јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»сследовательский проект Ђ—тимул€ци€ цветени€ растений и созревание овощей под действием этиленаї

Ќарицин ƒмитрий, учащийс€ 10 класса ћЅќ” Ђ—редн€€ общеобразовательна€ школа є 7ї г. —а€нск »ркутской области

÷ель проекта:

1.‘ормирование целостного представлени€ о вли€нии этилена на рост и развитие растений.

2. ‘ормирование целостного представлени€ о вли€нии этилового спирта на помидоры.

3. —овершенствование практических навыков сбора информации и умени€ обрабатывать и систематизировать полученные знани€.

4. —овершенствование практических навыков получени€ и применени€ этилена с целью стимул€ции цветени€ комнатных растений (свойство, которое используют, в частности, в теплицах дл€ ускорени€ вызревани€ плодов).

«адачи:

  1. –ассмотреть биологическую активность этилена; вли€ние его на рост и развитие растений. »зучить нормы и сроки введени€ этилена.
  2. ѕровести эксперименты: а) Ђ—тимул€ци€ цветени€ комнатных растений под действием этиленаї б) Ђ—тимул€ци€ цветени€ комнатных растений карбидом кальци€ї
  3. ƒоказать выгодный эффект вли€ни€ этилена на быстрое цветение комнатных растений и ускоренное созревание плодов.

јктуальность проекта: Ётилен, точнее, этиленпродуценты - соединени€, разрушение которых сопровождаетс€ выделением этилена, имеют широкое применение в практике сельского хоз€йства. ¬ ничтожно малых концентраци€х этот газ оказывает на растени€ тройную реакцию: тормозит раст€жение, способствует утолщению, и измен€ет горизонтальную ориентацию. ѕозже было доказано, что этилен ускор€ет созревание плодов. Ќародное средство, ускор€ющее процесс созревани€, - окуривание дымом. ƒействующее начало в дыме - окись углерода и этилен. ≈ще в 20-х годах нашего столети€ этилен был испытан в качестве вещества, ускор€ющего созревание. ≈го ценность в том, что это естественный фактор созревани€, ведь растени€ сами на стадии созревани€ плодов продуцируют этилен. «акончившие рост, но еще зеленые плоды, помещают в герметические камеры при температуре 20 - 22о—. ¬ эти камеры периодически подаетс€ этилен.  онкретное количество этилена зависит от вида плодов. ¬ этих услови€х помидоры созревают за 5 - 6 суток (вместо 10 - 12), лимоны и апельсины - за 4 - 5 суток (вместо 20 - 25). Ќедостаток этилена - его летучесть. Ётилен Ц газообразный гормон. Ётот гормон €вл€етс€ газом и находитс€ внутри растени€ в растворенной форме. ѕри этом он может улетучиватьс€ и вли€ть на другие растени€. —ледовательно, этилен можно использовать не только дл€ ускорени€ созревани€ плодов, но и дл€ стимул€ции цветени€ комнатных растений. ¬се это определ€ет большое внимание биохимиков, физиологов, генетиков, молекул€рных биологов и практиков к изучению этилена. ƒанный материал можно использовать:

  1. дл€ проведени€ спецкурсов по биологии, экологии, химии
  2. как дополнительный материал на уроках химии при изучении темы ЂЁтиленї
  3. садоводам, примен€€ идею о быстром цветении растений и созревании овощей и фруктов под действием Ђкарбидной водыї на садово-огородных участках.
  4. —роки выполнени€: »сследование проводилось в два этапа: 1 этап - с но€бр€ 2011 г.по март 2012 г. II этап Ц с ма€ 2012 г. по сент€брь 2013г.

    Ќа первом этапе изучалс€ вопрос стимул€ции цветени€ комнатных растений действием этилена. Ќа втором этапе более подробно шло изучение этилена - как стимул€тора цветени€ ананасов (семейство бромелиевых), изучалосьв¬ли€ние этилового спирта на томаты.

    1.ќткрытие этилена

    ¬первые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком »оганном »охимом Ѕехером нагреванием этилового спирта с концентрированной серной кислотой. —овременники не смогли по достоинству оценить открытие ученого. ¬едь Ѕехер не только синтезировал новый углеводород, но и впервые применил химический катализатор в процессе реакции. ƒо этого в научной практике примен€лись только биологические катализаторы природного происхождени€ Ц ферменты. Ётилен более 100 лет после его открыти€ не имел собственного названи€. ¬ конце XVIII века вы€снилось, что при взаимодействии с хлором Ђгаз Ѕехераї превращаетс€ в масл€нистую жидкость.; после чего его назвали олефином, что значит рождающий масло. «атем это название распространилось на все углеводороды, которые имели подобное этилену строение.

    2. Ѕиологическа€ активность этилена

    Ётилен подавл€ет рост корн€, ускор€ет старение, что хорошо прослеживаетс€ на листь€х и цветках растений. Ётилен ускор€ет также созревание плодов, вызывает опадение листьев и плодов.

    ¬ ответах растений на различные повреждающие воздействи€ - механические, химические и биологические - также участвует этилен. ќн вовлекаетс€ в ответ растений на атаку патогенов. Ётилен включает системы защиты растений от патогенов. ѕри этом он индуцирует синтез большого числа ферментов, например ферментов, разрушающих клеточную стенку грибов (хитиназы, специфические глюканазы), а также ферментов, участвующих в синтезе фитоалексинов - соединений, €довитых дл€ патогена. ѕри поранении растений происход€т синтез и выделение этилена. ≈сть данные о том, что при объедании листьев древесных растений животными объеденное растение выдел€ет этилен и под его воздействием в листь€х соседних растений могут синтезироватьс€ вещества, делающие листь€ невкусными дл€ животных [4]

    3. ѕрактическое применение этилена

    Ётилен используют дл€ ускорени€ созревани€ овощей и фруктов, прореживани€ цветков, ускорени€ опадени€ плодов и листьев. ѕримен€ют его и дл€ регулировани€ процесса дифференциации пола у некоторых овощных культур.

    Ќародное средство, ускор€ющее процесс созревани€, - окуривание дымом. ƒействующее начало в дыме - окись углерода и этилен. ≈ще в 20-х годах нашего столети€ этилен был испытан в качестве вещества, ускор€ющего созревание. ≈го ценность в том, что это естественный фактор созревани€, ведь растени€ сами на стадии созревани€ плодов продуцируют этилен. «акончившие рост, но еще зеленые плоды, помещали в герметические камеры при температуре 20 - 22о—. ¬ эти камеры периодически подаетс€ этилен.  онкретное количество этилена зависит от вида плодов. ¬ этих услови€х помидоры созревают за 5 - 6 суток (вместо 10 - 12), лимоны и апельсины - за 4 - 5 суток (вместо 20 - 25). Ќедостаток этилена - его летучесть.

  5. —тимул€ци€ цветени€ растений и созревани€ овощей и фруктов действием этилена

ќказываетс€, растени€ и плоды содержат особый гормон этилен, который контролирует процесс созревани€. » от его количества напр€мую зависит сохранность плода: чем этилена больше, тем хуже хранитс€ продукт. ¬ клетках, предположим, €блока затормаживаютс€ метаболические процессы Ч понижаетс€ интенсивность дыхани€ и ферментативна€ активность. ¬ итоге созревание останавливаетс€.

“ак называемый гормон созревани€ Ц этилен, запускающий процессы созревани€ в растени€х был открыт еще в  1912 году русским ученым ƒмитрием Ќелюбовым. —егодн€ на этом принципе основаны сенсоры, автоматически определ€ющие степень созревани€ фруктов. ƒатчики в хранилищах измер€ют содержание этилена в воздухе, благодар€ чему можно с высокой точностью оценить, пора ли продавать зимние сорта €блок или им надо еще полежать. ѕочти за 100 лет, прошедших с момента открыти€ действи€ этилена на растени€, исследовани€ в этой области прошли через несколько пиков. ѕервый был св€зан с вы€снением всей полноты эффектов этилена на растени€ и с его практическим применением в сельском хоз€йстве. ¬торой определилс€ успехами в области изучени€ биосинтеза этилена в самом растении и вы€снении роли этого процесса в ответе растений на внешние воздействи€. “ретий проходит в наши дни. ќн св€зан с изучением генетики и молекул€рной биологии воспри€ти€ и передачи гормонального сигнала в растени€х. Ётот этап обещает дать в руки исследователей принципиально новые пути управлени€ жизнью растений через получение генно-инженерным путем трансформантов с заданными параметрами роста, плодоношени€ и скорости созревани€ плодов [2]

5. –асчет этилена

Ётилен €вл€етс€ природным стимул€тором Ц его накопление в плодах способствует их созреванию, что используют дл€ искусственного ускорени€ созревани€. ќпыт по ускорению цветени€ растений под действием этилена € поставил в услови€х школьного химического кабинета. ќпытным путем установлено: дл€ созревани€ плодов и ускорени€ цветени€ растений необходимо, чтобы один объем этилена приходилс€ на 2000 объемов воздуха (1:2000) [4]

Ётилен € получал из этилового спирта и концентрированной серной кислоты в специально собранном аппарате, (прил. 1,2). ѕод действием концентрированной серной кислоты в присутствии катализатора Ц кварцевого песка Ц этиловый спирт отщепл€ет воду с образованием этилена:

2Ќ5ќЌ —2Ќ4 + Ќ2ќ.

6. –асчет этилового спирта

ƒл€ проведени€ эксперимента € рассчитал, сколько надо вз€ть этилового спирта, чтобы получить нужное дл€ опыта количество этилена.

ѕрежде всего, мне необходимо было рассчитать объем камеры. ќбъем камеры равен 1 м3, или 1 000 л. ƒл€ получени€ концентрации этилена 1:2000 в камере такого объема необходимо 0,5 л этилена (1 000:2000) ежедневно, на 6 дней Ц 3 л. ѕо уравнению реакции 1 моль —2Ќ5ќЌ образует 22,4 л этилена:  

7. —тимул€ци€ цветени€ комнатных растений под действием этилена

¬ качестве камеры дл€ стимул€ции цветени€ растений € использовал шкаф, который хорошо загерметизировал. ¬ камеру поместил растени€ гвоздику, Spathiphyllum cannaefolium, Anthurium; раз в сутки, предварительно ее, проветрив, подавал этилен (прил. 3) в течение недели.

ѕод действием этилена гвоздика уже на третий день пустила множество боковых побегов, а через 28-30 дней после стимул€ции растени€ этиленом по€вились цветочные почки (прил. 4). растени€ Spathiphyllum cannaefolium на 4 день стимул€ции этиленом по€вились листовые пластинки, а цветочна€ почка через 16 дней после стимул€ции (прил.5).

¬ кабинете химии есть очень красивое растение Ц Anthurium. –астение хорошо развито активно растет, достигло необходимого возраста (растению 2 года), но не цветет, Ц € решил помочь растению. ƒанное растение, € так же поместил в герметическую камеру, в которую ежедневно в течение 7 дней при температуре 20 Ц 220— пропускал этилен (прил. 6). ѕод действием этилена, антуриум уже на 6 день стимул€ции этиленом дал новые листовые пластинки, и цветочную почку между листь€ми (прил.8). „ерез три недели после стимул€ции растени€ этиленом (19-20 дней) у антуриума по€вились еще две цветочные почки (прил.7, 8).

8. ѕодкорка комнатных растений в кабинете химии карбидом кальци€

—амым простым стимул€тором цветени€ растений €вл€етс€ этилен. Ќо есть и другой способ заставить цвести хорошо развитое растение Ц это подкормка растени€ карбидом кальци€ (Ђкарбидной водойї). я получал ее следующим образом: в 100 г воды раствор€л 1г карбида кальци€ (вещество, используемое газосварщиками). ѕосле суточного настаивани€ в закрытой банке раствор аккуратно сливал в другую емкость без примеси осадка.  арбид кальци€ при взаимодействии с водой дает ацетилен, микрофлора почвы восстанавливает его до этилена, что и нужно дл€ цветени€ многих растений. Ётой Ђкарбидной водойї - раз в сутки в течение недели € поливал хризантемы (растени€м 1-2 года) и Dieffenbachia magnific (растению 4 года). –азова€ доза Ц от 20 до 50 граммов.

»з дополнительной литературы [1] € узнал, что Dieffenbachia magnific может цвести. Ќо цвести могут лишь самые сильные и старые экземпл€ры. я решил проверить - сможет ли Ђкарбидна€ водаї заставить растение цвести? „ерез 7 недель после стимул€ции карбидной водой растение образовало группы соцветий, еще через две недели бутоны распустились (прил.9).

’ризантем по€вились цветочные почки через 8 недель после стимул€ции Ђкарбидной водойї (прил.10). Ќа мой взгл€д, этот способ более трудоемкий, а также использование карбида кальци€ сопровождаетс€ еще и сильным непри€тным запахом.

≈сли карбид кальци€ достать не удалось, можно поступить иначе: в большой полиэтиленовый мешок поставить горшок с растением и туда же положить несколько зрелых €блок, помидоров или спелых бананов и плотно зав€зать его. Ётот метод проще, но гораздо менее эффективен,Ц цветение наступает не всегда.

9. ¬ыращивание ананаса в домашних услови€х

¬ газете Ђƒл€ садоводов и огородниковї € прочитал статью Ђ ак вырастить ананас в домашних услови€хї. —очный, ароматный, с божественным вкусом, этот плод был украшением банкетов еще во времена ѕушкина. Ќо € до сих пор считал, что ананасы растут на деревь€х или пальмах. ¬ действительности же это весьма неприметного вида трава из семейства бромелиевых, представл€юща€ собой розетку жестких линейных листьев до 75 см длиной. ¬ центре у нее развиваетс€ соцветие, состо€щие более чем из ста плотно сросшихс€ цветков. »з них затем формируетс€ соплодие. јнанас практически не развод€т как декоративное растение, но € решил попробовать вырастить его из любопытства, хот€ риск неудачи был достаточно большой.

9.1. »з истории ананаса

јнанас - многолетнее трав€нистое плодовое растение семейства бромелиевых. “еплолюбивое, светолюбивое и засухоустойчивое растение. ≈го линейные листь€ собраны в розетку, в длину достигают 90 см, жесткие, как правило, с колючками по кра€м. —оцветие на м€систой цветоножке, простое, из густо и спирально расположенных на оси цветков. ÷ветки двуполые. —оплодие ананаса по своему строению похоже на соплодие малины. ќно состоит из отдельных сочных плодиков, сид€щих на центральном стержне, пронизывающем соплодие от основани€ до верхушки, на которой расположен пучок листьев. ќкраска плодов в зависимости от сорта бывает желтого, золотистого, красного и даже фиолетового цвета.

–одиной ананаса €вл€етс€ ёжна€ јмерика. ¬едущими районами производства ананаса €вл€ютс€ √авайские и јзорские острова, а также ‘илиппины, јвстрали€, ћексика, Ѕразили€, √ана, √вине€. «начительно расширились плантации в »ндии. ¬ –оссии ананасы можно выращивать в теплицах. ‘ормирование и созревание плодов длитс€ 90-200 дней.  исло-сладкие, очень сочные и ароматные бессем€нные плоды ананаса культурных сортов бывают массой от 2 до 15 кг. –азмер плода очень сильно варьирует в зависимости от сорта и условий выращивани€.

9.2 ѕосадка ананаса

ѕеред посадкой выбрал плод со здоровой зеленой "ботвой" и живой серединкой. «еленую розетку ананаса срезал у самого основани€ соплоди€, без м€коти, и промыл ее в розовом растворе марганцовки. «атем срез присыпал порошком активированного угл€ купленного в аптеке (чтобы не пересушить саженец, но предотвратить загнивание м€коти). ѕосле этого дал посохнуть срезу 5-6 ч. ѕодсушенную розетку высадил в горшок емкостью не более 0,6 л на глубину примерно 3 см. (глубина посадки имеет большое значение, поскольку растение должно прочно сидеть в земле) (прил. 11). Ќа дно горшка насыпал дренаж. ” мен€ под рукой была только смесь дл€ фиалок, в нее и посадил. —верху слоем 1 см насыпал смесь листового перегно€ и песка в соотношении 1:1 (но вообще, проще купить в магазине готовую земл€ную смесь дл€ бромелиевых) после чего землю хорошо утрамбовал.

ѕочву немного полил и накрыл прозрачным полиэтиленовым пакетом (цель этой манипул€ции Ц поддержание в окружающей растение среде тропической влажности), поставил в теплое, с не€рким светом, место. “ак как укоренение ананаса проходило в декабре, то горшок с черешком ананаса € поставил на батарею, предварительно подложив под него пенопластовую подставку.

ƒалее-проветривал, понемногу поливал, так как почва под куполом остаетс€ влажной. –аз в один-два дн€ брызгал на розетку теплой водой из распылител€.

Ќикакими стимул€торами € не пользовалс€, хот€ посадка была в декабре. ѕримерно через 2,5-3 мес€ца листочки в серединке розетки стали увеличиватьс€ и начинали расти новые листь€. ѕосле того, когда стало видно, что растение прижилось и активно начало расти сн€л с него полиэтиленовый пакет и пересадил в более питательную смесь.

¬ажнейшие услови€ при выращивании ананаса - температура и свет. Ћетом температура должна быть 28-30∞—, ну, самое малое -18-20∞—. ¬ теплые солнечные дни растение можно выносить на улицу, но если ночью температура опускаетс€ ниже 16-18∞—, то его вечером занос€т в комнату. «имой ананас содержат при температуре 22-24∞—. ѕри температуре ниже 18∞— ананас перестает расти и погибает. ѕереохлаждение корневой системы тоже губительно сказываетс€ на растении, поэтому нежелательно ставить его на подоконник, близко к холодному окну. «имой растение об€зательно подсвечивают люминесцентной лампой, чтобы световой день составл€л не менее 12 часов.

9.3. ѕолив

ѕоливал ананас только теплой, нагретой до 30∞—, подкисленной лимонным соком водой.
ѕолива€ растение, воду заливают и в розетку, но нужно учитывать, что чрезмерное переувлажнение приводит к загниванию корней, поэтому между поливами земл€ должна слегка подсохнуть.  роме правильного полива ананас нуждаетс€ в частых опрыскивани€х теплой водой. √лавный поглощающий орган у них не корень, а лист. Ѕромеливые создают резервуары воды на большой высоте с уникальной биотой, развивающийс€ в них. »з резервуара листь€ впитывают минеральные соли, отсюда же растени€ "пьют", когда наступает засушливое врем€. Ѕез воды в розетке листьев бромеливые существовать не могут.

9.4. ѕодкормка ананаса

 аждые 10-15 дней растение подкармливал жидкими комплексными минеральными удобрени€ми типа Ђјзали€ї. ќб€зательно 1-2 раза в мес€ц ананас опрыскивал и поливал подкисленным раствором железного купороса из расчета 1 г на 1 л воды. ўелочные удобрени€, такие как древесна€ зола и известь, растение не переносит.

9.5. ѕересадка ананаса

ѕересаживал ананас ежегодно, только способом перевалки, не разруша€ кома земли. “ак как, корнева€ система у ананаса очень маленька€, поэтому емкость горшка увеличивал незначительно. ƒаже взрослое растение содержат в 3-4-литровых горшках. ѕочва должна быть рыхлой, питательной и иметь кислотную реакцию рЌ 4-6.

9.6. Ётилен и цветение ананаса

»з дополнительной литературы [1] € узнал, что при правильном уходе ананас начинает плодоносить на 3-4-й год. ѕравда, взрослый ананас нужно еще заставить цвести.  огда мой ананас достиг трехлетнего возраста, он упорно не давал стрелы-цветоноса. я решил помочь растению. —начала выбрал наиболее простой путь: в большой полиэтиленовый мешок поставил горшок с ананасом и туда же положил несколько зрелых €блок и поместил пакет в теневое место. яблоки должны были постепенно выдел€ть этилен, что заставило бы ананас выпустить цветочную стрелку и плодоносить (о волшебных свойствах этилена известно еще с 1901 года).

„ерез 7 дней вынул растение из пакета и переставил на прежнее, солнечное место. „ерез 2-2,5 мес€ца из центра розетки должно было по€витьс€ соцветие. ќднако этот простой метод оказалс€ не эффективен,Ц цветение ананаса так и не наступило. ƒалее решил стимулировать цветение растени€ при помощи окуривани€: на растение надевал плотный полиэтиленовый пакет, р€дом с горшком на 10 мин. клал несколько дым€щихс€ углей или пару сигарет, соблюда€ меры пожарной безопасности. ѕроцедуру повтор€л 3 раза с интервалом 7 дней. —тимул€ци€ цветени€ ананаса при помощи окуривани€ также не дало результатов.

—амым простым стимул€тором цветени€ ананасов (да и всех растений из семейства бромелиевых) €вл€етс€ этилен [2]. ѕолучать этилен и рассчитывать его количество € научилс€, работа€ над исследовательской темой Ђ—тимул€ци€ цветени€ комнатных растений действием этиленаї. ѕоэтому в середине ма€ € принес ананас в кабинет химии дл€ стимул€ции цветени€ его действием этилена. ƒанное растение, € поместил в герметическую камеру, в которую ежедневно в течение 10 дней при температуре 20 Ц 220— пропускал этилен примерно 15 Ц 20 минут (до выделени€ всего этилена).

„ерез неделю, после стимул€ции ананаса этиленом € произвел подкормку растени€ карбидом кальци€ (Ђкарбидной водойї). я получал ее следующим образом: в 0,5 л воды раствор€л 1 чайную ложку карбида кальци€. ѕосле суточного настаивани€ в закрытой банке раствор аккуратно сливал в другую емкость без примеси осадка. Ётот настой раз в сутки в течение недели вливал в центр листовой розетки. –азова€ доза Ц около 50 граммов.  арбид кальци€ при взаимодействии с водой дает ацетилен, микрофлора почвы восстанавливает его до этилена, что и нужно дл€ цветени€ многих растений. Ётой Ђкарбидной водойї - раз в сутки в течение недели € поливал ананас.

—ама€ ответственна€ часть нашего проекта - ожидание! ѕримерно через 45 дней на верхушке нашего ананаса по€вились цветы с красными гребешками (прил. 12), а впоследствии и сам плод (прил. 13). ¬ период по€влени€ стрелы-цветоноса почву все врем€ увлажн€ли.   концу июл€ (примерно через 25 дней с момента формировани€ плода) соцветие ананаса зацвело (прил.14). ƒл€ созревани€ плода необходимо примерно шесть мес€цев и мы сможем к концу декабр€ насладитьс€ вкусом и ароматом тропиков в нашем доме! (прил.15)

10. ¬ли€ние этилового спирта на ускоренное покраснение помидоров

ѕогода нынешнего лета многих садоводов заставл€ла снимать помидоры с кустов недозревшими, поскольку велик риск потер€ть урожай от заболевани€ фитофторой. «еленые или слегка белесые плоды с успехом дозревают в теплом сухом месте. ƒл€ ускорени€ созревани€ сн€тых помидоров надо положить среди них несколько красных, так как спелые помидоры выдел€ют этилен и именно этот легколетучий газ ускор€ет созревание плодов. ѕричем Ђпоторопитьї можно даже малыша размером с грецкий орех.

я решил попробовать ускорить созревание томатов пр€мо на кусте. “ак как спелые помидоры выдел€ют этилен, то можно было бы один или два зрелых помидора поместить в полиэтиленовый пакет и надеть его на гроздь зеленых плодов, выдержать их вместе несколько суток. “ака€ процедура показалась мне очень неудобной. Ќо почему бы не использовать инъекции с этиловым спиртом? ¬едь в предыдущих исследовани€х € получал этилен именно из этилового спирта. –ешил проэкспериментировать. ƒл€ этого первоЦнаперво удалил все кисти с нераспустившимис€ цветками и нижние сухие, пожелтевшие листь€, а также пасынки.

ѕрищипнул главный стебель и боковые побеги, сн€л треть листьев, чтобы все силы растени€ ушли на созревани€ плодов, а не на рост растени€. «атем ввЄл медицинским шприцом по 0.5 мл 76% этилового спирта в каждый из трех плодов одного из кустов. —пирт вводил у основани€ плода, чтобы не попортить кожицу. ƒалее ответственна€ часть проекта Ц наблюдение. ќт инъекции зеленые плоды через 8-10 дней приобрели оранжевую окраску (прил.16). ѕервым созревало гнездо плода, куда был сделан укол. ƒругие плоды, растущие на этом же кусте, но не участвовавшие в эксперименте, начали краснеть примерно через две недели. ѕри этом вкус таких помидоров практически не отличалс€ от помидоров созревших обычным способом.

Ќа опыте € лично убедилс€, что данный способ ускорени€ созревани€ томатов работает.  онечно, в промышленных масштабах использование подобного способа ускорени€ созревани€ может и нецелесообразно. —лишком велики трудозатраты (в теплицах тыс€чи кустов). Ќо € считаю, что в личных подсобных хоз€йствах вполне возможно такое применение этилового спирта. ћне кажетс€, что покраснение помидоров на 2 недели раньше - вполне оправдано (прил. 17).

11. ¬ыводы

  1. ѕрименение этилена Ц ускор€ет процесс цветени€ растений, быстрое созревание овощей и фруктов.
  2. ѕри стимул€ции цветени€ растений необходимо учитывать нормы и сроки введени€ этилена (дл€ созревани€ плодов и ускорени€ цветени€ растений необходимо, чтобы один объем этилена приходилс€ на 2000 объемов воздуха (1:2000)).
  3. ƒл€ цветущих цветов этилен скорее вреден, так как заставл€ет опадать цветы раньше срока. Ѕольше всего этилена выдел€ют зрелые фрукты и овощи, так что не стоит ставить цветы р€дом с ними.
  4. Ёффект от стимул€ции цветени€ растений непосредственным введением этилена немного выше, нежели подкормка растений Ђкарбидной водойї (цветочные почки по€вл€ютс€ через 2-3 недели после стимул€ции этиленом, а при поливании Ђкарбидной водойї спуст€ 1,5 Ц 2 мес€ца после стимул€ции растени€).
  5. Ќеобходимо заметить, что при стимул€ции этиленом (Ђкарбидной водойї) цвести могут лишь самые сильные растени€, готовые к семенному и вегетативному размножению.
  6. Ётиловый спирт ускор€ет созревание плодов (томатов) на 1-2 недели.

Ћитература:

  1. √есдерфер, ћ. ¬се о комнатных растени€х [“екст]/ћ. √есдерфер. Ц ћ: Ёксмо, 2002.
  2.  улаева, ќ.Ќ.  ак регулируетс€ жизнь растений [“екст]/ ќ.Ќ.  улаева // —оросовский ќбразовательный ∆урнал. Ц 1995.Ц є 1.Ц —. 20-27.
  3.  улаева, ќ.Ќ Ётилен в жизни растений [“екст]/ќ.Ќ.  улаева// Ѕиологи€.Ц 2008.Цє 4.Ц—.13Ц17.
  4. ѕолевой, ¬.¬. ‘итогормоны. [“екст]/ ¬.¬. ѕолевой.Ц Ћ.: »зд-во Ћ√”, 1982.Ц 249 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020