јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


√≈ќЋќ√»я  ј  ќ—Ќќ¬ј ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я Ќј”„Ќќ√ќ ћ»–ќ¬ќ««–≈Ќ»я » √≈ќЁ ќЋќ√»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ
(к вопросу о гуманитарной геологии)

‘ридман Ѕорис »саевич
канд. геол.-мин. наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологического образовани€, Ќижегородский государственный педагогический университет им.  озьмы ћинина, соросовский доцент, отличник разведки недр ћѕ– –‘, ѕочЄтный ветлугай ассоциации Ђѕоветлужьеї, научный руководитель Ќ”ƒё√÷ Ђ—амоцветыї

 

”никальна€ професси€ геолога органично сочетает в себе элементы романтики и сурового прагматизма, а потому завораживает многих мальчишек (и девчонок тоже Ц Ѕ.‘.) по всей –оссии. » € надеюсь, что ¬ы про€вите себ€.
≈.ј. “уголуков. –осс. Ќедра, є 4 (97), 2 апр. 2010 г.

Ќа основе стратиграфических и геохронологических построений, мы можем сравнить бесконечность геологического времени и врем€ по€влени€ на «емле человека незадолго, в геологическом смысле, до современности (4,5 млрд. лет существовани€ «емли и не более 3-3,2 млн. лет существовани€ человека (сознани€). “олько 0,0007% всего геологического времени на «емле существует человек. Ќо эти три с лишним млн. лет насыщены таким объЄмом полициклично про€вл€ющихс€ геологических событий, что истори€ становлени€ человека представл€етс€ как прот€жЄнна€ череда тектонических и климатических, эволюционных и миграционных циклов развити€ человечества. »з таких и подобных сопоставлений вытекают соображени€ о глубине и важности геологических знаний дл€ формировани€ мировоззрени€ человека. —тановитс€ пон€тным, что геологическое и геолого-географическое мышление должно присутствовать у каждого человека, чтобы все люди понимали, как устроен мир. √еологи€, с этих позиций, приобретает значение гуманитарной мировоззренческой науки. ј между тем, исторически сложилось так, что геологи€ как наука просто по недоразумению не попала в число приоритетных школьных предметов. ѕриходитс€ только сожалеть, что столь интересна€ и важна€ область человеческих знаний остаетс€ вне пол€ внимани€ школьных программ. » студентам, которые в школе не коснулись этой тематики, очень трудно настроитьс€ на внимательное изучение трудоЄмких геологических проблем в вузе.

ј ведь возможности геологии в процессе формировани€ мировоззрени€ людей, повышени€ их интеллекта, развити€ и повышени€ уровн€ культуры населени€ и вообще выработки правильной жизненной позиции, вплоть до понимани€ этики жизни человека и его взаимоотношений с природой, ориентации в окружающем нас мире, исключительно велики. ћежду тем, уровень знаний геологических проблем в российском обществе остаетс€ настолько низким, что совершенно обоснованно мы можем за€вл€ть о существующей Ђвопиющей геологической безграмотности российского населени€ї [12, 13, 29, 25]. Ќеобходимость ликвидации этой безграмотности должна быть поставлена в число важных задач российской школы. ¬ наши дни, когда стало совершенно €сно, что современную экологическую ситуацию в мире и в каждом отдельном конкретном районе «емли невозможно изменить без воспитани€ нового экологического мышлени€, роль геологии неизмеримо возрастает. Ёкологическое мышление невозможно без геологических знаний. Ѕез геологии и географии, котора€ тоже в школе сжата сверх предела, нет полноценной культуры. » это необходимо срочно и непременно исправл€ть.

ѕеред учителем школы, прежде всего учителем географии, природоведени€, биологии (учител€ геологии в школе же нет), встает задача исключительной важности: передать учащемус€ глубокие знани€ окружающей природы, той среды, в которой он обычно живет и трудитс€, которую он непосредственно наблюдает, всех закономерностей и особенностей существовани€ не только оживлЄнной, но и неживой материи. ¬месте с тем учитель призван решать старую как век задачу воспитани€ любви к своей родине, родной земле, формировать умени€ видеть и понимать ее хрупкую красоту и щедростьЕ » оказываетс€, что без геологии и географии эту задачу решить невозможно. Ќам представл€етс€, что така€ ситуаци€ возникла в результате того, что в обществе совершенно неоправданно возник существенный разрыв между двум€ взаимосв€занными пон€ти€ми, какими €вл€ютс€ Ђгеографи€ї и Ђкультураї, что привело к значительному принижению роли геолого-географических знаний как в производственных делах, так и в сфере культуры и образовани€. ќб этом мы писали ещЄ в 1998 году, но и теперь положение в образовании, несмотр€ на некоторое повышение уровн€ внимани€ к природовеческим наукам, продолжает только усугубл€тьс€.

¬се это заставл€ет нас выступать в защиту геологических знаний как важнейших фундаментальных не только естественнонаучных, но и мировоззренческих и культурологических знаний, и считать эти знани€ необходимыми гуманитарными знани€ми. ≈сли этот тезис будет восприн€т, и геологи€ вместе с географией попадет в культурологический блок образовани€, то статус и значение геологических знаний, воспитывающих культуру, существенно повыс€тс€. √еологи€ будет преподаватьс€ на всех факультетах педвуза. √еологи€ станет насто€щим проводником гуманитарного сознани€. ћетодами геологии и географии с большой нагл€дностью и убедительностью будут передаватьс€ культурологические знани€. ќни послужат тем мостиком, через который обучающийс€ поймет важность геологических и геолого-географических знаний дл€ становлени€ личности, дл€ воспитани€ в нем патриотизма, любви к своей родине вообще и к своей малой родине (к своей экологической нише) в частности. ¬едь культура народов во многом зависит от геологического строени€ местности, в которой они живут.

ƒостаточно привести простой пример, чтобы пон€ть это. ¬ы сможете ответить на вопрос: почему в ƒревней √реции или –име широко была распространена со времЄн до нашей эры культура мраморных статуй и величественных каменных зданий? ј в –оссии ничего подобного нет. ƒа просто потому, что на юге ≈вропы было и остаЄтс€ сейчас много месторождений мрамора, сформированных в услови€х сжати€ литосферных плит в геосинклинальном режиме геологических движений и накопившихс€ в исчезнувшем теперь из-за столкновени€ ≈вроазиатской и јфриканской литосферных плит океане “етис. ј в –оссии, в услови€х спокойного тектонического режима на –усской платформе, больша€ часть которой оставалась покрытой дремучими лесами, ничего подобного не было. ” росси€н основным строительным материалом было дерево. ј дерево недолговечно. ¬от и сжалась во времени вс€ многотыс€челетн€€ истори€ народов леса, в том числе и русских, до начала в IX веке нашей эры [33].

√еологи€ €вл€етс€ составной частью гуманистического мировоззрени€, которое школа призвана сформировать в каждом будущем гражданине. Ќо возможно ли это без глубоких знаний основ геологической и географической науки?

ѕон€тие Ђмировоззрениеї как Ђсистема взгл€дов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себеї, в буквальном смысле означает Ђзреть (рассматривать, обозревать) на мирї [28]. Ќо наш предметный мир, который окружает нас, в значительной мере €вл€етс€ естественным, созданным самой природой. ƒа и сам человек создан природой. » если природа в целом €вл€етс€ объектом изучени€ геологии и географии, то пон€ть мир без знани€ этих наук невозможно. ј поскольку пон€тие Ђмирї также неотделимо от пон€ти€ Ђмировоззрениеї [10], то и создать научно обоснованное мировоззрение без географии и геологии нельз€. Ќу, кака€ ина€ наука, кроме названных, может дать человеку самые общие цельные представлени€ Ђо мире, его структуре, движущих силах и законах развити€ и функционировани€? „еловек нуждаетс€ в определении своего места в мире, в вы€влении смысла своей жизни, ее соотношени€ с жизнью общества, человечества. ¬се эти вопросы составл€ют стержень любого мировоззрени€, каким бы оно ни было. ќсновное мировоззренческое отношение Ц это отношение человека и мираї [10].

ј что такое мир?  онечно, это очень многозначное слово, но основной аспект его содержани€ лежит в плоскости географии. » пон€ть суть его и всеобъемлющий смысл нельз€ вне пространства «емли, вне конкретных координат его составных частей, в которых заключаетс€ геологическое строение территории. ћир Ц это земл€ и небо во всех их геологических особенност€х и географических про€влени€х и все то, что творитс€ на «емле и на небе, в т.ч. и разнообразные геологические процессы, возбуждаемые человеком.

ћировоззрение Ц это отношение человека к миру, который он должен знать и уметь использовать знани€ в своей повседневной де€тельности и дл€ поддержани€ мира и дл€ его познани€. ¬ современной системе мировоззрений основным его содержанием видитс€ взаимодействие человека, природы и общества, коэволюционное развитие природы и общества, иными словами биосферы и ноосферы. Ќо это взаимодействие нельз€ рассматривать вне гармоничной системы геологических, геофизических, экологических, Ђфизико-географических, экономико-географических, социально-географических, а также других процессов и отношенийї [14]. ј отсюда логически вытекает вывод, что мировоззрение нельз€ сформировать вне геолого-географических представлений Ц оно неизбежно будет неполным и неверным. ѕоэтому на вопрос: Ђћожно ли без геологии составить соответствующее действительности мировоззрение и воспитать культурную личность?ї, у нас есть конкретный и твердый ответ: ЂЌет!ї.

»ме€ в виду широту геологических задач, ведущую геологическую роль человека на земле, мировоззренческий характер геологии, разнообразие форм геологических движений, обширность зан€того «емлЄй и еЄ действующими пол€ми пространства, определим положение геологии в системе наук и еЄ значимость дл€ развити€ философии, естествознани€ и гуманитарных наук.

ћы можем утверждать: всЄ, что происходит на «емле, имеет право быть отнесЄнным к геологическому процессу Ц €влению становлени€ ноосферы. —амо слово геологи€, возникшее на заре человеческой научной мысли, в нашу эру было возрождено и впервые употреблено именно в таком смысле.  Єльнский епископ –. де Ѕьюри в 1473 году в книге Ђ‘илобиблионї (любовь к книгам), употребл€€ слово Ђгеологи€ї, назвал им науку, Ђобъ€сн€ющую весь комплекс закономерностей и правил Ђземногої быти€, в т.ч. и быти€ людей, противопоставив еЄ теологии Ц науке о духовной божественной жизниї [35].

»зобразим наши представлени€ о месте геологии в системе наук в виде схемы. ¬  данной  схеме (рис. 1) устанавливаетс€ два уровн€ воспри€ти€ науки геологи€, существующие в наше врем€.

ѕервый, более широкий и общий. Ќа этом уровне геологи€ воспринимаетс€ как большой комплекс наук о «емле, как синоним пон€ти€ Ђнауки о «емлеї [31]. √еологи€, в широком понимании этого слова, изучает всЄ, что происходит на «емле, все формы геологических движений еЄ материи, в том числе и геологическую де€тельность человека как великую геологическую силу «емли, все геологические процессы, происход€щие во всех сферах и геофизических пол€х «емли, взаимно проникающих друг в друга. “ак как геологи дл€ определени€ физико-географических условий прошлого широко используют Ђпринцип актуализмаї, им приходитс€ глубоко изучать и современность, современное состо€ние вещества, современные геологические процессы, их агенты и факторы, а также результаты протекани€ последних: геологические тела, рельеф, ландшафты и фации; современные физико-географические услови€; современное взаимодействие сфер и круговороты вещества и энергии в них. Ќа втором уровне геологи€ воспринимаетс€ как комплекс наук о литосфере: кристаллах, минералах, горных породах, сло€х земли, структурах и полезных ископаемых, о неживой и живой материи в истории «емли, континентах, океанах, литосферных плитах.

“акие представлени€ о двух уровн€х геологического знани€ не новы. ≈щЄ в конце XVIII века, в 1780 г јбраам √отлиб ¬ернер ввЄл термин Ђ√еогнози€ї [35], назвав им Ђту часть всеобщей минералогии, котора€ основательно и в систематическом пор€дке описывает нам весь твЄрдый земной шар, как совокупное собрание всех ископаемыхї [35, с. 1]. ѕри этом ¬ернер не отрицал термин Ђгеологи€ї, но считал его более широким, чем Ђгеогнози€ї. ќн писал, что Ђгеологи€ объемлет всЄ то, что нам о «емле нашей известної (очень близко к пониманию де Ѕьюри). √еогнозией называл учение о процессах в твЄрдой «емле и российский геолог ƒ.». —околов [22, 21]. —ейчас слово Ђгеогнози€ї не употребл€етс€. Ќо право же, его можно было бы поставить на место геологии, записанной в нижнем р€ду нашей схемы (рис 1), чтобы устранить двойственность понимани€ термина. јнализиру€ естественное состо€ние взаимодействи€ все перечисленных в схеме фундаментальных наук, отражающеес€ в насто€щей схеме, можно утверждать, что геологи€ пользуетс€ данными всех этих и многих своих дочерних наук. »сход€ из вы€вленного положени€ науки геологи€ в системе разных наук о «емле, перечисленных в нижнем р€ду, поставим перед собой главную цель курса геологии по отношению к специальност€м Ц географи€ и экологи€. Ётой целью €вл€етс€ познание вещественного состава, основных закономерностей строени€, динамики и геологической истории развити€ «емли, жизни на «емле, как в целом, как единой планеты, так и отдельных еЄ оболочек, регионов и геологических тел, действи€ всех геологических агентов на местном, региональном и глобальном уровн€х.

–ис. 1. —хема положени€ геологии в системе естественных наук о «емле

‘ормы движени€ материи: 1 Ц эндогенные и экзогенные, 2 Ц физические, 3 - химические, 4 Ц биологические, 5 Ц социальные и экономические, 6 Ц антропогенные, 7 Ц экологические, 8 Ц физико-географические: природные (атмосферные, гидросферные, литосферные)

ќдной из задач геологии €вл€етс€ определение значени€ геолого-географических знаний дл€ становлени€ культурной личности. √еологи€ призвана создать палеогеографические картины разных эпох, показать природу эволюции жизни и по€влени€ человека, раскрыть особенности существовани€ людей и эволюцию цивилизаций [20, 2], геологическую природу географической среды, геологическую роль человека, геологические процессы, €влени€ полицикличности развити€ среды, в которой мы живем, судьбу цивилизаций, завис€щую от геологических процессов и катаклизмов.

ѕрежде всего, следует подчеркнуть, что культурным воспитанием человека сегодн€ в средней и высшей школе занимаетс€ не только специалист в области культуры Ц преподаватель культурологии. ƒл€ покорени€ учеником этой образовательной и воспитательной вершины должен трудитьс€ весь коллектив преподавателей педагогического учреждени€. » в этой конкретной работе не Ђпоследнюю скрипкуї играет учитель географии (другой науки, дающей школьнику общие знани€ о «емле в целом и месте человека на ней, в школьных программах пока нет) и преподаватель геологии, а также любой другой географической, естественнонаучной дисциплины в педвузе. »х место в данной работе должно быть одним из ведущих, поскольку культурный минимум человека включает в себ€ также знани€ основ геологии, географии, умение читать географическую и геологическую карту и объ€сн€ть, как устроена «емл€ и какие земные процессы, в том числе и процессы общественного развити€, на ней происход€т. ѕотому что сама культура, как одно из самых глубоких мировоззренческих пон€тий, не может восприниматьс€ вне ее географического содержани€, вне опоры на геологию. » это подчЄркиваетс€ любым учебником культурологии, в котором имплитивно (вне воли их авторов) присутствует геолого-географический аспект: культуры ƒревней √реции, ≈гипта,  ита€, ацтеков и т.п.

ѕервоначально в пон€тие Ђкультураї вкладывалс€ лишь двойственный смысл: с одной стороны, целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), и с другой, - воспитание и обучение самого человека [6]. —овершенно определенно, что в первой дефиниции пон€ти€ Ђкультураї доминирует геолого-географическое содержание, а поскольку это так, то втора€ дефиници€ должна включать в себ€ воспитание пространственного воображени€ и обучение геологии и географии.

√еологи€ позвол€ет нам выдел€ть толщи горных пород, растительный и животный мир прошлых геологических эпох, следы различных фациальных условий, следы культуры древнего человека и его бытовой и производственной де€тельности, услови€ обитани€ организмов древнего мира и человека, уровень развити€ его культуры. ¬ообще, знакомство обучающихс€ с геологическими коллекци€ми направлено на формирование мировоззрени€ и культуры человека.

 ультура и мировоззрение присущи человеку. ќни окружают человека и проникают во все сферы его жизни. Ђ„еловечество взаимодействует с природой, существу€ в ее лоне. ¬се достижени€ культуры, так или иначе, сказываютс€ на состо€нии окружающей средыї [2, с. 8].  ак уже не раз отмечалось в научной литературе, выдающа€с€ роль в становлении науки о культуре принадлежит ¬.». ¬ернадскому [4], который соединил в единое целое естественнонаучное и гуманитарное знание, науки о «емле (большую геологию) и науки о живом веществе с науками о человеке и обществе. “ем самым ¬.». ¬ернадский, как уже отмечалось, превратил науку культурологию Ђво всеобъемлющее учение будущего, рассматривающее судьбы человечества в неразрывном единстве с природой и космосомї. Ќо одновременно он превратил науку геологию в гуманитарную, культурологическую науку, так как, с этих позиций, человека можно рассматривать и как носител€ культуры, и как обитател€ культурной среды, котора€ создаетс€ вокруг него. ¬ этом смысле культура может восприниматьс€ как отдельный рукотворный компонент природы (природного комплекса, ландшафта), в которой человек живет. √еологическа€ (природно-географическа€) среда при этом может рассматриватьс€ как важнейший фактор формировани€ культуры. Ќе случайно географы часто пользуютс€ терминами Ђкультурный слойї, Ђкультурный пластї, Ђкультурный ландшафтї, Ђкультурна€ средаї, вкладыва€ в пон€тие Ђкультурныйї значение рукотворный, антропогенно обусловленный, созданный человеком в соответствии с уровнем его собственного культурного развити€, по-разному присущим разным отрезкам геологического и обычного времени. ћы живем в культурной среде. Ђ ультура Ц втора€ природаї, Ц сказал философ, и эта Ђвтора€ природаї в услови€х человеческой цивилизации становитс€ ведущей, начинает доминировать на «емле [11].

ѕользу€сь достижени€ми культуры, человек своим трудом преобразует биосферу, создает в ней новые качества, как бы трансформирует часть биосферы, превраща€ ее в ноосферу. Ќоосфера проникает в биосферу, раствор€етс€ в пределах еЄ экологической Ємкости. Ѕиосфера плюс культура (уровень развити€ культурного человека) и есть ноосфера (качественно мен€юща€с€ на разных стади€х своего развити€, что позвол€ет нам стратифицировать последовательность этого развити€). „еловек становитс€ великой геологической силой «емли (¬ернадский). ¬ св€зи с этим в геологической науке создаютс€ разделы: гуманитарной геологии, раскрывающий содержание геологической работы человека, и экологической геологии, учащий правильно пользоватьс€ плодами природы, беречь и преумножать свой дом.

√уманитарный аспект геологических знаний, как пишут ≈.ћ.“есакова и еЄ соавторы [25], Ђзаключаетс€ в осознании личной причастности к древнейшей истории своего региона и в понимании причинно-следственной св€зи между многими геологическими €влени€ми и де€тельностью человека. Ёто знание, положенное в основу экологического воспитани€, должно приводить к по€влению персональной ответственности за судьбу своей земли, своей страныї, а эта ответственность способна по€витьс€ только на основе формировани€ культурной, интеллектуально развитой личности. —одержание экологической геологии определ€етс€ как Ђнаправление геологических наук, изучающее экологические функции (свойства) литосферы, закономерности их формировани€ и изменени€ и, прежде всего, в св€зи с жизнью и де€тельностью человекаї [24, 26, 27].

„еловек, берущий в руку камень, использующий огонь, можно сказать, первый геолог «емли, создает культуру, совершенствует окружающую среду, делает ее более качественной, более приспособленной к своему существованию, более отвечающей его духовному миру и насущным потребност€м.  ультура помогает человеку изменить, приспособить дл€ своего существовани€ тот ландшафт, в котором он обитает. ¬недрение культуры в ландшафт создаЄт культурный (антропогенный) ландшафт, возникающий в св€зи с де€тельностью человека на «емле [34, 17, 9, 13]. —ледовательно, культура, вли€€ на ландшафт, постепенно становитс€ его неотъемлемой частью, компонентом, равновеликим по значимости и роли всем другим. ”ровень развити€ культуры в ландшафте соответствует услови€м существовани€ человека. ¬ этом смысле можно рассматривать культуру доисторического человека, культуру каменного века, культуру древнего мира, культуру средневековь€, культуру современности и т.п.

ѕо утверждению —.ј. јрутюнова [16], Ђкультура Ц это все досто€ние этноса, его способ существовани€, способ его приспособлени€ к природно-географической и общественно-исторической нише, в которой он существуетї. “акое вполне оправданное определение пон€ти€ Ђкультураї точно отражает как геологическую и физико-географическую, так и экономическую суть его. —ледовательно, в сложном, многоаспектном пон€тии Ђкультураї должен четко выдел€тьс€ геолого-географический аспект.

Ёкологическа€ геологи€ большое внимание удел€ет пам€тникам природы: ботаническим, зоологическим, геоморфологическим, геологическим, ландшафтным. „асто эти пам€тники совершенно справедливо рассматриваютс€ как культурно-исторические ценности. ћы предлагаем сохран€ть эти ценности, создава€ природно-исторические охранные комплексы [32]. Ёто вызвано тем, что человек интенсивно преображает естественную природу, создава€ вокруг себ€ природу рукотворную (парки, скверы, набережные, санатории, пансионаты, оздоровительные лагер€, дома отдыха, да просто дома, в которых он сам живЄт и т.п.), и сама природа становитс€ культурно-исторической ценностью.

Ќет сейчас на земле такой местности, такой точки, где бы пр€мо или косвенно в большей или меньшей степени не про€вилось вли€ние хоз€йственной де€тельности человека как огромной геологической силы общепланетарного значени€ [4, 5, 34, 29]. » эта хоз€йственна€, социальна€ де€тельность людей сформирована культурой [11]. ¬озникает ноосфера Ц сфера разума. ¬се то, что на «емле создал человек, все, на что он пр€мо или косвенно повли€л, все досто€ни€ его развивающейс€ культуры, да и сам человек как носитель разума относитс€ к ноосфере. Ќоосфера существует. ќна, как и люба€ друга€ сфера «емли €вл€етс€ предметом изучени€ геологии. ќна окружает человека, становитс€ его экологической нишей, преобразованной природой. Ћюба€ учебна€ аудитори€ становитс€ примером ноосферного пространства, где все предметы Ц суть, созданна€ природой, но преобразованна€ мыслью и трудом человека среда. ѕочти вс€ среда «емли такова: города и другие населЄнные пункты, заводские территории и другие производственные комплексы, плотины и водохранилища, космодромы и аэропорты, вокзалы, железнодорожные и автомобильные дороги, вырубленный и вновь насаженный лес, обширные пол€, рукотворные ополь€ и многое другое Ц все вместе €вл€етс€ преобразованным (антропогенным) ландшафтом. Ќоосфера с различной степенью интенсивности по-разному про€вл€етс€ в разных точках нашей планеты. ≈Є можно признать еще несовершенной Ц ведь она создаетс€ пока еще несовершенным разумом человека, но она существует, хот€ и в такой несовершенной форме, которую иногда называют техносферой [23]. ¬ этом смысле техносферу (современную культурную оболочку «емли) надо рассматривать как одну из стадий, как часть ноосферы, как современное геохронологическое и стратиграфическое подразделение (стратон) эпохи исторического развити€ ноосферы. ƒл€ определени€ пон€ти€ ноосферы можно предложить такую формулу: ноосфера есть природа плюс культура.

ѕо€вление на «емле человека, его активна€ геологическа€ работа, в результате которой преобразуетс€ вс€ земна€ природа и сам человек, отмечались за последние полтора столети€ многими учеными как уникальное €вление геологической истории «емли. ≈щЄ в конце XIX века русский учЄный ј.ѕ. ѕавлов предложил зафиксировать это событие в шкале геологического времени выделением отдельного геологического периода, который он предложил называть антропогеном. ¬ 1935 году ¬.». ¬ернадский [3] пишет, что Ђновое про€вление жизни живого вещества выросло в нашей эпохеї, начала действовать Ђсила цивилизованного человечества, по-новому и с небывалой интенсивностью мен€юща€ всю планету и проникающа€ (курсив наш Ц Ѕ.‘.) вверх в стратосферу, вниз в стратисферу. ќна начинает новую геологическую психозойную эпохуї. “ермин Ђпсихозойї был предложен ранее американскими геологами Ћеконтом и Ўухертом, но именно ¬ернадский научно обосновал необходимость применени€ этого термина, установив, что развитие разума, психики Homo sapiens и его предков €вл€етс€ характерной чертой последнего этапа развити€ «емли. ¬ международной общей стратиграфической шкале установлена четвертична€ (антропогенова€) система (квартер). ќднако в св€зи с тем, что во второй половине XX века начали активно развиватьс€ такие отрасли геологического знани€ как ноосферологи€, геоэкологическое направление в экологии, гуманитарна€ и экологическа€ геологи€, по€вилась необходимость стратифицировать именно процесс становлени€ человечества и создаваемой им ноосферы, и дл€ этих целей как раз оказалс€ удобным термин Ђпсихозойї.

—оветский учЄный ¬.ј. «убаков (в работах 1960-1995 гг.) [7, 8] разработал экостратиграфическую шкалу ноосферы и предложил разделить врем€ еЄ существовани€ на р€д последовательных этапов психозо€: гоминизации, сапинсации, социентации, технизации, сайенсации, фаберизации, кибергизации. ¬ этом смысле выдел€ема€ сейчас техносфера [23] €вл€етс€ лишь временным состо€нием, соответствующим отдельному этапу развити€ ноосферы.

ƒл€ ¬.». ¬ернадского ноосфера всегда была продолжением, высшей формой про€влени€ биосферы. “о есть, ¬.». ¬ернадский никогда не говорил о том, что биосфера вместе со становлением ноосферы исчезает. ћысли ¬ернадского можно интерпретировать так: они сосуществуют вместе. Ќоосфера проникает в биосферу, пронизывает еЄ. „еловек остаЄтс€ биосферным созданием и без неЄ обойтись не может. ¬ экологии по€вилс€ даже такой замечательный термин: экологическа€ Ємкость биосферы. ≈го можно трактовать как предел, до которого человек с помощью своих знаний и культуры может измен€ть природу, внедр€тьс€ в биосферу, в которой он живЄт.  ак уже говорилось выше, на «емле происходит коэволюционное развитие природы и общества. Ќо из этого следует, что на «емле параллельно, коэволюционно, совместно развиваютс€ биосфера и ноосфера. „еловек Ц биосферное создание и остатьс€ без биосферы он не может и не имеет права.

»з этого следует, что природа в значительной мере рукотворна. ќна преобразована геологической работой человека, котора€ выступает как про€вление и результат геологической формы развити€ «емли. » в этой мере современна€ преобразованна€ человеком природа может считатьс€ культурно-исторической ценностью. ¬от почему мы так же бережно как к своей истории и своей культуре должны относитьс€ к природе, в частности, к ее минеральным ресурсам, и так же бережно сохран€ть природные пам€тники и богатства. » так же бережно мы должны относитьс€ к естественной природе, как к реликтовому €влению на «емле, как к своей биосфере, вне которой никака€ ноосфера существовать не сможет.

Ќо геологи€ Ц это не только обширный комплекс наук о «емле, но также и область практической де€тельности людей, св€занный с геологическим картографированием, поисками, разведкой и эксплуатацией месторождений, с использованием в практической де€тельности людей минерального сырь€ и других природных ресурсов. ¬ этом смысле, можно сказать, что геологу до всего есть дело в этом мире, в котором человек стал великой геологической силой «емли.  онечно, главна€ задача геологов заключаетс€ в поисках полезных ископаемых, в обеспечении возможностей использовани€ минерального сырь€. Ќо эту практическую задачу нельз€ решить, замыка€сь только в проблеме земной коры (литосферы). Ёта задача решаетс€ на основе знани€ закономерностей взаимодействи€ всех действующих геологических процессов, всех сфер «емли, всей жизни «емли, включа€ все физические, химические, биологические, социальные, экономические, культурологические, экологические и нравственные проблемы и процессы, в результате совокупности действи€ которых только и живЄт на «емле человек.

»звестен лозунг геологов ЂMente et Malleoї Ц Ђумом и молоткомї. ћолоток и в наши дни всЄ ещЄ остаЄтс€ важным орудием геологов, но сейчас на первый план выходит глубокое осмысление теоретических геологических проблем. √еолог вооружаетс€ наукой. Ёто требует широкого сотрудничества геологии с другими естественными и точными науками. ¬ наши дни открываютс€ месторождени€, лежащие далеко не на поверхности. Ќаходить такие месторождени€ можно только на основе использовани€ сложных методик науки, на основе понимани€, как формируютс€ месторождени€ и другие геологические тела, каковы силы их происхождени€ [15]. ƒл€ успешных поисков месторождений теперь, кроме прочих, используютс€ методы точных наук Ц математики, геохимии, геофизики, информатики. ќткрыти€ в области этих наук позволили геологам создать и углубить новую теорию глобальной тектоники литосферных плит, положени€ которой оказывают серьЄзное воздействие на образ жизни человека, заставл€ют пон€ть причины и последстви€ природных катастроф, учат жить в окружающем мире.

√еологи€ как область знаний о природе и человеке [19], обогащЄнна€ в последние 3 - 4 дес€тилети€ новыми гуманитарными и геоэкологическими мотивами широко используетс€ нами в нашей практической работе со студентами и школьниками [30].

¬от уже 18 лет ведЄтс€ плодотворна€ работа и со школьниками Ц учащимис€ Ќижегородского учебного детско-юношеского геологического центра Ђ—амоцветыї, с использованием высказанных в насто€щей статье теоретических обобщений, в том числе и в направлении экологической и гуманитарной геологии, положени€ которых включены в программы обучени€ центра, составленные организатором и бессменным руководителем центра, учителем географии ј.ј.  арюкиной.

ѕризнание гуманитарной геологии будет способствовать перестройке всей системы геолого-географического образовани€ в –оссии. —одержание мировоззренческо- методологического и историко-культурного модулей общекультурного блока педагогического вуза необходимо пересмотреть в пользу введени€ в него предмета Ђ√еографи€ мировых культур «емли и выдающихс€ пам€тников природы и культуры (√еографи€ культуры)ї и спецкурса Ђ√уманитарна€ геологи€ї, который ещЄ необходимо разработать. —овершенствование школьных программ в контексте культуры повли€ет на процесс дальнейшей гуманизации образовани€.

Ћитература

  1. јнтонов “имофей √еологи€ как наука. »стори€ геологии и основные этапы развити€ // »нтернет-ресурс: a href=http://otherreferats.allbest.ru/geology/00220216_0.html> .

2. Ѕаландин Ё. ., Ѕондарев Ћ.√. ѕрирода и цивилизаци€ Ц ћ.: ћир, 1988. Ц 393 с. (ћир географии).

3. ¬ернадский ¬.». Ѕиосфера и стратосфера // Tp. ¬сесоюз. конф. по изуч. стратосферы, 31 марта - 6 апр. 1934 г. - ћ.; Ћ., 1935. - —. 575-578.

4. ¬ернадский ¬.» Ќесколько слов о ноосфере // ”спехи соврем. биологии. - 1944. - “. 18, вып. 2. - —. 113-120.

  1. √умилЄв Ћ.Ќ. √уманитарные и естественнонаучные аспекты исторической географии // Ёкономическа€ географи€: проблемы и перспективы Ц Ћ.: 1984. стр.?
  2. ƒушков ¬.ј. √еографи€ и психологи€: подход к проблемам Ц ћ.: ћысль, 1987. 285 с.
  3. «убаков ¬.ј. √лобальные климатические событи€ плейстоцена. Ц Ћ.: √идрометеоиздат, 1986. 455 с.
  4. «убаков ¬.ј. Ёволюци€ и человечество // Ёволюци€ геологических процессов в истории «емли. “р. ¬—≈√≈», Ќова€ сер.; “. 177, 1993. - —. 5
  5.  арлович ».ј., ‘ридман Ѕ.». ¬ладимирские и Ќижегородские ополь€: монографи€ Ц ¬ладимир - Ќиж. Ќовгород: ¬√√”, 2011. Ц 293 с.
  6.  ась€н ј.ј.  онтекст образовани€: наука и мировоззрение: монографи€ Ц Ќ. Ќовгород: »зд-во Ќ√ѕ”, 1996. 184 с.
  7.  онев ¬.ј.  ультура и архитектура педагогического пространства // ¬опросы философии, 1996. є 10. Ц —. 46-57.
  8.  оролЄв ¬.ј. ѕроблемы экологии в геологическом образовании школьников // √еографи€ в школе. 1996. є 3. Ц с. 63-68
  9.  ульпин Ё. —. ќб эволюции взаимоотношений человека и природы в —уздальском ополье // »стори€ и исторический процесс /материалы научной конференции/ Ч „еловек и природа: вопросы методологии, 2009.
  10. Ћомов Ѕ.‘. ѕредисловие //¬ кн. Ѕ.ј. ƒушкова: √еографи€ и психологи€: подход к проблемам Ц ћ.: ћысль, 1987. Ц —. 3-7.
  11. ћарть€нов Ќ. √еологи€ как наука // »нтернет-ресурс: http//xreferat.ru/10/3097-1-geologiya-kak-nauka/html.
  12. ћежуев ¬.ћ.  ультура как философска€ проблема // ¬опросы философии. 1982. є 10. —. 42-52
  13. ћильков ‘.Ќ. ќ природе ополий на –усской равнине // ¬опросы регионального ландшафтоведени€ и геоморфологии ———–. - Ћьвов, 1964. - ¬ып. 8. - —. 20-27.
  14. ќбща€ информаци€ об открытой региональной олимпиаде школьников —анктЦѕетербурга по программе Ђ√еосфераї.
  15. –иккерт √. Ќауки о природе и науки о культуре. Ц ћ., 1998.
  16. –усинов Ќ.ƒ. Ётническое прошлое Ќижегородского ѕоволжь€ в свете лингвистики Ц Ќ. Ќовгород: Ќижний Ќовгород, 1994, 202 с.
  17. —евасть€нов ј. √еогнози€ или наука о горах и горных породах Ц —ѕб., 1810. 350 с.
  18. —околов ƒ.».  урс геогнозии Ц —ѕб, „. I, 1839, „. II, 1842.
  19. —тепин ¬.—. Ќаучное знание и ценности техногенной цивилизации // ¬опросы философии . 1989. є 10. с. 15-21.
  20. “еори€ и методологи€ экологической геологии / ѕод ред. ¬.“. “рофимова Ц ћ.: »зд-во ћ√”, 1997. 368 с.
  21. “есакова ≈.ћ., √усев ј.¬., ≈ремин Ќ.Ќ., Ќазарова ¬.ћ., —пиридонов ј.¬. ѕредмет, которого нет в школе //»нтернет-ресурс: http //popular/geo/web/ru/about/papers/tesis_11.html ќпубликовано в: Ќовые образовательные программы ћ√” и школьное образование. ћат. конф. учителей школ и препод. ћ√” - ћ.: ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова. 10 дек. 2011 г. Ц ћ., 2012. Ц 192 с., „асть 1. Ц —. 56-58.
  22. “рофимов ¬.“., «илинг ƒ.√. Ёкологическа€ геологи€ и еЄ логическа€ структура // ¬естник ћ√”, 1995, —ер. 4. √еологи€. є 4.
  23. “рофимов ¬.“., «илинг ƒ.√.  онцептуальные положени€ экологической геологии // Ёкологическа€ геологи€ и рациональное недропользование Ц —ѕб.: »зд-во —ѕб. ун-та, 1999, 9-34.
  24. ‘ридман Ѕ.». Ѕез географии нет полноценной культуры // ѕедагогическое обозрение, 1998, є 1. Ц —. 126-136.
  25. ‘ридман Ѕ.». –ельеф Ќижегородского ѕоволжь€:  нига дл€ внеклассного чтени€ дл€ старших школьников. - Ќ. Ќовгород: Ќижегор. гум. центр, 1999, 254 с.
  26. ‘ридман Ѕ.». ¬оспитательные возможности наук о «емле в образовательной системе Ќижегородского госпедуниверситета // ¬оспитание будущего учител€ в системе высшего педагогического образовани€: идеи, ценности, ориентации: ћат. регион. науч.-практ. конф. 21-22 марта 2001 г./ ѕод ред. Ћ.¬. «агрековой, ¬.¬. Ќиколиной, ¬.ј.‘ортунатовой Ц Ќ. Ќовгород: Ќ√ѕ”, 2002. Ц —. 288-290.
  27. ‘ридман Ѕ.». √еологи€ Ц сложный комплекс наук о «емле и синоним пон€ти€ Ђнауки о «емле // јктуальные проблемы современной геологии: научные и образовательные аспекты: сб. научн. статей Ц Ќ. Ќовгород: ƒелова€ полиграфи€, 2010. Ц —.20-30.
  28. ‘ридман Ѕ.»., ћанаева Ќ.¬. ѕриродно-исторические охранные комплексы Ц новый способ организации охраны природных, исторических и культурных объектов и роль в нЄм музеев природы и краеведени€ // √еолог. образов. средствами музе€ - Ќ. Ќовгород: ƒеловой полиграф, 2007. - —.113-121.

33. ‘ридман Ѕ.».,  арлович ».ј. √еоэкологический анализ гипотезы о св€зи јтлантиды, √ипербореи и древней —еверной –уси // √еоэкол. пробл. современности: докл. IV ћеждунар. научн. конф. ¬ладимир, 20-22 сент€бр€ 2012 г. Ц ¬ладимир: ¬л√”, 2012. Ц —. 118-125.

34. ’аритонычев ј.“. –оль хоз€йственной де€тельности человека в изменении ландшафтов √орьковского ѕравобережь€. Ц √орький: √√ѕ» им. ј.ћ. √орького, 1960.Ц 150 с.

  1. яншин ј.Ћ. –азвитие геологии и еЄ современные особенности // ћетодологические и философские проблем геологии Ц Ќовосибирск: Ќаука. —ибир. отд., 1979. - —. 16-33.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020