этапы, характерные дл€ исследовани€ в научной сфере. √лавный результат исследовательской де€тельности - интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследовани€ и представленный в стандартном виде. “аких стандартов в науке несколько: тезисы, научна€ стать€, устный доклад, диссертаци€, монографи€, попул€рна€ стать€. ¬ каждом из стандартов определен характер €зыка, объем, структура.

ѕроект, проектна€ де€тельность учащихс€ - совместна€ учебно-познавательна€, творческа€ или игрова€ де€тельность учащихс€, имеюща€ общую цель, согласованные способы де€тельности, направленна€ на достижение конкретного общего результата де€тельности (продукта). Ќепременное условие проектной де€тельности Ц наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте де€тельности. √лавна€ ее ценность - свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. Ќа разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, чтобы проект был реальным, но исследование здесь выполн€ет чисто обслуживающие функции.

Ќепредсказуемость, Ђчудої творческого озарени€, поиск истины Ц таковы характеристики исследовани€. »менно этого зачастую в исследовательской де€тельности школьников нет. ¬место увлекательного зан€ти€ им предлагают суррогат: Ђ¬от тебе тема, иди и сделай исследовательскую работуї. Ќа многочисленных семинарах, проводимых автором с учител€ми разной специализации и уровн€ квалификации, как правило, один из первых вопросов: Ђ ак выбрать тему исследовани€?ї. ∆елание учител€ иметь Ђна складеї запас тем и выдавать их ученикам по мере необходимости можно пон€ть. Ќо с точки зрени€ психологических основ исследовательского подхода в обучении, мы имеем дело, по определению ј.».—авенкова, с ранней вербализацией темы исследовани€, что влечет за собой жесткие ограничени€ возможностей творческого поиска юного исследовател€. ƒа и начинать надо не с темы.

ќсновные институты современной науки сложились лишь в 19-20 веках, т.е. сравнительно недавно. “ем не менее, существует достаточно четкое представление о нормах проведени€ исследовани€, его этапах.

Ётапы исследовани€:

  • постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса),
  • изучение теории, св€занной с выбранной проблемой, степени ее изученности;
  • выдвижение гипотезы исследовани€,
  • подбор методик и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • собственные выводы,
  • представление (презентаци€) выполненного исследовани€ в выбранной (требуемой, стандартной) форме.

“ака€ Ђцепочкаї Ц неотъемлема€ принадлежность исследовательской де€тельности, норма ее проведени€. Ёто не чьЄ-то искусственное требование, в этапах исследовани€ воплотилась система мышлени€ человека, последовательность мыслительных действий по Ђпоиску истиныї, созданию нового знани€ как интеллектуального продукта. ћожет как раз в этом и есть главный Ђкамень преткновени€ї. »значально ни учитель, ни ученик не став€т целью Ђпоиск истиныї, нет амбициозных устремлений выдвинуть смелую гипотезу, сделать открытие, так как пребывают в полной уверенности, что это невозможно. Ќо вот пример. Ђјндрей ’лопин родилс€ в 1996 году в  раснодарском крае. — трехлетнего возраста его любимой книгой стала Ђјстрономи€ дл€ детейї. — тех пор наука о звездах прочно завоевала сердце мальчика. ќн автор четырех научных гипотез в области астрономии, обладатель двух рекордов планеты: Ђ—амый молодой автор научной гипотезыї (9 лет) и Ђ—амый молодой автор трех научных гипотезї (10 лет)ї.

Ётапы исследовани€ отражаютс€ в компонентах рукописи исследовательской работы. », как можно заметить, первым этапом €вл€етс€ определение проблемы исследовани€.  ак говорил ј.Ёнштейн, Ђ—формулировать проблему Ц это уже наполовину ее решитьї. ѕроблема исследовани€ Ц ключевой момент. » надо заметить, если определена проблема, сформулировать тему исследовани€ Ц дело техники. ¬ системе формировани€ исследовательских способностей дошкольников и младших школьников, разработанной ј.».—авенковым, начинать рекомендуетс€ с воспри€ти€. ќщущение, воспри€тие, мышление Ч это неразрывные части единого процесса отражени€ действительности. „увственное нагл€дное познание предметов и €влений окружающего мира есть исходное. ќднако, ощуща€, воспринима€, нагл€дно представл€€ себе любой предмет, любое €вление, человек должен анализировать, обобщать, конкретизировать Ч иными словами, мыслить о том, что отражаетс€ в ощущении и воспри€тии. “олько воспри€тие способно дать исследователю уникальную информацию. Ђѕодумай самосто€тельно!ї: ќтветь себе, что тебе особенно интересно? ® „то ты уже знаешь об этом? ® „его ты еще не знаешь? ® ј что бы ты хотел узнать? ѕримерно так, можно выйти на проблему исследовани€. ћы рассматриваем проблему в аспекте исследовательской работы как Ђразрывї между двум€ состо€ни€ми: 1)чего-то не знаем, но хотим знать и 2) исследовали и узнали.

ќбласть интересов школьника можно прин€ть за область определени€ проблемы. ј дальше действовать как скульптор: отсечь все лишнее от глыбы мрамора, чтобы получилась скульптура. ¬ области определени€ проблемы надо найти один основополагающий вопрос, ответ на который планируетс€ получить в процессе исследовани€.  огда проблема сформулирована, видна цель исследовани€. ≈сли обратитьс€ к примеру, показанному на рис.1, то можно, например, поставить такую цель: вы€вить меры, позвол€ющие сохран€ть численность попул€ции амурских тигров.

–ис.1 ѕоле определени€ проблемы

Ќо вс€ прелесть этой творческой задачи заключаетс€ в том, что путей решени€ проблемы может быть несколько (Ђвеер возможностейї), и следует выбрать тот путь, который наиболее интересен исследователю. Ќапример, 1) вы€вить меры, примен€емые зоологами, но не дающие эффекта; 2) сравнить эффективность мер по сохранению тигров, примен€емых в разных странах; 3) дать оценку мерам сохранени€ попул€ции тигров, разработанным теоретически, но не примен€емым на практике и т.д. ќдним из исследовательских умений €вл€етс€ умение выдвигать гипотезу, т.е. формулировать научное предположение, в котором задаетс€ вектор исследовательского поиска, определ€ютс€ изучаемые параметры, возможные качественные и количественные характеристики предмета исследовани€. √ипотеза Ц слабое, а иногда и пустое (гипотеза отсутствует) место в исследовательских работах школьников.

Ђ¬ыпадениеї отдельных этапов исследовани€ нарушает его логику и целостность. „резмерное, непропорциональное, неоправданное увеличение одного из компонентов так же не повышает качества исследовательской работы. ќсновную часть работы должен оставл€ть собственный материал юного исследовател€.   сожалению, очень часто под эти подразумевают то, что собрано из литературных источников. «десь мы затронем несколько Ђкамушковї юного исследовател€ и его наставника.

Ѕольша€ беда Ц это больша€ Ђводаї в исследовательской работе. Ќередко этап изучени€ теории, св€занной с выбранной проблемой, становитс€ накоплением множества занимательных фактов или необъ€тным и по большей части не очень нужным описанием объекта исследовани€ в варианте, который бы мы назвали Ђначина€ с залпа Ђјврорыї. ќбратимс€ к примеру на рис.1. Ќесомненно, что исследователю нужно детально знать особенности биологии тигров как животных, особенности их образа жизни; владеть информацией, где и что в мире происходит касаемо охраны тигров; ученых и их работы в этой области, интересные факты, удивительные событи€. Ќо в работе должна быть оптимально достаточна€, уместна€, адекватна€ исследуемой проблеме информаци€ о мерах охраны тигров, их положительных и отрицательных характеристиках, приведены точки зрени€ ученых на меры охраны. » это делаетс€ не дл€ того, чтобы показать, как много информации вы нашли, а дл€ того, чтобы обосновать собственную точку зрени€, котора€ сложилась в процессе изучени€ теории по исследуемой проблеме, а также обосновать тот вариант решени€ проблемы из Ђвеера возможностейї, который вы выбрали в данном исследовании.

»нформаци€ дл€ литературного обзора не отобрана, отсюда и необоснованно увеличенный объем исследовательской работы, трудность соблюдени€ формальных требований организаторов конкурса (например, стать€ объемом 5 страниц), неоправданные затраты времени (очень быстро, если все скачать; очень долго, если собирать по крупицам), нежелание сократить этот раздел в тексте работы, так как нрав€тс€ изложенные в разделе чужие впечатлени€ и результаты. —ледует отметить, авторы примерно одной трети исследовательских работ, сделав обзор, считают исследование завершенным.

“ака€ работа тер€ет характеристики исследовани€ и превращаетс€ в реферат, компил€цию. ¬ исследовании ценно собственное воспри€тие объектов, процессов и €влений; собственный эксперимент и его результаты; собственное мнение исследовател€ на суть исследуемой проблемы и его умозаключени€.

ќдну из причин мы видим в отсутствии целостности, последовательности, логичности того, что называетс€ научным аппаратом исследовани€: проблема, цель, задачи, гипотеза, методы, изучаемые параметры, способы обработки результатов. ≈сли в исследовательской работе нет этого Ђскелетаї, то трудно нарастить Ђтелої. » очень трудно сделать выводы, если не представл€ешь какие результаты получил (если получил) в процессе решени€ поставленных в исследовании задач, стрем€сь достичь цели.   сожалению, нередко цель и задачи бывают надуманными и не имеющими отношение к проблеме, либо заимствованными, потому что Ђпонравилось, как написано и вроде бы подход€тї.

¬тора€ причина Ц в незнании и неумении использовать современную систему мышлени€, алгоритм мышлени€. Ёто следствие того, по нашему мнению, что исследовательска€ де€тельность ученика в реальности замен€етс€ изготовлением суррогата - текста Ђисследовательскойї работы. ѕо мнению Ё. де Ѕоно, Ђмышление и ум Ч это разные вещи. ”м можно сравнить с мощью машины, а мышление Ч с умением водител€ї. –азработанный им алгоритм основан на п€ти этапах мышлени€, которые формируют рамки практической операции мышлени€. ћы рекомендуем педагогам, руковод€щим исследовательской де€тельностью школьников, вместе с подопечными ознакомитьс€ с этим алгоритмом.

ћы считаем необходимым упом€нуть о научной этике, о заимствовани€х из чужих работ (мы не называем это плагиатом, поскольку это сложно квалифицируемое €вление с точки зрени€ современной юридической практики). ћы выделили два аспекта: 1) заимствовани€ из работ ученых, диссертаций без ссылки на них (это большой минус), 2) в прошлом году работа представл€лась от имени одного юного исследовател€, в текущем году работа идентична€, но представлена от имени другого или двух других юных исследователей. ƒл€ оценки второго аспекта у нас нет цензурного выражени€. “акое же отношение у нас к вз€тым из »нтернета работам. Ќапоминает анекдот: Ђƒавай обманем кондуктора, билет возьмем, а не поедемї. ƒа и не об исследовательской работе школьников здесь надо говорить.

ќдно их важнейших исследовательских умений Ц это умение отдел€ть истину от вымысла, и как частное про€вление этого умени€ Ц умение делать выводы из полученных фактов. »сточником большого объема фактического материала €вл€етс€ эксперимент, полевое наблюдение и др. Ёксперимемнт (от лат. experimentum Ч проба, опыт) Ч метод исследовани€ некоторого €влени€ в управл€емых услови€х. ќтличаетс€ от наблюдени€ активным взаимодействием с изучаемым объектом. Ёксперимент должен удовлетвор€ть р€ду требований, т.е. должна быть соблюдена чистота эксперимента: повторность/кратность, контролируемость воздействи€ и факторов, измер€емость и др. —облюдение этих требований позвол€ет минимизировать случайные воздействи€ и получить объективные данные, которые подтверждают/опровергают гипотезу либо в целом, либо частично. ќдин из распространенных Ђперекосовї в экспериментальных работах Ц это детальное описание условий и пор€дка проведени€ эксперимента (вз€ли, прилили, увидели осадокЕ), но без должного внимани€ на существенные моменты Ц суть вли€ни€ на исследуемый объект, исследуемые параметры и др.

ѕерефразиру€ известное выражение »ммануила  анта, можно сказать исследовательска€ работа школьника €вл€етс€ настолько научной,
насколько много в ней математики. ќсобенно удручает, когда нет математической статистической обработки данных там, где така€ обработка €вл€етс€ неотъемлемой частью анализа полученных данных, что можно сделать в MS Office Excel. “олько к компьютерным возможност€м надо добавить понимание той информации, которую выдаст программа.

ѕри приеме работы дл€ участи€ в конкурсе участники за€вл€ют ту или иную научную секцию. Ќередко эксперты после знакомства с работой предлагают перевести работу в другую секцию, так как исследуема€ проблема и методы исследовани€ не соответствуют за€вленной секции. Ќапример, на секцию Ђ–усска€ литератураї за€влено исследование колыбельных песен. Ќесомненно, что в этой работе должны преобладать методы, присущие филологическим исследовани€м. Ќо в работе в основном применены методы анкетировани€ и социологического опроса. –езультаты анкетировани€ дают информацию о том, какой доле (% от общей численности) опрошенных мамы пели колыбельные. ≈стественно, эксперт-филолог такую работу оценит низко.  роме того, требуетс€ корректное употребление и понимание сути терминов, пон€тий выбранной отрасли науки. ƒостаточно нелепо выгл€д€т попытки удивить экспертов обилием и Ђэкзотичностьюї терминов в заученном докладе и незнанием не только их сущности, но и €зыка происхождени€ данного термина и элементарного перевода. ≈сли эксперт пытаетс€ уточнить, какой смысл участник вкладывает в употребл€емое пон€тие, зачастую нарываетс€ на обвинение Ђ¬ы придираетесь к словамї. Ќо дл€ того, чтобы понимать друг друга, еще древние греки выработали правило дискуссий Ђƒоговоримс€ о словах и их значени€хї.

ѕредназначение этой статьи Ц двум сторонам придти к общему пониманию компонентов исследовани€ и требований к ним.

¬ заключение мы выражаем благодарность все тем педагогам, которые обращаютс€ к экспертам научно-практических конференций школьников с претензи€ми, что работу их ученика недооценили. Ѕлагодар€ этим педагогам, стало четко €сно, в чем Ђкамни преткновени€ї при организации исследовательской де€тельности школьников, что в свою очередь стало основой данной статьи.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020