Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Организация экологических орнитологических троп как инструмент формирования экологической культуры школьников
(из опыта работы эколого-краеведческого клуба «Родник» МБОУ Воротынская СОШ р.п. Воротынец Нижегородской области).

Асташина Нина Игоревна
к.п.н., заслуженный учитель РФ, учитель МБОУ Воротынская СОШ п. ВОРОТЫНЕЦ, Нижегородской области, доцент кафедры «Сервис» Нижегородского государственного инженерно-экономического института

Возрастающая значимость экологического образования школьников связана с продолжающимся глобальным экологическим кризисом и пониманием того, что именно экологическое образование является «ключевым фактором» в движении к устойчивому развитию. Важную роль в экологическом образовании играет экологическое краеведение, которое обеспечивает комплексное воздействие на все сферы сознания личности: развитие эмоций, интеллекта и готовности к практико-созидательной деятельности.

В МБОУ Воротынская средняя школа п. Воротынец Нижегородской области более 10 лет действует районный эколого-краеведческий клуб «Родник», целью деятельности которого является формирование экологической культуры школьников путем вовлечения их в изучение природы родного края.

Одним из направлений деятельности клуба является изучение и охрана орнитофауны родного края. Для привлечения внимания школьников к птицам нами разработан и активно реализуется районный проект «Моя экологическая орнитологическая тропа». Цель проекта: воспитание экологической культуры школьников. Задачи: привлечение внимания школьников к орнитологическому разнообразию Воротынского района, вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, активизация природоохранной деятельности.

Экологическая орнитологическая тропа является одной из разновидностей экологических троп, это организованный маршрут на местности для изучения и охраны птиц. Исторически экологические тропы связываются с особо охраняемыми природными территориями - национальными парками, заказниками, заповедниками. В Нижегородской области первые экологические тропы стали создаваться в начале восьмидесятых годов прошлого века [2]. Мы предлагаем свою методику организации экологических орнитологических троп, которые имеют свою специфику, выполняя при этом свои основные функции - рекреационную, обучающую и воспитывающую (Табл. 1)

Причины, определившие выбор данной формы организации деятельности учащихся:

  • В школе накоплен многолетний опыт организации наблюдения птиц;
  • Птицы – достаточно доступный для наблюдения биологический объект;
  • Как показывают результаты социологических опросов, у подавляющего большинства школьников отмечается положительное отношение к птицам;
  • Экологическая тропа – это активная форма организации деятельности учащихся
  • Данная форма организации деятельности позволяет вовлечь в нее большое количество детей
  • Участие школьников в экологической тропе способствует развитию исследовательской деятельности школьников.

Таблица 1

Характеристика экологических орнитологических троп

Задачи

  • Развитие познавательного интереса,
  • Формирование и развитие навыков определения птиц по внешнему виду, голосам, следам жизнедеятельности
  • Развитие творческой активности
  • Стимулирование потребности в практической деятельности по охране и привлечению птиц

Место организации маршрута

Практически в каждом населенном пункте и его окрестностях, доступном для посещения школьниками. Желательно проложить ее в наиболее живописных местах, учитывая вероятность встречи с различными видами птиц.

Способы передвижения по маршруту

Обычно пешие, возможно передвижение от одной остановки до другой на транспорте

Оборудование

Бинокли, фотоаппарат, блокноты, карандаши, атласы-определители птиц

Участники экскурсий

Группы учащихся в составе до 10 человек.

Возраст: 3-8 классы

Кто проводит экскурсию

Заранее подготовленные экскурсоводы из числа учащихся, учитель

Сезонность экскурсий

Возможно проведение экскурсий в разное время года, наиболее эффективно организовывать работу тропы в мае-июне

Содержание экскурсий

Имеет несколько уровней сложности, в зависимости от целей и уровня подготовленности участников экскурсий

Наличие маркировки местности

Возможно, но не обязательно, достаточно буклетов или других печатных материалов

Результаты

Успешность участия в экологической орнитологической тропе определяется путем выполнения учащимися итоговых контрольных заданий в соответствии с уровнем сложности тропы

Нами разработаны маршруты экологических орнитологических троп трех уровней сложности [1]. Для экологической орнитологической тропы каждого уровня сложности может быть разработано несколько тематических маршрутов. Главное различие между тропами разного уровня сложности – это не только видовой состав птиц, встреченных на маршруте, его протяженность и продолжительность экскурсии, а степень самостоятельности её участников в получении новой информации.

Таблица 2

Характеристика экологических орнитологических троп различного уровня сложности:

Признаки

1 уровень сложности

2 уровень сложности

3 уровень сложности

Протяженность маршрута

До 1 км

1-1,5км,

Более 1,5 км

Продолжитель-ность экскурсии

30-60 мин

40-80 мин

60-120 минут

Количество видов птиц

5-7 видов

8-10 видов

Более 10 видов

Преобладающие способы деятельности школьников

Репродуктивный

способ

Эвристический способ

Творческий способ

В качестве примера приведем показатели результативности прохождения экологической орнитологической тропы первого уровня сложности. Участник экологической орнитологической тропы:

  • Знает правила поведения на тропе и правила наблюдения птиц, выполняет их.
  • Умеет распознавать встреченных на маршруте птиц по внешнему виду, голосу, следам жизнедеятельности птиц;
  • Знает и выполняет действия по охране птиц и мест их обитания;
  • Успешно выполняет контрольные задания на конечной станции маршрут, соответствующие уровню сложности тропы.

Примеры контрольных заданий для участников экологических орнитологических троп различной степени сложности (задания корректируются в зависимости от содержания экскурсий, возраста участников):

Контрольные задания для участника экологической

орнитологической тропы 1 степени сложности

Выбери один правильный ответ из предложенных

  1. Орнитология – это

А) наука о полезных ископаемых,

Б) наука о птицах,

В) способ лечения слуха.

2.Во время экологической орнитологической тропы при переходе от одной остановки до другой нужно передвигаться:

А) быстро, не отставая от экскурсовода,

Б) медленно, чтобы успеть по дороге все разглядеть,

В) быстро, при этом можно громко петь песни для хорошего настроения и рассказывать анекдоты.

3.Соедините линиями фразы из двух столбиков,

чтобы получились пословицы о птицах:
Ласточка- невелика, своим голосом поет.

Где много пташек, там нет букашек

Всякая птица да за море летает

4. Напишите, каково значение птиц в жизни человека:

_____________________________________

5. Отгадайте загадки:

А) Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло.

Б) Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает.

В) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат

6.Что может сделать человек для охраны и привлечения птиц?

7.Среди предложенных фотографий птиц выберите и назовите известные вам виды птиц

1__________________________

2_________________________

3__________________________

4__________________________

5________________________

Контрольные задания для участника экологической

орнитологической тропы 2 степени сложности

1.Соедините линиями по смыслу слова из двух столбиков:

Птица-плотник соловей

Пернатый солист ласточка

Легкомысленная мамаша поползень

Птица-строитель кукушка

Ночной хищник дятел

Птица-акробат сова

2.У какой птицы самый длинный язык:

А) сороки, б) дятла, в) цапли

3. Назовите виды дятлов, встречающиеся в Нижегородской области:

______________________

______________________

4. Найти и зачеркнуть названия птиц (найденные названия птиц выпишите сбоку от квадрата)

5.Назовите известные вам виды птиц, занесенные в Красную книгу Нижегородской области:

_________________________

_________________________

6.Как вы думаете, какие опасности для существования птиц представляет человек?

___________________________________

___________________________________

7. Среди предложенных фотографий птиц выберите и назовите знакомые вам виды.

1__________________________

2_________________________

3__________________________

4__________________________

5________________________

Контрольные задания для участника экологической

орнитологической тропы 3 степени сложности

1.Какая из перечисленных ниже птиц не относится к экологической группе птиц открытых пространств:

А) лунь полевой, б) серая цапля, в) желтая трясогузка, г) городская ласточка

2. Какой вид ласточек имеет на спине синюю окраску?

А) деревенская ласточка, б) городская ласточка, в) береговая ласточка

3. Какой из видов птиц относится к группе хищных птиц?

А) луговой конек, б) варакушка, в) чибис, г)лунь луговой

4. Какой из видов птиц поет, паря над землей – в полете?

А) черноголовая гаичка, б) болотная камышовка, в) полевой жаворонок

5. Почему большинство птиц открытых пространств имеют скромную, неяркую окраску?

А) на них некому любоваться, б) особенности их питания, в) для маскировки, в том числе и во время насиживания, т.к. гнезда устраивают прямо на земле.

6. О каких птицах, занесенных в Красную Книгу Нижегородской области вы узнали во время экскурсий по экологической орнитологической тропе?

(перечислите их)

7. Опишите свои собственные орнитологические открытия на тропе. Какие виды птиц вы определили самостоятельно, по каким признакам?

8. Напишите, каковы ваши впечатления об участии в экологических орнитологических тропах

Школьники, успешно прошедшие маршруты экологических орнитологических троп не только учатся распознавать новые виды птиц в природе, но, главное – получают хороший стимул к дальнейшему самостоятельному изучению орнитофауны родного края и её охране.

Этапы реализации проекта: подготовительный, исполнительский, итоговый. На первом, подготовительном этапе формируется группа учащихся из числа активистов эколого-краеведческого клуба «Родник» – организаторов орнитологических троп. Под руководством учителя они разрабатывают маршруты своих экологических орнитологических троп, подбирают материал для проведения экскурсий, при этом учащиеся активно используют интернет-ресурсы для сбора материала, готовят буклеты, иллюстративные карточки.

На втором, исполнительском этапе проводятся экскурсии по тропам. Для экскурсий приглашаются желающие учащиеся, в том числе ребята, посещающие в период летних каникул школьный лагерь «Буратино» - учащиеся начальной школы. В экскурсиях участвуют небольшие по составу группы – до 10-12 человек. Нами разработаны маршруты пешие, по территории поселка, а также автобусные, на ключевую орнитологическую территорию, расположенную в 10км от поселка. Во время экскурсий учащиеся включаются в разнообразные активные действия, связанные с наблюдением, изучением и охраной птиц: работа с атласами-определителями, наблюдение птиц с помощью биноклей, фотографирование, отгадывание загадок, распознавание птиц по следам жизнедеятельности и другое.

На третьем, итоговом этапе ребята-организаторы троп представляют результаты своей деятельности. Для этого они готовят отчет о деятельности на своей тропе в виде электронной презентации и письменного отчета. Подготовленные материалы представляются на районной конференции «Моя орнитологическая тропа», где происходит подведение итогов одноименного районного конкурса.

Участвуя в реализации проекта «моя экологическая орнитологическая тропа» школьники не только приобретают новые знания и умения, но и проникаются сознанием личной ответственности за сохранение природного богатства родного края.

Литература:

  • Асташина Н.И. Экологическая орнитологическая тропа: Методическое пособие. – Н.Новгород: деловая полиграфия, 2010. - 50с.
  • Экологические тропы. Пособие для слушателей экологической школы. – Н.Новгород, 1991. – 56с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017