Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Создание условий для формирования исследовательской компетентности школьников в образовательном пространстве сельской школы

Т.В. Давыдова
МОУ СОШ №1, с. Арзгир Ставропольского края

В статье представлен опыт по формированию исследовательской компетентности учащихся. Опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта автора и внедрении основных положений технологии в урочную и внеурочную работу по истории и обществознанию.

Новизна состоит в создании модели исследовательского пространства, где идёт многовекторный процесс формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности; созданы оптимальные условия партнёрского взаимодействия школы, семьи, общественных организаций, субъектов социума. Формирование исследовательского пространства, в котором происходит развитие исследовательской культуры, критического мышления учителя и ученика, повлекло за собой изменение не только в организации учебно-воспитательного процесса, но и обновление, и расширение контактов с потребителями и заказчиками образовательных услуг, заинтересованными в компетентном выпускнике, «человеке знающем» и «человеке умеющем». В статье показана цель педагогической деятельности учителя - обеспечение положительной динамики самореализации обучающихся, повышение уровня развития их исследовательского поведения, интеллекта и креативности при изучении истории и обществознания через создание модели исследовательского пространства.

Работая в классах профильного уровня, мне пришлось столкнуться с рядом проблем. Ученический коллектив формируется из учащихся микрорайона, имеющих различную подготовку. Следствие этого – разный уровень мотивации, различный интеллектуальный уровень учащихся, порой пассивная позиция в отношении учебной, прежде всего самостоятельной деятельности.

Между тем, к уровню знаний учащихся школы предъявляются повышенные требования, прежде всего, как к ученикам образовательного учреждения профильной направленности. Это касается уровня подготовки учащихся по предметам обществоведческого цикла. Возникает необходимость поиска средств для повышения уровня подготовки школьников, развития их познавательного и творческого потенциала, внедрения современных образовательных технологий. Вовлечение старшеклассников в работу, которая позволит им применить полученные знания в новых условиях, придает деятельности поисковых характер и, в целом, ведет к созданию особой интеллектуальной среды.

Включение исследовательских методов в урочную и внеурочную систему образования, развитие исследовательских навыков и средств – механизм формирования развивающего пространства как для педагогов, так и для школьников. Все эти сложные процессы происходят в образовательном пространстве школы, компонентом которой является исследовательское пространство.

В условиях сельской школы исследовательскую деятельность, на мой взгляд, эффективнее строить на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции.

Горизонтальная интеграция – это взаимодействие с социумом: Домом культуры, библиотекой, музеем, Центром детского творчества, Центром детско-юношеского туризма и экскурсий. (Участие в движении «Отечество», совместные проекты с музеем, социальные акции: «Я - гражданин», «Мой Учитель», «Дерево желаний», «Все разные – все равны!»)

Вертикальная интеграция, предполагающая движение вперёд – выход на научно – практические конференции и олимпиады различных уровней (ежегодная школьная научно-практическая конференция «Нобелевские надежды», краевая открытая конференция школьников МАН г. Ставрополь, конкурс научно – исследовательских работ учащихся, посвящённый 175-летию Д. И. Менделеева, Всероссийская олимпиада школьников, Всероссийский открытый заочный конкурс «Познание и творчество» и др.).

Исследовательское пространство школы многомерно. Пространство в пространстве – это пространство субъекта – его исследовательское поле. Оба пространства взаимозависимы, взаимообусловлены, взаиморазвиваемы, так как находятся в постоянном взаимодействии. Новые подходы к построению обучения в школе требуют новых средств и способов организации учебного процесса. Востребованность категории исследовательского пространства сегодня продиктована не только новыми подходами к образованию, но и педагогической практикой, направленной на приращение и присвоение новых знаний школьников через исследовательскую деятельность. Практика показывает, что на основе инновационных педагогических подходов различными способами могут быть решены ключевые проблемы образования, а в решающей степени и основные проблемы в области формирования и развития исследовательской компетентности

Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным приобретением ребенка. Исследовательская деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки.

Модель основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

  • широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;
  • работа в творческих группах;
  • приемы самообразования и взаимообучения;
  • работа с кейсами;
  • активное деятельностное освоение учащимися мира и в частности – истории и обществознанию, постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты ,например «История моей семьи в истории моего края» и др.).

Схема 2. Модель организации образовательного пространства школы для формирования исследовательской компетентности школьников.

Основными формами работы с учащимися являются:

  • уроки-исследования разных типов;
  • организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов;
  • индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования;
  • работа в рамках школьного научного общества «Ника», ставящего целью популяризацию исследовательской деятельности среди учащихся;
  • деловые игры с исследовательской направленностью;
  • участие учащихся школы в разнообразных конкурсах исследовательских работ различных уровней;
  • разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

Выбор форм, приемов и средств работы определяется принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное (для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям), а также принципами развивающего обучения: проблемности, диалогичности, индивидуализации (важным условием является диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от преподавателя навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода).

Применяя в своей практике данную модель организации педагогического пространства для формирования исследовательской компетентности учащихся, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом. И могу отметить, что применение данной модели даёт положительные результаты.

Использование методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями новой информации.

Ежегодно, на последнем уроке истории в 11 классах, я задаю учащимся вопрос: «Что вам больше всего понравилось на уроках истории, обществознания. Какие формы работы вас заинтересовали больше всего?»

И всегда более 80% учащихся отмечают, что им нравится возможность общения, высказывания своего мнения, групповые формы работы, исследовательская деятельность. Это помогает развивать коммуникативные навыки, информационную культуру.

Видимо, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс, желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а все время действовать. В процессе исследования ребята обучаются языку, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными «своими» и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях - встречи, конференции и т.д. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – «хорошо», «престижно».

В науке исследование выступает как производство, создание некоего продукта, пользующегося спросом. У ребенка исследование является не производством, а выступает средством ориентации в окружающей действительности.

Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Я думаю, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.

Литература:

1. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 68-74.

2. Калинкина Н.В.   Проектно-исследовательская деятельность учащихся //Детское творчество. - 2006. - №6. - С.7-8.

3. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. №4. – С. 24-36.

4. Поддьяков А.Н. Противодействие исследовательскому поведению и исследовательское поведение как защита от противодействия // Исследовательская работа школьников. . – 2006. № 3. – С. 34-49.

5. Хуторский А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.

6. Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских работ учащимися под руководством учителя// Исследовательская работа школьников.-2005.-№3. - С.115-120.

7.Усачёва И.В. Самостоятельная работа с книгой. М., 1990.

Интернет - ресурсы:

Информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития обществаhttp: www.researher.ru

Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика – http: www.matriz.ru

Исследовательская деятельность школьников – www.anovikov.ru



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017