јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


 лючевые орнитологические территории как площадка дл€ организации исследовательской де€тельности школьников в дополнительном экологическом образовании

јсташина Ќина »горевна
к.п.н., заслуженный учитель –‘, учитель ћЅќ” ¬оротынска€ —ќЎ п. ¬ќ–ќ“џЌ≈÷, Ќижегородской области,
доцент кафедры Ђ—ервисї Ќижегородского государственного инженерно-экономического института

ќдной из глобальных проблем современности €вл€етс€ сокращение биоразнообрази€. ’арактеризу€ угрозы современному биологическому разнообразию, –. ѕримак [8] подчеркивает, что никогда раньше в истории жизни за такой короткий период времени такое количество видов не оказывалось под угрозой вымирани€. ”чЄные считают, что наиболее эффективной формой охраны живой природы €вл€етс€ территориальна€ охрана биоразнообрази€ и создание экосетей охран€емых природных территорий [9].

Ќовой формой сохранени€ орнитологического разнообрази€ €вл€ютс€ ключевые орнитологические территории (далее  ќ“–), получившие широкое распространение в зарубежной и отечественной природоохранной практике.  ќ“– Ц это участки, имеющие особое значение в жизни птиц, так называемые Ђузловые точкиї, места с наибольшей плотностью гнездовани€, наиболее продуктивные участки зимовочного ареала, места массовых скоплений птиц на отдыхе и кормежке в период миграций, участки, где птицы концентрируютс€ во врем€ линьки и т.д.[7]. ¬ насто€щее врем€ сеть ключевых орнитологических территорий –оссии включает почти тыс€чу участков, из которых около 700 отвечают международным критери€м.

ќдним из действенных механизмов сохранени€ ключевых орнитологических территорий €вл€етс€ общественное движение хранителей ключевых орнитологических территорий, в котором значительное место отведено школьникам. ‘ормы участи€ в движении хранителей ключевых орнитологических территорий разнообразны: проведение орнитофенологических наблюдений, поиск редких видов птиц и сбор информации дл€ кадастра животного мира, изучение пролета, участие в акци€х —оюза охраны птиц –оссии, проведение биотехнических меропри€тий, экологические субботники и др. [6].

¬ то же врем€ ключевые орнитологические территории обладают большим потенциалом дл€ организации исследовательской работы:

    • богатство орнитологического разнообрази€;
    • уникальность и больша€ значимость данных территорий дл€ сохранени€ биоразнообрази€;
    • доступность территорий дл€ посещени€ школьниками;
    • социальна€ значимость выполнени€ исследовательских работ на данных территори€х;
    • возможность организации практических действий по охране биоразнообрази€ по результатам исследовательских работ.

¬ практике работы ћЅќ” ¬оротынска€ —ќЎ р.п. ¬оротынец Ќижегородской области большое внимание удел€етс€ организации дополнительного экологического образовани€. Ѕолее 10 лет в школе действует эколого-краеведческий клуб Ђ–одникї, основна€ цель которого Ц создание условий дл€ формировани€ экологической культуры школьников. ƒейственным механизмом дл€ формировани€ экологической культуры €вл€етс€ вовлечение школьников в исследовательскую де€тельность эколого-краеведческой направленности.

¬ ¬оротынской районе наход€тс€ две  ќ“–: —урский отрог „ебоксарского водохранилища и примыкающий участок поймы, а также часть территории  амско-Ѕакалдинской группы болот. ”читыва€ их важность дл€ сохранени€ орнитологического разнообрази€, эти территории мы рассматриваем как площадки дл€ организации исследовательской де€тельности школьников.

Ќами разработана, опробована и внедрена методическа€ система развити€ исследовательской де€тельности учащихс€ на ключевых орнитологических территори€х [5]. –азработанна€ методическа€ система созвучна личностно-де€тельностному характеру современного образовани€, нацеливает на развитие творческой активности учащихс€. ¬ соответствии с логикой научно-экологических исследований нами определены и обоснованы четыре этапа развити€ исследовательской де€тельности учащихс€: мотивационно-ориентировочный, проблемно-целевой, логико-доказательный и презентативно-практический.

—оздана авторска€ программа дополнительного экологического образовани€ Ђ’ранители ключевых орнитологических территорийї, учебные пособи€ Ђ¬ краю ¬оротынскомї и Ђ лючевые орнитологические территории ¬оротынского района Ќижегородской областиї, методические материалы дл€ учител€ ЂЁкологическа€ орнитологическа€ тропаї, которые обеспечивают включение школьников в исследовательскую де€тельность [1-4].

ѕрограмма дополнительного экологического образовани€ Ђ’ранители ключевых орнитологических территорийї направлена на развитие исследовательской де€тельности учащихс€, еЄ содержание, построенное на основе выделенных идей и принципов, соответствует этапам развити€ исследовательской де€тельности.

ѕервые темы программы Ц Ђ¬ведениеї и Ђѕути сохранени€ биоразнообрази€ї Ц соотнос€тс€ с первым, мотивационно-ориентировочным этапом развити€ исследовательской де€тельности. ƒостижение поставленных целей этого этапа обеспечиваетс€ с помощью объ€снительно-иллюстративных методов, затрагивающих чувственную сферу сознани€. Ѕольшую эффективность показали обращение к народным традици€м, фольклору. ”силению мотивации способствует выполнение информационных мини-проектов, среди них этноэкологический проект Ђ ак бывало в старину закликали птиц, веснуї. ”чащиес€ изучают местные традиции встречи весны, привлечени€ и охраны птиц, при этом они не просто знаком€тс€ с рецептами изготовлени€ Ђжаворонковї и текстами закличек своей местности, но и проникаютс€ иде€ми народной культуры бережного отношени€ к птицам и природе в целом. ”чащиес€ включаютс€ в исследовательскую де€тельность под руководством учител€, который организует знакомство с научно-экологическими методами: логикой выполнени€ исследовательской работы, правилами сбора и фиксировани€ информации.

“емы Ђƒвижение хранителейї и ЂЅудем знакомы: птицыї направлены на осознание проблемы и формулирование цели исследовани€ и соотнос€тс€ со вторым Ц проблемно-целевым Ц этапом развити€ исследовательской де€тельности. ќсобенностью организации де€тельности школьников на данном этапе €вл€етс€ применение как традиционных, так и современных методов экологических исследований, а также методов частично-поискового характера. ƒе€тельность школьников носит алгоритмический характер, но степень их самосто€тельности возрастает. Ўкольники учатс€ проводить наблюдени€ птиц в природе, распознавать встреченных на маршруте птиц по внешнему строению, голосу, и следам жизнеде€тельности, пользоватьс€ бинокл€ми, фиксировать и анализировать полученную информацию, работать с атласами-определител€ми птиц и другой литературой, у них развиваютс€ коммуникативные умени€, возрастает интерес к дальнейшему изучению птиц и личному участию в их охране. ƒе€тельность учеников на первом и втором этапах носит в основном репродуктивный характер, что соответствует стимульно-продуктивному уровню творческой активности.

“емы Ђћы Ц исследователиї и ЂЁкологическа€ орнитологическа€ тропаї соотнос€тс€ с третьим, логико-доказательным этапом развити€ исследовательской де€тельности учащихс€. Ќа данном этапе происходит анализ и осмысление результатов исследовательской де€тельности, формулирование выводов по теме исследовани€, оформление результатов исследовательской де€тельности. ”чащиес€ осваивают методы экологических исследований Ц биомониторинг, длительные наблюдени€ за наличием видов, их состо€нием и численностью, слежение за состо€нием среды обитани€ с помощью биоиндикации. Ќа этом этапе используютс€ дидактические методы и приемы, направленные на установление экологических взаимосв€зей: Ђмозговой штурмї, метод информационной насыщенности, исследовательские проекты, например, Ђћо€  расна€ книга ¬оротынского района: птицыї. ”чащиес€ самосто€тельно работают с различными информационными источниками, анализируют, классифицируют, обобщают и фиксируют собранные материалы, самосто€тельно разрабатывают маршруты своих экологических орнитологических троп. ƒе€тельность учащихс€ на этом этапе носит трансформирующий и творческо-поисковый характер, котора€ соотноситс€ с эвристическим и креативным уровн€ми творческой активности.

ѕоследн€€ тема программы Ђћы Ц защитники птицї соотноситс€ с презентативно-практическим этапом развити€ исследовательской де€тельности. ”чащиес€ представл€ют результаты своей де€тельности на ключевых орнитологических территори€х в виде публикаций в —ћ», компьютерных презентаций, докладов на конференци€х Ќќ”. ќсобое внимание на этом этапе удел€етс€ коммуникативным методам, которые используютс€ на всех этапах, но здесь приобретают первостепенное значение. ¬ажное место занимают методы рефлексии, происходит творческий анализ результатов де€тельности, намечаютс€ перспективы еЄ дальнейшего продолжени€. ѕо результатам исследовательской де€тельности на ключевых орнитологических территори€х организуетс€ массова€ практико-ориентированна€ акци€ Ђ„истый берегї.

ѕоказател€ми эффективности разработанной методической системы €вл€ютс€ высокие результаты участи€ наших школьников в конкурсах исследовательских работ различного уровн€: школьного, муниципального, областного и всероссийского.

ћетодические материалы по организации исследовательской де€тельности на ключевых орнитологических территори€х опубликованы в виде отдельных методических пособий, тезисов выступлений на р€де научно-практических конференций, статей в методических журналах [1-4]

Ћитература:

1. јсташина, Ќ.». ѕерспективы использовани€ программы дополнительного образовани€ Ђ’ранители ключевых орнитологических территорий / Ќ.». јсташина // Ќаучное педагогическое наследие ј.ѕ. Ѕел€евой в системе профессионального инженерно-педагогического образовани€ в –оссии: материалы II ¬сероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30 сент€бр€ 2008. Ц Ќ. Ќовгород: ¬√»ѕ”, 2008. Ц —. 36-38.

2. јсташина, Ќ.». Ёкологическа€ орнитологическа€ тропа: ћетодическое пособие. / Ќ.». јсташина. Ц Ќ.Ќовгород: ƒелова€ полиграфи€, 2010. Ц 50 с.

3.јсташина, Ќ.».  лючевые орнитологические территории ¬оротынского района Ќижегородской области: учебно-методическое пособие. Ўкольна€ библиотечка юного краеведа / Ќ.». јсташина. Ц Ќ.Ќовгород: ƒелова€ полиграфи€, 2010. Ц 34 с.

4. јсташина Ќ.». –азвитие исследовательской де€тельности учащихс€ на ключевых орнитологических территори€х в дополнительном экологическом образовании // Ёкологическое образование дл€ устойчивого развити€: теори€ и педагогическа€ реальность. ћатериалы XI международной научно-практической конференции. Ќ.Ќовгород, 2011. Ц с.281-283

  1. јсташина Ќ.». –азвитие исследовательской де€тельности учащихс€ на ключевых орнитологических территори€х в дополнительном экологическом образовании. јвтореф. дис. к.п.н. Ќ.Ќовгород, 2011. Ц 24с.
  2. Ѕакка —.¬. и др.  лючевые орнитологические территории Ќижегородской области. ћетодическое пособие / —.¬. Ѕакка, Ќ.ё.  иселЄва, Ћ.ћ. Ќовикова. Ц Ќ.Ќовгород: ћеждународный —оциально-экологический —оюз, Ёкоцентр Ђƒронтї, 2004. Ц 95 с.
  3. «убакин ¬.ј.  лючевые орнитологические территории –оссии. “.1.  лючевые орнитологические территории международного значени€ ≈вропейской –оссии / ¬.ј. «убакин. Ц ћ.: —оюз охраны птиц –оссии, 2000. - 702с.)

8. ѕримак –. ќсновы сохранени€ биоразнообрази€ / ѕер. с англ. ќ.—. якименко, ќ.ј. «иновьевой. ћ.: »здательство Ќаучного и учебно-методического центра, 2002. Ц 256 с.

9. “ишков ј.ј. ќхран€емые природные территории и формирование каркаса устойчивости. ¬ кн.: ќценка качества окружающей среды и экологическое картографирование. ћ.: »нститут географии –јЌ, 1995. Ц с.94-106.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019