јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов.

¬ предыдущих номерах были опубликованы главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук јлександра —ергеевича Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї. ¬ них автор обсуждал особенности Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов дл€ школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучени€ ЂЁкологический ликбезї. ¬ последнем номере были описаны методы организации и обща€ структура первого полевого практикума по физической географии.

¬ этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги о проведении практических зан€тий по изучению геологических отложений, минералов и горных пород, а также рельефа, почв и водоемов.

ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

ѕолевые практикумы по изучению различных компонентов ландшафта

Ѕоголюбов јлександр —ергеевич
кандидат биологических наук, директор полевого экологического ÷ентра ЂЁкосистемаї

 ак было указано в предыдущих главах, зан€ти€ в рамках программы ЂЁкологический ликбезї провод€тс€ в отдельности по каждому из четырех предметов Ц ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии. Ќа каждый из этих предметов отводитс€ по одному дню в разные сезоны года Ц Ђснежныйї (декабрь-март) и Ђбесснежныйї (апрель-но€брь).

¬ предыдущей главе мы обсудили особенности организации и содержание первого полевого практикума по ландшафтоведению, включа€ вводное теоретическое зан€тие (лекцию) по компонентам ландшафта, а также первые практические зан€ти€ с картой и компасом, ориентирование в лесу и обзорную экскурсию с показом рельефа, почв или снегового покрова.

Ќа последующих практикумах основное внимание по предмету ландшафтоведение удел€етс€ таким компонентам ландшафта, как геологические отложени€, минералы и горные породы, рельеф, почвы и водные объекты. ≈сли первый полевой практикум пришелс€ на Ђбесснежныйї сезон года, то на одном из них изучаетс€ еще и снеговой покров (описание зан€ти€ по изучению снегового покрова изложено в предыдущей главе).

Ќиже привод€тс€ описани€ тематических практикумов Ц по каждому изучаемому компоненту ландшафта в отдельности.

ѕрактикум по изучению геологических обнажений, минералов и горных пород

Ћекци€

Ќа вводной лекции по данной теме рассказ о геологической основе и горных породах данной местности следует начать с классификации горных пород по происхождению и основных видах минералов и горных пород. ƒалее надо кратко познакомить школьников с различными услови€ми осадконакоплени€ в разные геологические эпохи. ќсобое внимание стоит уделить периодам оледенени€ и формированию гл€циальных и флювиогл€циальных отложений (при наличии последних на изучаемой территории).

ѕолевое зан€тие

ѕрактическа€ работа по изучению горных пород подразумевает описание геологического обнажени€ по стандартной методике, а также обсуждение истории образовани€ слоев горных пород и процессов, приведших к этому. ƒл€ равнинных территорий это, в основном, выветривание, де€тельность ледников и талых ледниковых вод, а также рек.

ѕодвед€ детей к имеющемус€ в окрестност€х школы/учебного центра обнажению, следует начать с обсуждени€ причин его образовани€, затем рассказать об исторических геологических процессах, в результате которых образовались слои горных пород, указать по возможности признаки, доказывающие эти процессы.

ѕосле этого можно приступать к описанию обнажени€, предварительно объ€снив методику выполнени€ данной работы.

ѕодробно процедура подготовки и описани€ геологического обнажени€ приведена в разделе ЂЁколог-исследовательї (Ђќсенний сезонї, зан€тие є2 Ђќписание и анализ геологического обнажени€ї), по этой теме сн€т также учебный фильм, поэтому здесь приведем лишь основные правила и общую схему проведени€ данной работы.

 ак было указано выше, идеальным местом дл€ проведени€ данного зан€ти€ €вл€етс€ естественное обнажение на берегу реки или оврага. ћожно также воспользоватьс€ стенкой карьера, если он имеетс€ поблизости от места проведени€ практикума.

ѕеред началом описани€ имеющуюс€ стенку надо зачистить лопатой, чтобы она была ровной на ширину примерно 1 метр и на всю высоту обнажени€ (желательно не менее 2-3 метров).

ѕри зачистке обнажени€ желательно обращать внимание на то, как копаетс€ грунт: на какой глубине труднее, на какой легче, где он влажный, а где рассыпчатый. ¬се это дает представление о физических свойствах и потом поможет при описании каждого из слоев.

ѕосле зачистки стенки к верхней части обнажени€ гвоздем или камнем прикрепл€ют измерительную ленту таким образом, чтобы ноль шкалы совпадал с верхним краем обнажени€.

¬ начале описани€ обнажени€ в полевых дневниках или тетрад€х указывают дату и место проведени€ описани€ - административное и местное положение, т.е. положение относительно каких-либо заметных ориентиров.

ƒо начала описани€ отдельных горизонтов необходимо отметить кратко следующие общие особенности разреза:

1) тип обнажени€ (обрыв, эрозионна€ промоина, стенка карьера, выкопанный шурф и т.д.) и его происхождение;

2) положение в рельефе (склон или поверхность поймы, склоны или поверхности надпойменных террас);

3) размер обнажени€ (прот€женность и высота);

4) высота верхней кромки обнажени€ над уровнем водоема (если имеетс€);

5) пор€док описани€ слоев в обнажении (снизу вверх или сверху вниз, последнее предпочтительнее).

ќбща€ схема описани€ геологического обнажени€.

ѕрежде всего в обнажении вы€вл€ют (выдел€ют, подсчитывают) отдельные слои горных пород. ƒруг от друга их отличают, в основном, по комплексу признаков - цвету, составу пород, механическому составу, текстуре, крепости, наличию включений и другим менее значимым признакам. ѕосле выделени€ и подсчета всех слоев необходимо сделать схематическую зарисовку обнажени€, соблюда€ масштаб, форму и характер перехода слоев.

ќписание каждого сло€ лучше проводить, придержива€сь каждый раз одной и той же стандартной схемы. ѕри этом описание сло€ должно выгл€деть как одно предложение с соблюдением всех правил склонени€ и спр€жени€.

ќписание каждого из слоев ведут по следующему плану, состо€щему из 12 пунктов (признаков):

1) глубина верхней и нижней границ сло€ (рассто€ние от верхней кромки обнажени€ в сантиметрах),

2) название породы, составл€ющей данный слой,

3) главный отличительный (характерный) признак,

4) цвет,

5) крепость,

6) механический состав,

7) текстура,

8) состав горных пород,

9) органические включени€,

10) неорганические включени€,

11) вторичные изменени€,

12) характер границы с нижележащим слоем.

ѕо такому плану описывают все слои, имеющиес€ в геологическом обнажении.

ѕри работе с группой в 10 человек, детей можно разделить на бригады (по 2-3 человека) и каждой бригаде дать свой участок обнажени€, например, - в верхней, средней и нижней част€х, а если обнажение невысокое Ц на его разных участках.

 ажда€ бригада зарисовывает свой участок обнажени€ и самосто€тельно проводит описание слоев в рабочей тетради (одной на бригаду).

«аключительным этапом полевой работы по изучению геологического обнажени€ €вл€етс€ отбор проб горных пород и минералов из обнажени€ дл€ последующей работы с ними в лаборатории. –азмеры образцов должны быть небольшими (от 5 до 10 см).  аждый образец заворачивают в лист бумаги, а сыпучие горные породы (глину, песок, гравий и т.д.) Ц в самодельный бумажный конверт. Ќа бумаге (конверте) заранее пишут место отбора пробы Ц название (номер, или местоположение) обнажени€, а также слой, из которого вз€т образец (номер, или название).

ѕомимо образцов, собранных непосредственно из геологического обнажени€, во врем€ утренней экскурсии желательно собрать образцы горных пород и минералов и из других возможных мест Ц почвенных разрезов (если они имеютс€), из русла ручь€, с берега реки, из карьера и т.д. ƒополнительные образцы позвол€т составить более полное представление о разнообразии геологического фундамента изучаемой местности и будут основой дл€ создани€ нагл€дной коллекции (если ее еще нет).

Ћабораторное (камеральное) зан€тие

ѕо возвращении на базу (после обеда) приступают к обработке полученных данных и составлению отчета.

ѕрежде всего в лабораторных услови€х занимаютс€ определением горных пород и минералов, собранных на экскурсии. ƒл€ проведени€ этой работы понадоб€тс€ определители и специальное оборудование.

ќпределив вз€тые из обнажени€ и собранные в других местах горные породы и минералы приступают к оформлению отчета. ‘орма отчета зависит от способа полевой работы: если разные бригады описывали одно большое обнажение (его разные части), то отчет оформл€етс€ один на всех Ц кажда€ бригада чертит свой отрезок обнажени€. ≈сли бригады работали порознь Ц кажда€ из них делает свой собственный отчет.

ќтчет должен состо€ть из двух частей Ц нагл€дна€ схема изученного геологического обнажени€ и текстовые описани€ отдельных слоев. —хему вычерчивают на белом листе ј4 простым и цветными карандашами, текст пишут ручкой от руки Ц на отдельном листе или на обороте. —лои на схеме должны быть нанесены в масштабе, раскрашены в естественные цвета, каждому слою должен быть присвоен номер.

–езультаты определени€ горных пород и минералов включают в текстовую часть отчета, а также как самосто€тельный список (перечень) примерно под таким названием: Ђ√орные породы и минералы окрестностей проведени€ практикумаї.

 

ѕрактикум по изучению рельефа

ѕри изучении рельефа учащиес€ должны познакомитьс€ с наиболее типичными дл€ данной территории формами рельефа, а также научитьс€ самосто€тельно описывать и измер€ть наиболее типичную и широко встречающуюс€ форму рельефа Ц речную долину.

Ћекци€

ѕри рассказе о рельефе на вводной лекции необходимо познакомить учащихс€ с основными рельефообразующими процессами: геологической де€тельностью ледников, поверхностных вод, последстви€ми тектоническими €влений, антропогенным воздействием.

—ледует назвать основные формы рельефа, встречающиес€ на окружающей территории. ¬ равнинной местности это, обычно, речные долины, включающие надпойменные террасы (одну или несколько), пойму (притеррасную и центральную части), прирусловой вал, старицы.   этому можно добавить овраги (балки, лощины) включающие склоны и дно, а также холмы, включающие подошву, склоны и вершину.

—ледует перечислить их и кратко охарактеризовать, об€зательно дополнив рассказ схемой их строени€ и образовани€.

≈ще раз факторы возникновени€ и особенности развити€ довод€тс€ до сведени€ учащихс€ и обсуждаютс€ непосредственно на экскурсии.

ѕолевое зан€тие

 ак уже говорилось выше, наиболее удобным дл€ данной экскурсии €вл€етс€ маршрут, проход€щий по долине небольшой реки.

ѕри ее наличии знакомство с элементами речной долины продолжаетс€ непосредственно при его прохождении. — учебной группой необходимо сделать остановки на надпойменной террасе, пойме и р€дом с руслом реки; выделить и показать эти части речной долины, а также еще раз рассказать учащимс€ об образовании каждой из них.

¬о врем€ рассказа о надпойменных террасах надо объ€снить, почему нумераци€ террас производитс€ от русла реки и почему чем дальше от русла реки находитс€ терраса, тем она старше по возрасту. ј также, почему склон первой надпойменной террасы всегда будет более крутой, чем склоны более древних надпойменных террас.

ѕри изучении поймы необходимо выделить и показать еЄ элементы: притеррасную пойму, центральную пойму, прирусловой вал. —ледует обратить внимание учащихс€ на то, что центральна€ пойма отличаетс€ наибольшим увлажнением и нередко заболочена, однако обладает плодородными почвами и издавна используетс€ человеком в качестве сельскохоз€йственных угодий дл€ выращивани€ овощей и кормовых трав дл€ скота. ћожно напомнить учащимс€ или предложить вспомнить им самим, что на –уси поймы часто называли просто заливными лугами, а одними из первых использовать поймы дл€ выращивани€ сельскохоз€йственных культур стали жители древнего ≈гипта и ћесопотамии. Ўкольникам необходимо также объ€снить, почему пойменные почвы обладают повышенным плодородием.

— учащимис€ надо записать определение пон€ти€ "пойма", а также "паводок" и "половодье" и об€зательно объ€снить различи€ между двум€ последними процессами (напомним, что паводок Ц это разлив реки в результате нерегул€рных сбросов воды, например после дожд€, а половодье Ц регул€рное затопление в результате весеннего снегота€ни€).

ѕри изучении линейных, отрицательных форм рельефа, созданных де€тельностью временных водных потоков Ц оврагов и балок необходимо вначале записать определение пон€ти€ "овраг" и рассказать о 4-х стади€х развити€ оврага, отметив основные признаки каждой из них. «атем обсудить и вы€снить вместе с учащимис€, на какой стадии развити€ находитс€ данный овраг, и по каким признакам это можно определить.

’орошо если на маршруте экскурсии можно будет наблюдать овраги, наход€щиес€ на разных стади€х развити€, в этом случае школьникам будет легче запомнить различи€ между ними, а преподавателю проверить степень усвоени€ данного материала. ѕри изучении оврагов учащимс€ необходимо рассказать общие факторы возникновени€ оврагов, а именно: наличие легко разрушаемых горных пород, слаборазвитый растительный покров, перевыпас скота, хоз€йственна€ де€тельность человека.

—ледует помнить, что некоторые балки (старые, заросшие овраги со сглаженными склонами) Ц результат гл€циальных и флювиогл€циальных процессов и образовались в период оледенени€ или при та€нии ледника. “акже значительную роль в образовании и развитии оврагов играет режим выпадени€ осадков. ѕри изучении конкретного оврага необходимо обсудить со школьниками, что именно привело к образованию оврага на данной территории.

 ак правило, в молодых оврагах можно наблюдать геологические обнажени€, что позвол€ет на одном и том же месте заниматьс€ изучением и описанием сразу 2-х компонентов природного комплекса Ц геологического фундамента и рельефа, а при наличии в овраге ручь€ - еще и водоемов. “акое сочетание компонентов позволит не только изучить и описать каждый компонент в отдельности, но и вы€вить и проследить взаимодействие между ними.

»зучение рельефа на данном полевом практикуме следует продолжить проведением практической работы по построению профил€ с помощью школьных нивелиров.

ѕодробно, процедура вертикальной съемки местности с помощью нивелиров приведена в разделе ЂЁколог-исследовательї (Ђќсенний сезонї, зан€тие є3 Ђѕостроение профил€ склона речной долиныї), по этой теме сн€т также учебный фильм, поэтому здесь приведем лишь основные правила и общую схему проведени€ данной практической работы.

ќптимальным дл€ проведени€ данной практической работы €вл€етс€ участок долины небольшой реки или ручь€ с перепадом высот от уреза воды до верхней точки рельефа в пределах 5-15 метров. ¬ажно, чтобы рассто€ние между этими крайними точками было не очень большим Ц в пределах от 100 до 300 метров.

ƒл€ проведени€ работы потребуетс€ школьный нивелир Ц простейший прибор дл€ определени€ превышени€ одной точки местности над другой, т.е дл€ проведении простейшей вертикальной съемки местности (см. рисунок).

Ќивелир легко изготовить самосто€тельно. ќн представл€ет собой две “-образно скрепленных рейки высотой ровно 1 метр. √оризонтальна€ рейка (визир) имеет длину 20-30 см и соединена с вертикальной строго перпендикул€рно. —оединение реек должно быть максимально жестким, чтобы при длительном пользовании перпендикул€рность угла не нарушилась. ƒл€ этого рейки можно скрепить по бокам двум€ фанерными или пластиковыми треугольниками. ѕерпендикул€рность прикреплени€ реек должна быть очень строго выверена по угольнику.

¬ысота нивелира от верхней плоскости горизонтальной рейки до основани€ вертикальной должна быть ровно 1 метр. ѕоэтому вертикальную рейку дл€ изготовлени€ нивелира нужно заранее вз€ть немного длиннее, а окончательно измерить длину и отрезать нижний край можно только после окончательного скреплени€ реек.

¬ точке соединени€ реек вбиваетс€ маленький гвоздик и к нему на ниточке подвешиваетс€ грузик (например - гайка), выполн€ющий функцию отвеса. ѕо положению отвеса при работе надо будет судить о вертикальности положени€ нивелира.

¬ертикальна€ (метрова€) рейка размечаетс€ перманентным фломастером на отрезки по 5 см сверху вниз, т.е. верхн€€ плоскость горизонтальной рейки принимаетс€ за нулевую отметку, а нижний край вертикальной рейки Ц за 100 см.

ƒл€ облегчени€ визировани€, в верхнюю поверхность горизонтальной рейки по ее кра€м вбивают два гвоздика (без шл€пок) Ц Ђмушкиї дл€ Ђприцеливани€ї. ћожно, однако, обойтись и без них.

ƒл€ удобства выполнени€ данного учебного задани€ желательно заготовить 2 одинаковых нивелира.

ƒл€ выполнени€ данной работы желательно выбрать не просто склон (холма, горы), а именно склон долины водотока, включающий в себ€ в идеале такие стандартные части долины, как: русло реки (ручь€), прирусловой вал, высока€ пойма, низка€ пойма (например, заросша€ старица реки), склон надпойменной террасы, терраса (одна или несколько), водораздельный склон, водораздел. Ёто идеальна€ картина ландшафтного участка, к которой следует стремитьс€ при выборе места исследовани€.

»деально, если лини€ профил€ будет пр€мой на всем ее прот€жении Ц от подножи€ до верхней точки, и просматриваемой. ќбычно, нивелирование не сотавл€ет большого труда на открытой местности, но густа€ древесно-кустарникова€ растительность в лесу существенно затрудн€ет работу. ≈сли на участке предполагаемого исследовани€ есть просека, дорога или тропа Ц лучше воспользоватьс€ ею, даже если она немного изгибаетс€. Ќебольшим изгибом линии профил€ при выполнении данной работы можно будет пренебречь. ≈сли предполагаетс€ многократное использование профил€ в последующем (например в учебных цел€х дл€ разных групп учащихс€), то линию профил€ лучше расчистить заренее - убрать валежник, обломать закрывающие обзор ветви и т.п.

“ехнологи€ проведени€ нивелирной съемки схематично показана на нижеследующем рисунке:

–абота начинаетс€ с установки одного из нивелиров в нижней части склона (участок ј на схеме вверху), например у уреза воды (реки или ручь€), так, чтобы горизонтальна€ планка была направлена одним из своих концов в сторону, куда уходит лини€ профил€.

Ќаиболее удобно проводить нивелирование группой из трех человек.

–аботу с первым нивелиром ведут два человека. ќдин учащийс€ держит нивелир и гл€д€ на отвес устанавливает его строго вертикально (нитка с грузиком должна висеть строго параллельно рейке). ƒругой учащийс€ (Ђстрелокї) не трога€ нивелира руками (можно только слегка повернуть его, так, чтобы верхн€€ планка Ђсмотрелаї по линии профил€), прицеливаетс€ по верхней плоскости горизонтальной планки (или по мушкам, если они сделаны).

Ђ—трелокї руководит третьим участником, который, держа в руках второй нивелир, устанавливает его в точке падени€ визирного луча (туда, куда падает взгл€д Ђстрелкаї). ¬ точку визировани€ став€т основание второго нивелира (за неимением второго нивелира можно воткнуть туда колышек или просто ветку). Ёта будет втора€ точка, на метр по высоте превышающа€ первую.

ѕосле этого, не сдвига€ нивелиров, двое других учащихс€ замер€ют рулеткой рассто€ние между нижней и верхней точками (между двум€ нивелирами). Ќаиболее точно Ц между верхом первого (нижнего) нивелира и основанием второго (верхнего)(см. рисунок). Ќо при этом лента должна быть туго нат€нута, а нивелиры нельз€ наклон€ть.

ћерить рассто€ние таким способом оптимально, если оно небольшое (5-10 метров), а если 1 и 2 точки далеко Ц можно померить рассто€ние между основани€ми нивелиров, положив ленту рулетки на землю, а неточностью такого измерени€ пренебречь.

ѕосле измерени€ рассто€ни€ между нижней и верхней точками нижний нивелир перенос€т в верхнюю точку и повтор€ют процедуру выше по склону, последовательно измер€€ рассто€ни€ между точками.

“ак проводитс€ нивелирование в ситуации, если склон достаточно крут, и рассто€ние между 1 и 2 точками не превышает 30-50 метров (идеально Ц метров 10-20)(нижн€€ часть склона участок ј на схеме).

≈сли склон очень пологий и рассто€ни€ между точками с превышением в 1 метр велики (более 50 метров) поступают другим образом. ѕервый нивелир став€т также в нижней точке, затем рулеткой отмер€ют от него определенное рассто€ние, например 20 метров. ¬ это точку став€т второй нивелир, а по нижнему смотр€т, на какое деление его рейки падает визирна€ лини€ (естественно след€ за его вертикальностью). Ётот способ изображен на участке ¬ на той же схеме (в верхней части склона). Ќа данную величину (в сантиметрах) точка 2 превышает по высоте первую.

 аким бы способом ни пользовались, данные измерений записывают в рабочую таблицу.

¬ первом случае, кажда€ последующа€ точка будет выше предыдущей на 1 метр, и напротив точки записывают рассто€ние от предыдущей (в метрах). ¬о втором случае, кажда€ последующа€ дальше предыдущей на N метров (в нашем примере на 20 метров), и напротив этой точки записывают ее превышение (в сантиметрах). “.е. наоборот.

ѕри непосто€нных уклонах в разных част€х профил€ эти два способа измерений комбинируют: на крутых участках пользуютс€ первым, на пологих Ц вторым. Ёто не имеет никакого значени€, главное Ц не запутатьс€ с запис€ми и нумерацией точек при переходе от одного способа к другому.

“ак, последовательно, переставл€€ нивелиры, идут вверх по склону, от самого низа до самого верха, посто€нно измер€€ рассто€ни€ (или превышени€) и записыва€ данные в таблицу.

ќбычно, на нивелирование склона длиной метров 300 и высотой метров 15 уходит 1,5-2 часа.

∆елательно, чтобы все участники учебной группы (если их больше 5-6 человек) потренировались в проведении нивелирной съемки и побывали во всех рол€х (держащего нивелир, Ђстрел€ющегої, став€щего верхний нивелир, работающего с рулеткой).

Ћабораторное (камеральное) зан€тие

¬о второй половине дн€ приступают к камеральной обработке материалов, полученных на практическом зан€тии.

ѕрежде всего, в лабораторных услови€х на основании данных рабочей таблицы строитс€ профиль измеренного склона. ”добнее делать это на миллиметровой или любой клетчатой бумаге.

¬ нижней части листа провод€т горизонтальную линию, обозначающую условную Ђгоризонтальную плоскостьї. Ёто может быть лини€ поверхности воды в водоеме или просто точка отсчета.

¬сю длину этой линии принимают за общую длину линии профил€ и исход€ из этого определ€ют горизонтальный масштаб. Ќапример, при длине профил€ в 300 метров и длине линии 30 см (на листе бумаги, предположим, шириной 40 см) Ц масштаб будет 1:1000 (в 1 см Ц 10 метров).

—лева на листе перпендикул€рно черт€т вертикальную линию и выбирают вертикальный масштаб. ≈го выбирают произвольно, чтобы профиль хорошо (Ђкрасивої) смотрелс€ Ц чтобы были четко видны перепады высот на ключевых участках рельефа. ¬ нашем примере, при высоте профил€ в 15 метров вполне подойдет масштаб 1: 100 (в 1 см Ц 1 метр). “аким образом лини€ нашего профил€ Ђуложитс€ї в пр€моугольник размером 30 х 15 см, т.е будет хорошо смотретьс€ на листе бумаги ј4.

«атем, следу€ запис€м рабочей таблицы, внос€т в поле между ос€ми последовательно точку за точкой, отмер€€ в масштабе ее вертикальные и горизонтальные координаты, и подписыва€ номера точек.

«атем точки соедин€ют плавной линией. Ёто и есть искома€ лини€ профил€.

Ќа первом зан€тии по изучению рельефа не следует добиватьс€ от детей чрезмерной аккуратности и соблюдени€ стандартных правил (заголовки, рамки, условные обозначени€, подписи, даты и т.д.) Ц на все это в первый раз просто нет времени. ƒостаточно убедитьс€, что дети осознали возможность самосто€тельного построени€ вертикального профил€ местности по результатам собственных Ђпримитивныхї измерений.

 

ѕрактикум по изучению почв

Ћекци€

Ќа вводной лекции по данной теме необходимо дать определение почвы, рассказать об услови€х почвообразовани€ и обсудить основные почвообразовательные процессы, характерные дл€ данной территории, а также диагностические признаки, используемые при описании почвы. ¬ дальнейшем это позволит учащимс€ более осмысленно подойти к изучению различных типов почв.

ѕолевое зан€тие

ѕосле вводной лекции следует перейти к практическому изучению и описанию почв.

ѕодробно, процедура подготовки и описани€ почвенного разреза приведена в разделе ЂЁколог-исследовательї (Ђќсенний сезонї, зан€тие є4 Ђѕодготовка и описание почвенного разрезаї), по этой теме сн€т также учебный фильм, поэтому здесь приведем лишь основные правила и схему проведени€ данной работы.

ѕри проведении данного учебного зан€ти€ рациональнее использовать готовый (ранее вырытый) почвенный разрез Ц чтобы не тратить врем€ на его подготовку. «а неимением готового разреза копаетс€ Ђпочвенна€ полу€маї (глубина 70-100 см).

ѕрежде чем приступать к описанию разреза следует обсудить со школьниками услови€ почвообразовани€: вли€ние климата, рельефа, растительности. ѕосле этого - основные почвообразовательные процессы: дерновый, подзолообразование, торфообразование, глеевой. «атем, исход€ из условий данной местности Ц предположить, а в ходе дальнейшего изучени€ подтвердить или опровергнуть, наличие того или иного процесса в данной месте и в итоге сделать вывод о возможности формировани€ тех или иных почвенных горизонтов.

¬ качестве примера приведем объ€снение процессов почвообразовани€ в еловом лесу, растущем на возвышенности.

Ќаход€сь в таком лесу, можно предположить, что вли€ние грунтовых вод будет минимально, а влага, поступающа€ с атмосферными осадками, будет стекать в понижени€. “аким образом, становитс€ практически невозможным создание условий посто€нного избыточного увлажнени€, что в свою очередь исключает наличие глеевого и торфообразовательного процессов.

ќднако, при достаточном или избыточном количестве атмосферных осадков и наличии хвойной растительности создаютс€ благопри€тные услови€ дл€ развити€ подзолообразовательного процесса и как следствие - возникновени€ подзолистого горизонта. ѕри этом нисход€щий ток воды, характерный дл€ промывного режима почв, увлекает за собой растворенные химические соединени€ и коллоидные частицы Ц глину, что приводит к формированию ниже по профилю элювиального горизонта.

«атемнение, возникающее из-за большой сомкнутости крон, и повышенна€ кислотность почвы отрицательно сказываютс€ на формировании трав€нистой растительности Ц основного источника перегно€ в почве. ќпавша€ хво€ формирует на поверхности почвы медленно разлагающийс€ горизонт Ц лесную подстилку.

—овокупность этих факторов приводит к тому, что данном типе почв формируетс€ незначительный по мощности гумусовый горизонт. Ётим же объ€сн€етс€ отсутствие в почвенном профиле дернового горизонта. “аким образом, наличие дернового и подзолистого процессов позвол€ет диагностировать данную почву как дерново-подзолистую.

“акое объ€снение должно сопровождатьс€ показом и описанием соответствующего почвенного разреза.

ќбща€ схема проведени€ описани€ почвенного разреза

ћетодика описани€ почвенного профил€ приведена в разделе ЂЁколог-исследовательї (Ђќсенний сезонї, зан€тие є4 Ђѕодготовка и описание почвенного разрезаї), по этой теме также сн€т учебный фильм (см. www.ecosystema.ru), поэтому здесь приведем лишь общий план проведени€ описани€.

ќписывать почвенный разрез удобнее всего с использованием заранее заготовленных бланков Ц на каждого ученика (образец бланка описани€ почвенного разреза см. там же).

ѕеред началом описани€ заполн€ют шапку бланка: дату, административное и местное положение разреза, его положение в рельефе (ровное место, склон холма или оврага и т.п.), тип окружающей растительности (название растительного сообщества, под которым изучаетс€ почва). ∆елательно описать растительность поподробнее, особенно ту ее часть, котора€ определ€ет внешний облик сообщества (в лесу, например - древесно-кустарниковую). ƒл€ этого можно использовать стандартную схему описани€ растительного сообщества, приведенную в учебном задании є8 Ђ омплексные исследовани€ на ландшафтном профилеї. «аписи можно сделать на оборотной стороне почвенного бланка или использовать стандартный бланк геоботанического описани€.

ƒалее приступают к описанию морфологических признаков вскрытой разрезом почвы.   главным морфологическим признакам почвы, подлежащим описанию в полевых услови€х, относ€т: строение почвы (вы€вление генетических горизонтов), мощность почвы и отдельных ее горизонтов, окраска, влажность, механический состав, структура, сложение, новообразовани€ и включени€.

Ќачинают с внимательного рассматривани€ свежезачищенной стенки и вы€влени€ генетических горизонтов (об их типологии см. ниже). Ќа этой же стенке на одной трети ее ширины дл€ большей нагл€дности ножом слегка прочерчивают границы горизонтов.

ƒл€ облегчени€ определени€ структуры почвы и новообразований, а также дл€ определени€ плотности различных горизонтов на второй трети передней стенки производ€т ее Ђпрепарированиеї. ƒл€ этого широким ножом Ђковыр€ютї почву, начина€ с верхних горизонтов вниз шириной около 10 см.

“ретью треть передней стенки оставл€ют нетронутой, т.е. свежезачищенной.

ѕеред началом описаний (можно и в конце) дл€ целей оформлени€ итоговых результатов желательно сделать цветные фотографии разреза: общий вид и вид передней стенки в полную длину по вертикали (если разрез глубокий - делают несколько последовательных снимков сверху вниз).

ƒалее начинают заполн€ть таблицу бланка, в которую помещают сведени€ об описываемых горизонтах почвы.

¬ левой колонке таблицы черт€т схему почвенного профил€, т.е. нанос€т границы горизонтов. Ќе об€зательно делать это в масштабе, т.к. некоторые горизонты могут быть очень тонкими и не будут видны на схеме, а некоторые - наоборот, очень широкими и не умест€тс€ на рисунке). ¬ средней колонке таблицы, напротив каждого из обозначенных горизонтов привод€т их индексы и мощность, а в самой правой, широкой колонке - словесные описани€ морфологических признаков.

—ловесные описани€ ведут дл€ каждого горизонта в строку через точку с зап€той в определенном пор€дке: цвет горизонта; влажность; механический состав; структура; сложение; новообразовани€; включени€. «авершают словесное описание горизонта указанием характера перехода и формы границы к нижележащему горизонту.

ѕодробности описани€ отдельных почвенных горизонтов приведены в зан€тии є4 Ђѕодготовка и описание почвенного разрезаї (раздел ЂЁколог-исследовательї, Ђќсенний сезонї).

¬кратце техника описани€ горизонта такова.

ћощность (толщина) каждого почвенного горизонта измер€етс€ при помощи рулетки.

÷вет (окраску) горизонтов описывают по стандартной схеме, с использованием Ђтреугольника цветовї «ахарова.

¬лажность определ€ют путем сжимани€ кусочка почвы в ладони и определени€ ее крепости на ощупь.

ћеханический состав определ€ют методом раскатывани€ увлажненной почвы.

—труктуру определ€ют в процессе препарировани€ передней стенки, когда из исследуемого горизонта ножом выковыриваетс€ небольшой кусочек почвы и подбрасываетс€ несколько раз на ладони, листе бумаги или лопате до тех пор, пока не распадетс€ на структурные отдельности.

—ложение почвы определ€ют с помощью ножа или лопаты.

Ќовообразовани€ представл€ют собой скоплени€ веществ, возникшие или накопившиес€ в процессе почвообразовани€ (они бывают химического и биологического происхождени€).

¬ключени€ми называют присутствующие в почве предметы органического или минерального происхождени€, образование которых не св€зано с почвообразовательным процессом. ќни бывают биологического (корни и другие части растений, раковины и кости животных), геологического (валуны и другие обломки горных пород) и антропогенного происхождени€ (кусочки кирпича, угл€, стекла, посуда и ее черепки и т.п.).

¬ конце описани€ почвенного горизонта необходимо отметить характер его перехода в следующий (нижележащий) горизонт.

¬се эти данные школьники внос€т в бланк описани€ почвенного разреза (индивидуально).

ѕо завершении описани€ почвы (когда вс€ рукописна€ работа выполнена) из каждого горизонта берут мазки почвы и нанос€т их на схему почвенного профил€ в соответствующее данному горизонту место на схеме.

ƒелаетс€ это следующим образом. Ќа ладонь берут щепотку почвы из данного горизонта, добавл€ют туда немного воды (несколько капель) и тщательно растирают до в€зкости жидкого теста. ѕосле этого Ђпачкаютї палец и прикладывают его на схему, слегка втира€ круговым движением. Ќа схеме после этого должен остатьс€ округлый отпечаток, густота которого уменьшаетс€ от центра к кра€м.

ѕосле окончани€ описани€ из разреза берут образцы дл€ детального исследовани€ в лаборатории, или почвенный монолит дл€ коллекции (при необходимости).

¬ ходе проведени€ полевого зан€ти€ по почвоведению желательно описать не менее 2 почвенных разрезов, располагающихс€ в разных по услови€м увлажнени€ и преобладающей растительности местах. Ќапример, в хвойном лесу и на лугу или в пойме. Ёто даст возможность сравнить строение почвенного профил€ в разных услови€х почвообразовани€ и при различных почвообразовательных процессах.

Ћабораторное (камеральное) зан€тие

ѕо возвращении домой (после обеда) приступают к камеральной обработке собранных данных.

√лавное на этом этапе работы Ц нагл€дно оформить схему почвенного профил€ и обсудить его строение.

ƒл€ этого достаточно зарисовать профиль изученной почвы на листе бумаги ј4 с использованием цветов, максимально приближенных к естественным и соблюдением масштаба.

Ќа отдельном листе или на обороте (а также можно склеить два листа ј4 или нарисовать все на листе формата ј3) в текстовой форме следует дать описание каждого горизонта по указанной ранее схеме: индекс (название) горизонта - его мощность - цвет - влажность - механический состав - структура - сложение - новообразовани€ - включени€ - характер перехода - форма границы.

—лева от рисунка следует обозначить границы функциональных зон почвы (об их выделении см. зан€тие є4 Ђѕодготовка и описание почвенного разрезаї, раздел ЂЁколог-исследовательї, Ђќсенний сезонї).

  данному описанию следует приложить бланк описани€ почвы, сделанный в полевых услови€х, с мазками почвы на схеме почвенного профил€.

¬ результате зан€ти€ по почвоведению у детей должно создатьс€ цельное представление о строении почвы, что в дальнейшем, при проведении самосто€тельных исследовательских работ (на практикуме ЂЁколог-исследовательї) даст возможность самосто€тельно классифицировать почву, т.е. определить ее научное название.

 

ѕрактикум по изучению водных объектов

ƒанна€ тема на полевом практикуме по ландшафтоведению €вл€етс€ дополнительной, поскольку основное внимание водоемам удел€етс€ на практикуме по водной экологии. Ќет смысла выдел€ть на изучение водоемов целый день Ц достаточно посв€тить знакомству с ними 1-2 часа на любом из основных зан€тий - на первом практикуме, или при изучении геологии, рельефа или почв, в зависимости от территориального положени€ имеющегос€ водоема.

—ледует оговоритьс€, что в рамках практикума по ландшафтоведению изучаютс€ не сами водоемы, а то вли€ние, которое водоемы оказывают на остальные компоненты ландшафта, а также €влени€ и процессы, которые происход€т с рельефом под вли€нием проточных водоемов.

ѕри первоначальном рассказе о водных объектах надо познакомить школьников с их основными видами (подземные воды, поверхностные воды, ледники), кратко рассказать об их особенност€х и работе, выполн€емой ими в природе (эрози€ и аккумул€ци€).

ƒл€ изучени€ водных объектов (как правило, это поверхностные водоемы) наиболее подход€щим €вл€етс€ ручей или небольша€ неглубока€ речка.

ѕервым действием преподавател€ при знакомстве учащихс€ с проточными водоемами должно быть объ€снение, которое поможет учащимс€ определить на каком берегу Ц левом или правом они наход€тс€.

ќдним из важнейших процессов рельефообразовани€, инициатором которых €вл€етс€ проточный водоем, €вл€етс€ образование руслового аллюви€. ¬начале школьникам надо рассказать, что такое аллювиальные отложени€ и из каких частиц они могут состо€ть: илистых, песчаных или каменистых. ѕосле этого, подвед€ учебную группу к тому месту ручь€ или реки, где донные отложени€ хорошо видны, нужно предложить учащимс€ самосто€тельно объ€снить принцип формировани€ руслового аллюви€, св€зав это со скоростью течени€. Ћучше предложить это сделать на пр€мом участке русла. ≈сли учащиес€ не могут дать объ€снение самосто€тельно - это должен сделать преподаватель.

“акже следует сравнить распределение донных отложений на пр€молинейном и извилистом участках водоема. Ќа излучине речки или ручь€ надо объ€снить учащимс€ как формируетс€ сама излучина, а позже может сформироватьс€ старица.

¬торым процессом, подлежащим изучению, €вл€етс€ эрозионна€ и аккумул€тивна€ де€тельность рек и ручьЄв, а также перенос ими различного твЄрдого материала.

¬начале школьникам объ€сн€етс€ значение слов эрози€ и аккумул€ци€, затем следует показать примеры донной и боковой эрозии (€мы на дне, осыпи на берегах) и также примеры аккумул€тивной работы Ц отмели.

ѕосле обследовани€ относительно прот€женного участка русла надо вы€снить со школьниками причины преобладани€ эрозионной работы в верхнем течении реки или ручь€ и аккумул€тивной в нижнем течении. ƒл€ этого необходимо вы€вить зависимость между падением, уклоном и скоростью течени€.  ак известно, чем больше перепад высот между истоком и устьем (падение) - тем больше уклон (отношение падени€ к длине ручь€ или реки) и тем выше скорость течени€. ѕри большей скорости течени€ и, соответственно, облада€ большей энергией, водный поток способен совершить значительную разрушительную работу. “ак как перепад высот у истока всегда больше чем у усть€, то в верхнем течении преобладают процессы эрозии. ¬ среднем и нижнем течении перепад высот становитс€ меньше, и начинают преобладать аккумул€тивные процессы.

ѕрактические работы по изучению реки или ручь€ не представл€ют особенного труда и могут быть проведены в пределах того времени, которое отведено на изучение водоема на практикуме по водной экологии. ћожно также и вообще не проводить данную работу, отложив ее на последующие практики по проведению самосто€тельных исследований. ¬се зависит от трудоемкости данных измерений Ц размеров, сложности и удаленности данных водоемов, погоды, физического состо€ни€ детей, наличи€ свободного времени.

ћинимум измерений, которые можно провести на данном учебном зан€тии Ц замерить ширину и глубину русла ручь€ и скорость течени€ воды.

¬ следующем номере журнала мы продолжим рассмотрение конкретных вопросов организации полевого практикума в рамках программы ЂЁкологический ликбезї. ¬ частности, речь пойдет о технологи€х проведени€ практических зан€тий по ботанике и геоботанике: общих особенност€х организации зан€тий и содержании зан€тий в разные сезоны года Ц осенью, зимой, весной и летом.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020