Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Городское научное общество учащихся «Эврика» как эффективное средство формирования исследовательской деятельности старшеклассников

Пашкина Светлана Юрьевна
заведующая центром методической и массовой работы МБОУ ДОД Дворец детского творчества им. В.П.Чкалова, руководитель Нижегородского отделения Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук» «Интеллект будущего»

В современном, быстро меняющемся мире, в условиях огромного потока информации, господства массовой культуры, быстро возрастает потребность в специалистах, обладающих исследовательскими умениями в решении практических задач. Происходящие изменения диктуют необходимость создания таких условий обучения, в которых молодой человек сможет приобрести опыт деятельности, способствующий нахождению технологичных решений возникающих производственных и личных задач.

Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладение методом исследовательского стиля мышления.

Именно исследовательский стиль мышления – наиболее эффективный способ освоения действительности. Он подразумевает творческое отношение личности к миру, позволяет системно обрабатывать огромные потоки информации и делать логические выводы. Исследовательская деятельность содействует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности учащихся, повышению интереса к овладению научными знаниями и методами, становится «кирпичиком фундамента» самореализации и выбора своей будущей профессии, которая будет интересна и востребована на рынке труда. Учеными не рождаются, ими становятся. И процесс этот требует не только длительного времени, но и определенной системы отбора, подготовки и обучения талантливых ребят.

В самоопределении старшеклассникам г. Н.Новгорода (и Нижегородской области) активно помогает городское научное общество учащихся (НОУ) «Эврика», созданное в апреле 1969 года на базе Дворца пионеров им. В.П.Чкалова. Работа НОУ основывается на приобщении школьников к научной деятельности и «научению» использования исследовательского принципа. Именно данный принцип предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания.

В рамках городского НОУ «Эврика» преподаватели ведущих вузов г. Нижнего Новгорода, а так же учителя школ и педагоги дополнительного образования занимаются со старшеклассниками исследованиями в различных областях науки, что способствует формированию у ребят умения логично и системно выстраивать картину мира. Вся 43-летняя деятельность НОУ – это большая работа по выявлению и развитию одаренности учащихся, их ориентация на творчество в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук.

Основная цель современного этапа развития НОУ «Эврика» - обновление содержания деятельности городского научного общества учащихся с учетом «вызовов» современного общества для расширения взаимодействия школьников г. Н.Новгорода с миром науки.

Задачи:

  • обновление содержания деятельности совета кураторов
  • повышение профессиональной компетентности педагогов, занимающихся с учащимися в секциях НОУ
  • обеспечение регулярного выпуска сборника лучших исследовательских работ учащихся «Интеллект» по итогам городской конференции НОУ
  • пополнение методического фонда Дворца
  • расширение зоны участия юных исследователей в различных конкурсах, в том числе и международного уровня

В соответствии с Уставом НОУ является самостоятельной научной творческой организацией, созданной для обеспечения взаимодействия и повышения эффективности работы научных и научно - профориентированных обществ и других подобных содружеств юных исследователей с учеными, специалистами образования и культуры. Само название такого общества подразумевает вовлечение старшеклассников в мир науки, обладающий специфическими чертами, которые определяют направления деятельности НОУ, а также личностные качества, необходимые старшекласснику для его дальнейшей эффективной социализации.

Научная деятельность учащихся – это жизнь для самоутверждения, на котором индивидуальность личности не ограничивается образовательными программами и традиционными технологиями, это путь, на котором научный поиск становится потребностью. Обучение переходит в процесс познания природы ученика, организации индивидуализированного обучения старшеклассников в рамках исследовательской деятельности, ранняя ориентация школьников на профессию ученого, учителя, инженера – в этом ценность научного общества учащегося, его феномен актуальности и востребованности [Мищенко, 2004].

В рамках НОУ школьники имеют возможность заниматься исследовательской работой не только со школьными учителями, но и с преподавателями высших учебных заведений города. За 43 года деятельности НОУ «Эврика» выработало действующую организационную структуру, систему и принципы работы.

Научное общество учащихся (НОУ) можно определить как добровольное творческое формирование подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством ученых, педагогов, и других специалистов. Само название такого общества подразумевает вовлечение старшеклассников в мир науки, обладающий специфическими чертами, которые определяют направления деятельности НОУ, а также личностные качества, необходимые старшекласснику для его дальнейшей эффективной социализации. Из определения науки как «разумного и связного знания; полного и порядочного собрания опытных и умозрительных функций» вытекает главная функция науки, а именно «производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Научное объяснение в свою очередь позволяет предсказывать и контролировать развитие явлений в окружающей действительности».

Это определяет особенности деятельности НОУ как формы дополнительного образования детей:

  • добровольное участие в исследовательской работе. НОУ является одной из форм дополнительного образования детей, которое не является обязательным в отличие от школы, поэтому предполагает работу в русле желаний и возможностей школьника.
  • систематизация знаний школьников, накопление и обмен ими информацией. В НОУ старшеклассник при написании работы не ограничивается школьной программой, а рассматривает проблемы, лежащие за ее пределами, что способствует расширению его кругозора.
  • Организация исследовательской деятельности учащихся. Эта особенность предполагает обучение старшеклассников методикам научной работы: Умение выявлять насущные проблемы, определять цели и задачи для ее разрешения, методы достижения поставленных целей, выдвигать возможный результат ее разрешения (гипотезу).
  • неразрывная связь между получением знаний и их применением. Получение новых знаний предполагается не как итог работы в научном обществе учащихся, а как средство для достижения какой-либо значимой задачи для общества (актуальность выбранной темы). Эта особенность вытекает из определения понятия «образование» - сочетание воспитания, обучения и приобретения практического навыка
  • Участие в конференциях всех уровней. Это является неким контролем работы старшеклассников в рамках НОУ, что позволяет отслеживать эффективность (неэффективность) деятельности научного общества и определять необходимые коррективы для его дальнейшего развития.
  • содействие в профессиональной ориентации. Вхождение в коллектив НОУ ведет к пониманию правильности выбранного жизненного и профессионального пути уже в момент окончания средней школы. В противном случае есть время для исправления ошибки – учащийся, осознав, что выбрал неверное направление, будет искать другие возможности для самореализации и профессионального самоопределения.

Особенности деятельности НОУ "Эврика" как одного из направлений воспитательного процесса способствуют формированию и развитию ряда личностных качеств школьника.

  • добровольное участие в работе вырабатывает такое качество как самостоятельность – независимость в принятии решений;
  • из самостоятельности вытекает ответственность – добросовестное отношение к возложенным на себя обязанностям;
  • рассмотрение проблем, выходящих за рамки школьной программы, способствует развитию инициативности, т.е. предприимчивости, активной жизненной позиции;
  • работа в рамках методологии науки помогает выстраиванию логичности мышления – последовательность в решении любой из жизненных проблем. Определение (четкое формулирование) проблемы, поиск путей ее разрешения, прогнозирование и анализ возможных результатов является основой исследования в науке, но непременно используется во всех сферах жизнедеятельности: в политике, бизнесе, экономике, образовании, в решение личных вопросов;
  • участие в конференциях, т.е. процесс защиты и отстаивания своей работы, вырабатывает стойкость убеждений – твердый взгляд на что-либо, сложившийся в результате научной деятельности;
  • работа по какому-либо из научных направлений ведет к профессиональной ориентации старшеклассника, что способствует его самоопределению и самоутверждению как самостоятельной взрослой личности;
  • жизненный успех и личностное самоопределение учащегося непосредственно связаны с его креативностью, обеспечивающей способность к принятию нестандартного, целесообразного решения в ситуации неопределённости;
  • и одно из самых важных личностных качеств, которое может приобрести школьник, благодаря работе в НОУ, это стремление к совершенствованию, т.к. наука никогда не стоит на месте и предполагает неудовлетворенность достигнутыми результатами.

В рамках деятельности научного общества учащихся образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

  • Информационном – получение учащимися новых знаний;
  • Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
  • Нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.

Необходимо отметить, что работа старшеклассников в научном обществе учащихся ведется под руководством учителей, ученых, исследователей и строиться под девизом «обучение», т.е. взаимодействие, основанное на доверии и взаимопонимании школьника и педагога.

Таким образом, научное общество учащихся – это многоуровневое социально-культурное образовательное пространство, это система взаимодействия, человеческих отношений и ценностей, система получения более глубоких знаний и ранняя специализация школьников.

Успешная деятельность городского НОУ во многом обусловлена удачной структурой руководства и саморуководства. Координатором деятельности «Эврики» является совет кураторов НОУ, в состав которого входят преподаватели вузов, специалисты РУО и ученые города. Дворец детского творчества им.В.П. Чкалова является организационным и методическим центром по обеспечению деятельности НОУ (рис. 1).

Рис. 1. Схема организационной структуры НОУ «Эврика»

Рассмотрим подробнее методическую модель сопровождения деятельности НОУ.

Органом управления научного общества является совет кураторов НОУ. Он определяет направления научно-методического обеспечения и сопровождения деятельности, перспективы развития научного общества учащихся. В него входят руководители городских секций НОУ и кураторы НОУ на районных уровнях, а также кураторы НОУ школ городского подчинения.

Главным субъектом методического управления является старшеклассник. Его «научным руководителем» может быть либо школьный учитель, педагог, либо преподаватель ВУЗа. Куратором деятельности НОУ в школах являются заместители директоров.

Конференции (школьные, районные, городские) предоставляют возможность учащимся показать результаты своей работы, а также демонстрируют качество организации методической службы. Итоги, результаты конференций являются основой для дальнейшего планирования деятельности НОУ «Эврика».

Специфика методической службы НОУ «Эврика» – высшие учебные заведения являются полноправными субъектами наравне с РУО и ОУ.

Методическое сопровождение деятельности НОУ можно проследить на трех уровнях: школьном, районном, городском.

Организационный модуль методической службы реализуется:

  1. На школьном уровне (заместители директоров): организация работы школьных секций НОУ, школьных конференций
  2. На районном уровне (методисты РУО): координация работы школьных НОУ, подготовка и организация районных конференций
  3. На городском уровне: организационная работа по проведению заседаний совета кураторов НОУ; оргработа по подготовке и проведению городских конференций

Информационный модуль методической службы:

  1. на школьном уровне: отражение в школьных газетах этапов и результатов проведения конференций НОУ «Эврика», печатание сборников с лучшими работами учащихся школы (пример, сборник «Фестиваль наук-2008» МОУ СОШ №175)
  2. на районном: по результатам конференций 2008-2009 уч.г. районная методическая служба Советского района впервые выпустил электронный сборник лучших работ научного общества учащихся в 2009 году
  3. на городском: выпуск сборника научно-исследовательских работ старшеклассников – победителей городских конференций «Интеллект», периодическая систематизация опыта работы

Консультативно-обучающий модуль методической службы на районном и школьном уровнях реализуется в тематических консультациях районных кураторов и заместителей директоров по вопросам деятельности НОУ «Эврика». Основу данных консультаций составляет та информация, которая поступает от совета кураторов. На городском уровне консультативно-обучающий модуль включает в себя городскую школу детского актива, семинары и консультации для учителей, занимающихся с ребятами исследовательской работой, текущие консультации деятельности городского НОУ для школьников, учителей, заместителей директоров школ. Данный модуль реализуется и на районном и школьном уровнях: проводятся круглые столы, заседания, консультации (рис. 2).

Эта система методической поддержки обеспечивает для членов НОУ содержательные занятия, участие в исследовательских экспедициях и конференциях. Знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты индивидуальных исследовательских работ формируют широкий круг интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний. Воспитание научного мышления придает устойчивость юной психике в современном быстро меняющемся мире, формирует у человека критическое отношение к информации, новым идеям. Важно отметить, что у учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, легче вырабатываются коммуникативные, партнерские и лидерские качества, повышается самооценка, они становятся внимательнее к окружающим.

Основные направления, по которым ведется научная подготовка школьников: теоретическая физика, математика, информатика, педагогика, психология, филология, лингвистика, история, биология, экология, медицина. И этот список постоянно пополняется и расширяется.

Учащимися городского НОУ выполнено более 2000 творческих работ, многие из которых внедрены в производство, используются в повседневной жизни. Это «биологические перчатки» на поливинилацетатной эмульсии, используемые в обувном производстве; ЭВМ для расчета биологических ритмов человека; настольные ионизаторы «Волга» и многое другое.

Высокая активность и интерес к исследовательской работе сохраняется у ребят и после поступления в вузы. Школьники, посещающие секции НОУ, становятся активными членами студенческого общества, ведут серьезную исследовательскую работу, а некоторые из них становятся преподавателями вузов, руководителями секций НОУ.

Таким образом, можно утверждать, что НОУ – это система, которая предназначена для развития у школьников творческих способностей, позволяющих им в будущем совершить определенные достижения в области науки. Она ориентирована на работу, прежде всего, с творческими одаренными детьми, успешно осваивающими общеобразовательную программу и стремящимися к своему дальнейшему интеллектуальному росту.

Опыт «Эврики» был отмечен «Золотой медалью» на ВДНХ. Научные работы членов НОУ публикуются в журналах «Наука и жизнь», «Юный техник» «Земля-Вселенная», вузовских печатных изданиях, сборниках «Интеллект».

Осенью 1999 года НОУ «Эврика» стало лауреатом премии администрации г.Нижнего Новгорода.

В секциях НОУ выполнены творческие работы, отмеченные медалями ВДНХ СССР, дипломами международных и Всесоюзных конкурсов, медалями слетов НОУ, дипломами Всесоюзных недель науки, техники и производства.

В 2006 году городское НОУ «Эврика» получило свидетельство о регистрации и стало коллективным членом Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего».

В 2009 году городское НОУ «Эврика» получило свидетельство о том, что Нижегородское отделение ОДОО «МАН «Интеллект будущего», г.Нижний Новгород, входит в структуру «Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего», которая внесена в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с Федеральным законом от 28.07.1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Сложившийся за многие годы опыт организации учебно-исследовательской деятельности в городе является прочной базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса в школах г. Нижнего Новгорода, в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера образования, усвоения знаний, умений, навыков - к поисковому мотивирующему самовыражению учащихся.

Инновационная форма образовательной деятельности членов НОУ предусматривает:

  • внедрение в педагогическую практику идеи персонифицированного обучения и воспитания;
  • достижение цели формирования учащегося как субъекта творческой деятельности;
  • создание системы развивающего и развивающегося образования, обеспечивающего раннее выявление креативных, когнитивных способностей и воспитания интеллектуальной инициативы одаренных детей;
  • изучение и апробацию факторов психолого-педагогического содействия развитию учащихся, характеризующихся нестандартностью мышления, научным складом ума;
  • формирование когнитивного стиля учебной и исследовательской деятельности школьников;
  • реализацию идеи гармонизации основных учебных и дополнительных дисциплин, развивающих рационально-логическое и эмоционально-образное мышление;
  • создание образовательной среды, предоставляющей условия для формирования навыков «интеллектуального поведения» личности.

Из всего вышесказанного следует, что цели и направления деятельности городского НОУ «Эврика» определяются, как создание условий для становления интеллектуально развитой, физически здоровой личности учащегося, способного жить и самореализовываться в новой социально-экономической ситуации, способного к продолжению личностно значимого образования, к овладению профессиональными знаниями.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017