јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—оздание условий дл€ формировани€ исследовательской компетентности школьников в образовательном пространстве сельской школы

“.¬. ƒавыдова
ћќ” —ќЎ є1, с. јрзгир —тавропольского кра€

¬ статье представлен опыт по формированию исследовательской компетентности учащихс€. ќпыт €вл€етс€ репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта автора и внедрении основных положений технологии в урочную и внеурочную работу по истории и обществознанию.

Ќовизна состоит в создании модели исследовательского пространства, где идЄт многовекторный процесс формировани€ у сельских школьников потребности в созидательной де€тельности; созданы оптимальные услови€ партнЄрского взаимодействи€ школы, семьи, общественных организаций, субъектов социума. ‘ормирование исследовательского пространства, в котором происходит развитие исследовательской культуры, критического мышлени€ учител€ и ученика, повлекло за собой изменение не только в организации учебно-воспитательного процесса, но и обновление, и расширение контактов с потребител€ми и заказчиками образовательных услуг, заинтересованными в компетентном выпускнике, Ђчеловеке знающемї и Ђчеловеке умеющемї. ¬ статье показана цель педагогической де€тельности учител€ - обеспечение положительной динамики самореализации обучающихс€, повышение уровн€ развити€ их исследовательского поведени€, интеллекта и креативности при изучении истории и обществознани€ через создание модели исследовательского пространства.

–абота€ в классах профильного уровн€, мне пришлось столкнутьс€ с р€дом проблем. ”ченический коллектив формируетс€ из учащихс€ микрорайона, имеющих различную подготовку. —ледствие этого Ц разный уровень мотивации, различный интеллектуальный уровень учащихс€, порой пассивна€ позици€ в отношении учебной, прежде всего самосто€тельной де€тельности.

ћежду тем, к уровню знаний учащихс€ школы предъ€вл€ютс€ повышенные требовани€, прежде всего, как к ученикам образовательного учреждени€ профильной направленности. Ёто касаетс€ уровн€ подготовки учащихс€ по предметам обществоведческого цикла. ¬озникает необходимость поиска средств дл€ повышени€ уровн€ подготовки школьников, развити€ их познавательного и творческого потенциала, внедрени€ современных образовательных технологий. ¬овлечение старшеклассников в работу, котора€ позволит им применить полученные знани€ в новых услови€х, придает де€тельности поисковых характер и, в целом, ведет к созданию особой интеллектуальной среды.

¬ключение исследовательских методов в урочную и внеурочную систему образовани€, развитие исследовательских навыков и средств Ц механизм формировани€ развивающего пространства как дл€ педагогов, так и дл€ школьников. ¬се эти сложные процессы происход€т в образовательном пространстве школы, компонентом которой €вл€етс€ исследовательское пространство.

¬ услови€х сельской школы исследовательскую де€тельность, на мой взгл€д, эффективнее строить на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции.

√оризонтальна€ интеграци€ Ц это взаимодействие с социумом: ƒомом культуры, библиотекой, музеем, ÷ентром детского творчества, ÷ентром детско-юношеского туризма и экскурсий. (”частие в движении Ђќтечествої, совместные проекты с музеем, социальные акции: Ђя - гражданинї, Ђћой ”чительї, Ђƒерево желанийї, Ђ¬се разные Ц все равны!ї)

¬ертикальна€ интеграци€, предполагающа€ движение вперЄд Ц выход на научно Ц практические конференции и олимпиады различных уровней (ежегодна€ школьна€ научно-практическа€ конференци€ ЂЌобелевские надеждыї, краева€ открыта€ конференци€ школьников ћјЌ г. —таврополь, конкурс научно Ц исследовательских работ учащихс€, посв€щЄнный 175-летию ƒ. ». ћенделеева, ¬сероссийска€ олимпиада школьников, ¬сероссийский открытый заочный конкурс Ђѕознание и творчествої и др.).

»сследовательское пространство школы многомерно. ѕространство в пространстве Ц это пространство субъекта Ц его исследовательское поле. ќба пространства взаимозависимы, взаимообусловлены, взаиморазвиваемы, так как наход€тс€ в посто€нном взаимодействии. Ќовые подходы к построению обучени€ в школе требуют новых средств и способов организации учебного процесса. ¬остребованность категории исследовательского пространства сегодн€ продиктована не только новыми подходами к образованию, но и педагогической практикой, направленной на приращение и присвоение новых знаний школьников через исследовательскую де€тельность. ѕрактика показывает, что на основе инновационных педагогических подходов различными способами могут быть решены ключевые проблемы образовани€, а в решающей степени и основные проблемы в области формировани€ и развити€ исследовательской компетентности

ќпыт исследовательской и творческой работы €вл€етс€ сегодн€ самым важным приобретением ребенка. »сследовательска€ де€тельность учащихс€ предоставл€ет большие педагогические возможности, так как любое исследование играет роль св€зующего звена между теоретическими знани€ми и практикой, позвол€ет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умени€ и навыки.

ћодель основана на использовании следующих способов включени€ учащихс€ в учебно-познавательную де€тельность:

  • широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;
  • работа в творческих группах;
  • приемы самообразовани€ и взаимообучени€;
  • работа с кейсами;
  • активное де€тельностное освоение учащимис€ мира и в частности Ц истории и обществознанию, посто€нное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихс€ (творческие конкурсы и исследовательские проекты ,например Ђ»стори€ моей семьи в истории моего кра€ї и др.).

—хема 2. ћодель организации образовательного пространства школы дл€ формировани€ исследовательской компетентности школьников.

ќсновными формами работы с учащимис€ €вл€ютс€:

  • уроки-исследовани€ разных типов;
  • организаци€ учебных зан€тий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов;
  • индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнени€ проекта или исследовани€;
  • работа в рамках школьного научного общества ЂЌикаї, став€щего целью попул€ризацию исследовательской де€тельности среди учащихс€;
  • деловые игры с исследовательской направленностью;
  • участие учащихс€ школы в разнообразных конкурсах исследовательских работ различных уровней;
  • разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

¬ыбор форм, приемов и средств работы определ€етс€ принципом трансформации когнитивного содержани€ в эмоциональное (дл€ развити€ творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживани€м), а также принципами развивающего обучени€: проблемности, диалогичности, индивидуализации (важным условием €вл€етс€ диалогичность обучени€, что исключает критические оценки, требует от преподавател€ навыков активного слушани€, гибкости и творческого подхода).

ѕримен€€ в своей практике данную модель организации педагогического пространства дл€ формировани€ исследовательской компетентности учащихс€, € рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждени€ интереса к предмету, критического осмыслени€ учениками получаемой в процессе обучени€ и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом. » могу отметить, что применение данной модели даЄт положительные результаты.

»спользование методов научной де€тельности в процессе учебного познани€ ставит ученика на доступном дл€ него уровне в положение, требующее не только усвоени€ готовых знаний, но самосто€тельного исследовани€: познавательна€ де€тельность школьника приближаетс€ к исследовательской де€тельности ученого. » пусть реб€та не сделают новых открытий, но они повтор€т путь ученого: от выдвижени€ гипотезы до ее доказательства или опровержени€. —убъективна€ новизна ученического исследовани€ не умал€ет его значени€ дл€ развити€ познавательных сил и формировани€ активной жизненной позиции школьника. »менно исследовательский подход в обучении делает учащихс€ творческими участниками процесса познани€, а не пассивными потребител€ми новой информации.

≈жегодно, на последнем уроке истории в 11 классах, € задаю учащимс€ вопрос: Ђ„то вам больше всего понравилось на уроках истории, обществознани€.  акие формы работы вас заинтересовали больше всего?ї

» всегда более 80% учащихс€ отмечают, что им нравитс€ возможность общени€, высказывани€ своего мнени€, групповые формы работы, исследовательска€ де€тельность. Ёто помогает развивать коммуникативные навыки, информационную культуру.

¬идимо, от исследовательской де€тельности реб€та получают творческий импульс, желание расшир€ть и умение радоватьс€ посто€нному расширению собственных горизонтов. Ёто качество развиваетс€ подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а все врем€ действовать. ¬ процессе исследовани€ реб€та обучаютс€ €зыку, стилю поведени€, прин€том в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. ѕоэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными Ђсвоимиї и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. », наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте Ц потребность в общении, познании себ€ и своих возможностей через общение, с успехом удовлетвор€етс€ в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследовани€х - встречи, конференции и т.д. Ќо при этом приобретаетс€ навык содержательного общени€, когда общатьс€ информативно Ц Ђхорошої, Ђпрестижної.

¬ науке исследование выступает как производство, создание некоего продукта, пользующегос€ спросом. ” ребенка исследование €вл€етс€ не производством, а выступает средством ориентации в окружающей действительности.

Ёлберд ’абберд писал: Ђ÷ель обучени€ ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиватьс€ дальше без помощи учител€ї я думаю, что исследовательский подход к обучению позвол€ет в полной мере реализовать именно эту цель.

Ћитература:

1. Ѕелых —.Ћ. ћотиваци€ исследовательской де€тельности учащихс€ // »сследовательска€ работа школьников. Ц 2006. є 3. Ц —. 68-74.

2.  алинкина Ќ.¬.   ѕроектно-исследовательска€ де€тельность учащихс€ //ƒетское творчество. - 2006. - є6. - —.7-8.

3. Ћеонтович ј.¬.  онцептуальные основани€ моделировани€ исследовательской де€тельности учащихс€ // »сследовательска€ работа школьников. Ц 2006. є4. Ц —. 24-36.

4. ѕоддь€ков ј.Ќ. ѕротиводействие исследовательскому поведению и исследовательское поведение как защита от противодействи€ // »сследовательска€ работа школьников. . Ц 2006. є 3. Ц —. 34-49.

5. ’уторский ј. ¬. –азвитие одарЄнности школьников: ћетодика продуктивного обучени€: ѕособие дл€ учител€. ћ.: √уманит. »зд. ÷ентр ¬ладос, 2000.

6. Ўабалина —.—. ѕроведение творческих исследовательских работ учащимис€ под руководством учител€// »сследовательска€ работа школьников.-2005.-є3. - —.115-120.

7.”сачЄва ».¬. —амосто€тельна€ работа с книгой. ћ., 1990.

»нтернет - ресурсы:

»нформационный »нтернет-портал нового поколени€ дл€ обеспечени€ исследовательской де€тельности учащихс€ в услови€х современного развити€ общества Ц http: www.researher.ru

ќрганизаци€ исследовательской де€тельности школьников: теори€ и практика Ц http: www.matriz.ru

»сследовательска€ де€тельность школьников Ц www.anovikov.ru



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019