јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќ–√јЌ»«ј÷»я » Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“№ –јЅќ“џ ѕќЋ≈¬ќ√ќ ”„≈ЅЌќ√ќ ÷≈Ќ“–ј ЂЁ ќ—»—“≈ћјї

√лушенков ќ.¬.
«аместитель директора по науке ‘√Ѕ” ЂЌациональный парк Ђ„авашварманеї, ведущий научный сотрудник ‘√Ѕ” Ђ√осударственный природный заповедник Ђѕрисурскийї, кандидат педагогических наук

ћосковский полевой учебный ÷ентр ЂЁкосистемаї (далее просто Ђ÷ентрї) организует дл€ учащихс€ школ ћосквы полевые практикумы во врем€ их краткосрочных сезонных выездов в это специализированное учреждение [186]. ќбучение в Ђ÷ентреї ежегодно проходит около 2,5 тыс€ч школьников. ƒекларируема€ цель работы Ђ÷ентраї - массовое экологическое образование, при использовании в обучении натуралистического и экосистемного подхода экологического принципа.

Ёкологический принцип занимает ведущую позицию в натуралистических направлени€х внешкольного образовани€, использующих методы полевой экологии. ѕод экологическим принципом следует понимать установление в процессе обучени€ ассоциативных св€зей между известными учащимс€ фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию и раскрытие значени€, сущности и закономерностей экологических взаимосв€зей в природе, вы€снени€ их места и значени€ в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом, формирование целостных представлений о мире.

≈го применение актуализирует формирование у обучающихс€экологической картины мира, как некоей целостности, экологического мировоззрени€. Ќемаловажна€ роль в результативности действи€ экологического принципа отводитс€ его основополагающему экосистемному подходу, который примен€етс€ как к изучению природных объектов и €влений на экскурси€х, так и при постановке исследовательских работ. ¬ нашем понимании суть экосистемного подхода заключаетс€ в изучении природных объектов и €влений в рамках какой-либо экосистемы, с вы€снением всех взаимосв€зей между объектами живой природы и окружающей их средой. »менно в таком ракурсе экосистемный подход рекомендуетс€ примен€ть при проведении экскурсий в методических разработках последнего времени [10, 35, 36, 153,176, 179, 183, 195].

ќбучение школьников в ÷ентре осуществл€етс€на полевом практикуме специалистами, имеющими опыт полевой практической де€тельности, по согласованным методическим разработкам. Ёкспериментальный полевой практикум рассчитан на три посещени€ по одному разу в год на 3 дн€ каждый, с чередованием по сезонам года, что в сумме составл€ет 72 учебных часа.  аждое посещение Ђ÷ентраї это своеобразное погружение в область знаний, равное годовой учебной нагрузке 0,75 часа в неделю. Ёффективность такого способа познани€, когда разделы курса биологии, раст€нутые во времени на 6 лет, с самого начала объедин€ютс€ общей идеей в единую конструкцию, доказана педагогом-новатором ћ.ѕ. ўетининым [200].

¬ учебном процессе ÷ентра реализованы в совокупности и равнозначности такие компоненты содержани€ биологического образовани€, как способы де€тельности, основы научных знаний, эмоционально-ценностное отношение к миру. »зменена и схема подачи знаний. Ќа первый план в номенклатуре знаний, отраженных в содержании полевого практикума, выведены методы научного познани€ и освоение их через практическую де€тельность: от способов де€тельности (методов научного познани€) - к умени€м (—хема 3). ѕодача основ научного знани€ осуществл€етс€ от структурированного целого (системы пон€тий) Ц к Ё ћ частного знани€, а затем Ц к более высокому уровню целостности (Ё ћ фундаментального знани€ и надуровневых объединений). ”ровневый переход осуществлетс€ путем образовани€ ассоциативных экологических св€зей как внутри системы пон€тий, так и между блоками частного и фундаментального знани€ (схема 4). –еализаци€ эмоционально-ценностного отношени€ к миру в формировании Ё ћ происходит непосредственно при контакте школьников с природой на полевых практикумах и вносит в сознание человека не только специальные рациональные знани€, но и философские идеи, эмоции, интуитивные представлени€, жизненный и культурный опыт субъекта.

—хема 3.

ћЌќ√ќ”–ќ¬Ќ≈¬јя —»—“≈ћЌјя —ќ¬ќ ”ѕЌќ—“№ ћ≈“ќƒќ¬ Ќј” », ќ“–ј∆≈ЌЌјя ¬ —ќƒ≈–∆јЌ»» ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј

—хема 4.

 

ѕќƒј„ј ќ—Ќќ¬ Ќј”„Ќќ√ќ «ЌјЌ»я Ќј ѕќЋ≈¬ќћ ѕ–ј “» ”ћ≈

”читываютс€ и этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной де€тельности, зависимые от индивидуальных, возрастных и прочих особенностей личности, что школьное биологическое образование в современной его форме лишь готовит (субъективно)школьникак экологонаправленной де€тельности. ѕосле достижени€ субъективной готовности школьника к экологонаправленной де€тельности возможно и необходимо осуществл€ть биологическое образование с ориентацией на самосто€тельную практическую де€тельность в этой области.

¬начале самосто€тельна€ практическа€ де€тельность носит пассивный характер. ќбучаемый еще не умеет самосто€тельно принимать практические решени€. ‘ормирование готовности к экологонаправленной де€тельности не целенаправленно, случайно и св€зано с неустойчивым интересом к подобного рода де€тельности. ќбразовательный процесс, выход€щий на этап практической пассивно-творческой де€тельности, должен осуществл€тьс€ под диспетчерским управлением педагога. ¬ этом случае очень важно ненав€зчиво и органично воздействовать на сознание учащегос€ с целью смены пассивной позиции по выполнению экологонаправленных действий на активную, осознанную, самосто€тельную. Ётот этап реализуетс€ на экскурси€х в природу, наиболее оптимально с организацией исследовательской работы в процессе их проведени€. “акой тип экскурсий, с организацией исследовательской работы в процессе ее проведени€, разрабатывалс€ в наших ранних работах [35, 36] и работах ≈.¬.“итова, ƒ.Ћ.“еплова [177, 178, 184].

Ќа базе Ђ÷ентраї смоделирована ситуаци€, когда значительную часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследовани€, проводимые в Ђ÷ентреї, можно рассматривать как выполнение об€зательной части программ школьного биологического образовани€, чаще всего не выполн€емых в школе по различным причинам [34]. —овременные школьные программы по биологии вариативны, но в большинстве из них [143], как и в методических разработках к ним [16, 68, 136,146] соблюдаетс€ рекомендуема€ тематика экскурсий - ознакомление: с цветковыми растени€ми различных мест обитани€; с сезонным €влени€ми в жизни растений; со способами размножени€ и распространени€ плодов и сем€н; с многообразием животных родного кра€, их ролью в природе и жизни человека; с природными и искусственными экосистемами, наблюдением сезонных изменений в них.  ак следует из тематики, она изначально имеет экологическую направленность. “ак что соблюсти интересы школьной общеобразовательной программы и экспериментального практикума большого труда не составл€ет. ѕолевой центр вз€л на себ€ выполнение об€зательной части школьных программ, и тем самым позволил значительной части московских школьников, восполнить возникшие по объективным причинам пробелы в биологическом образовании в плане экскурсионных практикумов.

¬ Ђ÷ентреї в рамках подпрограммы ЂЁкологический ликбезї провод€тс€ экскурсии, направленные на знакомство с наземными экосистемами Ц лесом, лугом, и водными экосистемами Ц рекой, прудом и низинным болотом (“аблица 1). Ёкскурсии провод€тс€ поэтапно за счет тематических выходов. ѕри их организации мы придерживаемс€ общего плана, включавшего об€зательные рекомендации, направленные на реализацию тех или иных составл€ющих экологического принципа (выделено курсивом). ¬ цел€х установлени€ в ходе экскурсии ассоциативных св€зей между известными учащимс€ фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, в начале экскурсии осуществл€етс€ знакомство с сезонными €влени€ми в жизни растений и животных. Ёто позвол€ет раскрыть вли€ние абиотических, в первую очередь, космических факторов на различных представителей живого и растительного мира. Ќапример, экскурси€ в лесную экосистему в осенний период позвол€ет не только воочию увидеть листопад, отмирание трав€нистых растений, распространение сем€н, пауков, миграцию птиц, предзимнюю активность кротов, а также осмыслить причины происход€щего: к чему идет подготовка, как она осуществл€етс€, что запускает эти процессы и т.п. ¬ результате вы€вл€лась роль изменени€ наклона оси «емли по отношению к —олнцу в течение годового цикла, следствием которого €вл€етс€ изменение длины дн€, стабильно, периодически измен€ющегос€ фактора среды, и изменение количества поступающей энергии. ¬ свою очередь, изменение в протекании космических процессов вызывает понижение температуры, котора€ может гибельно отразитьс€ на организмах, через уникальные свойства воды, самого объемного вещества в организмах, и необходима соответствующа€ подготовка, котора€ начинаетс€ своевременно, благодар€ реакции на изменение все той же продолжительности дн€.

ќсновна€ часть экскурсии посв€щаетс€ изучению многообрази€ организмов во всех типах экосистем, взаимосв€зей представителей всех царств живой природы между собой и факторами неживой природы. »спользование экологического принципа в этом случае направл€етс€ на раскрытие экологической сущности и закономерности взаимосв€зей в природе.

¬ заключение экскурсии, при возможности, рекомендуетс€ обратить внимание на воздействие человека на природные экосистемы, попытатьс€ осмыслить ответную реакцию среды.

–еализаци€ этапа приобщени€ учащегос€ к собственно самосто€тельной практической экологонаправленной де€тельности, нос€щей по-насто€щему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении к выполнению активных экологонаправленных действий, происходит при подключении его к проектно-исследовательской де€тельности. ѕроектно-исследовательское направление в обучении предоставл€ет школьнику широкое поле новой де€тельности, тем самым способствует по€влению широкого круга интересов, а затем через них оказывает воздействие на формирование научной картины мира [27, 39, 55,91,86, 130]. Ђѕроектна€ де€тельность школьника ставит ученика перед необходимостью синтезировать полученные в школе знани€ в конкретном творческом проекте, реализу€ функцию предмета де€тельности и действи€, св€занные с корректировкой собственной де€тельности, ее осмыслени€ дл€ представлени€ другим люд€м Ц осуществл€ет процесс распредмечивани€ де€тельности и обнаруживает сто€щие за предметом де€тельности усвоенные знани€, полученные внутри различных предметных дисциплин, имеющих в традиционном обучении непроницаемые границыї [106]. ѕроектно-исследовательска€ де€тельность основана на добровольном и сознательном стремлении учащегос€ к преобразованию мира с целью сохранени€ его целостности и гармонии. Ђћетод проектов, традиционно рассматриваемый с позиций де€тельностного подхода и уже на этой основе вывод€щий за пределы урока в реальную жизнь, вз€тый в контексте личностно-ориентированного образовани€, приобретает характер новой системы обучени€Еї [50].

ќрганизаци€ проектно-исследовательской де€тельности осуществлена в рамках подпрограммы ЂЁколог-исследовательїв виде самосто€тельных полевых исследований. »сследовани€ выполн€ютс€ малыми группами учащихс€ по 2-4 человека. Ќа выполнение одного исследовательского проекта выдел€етс€ 8 часов, из них: на планирование исследовани€ - 10 %; на знакомство с методиками - 10 %; на сбор и первичную обработку материала - 30 %; на анализ результатов - 20 %; на подготовку отчета - 15 %; на защиту проекта на конференции Ц 15%.  аждый принимает участие в трех исследовани€х в течение трех дней, по трем направлени€м.

—оответствующа€ направленность работ подпрограммы ЂЁколог-исследовательї позвол€ет осуществить более глубокое постижение единства всех составл€ющих элементов мира (“аблица 1). Ётому в процессе самосто€тельных полевых исследований способствует главенство экологического принципа. Ќапример, работа на тему: Ђ—равнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозицииї или Ђ»зменени€ в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положени€ в рельефеї. ÷ель таких работ - вы€вление вли€ни€ микроклиматических факторов (освещенности, разницы температур, степени увлажнени€) на состав растительного сообщества, дл€ чего учащиес€ провод€т полное геоботаническое описание лесных участков расположенных в соответствующих местах и сравнивают их, что требует совокупного применени€ знаний из различных областей естественных наук и географии. ¬ыполнение работ на темы: Ђ»зучение возрастной структуры попул€ций бурых л€гушек и их биотопическа€ приуроченностьї, Ђ¬идовой состав птиц в различных биотопахї, Ђ—равнение фауны водных беспозвоночных ручь€ ќвражного и ручь€  анальногої имеют своей целью изучение видового состава какой-то группы животных в зависимости от биотопа. –аботы подобного типа не только позвол€ют познакомитьс€ с видовым разнообразием, но и обеспечивают понимание его возникновени€, соответственно разнице абиотических и биотических условий, то есть способствует раскрытию сущности и закономерности экологических взаимосв€зей в природе. “ематика работ: Ђќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма, методами биоиндикацииї, Ђќценка степени загр€знени€ атмосферного воздуха методом лихеноиндикацииї, - перенаправл€ет цель в русло антропогенного вли€ни€ на природные экосистемы, дает возможность пон€ть, что человек €вл€етс€ частью этого цельного мира и процессы, происход€щие в нем, с нашим ли или без нашего участи€, непосредственно отражаютс€ на нас самих [108;109; 111; 112; 113; 144; 145].

ѕосле выполнени€ полевых исследований, учащиес€ обрабатывают полученные данные. Ќа основе полученных результатов делают доклады на мини-конференци€х.

“акие формы обучени€ как экскурси€ и проектно-исследовательска€ де€тельность, составл€ющие основу полевого практикума, наиболее действенны дл€ формировани€ знаний и умений, способных внести существенный вклад в формирование экологической картины мира любого уровн€, а, следовательно, и общенаучной картины мира, природоцентристкого экологического мировоззрени€.

“аблица 1

“ематическое планирование

ѕодпрограмма ЂЁкологический ликбезї - первое посещение

є

“ема

“ипза-

н€тий

 ол-во

часов

 

ƒень 1

   
 

Ќаземно-воздушна€ среда обитани€

Ѕ

1

 

—езонные €влени€ в природе

(ќсень Ц Ћистопад, подготовка организмов к зиме;

«има Ц ќрганизмы зимой;

¬есна Ц ¬есенние €влени€ в природе. ѕервоцветы.)

Ё

2

 

ќпределение растений и животных

(ќсень - деревьев и кустарников по олиственным побегам;

«има - деревьев и кустарников по безлистным побегам;

¬есна-лето Ц трав€нистых цветущих растений)

Ћѕ

2

 

—труктура леса: €русность, жизненные формы

Ё

2

   

«

1

 

ƒень 2

   
 

¬ода как среда обитани€

Ѕ

1

 

Ёкосистема сто€чего водоема

(«има Ц ѕро€влени€ сезонности на водоемах)

Ё(пр)

3

 

ќпределение видового состава водных беспозвоночных; изучение особенностей их строени€ в св€зи с обитанием в водной среде

Ћѕ

3

   

«

1

 

ƒень 3

   
 

ѕочва как среда обитани€

Ѕ

1

 

“ипы почвданной местности

Ё(пр)

3

 

Ќеорганическа€ часть почвы (структура, свойства);

ќрганическа€ часть почвы (свойства гумуса,

почвенные организмы)

Ћѕ

3

   

«

1

”словные обозначени€: Ѕ Ц беседа; Ћѕ Ц лабораторный практикум; Ё Ц экскурси€; Ё (пр) Ц Ёкскурси€ с элементами практической работы; « Ц зачетное зан€тие

ѕодпрограмма ЂЁкологический ликбезї - второе посещение

є

“ема

“ип зан€тий

 ол-во

часов

 

ƒень 1

   
 

ѕриродные сообщества (классификаци€, структура)

Ѕ

1

 

Ћес, луг Ц наземные экосистемы. —мена сообществ

Ё

2

 

ќпределение растений

Ћѕ

2

 

ќсобенности болотных экосистем

Ё

2

   

«

1

 

ƒень 2

   
 

ѕресноводные экосистемы (структура)

Ѕ

1

 

Ёкосистема текучего водоема

Ё(пр)

3

 

ќпределение видового состава водных беспозвоночных и водных растений, распределение по экологическим группам

Ћѕ

3

   

«

1

 

ƒень 3

   
 

–оль животных в экосистемах

Ѕ

1

 

ѕтицы различных местообитаний

(«има - —леды жизнеде€тельности позвоночных животных)

Ё

2

 

ќпределение позвоночных животных

Ћѕ

1

 

Ѕеспозвоночные различных местообитаний

(«има - —леды жизнеде€тельности беспозвоночных)

Ё(пр)

2

 

ќпределение беспозвоночных животных

Ћѕ

1

   

«

1

ѕодпрограмма ЂЁколог-исследовательї - третье посещение

є

“емы на выбор

—езон

 

ƒень 1

 
 

»зучение возрастной структуры попул€ций бурых л€гушек и их биотопическа€ приуроченность

¬Ћќ

 

¬идовой состав птиц в различных биотопах

¬Ћ«

 

»зучение суточной активности птиц

¬Ћ

 

ћаршрутный учет и изучение экологии млекопитающих по следам

«

 

»зучение гнездовой жизни птиц-дуплогнездиков

¬Ћ

 

»зучение взаимоотношений птиц на кормушке

ќ«

 

“ерриториальное и кормовое поведение синичьих стай

ќ«

 

ƒень 2

 
 

—равнение фауны водных беспозвоночных ручь€ и реки (пруда и реки)

 

ќценка экологического состо€ни€ водоема методами биоиндикации

 

—укцесси€ сто€чих водоемов

Ћќ

 

»зучение перифитона и оценка сапробности водоемов

¬Ћќ

 

ƒень 3

 
 

ќценка состо€ни€ среды методом лихеноиндикации

 

—равнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозиции.

¬Ћќ

 

—равнение растительности пойменного и суходольного луга

¬Ћ

 

»зменени€ в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положени€ в рельефе

¬Ћќ

 

»зучение экологии первоцветов

¬

 

«еленые растени€ под снегом

«

 

ќценка жизненного состо€ни€ подроста

 

 омплексна€ оценка антропогенной нагрузки на местность

¬Ћќ

ќценка жизненного состо€ни€ леса по сосне

”словные обозначени€: ¬ Ц весна; Ћ Ц лето; ќ Ц осень; «- зима; √- в любое врем€ года



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019