јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Ѕ»ќЋќ√»„≈— »…  –”∆ќ  ƒј–¬»Ќќ¬— ќ√ќ ћ”«≈я "¬ќќѕ"
(обща€ информаци€ о кружке, главна€ страница раздела)

ѕетр ѕетрович —молин - основатель биологического кружка ¬ќќѕ ольцевание птицЅиологический кружок ƒарвиновского музе€ ("¬ќќѕ") Ч один из старейших кружков ћосквы и –оссии в целом. ќн был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом ѕетром ѕетровичем —молиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел »стори€ кружка). ѕосле смерти ѕетра ѕетровича и до насто€щего времени кружок ведут его ученики. ¬ 2010 году  кружку исполнилось 60 лет (см. статью  .јвиловой, посв€щенную празднованию 60-летию кружка).

"¬ќќѕ" Чисторическое самоназвание кружка, св€занное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию ¬сероссийского общества охраны природы. ¬ насто€щее врем€ кружок существует на базе ƒарвиновского музе€ г. ћосквы.  ружок ¬ќќѕ не €вл€етс€, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представл€ет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. –аботу кружка с 1975 года координирует ≈катерина —ергеевна ѕреображенска€ Ч кандидат биологических наук, научный сотрудник »нститута проблем экологии и эволюции им. ј.Ќ. —еверцова (»ѕЁЁ) –јЌ (см. раздел  онтакты).

¬ состав учебной группы кружка вход€т школьники начина€ с 7 класса (а наиболее упорные Ч начина€ с 6 и даже с 5) и студенты Ч по 3-й курс включительно. ќсновное направление работы кружка Ч научно-исследовательска€ работа в природе (см. раздел √остю кружка).

ќсновные принципы работы кружка были сформулированы в свое врем€ еще ѕетром ѕетровичем —молиным. »х три.

ѕервый принцип Ч "природный компонент" (или "ближе к природе") Ч подразумевает проведение основной части работы в услови€х естественной природы, во врем€ выездов и экспедиций. Ётот момент очень важен в насто€щее врем€, когда значительна€ часть детей лишена нормального контакта с природой. “акое отсутствие контакта, кроме незнани€, вызывает страх: "лес Ч это место, где с тобой что-то может случитьс€". Ќезнание естественной природы и бо€знь ее с большим трудом преодолеваютс€ лишь во взрослом состо€нии.

ќпределение растений¬торой принцип Ч "исследовательский подход". ƒл€ того, чтобы узнать природу и научитьс€ общатьс€ с ней, в ней необходимо что-то делать. ѕричем, де€тельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). ќп€ть же, знани€ о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, дл€ которого она служит фоном (экскурсовода). ќдним из самых естественных путей получени€ навыков общени€ с природой служит учебно-исследовательска€ работа (все дети по натуре исследователи). ¬се участники биологического кружка ƒарвиновского музе€ подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием дл€ приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов, выполненных кружковцами).

“ретий принцип Ч "общественный момент" (по формулировке ѕетра ѕетровича) Ч подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп, когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполн€ют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ дл€ "младших" по отношению к ним. Ёто позвол€ет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участи€ официальных педагогов и руководителей.

–абота кружка складываетс€ из лекций и семинарских зан€тий (по вторникам), из вечерних экскурсий по городским паркам, выездов в лес по выходным (2 раза в мес€ц) и экспедиций (об€зательно Ч каждые каникулы, в том числе, около 2 мес€цев летней полевой практики)(см. раздел Ёкспедиции и выезды).

¬торники проход€т всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как зан€ти€ в музее, так и различные экскурсии. Ћекции и практические зан€ти€ провод€т учЄные и студенты. Ёти зан€ти€ служат дл€ того, чтобы расширить кругозор и получить общие представлени€ дл€ дальнейшей самосто€тельной работы. «ан€ти€ в ћоскве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и св€занные с ней дисциплины. “акие Ђлабораторныеї дисциплины, как цитологи€, генетика, биохими€ и молекул€рна€ биологи€ затрагиваютс€ лишь попутно и в очень небольшом объЄме.

“опим русскую печь¬ыезды и экспедиции Ч основна€ форма работы кружка; без них всЄ остальное тер€ет смысл.  ружковцы езд€т в лес по воскресень€м, обычно два раза в мес€ц, с утра или с ночевкой (в теплое врем€ Ч в лесу, зимой Ч в помещени€х). ƒл€ работы во врем€ каникул у кружка есть сво€ база в  остромской области, на реке ”нжа (600 км от ћосквы).  роме того, провод€тс€ экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники. „аще всего реб€та выезжают в заповедник ЂЅр€нский лесї,  ерженский заповедник (Ќижегородска€ область), заповедник Ђ алужские засекиї, ЂЅольша€  окшагаї (ћарийска€ республика); бывают и более дальние поездки Ч в Ѕашкирию (Ѕашкирский заповедник), на Ѕелое море ( андалакшский заповедник, —оловецкие острова) и другие.

” биологического кружка ƒарвиновского музе€ есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Ёто Ч проведение зимних учЄтов птиц в лесах разных районов –оссии (см. информацию о программе ≈вроазиатских –ождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на  остромской станции »ѕЁЁ –јЌ.

«ан€ти€ в лаборатории≈жегодно в кружке выполн€етс€ около дес€тка самосто€тельных учебно-исследовательских тем (см. раздел »сследовательские работы). ћногие из них высоко оцениваютс€ на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. «начительна€ часть кружковцев становитс€ профессиональными биологами Ч в насто€щее врем€ более 30 выпускников кружка учитс€ в различных биологических вузах.

ѕо традиции запись в биологический кружок ƒарвиновского музе€ не проводитс€. Ќа зан€ти€х могут присутствовать все желающие. “е, кто приходит в первый раз Ч гости кружка. ѕосле третьего раза гости превращаютс€ в посетителей (см. раздел √остю кружка).

ƒл€ того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка, надо принимать участие в выездах и исследовательской работе.  ак правило, вначале стажЄры помогают вести исследовани€ и в ходе этого знаком€тс€ с методиками и объектом работы. “от, кто прин€л участие в полевых исследовани€х в качестве помощника или начал подготовку к самосто€тельной исследовательской де€тельности, становитс€ кандидатом в основной состав кружка. „тобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самосто€тельную работу. ƒл€ этого надо выбрать тему, ознакомитьс€ с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его.  онечно, всЄ это делаетс€ с помощью старших кружковцев или Ђначальстваї. “олько после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становитс€ насто€щим членом кружка. Ђ—удь€миї в этом служат старшие кружковцы.

–абота кружка не так сложна, как это на первый взгл€д может показатьс€. ѕриходите в музей (см. раздел  онтакты), пригл€дитесь, мы ¬ас не торопим. ѕодумайте Ч любите ли ¬ы лес? ’отите ли вести самосто€тельные исследовани€? Ќе боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудитьс€, ночевать у костра? ≈сли любите, хотите и не боитесь Ч значит, ¬ы с нами!

ќпыт работы биологического кружка ƒарвиновского музе€ возможно использовать и распростран€ть в двух основных направлени€х.

¬о-первых, при создании полевых центров экологического образовани€ школьников. “акие центры могут быть организованы как в качестве самосто€тельных учебных единиц (например ѕолевой ÷ентр "Ёкосистема"), так и при различных особо охран€емых природных территори€х Ч национальных парках, заповедниках. Ќеобходимо, чтобы курс обучени€ "экологии в природе" в таких учебных центрах стал об€зательным компонентом школьного образовани€.

¬о-вторых Ч при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охран€емых природных территори€х. ќпыт кружка показывает, что такие программы могут проводитьс€ в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей Ч в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например ѕрограмма –ождественских учетов птиц). “акое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно дл€ значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расшир€ть его.

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

—борники результатов учетов зимующих птиц: выпуск 1 (зима 1986/87 гг), выпуск 2 (зима 1987/88 гг), выпуск 3 (зима 1988/89 гг), выпуск 4 (зима 1989/90 гг), ... выпуск 6 (зима 1991/92 гг), выпуск 7 (зима 1992/93 гг), выпуски 8 и 9 (зимы 1993/94 и 1994/95 гг), выпуск 10 (зима 1995/96 гг), выпуск 11 (зима 1996/97 гг), выпуски 12 и 13 (зимы 1997/98 и 1998/99 гг), выпуски 14 и 15 (зимы 1999/2000 и 2000/01 гг), выпуски 16 и 17 (зимы 2001/02 и 2002/03 гг), выпуск 18 (зима 2003/04 гг), выпуск 19 (зима 2004/05 гг), выпуск 20 (зима 2005/06 гг), выпуск 21 (зима 2006/07 гг), выпуск 22 (зима 2007/08 гг), выпуск 23 (зима 2008/09 гг), выпуск 24 (зима 2009/10 гг), выпуск 25 (зима 2010/11 гг), выпуск 26 (зима 2011/12 гг), выпуск 27 (зима 2012/13 гг), выпуск 28 (зима 2013/14 гг), выпуск 29 (зима 2014/15 гг), выпуск 30 (зима 2015/16 гг), выпуск 31 (зима 2016/17 гг), выпуск 32 (зима 2017/18 гг), выпуск 33 (зима 2018/19 гг).

—татьи: ƒепресси€ численности зимующих птиц... (2011) «имние учеты птиц и экологическое просвещение (2013)

»гра  онный бой

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019