јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќ÷≈Ќ ј –≈«”Ћ№“ј“»¬Ќќ—“» »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ћ≈“ќƒќћ »«”„≈Ќ»я  ќћѕќЌ≈Ќ“ќ¬ ћ»–ќ¬ќ—ѕ–»я“»я ”„јў»’—я

√лушенков ќлег ¬ладимирович
кандидат педагогических наук, методист ‘едерального детского эколого-биологического центра

 

¬опрос об объективной оценке естественнонаучной подготовки учащихс€ до сих пор остаетс€ предметом дискуссий. ќсобо остро проблема оценки знаний, приобретенных умений и навыков стоит в структурах дополнительного образовани€, где часто не приемлемы подходы, осуществл€емые в общеобразовательных учреждени€х. —овременные методы оценки: индивидуальна€ аттестаци€ учащихс€ (≈√Ё и √»ј), оценка метапредметных (компетентностных) результатов (мониторинги региональные, российские и международные) не привели ответы на вопрос к одному знаменателю. — введением новых образовательных стандартов предполагаетс€ отслеживать личностные результаты обучающихс€ с помощью массовых социологических исследований, что, веро€тно, сблизит позицию оценки в сферах основного и дополнительного образовани€. ќднако при выборе социологических методов тоже необходимо соблюдать осторожность, так как, сталкива€сь с непривычными по форме задани€ми, ученик либо пытаетс€ реализовать привычные способы действи€, либо просто отказываетс€ от попыток найти ответ.

“акой опасности, на наш взгл€д, позвол€ет избежать методика изучени€ компонентов мировоспри€ти€ посредством вы€влени€ смысловых единиц (категорий) информации разработанна€ —.¬.“арасовым и непосредственно направленна€ на получение информации о социально-психологических компонентах сознани€, образующих картину мира [171, 172], примен€ема€ нами дл€ оценки эффективности работы педагогов дополнительного образовани€ в подготовке учащихс€ в области эколого-биологического направлени€, в целом, так и в ходе исследовательской де€тельности, в частности.

—ложность вы€влени€ формировани€  ћ состоит в том, что этот процесс не соотноситс€ напр€мую с простым накоплением знаний и наращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картины мира. —формированность и целостность той или иной  ћ у учащихс€ может быть вы€влена через их мировоспри€тие, его категориальную структуру. —труктуры мировоспри€ти€ ребенка динамичны.  атегории мировоспри€ти€ и тесно св€занный с ним преобладающий способ воспри€ти€ действительности подвержены изменени€м в процессе индивидуального развити€. ѕоэтому, исследовательские методики должны максимально отражать совокупность ценностей, установок, знаний и других психологических феноменов, представленных в преобладающем способе воспри€ти€ мира ребенком, с одной стороны, а также универсальные и половозрастные архетипы бессознательного, с другой.

¬ основе методики, разработанной —.¬. “арасовым, лежит изучение процесса применени€ человеком категорий при описании (оценивании) себ€ и окружающего мира. Ђ¬ детском мировоспри€тии наход€т отражение специфические дл€ определенной культурной или социальной среды механизмы социализации, выражающиес€ в преобладающем дл€ той или иной группы способе воспри€ти€ мира, про€вл€ющихс€ в соответствующих категориальных структурах. ¬ы€вл€ютс€ и анализируютс€ смысловые единицы информации, которые сообщает учащийс€ в ответ на предъ€вление стимульного материалаї [173.—.33].

¬ человеческом €зыке существуют слова-символы, которые могут €вл€тьс€ своеобразными Ђключамиї к различным структурам сознани€. —лова-символы могут вступать во взаимодействие с кодами сознани€, заключающими в себе универсальное (общечеловеческое), социокультурное и личностное содержание.

¬ результате взаимодействи€ слов-символов со структурами сознани€ человека рождаетс€ текст (письменный или устный), в котором исследователь может вы€вить смысловые единицы (категории мировоспри€ти€).

 атегории могут отражать €зык философии, науки (психологии, биологии, физики и др.) и €зык обычных представлений о мире. ¬ интересах изучени€ категориального стро€ сознани€ конкретно школьников, которые только с возрастом овладевают научными категори€ми, —.¬. “арасов в качестве стимульного материала выбрал слова, обозначающие стихии природы, первоосновы мира, как в мифологических представлени€х, так и в некоторых философских учени€х: небо, земл€, огонь, воздух, вода, звезды. “акие слова-символы заключают в себе содержание, св€занное с индивидуально-биографическим и культурно-историческим опытом.

«адание, позвол€ющее вы€вить категориальную структуру мировоспри€ти€ конкретного школьника, формулируетс€ следующим образом: составьте небольшой рассказ, сочинение либо несколько не св€занных между собой по смыслу предложений, в которые необходимо включить следующие слова: огонь, небо, вода, звезды, земл€, воздух. “акой вариант задани€, в котором не предполагаетс€ жестка€ ориентаци€ на об€зательную рефлексию в отличие, например, от задани€ такого типа: Ђѕродолжить предложение Ч ( огда смотрю на плам€ огн€, думаю (чувствую)...ї, дает возможность вы€вить количество учащихс€, действительно откликнувшихс€ на стимул, то есть отразивших в тексте довольно четко смысловые единицы.

јнализ полученной информации приоткрывает образно-смысловой тезаурус человека, предоставл€ет возможности дл€ объективизированного изучени€ категориальных структур мировоспри€ти€.

¬ соответствии с нашими цел€ми мы сочли возможным расширить тактическое применение предлагаемой методики в плане изучени€ более конкретных позиций, дл€ чего потребовалось развить ее в определенном направлении. „тобы вы€вить возможности формировани€ экологической картины мира у школьников, мы сочли необходимым расширить набор стимульного материала. »сход€ из того, что категории (которыми мыслит человек) могут отражать как €зык обыденных представлений, так и €зык науки, в качестве стимульного материала нами использованы такие группы слов, которые можно использовать и в обыденной речи и в научном понимании. ѕо использованию стимульных слов в том или ином ракурсе можно судить, насколько в результате воздействи€ учебного процесса или исследовательской де€тельности происходит замещение обыденных представлений научными.

¬ этом случае при анализе полученного текстового материала в качестве смысловых единиц использовалась тема, выраженна€ в целых смысловых абзацах, част€х текстов при использовании стимульных слов, то есть то, что составл€ет картину мира. »значально определ€ема€ тематика позвол€ет наиболее полно представить направленность взгл€дов, ценностных ориентаций и норм де€тельности. ¬ы€вление категорий воспри€ти€ при таком варианте €вл€етс€ делом второстепенным, так как изначально в большинстве случаев предполагает соответствующий результат. ¬ случае использовани€ школьником категорий в научном изложении, однозначно воспри€тие им мира в рамках категориальной структуры Ђединениеї, также однозначна в этом случае целостность мировоспри€ти€. ѕри использовании категорий в бытовом контексте чаще всего категориальна€ структура воспри€ти€ школьника и ее целостность не отличатс€ от таковой, вы€вленной на стандартном стимульном материале. «адание формулируетс€, как и в случае с вы€влением категорий воспри€ти€. “акой подход, практически исключает возможность анкетируемому пон€ть, что от него требуетс€ и тем самым выказать не то, что есть на самом деле, позвол€ет вы€вить реальные уровни грамотности и воспитанности, определить степень вли€ни€ примененного в подаче биологических знаний экологического принципа на формирование уровней Ё ћ. ќпределение сформировавшегос€ у школьников уровн€ Ё ћ, происходит согласно классификации Ё ћ “.¬. Ќаймушиной Ц разработчика этого раздела в философии [124].

¬ качестве стимульного материала дл€ определени€ сформированности естественноэкологической  ћ ее частных и конкретных уровней выбраны стимульные слова: трава, лисица, за€ц, солнце. јнализ смысла фраз составленных из этих слов-символов легко позвол€ет пон€ть, отложились ли в подсознании учащихс€ элементарные типы взаимоотношений и взаимосв€зей в экосистеме, Ё ћ какого уровн€ сформировалась в подсознании.

Ќи один из уровней естественнонаучной Ё ћ не сформирован - стимульные слова используютс€ в бытовом или образном контексте (ћальчик любит смотреть на солнце, траву, лис и зайцев (7 кл.)); сформирована этологическа€ Ё ћ - при упоминании о поедании или преследовании одного объекта другим, на фоне образного использовани€ других стимульных слов (Ђярко светило солнце, на траве мирно лежал за€ц, а за соседним деревом готовилась напасть на него лисаї (7 кл.)); сформирована ботаническа€ или зоологическа€ Ё ћ Ц при использовании стимульных слов в научном контексте, упоминании одного из звеньев пищевой цепи: трава Ц за€ц, за€ц Ц лисица (Ђ“рава Ц это растение. Ћисица Ц хищник. —олнце Ц это больша€ звезда. «айцы питаютс€ травой. (5 кл.)ї); сформирована биологическа€ Ё ћ Ц при упоминании звеньев пищевой цепи: солнце Ц трава и одно из звеньев: трава Ц за€ц или за€ц Ц лисица (Ђ«а€ц ест траву, а лисица ест зайца. —олнце дает им жизньї (5 кл.); сформирована естественнонаучна€ Ё ћ Ц при составлении полной пищевой цепи (Ђ— помощью солнца растет трава. ѕроисходит фотосинтез Ц процесс получени€ из неорганических органического вещества. “рава, за€ц, лисица взаимосв€заны, можно построить пищевую цепочкуї (7 кл.); Ђ“рава получает органические вещества из солнца, воды и углекислого газа. «а€ц ест траву и получает органические вещества. Ћиса ест зайца и тоже получает органические вещества (5 кл.)ї).

»спользование стимульных слов - завод, воздух, планета «емл€, человек позвол€ют определить насколько в подсознании учащихс€ отложились представлени€ о взаимосв€з€х человека и его де€тельности с окружающей средой.

Ќи один из уровней гуманитарной Ё ћ не сформирован - стимульные слова используютс€ в бытовом контексте (ћы живем на планете «емл€. Ќа заводах работают люди. „еловек дышит воздухомї (9 кл.); сформирована техническа€ Ё ћ - при упоминании завода как загр€знител€ воздуха или человека в роли загр€знител€ планеты «емл€ (Ђ„еловек житель планеты «емл€. «аводы порт€т воздухї (9 кл.)); сформирована космологическо-технологическа€ Ё ћ - при составлении логической (технологической) цепочки: Ђчеловек (на планете «емл€) строит заводы, которые загр€зн€ют воздух (на планете «емл€) (отсутствует лична€ позици€, не акцентирован вред) (ЂЋюди стро€т заводы, этим загр€зн€ют воздух, почву и планету «емл€ї (5 кл.); сформирована социологическо-технологическа€ Ё ћ - если имеетс€ последовательность: Ђчеловек строит заводы, которые загр€зн€ют воздух и тем самым наноситс€ вред планете «емл€ї, имеетс€ лична€ позици€ (ЂЅольшую роль играет человек в жизни планеты «емл€. »ногда эта роль положительна€, иногда отрицательна€. „еловек строит заводы и тем самым отравл€ет воздухї (7 кл.)); сформирована гуманитарна€ Ё ћ - при полной последовательности: Ђчеловек (на планете «емл€) строит заводы, которые загр€зн€ют воздух (на планете «емл€) и это отражаетс€ на самом человеке (Ђѕланета «емл€ место обитани€ всего человечества. „еловек, прежде чем строить очередной завод, должен задуматьс€ о том, чтобы не загр€зн€ть отходами воздух, мор€, озера, океаны и т.п.ї (7 кл.)).

ќценочный или нравственный эстетическо-этический частные уровни социальной Ё ћ, позвол€ющие говорить о степени экологического воспитани€, вы€вл€ютс€ при использовании слов-символов (костер, упаковка, еда, лес).

Ќи один из уровней социологической Ё ћ не сформирован - стимульные слова используютс€ в бытовом контексте (Ђ¬ лесу мы развели костер. ¬ упаковке была еда, мы ее достали и стали разогревать над огнем (9 кл.)ї); сформирована оценочна€ эстетическа€ Ё ћ - при подразумевающемс€ осуждении бескультурного поведени€ человека в лесу (Ђ“уристы пришли в лес, развели костер, открыли еду и напитки. ѕосле этого в лесу осталась куча упаковокї (10 кл.);; сформирована эстетически-этическа€ Ё ћ - при реальном или подразумевающемс€ осуждении загр€знени€ леса мусором и рекомендации сжигать упаковку в костре или захоранивать (Ђ¬ лесу после еды у костра сжигают в нем оставшуюс€ еду и упаковкиї (10 кл.); ЂЌа выходные мы поехали в лес посидеть у костра на природе. ”ход€ мы сожгли все пластиковые упаковки и потушили костерї (10 кл.)ї ЂЌе бросайте упаковку и еду в лесу, сжигайте все в кострахї (8 кл.); сформирована нравственна€ эстетически-этическа€ Ё ћ Ц при реальном осуждении загр€знени€ леса мусором и рекомендации выноса (не оставлени€) мусора или при упоминании опасности при разведении костров в лесу (Ђѕриход€ в лес на пикник, мы разжигаем костер, убива€ на 2-3 года обитателей того места, затем бросаем упаковки от едыї (8кл.); Ђ≈сли ты устраиваешь в лесу костер, то не забудь унести упаковки из-под едыї (10 кл.) Ђ остер в лесу надо тушить, а упаковки от съеденной еды (мусор) нужно убиратьї (7 кл.); сформирована социологическа€ Ё ћ - при демонстрации полного понимани€ негативного вли€ни€ загр€знени€ леса мусором и опасности от костров; €вное подразумевающеес€ осуждение по отношению бескультурного поведени€ в лесу (ЂЅроса€ упаковку из-под еды в лесу, оставл€€ гореть костер, когда мы уходим, всем этим мы вредим лесуї (7 кл.); Ђ огда идешь в лес, не оставл€й упаковку и еду.  огда разжигаешь в лесу костер, не забудь перед уходом погасить егої (5 кл.); Ђќт костра лес может погибнуть. ”паковки плохо вли€ют на природуї (5 кл.) .

„астично вышеозначенные методические приемы были использованы нами в подходе к основополагающему вопросу анкеты, позвол€ющему получить рефлексированный ответ с по€снени€ми. » в этом случае ответы и по€снени€, выступали как единицы информации и подвергались соответствующей обработке. ¬ыбор ответа предполагал четкое понимание проблемы при неоднозначности предлагаемой ситуации и позвол€л нам сразу выйти на вы€вление сформированности Ё ћ самых высоких уровней, так как личностна€ позици€ во многих случа€х обеспечивала социологический аспект представлени€ о мире.

”чащимс€ предлагаетс€ дать ответ на неоднозначный вопрос: Ђ≈сли бы у вас была така€ возможность, что бы вы сделали с комарами и другими кровососущими насекомыми?ї - на выбор из трех вариантов: Ђ1. —делал(а) бы так, чтобы они исчезли совсем; 2. —делал(а) бы так, чтобы они стали питатьс€ соком растений; 3. ќставил(а) бы все как естьї. —убъективна€ осознанна€ позици€ обеспечивалась личной формулировкой по€снений анкетируемого к выбранному ответу. —тепень и уровень сформированности Ё ћ оценивалась следующим образом:

Ќи один из уровней общей Ё ћ не сформирован Ц при выборе первого или второго пункта ответа без по€снений или с по€снением типа: Ђчтобы не пили кровь и не мешали человекуї (7 кл.); Ђможно попасть из-за этого в больницуї (6 кл.); Ђ€ не хочу, чтобы мен€ кусалиї (5 кл.); Ђчтобы не портили лето человекуї (6 кл.); Ђпотому что они мешают спать по ночам, они кусаютс€ї (9 кл.); Ђпотому что они вред€т человеку, перенос€т инфекциюї 11 кл.); Ђнадоели ужеї (10 кл.)); сформирована биологическа€ Ё ћ Ц выбран третий пункт при упоминании того, что ими кто-то питаетс€; или при вмешательстве кто-то пострадает (Ђесли не было бы комаров, то не было бы и птицї (7 кл.); Ђне чем будет питатьс€ л€гушкамї (7 кл.); Ђдругим животным не будет пищи, и они погибнутї (10 кл.)); сформирована социологическа€ Ё ћ - при выборе третьего пункта ответа с затруднени€ми в по€снении и при материалистическом или идеалистическом понимании необходимости оставить все как есть (Ђсоздано не нами и решать не намї (9 кл.); Ђпросто им надо питатьс€, поэтому они сосут кровь у всехї (6 кл.); Ђесли так изначально задумано природой, значит это дл€ чего то нужної (11 кл.); Ђпотому что это создал Ѕог, и не надо ничего мен€тьї (10 кл.); Ђкаждое живое существо имеет право на жизньї (9 кл.); Ђнепри€тно, а истребить нельз€ї (7 кл.)); сформирована социолого-биологическа€ Ё ћ (с осознанием единства природы и человеческого фактора) Ц выбран второй пункт, но при этом оговариваетс€, что не будет нарушена пищева€ цепь или природное равновесие (Ђсовсем стереть с лица «емли их нельз€, так как они вход€т в цепи питани€ї (9 кл.); Ђтак будет и нам хорошо, и им, и насекомо€дным, и другимї (7 кл.); Ђубрать их совсем Ц нарушитс€ экологический баланс, а так, пусть хоть людей не кусаютї (10 кл.); Ђпо идее все виды животных и т.п. нужны на планете, все едино, поэтому избавл€тьс€ от них не стоит, но так как они очень назойливы и принос€т мне дискомфорт, € бы предпочла второй вариант ответаї (11 кл.)); выбран третий пункт и по€сн€етс€, что объект €вл€етс€ одним из звеньев пищевой цепи; (Ђпотому что так не прерветс€ цепь питани€ї (5 кл.); Ђкажда€ мушка и т.п. св€зана с другими видами, поэтому если вымрет один вид, вымрет и другой, который питаетс€ мушками и т.д.ї (6 кл.); Ђнельз€ измен€ть услови€ созданные эволюцией, иначе нарушатс€ биологические цепи питани€ї (10 кл.); Ђубьешь этих комаров, и мы по цепи питани€ умрем, так что оставлю все как естьї (9 кл.)); сформирована обща€ Ё ћ (с хорошо осознаваемым единством природы и человека) Ц если в по€снении к третьему пункту рассматриваетс€ нарушение природного равновеси€ (баланса) или разрушении пищевой цепи, упоминаетс€ о взаимосв€занности в природе (Ђвсе в природе идеально сбалансировано и внесение непродуманных изменений приведет к плохим последстви€мї (8 кл.); Ђ€ не считаю, что вправе мен€ть то, что создала природа, дабы все не просто так и все взаимосв€заної (10 кл.); Ђесли бы не было насекомых, то не происходил бы чудесный цикл в природе, или бы некоторые растени€ и животные вымерлиї (7 кл.); Ђнельз€ нарушать равновесие природыї, Ђесли человек вмешиваетс€ в дела природы, то ему это выходит бокомї (9 кл.); Ђкомары занимают определенную экологическую нишу, и если их уничтожить, то нарушитс€ экологическое равновесиеї (11 кл.)).

—формированна€ обща€ Ё ћ у школьника предполагает представление о мире как о едином целом Ц единстве живой и неживой природы, основанном на взаимосв€зи и взаимозависимости организма и среды, существующего за счет непрерывного притока космической энергии и использовани€ планетарного вещества в биогенном круговороте, с включением на свое место в этом мире человека.

 онтент-анализ. ¬с€ информаци€ (тексты) полученна€ методом изучени€ категориальных структур мировоспри€ти€ подвергаетс€ обработке с помощью процедуры контент-анализа [90, 201].  онтент-анализ Ч это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой.

¬ текстах имеетс€ то общее или отличное, что св€зано с чувствованием, ощущением, воспри€тием окружающего и внутреннего мира и выражаетс€ в смысловых единицах. —мыслова€ единица Ч это иде€, тема, отраженна€ в определенных пон€ти€х. ¬ качестве смысловых единиц в данном случае выступают пон€ти€, выраженные в словах и отдельных терминах.

ќбъектом анализа, в нашем исследовании, выступает содержание текстов наве€нных стимульными словами, их тематика и смысловые значени€. ѕредметом анализа - картины мира, отраженные в текстах, особенности воспри€ти€ мира детьми.

Ќадежность информации, полученной контент-анализом, в исследовании обеспечиваетс€ следующим образом:

1. јнализируетс€ весь массив текстов, что полностью исчерпывает Ђполеї смысловых единиц из изучаемого массива Ц чем обосновываетс€ полнота объема выдел€емых смысловых единиц

2. Ќесколько экспертов независимо друг от друга определ€ют, что предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам, что обеспечивает контроль на обоснованность содержани€ смысловых единиц.

3. ѕри необходимости можно данные контент-анализа текстов сопоставить с некоторыми данными, полученными с помощью других исследований; подтвердить двойным кодированием одних текстов разными кодировщиками на основе единой инструкции, т.е. обосновать по независимому критерию и подтвердить устойчивость данных.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019