Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Пятиклассникам об учебных проектах

Мария Анатольевна Ступницкая
кандидат психологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин Педагогического института физической культуры и спорта Московского педагогического университета, координатор проектной деятельности АНО общеобразовательная Частная Школа «Премьер»

 

Справка для учителей. К началу обучения в пятом классе дети, как правило, уже обладают достаточным учебным опытом, чтобы самостоятельно работать над учебным проектом. Однако на первых порах им требуется время, чтобы включиться в учебную работу, освоить требования новой ступени обучения. Для соблюдения преемственности в обучении при переходе из начального в основное звено школы, пятиклассникам можно предложить небольшой проект для освоения или актуализации навыков проектной деятельности [1,2].

Для этого хорошо подходят различные проекты по технологии (дети этого возраста, любят создавать поделки собственными руками). Рассмотрим один из таких проектов. Учащийся должен, познакомившись с литературными источниками, выбрать какое-либо техническое средство и изготовить его модель. Проект называется «От карет и до ракет – это чудо или нет?»

Дидактической целью этого проекта является освоение ребенком закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания проектного продукта, написания отчета о своей работе и защиты проекта.

Методическая задача в данном случае – это знакомство учащихся с древесиной и различными инструментами, применяемыми для ее обработки, а также с работой на компьютере для оформления письменной части проекта (навыки печатанья, форматирования текста, выделения заголовков различным шрифтом, отступы красной строки, нумерация страниц, переносы, исправление ошибок и прочее). Еще одной важнейшей задачей является освоение детьми технологии критериального оценивания [3].

Пятиклассники многое могут делать самостоятельно и активно стремятся к этому, поэтому им можно предложить подробную письменную инструкцию («Инструкция для пятиклассников по работе над проектом»см. ниже), с которой их необходимо ознакомить, обсудить, пояснить все, что непонятно. В этом случае, ребенок, работая самостоятельно, будет обращаться к взрослым лишь по необходимости с конкретной просьбой или вопросом.

В инструкции приведены критерии оценивания. С помощью этих критериев, также, как и в других случаях использования критериального оценивания, можно легко описать эталон работы.

Результатом данной работы станут не только приобретенные ребенком навыки в области материальной и информационной технологии, но и умение пользоваться инструкцией, самостоятельно оценивать свою работу с помощью критериев, анализировать и прогнозировать собственную деятельность.Причем все эти умения и навыки он приобретет в интересной и увлекательной форме.

Осмыслить приобретенные умения и навыки ребенок сможет, работая над письменной частью проекта. Ниже приводится «Шаблон письменной части проекта ученика 5 класса». Пятиклассники пока не особенно рефлексивны, им трудно самостоятельно описывать свою работу, свои идеи и эмоции, которые возникают в ходе и в результате работы, именно поэтомуим предлагается «Шаблон». Кроме всего прочего это поможет детям освоить деловую лексику.

Этапы проекта: Исследование, Дизайн, Планирование, Создание продукта, Самооценивание, Письменный отчет о работе. Все этапы снабжены критериями оценивания.

Инструкция для пятиклассников

Уважаемый пятиклассник!

Ты приступаешь к выполнению проекта по технологии, который называется «От карет и до ракет – это чудо или нет?»

На уроках технологии ты будешь изготавливать выбранное тобой изделие, а на уроках информатики ты будешь описывать свою работу. Проект считается выполненным только, при наличии изделия и письменной части.

Твой проект будет оцениваться по критериям, познакомься с ними. Пользуясь этими критериями, ты сам сможешь заранее оценить свою работу и внести необходимые поправки.

Итоговую отметку за твою работу поставят учителя информатики и технологии.

Внимательно читай наши советы.

Исследование

Сначала тебе предстоит решить, что ты будешь делать в рамках этого проекта, какое изделие ты изготовишь. Для этого надо будет найти побольше информации из книг, интернета, узнать у учителя технологии или у других людей о том техническом средстве (самолете, автомобиле, корабле или другом), модель которого ты собираешься делать. После этого ты сможешь, опираясь на различные источники информации, убедительно объяснить, почему ты выбрал именно это техническое средство.

Затем тебе нужно будет найти в книжках, альбомах или в интернете несколько изображений этого технического средства и сделать по ним эскизы. Теперь надо внимательно их рассмотреть и оценить, а потом выбрать из них, тот, который ты сможешь хорошо сделать. Еще раз подумай, почему ты выбрал именно этот вариант!

Эта часть твоей работыбудет оцениваться по следующим критериям:

Критерий 1. «Исследование»

Проблема не сформулирована

0

Ученик определил проблему, нашел информацию из одного источника

1

Ученик четко определил проблему, нашел информацию из нескольких источников

2

Ученик четко определил проблему, объяснил, почему она важна, нашел информацию из нескольких разнообразных источников

3

Критерий 2. «Дизайн»

Ученик не предложил ни одного варианта эскиза

0

Ученик предложил один вариант эскиза и сделал попытку его обосновать

1

Ученик предложил несколько вариантов эскизов, выбрал один из них, сделал попытку обосновать свой выбор

2

Ученик предложил несколько вариантов эскизов, оценив их, выбрал один и убедительно обосновал свой выбор

3

Для того, чтобы можно было оценить эту часть твоей работы, ее необходимо описать. Для этого ты сможешь воспользоваться шаблоном письменной части проекта, который приведен ниже.

Планирование

Теперь, когда ты принял окончательное решение о том, что ты изготовишь, необходимо спланировать все предстоящие шаги. Для этого надо узнать точную дату, когда твоя работа должна быть закончена; посоветоваться с учителем технологии, как, в каком порядке и когда ты будешь изготавливать детали своего изделия, как ты будешь их соединять и украшать.

Чтобы можно было оценить твой план, опиши его. Как это сделать посмотри в шаблоне письменной части, который дан ниже.

Эта часть твоей работы будет оцениваться по критерию:

Критерий 3. «Планирование»

План отсутствует

0

Ученик представил краткий план работы

1

Ученик представил подробный план

2

Ученик представил подробный план работы с указанием сроков

3

Создание

Теперь ты точно знаешь, что и когда надо делать приступай к изготовлению своего изделия, старайся выполнять все правильно и вовремя. Советуйся с учителем технологии, если у тебя что-то не получается. Эта часть работы оценивается по критерию:

Критерий 4. «Создание»

Изделие не изготовлено, письменная часть отсутствует

0

Изделие и письменная часть выполнены частично

1

Качественно выполнены изделие или письменная часть

2

Изделие и письменная часть выполнены качественно

3

Ты видишь, что твоя работа считается выполненной, если тебе удалось не только изготовить изделие, но и написать письменную часть проекта, поэтому необходимо описывать все, что ты делаешь. Чтобы описать, как ты работал над своим изделием, можешь воспользоваться шаблоном, который дан ниже.

Оценивание

Сейчас, когда твоя работа окончена, ты можешь оценить, как ты поработал. Для этого тебе надо испытать свое изделие, убедиться, что ты сделал все, что мог для того, чтобы оно получилось прочным, красивым, удобным для других людей, которые захотят познакомиться с твоим изделием и узнать о том техническом средстве, модель которого ты сделал. Эту часть своей работы необходимо представить в письменной части проекта, так как твое умение оценивать собственную работу, тоже будет оцениваться. Для этого есть специальный критерий:

Критерий5. «Оценивание»

Оценивание изделия отсутствует

0

Оценивание изделия представлено в общих чертах

1

Изделие испытано, дана его глубокая оценка

2

Изделие испытано, доказана его общественная польза, дана его глубокая оценка

3

После того, как ты изготовишь свое изделие, испытаешь его, покажешь другим ребятам, расскажешь им о нем и напишешь письменную часть проекта, твое отношение к работе будут оценивать учителя технологии и информатики по критерию:

Критерий 6. «Отношение к работе»

Ученик не достиг ничего, что описано ниже

0

Ученик не активен в работе, не всегда эффективно сотрудничает с другими, нарушает технику безопасности

1

Ученик не всегда активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности

2

Ученик активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности

3

Теперь давай соберем все критерии оценивания твоего проекта и посмотрим, как должна идти работа и какой ее результат будет наилучшим. Если ты внимательно прочитаешь критерии, то сможешь сам оценить свою работу и вовремя ее исправить[4].

 

Критерий 1. «Исследование»

Проблема не сформулирована

0

Ученик определил проблему, нашел информацию из одного источника

1

Ученик четко определил проблему, нашел информацию из нескольких источников

2

Ученик четко определил проблему, объяснил, почему она важна, нашел информацию из нескольких различных источников

3

Критерий 2. «Дизайн»

Ученик не предложил ни одного варианта эскиза

0

Ученик предложил один вариант эскиза и сделал попытку его обосновать

1

Ученик предложил несколько вариантов эскизов, выбрал один из них, сделал попытку обосновать свой выбор

2

Ученик предложил несколько вариантов эскизов, оценив их, выбрал один и убедительно обосновал свой выбор

3

Критерий 3. «Планирование»

План отсутствует

0

Ученик представил краткий план работы

1

Ученик представил подробный план

2

Ученик представил подробный план работы с указанием сроков

3

Критерий 4. «Создание»

Изделие не изготовлено, письменная часть отсутствует

0

Изделие и письменная часть выполнены частично

1

Качественно выполнены изделие или письменная часть

2

Изделие и письменная часть выполнены качественно

3

Критерий 5. «Оценивание»

Оценивание изделия отсутствует

0

Оценивание изделия представлено в общих чертах

1

Изделие испытано, дана его глубокая оценка

2

Изделие испытано, доказана его общественная польза, дана его глубокая оценка

3

Критерий 6. «Отношение к работе»

Ученик не достиг ничего, что описано ниже

0

Ученик не активен в работе, не всегда эффективно сотрудничает с другими, нарушает технику безопасности

1

Ученик не всегда активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности

2

Ученик активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности

3

С помощью критериев можно описать самую лучшую работу. Для этого выбираем самые «дорогие» строчки (дескрипторы) в каждом критерии. Вот они:

  • Ученик четко определил проблему, объяснил, почему она важна, нашел информацию из нескольких различных источников
  • Ученик предложил несколько вариантов эскизов, оценив их, выбрал один и убедительно обосновал свой выбор
  • Ученик представил подробный план работы с указанием сроков
  • Изделие и письменная часть выполнены качественно
  • Изделие испытано, доказана его общественная польза, дана его глубокая оценка
  • Ученик активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности

Тебе, наверное, хочется узнать, как баллы (это не отметки, а технические баллы), полученные по каждому критерию, превратятся в отметку. Вот, как технические баллы переводятся в отметки.

Баллы

Отметки

1-7

2

8-12

3

13-16

4

17-18

5

Шаблон письменной части(отчета о ходе проектной работы)

Введение

Тема моего проекта «От карет и до ракет – это чудо или нет ________» ..................................................................................................................................... . (укажи название твоего изделия).

Я выбрал это изделиепотому, что ……………………………………………………………………………………….

(объясни, ссылаясь на изученные тобой источники информации, почему это техническое средство важно, приведи интересные цифры и факты о нем, объясни, чем оно привлекательно именно для тебя).

У меня было несколько вариантов изготовления изделия

........................................................................................................…………………. . (кратко опиши твои эскизы)

Но я выбрал ……………………….................................................................................................. (укажи, какой именно вариант ты выбрал),

потому что

...............................................................................................................................…... (объясни твой выбор и докажи, что этот вариант лучший).

План моей работы (перечисли все основные этапы и промежуточные шаги, укажи время выполнения):

План работы над проектом

№ этапа работы

Что необходимо сделать

(укажи все этапы твоей работы в том порядке, в котором ты будешь их выполнять)

Когда это делать

(укажи примерные сроки выполнения каждого этапа)

1.

   

2.

   

3.

   

………

Подсказка.Чтобы ты ничего не забыл, вот основные этапы работы:

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации

Изготовление продукта

Написание письменной части проекта

Подсказка. Описывай ход своей работы так:

Я начал свою работу с того, что .......................................

Потом я приступил к .........................................................

Затем я ...............................................................................

Я закончил свою работу тем, что .....................................

Подсказка. Если не все шло так гладко, тогда напиши:

Мне трудно было делать........................................

Не сразу удалась ...................................................

Я не успел...............................................................

Основная часть

В ходе работы у меня не возникло никаких трудностей, я справился с работой над проектом:

мое изделие является прочным, потому что

………………………………………………………………….................................

(напиши, как ты в этом убедился)

мое изделие является красивым, потому что

……………………………………………………………………………………….

(напиши, как ты в этом убедился)

мое изделие является полезным, потому что

………………………………………………………………………………………

(напиши, как ты в этом убедился)

Подсказка. Возможно у тебя возникли трудности в работе, тогда напиши так:

Я столкнулся с такими трудностями:

…………………………………………………………………………………

(опиши свои трудности)

Чтобы справиться с возникшими трудностями, я

…………………………………………………………………………………

(расскажи, как ты справлялся с трудностями)

Подсказка. Возможно, ты отклонился от плана, тогда напиши так:

Я отклонился от плана ………………………………………………………. (укажи, когда был нарушен план работы)

План моей работы был нарушен, потому что

………………………………………………………………………………….……

(постарайся объяснить, почему это случилось)

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано получилось. Особенно хорошо мне удалось #9; ………………………………………………………………………………………

(напиши, что у тебя получилось лучше всего)

Если бы я начал работу заново, я бы

…………………………………………………………………………………(напиши, как бы ты стал действовать, уже имея опыт такой работы)

Работа над проектом показала мне, что

…………………………………………………………………………………

(напиши, что нового ты узнал, чему ты научился)

Желаем тебе успеха в твоей работе над проектом!

 

Список источников информации

  1. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: «Академия развития», 2008. - 256 с.
  2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Лекции №№ 5-8. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68 с.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект (методическое пособие). - М.: Первое сентября, 2010. – 44с.
  4. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание: что это такое и как оно работает // Школьные технологии, № 6, 2014



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017