јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»сследовательска€ де€тельность учащихс€ на уроках гуманитарного цикла и во внеурочное врем€

¬агина —. √., √ливинска€ ќ. ¬., ћихайлюк я. ¬.
ћќ” Ђ—редн€€ общеобразовательна€ школа є11ї п. Ўерегеш “аштагольского района  емеровской области

ƒанна€ стать€ посв€щена исследовательской де€тельности учащихс€ на уроках гуманитарного цикла, котора€ занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. ќрганизаци€ исследовательской де€тельности по предметам гуманитарного цикла проходит как на разных уровн€х, так и в различных формах и про€влени€х, рассматриваемых в статье.

  • √де господствует дух науки, там творитс€ великое малыми средствами. (Ќ.». ѕирогов)

¬  онцепции модернизации образовани€ ставитс€ задача по формированию Ђцелостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самосто€тельной де€тельности и личной ответственности обучающихс€, то есть ключевых компетенций, определ€ющих современное качество содержани€ образовани€ї. ѕоэтому одной из целей современной школы €вл€етс€ подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучени€ в вузе, а также к научно-исследовательской де€тельности в различных област€х знаний, требующих от человека творческого напр€жени€ и интеллектуальных усилий.

¬ насто€щее врем€ можно сказать, что исследовательска€ де€тельность учащихс€ школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. ќна предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихс€ и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического мышлени€ учащихс€ в процессе творческого поиска и выполнени€ учебных исследований;
  • вы€вление одарЄнных учащихс€ и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлЄнности и системности в учебной де€тельности; помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждение учащихс€ благодар€ достижению поставленной цели.

Ќесомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколени€. Ќеобходимо, чтобы научно-исследовательска€ де€тельность стала дл€ обучающегос€ интересным, захватывающим процессом, важным дл€ ребЄнка.

ќрганизаци€ исследовательской де€тельности по предметам гуманитарного цикла проходит как на разных уровн€х, так и в различных формах и про€влени€х.

ѕрежде всего, это урочна€ де€тельность школьников. ¬ качестве творческих домашних заданий реб€там предлагаетс€ подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов дл€ одноклассников и младших школьников и т. п. ѕримеры урочной учебно-исследовательской де€тельности учащихс€:

  • проблемные уроки (9-11 кл.);
  • урочные проекты (внутришкольные) (5-11 кл.).

¬неурочна€ учебно-исследовательска€ де€тельность учащихс€, котора€ €вл€етс€ логическим продолжением урочной де€тельности:

  • реферативна€ работа (9-11 кл.);
  • проектна€ работа по интересам (5-11 кл.);
  • учебно-исследовательские работы (10-11 кл.);
  • интеллектуальные марафоны (5-11 кл.);
  • олимпиады (5-11 кл.).

  учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и учащихс€. » самое главное - создавать услови€ дл€ включени€ школьника в творческую де€тельность, направленную на получение новых дл€ него знаний, овладение умени€ми и навыками, что эффективно реализуетс€ при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.

“ворческа€ де€тельность начинаетс€ с начальной школы. ќбучение учащихс€ началам исследовательской де€тельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов, научно Ц образовательную и поисково-творческую де€тельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. ќсобенностью организации исследовательской де€тельности в начальном звене школы €вл€етс€ то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиес€, но и отстающие дети. ѕросто уровень исследовани€ будет иным.

–азносторонн€€ работа начальной школы не может прерватьс€ в среднем и старшем звень€х. «десь уже подход к исследовательской де€тельности становитс€ более традиционным. ѕрежде всего, это творческие домашние задани€, подбираемые индивидуально дл€ каждого учащегос€. ¬ ходе каждого урока учитель контролирует, направл€ет и корректирует де€тельность учеников. »тогом такой работы €вл€етс€ защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

¬ 8-9 классах у обучающихс€ оформл€ютс€ и приобретают зримые очертани€ исследовательские интересы, их работы отличаютс€ большей самосто€тельностью и нос€т личностно-ориентированный характер. »сследовательска€ де€тельность имеет долгосрочный характер и завершаетс€ представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.

¬ 10-11 классах основное внимание удел€етс€ будущему профессиональному самоопределению, глубине, широте, фундаментальности их исследований. ” нас работает научное общество учащихс€, в которое вход€т ученики 5-11 классов.

»тоги этой работы подвод€тс€ на научно-практической конференции, где защищаютс€ собственные проекты. ¬ жюри вход€т учител€ и ученики.

¬иды исследовательской де€тельности:

1. ћетод проектов. ѕредставители групп готов€т сообщени€ по темам. ”чащиес€ имеют возможность воспользоватьс€ презентаци€ми при составлении своего небольшого высказывани€.

2. Ћабораторные работы. ¬ частности на уроках английского €зыка можно провести р€д лабораторных работ. (Ќапример: Ђ ак составить правильно вопрос на английском €зыке?ї, Ђѕор€док слов в английском предложенииї, Ђ”потребление артиклейї).

3.  ейс-технологии.  ейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). —ущность этого способа обучени€ заключаетс€ в том, что учащимс€ предлагаютс€ конкретные ситуации, которые обсуждаютс€ на зан€ти€х и служат основой дальнейшей исследовательской де€тельности.

ѕроект €вл€етс€ основной формой научно-исследовательской де€тельности старшеклассников, он св€зывает теорию и практику, что имеет большое значение дл€ учащихс€. ћетод проектов опираетс€ на уже имеющийс€ опыт ученика, его собственный путь искани€, преодолени€ затруднений. ћетод проектов €вл€етс€ одним из эффективных средств подготовки учащихс€ к научно-исследовательской де€тельности на уроках гуманитарного цикла и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от школьников самосто€тельности, умени€ проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. ћетод проектов опираетс€ на уже имеющийс€ опыт ученика, его собственный путь искани€, преодолени€ затруднений.

Ќа прот€жении 12 лет мы используем эту методику на уроках английского €зыка, литературы и истории. ¬ыбор этого метода в нашей работе с учениками, во-первых, обусловлен тем, что он позвол€ет учащимс€ наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. ¬тора€ причина св€зана с особенност€ми предметов гуманитарного цикла, как учебных предметов, особенно иностранного €зыка. ¬ сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. ¬ св€зи с этим встает задача определени€ предмета учебной де€тельности, удовлетвор€ющего познавательным потребност€м учащихс€. Ёта особенность иностранного €зыка определ€ет его €рко выраженный межпредметный характер. “ак уже младшим школьникам предлагались задани€, которые предусматривали выполнение проектов. ¬ 5-7 классах обучающиес€ начинают работать с научно-попул€рными издани€ми, учебной литературой и решать конкретные проблемы, а также провод€т небольшие исследовани€ частично-поискового характера, результаты которых оформл€ютс€, в основном, в виде рефератов.

¬ своей практике мы планируем также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты (например, рейтинг любимых каналов в пгт. Ўерегеш (8 класс) и многие другие).

¬ основном большинство проектов выполн€ютс€ в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнени€, мы оценивали усвоение учащимис€ определенного учебного материала. ѕри оценке готового проекта важным стимулом дл€ развити€ личности учащегос€ €вл€етс€ степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. —начала необходимо провер€ть черновик работы. “ак можно указать на ошибки, не исправл€€ уже готовую работу. ≈сли есть ошибки в конечном варианте проекта мы исправл€ем их карандашом или записываем их на отдельном листе бумаги, тогда обучающиес€ сами решают, хот€т ли они исправить конечный вариант работы. Ќе стоит беспокоитьс€ об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах де€тельности.

ѕодготовка проекта включает разные уровни де€тельности. ¬озможно, учащимс€ потребуетс€ задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Ёто может вызвать Ђрабочийї шум. ќднако этого не надо опасатьс€, т.к. така€ активность способствует работе.

ѕо характеру конечного продукта проектной де€тельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучени€ предметов гуманитарного цикла.

»гровые Ц ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизаци€ пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого €зыка).

“ворческие работы Ц свободное литературное сочинение, литературный перевод произведени€ на родной €зык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого €зыка.

»здательские проекты Ц стенгазеты, материалы дл€ стендов.

»нформативно-исследовательские проекты, например, Ђѕутеводитель по стране изучаемого €зыкаї.

ќсобенно хочетс€ обратитьс€ к основной форме исследовательской де€тельности старшеклассников - проекту, рассматрива€ проектно-исследовательскую де€тельность как учебно-трудовую по характеру, органически св€зывающую теорию и практику, что имеет важное значение дл€ профессионального самоопределени€ учащихс€. ¬ качестве нагл€дного примера развити€ навыков исследовательской де€тельности может служить научный проект ученицы 11б класса школы Ѕабенко ќлеси У Ќародный костюм как про€вление синкретизма культуры в ¬еликобританииФ.

¬ ходе беседы были определены проблемы исследовани€, что помогло ученице сориентироватьс€ в теме. ѕроблема формулируетс€ так, чтобы привлечь ученицу к поиску фактов из смежных областей знаний и разных источников информации.

ѕредложенна€ тема ее заинтересовала, т.к. проблема межнационального единства актуальна в современном мире, особенно сейчас в период возникновение глобальной культуры человечества, формировани€ единой планетарной цивилизации, утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видени€ мира наблюдаетс€ мощна€ тенденци€ к сохранению собственной идентичности, подчеркиваетс€ уникальность национальных культур. ÷елью проекта стало исследование многообрази€ культур ¬еликобритании на примере народного костюма как элемента культуры, а в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании единой Ѕританской культуры, позвол€ющей сохран€ть межнациональное согласие и единство нации.

¬ ходе работы при посто€нном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученица осуществл€ла сбор и анализ информации, обсуждались новые идеи, возникали те или иные проблемные ситуации, намечались пути их разрешени€, оформл€лись документы и т.д. ѕрактическа€ значимость насто€щего исследовани€ заключаетс€ в возможности использовать его результаты на уроках Ђ»скусствоФ в гуманитарных 10-11 классах, а также на зан€ти€х ћ’ .

Ќа заключительном этапе при подведении итогов важно сделать так, чтобы обучающийс€ смог увидеть новые проблемы, вытекающие из проведенного им микроисследовани€, которые могут служить темой нового поиска, тем самым будет обеспечиватьс€ непрерывное развитие личности.  то-то из ученых удачно высказалс€ по этому поводу: "≈сли в конце исследовани€ не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".

¬есь отработанный, оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, затем обучающимс€ школы, а также учител€м английской кафедры. ј итогом - защита данного исследовани€ за пределами школы.

“аким образом, исследовательский проект - первый научный труд выпускника школы. Ќавыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справл€тьс€ с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себ€ на семинарах и научных конференци€х, не бо€тьс€ публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. –абота над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

¬ заключение хочетс€ сказать, что научно-исследовательска€ работа в школе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Ќаучно-исследовательска€ де€тельность, став неотъемлемой частью содержани€ гимназического образовани€ и €вл€етс€ устойчивой формой образовательного процесса.

Ћитература

1. Ѕелова —.ј. “ехнологи€ исследовательской де€тельности по иностранному €зыку в обучении учащихс€ - http://image.websib.ru/05/

2. Ќовикова “. ѕроектные технологии на уроках и во внеурочной де€тельности. //Ќародное образование, є 7, 2000, с 151-157

3. ќсобенности организации научно-исследовательской работы с учащимис€ старших классов по иностранному €зыку - http://www.tgl.net.ru/wiki

4. —авченко Ќ.ј. ћетод проектов в обучении английскому €зыку учащихс€ среднего этапа обучени€ общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library

5.—ергеев ».—. ак организовать проектную де€тельность учащихс€: ѕрактическое пособие дл€ работников общеобразовательных учреждений.- ћ.: ј– “».2006.

6. —трельникова “.ƒ. ќбучение с помощью кейс-технологий ∆ Ђ—правочник заместител€ директора школыї є4, 2009

7.„ечель ». ƒ. ”правление исследовательской де€тельностью педагога и учащегос€ в современной школе. Ч ћ.: —ент€брь, 1998.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019