јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

ЎЋ»’ќ¬ќ… ћ≈“ќƒ ѕќ»— ј ѕќЋ≈«Ќџ’ »— ќѕј≈ћџ’

Ўадрин Ѕорис √ригорьевич
преподаватель дополнительного образовани€, г. „айковский

¬ период, бурного развити€ горной промышленности, потребовавшего такого же разворота геологоразведочных работ, остро не хватало специалистов-геологов. ¬ 1935 году была сделана попытка привлечени€ к этому делу молодежи. Ќа страницах газет и журналов того времени по€вились материалы о геологических исследовани€х юных краеведов и геологов, об организации массового геологического похода.

ѕосле войны 1941-1945 гг. и военной разрухи массовые походы школьников Ђза полезными ископаемымиї получили дальнейшее развитие только в конце 50-х Ц начале 60-х годов, но уже на более высоком организационном уровне.

ѕервыми за€вку на такую инициативу сделали иркутские школьники, организовавшие в 1958 -1959 гг. геологические походы молодежи. » сразу же, в 1960г., ћинистерство геологии ———– и ÷  ¬Ћ —ћ одобрили инициативу иркут€н и, Ђучитыва€ эффективность проведенных геологических походовї, прин€ли решение признать их целесообразными, продолжить их на территории —ибири, ƒальнего ¬остока, организовать на ”рале и в других регионах. 19 марта 1960 года Ц день прин€ти€ такого решени€ считаетс€ началом юношеского геологического движени€.

¬ ѕрикамье геологическое движение возникло в 1960 году. ¬ шестидес€тые годы основной задачей было вовлечь в движение как можно больше школьников. ќтр€ды комплектовались непосредственно перед выездом.  оличество участников выхода достигало 400 человек в год. ѕоходы зачастую носили экскурсионный характер. ќтдельные отр€ды школьников выполн€ли задани€ геологических организаций. —остав участников каждый год более чем на половину обновл€лс€.

¬ семидес€тые годы движение приобретает другие черты: вместо сезонных, наспех сформированных отр€дов по€вились стабильные работоспособные юношеские коллективы с годичными и многолетними учебными программами и объектами работ. — 1970 г. ќбластна€ комисси€ по геологическим походам выдавала отр€дам юных геологов задани€ геологической экспедиции или других предпри€тий.

¬ насто€щее врем€ юношеское геологическое движение в ѕермском крае представлено исключительно учащимис€ общеобразовательных школ и учреждени€ми дополнительного образовани€.

–асцвет юношеского геологического движени€ пришелс€ на период 1982-1991 годы.  оличество геологических кружков при школах и домах пионеров составл€ло от 16 до 20. ¬ насто€щее врем€, количество геологических кружков в городах и поселках ѕермского кра€ составл€ет от 12 до 14. Ќа базе кружков Ђюные геологиї создаютс€ юношеские геологические партии. ѕо 2009 год школьникам разрабатывала и выдавала задани€ ѕермска€ геологическа€ организаци€ ќќќ Ђ√еокартаї. — 2009 года задани€ школьники начали выполн€ть от другой ѕермской геологической организации ќќќ Ђ√еолайнї.

ёношеские геологические партии в летнее врем€ кратковременно выезжают дл€ выполнени€ геолого-исследовательских работ в наиболее проблематичные участки ѕермского кра€. ќбычно в юношеском коллективе кроме руководител€ группы участвует геолог-наставник, который непосредственно в таежных (полевых) услови€х при выполнении школьниками геологических поисковых работ учит методически грамотно искать и находить полезные ископаемые.

ѕри проведении школьниками геологических поисковых работ шлиховой метод €вл€етс€ ведущим поисковым методом. Ўлиховое опробование речек и ручьев надежный и наиболее простой метод поисков, позвол€ющий в сжатые сроки дать общую оценку перспективности значительных площадей в отношении коренных и россыпных месторождений важных в промышленном отношении полезных ископаемых.

Ўлиховой метод примен€етс€ при поисках тех месторождений, рудные минералы которых характеризуютс€ физико-химической устойчивостью в зоне гипергенеза, обладают высокой твердостью и большим удельным весом.   ним относ€тс€ месторождени€ алмазов, платины, золота, вольфрамита, шеелита, касситерита, киновари и других полезных ископаемых.

ёные геологи остро нуждаютс€ в пособии по шлиховому методу. –уководства и пособи€, изданные ранее, рассчитаны на учащихс€ геологоразведочных учебных заведений или на массового читател€ и в насто€щее врем€ стали библиографической редкостью. ¬озникла остра€ необходимость в издании пособи€ по шлиховому методу, предназначенного дл€ нужд отр€дов юных геологов.

ѕредлагаемое пособие выполнено на основе анализа ранее опубликованной литературы, учтен и личный геологический опыт автора. ƒанна€ работа имеет узкую цель ознакомить школьников с азами овладени€ методикой шлихового метода на различных типах россыпных месторождений золота и алмазов. Ѕолее полное изложение материала возможно найти в литературе, список которой находитс€ в конце данного пособи€.

–азрушение горных пород.

ак только горна€ порода оказываетс€ в услови€х атмосферы, она начинает постепенно разрушатьс€ под действием ветра и дожд€, солнца, жары и холода. –азрушение происходит очень медленно, но непрерывно. ќдна холодна€ ночь наносит небольшие повреждени€. ќдин дождь как будто не оставл€ет следов. ќдна холодна€ ночь наносит небольшие разрушени€. Ќо холод, зима за зимой, смена дн€ и ночи, дождь за дождем в течение многих миллионов лет делают свое дело. Ќа суше уровень разрушени€ (эрозии) составл€ет примерно 0,5мм в год. ѕри таком уровне разрушени€ даже такие высокие горы, как ѕамир или “€нь-Ўань, могут полностью сравн€тьс€ с землей всего за 20-40 миллионов лет. √орные породы разрушают и различные химические процессы. ¬ других случа€х их разъедают микроорганизмы, ломают (дезинтегрируют) корни деревьев и растений, разрушают химические продукты, выдел€емые растени€ми и животными. ¬ода в трещинах при замерзании расшир€етс€ настолько значительно, что может разорвать породу. ѕри температуре -22 — лед в трещине оказывает давление в 3 тонны на площадь размером с монету и постепенно ломает камень. ¬ горах по€вл€ютс€ крупные глыбы, которые станов€тс€ все меньше и меньше. ¬ дальнейшем под длительным непрерывным воздействием процессов разрушени€ (выветривани€) горные породы подвергаютс€ механическому разрушению и химическому разложению и переход€т в рыхлый обломочный материал (щебень, гальку, песок, глину), а рудные минералы освобождаютс€ от заключающей его породы. –азмельченный материал подхватываетс€ водными потоками и постепенно смываетс€ вниз по склонам в долины рек или на морское побережье.

–учьи и речные потоки унос€т более легкую горную породу, а рудные минералы погружаютс€ на дно или перемещаютс€ вниз по течению на различные рассто€ни€, таким образом, формируютс€ россыпные месторождени€. ¬ доступной дл€ школьников форме изложени€ материала рассмотрим примеры формировани€ наиболее типичных россыпных месторождений золота и алмазов.

–оссыпные месторождени€ золота.

оренные (рудные) месторождени€ золота €вл€ютс€ первоисточниками многочисленных золотоносных россыпей. —остав золотоносных россыпей определ€етс€ составом тех коренных месторождений, в результате разрушени€ которых они образовались.

„асто в россып€х золота в шлихах встречаютс€ платина, осмистый иридий, касситерит, вольфрамит, ильменит, различные минералы сульфидов, алмаз. Ёти минералы преимущественно обладают большим удельным весом (кроме алмаза), в различной степени сопротивл€ютс€ истиранию и другим видам разрушени€ при транспортировке в струе водного потока.

Ѕольша€ часть золотоносных россыпей относитс€ к аллювиальным т. е. речным, образованным путем переноса и отложени€ обломочного материала русловыми потоками и приуроченным к долинам малых и средних горных рек.

—уществуют россыпи, где коренные рудные тела после разрушени€ не подвергались размыву и остались в виде щебн€, песка и глины на месте их образовани€.

“акие россыпи называютс€ элювиальными: они обычно залегают на широких водоразделах современных рек.

—уществуют россыпи и на склонах гор, где накапливались содержащие золото разрушенные породы, сползавшие по склону от расположенного выше коренного месторождени€. “акие россыпи называютс€ делювиальными, по своему промышленному значению они намного уступают аллювиальным и даже элювиальным. —ледует еще отметить прибрежно-морские и озерные россыпи, распространенные на побережь€х морей и крупных озер.

¬ природе известны и другие типы россыпей, но они имеют второстепенное значение.

Ќаибольшую ценность дл€ промышленности имеют аллювиальные золотоносные россыпи. ¬ зависимости от условий и места залегани€ россыпей они подраздел€ютс€ на русловые, косовые, долинные, террасовые и ложковые.

–условые россыпи залегают в руслах современных рек. ƒл€ этих россыпей характерна относительно небольша€ мощность гравийно-галечных песков и часто полное отсутствие торфов Ц отложений, в которых золото почти не встречаетс€.

осовые россыпи залегают на косах, островах и отмел€х современных крупных рек. Ќа большинстве кос торфа отсутствуют. Ќа косах значительна€ дол€ золота представлена очень тонкими Ђплавучимиї частицами. Ќекоторое увеличение золота наблюдаетс€ в головной части косы.

ƒолинные россыпи характеризуютс€ более значительной по сравнению с русловыми россып€ми мощностью песков и наличием торфов. ќбща€ мощность составл€ет 5 -10, а иногда и более метров. –оссыпи этого типа залегают в пойме и большей частью на первой террасе речной долины.

“еррасовые россыпи залегают на продольных террасовидных уступах коренных пород, слагающих склоны речных долин. Ёти россыпи обычно расположены выше уровн€ реки. ѕри этом высокие террасы сохран€ютс€ плохо и представлены узкими обрывками на склонах долин.

Ћожковые россыпи залегают в долинах логов, мелких ключей и речек с непосто€нным водотоком. ¬ составе ложковых отложений нар€ду с гравием и галькой присутствует щебень и глыбы. ћногие ложковые россыпи начинаютс€ непосредственно от коренных месторождений. –оссыпи этого типа характеризуютс€ высокой концентрацией металла, что необходимо иметь в виду при поисках. –азмеры россыпей различны. Ќаибольшее их количество (около 60%) имеет длину не более 3 км; россыпи длиной 3 -10 составл€ют 20 -30%, а свыше 10 км Ц не более 10%.“аким образом, основна€ масса россыпей обычно располагаетс€ в пределах развити€ коренных месторождений золота или неподалеку от них в логах, долинах или на террасах.

¬озраст россыпей бывает самый различный Ц от древнейшего до современного. Ќаиболее древние россыпи, как правило, сложены крепкими, прочно сцементированными горными породами; отложени€ молодых россыпей, возраст которых не превышает 60 Ц 70 млн. лет, обычно представлены рыхлыми породами.

¬ россып€х вертикальное перемещение золота начинает преобладать над горизонтальным, в результате чего оно концентрируетс€ в нижних горизонтах рыхлых отложений, (песчано-галечниковых, часто с валунами), лежащих непосредственно на ложе коренных пород. јллювиальный материал обычно представлен чередованием пород различного гранулометрического состава Ц грубообломочные галечные и песчано-гравийные слои, обогащенные золотом и другими т€желыми минералами, смен€ютс€ по вертикали тонкообломочными глинистыми горизонтами, практически лишенными зерен золота и других рудных минералов. “акой неравномерный характер распределени€ минералов большой плотности в разрезе рыхлых образований приводит к возникновению нескольких обогащенных горизонтов. ¬ св€зи с этим на практике различают два типа плотиков Ц ложные и истинные. Ћожный плотик Ц глинистые горизонты, над поверхностью которых происходит некотора€ концентраци€ зерен золота и т€желых минералов. »стинный плотик Ц поверхность коренных пород, на которой располагаетс€ наиболее богатый рудный пласт (рис.1).

¬ практике золотоносный пласт называетс€ песками. ¬ыше песков расположенные практически не золотоносные слои, называемые Ђторфамиї (рис.2).

Ќаибольша€ концентраци€ золота наблюдаетс€ у самой границы песков с плотиком. ќсобенно благопри€тными местами дл€ накоплени€ золота €вл€ютс€ неровности плотика: выступы коренных пород, трещины, углублени€ Ц карманы, воронки и т. д. ¬месте с золотом здесь накапливаютс€ его спутники и другие т€желые минералы, такие как магнетит, ильменит, и др.

—троение русла и берегов

оличество переносимого рекою твердого материала зависит от уклона русла, массы воды и скорости течени€. —корость течени€ может очень сильно мен€тьс€ в различных част€х русла в зависимости от строени€ самого русла и его берегов.

ѕр€молинейное направление русла дл€ рек не характерно. Ѕесчисленные ручьи и речки текут извива€сь, дела€ завороты то в одну, то в другую сторону. ѕри более извилистом течении образуютс€ излучины, а при еще более извилистом - меандры.

¬ каждой излучине один берег вогнутый, другой - выпуклый. “ак как река описывает излучины то в одну, то в другую сторону, соответственно каждый берег становитс€ попеременно, то вогнутым, то выпуклым. ƒве соседние излучины соедин€ютс€ между собой небольшим участком пр€молинейного течени€: здесь один берег переходит из вогнутого в выпуклый, другой - наоборот (рис.5).

Ѕлагодар€ развитию центробежной силы на заворотах течение реки прижимаетс€ к вогнутому берегу и усиленно его подмывает. ¬ тоже же врем€, вдоль выпуклого берега идет отложение материала; поэтому обычно вогнутый берег крутой, выпуклый Ц пологий. ѕо той же причине поперечный профиль русла на заворотах несимметричен: наибольша€ глубина расположена вблизи подмываемого вогнутого берега, откуда она постепенно убывает к выпуклому берегу.

¬ продольном профиле русла максимальные глубины располагаютс€ на заворотах, минимальные Ц на соедин€ющих их пр€молинейных участках. ”частки максимальных глубин называютс€ плесами, минимальных перекатами. √лубокие плесы с тихим течением на приисках называютс€ также уловами.

ќтбор шлиховых проб.

Ўлиховое опробование (отбор шлиховых проб) производ€т в тех участках русла реки, где происходит резкое уменьшение скорости водного потока и сбрасывание переносимого рекой обломочного материала. »менно здесь наблюдаетс€ максимальное обогащение обломочного материала т€желыми минералами и промывка шлиховых проб дает богатый выход шлиха. “акими благопри€тными дл€ опробовани€ местами €вл€ютс€ участки, расположенные ниже морфологических изменений речных долин: перегибов продольного профил€ речной долины (ниже перекатов, порогов), мест резкого расширени€ речных долин, крутых поворотов русла реки. ѕробы отбирают из русловых отложений рек, на отмел€х, пл€жах, в старицах, в береговых обрывах пойменных террас, в верхней части (головке) кос, на выпуклых сторонах речных излучин, в местах выхода в русле ребристого плотика, перед скоплением в русле крупных валунов и глыб, в береговых обрывах пойменных террас, в нижних (приплотиковых) горизонтах террасовых отложений (рис.6).

ќбычно опробуютс€ грубообломочные, относительно мало сортированные отложени€, которые накапливаютс€ в участках замедлени€ водного потока и обогащаютс€ т€желыми рудными минералами. Ёто Ц галечник, неравномерно зернистый гравий, несортированные крупнозернистые или разнозернистые пески с галькой. ¬ практике наиболее подход€щими дл€ шлихового опробовани€ считаютс€, Ђмесниковатыеї пески, т. е. пески плохо сортированные, содержащие значительное количество примеси глины и гальку или щебенку различных коренных пород. »менно плоха€ степень сортировки и наличие глинистой фракции способствуют накоплению в таких песках минералов большого удельного веса и при промывке их получают богатые шлихи, отличающиес€ разнообразием минерального состава.  райне неблагопри€тными отложени€ми дл€ отбора шлиховых проб €вл€ютс€ тонкообломочные, хорошо сортированные породы Ц глины, илы и мелкозернистые кварцевые пески. ѕодобные образовани€, как правило, имеют малокомпонентный минеральный состав и при промывке не дают выхода шлиха, так как практически не содержат т€желой фракции.

ѕри обследовании отложений террас шлиховые пробы необходимо брать из сло€, залегающего непосредственно на плотике. ѕри этом очень важно опробовать рыхлый материал, залегающий в западинах и вс€кого рода неровност€х на поверхности коренных пород. ¬ процессе опробовани€ желательно произвести расчистку уступа террасы от постороннего материала, который не должен попадать в пробу. ѕри опробовании отложений террас следует также использовать обнажени€ в береговых обрывах оврагов и логов, пересекающих обследуемую террасу (рис.7).

Ќесколько своеобразно опробование косовых отложений.  осы подвергаютс€ посто€нному перемыву текущими водами реки и передвигаютс€; при этом, естественно, наиболее подвижны зерна легких минералов. ¬ результате поверхностный слой косовых отложений обогащаетс€ т€желыми минералами, и часто на песке косы виден черный налет отмытого рекой шлиха.  роме того, т€желые минералы скапливаютс€ в головной части косы, на ее выпуклом крае, выше крупных глыб коренных пород или плавника, лежащих на ней. ¬се эти элементы и опробуют при шлиховании кос, причем пробу отбирают с поверхностной части песчаных накоплений косы.

ќтбор шлиховых проб производитс€ последовательно от более крупных рек к более мелким. ѕо реке пробы отбираютс€ снизу вверх. ќсновное внимание при шлиховом опробовании удел€етс€ не главной реке, а ее притокам второго и третьего пор€дка. √устота отбора проб зависит от рекомендаций, полученных школьниками в геологическом задании, от пославшей их геологической организации.

ƒл€ отбора шлиховых проб проход€т (копают) небольшие горные выработки, которые в практике нос€т название закопушек или копушей, сечением 20 на20 см или 30 на 40 см при максимальной глубине 50 Ц 60 см. ѕроходка более крупных выработок дл€ школьников нецелесообразна, так как требует большой затраты времени и рабочей силы.

ќбъем или вес шлиховых проб должен быть стандартным дл€ получени€ сопоставимых результатов. ¬ полевых услови€х удобнее брать пробы определенного исходного объема, который при обычных поисковых работах считаетс€ стандартным Ц 0,02 кубических метра (20 литров). ¬ некоторых геологических задани€х школьникам рекомендуетс€ исходный объем проб не менее одного кубического метра. »сходный объем шлиховых проб должен обеспечить минимальный выход шлиха в10-15 г. ѕроба промываетс€ до серого шлиха: в нем должно оставатьс€ небольшое количество кварца, все гранаты, оливин и другие минералы с удельным весом 3,0 и более.

ƒокументаци€.

ќтбор школьниками шлиховых проб в полевых услови€х сопровождаетс€ одновременной их документацией. “щательность и аккуратность документации обеспечивают успех поисков и дает надежный фактический материал дл€ оценки их результатов. ѕри отборе шлиховых проб в шлиховом журнале записывают номер пробы и ее точные координаты, место их вз€ти€, первоначальный объем пробы, поступающий в промывку, литологический состав породы, ее генетический тип. ¬ажным моментом поисков €вл€етс€ глубина отбора проб, поэтому ее величину всегда отмечают в документации, что позвол€ет оценить тенденцию в возможном изменении с глубиной содержаний минералов в рыхлых отложени€х. ÷енным фактическим материалом служат схематические зарисовки различных морфологических элементов рельефа с указанием мест отбора проб. Ќа таких зарисовках показывают разрезы естественных обнажений, строение рыхлых образований, вскрываемых горными выработками, схематично изображают разрезы отдельных террас или поперечные профили речных долин со сложным террасовым комплексом. Ёти данные позвол€ют надежно оценить результаты поисков. —ущественным моментом €вл€етс€ этикетирование (этикетка) проб. ќбычно шлиховую пробу промывают в месте ее отбора во врем€ поискового маршрута. ѕосле окончани€ промывки шлихи высушивают. ¬ысушивание лучше всего производить естественным путем на солнце, но если это невозможно, шлихи подсушивают в железном совке или ковше легким прогревом на костре. ѕрокаливать шлихи на огне дл€ более быстрого высыхани€ не следует, так как при этом некоторые минералы могут окислитьс€ или растрескатьс€. ¬ насто€щее врем€ школьники чаще всего после промывки, очень внимательно и осторожно шлихи смывают с лотка, ковша или чашки в небольшие мешочки с номерами и этикетками, а затем, после окончани€ маршрута, просушивают.

¬ полевых услови€х при отборе шлиховых проб составл€етс€ карта шлихового опробовани€, на которой точками нанос€тс€ места отбора шлихов и их номера.  арта опробовани€ составл€етс€ одновременно с отбором шлиховых проб. ѕолевой шлиховой журнал в дальнейшем прикладываетс€ к отчету в качестве фактического материала. ∆урнал шлихов содержит основные сведени€, касающиес€ отбора шлиховых проб в поле Ц перва€ часть, втора€ часть его заполн€етс€ после получени€ из лаборатории результатов минералогического анализа шлихов.

ѕромывка шлиховых проб.

ќтбираемые шлиховые пробы промываютс€ в воде с целью извлечени€ из них остатка т€желых минералов, т. е. минералов плотностью более 2,5. ƒл€ промывки чаще всего используют лотки или ковши (рис.8).

—уществует несколько различных типов лотков Ц корейский, сибирский, ’аритонова, —олод€нкина (рис.9). Ќаиболее удобен в работе и чаще используетс€ на практике лоток корейского типа. Ћоток имеет две широкие наклонные стенки, сход€щиес€ посредине, и две маленькие, слабо наклоненные стенки, примыкающие к широким. –азмеры лотка: длина 62 см, ширина по верху 38 см, по дну 32 см, высота 10 Ц 12 см; толщина стенок у дна 1,5 см, к концу рабочих плоскостей стенки утончаютс€. ¬ лоток таких размеров помещаетс€ 0,01 кубического метра разрыхленной породы. —ибирский лоток, имеющий в плане округлые очертани€, примен€етс€ обычно только при поисках золота, так как позвол€ет быстро получать черные шлихи с золотом, а зерна более легких рудных минералов с его помощью не могут быть извлечены из пробы. “акие минералы лучше улавливаютс€ при промывке проб в лотке —олод€нкина. Ћотки выдалбливаютс€ из целого куска дерева; наиболее подход€щие сорта дерева Ц кедр, береза, сосна. —оставные лотки, а также лотки, имеющие в дне трещины, ни в коем случае нельз€ использовать дл€ промывки проб. ѕримен€ютс€ лотки изготовленные из жести или из пластмасс с нарифлени€ми на рабочей плоскости. —ледует подчеркнуть, что материал, из которого выполнен лоток, вли€ет на качество промывки и измен€ет выход шлиха, что необходимо иметь в виду при количественной оценке результатов шлиховых поисков. »ногда промывку производ€т в дерев€нных или металлических ковшах; чаще всего это ковши азиатского типа. ¬ них же выполн€етс€ и доводка шлиха. ѕриспособлени€ дл€ промывки шлихов должны содержатьс€ в чистоте, недопустимо использование их дл€ каких Цлибо иных целей. «агр€знение ведет к по€влению тонких жировых пленок, что сильно снижает извлечение из проб т€желых минералов и обедн€ет шлихи рудными минералами.

ѕромывка шлиха в лотке корейского типа состоит из трех последовательных операций; пробуторка пробы, отмывка песчаной фракции и доводка шлиха. ќт тщательности и умени€ их выполнени€ во многом завис€т результаты поисковых работ и перспективна€ оценка района. ѕробуторка проб нередко производитс€ в специально отведенном дл€ этого буторочном лотке. ƒл€ промывки выбираетс€ неглубокое место в речке желательно с отлогим берегом. Ћоток с материалом пробы опускаетс€ на дно речки с таким расчетом, чтобы вода сто€ла на 1 Ц 2 см выше породы в лотке. ѕромывка начинаетс€ с многократного перемешивани€ породы гребком (рис.10) и осторожного сливани€ образовавшейс€ мути в реку. ѕри значительной глинистости пробы материал в лотке дополнительно перетираетс€ руками, и кажда€ галька тщательно отмываетс€ от глинистой примазки. ќтмыта€ галька просматриваютс€ на предмет вы€влени€ рудной минерализации, выбираетс€ из лотка руками и складываетс€ р€дом на берегу речки; она используетс€ дл€ изучени€ состава отложений, из которых была вз€та проба.

ќтмучивание глинистой фракции производитс€ до тех пор, пока в лотке останетс€ однородна€ песчана€ фракци€ и при перемешивании ее вода над лотком будет оставатьс€ чистой, прозрачной.

ќтмывка песчаной фракции выполн€етс€ при активном потр€хивании лотка под водой. Ћоток держат за его короткую сторону и слегка наклон€ют от себ€, опустив противоположный его конец в воду. Ћотку придают возвратно-поступательные и одновременно колебательно-вращательные движени€, что заставл€ет воду в лотке активно перемещатьс€. ¬ результате зерна отдельных минералов распредел€ютс€ в воде по удельному весу: т€желые минералы оседают в углублении в центре лотка, а легкие песчинки постепенно перемещаютс€ к краю лотка и смываютс€ водой. ѕри неумелой работе рудные минералы постепенно начинают сползать по дну к его краю и тер€ютс€ вместе с песчаной фракцией. ¬о избежание этого врем€ от времени лоток привод€т в горизонтальное положение, отбрасывают песчаную фракцию к центру и провер€ют, не ползет ли шлих к переднему краю лотка. ѕосле этого лоток несколько раз интенсивно встр€хивают под водой, а затем вновь продолжают промывку. ѕромывку продолжают до тех пор, пока промываемый материал количественно заметно уменьшитс€, заполнит лишь незначительную внутреннюю часть лотка и при движении воды в лотке у задней кромки промываемого материала по€витс€ черна€ полоска, т. е. будет виден сам шлих. ќставшеес€ в пробе небольшое количество легкого материала удал€етс€ из шлиха при его доводке.

ƒоводка шлиха производитс€ наиболее осторожно, так как при выполнении именно этой операции возможны наибольшие потери рудных минералов. ƒл€ этого промывальщики часто используют специальные более легкие доводочные лотки, позвол€ющие вести отмывку шлиха более осторожно. ѕри доводке шлиха лоток погружают под воду и качательно- круговыми движени€ми взмучивают в нем шлих, а затем , потр€хива€ лоток, сгон€ют к переднему краю зерна легких минералов и сливают их с водой. ѕовтор€€ эти операции несколько раз, из шлиха удал€ют остаток легкой фракции. »ногда дл€ доводки шлихов употребл€ют обычные деревенские ковши. ќставша€с€ в лотке часть пробы осторожно переноситс€ в ковш путем смывани€ водой.  овш погружаетс€ в воду и ему придаетс€ потр€хивательно- вращательное движение. ќдновременно ковш погружают глубже в воду или приподнимают к ее поверхности, слегка наклон€€ его. ¬ результате зерна более легких минералов взмучиваютс€ и переплывают через край ковша. ј т€желые минералы скапливаютс€ на его дне.

ѕравильное определение конца доводки €вл€етс€ крайне важным моментом.  ак правило, промывку шлиховых проб ведут до получени€ серого шлиха, так как в этом случае в шлихе будут сохранены зерна полезных компонентов не очень большой плотности (например минералы группы монацита: монацит, ксенотим, тантало-ниобаты, титанаты и их типоморфные спутники). Ётот момент отчетливо устанавливаетс€ по переплыванию через кра€ лотка или ковша €рко-красных зерен граната, бурых зерен сфена (благодар€ своей €ркой окраске они хорошо различимы в мокром шлихе). Ќи в коем случае нельз€ промывать пробы до черного шлиха, так как при этом тер€етс€ основна€ масса зерен рудных минералов и в шлихе сохран€ютс€ главным образом ильменит, магнетит и другие малоинтересные в поисковом отношении минералы. ѕромывку проб до черного шлиха можно вести только в случае специальных работ на определенную группу т€желых рудных минералов Ц золото, платину, иногда Ц касситерит, вольфрамит.  ак правило, шлих лучше не домыть, т. е. оставить в нем небольшое количество зерен легких минералов, чем перемыть и потер€ть при этом часть рудных минералов сравнительно небольшой плотности. ќт степени квалификации промывальщика во многом зависит успех поисковых работ: неквалифицированный шлиховщик Ђупускаетї шлихи или Ђ перемываетї их и этим может свести на нет всю работу по опробованию.

Ќа практике школьники при промывке шлихов вместо лотков примен€ют оцинкованные тазы объемом 10 и 20 литров, а дл€ домывки шлихов ковши и столовые чашки. ћетодика промывки шлихов этим оборудованием аналогична вышеописанной.

¬ насто€щее врем€ дл€ быстрой и качественной промывки шлихов успешно примен€етс€ винтовой сепаратор. ќн представл€ет собой вертикально расположенный спиральный желоб. ¬ верхнюю его часть производитс€ загрузка пробы, подлежащей промывке, и подаетс€ вода.  онцентраци€ шлихов происходит под воздействием на частицы минералов, движущихс€ с током воды вниз по спирали, сил т€жести, трени€, смывных потоков воды и центробежных сил, отбрасывающих легкие частицы к переферийной части желоба, в то врем€ как т€желые частицы продвигаютс€ вдоль внутренней кромки желоба и вывод€тс€ через специальное отверстие, чем и достигаетс€ освобождение шлиха от зерен легких минералов.

«ј Ћё„≈Ќ»≈

√руппам юных геологов перед выездом на геолого-поисковые работы необходимо ознакомитьс€ с архивными материалами по району предсто€щих поисков: геологическими, геоморфологическими и шлиховыми картами (сделать копии), с коллекцией горных пород и полезных ископаемых. ƒл€ работы в поле необходимо иметь топографическую карту района, по возможности более крупного масштаба, а дл€ общей ориентировки можно использовать более обзорные карты.

ёным геологам, кроме общего геологического снар€жени€, необходимо иметь магнит, карманную лупу, набор сит дл€ рассева промытых песков и плетеные проволочные сетки с отверсти€ми 1, 2 и 4 мм, мешочки под образцы и шлиховые пробы.

√еологические материалы, собранные в процессе полевых работ (образцы пород и минералов, шлихи, пробы и т. д.), упаковываютс€ и отправл€ютс€ школьниками в геологическую организацию. “уда же передаютс€ дл€ дальнейшей обработки полевые книжки, шлиховые журналы, карты, фотографии и другие материалы, отражающие работу участников юношеской геологической партии.

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

Ѕилибин ё. ј. ќсновы геологии россыпей. »зд-во јЌ ———– ћ. 1955.

Ѕуров ј. ѕ.  ак искать алмазы. √ос. Ќауч.-“ех. »зд-во литературы по геологии и охране недр. ћ. 1962.

«ахарова ≈. ћ. Ўлиховые поиски и анализ шлихов. ћ., ЂЌедраї, 1974.

–ожков ». —.  ак и где искать золото. √ос. Ќауч.-“ех. »зд-во литературы по геологии и охране недр. ћ. 1960.

Ѕ»ЅЋ»ќ“≈„ ј »— ј“≈Ћя ѕќЋ≈«Ќџ’ »— ќѕј≈ћџ’

√ќ—√≈ќЋ“≈’»«ƒј“ 1962 год.

јл€вдин ¬. ‘. —винец и цинк, как их искать в природе.

Ѕетехтин ј. √.  ак искать марганцевые руды.

Ѕеус ј. ј. Ѕериллий, где и как его искать.

Ѕлинников ». ј. Ќефть и газ и как их искать.

Ѕуров ј. ѕ.  ак искать алмазы.

Ѕуткевич “. ¬. ћолибден, где и как его искать.

¬асильев —. ѕ. и јпраксин Ќ. ѕ.  ак организовать школьный геологический поход.

¬ольфсон ‘. ». и Ћукин Ћ. ». „то такое рудные месторождени€, и как их искать.

√иммельфарб Ѕ. ћ. „то такое фосфориты, где и как их искать.

√ригорович ћ. Ѕ. ≈стественные строительные камни и пески.

√ригорович ћ. Ѕ. √рафит и его поиски.

√рошин —. ». —оветы о мерах безопасности при поисках полезных ископаемых.

√удалин √. √.  ак искать медные руды.

√удков ј. —.  ак искать пьезооптическое минеральное сырье.

ƒубровский ¬. ¬.  ак искать подземные воды.

∆уков Ћ.Ќ.  ак искать поделочные и драгоценные камни.

орин ». «.  ак искать руды никел€.

Ћугов —. ‘.  ак искать вольфрам.

Ћугов —. ‘.  ак искать олово.

Ћугов —. ‘. „то такое полезные ископаемые и услови€ их поисков.

ћарков ѕ. Ќ.  ак искать месторождени€ слюд.

ћельников ќ. ƒ.  варцевые жилы и св€занные с ними полезные ископаемые.

ћельников ќ. ƒ. „то такое хромиты, где и как их искать.

ћельницкий ¬. ¬. Ѕор, где и как его искать.

ћеркурьев Ќ. ƒ. јсбест и его поиски.

ћомджи √. —.  ак искать месторождени€ титана.

Ќечаев √. ј. —ырье дл€ производства в€жущих строительных материалов.

ќжинский ». —. и др.  ак искать урановые руды.

ќрешникова ≈. ѕ.  ак искать каолин и минеральные краски.

ѕетровска€ ј. Ќ. Ѕокситы, их происхождение и поиски.

–ожков ». —. √де и как искать золото.

—инегуб ≈. —.  ак собирать горные породы и минералы.

”ральский Ѕ. ѕ. “альк и тальковый камень.

„ерносвитов ё. Ћ.  ак искать месторождени€ глин.

Ўифрин ƒ. ¬.  ак искать железные руды.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.