јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќрганизаци€ экологических орнитологических троп как инструмент формировани€ экологической культуры школьников
(из опыта работы эколого-краеведческого клуба Ђ–одникї ћЅќ” ¬оротынска€ —ќЎ р.п. ¬оротынец Ќижегородской области).

јсташина Ќина »горевна
к.п.н., заслуженный учитель –‘, учитель ћЅќ” ¬оротынска€ —ќЎ п. ¬ќ–ќ“џЌ≈÷, Ќижегородской области, доцент кафедры Ђ—ервисї Ќижегородского государственного инженерно-экономического института

¬озрастающа€ значимость экологического образовани€ школьников св€зана с продолжающимс€ глобальным экологическим кризисом и пониманием того, что именно экологическое образование €вл€етс€ Ђключевым факторомї в движении к устойчивому развитию. ¬ажную роль в экологическом образовании играет экологическое краеведение, которое обеспечивает комплексное воздействие на все сферы сознани€ личности: развитие эмоций, интеллекта и готовности к практико-созидательной де€тельности.

¬ ћЅќ” ¬оротынска€ средн€€ школа п. ¬оротынец Ќижегородской области более 10 лет действует районный эколого-краеведческий клуб Ђ–одникї, целью де€тельности которого €вл€етс€ формирование экологической культуры школьников путем вовлечени€ их в изучение природы родного кра€.

ќдним из направлений де€тельности клуба €вл€етс€ изучение и охрана орнитофауны родного кра€. ƒл€ привлечени€ внимани€ школьников к птицам нами разработан и активно реализуетс€ районный проект Ђћо€ экологическа€ орнитологическа€ тропаї. ÷ель проекта: воспитание экологической культуры школьников. «адачи: привлечение внимани€ школьников к орнитологическому разнообразию ¬оротынского района, вовлечение школьников в исследовательскую де€тельность, активизаци€ природоохранной де€тельности.

Ёкологическа€ орнитологическа€ тропа €вл€етс€ одной из разновидностей экологических троп, это организованный маршрут на местности дл€ изучени€ и охраны птиц. »сторически экологические тропы св€зываютс€ с особо охран€емыми природными территори€ми - национальными парками, заказниками, заповедниками. ¬ Ќижегородской области первые экологические тропы стали создаватьс€ в начале восьмидес€тых годов прошлого века [2]. ћы предлагаем свою методику организации экологических орнитологических троп, которые имеют свою специфику, выполн€€ при этом свои основные функции - рекреационную, обучающую и воспитывающую (“абл. 1)

ѕричины, определившие выбор данной формы организации де€тельности учащихс€:

  • ¬ школе накоплен многолетний опыт организации наблюдени€ птиц;
  • ѕтицы Ц достаточно доступный дл€ наблюдени€ биологический объект;
  •  ак показывают результаты социологических опросов, у подавл€ющего большинства школьников отмечаетс€ положительное отношение к птицам;
  • Ёкологическа€ тропа Ц это активна€ форма организации де€тельности учащихс€
  • ƒанна€ форма организации де€тельности позвол€ет вовлечь в нее большое количество детей
  • ”частие школьников в экологической тропе способствует развитию исследовательской де€тельности школьников.

“аблица 1

’арактеристика экологических орнитологических троп

«адачи

  • –азвитие познавательного интереса,
  • ‘ормирование и развитие навыков определени€ птиц по внешнему виду, голосам, следам жизнеде€тельности
  • –азвитие творческой активности
  • —тимулирование потребности в практической де€тельности по охране и привлечению птиц

ћесто организации маршрута

ѕрактически в каждом населенном пункте и его окрестност€х, доступном дл€ посещени€ школьниками. ∆елательно проложить ее в наиболее живописных местах, учитыва€ веро€тность встречи с различными видами птиц.

—пособы передвижени€ по маршруту

ќбычно пешие, возможно передвижение от одной остановки до другой на транспорте

ќборудование

Ѕинокли, фотоаппарат, блокноты, карандаши, атласы-определители птиц

”частники экскурсий

√руппы учащихс€ в составе до 10 человек.

¬озраст: 3-8 классы

 то проводит экскурсию

«аранее подготовленные экскурсоводы из числа учащихс€, учитель

—езонность экскурсий

¬озможно проведение экскурсий в разное врем€ года, наиболее эффективно организовывать работу тропы в мае-июне

—одержание экскурсий

»меет несколько уровней сложности, в зависимости от целей и уровн€ подготовленности участников экскурсий

Ќаличие маркировки местности

¬озможно, но не об€зательно, достаточно буклетов или других печатных материалов

–езультаты

”спешность участи€ в экологической орнитологической тропе определ€етс€ путем выполнени€ учащимис€ итоговых контрольных заданий в соответствии с уровнем сложности тропы

Ќами разработаны маршруты экологических орнитологических троп трех уровней сложности [1]. ƒл€ экологической орнитологической тропы каждого уровн€ сложности может быть разработано несколько тематических маршрутов. √лавное различие между тропами разного уровн€ сложности Ц это не только видовой состав птиц, встреченных на маршруте, его прот€женность и продолжительность экскурсии, а степень самосто€тельности еЄ участников в получении новой информации.

“аблица 2

’арактеристика экологических орнитологических троп различного уровн€ сложности:

ѕризнаки

1 уровень сложности

2 уровень сложности

3 уровень сложности

ѕрот€женность маршрута

ƒо 1 км

1-1,5км,

Ѕолее 1,5 км

ѕродолжитель-ность экскурсии

30-60 мин

40-80 мин

60-120 минут

 оличество видов птиц

5-7 видов

8-10 видов

Ѕолее 10 видов

ѕреобладающие способы де€тельности школьников

–епродуктивный

способ

Ёвристический способ

“ворческий способ

¬ качестве примера приведем показатели результативности прохождени€ экологической орнитологической тропы первого уровн€ сложности. ”частник экологической орнитологической тропы:

  • «нает правила поведени€ на тропе и правила наблюдени€ птиц, выполн€ет их.
  • ”меет распознавать встреченных на маршруте птиц по внешнему виду, голосу, следам жизнеде€тельности птиц;
  • «нает и выполн€ет действи€ по охране птиц и мест их обитани€;
  • ”спешно выполн€ет контрольные задани€ на конечной станции маршрут, соответствующие уровню сложности тропы.

ѕримеры контрольных заданий дл€ участников экологических орнитологических троп различной степени сложности (задани€ корректируютс€ в зависимости от содержани€ экскурсий, возраста участников):

 онтрольные задани€ дл€ участника экологической

орнитологической тропы 1 степени сложности

¬ыбери один правильный ответ из предложенных

  1. ќрнитологи€ Ц это

ј) наука о полезных ископаемых,

Ѕ) наука о птицах,

¬) способ лечени€ слуха.

2.¬о врем€ экологической орнитологической тропы при переходе от одной остановки до другой нужно передвигатьс€:

ј) быстро, не отстава€ от экскурсовода,

Ѕ) медленно, чтобы успеть по дороге все разгл€деть,

¬) быстро, при этом можно громко петь песни дл€ хорошего настроени€ и рассказывать анекдоты.

3.—оедините лини€ми фразы из двух столбиков,

чтобы получились пословицы о птицах:
Ћасточка- невелика, своим голосом поет.

√де много пташек, там нет букашек

¬с€ка€ птица да за море летает

4. Ќапишите, каково значение птиц в жизни человека:

_____________________________________

5. ќтгадайте загадки:

ј) ¬сю ночь летает Ц мышей добывает,

ј станет светло Ц спать летит в дупло.

Ѕ) ћаленький мальчишка в сером арм€чишке

ѕо двору шныр€ет, крошки собирает.

¬) Ќа одной ноге стоит,

¬ воду пристально гл€дит,

“ычет клювом наугад,

»щет в речке л€гушат

6.„то может сделать человек дл€ охраны и привлечени€ птиц?

7.—реди предложенных фотографий птиц выберите и назовите известные вам виды птиц

1__________________________

2_________________________

3__________________________

4__________________________

5________________________

 онтрольные задани€ дл€ участника экологической

орнитологической тропы 2 степени сложности

1.—оедините лини€ми по смыслу слова из двух столбиков:

ѕтица-плотник соловей

ѕернатый солист ласточка

Ћегкомысленна€ мамаша поползень

ѕтица-строитель кукушка

Ќочной хищник д€тел

ѕтица-акробат сова

2.” какой птицы самый длинный €зык:

ј) сороки, б) д€тла, в) цапли

3. Ќазовите виды д€тлов, встречающиес€ в Ќижегородской области:

______________________

______________________

4. Ќайти и зачеркнуть названи€ птиц (найденные названи€ птиц выпишите сбоку от квадрата)

5.Ќазовите известные вам виды птиц, занесенные в  расную книгу Ќижегородской области:

_________________________

_________________________

6. ак вы думаете, какие опасности дл€ существовани€ птиц представл€ет человек?

___________________________________

___________________________________

7. —реди предложенных фотографий птиц выберите и назовите знакомые вам виды.

1__________________________

2_________________________

3__________________________

4__________________________

5________________________

 онтрольные задани€ дл€ участника экологической

орнитологической тропы 3 степени сложности

1. ака€ из перечисленных ниже птиц не относитс€ к экологической группе птиц открытых пространств:

ј) лунь полевой, б) сера€ цапл€, в) желта€ тр€согузка, г) городска€ ласточка

2.  акой вид ласточек имеет на спине синюю окраску?

ј) деревенска€ ласточка, б) городска€ ласточка, в) берегова€ ласточка

3.  акой из видов птиц относитс€ к группе хищных птиц?

ј) луговой конек, б) варакушка, в) чибис, г)лунь луговой

4.  акой из видов птиц поет, пар€ над землей Ц в полете?

ј) черноголова€ гаичка, б) болотна€ камышовка, в) полевой жаворонок

5. ѕочему большинство птиц открытых пространств имеют скромную, не€ркую окраску?

ј) на них некому любоватьс€, б) особенности их питани€, в) дл€ маскировки, в том числе и во врем€ насиживани€, т.к. гнезда устраивают пр€мо на земле.

6. ќ каких птицах, занесенных в  расную  нигу Ќижегородской области вы узнали во врем€ экскурсий по экологической орнитологической тропе?

(перечислите их)

7. ќпишите свои собственные орнитологические открыти€ на тропе.  акие виды птиц вы определили самосто€тельно, по каким признакам?

8. Ќапишите, каковы ваши впечатлени€ об участии в экологических орнитологических тропах

Ўкольники, успешно прошедшие маршруты экологических орнитологических троп не только учатс€ распознавать новые виды птиц в природе, но, главное Ц получают хороший стимул к дальнейшему самосто€тельному изучению орнитофауны родного кра€ и еЄ охране.

Ётапы реализации проекта: подготовительный, исполнительский, итоговый. Ќа первом, подготовительном этапе формируетс€ группа учащихс€ из числа активистов эколого-краеведческого клуба Ђ–одникї Ц организаторов орнитологических троп. ѕод руководством учител€ они разрабатывают маршруты своих экологических орнитологических троп, подбирают материал дл€ проведени€ экскурсий, при этом учащиес€ активно используют интернет-ресурсы дл€ сбора материала, готов€т буклеты, иллюстративные карточки.

Ќа втором, исполнительском этапе провод€тс€ экскурсии по тропам. ƒл€ экскурсий приглашаютс€ желающие учащиес€, в том числе реб€та, посещающие в период летних каникул школьный лагерь ЂЅуратиної - учащиес€ начальной школы. ¬ экскурси€х участвуют небольшие по составу группы Ц до 10-12 человек. Ќами разработаны маршруты пешие, по территории поселка, а также автобусные, на ключевую орнитологическую территорию, расположенную в 10км от поселка. ¬о врем€ экскурсий учащиес€ включаютс€ в разнообразные активные действи€, св€занные с наблюдением, изучением и охраной птиц: работа с атласами-определител€ми, наблюдение птиц с помощью биноклей, фотографирование, отгадывание загадок, распознавание птиц по следам жизнеде€тельности и другое.

Ќа третьем, итоговом этапе реб€та-организаторы троп представл€ют результаты своей де€тельности. ƒл€ этого они готов€т отчет о де€тельности на своей тропе в виде электронной презентации и письменного отчета. ѕодготовленные материалы представл€ютс€ на районной конференции Ђћо€ орнитологическа€ тропаї, где происходит подведение итогов одноименного районного конкурса.

”частву€ в реализации проекта Ђмо€ экологическа€ орнитологическа€ тропаї школьники не только приобретают новые знани€ и умени€, но и проникаютс€ сознанием личной ответственности за сохранение природного богатства родного кра€.

Ћитература:

  • јсташина Ќ.». Ёкологическа€ орнитологическа€ тропа: ћетодическое пособие. Ц Ќ.Ќовгород: делова€ полиграфи€, 2010. - 50с.
  • Ёкологические тропы. ѕособие дл€ слушателей экологической школы. Ц Ќ.Ќовгород, 1991. Ц 56с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019