јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ђћ»– Ћ≈—ј: ∆»¬ќ“Ќџ≈ї
(методическа€ разработка к сетевому этно-экологическому проекту Ђƒрево жизниї)

ƒоронин ƒмитрий ёрьевич
аспирант ќтдела —евера и —ибири »нститута этнологии и антропологии –јЌ им ћиклухо-ћакла€

1. ѕо€снительна€ записка

1.1. јктуальность: экологическое образование и традиционна€ культура

ћир леса во всЄм его разнообразии всегда сопутствовал традиционной культуре селений человека в географическом пространстве –оссии. “очнее, конечно же, говорить о многообразии традиционных культур –оссии Ц русских, финно-угорских, тюркских, самодийских и пр.  ак у вс€кой деревни Ц свои леса со своей неповторимой природой, топонимикой и поверь€ми, так у каждой деревни Ц сво€ традиционна€ культура, свои уникальные представлени€ об этих лесах. Ёто Ц многообразие народной психологии, народного традиционного природопользовани€ и природосбережени€, Ђтрадиционного экологического сознани€ї. »зуча€ и педагогически осмысл€€ многообразие фольклорных представлений о лесе, мы получаем живой, интереснейший материал дл€ предельно-конкретного (¬от они Ц наши леса! „то говоритс€ - Ђпотрогать можної!), неотвлечЄнного экологического образовани€ и воспитани€ школьников. ѕоскольку мир традиционных фольклорно-мифологических представлений о природных объектах очень часто экологичен и природоохранен.

» это неслучайно, ведь традиции и промыслы каждого села, деревни Ц это то уникальное дл€ каждого района и селени€ отношение людей к природе, которое складывалось и шлифовалось тыс€челети€ми. ¬ нем нет ничего лишнего, неразумного Ц также как ничего лишнего мы не найдем в природе. ¬ каждом районе, селе, деревне человек исстари сталкивалс€ с особенност€ми того природного пространства, в котором ему приходилось жить: охотитьс€, ремесленничать, возделывать землю. ќт этого пространства, от сохранности ближайшей к человеческому жилью природы напр€мую зависело благополучие деревни, кресть€нского двора, жизни человека, его детей и внуков. ѕотому традиционный быт и хоз€йство человека осторожно и по-умному относились к природе. ¬ наше врем€ такое, традиционное, отношение мы назовем экологически грамотным.

—толети€ми природопользование жителей сел и деревень не нарушало природного равновеси€. » это не оттого, что людей тогда было меньше, а потому, что в традиционном природопользовании учитывались все мельчайшие особенности той природы, в которой располагалось село или деревн€.   счастью, все эти уникальные хоз€йственные формы, промыслы и ремесла не отошли в прошлое. ќни современны, живы и сохран€ют ту уникальную природную среду, в которой возникли Ц до той поры, пока жива эта природа, пока живы те селени€, в которых они бытуют, и те люди, которые считают эту традицию своей жизнью. Ќаши методики позвол€ют педагогам и дет€м научитьс€ собирать, экологически понимать, возрождать свои родные традиции и представлени€ о природе.

¬ажной задачей в решении проблем экологического, патриотического и духовно-нравственного воспитани€ и образовани€ в конкретных районах и област€х –оссии €вл€етс€ педагогическа€ попул€ризаци€ местной, характерной именно дл€ их населенных пунктов традиционной экологической культуры.

1.2. Ђ“радиционна€ экологи€ї мира леса

Ёкологическое значение леса, представлений о нЄм в традиционной культуре огромно. ƒл€ большинства традиционных культур –оссии мир леса ассоциировалс€ с Ђ»ным миромї, существующим по своим, чуждым миру человека, таинственным законам. „асто лес подступал пр€мо к селению человека Ц так мир людей (Ђ—вой мирї, космос) тыс€челети€ми существовал в тесном соседстве, в тесной хоз€йственной и духовной св€зи с миром чуждого, стихийного, хтонического, »ного (хаос). »менно посто€нное соседство и зависимость от »ного создавали Ђэкологический императивї традиционных культур. ќн заключалс€ в понимании того, что мир человека и его способность и право хоз€йничать в мире природы ограничены. ѕонимание ограниченности рождали естественную осторожность, внимательность к миру природы: человек традиционной культуры не мог вседозволенно, нагло или чересчур смело вести себ€ в лесу, ибо не был его хоз€ином.

„еловек традиционной культуры даже в своем доме Ц не абсолютный хоз€ин: в доме хоз€ин Ц домовой, в овине Ц овинник, в бане Ц банник, в лесу Ц леший и др. Ќеосторожность, наглость, нарушение норм в поведении приводили к беде, о чем и сейчас повествуют многие былички Ц рассказы о встрече человека с мифологическими существами. —амоуверенна€ неосторожность, жадность на охоте могла погубить человека в лесу при встрече с лешим, неосторожность к своим дет€м в Ђнеурочный часї приводила к их потере. Ђ„еловек Ц хоз€ин и покоритель природыї - основа индустриально-технократической культуры; вседозволенность, слепое потребление, невнимание к нюансам, агрессивный космополитизм Ц черты человека такой культуры.

¬ мифологических представлени€х традиционных культур мир леса населЄн разнообразными существами: растени€ми, животными, существами духовно-хтонической природы. ѕрактически каждое лесное животное (звери, птицы, гады, насекомые и др.), как и растение, св€зано с духами или само может оказатьс€ лесным духом (Ђхоз€иномї, Ђнечистымї и т.п.), его воплощением (оборотничество лешего в дерево, звер€ и т.п.). Ђ»на€ природаї также характерна дл€ многих мест в лесу: это могут быть особые, отмеченные народной верой, лесные пол€ны, болота, тропы, родники, ручьи и речки, лесные озера, валуны, муравейники, возвышенности (Ђгоркиї), провалы, овраги, пещеры, €мы, Ђведьмины кругиї, св€щенные или почитаемые места, деревь€ и т.д.

„еловек от начала своей истории вынужден жить за счЄт леса, вторгатьс€ в него, отсюда Ц огромный пласт традиционных представлений, ритуалов, св€занных с посещением леса и де€тельностью в нЄм. Ёто Ц разнообразнейшие запреты на посещение в различное врем€ суток, недели или года, запреты на рубку деревьев, убийство животных, в зависимости от их вида, пространственно-временной ситуации или оруди€ охоты, запреты на какие-то виды поведени€ в лесу и т.д., и т.п. Ёто Ц разнообразнейшие приметы, сновидени€, знаки, сопровождающие практически любое действие человека, св€занного с лесом (в особенности Ц охотников). —овершенно очевидно: если бы лес был не Ђ»нымї, а целиком Ђ—воимї пространством (как это кажетс€ современному техногенному миру), то всех бы этих запретов, примет, поверий, ритуалов, как и самого леса, и дикой природы, просто бы не существовало. ѕредставлени€ об Ђ»номї, посто€нно присутствующем в природе, с древности сообщало человеку о неизвестности в любой точке мира: Ђ„то-то мы знаем об этом камне или дереве, или лесе, а чего-то, быть можем, не знаем и никогда не узнаем вовсе! ј значит в этом непознанном может таитьс€ непредсказуемость и даже опасность Ц следует быть уважительным, осторожным, внимательнымЕї Ќо разве не говорит современна€ наука также о границах человеческих знаний и возможно огромной неизвестности!

»так, один блок традиционно-культурных природоориентированных представлений св€зан с проникновением человека в мир леса. Ќо есть и другой блок Ђэкологической мифологииї леса, св€занный с вторжением мира леса в мир людей (помните: приметы с приползающей к дому змеЄй или прилетающей лесной птицей?) или с пониманием, преобразованием мира леса внутри мира человека.

ѕритом и в том, и в другом блоке мир леса был значим дл€ человека дво€ко: частично как человеческа€ ресурсна€ база (многообразие хоз€йственных нужд) и как самостийный, независимый другой мир (многообразие взаимодействий, столкновений с лесом как с Ђ»нымї).

јнализ представлений по этим параметрам обо всех лесных объектах и €влени€х не вместит методика, здесь мы коснЄмс€ только традиционных представлений о животных леса.

1.3. ÷ели и задачи

ƒанна€ методика позвол€ет педагогу и школьнику исследовать родную традиционную культуру Ц мир живых мифологических представлений о лесе. ÷ель этой разработки Ц экологическое, патриотическое, духовно-нравственное воспитание и образование школьников, основанное на традици€х неразрушающего природопользовани€ и фольклорных народных представлени€х в целом, бытовавших ранее и сохранившихс€ сейчас в районах Ќижегородской области.

«адачи методики:

  1. ¬овлечение реб€т в диалоговое пространство общени€ с носител€ми родной традиционной природосберегающей культуры;
  2. ¬овлечение учащихс€ в учебно-исследовательскую, экспедиционно-проектную де€тельность в пространстве родной традиционной культуры;
  3. ќбучение педагогов формам и методам изучени€, преподавани€ и педагогической попул€ризации конкретных аспектов традиционной культуры (в данном случае Ц аспект традиционных представлений о мире леса);
  4. ¬ы€вление, сбор и паспортизаци€ фольклорно-этнографического материала о мире леса в Ќижегородской области (и др. возможных регионов) силами исследовательских коллективов учащихс€ и педагогов.
  5.  онкретный аспект методики: ћетодика посв€щена изучению экологических традиций и фольклорно-мифологических представлений о животных леса в современных традиционных культурах населенных пунктов районов Ќижегородской области.

1.4. ¬озможные формы и услови€ проведени€

¬озможные формы проведени€:

  1. ”чебно-исследовательские гуманитарно-экологические мини-экспедиции: позвол€ют в минимальные сроки (выходные в ходе учебного года, 2-3 дн€ в каникул€рное врем€) силами небольшой исследовательской группы (2-3 школьника) собрать материал по традиционным представлени€м о лесных животных от жителей (1 и более человек) вашего или ближайшего населЄнного пункта;
  2. √уманитарно-экологические сборы традиционно-культурного материала в рамках лагерных смен: позвол€ют разнообразить программу смены в практическом проблемно-исследовательском ключе. –еб€там предлагаетс€ (в течение 1-2 дней) побывать в роле исследовател€ Ц гуманитари€ и естественника одновременно Ц собрать и осмыслить свой собственный научный материал, характеризующий традиционное отношение к различным животным жителей деревень округи лагер€. Ёто и социологическое, и биологическое (ресурсно-экологическое) исследование одновременно, также в нЄм отражаетс€ мир народной психологии и богатство фольклорно-поэтических текстов. Ќапомним: особенно важным €вл€етс€ географическа€ конкретность этих исследований. «десь ребЄнок с удивлением может обнаружить, что традиционные представлени€ об одних и тех же животных в его селении и деревн€х округи лагер€ или различны, или отличаютс€ какими-нибудь любопытными особенност€ми (приметы, обычаи и пр.).
  3. ”чебно-исследовательска€ экспедици€ учащихс€: наиболее серьЄзна€ масштабна€ форма, в которой может быть применена данна€ разработка. ќрганизуетс€ в районах, где есть школьные коллективы с опытом гуманитарно-экологических исследований. ѕредполагает действие нескольких учебно-исследовательских групп с целью гуманитарно-экологического картировани€ многообрази€ традиционных представлений и форм отношени€ к лесным объектам (животные, растени€, растительные совокупности, лесные родники, др. объекты Ђгеографииї пространства внутри леса и пр.). “акже как можно узнать Ц чем богато и примечательно каждое селение родного района, также школьники узнают особенную традиционную экологическую культуру каждого из этих селений. —уществуют подробнейшие карты лесов (лесхозов, лесничеств, колхозных и пр. лесов) района, и надо создать подробные карты этих же лесов со всех их животным и растительным миром, но не в лесоводческом, а в гуманитарно-экологическом, традиционно-культурном аспекте.  онечно, така€ карта в масштабе всего района создаЄтс€ и дополн€етс€ в течение многих экспедиций и нескольких лет. Ќа карту нанос€т собираемый в экспедиции материал: топонимику лесов во всех еЄ мельчайших детал€х, а также (разными значками) разновидности традиционных отношений и представлений о конкретных природных объектах Ц родниках, животных и пр. (см. Ђћетодику паспортизации проектной гуманитарно-экологической де€тельностиї). –езультатом €вл€етс€ представление и сохранение уникальности многообрази€ традиционных культур в родном районе. “ак работает педагогическа€ актуализаци€ местных традиций и фольклорных представлений силами самих же учащихс€. ¬зрослые и дети смогут обозреть удивительную картину изменени€, взаимного вли€ни€, уникальности вариаций традиционных сюжетов, фольклорно-мифологических представлений о природных объектах мира леса Ц от одной деревни к другой, с севера на юг, от запада на восток в географическом пространстве традиционных культур родного района. Ёколого-биологической уникальности разнообрази€ различных уголков и природных сообществ района природы здесь соответствует гуманитарно-экологическа€, традиционно-культурна€ уникальность.

ƒопускаетс€ комбинирование этих основных воспитательно-образовательных форм или выработка новых с учЄтом местной специфики.

ћатериалы исследований учащихс€, выполненные в рамках любой из этих форм, могут быть обработаны (см. Ђћетодические указани€ к выполнению детских учебно-исследовательских гуманитарно-экологических работ на областных конференци€хї) и поданы на гуманитарно-экологические секции школьных областных конференций областного центра развити€ творчества детей и молодежи (пр.√агарина, д.100).

¬озраст детей-участников: —редний и старший школьный возраст.

¬озможные учреждени€-участники: Ёколого-биологические, краеведческие, фольклорно-этнографические, литературные, исторические кружки при школах, интернатах, учреждени€х дополнительного образовани€, музе€х, библиотеках. Ўкольные лесничества. ќбщества православной и народной культуры при воскресных школах. ƒетские оздоровительные, профильные лагер€ и т.д.

2. —одержательна€ часть

ћатериал разнообрази€ мифологических представлений о лесных животных даже внутри только русских традиционных культур огромен. «десь мы не можем представить всего многообрази€ вопросов, которые бы вы могли задавать в ваших исследовательских сборах местному населению. ¬сегда наши вопросы могут оказатьс€ Ђтеснымиї дл€ вашего исследовани€, из-за них вы можете упустить какие-то уникальные представлени€ о животных, характерные только дл€ ваших деревень, о которых мы можем ничего не знать. ѕотому: не Ђидите слепої по предлагаемому нами перечню, а всегда пытайтесь как-то дополнить, конкретизировать его Ц пусть это станет вашим исследовательским правилом. ¬ итоге каждый исследователь создаЄт свои личные опросники (перечни вопросов по традиционно-культурному значению каких-либо объектов), оптимальные дл€ той территории, на которой он работает, и измен€ет их в зависимости от смены условий исследовани€.

2.1. ¬иды животных, выдел€емые традиционной культурой:

¬сЄ же, несмотр€ на многообразие представлений, в различных традиционных культурах замечаетс€ особое (сакрализующее) внимание к одним и тем же некоторым биологическим группам и видам животных. ќ каких-то из этих животных, скорее всего, вы также можете собрать интересный фольклорный материал в вашем районе. ѕриводим неполный перечень этих животных:

1. ћлекопитающие: особенно - медведь, волк, росомаха, выдра, ласка, летучие мыши; также - лисица, хорЄк, за€ц, белка, охотничьи виды вообще, животные особенной окраски меха, больные звери;

2. ѕтицы: особенно Ц ночные хищники (филин, не€сыти, совы, сычи), козодой, дневные хищники (орлы, €стреба, коршун, сокола, луни), ворон, кукушка, горлинки, д€тлы (особенно чЄрный Ц желна), удод, выпь (Ђптица-быкї); также Ц поганки, зимородок, охотничьи куриные и др.;

3. Ђ√адыї: уж (часто отдел€емый в народном сознании от Ђзмейї, что важно и надо записывать), гадюка, мед€нка (Ђмед€ницаї), скоплени€ (Ђклубкиї) змей, также - несуществующие виды (цветовые разновидности змей и путаницы с веретеницей), чьи названи€ надо также об€зательно записывать. “акже выдел€емы в представлени€х, приметах, обыча€х: €щерицы (особенно зелЄные) и Ђ€щеркиї, жабы, л€гушки, жерл€нки (особенности Ђпени€ї) и др.;

4.Ѕеспозвоночные: пауки, муравьи, пчЄлы, осы, шмели, Ђоводыї, комары, мухи, Ђгнусї, клопы, клещи, вши, блохи, Ђмотылькиї, крупные ночные бабочки, светл€чки, кузнечики, Ђжукиї, черв€ки, др.

2.2. ќсновные признаки, выдел€емые в животных вниманием традиционной культуры:

“аким образом, чаще всего это животные, которые могут:

    • быть св€занными с ночью;
    • быть похожими на человека (медведь) или св€занными с человеком (оборотни);
    • быть €довитыми или смертельно опасными дл€ человека;
    • иметь чЄрную окраску;
    • иметь устрашающий вид;
    • иметь непри€тный (по традиционному общественному мнению) вид;
    • питатьс€ кровью;
    • иметь некое особенное поведение;
    • иметь особенные (резкие, странные, устрашающие, передразнивающие, красивые или похожие на слова) крики или песню;
    • иметь большие зубы, клюв, рога, когти, хвост;
    • быть слепыми, жить в земле;
    • иметь белую окраску;
    • иметь цвета крови глаза, п€тна, Ђбровкиї и пр.;
    • оставл€ть особенные следы жизнеде€тельности;
    • иметь Ђжалої;
    • быть хищниками;
    • иметь крупные глаза и Ђлицої (как, например, у сов);
    • быть св€занными с водой, дуплами, провалами, €мами или пещерами;
    • строить, создавать нечто особенное по величине, масштабу или форме (муравейники, плотины, берлоги, особые норы или гнЄзда и т.п.);
    • иметь Ђраздвоенную лапуї (и потому быть запрещенными в пищу Ц иногда за€ц, лисица, пр.);
    • быть вестниками духов, божеств или самими лесными духами (что, конечно же, вытекает из предыдущих пунктов)

Ёти признаки можно использовать на опросах и при составлении опросников. Ќапример, первоначально вопросы можно формировать так: Ђј говорили ли раньше Ц может быть, вы слышали Ц что какие-то ночные или чЄрные птицы св€заны с нечистой силой?  акие? ј почему они? ќни как-то себ€ особенно ведут?ї Ђј бывают животные чем-то на человека похожие? Ќу, фигурой или лапой, или глазами, головой или лицом? » что про это рассказывали? –асскажите, пожалуйста Ц пускай даже если это неправда, нам неважно Ц мы и сказки собираем.ї Ђј каких животных раньше не ели, а сейчас кто-то охотитс€ и ест? ѕочему не ели? ј сейчас каких не ед€т? ѕочему?ї » тому подобное.

2.3. ѕеречень основных смысловых пунктов, которые нужно учесть при опросе:

ј) „еловек в лесу:

1. ћестные (диалектные и обычные) названи€ диких животных: начина€ от охотничьих, приведЄнных в вышеуказанном списке, подход€щих к списку признаков, до всевозможных других.

2. «апретные и заместительные именовани€: существовал и сохран€етс€ кое-где до сих пор запрет на произношение насто€щего имени некоторых видов животных (типичный случай Ц медведь, которого до сих называют различно) Ц очень древние представлени€, о которых косвенно может свидетельствовать наличие нескольких названий животного. ѕр€мо о запрете помн€т редко;

3. Ћичные имена диких животных;

4. ¬стреча животного в лесу (встреча на€ву): к добру или не к добру? ѕримета ли это, в чЄм она состоит? „то случаетс€, если встретишь? Ѕыли ли такие случаи? –асскажите их, пожалуйста. „то надо делать, если встретишь? ћожно ли как-то обезопасить себ€ от встречи?  ак избавитьс€ от последствий встречи? ћожет ли через животное лес подавать человеку какой-то знак?

5. —он в лесу (встреча животного и взаимодействие с ним во сне): подобные вопросы. “акже: какие животные вам снились?  огда последний раз? „асто ли?  акие чаще? „то самое особенное из сбывшегос€, что предвещал сон?  акие животные сн€тс€ к удачной охоте?  акие Ц к неудачной? ќткуда такие сны, кто-то их посылает? ј говорили, что, может, какие-то лесные силы (Ђхоз€еваї) сон могут послать? ≈сть ли разница Ц когда снитс€ животное в лесу и когда оно же снитс€ дома? —ны в лесу Ц особенное значение или такое же, как дома? —ны как знаки или предупреждени€ Ц так бывает? ј что другим снилось, слышали рассказы?

6. јктивное взаимодействие с животным в лесу:

    • —лучаи помощи человеку (знак, предупреждение, активна€ помощь);
    • —лучаи преднамеренного вреда человеку, сглаза;
    • ќборотни: случаи столкновений, сожительства, помощи. “акже Ц просто рассказы про оборотней (взаимодействие человеческой и животной природы внутри персонажа);

7. Ћешие, Ђхоз€еваї и другие лесные Ђсущества низшей демонологииї:

    • явл€ющиес€ в виде животных: какие животные?  акие случаи? ¬ каких обсто€тельствах? ѕочему в облике именно такого животного - как вы думаете?
    • ќбщающиес€ через животных: те же вопросы.  аким образом происходило общение?  акие их любимые животные?
    • ∆ивотные, принадлежащие таким существам:  акие животные? „то они делают с ними?  ак-то могут быть св€заны кочЄвки или массовые переселени€ животных с лешим?
    • »мена и названи€ таких существ.  ак они выгл€д€т? „то в их облики от животного, от какого? ј что Ц от человека?
    • ’арактер общени€ охотника и пр. человека, посещающего лес, с такими существами: что-то просит? ( ак?) Ѕлагодарит? ( ак?) ѕриносит жертву (выплЄскивает чуть ча€ или водки, Ђкормитї огонь, оставл€ет где-то кусочки еды и т.п.)?  ак избавитьс€ от наваждени€, вызванного лешим (если заблудилс€ и т.п.)?
    • —лучаи попадани€ детей в мир этих существ: где они бывают?  уда, по каким местам и кто их водит? „то они при этом делают?  аким предстоит им лес и мир людей? ¬стречают ли каких животных?  ак возвращаютс€ домой, в мир людей?  ак детей вызволить оттуда? ѕочему вообще они туда попадали (в лес к лешему, или к вод€ному или к баннику)? Ѕыли ли случаи?
    • —лучаи брака, сожительства, общени€ людей с такими существами как с людьми: например, к охотнику в лесную избушку наведываетс€ кака€-то девушка, котора€, как затем вы€сн€етс€, - не человек. Ѕыли ли такие или другие случаи? –асскажите?  ак избавл€лись? Ќе говорили ли когда-то о каких-то лесных люд€х (у марийцев - овды)?
    • ѕодарки и пр. возможное добро от таких существ люд€м: были ли случаи? –асскажите.

8. ”бийство животного в лесу:

8.1.ќхота:

    • —пособы и оруди€ охоты: на какого животного Ц как? (коллективна€, одиночна€ охота; пеша€ по маршруту, проверка участка, как-то ещЄ. Ћовчие €мы, ловушки, капканы, ружь€ и пр.);
    • «начение дериватов (частей тела или внутренностей) в убийстве животного (куда стрел€ть?) и при разделе, обработке (что в первую очередь отрезать, вырезать, готовить и есть в лесу?) его туши (тушки). “акже: оставл€ли ли какие-то части животного специально в лесу?  ак захорон€ли внутренности, голову, шкуру и пр. (если оставл€ли)? »мели какое-то особое значение у убитого животного: сердце, печень, легкие, глаза, нос, что-либо ещЄ? ( акие-то поверь€. ќбычаи, приметы, гадани€ с этим св€занные?) «ачем всЄ это делалось?
    • Ђѕохороныї добытого животного, заместительные жертвы: захоранивали ли тушку (если не нужна была) или бросали просто так? √оворили ли какие-то слова при выстреле, убийстве животного, над убитым животным, при разделе животного, при захоронении его ненужных частей? „то-то взамен убитого животного надо было отдать лесу? — какой целью?  ак?
    • „тобы животное добыть: приметы, гадани€ на охоту, приговариваемые слова, Ђподаркиї лесу, какие-то действи€, ритуалы, встреча с человеком с Ђхорошим глазомї, что-то ещЄ?
    • »з-за чего неудача в добыче этого животного: приметы, гадани€, чей-то вред, сглаз, наговор, порча, встреча с каким-то человеком (ЂтЄмный глазї, пустые вЄдра у бабы, что-то ещЄ?), плохое поведение охотника в лесу? ќттого что не совершил предварительно каких-то действий? Ќе поблагодарил?  ого?  ак? Ѕыли ли случаи с кем-то? ј с вами?
    • ќхотничьи запреты на убийство каких-то животных: каких? ѕочему? Ѕыли случаи убийства? „то-то плохое происходило с тем, кто убил?  ак отнеслись к нему люди? ѕочитаемые (Ђбожьи птицыї и пр.) и нечистые животные Ц есть такие среди них, которых убивают?
    • «апреты на употребление в пищу:  акие животные? ѕри этом можно охотитьс€ (на мех, например) или нет? ѕочему нельз€ есть? ѕлохие случаи оттого, что кто-то съел (наказани€, пр).
    • ќхотничьи запреты на добычу ружьЄм: какие животные? ѕочему? Ѕыли случаи убийства? „то-то плохое происходило с тем, кто убил?  ак отнеслись к нему люди?;
    •  алендарные запреты: по дн€м недели (каким? почему?), по праздникам (каким? почему?), времени суток (какому? почему?), сезонам или мес€цам (не спрашивать про современные государственные сроки охоты). —лучаи нарушени€ и наказани€ за это Ц от людей, от судьбы человека (сам себ€ наказал), от высших сил;
    • ѕространственные запреты: индивидуальные и ли коллективные охотничьи участки, их наследование, размер, способ распределение между охотниками или семь€ми. ќхотничьи избушки, пользование чужими избушками (благодарность хоз€ину, наказание непрошенному гостью). Ќаказание за нарушение охотничьих участков. »зменени€ в составе и количестве дичи на участке за годы. Ћешие, существа-покровители, Ђхоз€еваї на охот. участках и в избушках. «апрет охоты в каких-то особых (Ђдурныхї, где леший, св€тых, почитаемых) местах;
    • «апреты по погоде и в св€зи с пр. возможными услови€ми: приметы, гадани€, были случаи?

8.2. ”бийство, не охотничьего вида: приметы, причины, наказани€ (л€гушка Ц к дождю и пр.)

9. ѕространственна€ приуроченность какого-либо животного в лесу: ѕоверь€ про:

    • Ћогова, берлоги, гнезда, норы и пр.: приметы, св€занные с обнаружением Ц к счастью, не к добру, к чему-то ещЄ? ƒействи€ при обнаружении. —лучаи наказаний от человека или высших сил (существ леса) за разорение, изымание €иц, детЄнышей. ≈сть ли какие-то запреты?
    • “ропы: приметы и действи€, св€занные с обнаружением или использованием звериной тропы;
    • ћеста встреч животного с людьми: какие-то особые места? ѕлоха€, хороша€ встреча?
    • ћеста питани€, кормЄжЄк: приметы и действи€, св€занные с обнаружением;
    • ћеста массового скоплени€ (Ђпраздникиї, Ђсходкиї зверей): приметы и действи€, св€занные с обнаружением. „то там животные делают? «ачем собираютс€? ¬ы встречали?
    • ћеста размножени€ (Ђсвадьбыї): приметы и действи€, св€занные с обнаружением.  ак животные организуют эти Ђсвадьбыї по сказкам и рассказам стариков-охотников?  ого приглашают? „то там делают? –асскажите о таких свадьбах. ¬ы видели?
    • ћеста сражений (Ђтурнирыї, противоборства хищникам, Ђвойныї): приметы и действи€, св€занные с обнаружением. јналогичные предыдущим вопросы;
    • ћеста смерти (Ђкладбищаї и пр.): приметы и действи€, св€занные с обнаружением. јналогичные предыдущим вопросы;

10. ¬ременна€ приуроченность какого-либо животного в лесу:

    • поверь€, св€занные со сроками размножени€;
    • поверь€, св€занные со сроками миграций;
    • поверь€, св€занные со сроками сп€чки;
    • поверь€, св€занные со сроками оборачивани€, превращений в человека, др. животных или во что-то ещЄ;
    • поверь€, св€занные со сроками продолжительности жизни и временем смерти;
    • поверь€, св€занные со временем (суток, года) наиболее веро€тной встречи (св€зь с характером встречи);
    • поверь€, св€занные с ночными животными;

11. Ќахождение дериватов (частей животного) и прочих следов жизнеде€тельности: поверь€, приметы и действи€, св€занные с обнаружением: 1.—леда; 2.ѕовреждени€ на объектах (метки, поеди и пр.); 3.ѕомЄта; 4.ћочевых меток; 5. лока шерсти; 6.ѕера; 7.¬ыползка змеи; 8.–огов; 9.„ерепа; 10. лыка или зубов; 11.’воста; 12.Ўкуры; 13. акой-либо другой части мЄртвого животного или трупа;

11.2.ћагическое значение дериватов внутри леса (дл€ защиты человека, дл€ самого животного и пр.)

Ѕ) ћир леса в человеческом мире:

1. ¬торжение животных леса в мир человека: значит ли что прилЄт к дому лесных птиц (д€тлы, кукушки и др.), приход в селение медвед€, волков и пр.? «ме€, заползша€ в дом? —леды лесных животных в селе? ѕриметы, действи€, поверь€, св€занные с этим. ћожет ли это быть каким-то знаком? „ьим? „то делает ласка, приход€ в село? ѕутает гривы лошад€м, мучает скот?  то-то ещЄ путает?

2. ќборотни, лешие и т.п. на территории села: когда, почему? —пособы противосто€ни€.

3. ”поминание лешего, других подобных существ, каких-то зверей в доме, в селении: может ли быть это чем-то чревато? „ем? Ѕыли ли такие случаи?

4.ќтражение лесных зверей и существ в традиционных праздниках и ритуалах:

5. ∆ивотные и зооморфные, демонические персонажи в св€точных р€жени€х;

6. ”поминание лесных животных в песн€х, гадани€х, заговорах, духовных стихах, пр. текстах;

7. ѕрисутствие мира леса и лесных животных и существ в пространстве мира детства:

¬: колыбельных, заговорах, загадках, играх, игрушках, Ђстрашныхї, пугающих рассказов дл€ детей и пр

8.ќтражение мира леса и лесных животных и существ в традиционной материальной культуре:

¬: глин€ной игрушке, др. промыслах, орнаменте, домовой резьбе, росписи, вышивке, оберегах и пр.

9. ћир леса, лесных животных и существ в комплексе фольклора о колдунах, в их де€тельности;

10. ћир леса, лесных животных и существ в пространстве человеческой смерти: положение кладбища за рекой в лесу, применение лесных растений в обр€де. ѕочему так? Ђќгненные змеиї (Ђгостиї, Ђлетуныї), приход€щие от леса? »х Ђлесные подарки и гостинцыї (какие?). „то-то ещЄ здесь о лесе?

3. –екомендуема€ литература

  1. ѕо проведению и оформлению гуманитарно-экологических исследований:
  2. ƒоронин ƒ.ё., √алчинова ќ.Ќ. —етевой областной этно-экологический проект Ђ—орок ключейї: ћетодическа€ разработка. Ц Ќ.Ќовгород: ќ÷–“ƒић, 2001, 2003;
  3. ƒоронин ƒ.ё. —етевые гуманитарно-экологические проекты: от мифологического сознани€ к современной экологической культуре // Ёкологическое образование и воспитание в Ќижегородской области: ћатериалы VII научно-практической конференции, но€брь 2003г. Ц Ќ.Ќовгород: ЌЌ√”, 2003. - —.26-28;
  4. ƒоронин ƒ.ё., ƒоронина “.Ѕ. ћетодика паспортизации областной проектной гуманитарно-экологической де€тельности в районах Ќижегородской области // Ёкологическое образование и воспитание в Ќижегородской области: ћатериалы VII научно-практической конференции, но€брь 2003г. - Ќижний Ќовгород: ЌЌ√”, 2003. - —.28-31;
  5. ƒоронин ƒ.ё. ѕедагогическое осмысление традиционной культуры. ћетодическа€ разработка. - Ќижний Ќовгород: ќ÷–“ƒић, 2003;
  6. ƒоронин ƒ.ё. ћетодические указани€ к выполнению детских учебно-исследовательских гуманитарно-экологических работ на областных конференци€х.Ц Ќ.Ќовгород: ќ÷–“ƒић, 2002, 2003;

ƒополнительные опросные методики:

1.√алчинова ќ.Ќ. ѕеречень ориентировочных вопросов дл€ использовани€ при сборе информации по традици€м неразрушающего природопользовани€. Ћес. ќхота;

2.ƒоронина “.Ѕ. ќриентировочный перечень вопросов дл€ гуманитарно-экологического экспедиционного опроса о значении растений. - Ќижний Ќовгород: ќ÷–“ƒић, 2003;

3. ѕестов ћ.¬., √алчинова ќ.Ќ. «меи как объект сакрализации. ќпросник;

4. ƒоронин ƒ.ё. ¬опросник У√орный мирФ (ѕеречень вопросов по традиционным представлени€м о тайге и горах в культуре народов јлта€);

3.3. ƒополнительна€ теори€:

1. ћорохин Ќ.¬. ‘ольклор в традиционной региональной экологической культуре Ќижегородского ѕоволжь€. -  иев:  иевский эколого-культурный центр, 1997;

2. Ќадель-„ервинска€ ћ.ј., „ервинский ѕ.ѕ. Ёнциклопедический мир ¬ладимира ƒал€.  нига перва€: ѕтицы, тт. 1,2. - –остов-на-ƒону: "‘еникс", 1996.

3. ƒоронин ƒ.ё. ћифосимволизм традиционной культуры: актуальный эколого-педагогический потенциал // Ёкологическое образование и воспитание в Ќижегородской области: ћатериалы VII научно-практической конференции, но€брь 2003г. - Ќижний Ќовгород: ЌЌ√”, 2003. - —.25-26



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020