јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќбучение проектной де€тельности. ќпыт ведени€ полифокусного образовательного проекта

–€занов »ван јнатольевич
учитель биологии и проектной де€тельности √Ѕќ” —ќЎє2090 —ѕ2

Ўаров ћихаил ќлегович
студент 3 курса исторического факультета ћ√ѕ” им. Ўолохова.

 

¬ведение.

‘ормирование представлений о жизни в социуме у современных школьников старшего звена средней общеобразовательной школы происходит под давлением социальных компьютерных сетей, в услови€х псевдообщени€. Ёто приводит к формированию собственнических, потребительских рефлексов индивидуума, потере возможности развити€ мышлени€ и превращает молодых людей в нравственных имбецилов.  онтраст между хищническими запросами молодЄжи, гипертрофированным самомнением и реальными возможност€ми к созидательному действию у выпускников школ приводит к конфликту между социумом и псевдоличностью, взращЄнной Ђмировой паутинойї.

¬ любом случае, столкновение с реальностью происходит. ќт того, насколько в процессе обучени€ в средней школе человек подготовлен к прин€тию реальности, зависит в целом созидательными или разрушительными будут его действи€.

—ейчас реальность социума требует от молодых людей способности к системному мышлению, анализу ситуации, вы€влению проблем. ”спешным становитс€ лишь тот, кто способен предложить проектное действие по преодолению проблемы, инициировать командообразование, вы€вить и предельно конкретизировать задачи, в рамках формирующегос€ проектного замысла, над решением которых будет работать команда. ”спешным становитс€ тот, кто способен довести проект до этапа реализации с последующим анализом действий с целью корректировки дальнейшего развити€ проекта. » всЄ это при удерживании многих полей де€тельности, множественности эффектов от реализации.

¬ажнейшим элементом подготовки человека, обладающего такими компетенци€ми, €вл€етс€ системна€ инженери€. —истемный инжиниринг нами рассматриваетс€ как целостный, ориентированный на конечный продукт подход, отвечающий за создание и выполнение процессов, охватывающих различные типы и области знаний, обеспечивающих удовлетворение предъ€вл€емых и вы€вл€емых в процессе работ требований как к де€тельности по реализации замысла, так и к конечному результату де€тельности вне зависимости от области применени€ результата.

ќсновна€ часть

Ќе останавлива€сь на общих вопросах, нам бы хотелось продемонстрировать на конкретном примере обучени€ проектной де€тельности, как введение учащихс€ в проектную реальность позвол€ет:

    1. развить способность к самосто€тельному действию;
    2. преодолеть межпредметные барьеры и выстроить понимание многомерности процесса познани€;
    3. усилить мотивацию к освоению предметного материала.
    4. решать вопросы адаптации учащихс€ в социуме

¬ процессе совместной де€тельности в проектной команде, возникают ситуации, которые, будучи вы€влены или сценированы педагогом, демонстрируют актуальность проектного действи€ дл€ дальнейшей профессионализации учащихс€.

«накомить учащихс€ с основами системного инжиниринга и одновременно решать выше перечисленные задачи позвол€ет использование в процессе обучени€ проектной де€тельности V-модели в качестве нормирующей в отношении жизненному циклу проекта.

Ќесмотр€ на то, что использование V-образной модели наиболее эффективно при разработке проектов, дл€ которых требовани€ максимально четко определены заранее, пон€тны методы реализации, решени€ и технологи€, применение V-модели при обучении проектированию в ситуации недостаточности знаний, позвол€ет фиксировать:

    1. на каком этапе жизненного цикла находитс€ проект;
    2. соответствие де€тельности проектной команды требовани€м дл€ прохождени€ этапа.

Ѕлагодар€ этому, применение V-модели технологизирует обучение проектной де€тельности в школе.

¬опросы обучени€ проектированию будут рассмотрены нами на материале ученического проекта Ђ∆ивой городї, √Ѕќ” —ќЎ 1314.

Ќеобходимо отметить, что держателем идеи и разработчиком концепции проекта (в ситуации обучени€ проектной де€тельности) €вл€етс€ руководитель проекта. –уководитель образовательного проекта на момент запуска проектной де€тельности выполн€ет роль концептолога, который об€зан представл€ть себе требовани€ потенциальных заказчиков к результату реализации проектного замысла (и поиск самих заказчиков), требовани€ к процессу проектировани€ (как и процессу обучени€ проектированию), к де€тельности, котора€ будет реализована благодар€ претворению замысла проекта и требовани€ к де€тельности, которую будет осуществл€ть проектна€ команда, как и механизм организации, складывани€ проектной команды. “аким образом, в своей де€тельности, руководитель образовательного проекта запускает процессы, выход€щие за рамки процессов, описываемых V-моделью.

¬хождение же учащихс€ в реальность работы проекта может происходить на различных этапах жизненного цикла проекта, но, в дальнейшем, по мере их погружени€ в проектную де€тельность, учащиес€ осуществл€ют движение на осмысление проектного замысла, т.е. вверх по нисход€щей ветке V-модели. ќднако, V-модель, на этапе запуска обучени€ проектной де€тельности, не может быть присвоена учащимис€ в качестве инструмента.  аким образом концепци€ проекта Ђ∆ивой городї выгл€дела на момент запуска проекта дл€ его руководител€, и как разворачивалось понимание рамки проекта дл€ учащегос€, начинающего своЄ движение будет рассказано ниже.

 онцепци€ проекта (позици€ руководител€).

ќснову экологической проблематики составл€ет стремление человечества к выживанию. Ёто выживание возможно лишь в случае сохранени€ биосферы, об€зательным компонентом которой €вл€етс€ вид „еловек разумный. ќднако в отличие от стремлени€ решить проблему выживани€ через создание рекреационных природных территорий, дл€ нас ближе иде€ сохранени€ через развитие биосферы, усложнение св€зей внутри биоценозов и создание устойчивой ноосферы, как целостной системы из двух компонент: биосферы, ведуща€ роль в развитии которой принадлежит человеку и техносферы, но техносферы, не противоречащей в своЄм развитии направлению развити€ живого. “.о. мы говорим о развитии идеи ¬ернадского о ноосфере.

ѕроблема сохранени€ биосферы, элементом которой €вл€етс€ человек Ц это проблема выживани€ человека как вида. ¬ подходах к ее решению необходим разумный эгоцентризм, позвол€ющий рассматривать де€тельность человечества в рамках стратегии развити€ при управлении биосферой как ресурсом. Ќа уровне города это, например, не консерваци€ природоохранных зон (как это предлагают ЂзелЄныеї и что в услови€х ћосквы невозможно), а терраформирование, направленное на улучшение качества жизни в городе.

–ешение проблемы возможно при последовательном преобразовании городской среды в направлении увеличени€ в городе доли высокофитонцидных и устойчивых к неблагопри€тным услови€м растений, формировани€ самовосстанавливающихс€ растительных сообществ улиц, парков, плоских кровель, комнатных фитомодулей. Ёто минимизирует затраты на поддержание количества зелЄных насаждений и увеличит эффективность работы ЂлЄгких городаї.

Ќеобходим комплексный подход к созданию комфортных условий дл€ жизни человека, который предполагает и биологизацию сознани€ (прин€тие здорового образа жизни, и бережное отношение к ресурсам города и к населению), и применение знаний экологии при разработке стратегий по управлению городской средой, и обкатку пилотных проектов, направленных на улучшение экологической ситуации в ћоскве.

—формулирую несколько важных дл€ понимани€ ситуации представлений, определ€ющих нашу позицию:

    1. Ќовый технопромышленный уклад не может быть положен в формат общества развити€ только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействи€ на постиндустриальном этапе развити€ социума.
    2. »де€ общества развити€ не может быть реализована вне осмыслени€ принципов развити€ биосферы.
    3. ќценка идей рационального использовани€ ресурса (энергии) на основании науко- и энергоЄмкости выбранного решени€ строитс€ в логике общества потреблени€, но не общества развити€.
    4. Ёнергоизбыточность без учЄта фактора энергоэффективности (целесообразность использовани€,  Ёƒ) разворачиваетс€ в логике общества потреблени€. ѕо этой причине различение Ђтретьегої и Ђшестогої технопромышленных укладов на основании современности примен€емых в конструкции материалов не может претендовать на полноту.
    5. »де€ общества развити€ непреложно включает в себ€ тенденцию к обретению сонаправленности де€тельности человека и законов развити€ биосферы. (»ли мы разбираем ситуацию развити€ имеющего в своЄм пределе уничтожение планеты?). ќднако это не означает отказ от развити€ технологий и наук.

—хема введени€ учащихс€ в проблематику выгл€дит следующим образом: от предметной заинтересованности через проблематизацию де€тельности к расширению рамки через социальное действие (заказ) к поиску путей преодолени€ социокультурной проблематики.

¬ ситуации построени€ учебной проектной работы в школе важно учитывать тот факт, что далеко не все учащиес€ одновременно способны присвоить социокультурную проблематику проекта. Ёто св€зано как с процессом обучени€ (вхождением новых участников в проектную команду), так и с индивидуальными возможност€ми конкретного учащегос€. ѕо этой причине на каждом этапе проекта в группе присутствуют учащиес€, обладающие различной глубиной понимани€ собственной де€тельности в проекте и по-разному определ€ющиес€ к цел€м и задачам проекта.  роме того, в проекте посто€нно присутствует момент Ђнедопроектированностиї, т.е. существует множество векторов развити€ проектного замысла. Ёто превращает обучающий проект в долгосрочный, полифункциональный в отношении к учащимс€ и  олледжу проектный замысел по отработке кластерной схемы биопромышленности, что имеет непосредственное отношение к проектированию шестого технопромышленного уклада.

ѕоследовательность Ђвведени€ в проблематикуї определ€етс€ необходимостью работы в шаге развити€ конкретных учащихс€, ненасильственном введении их в проблематику развити€.

 омментарий обучающегос€ проектной де€тельности.

Ќа момент вхождени€ в проект проблема сохранени€ человека как вида и биосферы, частью которой мы €вл€емс€, воспринималась абстрактно, как информационный фон, не требующий понимани€. ѕринималось за аксиому, что теплица, которую мы должны были строить под выращивание растений с высокой долей фитонцидности, €вл€етс€ первым шагом дл€ преодолени€ выше указанной проблемы, техническим решением, которое мы должны были воплотить в жизнь. ¬хождению в проект поспособствовал предметный интерес к физике и информатике Ц знание этих дисциплин важно при конструировании теплицы и создании систем автоматики. ƒвижение € начинал сугубо в предметной плоскости, св€занной с созданием конструкции теплицы за счЄт личной заинтересованности в новых знани€х в представл€ющих дл€ мен€ интерес научных област€х. ѕричЄм при получении новых знаний € имел возможность примен€ть их на практике, выполн€€ определЄнные задачи в рамках своей работы в проекте. »значально € не стремилс€ пон€ть саму проблематику. ѕо мере продолжени€ работы в проекте присвоение проблематики оказалось естественной необходимостью при погружении в суть данного проекта и в суть проектной де€тельности в целом.

ѕостановка задач. Ђ—троим школьную теплицуї

¬ современной школе, учащихс€, способных пон€ть и присвоить проблематику выживани€ человека как вида найти практически не возможно. «акономерен вопрос: каким образом осуществить вовлечение учащихс€ в решение проблемы? ѕервоначально, вовлечение происходит на уровне инженерно-конструкторского знани€, дл€ учащихс€ про€вл€ющих интерес к физике, математике, инженерному делу, конструированию инженерных объектов Ц конструирование теплицы.

Ётот этап соответствует второму и третьему шагу по нисход€щей ветви V-модели Ц разработке требований к элементам и разработке самих элементов. ќн тесно св€зан с процессом командообразовани€, поскольку вы€вление областей знани€, в рамках которых будет решатьс€ та или ина€ задача, требует самоопределени€ от участников процесса обучени€ проектированию. ќтметим, что сам процесс командообразовани€ (а не архитектура проектной команды) выходит за пределы V-модели. ќднако он €вл€етс€ одним из важнейших моментов дл€ построени€ проектной работы и обучению проектной де€тельности.

—труктурирование проектной команды (позици€ руководител€ проекта).

«апуск проектной работы на этапе самоопределени€ учащихс€ тесно св€зан с вы€влением структуры проектной команды, необходимой дл€ реализации данного проектного замысла, постановкой задач дл€ формирующихс€ подгрупп, их взаимной функционализации и взаимодействи€ между подгруппами. ќбсуждение с учащимис€, выразившими желание работать в данном проекте, привело к различению биологических, инженерно-технических и социальных задач, требующих различных подходов к решению. —амоопределение учащихс€ в направлении работ внутри проектной команды было св€зано с их дальнейшей возможной профессионализацией и самооценкой их возможностей в продвижении проектной работы. –еальность запуска проектной работы показала, что учащиес€, выразившие стремление работать в проекте, практически не представл€ют механизма реализации замысла. Ќесмотр€ на то, что они активно включаютс€ в обсуждение, на этом этапе вы€вл€етс€ недостаточность опыта действи€. ¬месте с тем можно констатировать завышенную самооценку возможностей учащихс€. ћногие впервые дл€ себ€ открывают реальность производственных отношений и персональную ответственность за определЄнный участок работ перед всеми членами проектной команды. ≈сли учащийс€, к тому же, не имеет положительного опыта реализации действи€, задача по его включению в проектную работу многократно усложн€етс€. “ак же стоит сразу отметить, что интерес к участию в конкретном проекте на этапе вхождени€ в проектную работу чаще всего определ€етс€ не видением проектной, социокультурной рамки, а локальным интересом к конкретной точечной задаче или определЄнной предметной области. ¬овлечение в проектную работу учащихс€ вынужденно осуществл€етс€ через промежуточный этап общего дела, непосредственно конструкцию или исследовательскую составл€ющую проектной работы с последующим обсуждением цели реализации проекта. —лучаи, когда выбор проекта осуществл€етс€ по принципу Ђгде бы не работать, только бы не работатьї требуют достаточно жЄсткого отношени€ педагога на этапе самоопределени€ учащихс€. —лучаи скрытого нежелани€ действи€ должны вы€вл€тьс€ в процессе работы. — такими учащимис€ проводитс€ дополнительна€ работа по вы€влению причин завуалированного нежелани€. ¬ результате учащиес€ либо включаютс€ в работу, либо отказываютс€ от участи€ в данном проекте.

Ќо вернЄмс€ к реальной ситуации формировани€ проектной команды и функционализации проектных групп. ѕоскольку, повторимс€, большинство учащихс€ на этапе вхождени€ в проект не представл€ют социокультурной проблематики, решаемой за счЄт реализации проекта, распределение задач происходило сообразно представлени€м руководител€ проекта о структуре проектной команды согласно вы€вленным направлени€м веро€тной профессионализации участников проекта.

“ак были определены следующие группы:

    1. инженерно-конструкторска€ группа с делением на подгруппы: конструировани€ теплицы и группу автоматики и жизнеобеспечени€ теплицы
    2. группа правовой и технической документации
    3. группа биологических исследований
    4. группа маркетинга и финансировани€

”чащиес€, определившие дл€ себ€ работу в инженерно-конструкторской группе, оказались в ситуации недостаточности знаний дл€ выполнени€ поставленных перед группой задач гораздо быстрее, чем другие группы проекта. ƒл€ конструировани€ теплицы требовалось овладеть навыком работы с программами јвтокад, јркон и т.д., позвол€ющие создавать 3D-модели конструкции и автоматически производить расчЄт количества материалов. ƒл€ разработки автоматики теплицы требовались знани€ из области радиоэлектроники и электротехники. ƒл€ успешного решени€ поставленных задач учащиес€ были направлены на дополнительное обучение в ћ” -25. –абота данной группы на первоначальном этапе включала разработку “« на конструкцию и автоматику и состо€ла из следующих этапов:

    1. определение требований к конструкции
    2. поиск инженерных решений, обеспечивающих выполнение требований к конструкции.

ѕри этом в процессе работы вы€вл€лась необходимость межгруппового взаимодействи€ внутри проекта, т.к. материалы дл€ конструкции должны не только обладать прочностными характеристиками, но и проходить по нормативным документам (св€зка инженерно-конструкторской группы и группы правовой и техдокументации). Ђƒоброї на использование материалов в конструкции теплицы так же должно быть получено от группы маркетинга и финансировани€, занимающейс€ в частности поиском вариантом удешевлени€ конструкции без потери в эксплуатационной надЄжности (св€зка инж.-констр. группы и группы маркетинга). Ѕиологическа€ группа задавала “« на пригодность теплицы под цели выращивани€ продукции.

ќтношение участника проектной команды

ѕосле определени€ зон ответственности и распределени€ участников проекта на группы, стало €сно, что мы находимс€ в ситуации нехватки знаний практически во всех необходимых дл€ решени€ поставленных задач област€х. ”частву€ в работе инженерно-технической группы проекта, мной остро чувствовалс€ дефицит знаний в области программировани€, физики и информатики. ѕоэтому первый этап работы был св€зан именно с получением необходимых знаний в той или иной предметной области. ѕараллельно этому происходила работа по осмыслению технического задани€ Ц ознакомление с возможными вариантами реализации конструкции теплицы и еЄ наполнени€ (автоматики), которые уже существуют на данный момент. ѕрежде всего, требовалось вы€вить общие принципы, на основании которых в уже существующих конструкци€х решаетс€ конкретна€ инженерна€ задача. ѕосле этого необходимо было найти подход€щее или попытатьс€ создать концепцию нового решени€ сообразно нашим цел€м, средствам и услови€м, в которых началась реализаци€ проекта, с учЄтом специфики нашей реализационной площадки.

ќсобенным остро сто€л вопрос координации действий не столько с другими группами проекта, сколько внутри одной группы. »ногда ступор в работе возникал именно из-за нарушени€ коммуникации между членами одной инженерно-технической группы. ≈стественно, отладка этого процесса происходила за счЄт управленческого и педагогического инструментари€ руководител€ проекта. Ёта несущественна€, казалось бы, трудность зачастую мешала продвижению проекта вперЄд.

–абота группы велась, как € уже сказал выше, сразу по нескольким направлени€м разными членами команды. ≈женедельно происходила обща€ сборка накопленного материала, который, после окончательной проработки и оформлени€, должен был представл€ть собой готовое техническое задание.

 омментарий руководител€ проекта.

ƒобитьс€ взаимодействи€ между группами удалось далеко не сразу.  ажда€ группа представл€ла первоначально лишь свой фокус без проекции результатов на работу смежных проектных групп. ƒл€ запуска процесса командообразовани€ во врем€ сбора участников проекта (1 раз в неделю) работа строилась в манере оперативного совещани€ с осмыслением результатов каждой группы внутри проекта и вы€влением точек межгруппового взаимодействи€. ƒл€ того, что бы все участники проекта могли познакомитьс€ с полученными результатами до рабочей встречи, материалы размещались на форуме √ќ” —ќЎ 1314 в разделе Ђѕроектна€ работаї в соответствующей теме. ‘актически наладить взаимодействие внутри проектной команды на уровне самосто€тельного обсуждени€ задач участниками проекта удалось лишь через 5 мес€цев от запуска проекта.

Ёту схему можно обсудить в логике V-модели. “ак, при разработке элемента (конструкци€ теплицы) разработчиком €вл€етс€ группа »“–, в то же врем€ группа биологических исследований выполн€ет роль заказчика. ќднако, группа »“– ограничена в выборе материалов дл€ будущей конструкции требовани€ми экономической группы. “.о. осуществл€етс€ переброс между разработкой элемента и эго тестированием непосредственно в процессе проведени€ расчетов и создани€ чертежей конструкции.

Ќа этапе вхождени€ в проектную де€тельность первостепенной педагогической задачей €вл€етс€ открытие рамки проектной де€тельности дл€ учащихс€, включение учащихс€ в совместную де€тельность при выполнении задач проекта, запуск самосто€тельной де€тельности учащихс€ в режиме производственных отношений.

Ќачина€ с этого этапа, V-модель становитс€ инструментом, демонстрирующим движение проектной команды дл€ некоторых еЄ участников.

ѕо мере возрастани€ понимани€ относительно требований к элементам, происходило постепенное погружение участников образовательного проекта в объективную реальность, формирующуюс€ за счЄт предъ€вл€емых к конструкции ожидаемых заказчиком характеристик, что соответствует их выходу на верхний уровень нисход€щей ветви V-модели.

—ама по себе задача по конструированию теплицы не нова, если не ввести р€д условий в техническое задание конструкции, учитывающие принципы пермакультуры, а именно:

    1. Ёнергоэффективность конструкции. ѕопадающа€ в теплицу светова€ и теплова€ и другие виды энергии должны быть потребл€емы максимально возможным образом, а энергопотери минимизированы.
    2. ЁнергоЄмкость конструкции. “еплица должна обладать способностью аккумул€ции энергии дл€ расходовани€ запасЄнной энергии на обеспечение оптимальных условий дл€ роста и развити€ растений в ночное врем€ суток и холодное врем€ года.
    3. Ёнергонезависимость конструкции. ќпредел€етс€ необходимостью автономного поддержани€ микроклимата в теплице при отключении централизованного источника электроэнергии.
    4. ќптимальность. ќпредел€етс€ сочетанием современных и прорывных технологических подходов в решении поставленных инженерных задач, доступностью, если не Ђбросовостьюї используемых материалов, технической простотой узлов и агрегатов. Ѕолее того, соблюдение принципа оптимальности позвол€ет создать систему с кажущимс€  ѕƒ более 100% в отношении к затратам на возведение и эксплуатацию конструкции за счЄт эффективности использовани€ всех ресурсов за единицу времени, в т.ч. энергии —олнца. ќптимальным режимом работы теплицы будет снижение среднесуточной температуры и освещЄнности в холодное врем€ года. Ёто накладывает свои ограничени€ на технологию выращивани€ растений в теплице и их видовой состав в зависимости от времени года (поддерживаемого режима). ќднако подобное ограничение укладываетс€ в принцип многообразности продукции.
    5. ћногообразность продукции определ€етс€, как способность системы обеспечить разнообразные запросы потребителей от выгонки луковичных цветов к праздникам и зеленных культур короткого дн€ до выращивани€ оранжерейных растений субтропиков и тропиков.
    6. ѕростота эксплуатации. ≈сли относитьс€ к работе, как к любой потребности, котора€ не удовлетвор€етс€ самой системой, простота эксплуатации €вл€етс€ принципиально важным требованием. Ќагл€дным примером дл€ демонстрации действенности этого принципа €вл€етс€ расчЄт кривизны поверхности стенки теплицы под следующие задачи:
    • ћаксимальный внутренний объЄм при условии:
    • —амосброса снега с поверхности,
    • ћинимальной отражающей способность в услови€х зимней освещЄнности (—олнце ниже, чем летом),
    • ƒвукратный запас по прочностным характеристикам.
    1. Ѕезотходность производственного цикла. Ћюбое загр€знение, согласно закладываемым принципам, есть не что иное, как продукт, который не может быть использован системой. Ётот принцип, в частности, определ€ет рециркул€цию воды и применение энергонезависимых систем биологической очистки.

—облюдение выше перечисленных принципов возможно только при предъ€влении к архитектонике конструкции следующих требований:

 ажда€ потребность должна удовлетвор€тьс€ как минимум за счЄт трЄх различных источников. ƒл€ демонстрации выполнени€ данного принципа можно привести пример обогрева теплицы, осуществл€емого за счЄт » -нагревателей (энергозависимый источник), солнечной энергии (дополнительные накопители, отражатели и т.д.), системой биологической очистки (за счЄт работы бактериальных культур, колоний простейших и растений) и иррадиации тепла из помещени€ через перекрыти€ крыши.

 аждое устройство должно приносить разностороннюю пользу. Ётот принцип можно продемонстрировать на гидравлическом энергонезависимом открывателе форточки, ресивер которого не только служит Ємкостью дл€ рабочей жидкости, но и одновременно €вл€етс€ аккумул€тором тепла, которое отдаЄт в ночное врем€ суток. «а счЄт этого (но не только этого) температура в теплице поддерживаетс€ оптимальной.

–€д требований накладывает на конструкцию теплицы область еЄ применени€, т.е. требовани€ по эффективному выращиванию растений. ѕоскольку температурный и световой режимы нельз€ привести под требование оптимальности, если не закладывать снижение среднесуточной освещЄнности и температуры в холодное врем€ года т.к. иначе резко возрастЄт энергозависимость конструкции, оборудование теплицы должно удовлетвор€ть следующим требовани€м:

    1. ћодульность. «аключаетс€ в разработке стандартного модул€ дл€ выращивани€ различных растений, наход€щихс€ в разных фазах вегетации.
    2. ћобильность. ћодули, наход€щиес€ в теплице должны не только надЄжно крепитьс€, но крепитьс€ таким образом, чтобы обеспечить быстрый демонтаж модул€ с последующей переорганизацией пространства под задачи преподавани€ или дл€ проведени€ рабочих манипул€ций с растени€ми. »з этого требовани€ закономерно проистекает следующее:

ќтмечу, что требовани€ к безопасности эксплуатации теплицы €вл€ютс€ об€зательными и соблюдение принципа безопасности €вл€етс€ первостепенной задачей при разработке конструкции и систем инженерного обеспечени€.

«адачи, выполн€емые инженерными системами, в отношении к выращиваемым культурам свод€тс€ к обеспечению оптимальных параметров микроклимата. ќднако в решении данной задачи обычно не учитываютс€ изменени€ в физиологии растений в процессе их роста и развити€. Ёкспресс-определение физиологического состо€ни€ и потребностей растений в теплице €вл€етс€ новой, но решаемой биофизической задачей, как и задача на экспресс определение аэрофитонцидности растений при помощи физической детекции, а не биологической индикации.

ƒл€ проведени€ исследовательских работ в рамках выполнени€ проектных задач важное место занимает разработка системы мониторинга состо€ни€ растений от микроклиматических условий и обменных процессов с внешней средой. Ёта задача так же должна решатьс€ комплексно, поскольку сами по себе параметры микроклимата не могут гарантировать физиологический оптимум дл€ выращиваемой продукции.

 омментарий участника проектной команды

»значально работа велась мной в рамках участника инженерно-технической (»“) группы, выполн€ющего конкретную задачу по составлению “« на вентил€цию теплицы. ѕо ходу продвижени€ работы и накоплени€ материалов, знаний и наработок в проекте, стало пон€тно, что без видени€ общего контура работы хот€ бы своей группы эффективное выполнение поставленных задач относительно создани€ теплицы будет просто невозможно. √отов утверждать, что при работе в проекте общее понимание работы группы и отдельных еЄ участинков должно формироватьс€ об€зательно. »наче требовани€, предъ€вл€емые к конструкции теплицы, будут невыполнимы, так как подразумевают под собой не механическое объединение, Ђсложениеї всех систем жизнеобеспечени€ теплицы, а создание уникальной целостной системы.

—тало €сно, что работа »“-группы, прежде всего, подчинена требовани€м биологической группы и, очень важно, иметь хот€ бы общее представление о работе биологов проекта, необходима делова€ коммуникаци€ между группами на предмет доработки технического задани€ на конструкцию теплицы, поскольку конструкци€ теплицы Ц это инструмент, средство решени€ задач поставленных биологической группой.

ѕостепенно формировались требовани€, возникшие из-за специфики предположительного местоположени€ теплицы (крыша перехода между корпусами школы), что потребовало ознакомление с нормативными документами (работой нормативно-правовой группы проекта) с целью соблюдени€ —Ќиѕ при расположении конструкции теплицы на здании.  ак следствие, были вы€влены новые требовани€, дл€ доработки “« на конструкцию теплицы.

»з комментари€ участинка »“-группы видно, что по мере погружени€ учащихс€ в реальность проектировани€, на этапе разработки элементов, с каждым отдельным элементом системы повтор€етс€ обща€ схема движени€ по V- модели. “.о. каждый элемент можно представить как целое и вы€вить его жизненный цикл. ¬ процессе разработки требований, создании эскизов и формировани€ “« учащиес€ естественным образом вовлекаютс€ в процесс командообразовани€.

ќдновременно с работой над требовани€ми к конструкции теплицы, группой биологических исследований осуществл€лась проработка требований, предъ€вл€емых к фитомодул€м Ц основной продукции, под которую разрабатывалась конструкци€.

ѕри разработке, испытании и опытном внедрении подобных фитоценозных модулей необходимо расставить приоритеты. ѕрежде всего, фитомодули дл€ условий городской среды должны обладать следующими свойствами:

    1. обеспечивать устойчивость к внешним факторам в т.ч. антропогенного характера,
    2. самовосстанавливатьс€ в случае нарушени€ целостности при сохранении устойчивости,
    3. обладать максимальной продуктивностью, т.е. в услови€х включени€ в систему города производить максимум биомассы, котора€ обеспечит восстановление почвенного биоценоза,
    4. естественным образом улучшать экологическое состо€ние городской среды, в т.ч. визуальное воспри€тие,

“.о., основными принципами организации фитоценозов будут самообеспеченность, устойчивость и продуктивность. ѕоскольку эти принципы характеризуют естественную фитосистему, можно говорить об оестествлении городской среды. ќднако естественность не означает дикость. Ќад грамотной интеграцией фитомодулей в ландшафт города должна работать проектна€ группа ландшафтных дизайнеров, рекомендаци€ми дл€ которых служит биологическа€ целесообразность в размещении растений.

ѕланируемое руководителем проекта параллельное движение финансовой группы, самоопределившихс€ дл€ работы в ней по причине возможной профессионализации в финансовой сфере, открываетс€ дл€ еЄ участников составлением бизнес-плана (в форме сценарного замысла с чЄтко вы€вленными стратегическими направлени€ми развити€) и поиском интересантов и сопроектантов дл€ коммерционализации проектной инициативы.

V-модель становитс€ тесна дл€ обсуждени€ результатов обучени€ проектной де€тельности в т.ч. из фокуса получени€ образовательного результата. Ќо именно благодар€ своему образовательному результату, обучающиес€ проектной де€тельности способны противосто€ть вызовам современности и предвосхищать ожидани€ социума.

¬ажным образовательным результатом проекта €вл€етс€ формирование у учащихс€ представлени€ о ресурсе. ќбычна€ ситуаци€ при разработке бизнес-плана св€зана с составлением начальной сметы. ќтсутствие финансировани€ часто становитс€ основным преп€тствием в продвижении проекта, поскольку привычное отношение к денежным знакам, как единственно действенному ресурсу мешает разработать схемы взаимодействи€ с бизнес-сообществом при нулевом бюджетировании на начальном этапе реализации проекта. »менно така€ задача ставитс€ перед учащимис€ Ц разработать план коммерционализации проекта при отсутствии первоначального капитала. Ётот заход позвол€ет вырвать учащихс€ за привычные рамки обывательских рассуждений о денежных средствах и нагл€дно продемонстрировать возможность получени€ ресурса буквально из отходов. “ак, к примеру, первоначальный капитал дл€ строительства конструкции можно заложить, за счЄт доращивани€ выбраковки оптовых цветочных фирм. ѕоскольку уходом за выбракованными растени€ми оптовые фирмы-перекупщики не занимаютс€, регенераци€ саженцев может представл€ть одно из направлений получени€ ресурса. ¬ последующем данный ресурс может быть переведЄн в финансовый. “очно так же множество посадочного материала можно получить методами вегетативного размножени€, прививкой, выращиванием из сем€н. ¬озможность получени€ такого материала разрабатываетс€ биологической группой и, в дальнейшем, биологическа€ группа занимаетс€ получением данного ресурса.

 омментарий участника проекта.

Ќеожиданным открытием стало дл€ мен€ пон€тие ресурса. ƒо начала работы в проекте другого ресурса кроме финансового дл€ мен€ не существовало. ¬ рамках проектной работы сформировалось понимание того, что пон€тие ресурса гораздо шире. ‘актически, теперь стало возможным видеть ресурс, который может быть необходим дл€ выполнени€ какой-либо задачи даже в куче бросового материала. ¬ качестве примера приведу фрагмент из практики (решение задачи - что может служить посадочными контейнерами под се€нцы, если финансирование покупки готовых контейнеров не возможно).

ѕосле замены линолеума в школе остались длинные тубусы по несколько метров в длину и примерно 15-20 сантиметров в диаметре. Ёти тубусы были сделаны из довольно прочного картона. ”читыва€ количество этих тубусов и их общую длину, стало €сно, что в наших руках оказалс€ материальный ресурс, который мы имели полное право использовать. »менно этот утиль, после распиловки, был использован нами в качестве контейнеров под се€нцы.

ѕон€тие ресурса оказалось гораздо шире и объЄмнее, чем мои первоначальные представлени€. —тал очевидным тот факт, что ресурс не об€зательно должен быть материальным или финансовым Ц он может быть и административным, и временным, и человеческим, и интеллектуальным, и т.д. ќчень важно удерживать это, иначе выход на реализацию будет попросту невозможен.

¬торым важным образовательным результатом €вл€етс€ компетентность участников проектной команды по ведению деловой коммуникации, способность удерживать свою позицию при разговоре с экспертами, потенциальными партнЄрами и конкурентами. ќднако достижение данного образовательного результата требует от руководител€ проекта организации специальной ситуации тренинга.

”частникам проекта важно не только научитьс€ добиватьс€ основной цели переговоров, но, в случае Ђпровалаї обернуть разговор в сторону вы€влени€ собственных ошибочных действий, т.е. рефлексию переговорного процесса, ситуацию обучени€ переговорам, получа€ навык грамотной работы от Ђотказавшегої в сотрудничестве предпринимател€. ¬ любом случае, вне зависимости от успешности переговорного процесса, цель обучени€ будет достигнута, когда учащийс€ увидит возможность обучени€ переговорному процессу непосредственно на практике. “аким образом, в процессе развЄртывани€ де€тельности по обучению проектированию решаетс€ комплекс педагогических задач:

    1. происходит вовлечение учащихс€ в де€тельность с постепенным развитием их понимани€ целей проекта от создани€ конструкции до социокультурной проблематики мегаполиса и человечества в целом.
    2. учащиес€ осознают необходимость командной работы и вынуждены, дл€ достижени€ поставленной перед ними цели, осуществл€ть взаимодействие как внутри проекта, так и выход€, в дальнейшем, вследствие возросшего понимани€, на взаимодействие на уровень школы, района, округа, города.
    3. учащиес€ получают дополнительное образование, необходимое дл€ решени€ поставленных перед ними задач, расшир€€ границы собственных предметных знаний на базе ћ” -25, консультаций учителей-предметников, консультантов по вопросам планировани€ в бизнесе, вовлека€ в де€тельность родителей.
    4. вовлекают в работу учащихс€ младшего звена школы, т.к., оказываетс€, что без работы с сознанием младшеклассников реализаци€ проекта невозможна.
    5. выход€т на уровень взаимодействи€ с представител€ми социального бизнеса, практика ориентированной науки, вузовского образовани€.

ќткрытием дл€ учащихс€ €вл€етс€ осознание по€вл€ющихс€ у них возможностей использовани€ личностных результатов проекта при прохождении собеседовани€ в приЄмной комиссии ¬”«а. “ак, работа над автоматизацией системы микроклимата теплицы в рамках проекта вы€вила задачу на определение состо€ни€ организма растений, а изучение научных работ по определению фитонцидности растений привело к формулированию задачи на разработку прибора экспресс определени€ фитонцидности по пробам воздуха. ƒанные задачи оказались интересными дл€ кафедры биофизики ћ√ј¬ћиЅ им  .».—кр€бина. «а счЄт взаимодействи€ с кафедрой планируетс€ интегрировать в работу проекта студентов и аспирантов при активном участии в разработке учащихс€  олледжа, желающих поступить в данный ¬”«.

“аким образом, проектна€ работа в школе способна полностью преобразовать сам учебный процесс за счЄт возрождени€ заинтересованности учащихс€ в получении знаний, естественной социализации учащихс€, заполнени€ вакуума реального действи€ в старших классах, создани€ системы введени€ в проектную де€тельность на уровне общего дела, начина€ с первого класса школы.

ƒолжны отметить, что обучение проектной де€тельности в рамках реализации проекта Ђ∆ивой городї €вл€етс€ перспективным направлением не только дл€ обучени€ проектированию.

 омментарий участника проекта.

ѕосле окончани€ одиннадцатого класса проект, как форма обучени€ в средней общеобразовательной школе, дл€ мен€ завершаетс€. ќднако дл€ мен€, как и дл€ каждого участника проекта, остаЄтс€ возможность продолжить де€тельность по реализации проектного замысла.

ќгромную роль дл€ мен€ играет тот факт, что за три года работы в проекте € осознал актуальность проблематики проекта, осознал еЄ важность как дл€ себ€ самого, так и дл€ социума. ƒл€ мен€ стало очевидно, что проблему решает не безличный Ђпроектї, а мы. Ќаверное, именно от этого возникла лична€ заинтересованность в реализации проекта. ≈сли интерес есть, то значит и работа проекта будет продуктивна.  омпетентность проектировани€, котора€ жизненно необходима дл€ мен€ в ближайшем будущем, когда встанет вопрос о выборе направлени€ самосто€тельной де€тельности, не €вл€етс€ единственным дл€ мен€ результатом участи€ в работе проекта.

ѕоэтому независимо от того, что моЄ обучение в школе заканчиваетс€, € продолжу работу в проекте, до тех пор, пока буду видеть, что проект направлен на сохранение человека как вида, т.е. работает на преодоление данной социо-культурной проблематики. ќстава€сь в проекте, € буду работать на создание преемственности поколений, без чего проект может прекратить своЄ существование.

«аключение.

ѕо сути, проектна€ работа в направлении создани€ подобной открытой высокоэффективной системы дл€ получени€ разнообразной фитопродукции должна быть интегрирована в единый комплекс по разработке биопромышленного кластера городского хоз€йства.

ќтдельными подпроектами данного направлени€ может стать разработка модульных биофильтрационных систем дл€ очистки воды с различной степенью и характером загр€знени€, модульных систем по биологической переработке листового опада, фекалий домашних животных и кухонных отходов органического происхождени€, которые должны заменить привычные дворовые мусорные контейнеры. ѕод данную тематику попадает р€д разработок российских биофизиков, химиков синтетиков, технологов и микробиологов в области пластмасс, €вл€ющихс€ субстратом дл€ сообщества биоредуцирующих микроорганизмов. Ёта технологи€ позвол€ет эффективно преобразовывать в удобрение органические отходы приготовлени€ пищи в услови€х жилых помещений без выделени€ вредных или пахучих веществ в процессе биоредукции.

 ластерна€ схема организации, положенна€ на территорию, может быть отработана в формате проекта в рамках структурировани€ проектной команды. “е позиции, которые необходимо возникают вокруг проектного замысла, во многом определ€ют базовые элементы формирующегос€ кластера. Ёто предположение, проход€щее проверку в рамках построени€ работы проекта Ђ∆ивой городї.

Ѕиопромышленный кластер экономики в зависимости от территории трансформируетс€ под тип поселени€, проблемы региона, энергообеспеченность района и т.д., сохран€€ при этом базовые модули.

ѕодвод€ предварительный итог проделанной работе, мы можем с уверенностью за€вить, что обучение проектной де€тельности €вл€етс€ способом обновлени€ содержани€ образовани€, той опережающей технологией, котора€ перекрывает существующий запрос социума на системных инженеров. ¬ рамках обучени€ проектной де€тельности возможно решать задачи направленные на преодоление кризиса профессиональной некомпетентности во всех област€х реальной экономики.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019