Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации

Приведенная ниже работа была
опубликована в журнале "Исследовательская
работа школьников" Издательского дома
"Народное образование" и была любезно
предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым
в 2017 году.
Из огромного количества статей, опубликованных
в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы
отобрали публикации в области экологии, биологии,
географии и краеведения, а также небольшое число
работ по археологии, истории и культуре.
Для облегчения поиска и навигации по
данному разделу, все работы сгруппированы по
нескольким нижеследующим рубрикам:
Общие вопросы - теория,
Общие вопросы - практика,
География,
Биология,
Экология - теория,
Экология - практика,
Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии
Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.
От редакции: В этом номере нашего журнала мы начинаем публикацию методических материалов, излагающих многолетний опыт ( с 1994 года) экологического центра «Экосистема» из Подмосковья (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов для школьников 5-10 классов. В каждом из последующих номеров мы планируем предлагать Вашему вниманию главы из книги директора Центра, кандидата биологических наук А.С. Боголюбова «Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум». Очень надеемся, что данная серия публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внешкольной работы.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДЕ
или
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОЛЕВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Александр Сергеевич Боголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Экосистема"
Натуралистический подход в экологическом образовании детей
В последние годы в России всё чаще говорят о необходимости широкого внедрения проектной и исследовательской деятельности в процесс обучения детей в общеобразовательной школе. В планируемой нами серии публикаций мы хотим подробно обсудить различные подходы и методики применения проектно-исследовательской деятельности в сфере школьных предметов, изучающих природу – биологии, географии и экологии (природоведения, естествознания).
Мы планируем знакомить читателей журнала со всеми нюансами такой нестандартной, но чрезвычайно увлекательной и действенной формы образования, как полевые практикумы, в рамках которых дети вначале знакомятся с реальной природой в форме экскурсий, затем осваивают методики изучения природы, и наконец, применяют их на практике – выполняют самостоятельные исследовательские работы (проекты) в природе.
В связи с этим, мы планируем рассмотреть вначале общие вопросы данной сферы образования, начиная с истории «натуралистического» подхода в образовании детей в России и за рубежом, затем перейти к общим вопросам организации полевых практикумов, а в последующем – к конкретным методикам проведения учебных и исследовательских занятий.
Итак, начнем с теории…
Данная публикация посвящена описанию технологии организации экологического образования учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в возрастной категории с 5 по 10 класс в форме экологических практикумов.
Область экологического образования, затрагиваемую данной публикацией, можно условно назвать «полевой экологией», а подход, используемый при обучении и воспитании детей - «натуралистическим».
В первой, вводной статье речь пойдет, в основном, о роли и месте «полевой экологии» и «натуралистического» подхода в экологическом образовании школьников, с кратким экскурсом в историю развития данного направления и кратким обзором российского и зарубежного опыта данной формы образования.
Основные направления экологического образования в России
В последнее десятилетие Россия стала страной «поголовной экологизации», где о важности этой области человеческого знания и необходимости экологического образования говорят многие, начиная от учителей и кончая министрами. При этом само собой подразумевается, что конечной целью экологического образования является формирование «экологически здорового» общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой.
Смешение понятий, терминов и подходов привели к печальным последствиям - сторонники разных направлений экологического образования до сих пор не могут найти общего языка, несмотря на то, что радеют за общее дело - воспитание «экологически мыслящего» поколения людей.
Анализ направлений, групп, «школ» экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений:
1) «школьная экология»,
2) «техническая (промышленная) экология»,
3) «социально-политическая экология»,
4) «игровая экология»,
5) «полевая экология».
Данная классификация весьма условна и, поэтому, мы вправе говорить о различных «экологиях», только беря эти словосочетания в кавычки и подразумевая, что речь идет не об экологии, как науке, а о направлениях экологического образования.
Правильнее, таким образом, но в то же время длинно и «нескладно» было бы говорить: «направление экологического образования, использующееся, в основном, в средней школе», «направление экологического образования, использующее сведения о техногенной стороне взаимоотношений человечества с окружающей средой» и т.д.
Каждое из перечисленных выше направлений характеризуется различными подходами к образованию и воспитанию школьников, совершенно различным содержанием, формами работы и непосредственного общения с детьми. Кроме этого, каждое из направлений имеет своих авторов, свои средства распространения информации и свою аудиторию.
«Школьное» направление экологического образования базируется, в основном, на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем. При этом имеющаяся в распоряжении педагогов вспомогательная литература и учебники, составлены слишком «теоретически» и слишком «глобально». Это и понятно: не имея возможности учить на конкретных примерах и объектах, приходится обсуждать глобальные вопросы, объясняя их на пальцах. Сделать это намного проще на примере именно глобальных проблем.
«Техническое» направление в экологическом образовании основывается на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загрязнениями окружающей среды различными техническими средствами. Это направление существует как часть профессионального образования и базируется, в основном, в технических университетах.
«Социальная (политическая) экология» представляет собой попытку средствами массовой информации «открыть глаза народу» на «ужасающие злодеяния, творимые над Матушкой-Природой». К сожалению, данной формой «экологического просвещения» занимаются, в основном, непрофессионалы, и ничего кроме нагнетания страха перед будущим и социальной напряженности в результате безуспешного поиска виновных это направление не несет. Тем не менее, по массовости охвата населения, эта форма «экологического» просвещения стоит у нас на одном из первых мест.
«Игровое» направление в образовании - новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем возрастным категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и младшей школе). Его основой является упор на чувственную, эмоциональную сферу человека. Игра, в том числе и экологическая, для детей - прекрасное занятие, способствующее развитию, для взрослых - облегченный способ приобретения полезных знаний. Активному развитию данного направления у нас способствует то, что оно получило очень большое распространение за рубежом, где за долгие годы накоплен огромный опыт, практически не имеющий национальных особенностей и требующий только перевода.
Область «полевой экологии», оказалась, пожалуй, наименее «освоенной» и труднодоступной формой экологического образования в России в настоящее время. И это вполне понятно: «школьной экологией» занимаются учителя с педагогическим образованием, «технической экологией» - инженеры и преподаватели технических вузов (которых в нашей стране больше, чем каких-либо других), «социально-политической» и «игровой» «экологиями» может заниматься каждый, включая бывших активистов молодежных коммунистических движений.
Для того, чтобы заниматься с детьми «полевой экологией» всего этого недостаточно - прежде всего, надо быть профессиональным экологом - быть немного научным сотрудником, иметь опыт полевой экспедиционной работы, быть хорошим педагогом и добрым общительным человеком (трудно представить себе замкнутого недоверчивого человека с гитарой у костра в кругу детей).

Полевая экология и натуралистический подход в образовании в России
Термин «полевая экология» не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования авторами данной публикации в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов - животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), - в их естественных условиях существования.
Фактически, речь идет об изучении природы в природных условиях.
Этот подход предопределяет, таким образом, что основной формой образования детей являются внеклассные занятия - экскурсии, «полевые» практикумы, занятия в походах, экспедициях, лагерях и т.п.
Данный подход к образованию не является новым и существует в различных формах уже многие десятилетия - как в нашей стране, так и за рубежом.
В нашей стране основной опыт в использовании этого подхода в образовании накоплен в сфере дополнительного (внешкольного) образования. В этом смысле наша страна не имеет аналогов в мире - нигде, кроме России не существует такой разветвленной государственной системы экологического (эколого-биологического) образования, основывающегося, в основном на внешкольной работе.
Впервые «натуралистический» подход в преподавании биологии и воспитании детей стал применяться на заре советской власти, с созданием в Москве Биостанции юных натуралистов (БЮН) и зарождением юннатского движения. Стоявшие у его истоков педагоги (Б.В.Всесвятский, П.П.Смолин) сумели объединить воедино врожденное стремление детей к познанию окружающего мира и возможности ученых в исследовании живой (дикой) природы. Так, один из основоположников российского юннатского движения и, можно сказать, «автор» натуралистического подхода в российском внешкольном образовании Петр Петрович Смолин считал, что своим успехом первоначальное юннатское движение было обязано близкому общению детей с природой и «исследовательскому» подходу в ее изучении.
Первые в России юннатские кружки были именно натуралистическими - дети жили на природе (БЮН, в частности, была колонией для детей-сирот и располагалась в очень живописном и уединенном в те времена уголке парка Сокольники), учились на природе (занятия, подчас, проходили прямо в лесу), вели самостоятельную исследовательскую и опытническую работу (в лесу и на учебно-опытных участках).
Первый опыт совмещения учебы и самостоятельной исследовательской работы в природе оказался очень успешным и стал быстро распространяться по всей стране. Скоро, однако, на смену натуралистическому подходу пришел «социалистический» - необходимо было активнее развивать сельское хозяйство, «догонять и перегонять». В довершение ко всему, в тридцатые годы юннатское движение слилось с пионерским и на долгие годы потеряло свое истинное лицо.
Продолжали им заниматься только истинные энтузиасты и основоположники натуралистического подхода, создав в Москве ряд уникальнейших, существующих и по сей день, «истинно натуралистических» кружков (КЮБЗ, ВООП, МОИП).
В послевоенные годы юннатское движение «широко шагнуло» по всей стране - всюду стали создаваться станции юных натуралистов. К сожалению, преобладало в них именно «сельскохозяйственное» направление, хотя с 70-х годов стала наблюдаться тенденция в росте числа кружков натуралистической направленности.
Настоящий бум натуралистического подхода, одновременно с закатом «сельскохозяйственного», начался в конце 80-х - начале 90-х годов. Основную роль в этом сыграло изменение общего представления о месте и роли человека в природе - от принципа «Покорим Природу» общество стало постепенно переходить к принципу «Сохраним Природу».
К сожалению, смена содержания экологического образования совпало со «сменой курса» всей страны, - развалом экономики, и, вместе с ней, образования. Особенно больно это ударило именно по внешкольным учреждениям.
Одновременно остро встала проблема поиска путей привлечения подрастающего поколения к изучению и сохранению природы. Это оказалось делом не простым.
Во-первых, за долгие годы господства «пионерии» в юннатском движении была утеряна сама «культура» образования и воспитания детей в природе.
Во-вторых, на смену биологам-натуралистам «старой закалки» пришли молодые учителя-биологи, проходившие биологию и географию по книжкам, плохо знающие реальную природу, и подчас (в силу различных обстоятельств) ни разу не бывавшие на полевой практике.
В-третьих, бурное развитие науки экологии, методов природоохранных, в первую очередь, мониторинговых исследований ушло далеко вперед, и практически никто не занимался их внедрением в практику образования.
В-четвертых, начало 90-х годов ознаменовалось бурным потоком зарубежного опыта экологического образования, хлынувшим на «неокрепшие головы» российских педагогов-экологов.
Все эти факторы сказались, в конечном итоге, на относительно слабом развитии натуралистического (полевого) направления в российском экологическом образовании к настоящему моменту.
Последнее из перечисленных обстоятельств сыграло очень важную роль в нынешнем соотношении направлений экологического образования в нашей стране. Краткий экскурс в историю экологического образования за рубежом позволит полнее представить место и роль полевой экологии в экологическом образовании.
Опыт развития экологического образования за рубежом
В отличие от России, в развитых зарубежных странах экологическое образование является приоритетным, а проблемы экологии и сохранения природы стоят на одном из первых мест не только на страницах «зеленой» прессы, но и в документах парламентов и правительств.
Конечно, это давняя история и мы не будем подробно останавливаться на причинах того, как и почему проблемы сохранения природы оказались за рубежом приоритетными. За долгую историю экологического образования несколько поколений школьников выросли там на идеях сохранения чистой воды и воздуха, охраны китов и волков, на сериалах Кусто и National Geographic. Благодаря этому, над европейскими заводами сейчас не дымят трубы, в городах можно дышать, а за каждым школьником во многих странах «закреплено» «его» дерево.
В настоящее время, в таких развитых, в отношении охраны природы, странах, как США и Великобритания в экологическом образовании детей доминируют два подхода - игровой и натуралистический. При этом первый преобладает в начальной и средней школе, а второй - в старшей.
Опыт западных стран в развитии «игрового» направления в образовании огромен. Многие курсы «природоведения» (environment) построены на базе использования именно этого подхода. Выпущено много литературы - как учебники, так и пособия для учителя, тетради для учащихся, плакаты, настольные и компьютерные игры и т.д.
Игровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов - будущих экологов и учителей и даже взрослых, например туристов - посетителей национальных парков и заповедников.

Конечно, все это прекрасно, но первые «негативные симптомы» преобладания игровых (и тестовых) методик в образовании уже стали проявляться. Дело в том, что за игрой и тестированием пропадает развитие интеллекта, снижаются способности в приобретении знаний, способности к самостоятельному мышлению. Некоторые исследования последнего времени уже зарегистрировали общее снижение образованности и интеллектуального уровня молодого поколения в развитых странах, в частности - в США.
Что касается использования «натуралистического» подхода в экологическом образовании, то его «западный вариант» в значительной мере отличается от «нашего».
Натуралистический подход в образовании за рубежом
Фактически, внешкольным (внеклассным, или «out-door», т.е. «за дверьми класса/школы») экологическим образованием занимаются три категории учреждений - сами школы, общественные организации и полевые учебные центры.
Так, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице - на кратких (получасовых - часовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д. Особенно это распространено в «сельских» школах, где детей можно вывести на «природу» за 5-10 минут. Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие «экологические» площадки, фактически - пришкольные участки, оборудованные для занятий с маленькими детьми «природоведением» в игровой форме. Такие площадки, а нередко просто «уголки» пришкольной территории размером 5 х 5 м, представляют собой зеленые «оазисы», с посаженными дикими и культурными растениями, создающими густые заросли, маленьким искусственным прудиком, шалашиком из веток и травы и т.п. На таких площадках дети играют на переменах и занимаются изучением растений и животных на уроках «природоведения». В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят «мини-дендрарии», метеоплощадки, гелиоустановки, устройства для очистки воды, компостные кучи для разведения червей, искусственный водоем и т.д.
Дальше этого, однако, в большинстве школ дело не идет. Некоторые, отдельно взятые школы, периодически (один - два раза в год) вывозят детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.
Вторая категория организаций, занимающихся «внешкольным» экологическим образованием - общественные просветительские и природоохранные организации. Во многих из них существуют специальные отделы, занимающиеся экологическим образованием детей.

Форм вовлечения детей в природоохранную и просветительскую работу здесь несколько.
Во-первых, - это клубы (аналогия наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимается какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением влияния торфоразработок на растительность болот и т.д.). Чаще всего, проблема инициируется самим преподавателем, а группа «кружковцев» помогает ему в сборе материала или какой-либо практической работе.
Во-вторых, - это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых «исследовательских» или «прикладных» проектах. Их сутью является выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестностях своего места жительства - подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д. При этом общая координация сроков, методик, форм отчетности ведется общественной организацией заочно - информация выпускается в виде информационных листков, буклетов, брошюр, публикаций в прессе и на телевидении.
Третью категорию организаций, занимающихся «внешкольным» экологическим образованием, составляют полевые учебные центры. Их работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников средних и старших классов, основанных на использовании «проектного подхода».
Сущность этого подхода и практикумов такова. Все школьники большинства школ старшей ступени обучаются с использованием так называемого «проектного подхода», при котором каждый учащийся выбирает себе для исполнения какой-либо проект, как правило, - проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности - постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. Фактически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой (дипломной, диссертационной) работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. Проектный подход практикуется в качестве дополнения к «классно-урочной» системе обучения по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (научное творчество).
В рамках проектного образования все школьники один или два раза в год выезжают в специальные «учебные полевые» центры на полевую практику. Организацией таких практикумов, в частности в Великобритании, занимается несколько негосударственных организаций, таких, например, как Field Studies Council (дословно - «Совет Полевых Исследований», функционально более точно переводимый как «Центр Полевого Образования»).
Полевые учебные центры представляют собой «пансионаты» на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках «дикой» природы. Во время проведения практикумов дети живут и учатся в этих центрах в течение 3-х - 5-и дней.

Собственно «учеба» заключается в самостоятельной проектно-исследовательской работе школьников в природе. Спектр изучаемых там проблем и собираемых учащимися данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, - от географических особенностей места расположения Центра, и, в-третьих, - от наличия преподавателей той или иной специализации.
Во время полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдения, эксперименты, отбирают пробы, проводят съемку местности и т.д.
При этом общий спектр выполняемых исследовательских работ очень широк - от наблюдений за поведением птиц, до составления почвенных и геологических карт местности.
Основные изучаемые предметы (области естественных наук) - география, ботаника, зоология, экологический мониторинг.
Такие практикумы являются истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими. При их проведении основной акцент делается не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосвязями или, по крайней мере, на изучение экологических групп организмов.

Во время проведения практикумов школьные учителя выполняют только общие координирующие функции и практически не вмешиваются в учебный процесс. Непосредственное управление сбором и обработкой материала проводят сотрудники центров (tutors) - ученые-экологи разных специальностей.
По окончании практикумов после возвращения в школы или прямо в учебных центрах, школьники оформляют и защищают свои проектно-исследовательские работы (проекты). В результате проведения открытых защит все учащиеся имеют возможность познакомиться с результатами, полученными их одноклассниками, не «зацикливаясь», таким образом, на «своей» проблеме.
Важное условие в общей идее организации таких практикумов, при этом, заключаются в том, что итоги выполнения исследовательского проекта заносятся в диплом (свидетельство об окончании школы).
В заключение отметим, что опыт и необходимость реализации данного подхода имеются и в нашей стране. Существующая в России сеть учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля (станций юннатов и эколого-биологических центров), а также богатейшие традиции в использовании «натуралистического» подхода в образовании, позволяют надеяться на успешность его полноценной реализации и у нас в стране.
В связи с этим, авторы данной публикации своей «сверхзадачей» считают внедрение в России такого подхода в экологическом образовании, при котором каждый школьник, независимо от того, в какой школе он учится и кем хочет стать, имел бы возможность пройти хотя бы один - два раза за время учебы в средней и старшей школе полевой экологический практикум: имел бы возможность самостоятельно «поисследовать» (посмотреть, пощупать) реальную живую природу (с определенными, конечно, предосторожностями по отношению к последней !).
Общие цели и задачи программы внедрения натуралистического образования в школы России
Главной целью нашей деятельности, описываемой в предстоящей серии публикаций, является широкомасштабное внедрение в практику массового экологического образования в России «натуралистического» подхода в обучении и воспитании детей с использованием методов «полевой экологии».
Достичь этой цели можно решив следующие задачи:
1) разработать содержание образования (обучения) детей на примере живых объектов, существующих в естественных условиях;
2) разработать и адаптировать современные методы описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образования;
3) разработать непосредственные приемы (способы) активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в исследовательскую деятельность;
4) разработать организационные основы использования «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ общеобразовательных школ.
В следующем номере журнала мы подробнее обсудим механизмы решения этих основных задач и перейдем к обсуждению общей структуры полевого практикума, как одной из форм организации образования.
Рубрики (разделы) сайта, содержащие
публикации по проблемам организации
исследовательской и проектной деятельности
школьников:
На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные
исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары,
посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы
Исследовательские работы и Публикации.
Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и
публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие
исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и
проектной деятельности.
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
- полевые практикумы,
- экологические образовательные экспедиции,
- экологические лагеря,
- конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
- материалы семинаров и конференций,
- методики полевых исследований (проектной деятельности),
- детские исследовательские работы (проекты),
- экологические тропы,
- "экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
|