јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы начинаем публикацию методических материалов, излагающих многолетний опыт ( с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов. ¬ каждом из последующих номеров мы планируем предлагать ¬ашему вниманию главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук ј.—. Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї. ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внешкольной работы.

 

ѕ–ќ≈ “Ќќ-»——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ ¬ ѕ–»–ќƒ≈
или
 ј  ќ–√јЌ»«ќ¬ј“№ ѕќЋ≈¬ќ… Ё ќЋќ√»„≈— »… ѕ–ј “» ”ћ

јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Ёкосистема" 

Ќатуралистический подход в экологическом образовании детей

¬ последние годы в –оссии всЄ чаще говор€т о необходимости широкого внедрени€ проектной и исследовательской де€тельности в процесс обучени€ детей в общеобразовательной школе. ¬ планируемой нами серии публикаций мы хотим подробно обсудить различные подходы и методики применени€ проектно-исследовательской де€тельности в сфере школьных предметов, изучающих природу Ц биологии, географии и экологии (природоведени€, естествознани€).

ћы планируем знакомить читателей журнала со всеми нюансами такой нестандартной, но чрезвычайно увлекательной и действенной формы образовани€, как полевые практикумы, в рамках которых дети вначале знаком€тс€ с реальной природой в форме экскурсий, затем осваивают методики изучени€ природы, и наконец, примен€ют их на практике Ц выполн€ют самосто€тельные исследовательские работы (проекты) в природе.

¬ св€зи с этим, мы планируем рассмотреть вначале общие вопросы данной сферы образовани€, начина€ с истории Ђнатуралистическогої подхода в образовании детей в –оссии и за рубежом, затем перейти к общим вопросам организации полевых практикумов, а в последующем Ц к конкретным методикам проведени€ учебных и исследовательских зан€тий.

»так, начнем с теорииЕ

ƒанна€ публикаци€ посв€щена описанию технологии организации экологического образовани€ учащихс€ общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образовани€ в возрастной категории с 5 по 10 класс в форме экологических практикумов.

ќбласть экологического образовани€, затрагиваемую данной публикацией, можно условно назвать Ђполевой экологиейї, а подход, используемый при обучении и воспитании детей - Ђнатуралистическимї.

¬ первой, вводной статье речь пойдет, в основном, о роли и месте Ђполевой экологииї и Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании школьников, с кратким экскурсом в историю развити€ данного направлени€ и кратким обзором российского и зарубежного опыта данной формы образовани€.

ќсновные направлени€ экологического образовани€ в –оссии

¬ последнее дес€тилетие –осси€ стала страной Ђпоголовной экологизацииї, где о важности этой области человеческого знани€ и необходимости экологического образовани€ говор€т многие, начина€ от учителей и конча€ министрами. ѕри этом само собой подразумеваетс€, что конечной целью экологического образовани€ €вл€етс€ формирование Ђэкологически здоровогої общества, устойчиво развивающегос€ и гармонично сосуществующего с природой.

—мешение пон€тий, терминов и подходов привели к печальным последстви€м - сторонники разных направлений экологического образовани€ до сих пор не могут найти общего €зыка, несмотр€ на то, что радеют за общее дело - воспитание Ђэкологически мысл€щегої поколени€ людей.

јнализ направлений, групп, Ђшколї экологического образовани€ в –оссии за последние дес€ть лет позвол€ет сделать вывод о расслоении экологического образовани€ как минимум на 5 направлений:

1) Ђшкольна€ экологи€ї,

2) Ђтехническа€ (промышленна€) экологи€ї,

3) Ђсоциально-политическа€ экологи€ї,

4) Ђигрова€ экологи€ї,

5) Ђполева€ экологи€ї.

ƒанна€ классификаци€ весьма условна и, поэтому, мы вправе говорить о различных Ђэкологи€хї, только бер€ эти словосочетани€ в кавычки и подразумева€, что речь идет не об экологии, как науке, а о направлени€х экологического образовани€.

ѕравильнее, таким образом, но в то же врем€ длинно и Ђнескладної было бы говорить: Ђнаправление экологического образовани€, использующеес€, в основном, в средней школеї, Ђнаправление экологического образовани€, использующее сведени€ о техногенной стороне взаимоотношений человечества с окружающей средойї и т.д.

 аждое из перечисленных выше направлений характеризуетс€ различными подходами к образованию и воспитанию школьников, совершенно различным содержанием, формами работы и непосредственного общени€ с детьми.  роме этого, каждое из направлений имеет своих авторов, свои средства распространени€ информации и свою аудиторию.

ЂЎкольноеї направление экологического образовани€ базируетс€, в основном, на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем. ѕри этом имеюща€с€ в распор€жении педагогов вспомогательна€ литература и учебники, составлены слишком Ђтеоретическиї и слишком Ђглобальної. Ёто и пон€тно: не име€ возможности учить на конкретных примерах и объектах, приходитс€ обсуждать глобальные вопросы, объ€сн€€ их на пальцах. —делать это намного проще на примере именно глобальных проблем.

Ђ“ехническоеї направление в экологическом образовании основываетс€ на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загр€знени€ми окружающей среды различными техническими средствами. Ёто направление существует как часть профессионального образовани€ и базируетс€, в основном, в технических университетах.

Ђ—оциальна€ (политическа€) экологи€ї представл€ет собой попытку средствами массовой информации Ђоткрыть глаза народуї на Ђужасающие злоде€ни€, творимые над ћатушкой-ѕриродойї.   сожалению, данной формой Ђэкологического просвещени€ї занимаютс€, в основном, непрофессионалы, и ничего кроме нагнетани€ страха перед будущим и социальной напр€женности в результате безуспешного поиска виновных это направление не несет. “ем не менее, по массовости охвата населени€, эта форма Ђэкологическогої просвещени€ стоит у нас на одном из первых мест.

Ђ»гровоеї направление в образовании - новое дл€ нашей страны, но быстро распростран€ющеес€ по всем возрастным категори€м учащихс€ (особенно в дошкольных учреждени€х и младшей школе). ≈го основой €вл€етс€ упор на чувственную, эмоциональную сферу человека. »гра, в том числе и экологическа€, дл€ детей - прекрасное зан€тие, способствующее развитию, дл€ взрослых - облегченный способ приобретени€ полезных знаний. јктивному развитию данного направлени€ у нас способствует то, что оно получило очень большое распространение за рубежом, где за долгие годы накоплен огромный опыт, практически не имеющий национальных особенностей и требующий только перевода.

ќбласть Ђполевой экологииї, оказалась, пожалуй, наименее Ђосвоеннойї и труднодоступной формой экологического образовани€ в –оссии в насто€щее врем€. » это вполне пон€тно: Ђшкольной экологиейї занимаютс€ учител€ с педагогическим образованием, Ђтехнической экологиейї - инженеры и преподаватели технических вузов (которых в нашей стране больше, чем каких-либо других), Ђсоциально-политическойї и Ђигровойї Ђэкологи€миї может заниматьс€ каждый, включа€ бывших активистов молодежных коммунистических движений.

ƒл€ того, чтобы заниматьс€ с детьми Ђполевой экологиейї всего этого недостаточно - прежде всего, надо быть профессиональным экологом - быть немного научным сотрудником, иметь опыт полевой экспедиционной работы, быть хорошим педагогом и добрым общительным человеком (трудно представить себе замкнутого недоверчивого человека с гитарой у костра в кругу детей).

ѕолева€ экологи€ и натуралистический подход в образовании в –оссии

“ермин Ђполева€ экологи€ї не €вл€етс€ общеприн€тым в российском экологическом образовании и был введен в практику образовани€ авторами данной публикации в начале 90-х годов. ѕод этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образовани€, при которых учащиес€ изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов - животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), - в их естественных услови€х существовани€.

‘актически, речь идет об изучении природы в природных услови€х.

Ётот подход предопредел€ет, таким образом, что основной формой образовани€ детей €вл€ютс€ внеклассные зан€ти€ - экскурсии, Ђполевыеї практикумы, зан€ти€ в походах, экспедици€х, лагер€х и т.п.

ƒанный подход к образованию не €вл€етс€ новым и существует в различных формах уже многие дес€тилети€ - как в нашей стране, так и за рубежом.

¬ нашей стране основной опыт в использовании этого подхода в образовании накоплен в сфере дополнительного (внешкольного) образовани€. ¬ этом смысле наша страна не имеет аналогов в мире - нигде, кроме –оссии не существует такой разветвленной государственной системы экологического (эколого-биологического) образовани€, основывающегос€, в основном на внешкольной работе.

¬первые Ђнатуралистическийї подход в преподавании биологии и воспитании детей стал примен€тьс€ на заре советской власти, с созданием в ћоскве Ѕиостанции юных натуралистов (ЅёЌ) и зарождением юннатского движени€. —то€вшие у его истоков педагоги (Ѕ.¬.¬сесв€тский, ѕ.ѕ.—молин) сумели объединить воедино врожденное стремление детей к познанию окружающего мира и возможности ученых в исследовании живой (дикой) природы. “ак, один из основоположников российского юннатского движени€ и, можно сказать, Ђавторї натуралистического подхода в российском внешкольном образовании ѕетр ѕетрович —молин считал, что своим успехом первоначальное юннатское движение было об€зано близкому общению детей с природой и Ђисследовательскомуї подходу в ее изучении.

ѕервые в –оссии юннатские кружки были именно натуралистическими - дети жили на природе (ЅёЌ, в частности, была колонией дл€ детей-сирот и располагалась в очень живописном и уединенном в те времена уголке парка —окольники), учились на природе (зан€ти€, подчас, проходили пр€мо в лесу), вели самосто€тельную исследовательскую и опытническую работу (в лесу и на учебно-опытных участках).

ѕервый опыт совмещени€ учебы и самосто€тельной исследовательской работы в природе оказалс€ очень успешным и стал быстро распростран€тьс€ по всей стране. —коро, однако, на смену натуралистическому подходу пришел Ђсоциалистическийї - необходимо было активнее развивать сельское хоз€йство, Ђдогон€ть и перегон€тьї. ¬ довершение ко всему, в тридцатые годы юннатское движение слилось с пионерским и на долгие годы потер€ло свое истинное лицо.

ѕродолжали им заниматьс€ только истинные энтузиасты и основоположники натуралистического подхода, создав в ћоскве р€д уникальнейших, существующих и по сей день, Ђистинно натуралистическихї кружков ( ёЅ«, ¬ќќѕ, ћќ»ѕ).

¬ послевоенные годы юннатское движение Ђшироко шагнулої по всей стране - всюду стали создаватьс€ станции юных натуралистов.   сожалению, преобладало в них именно Ђсельскохоз€йственноеї направление, хот€ с 70-х годов стала наблюдатьс€ тенденци€ в росте числа кружков натуралистической направленности.

Ќасто€щий бум натуралистического подхода, одновременно с закатом Ђсельскохоз€йственногої, началс€ в конце 80-х - начале 90-х годов. ќсновную роль в этом сыграло изменение общего представлени€ о месте и роли человека в природе - от принципа Ђѕокорим ѕриродуї общество стало постепенно переходить к принципу Ђ—охраним ѕриродуї.

  сожалению, смена содержани€ экологического образовани€ совпало со Ђсменой курсаї всей страны, - развалом экономики, и, вместе с ней, образовани€. ќсобенно больно это ударило именно по внешкольным учреждени€м.

ќдновременно остро встала проблема поиска путей привлечени€ подрастающего поколени€ к изучению и сохранению природы. Ёто оказалось делом не простым.

¬о-первых, за долгие годы господства Ђпионерииї в юннатском движении была утер€на сама Ђкультураї образовани€ и воспитани€ детей в природе.

¬о-вторых, на смену биологам-натуралистам Ђстарой закалкиї пришли молодые учител€-биологи, проходившие биологию и географию по книжкам, плохо знающие реальную природу, и подчас (в силу различных обсто€тельств) ни разу не бывавшие на полевой практике.

¬-третьих, бурное развитие науки экологии, методов природоохранных, в первую очередь, мониторинговых исследований ушло далеко вперед, и практически никто не занималс€ их внедрением в практику образовани€.

¬-четвертых, начало 90-х годов ознаменовалось бурным потоком зарубежного опыта экологического образовани€, хлынувшим на Ђнеокрепшие головыї российских педагогов-экологов.

¬се эти факторы сказались, в конечном итоге, на относительно слабом развитии натуралистического (полевого) направлени€ в российском экологическом образовании к насто€щему моменту.

ѕоследнее из перечисленных обсто€тельств сыграло очень важную роль в нынешнем соотношении направлений экологического образовани€ в нашей стране.  раткий экскурс в историю экологического образовани€ за рубежом позволит полнее представить место и роль полевой экологии в экологическом образовании.

ќпыт развити€ экологического образовани€ за рубежом

¬ отличие от –оссии, в развитых зарубежных странах экологическое образование €вл€етс€ приоритетным, а проблемы экологии и сохранени€ природы сто€т на одном из первых мест не только на страницах Ђзеленойї прессы, но и в документах парламентов и правительств.

 онечно, это давн€€ истори€ и мы не будем подробно останавливатьс€ на причинах того, как и почему проблемы сохранени€ природы оказались за рубежом приоритетными. «а долгую историю экологического образовани€ несколько поколений школьников выросли там на иде€х сохранени€ чистой воды и воздуха, охраны китов и волков, на сериалах  усто и National Geographic. Ѕлагодар€ этому, над европейскими заводами сейчас не дым€т трубы, в городах можно дышать, а за каждым школьником во многих странах Ђзакрепленої Ђегої дерево.

¬ насто€щее врем€, в таких развитых, в отношении охраны природы, странах, как —Ўј и ¬еликобритани€ в экологическом образовании детей доминируют два подхода - игровой и натуралистический. ѕри этом первый преобладает в начальной и средней школе, а второй - в старшей.

ќпыт западных стран в развитии Ђигровогої направлени€ в образовании огромен. ћногие курсы Ђприродоведени€ї (environment) построены на базе использовани€ именно этого подхода. ¬ыпущено много литературы - как учебники, так и пособи€ дл€ учител€, тетради дл€ учащихс€, плакаты, настольные и компьютерные игры и т.д.

»гровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов - будущих экологов и учителей и даже взрослых, например туристов - посетителей национальных парков и заповедников.

 онечно, все это прекрасно, но первые Ђнегативные симптомыї преобладани€ игровых (и тестовых) методик в образовании уже стали про€вл€тьс€. ƒело в том, что за игрой и тестированием пропадает развитие интеллекта, снижаютс€ способности в приобретении знаний, способности к самосто€тельному мышлению. Ќекоторые исследовани€ последнего времени уже зарегистрировали общее снижение образованности и интеллектуального уровн€ молодого поколени€ в развитых странах, в частности - в —Ўј.

„то касаетс€ использовани€ Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании, то его Ђзападный вариантї в значительной мере отличаетс€ от Ђнашегої.

Ќатуралистический подход в образовании за рубежом

‘актически, внешкольным (внеклассным, или Ђout-doorї, т.е. Ђза дверьми класса/школыї) экологическим образованием занимаютс€ три категории учреждений - сами школы, общественные организации и полевые учебные центры.

“ак, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регул€рные зан€ти€ с детьми на улице - на кратких (получасовых - часовых) экскурси€х, на пришкольных участках и т.д. ќсобенно это распространено в Ђсельскихї школах, где детей можно вывести на Ђприродуї за 5-10 минут. ћногие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие Ђэкологическиеї площадки, фактически - пришкольные участки, оборудованные дл€ зан€тий с маленькими детьми Ђприродоведениемї в игровой форме. “акие площадки, а нередко просто Ђуголкиї пришкольной территории размером 5 х 5 м, представл€ют собой зеленые Ђоазисыї, с посаженными дикими и культурными растени€ми, создающими густые заросли, маленьким искусственным прудиком, шалашиком из веток и травы и т.п. Ќа таких площадках дети играют на переменах и занимаютс€ изучением растений и животных на уроках Ђприродоведени€ї. ¬ школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приход€т Ђмини-дендрарииї, метеоплощадки, гелиоустановки, устройства дл€ очистки воды, компостные кучи дл€ разведени€ червей, искусственный водоем и т.д.

ƒальше этого, однако, в большинстве школ дело не идет. Ќекоторые, отдельно вз€тые школы, периодически (один - два раза в год) вывоз€т детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.

¬тора€ категори€ организаций, занимающихс€ Ђвнешкольнымї экологическим образованием - общественные просветительские и природоохранные организации. ¬о многих из них существуют специальные отделы, занимающиес€ экологическим образованием детей.

‘орм вовлечени€ детей в природоохранную и просветительскую работу здесь несколько.

¬о-первых, - это клубы (аналоги€ наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимаетс€ какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением вли€ни€ торфоразработок на растительность болот и т.д.). „аще всего, проблема инициируетс€ самим преподавателем, а группа Ђкружковцевї помогает ему в сборе материала или какой-либо практической работе.

¬о-вторых, - это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых Ђисследовательскихї или Ђприкладныхї проектах. »х сутью €вл€етс€ выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестност€х своего места жительства - подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д. ѕри этом обща€ координаци€ сроков, методик, форм отчетности ведетс€ общественной организацией заочно - информаци€ выпускаетс€ в виде информационных листков, буклетов, брошюр, публикаций в прессе и на телевидении.

“ретью категорию организаций, занимающихс€ Ђвнешкольнымї экологическим образованием, составл€ют полевые учебные центры. »х работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов дл€ школьников средних и старших классов, основанных на использовании Ђпроектного подходаї.

—ущность этого подхода и практикумов такова. ¬се школьники большинства школ старшей ступени обучаютс€ с использованием так называемого Ђпроектного подходаї, при котором каждый учащийс€ выбирает себе дл€ исполнени€ какой-либо проект, как правило, - проведение самосто€тельного исследовани€ со всеми присущими этому виду творчества формами де€тельности - постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. ‘актически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой (дипломной, диссертационной) работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. ѕроектный подход практикуетс€ в качестве дополнени€ к Ђклассно-урочнойї системе обучени€ по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (научное творчество).

¬ рамках проектного образовани€ все школьники один или два раза в год выезжают в специальные Ђучебные полевыеї центры на полевую практику. ќрганизацией таких практикумов, в частности в ¬еликобритании, занимаетс€ несколько негосударственных организаций, таких, например, как Field Studies Council (дословно - Ђ—овет ѕолевых »сследованийї, функционально более точно переводимый как Ђ÷ентр ѕолевого ќбразовани€ї).

ѕолевые учебные центры представл€ют собой Ђпансионатыї на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках Ђдикойї природы. ¬о врем€ проведени€ практикумов дети живут и учатс€ в этих центрах в течение 3-х - 5-и дней.

—обственно Ђучебаї заключаетс€ в самосто€тельной проектно-исследовательской работе школьников в природе. —пектр изучаемых там проблем и собираемых учащимис€ данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, - от географических особенностей места расположени€ ÷ентра, и, в-третьих, - от наличи€ преподавателей той или иной специализации.

¬о врем€ полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдени€, эксперименты, отбирают пробы, провод€т съемку местности и т.д.

ѕри этом общий спектр выполн€емых исследовательских работ очень широк - от наблюдений за поведением птиц, до составлени€ почвенных и геологических карт местности.

ќсновные изучаемые предметы (области естественных наук) - географи€, ботаника, зоологи€, экологический мониторинг.

“акие практикумы €вл€ютс€ истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими. ѕри их проведении основной акцент делаетс€ не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосв€з€ми или, по крайней мере, на изучение экологических групп организмов.

¬о врем€ проведени€ практикумов школьные учител€ выполн€ют только общие координирующие функции и практически не вмешиваютс€ в учебный процесс. Ќепосредственное управление сбором и обработкой материала провод€т сотрудники центров (tutors) - ученые-экологи разных специальностей.

ѕо окончании практикумов после возвращени€ в школы или пр€мо в учебных центрах, школьники оформл€ют и защищают свои проектно-исследовательские работы (проекты). ¬ результате проведени€ открытых защит все учащиес€ имеют возможность познакомитьс€ с результатами, полученными их одноклассниками, не Ђзациклива€сьї, таким образом, на Ђсвоейї проблеме.

¬ажное условие в общей идее организации таких практикумов, при этом, заключаютс€ в том, что итоги выполнени€ исследовательского проекта занос€тс€ в диплом (свидетельство об окончании школы).

¬ заключение отметим, что опыт и необходимость реализации данного подхода имеютс€ и в нашей стране. —уществующа€ в –оссии сеть учреждений дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€ (станций юннатов и эколого-биологических центров), а также богатейшие традиции в использовании Ђнатуралистическогої подхода в образовании, позвол€ют наде€тьс€ на успешность его полноценной реализации и у нас в стране.

¬ св€зи с этим, авторы данной публикации своей Ђсверхзадачейї считают внедрение в –оссии такого подхода в экологическом образовании, при котором каждый школьник, независимо от того, в какой школе он учитс€ и кем хочет стать, имел бы возможность пройти хот€ бы один - два раза за врем€ учебы в средней и старшей школе полевой экологический практикум: имел бы возможность самосто€тельно Ђпоисследоватьї (посмотреть, пощупать) реальную живую природу (с определенными, конечно, предосторожност€ми по отношению к последней !).

ќбщие цели и задачи программы внедрени€ натуралистического образовани€ в школы –оссии

√лавной целью нашей де€тельности, описываемой в предсто€щей серии публикаций, €вл€етс€ широкомасштабное внедрение в практику массового экологического образовани€ в –оссии Ђнатуралистическогої подхода в обучении и воспитании детей с использованием методов Ђполевой экологииї.

ƒостичь этой цели можно решив следующие задачи:

1) разработать содержание образовани€ (обучени€) детей на примере живых объектов, существующих в естественных услови€х;

2) разработать и адаптировать современные методы описани€ и исследовани€ объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образовани€;

3) разработать непосредственные приемы (способы) активизации механизмов саморазвити€ и самообразовани€ детей посредством их вовлечени€ в исследовательскую де€тельность;

4) разработать организационные основы использовани€ Ђнатуралистическихї методов обучени€ в рамках учебных программ общеобразовательных школ.

¬ следующем номере журнала мы подробнее обсудим механизмы решени€ этих основных задач и перейдем к обсуждению общей структуры полевого практикума, как одной из форм организации образовани€.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019