јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

ќрганизаци€ исследовательской де€тельности учащихс€ с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках предметной области "≈стествознание"

јфрина ≈лена »льинична
учитель физики гимназии 1567 г. ћосквы, к.ф-м.н.

рылов јлексей »горевич
методист лаборатории географии ћосковского института открытого образовани€

—истема образовани€ –оссии находитс€ в стадии реформировани€. Ќеобходимость реформ вызвана, в частности, тем, что в средней школе по целому р€ду направлений образовалс€ существенный разрыв как между потребност€ми общества и результатами образовани€, так и между современными методологическими подходами и традиционным стилем их преподавани€.

—овременна€ предметна€ система преподавани€ дисциплин естественнонаучного цикла в школе в целом обеспечивает возможность формировани€ у учащихс€ определенной системы научных знаний и умений. ќднако, несогласованность школьных учебных программ по физике, химии, биологии, географии, отсутствие в них взаимосв€занности, преемственности и единой интерпретации пон€тий, приводит к отрывочности знаний школьников; отсутствию у учащихс€ единой научной картины мира и понимани€ закономерностей его развити€, и, как следствие, к неспособности комплексно примен€ть знани€ и практические навыки, полученные при изучении основ естественных наук в школе, в решении задач, возникающих перед ними в реальной жизни.

“аким образом педагогические соображени€ насто€тельно диктуют необходимость интеграции родственных естественнонаучных учебных предметов с целью комплексного воспри€ти€ учащимс€ окружающего мира и тем самым Ц повышение эффективности системы образовани€ и процесса обучени€. ”читыва€, что одним из главных направлений в современной школе €вл€етс€ де€тельностный подход, преподавание естественнонаучных предметов должно строитьс€ в том числе на общности методов исследовани€: наблюдение, эксперимент, моделирование. »сследовательские методы обеспечивают усвоение знаний на самом высоком уровне, когда полученные знани€ сами генерируют, создают новые знани€. »менно поэтому формирование и развитие исследовательских умений учащихс€ приобретает особое значение.

ќбычно формированием умений исследовательского характера занимаютс€ с небольшой группой одаренных учащихс€ старшей школы. Ќо важно понимать, что мы не знаем скольких же не менее одаренных детей мы Ђпотер€лиї в начале среднего звена не сумев воврем€ узнать о нихЕ

ѕоэтому мы уверены, что исследовательские навыки нужно начинать формировать не в последние школьные годы, а гораздо раньше Ц уже с 5-го класса и об€зательно у всех учащихс€. ќрганизаци€ исследовательской де€тельности школьников в начале изучени€ систематических курсов предметной области Ђ≈стествознаниеї позвол€ет не потер€ть живой интерес, неравнодушие, любознательность учащихс€, способствует развитию их мышлени€, творческих способностей и самосто€тельности.

≈стествознание - это экспериментальна€ область знани€, а наблюдение и эксперимент - два метода, которые и ныне позвол€ют человеку получать и провер€ть знани€ о природе. ≈сли учащиес€ 5-6 классов могут проводить простейшие наблюдени€ и опыты, имеют элементарные навыки экспериментальной работы, то им будет не сложно представить себе путь и значение научных открытий, с которыми они встрет€тс€ в дальнейшем при изучении естественных наук. “аким образом, ранее формирование навыков исследовательской де€тельности во многом определит успешность дальнейшей естественнонаучной подготовки школьников.

роме того, наблюдение, эксперимент (как общие экспериментальные методы научного познани€) и моделирование (как один из общих теоретических методов научного познани€) представл€ют три группы способов де€тельности в когнитивной сфере, включенных в состав содержани€ естественнонаучного образовани€.  ажда€ из них предназначена дл€ решени€ познавательных задач определенной системы.

Ёлементы наблюдени€, эксперимента и моделировани€, различных природных €влений рекомендованы дл€ изучени€ учебными программами по предметам Ђ≈стествознаниеї, Ђѕриродоведениеї, Ђќкружающий мирї, Ђћир вокруг насї. ѕроведение простейших наблюдений часто невозможно без использовани€ приборов и инструментов: термометра, барометра, мерного цилиндра и т.п., а, следовательно, формирование умений их правильного применени€, основанного на понимании принципа действи€, €вл€етс€ неотъемлемым элементом естественнонаучной подготовки школьников.

‘ормирование навыков проведени€ эмпирических исследований, знакомство школьников с основами естественнонаучной практики, с работой известных естествоиспытателей Ц основные задачи интегрированного курса Ђќсновы естественнонаучных исследованийї, в котором формирование исследовательских навыков у учащихс€ п€тых-шестых классов €вл€етс€ главной задачей.  урс знакомит учащихс€ с основами естественнонаучной практики и методологии, с особенност€ми практической работы естествоиспытателей. ¬ процессе изучени€ курса учащиес€ осваивают приемы работы, необходимые любому естествоиспытателю: химику, биологу, физику, географу или экологу.  урс Ђќсновы естественнонаучных исследованийї получил высокую оценку экспертов Ќационального фонда подготовки кадров в рамках федеральной программы "»нформатизаци€ системы образовани€" и рекомендован дл€ преподавани€ в 5-6 классах основной школы. — целью максимально широкого распространени€, учебно-методические материалы курса размещены в сети »нтернет на портале "≈дина€ коллекци€ цифровых образовательных ресурсов".

¬ качестве основного предметного материала выбрано изучение процессов роста растений, а также вли€ние на эти процессы различных внешних условий. ¬ содержании курса можно выделить несколько составл€ющих, очень тесно св€заны друг с другом.  урс начинаетс€ с небольшого вводного лабораторного практикума, при выполнении которого учащиес€ знаком€тс€ с работой в лаборатории, оборудованием и техникой выполнени€ измерений. ”же на первом зан€тии при рассмотрении жизни растений вы€вл€етс€ необходимость количественной оценки процессов их роста (измерение длины стеблей и площади поверхности листьев, объема и массы отдельных частей растени€).

«накомство с результатами вли€ни€ внешних условий на рост растений приводит к необходимости измерени€ температуры и изучени€ процессов теплообмена, испарени€ и конденсации, а также капилл€рных €влений. –ассматрива€ питание и дыхание растений, действие на них света, естественно знакомить реб€т со свойствами воды и растворов, со свойствами газов и составом воздуха, с простейшими оптическими приборами (лупой и микроскопом). ¬ конце курса рассматриваютс€ экологические проблемы, св€занные с загр€знением почвы, воды и воздуха. »зучение учебного материала проводитс€ на основе экспериментальных данных, полученных учащимис€ в процессе лабораторных исследований на уроке и дома.

»зуча€ курс Ђќсновы естественнонаучных исследованийї, учащиес€ ведут дневники наблюдений, делают зарисовки, стро€т графики, составл€ют отчеты. ќднако, дл€ фиксации результатов своей исследовательской де€тельности они используют современные средства: цифровые фотоаппараты и микроскопы, видеокамеры и компьютеры. ” каждого ученика в конце урока формируетс€ комплект материалов, представл€ющих его отчет о работе на уроке. Ёто предъ€вл€ет особые требовани€ к информационному пространству школы, поскольку каждый учащийс€ должен своевременно представить результаты работы учителю. ќптимальным инструментом дл€ организации такой де€тельности ученика на уроке €вл€етс€ создание в сети »нтернет пространства, куда ученики загружают свои работы. Ёти материалы должны быть впоследствии доступны как учителю дл€ их оценки, так и учащемус€ дл€ последующей обработки (например, оформлени€ в виде презентации).  ак показывает опыт, весьма полезно иметь возможность открыть доступ к работам отдельных школьников всем учащимс€ класса дл€ обсуждени€, а также учител€м по естественнонаучным предметам (многие работы могут быть использованы как учебные материалы на других уроках).

онечно дл€ такой работы на уроке каждый ученик должен иметь собственный компьютер, и такой возможностью уже пользуютс€ многие школы в нашей стране, реализующие модель обучени€ "1 ученик : 1 компьютер".

ћодель обучени€ "1 ученик : 1 компьютер" ("модель 1:1", eLearning 1:1) - это ситуаци€ обучени€, в котором основным инструментом обучени€ школьника €вл€етс€ компьютер, а в качестве методов обучени€ используютс€ технологии и сервисы сетевого взаимодействи€, информационного поиска и создани€ цифровых объектов. ѕо€вление в последние годы в образовательной практике во всем мире (а в отдельных школах и в нашей стране) недорогих мобильных устройств с возможностью подключени€ к беспроводной сети €вл€етс€ одной из наиболее значительных тенденций образовани€ нашего времени. ќптимальным вариантом реализации модели €вл€етс€ тот, при котором в распор€жении каждого учащегос€ и каждого учител€ имеетс€ собственный портативный компьютер (может использоватьс€ ультрамобильный ноутбук), св€занный с компьютерами других учащихс€ по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполн€ть компьютер учител€) и имеющий выход в »нтернет. ¬ такой ситуации у учащихс€ по€вл€етс€ мощный инструмент дл€ фиксации и обработки наблюдений, проведени€ учебных естественнонаучных экспериментов.

ќдним €рких примеров развити€ модели обучени€ "1:1" во внеурочной де€тельности может служить летний лагерь "÷ифрова€ экологи€ 2008". ќрганизатором лагер€ стала ћедиалаборатори€ Ќижегородского педагогического университета. ¬ работе лагер€ прин€ли участие 32 ученика 5-7 классов из школ Ќижнего Ќовогорода. Ќа тематических зан€ти€х и экскурси€х с помощью компактных ноутбуков реб€та фотографировали и описывали природные объекты, проводили некоторые опыты, систематизировали свои материалы и отчеты в информационной среде WikiWiki (посредством оперативно развернутого "полевого сервера"). “аким образов в работе реб€т присутствовали основные элементы исследовательской де€тельности: наблюдение и фиксаци€ результатов наблюдени€, эксперимент, описание полученных результатов, представление итогов работы дл€ всех участников.

¬ рамках изучени€ систематического курса Ђќсновы естественнонаучных исследованийї наличие "компьютерной составл€ющей" позвол€ет осуществить параллельную координацию и взаимную св€зь курсов информатики и естествознани€, что дает возможность использовани€ навыков работы на компьютере дл€ подготовки и правильного оформлени€ результатов исследований, проведенных учащимис€ во врем€ уроков и при выполнении домашних заданий, а также дл€ обмена этими материалами по электронной почте.

–езультаты исследовательской де€тельности учащихс€ наиболее рационально систематизировать с помощью технологии Ђпортфолиої. ¬ наиболее общем понимании учебное портфолио представл€ет собой форму и процесс организации результатов учебно-познавательной де€тельности учащихс€. ¬ портфолио ученика может быть представлена коллекци€ его работ, всесторонне демонстрирующа€ не только результаты проведенных исследований, но и способы их достижени€, такой способ хранени€ результатов де€тельности учащихс€ позвол€ет проследить очевидный прогресс в знани€х и умени€х ученика по сравнению с его предыдущими результатами. ѕортфолио ученика Ц это своеобразна€ его выставка учебных достижений. —одержание такого портфолио позвол€ет расширить формы оценивани€ его учебных результатов.

ак показывает наш опыт формирование исследовательских навыков при изучении естественнонаучных дисциплин можно успешно осуществл€ть не только на уроках, но и в ходе телекоммуникационных проектов.

¬ 2008-2011 гг. группой сетевых методистов (при участии авторов статьи) дл€ учителей (выпускников программы Intel Ђќбучение дл€ будущегої) был реализован проект ЂЌаблюдай и исследуйї. ¬ основу проекта были положены ведущие идеи курса Ђќсновы естественнонаучных исследованийї дл€ 5-6 классов. ”чащимс€ 5-7 классов в этом проекте были предложены задани€ по естественнонаучным предметам (астрономи€, биологи€, географи€, хими€, физика), позвол€ющие показать дет€м важную роль наблюдений и опытов в процессе познани€ природы и в изучении предметов естественнонаучного цикла. Ёти задани€ реб€та выполн€ли в малых группах под руководством учителей.

¬ проекте ЂЌаблюдай и исследуйї прин€ло участие более 200 групп из самых разных регионов –оссии и ближнего зарубежь€: јстрахани, ¬анино, ¬етки (Ѕелорусси€), ƒзержинска, ≈льца,  арелии (пос. ’аапалампи), »ркутска,  еми,  ирова,  иржача,  остромы, ћурманска, Ќижнего Ќовгорода, Ќижегородской области (д. Ѕ. “ерсень ”ренского района), Ќижнего “агила, ќренбургской области (д. ‘Єдоровка), ѕетрозаводска, ѕечоры, —аратова, “оль€тти, „увашской республики (пос. ”рмары), ярославл€ и др. —реди них были достаточно широко представлены школы из небольших городов и поселков.

”частниками проекта были подготовлены приветстви€ Ц представлени€ команд, в которых они рассказали о себе и о своих увлечени€х, о своей школе и о своЄм крае. „асть команд подготовили материалы дл€ размещени€ на картах Google.

«адани€ проекта давали возможность:

• участвовать в проекте различным категори€м учащихс€,
  • расширить межпредметные св€зи в естественнонаучном предметном блоке,
  • про€вить де€тельностный подход,
  • продемонстрировать формирование исследовательских навыков учащихс€.

ѕоскольку участниками проекта были учащиес€ 5-7 классов, то перед учащимис€ не ставились задачи глубокого теоретического анализа полученных результатов. √лавным €вл€лось формирование исследовательских навыков:

• умение описывать результаты своих наблюдений и опытов,
  • умение проиллюстрировать результаты наблюдений и опытов собственным фото- и видеоматериалом и зарисовками
  • представление экспериментальных результатов.

¬се предметные задани€ включали в себ€ экспериментальную часть, и были предложены некоторые рекомендации по представлению результатов выполнени€ заданий.

роме предметных заданий, команды Ц участники первого и второго этапов проекта выполнили интегрированные задани€:

• Ђѕарники и теплицыї. ¬ этом задании ученикам предлагаетс€ самосто€тельно сделать небольшой домашний парник, а затем подобрать семена растений и прорастить их. Ќаблюда€ за проращиванием сем€н, реб€та вели дневник наблюдений за процессами, происход€щими в парнике, и готовили ответы на вопросы по особенност€м роста растений в парниках и про€влени€ми парникового эффекта на различных планетах. «адание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee56integr/zadanie-1-parniki-i-teplicy;
  • Ђ¬ода вокруг насї. Ёто задание состоит из нескольких частей. —начала учащиес€ проводили несколько опытов, вы€сн€€ вли€ние замерзающей воды на различные горные породы и строительные материалы, потом оформл€ли иллюстрированный отчет о проведенном эксперименте, а затем пытаютс€ проанализировать результаты своих исследований, отвеча€ на поставленные вопросы и знаком€сь с рекомендованными ресурсами »нтернет по данной проблеме. «адание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee56integr/zadanie-2-voda-vokrug-nas;
  • Ђ„истый воздухї. ¬ этом задании загр€знение воздуха оцениваетс€ по таким показател€м как задымленность, запыленность, загр€знение различными газами и микроорганизмами. ”чащимс€ было предложено несколько методик, позвол€ющих оценивать загр€зненность воздуха, но не требующих применени€ специального оборудовани€ и индикаторов. «адание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee562009integr/cistyj-vozduh;
  • Ђќ чем рассказывает сводка погоды?ї. ¬ течение 7-10 дней группы проводили метеорологические наблюдени€ не менее одного раза в сутки. ќни измер€ли температуру воздуха, атмосферное давление, определ€ли направление ветра, наблюдали за облачностью и осадками. «адание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee562009integr/zadanie-2-o-cem-govorit-svodka-pogody.

–езультаты работы учащихс€ получили свое отражение на Ђ¬ыставке проектаї (на основе сервиса Google Sites по адресу http://sites.google.com/site/coursee56).

¬ыполнение предметных и интегрированных заданий проекта требовало тесной совместной де€тельности учителей-предметников и учащихс€. ѕредполагалось, что роль учител€ не должна быть преобладающей при выполнении заданий и оформлении отчетов. √лавное в работе учител€ Ц воврем€ направить, подсказать ученику возможные пути решени€, создать педагогическую ситуацию реализации самосто€тельного творческого подхода в работе учащихс€.  ак написал в своем отчете один из юных участников проекта: ЂЕ помогать так, чтобы мы все делали самиї. Ќо, к сожалению, в некоторых отчЄтах €вно присутствовала излишн€€ взросла€ академичность, насыщенность теоретическим материалом, не соответствующим возрасту учащихс€, в ущерб практической составл€ющей.

¬ажным результатом работы учителей в этом проекте стало самосто€тельное творческое Ђрасширениеї экспериментальной де€тельности учащихс€. “ак, например, ученики из ƒзержинска посетили дендрарий, а школьники из Ќижнего Ќовгорода при изучении проб воды побывали в научно-исследовательском институте, общались с учеными, анализировали вместе с ними принесенные с собой пробы. ѕри изучении противогололедных препаратов реб€та провели социологический опрос среди бабушек, дедушек, дворников, а также использовали материалы —ћ».

ѕо мнению организаторов проекта, именно расширение самосто€тельности учащихс€ при выполнении предметных и интегрированных заданий существенно повышает их мотивацию, создаЄт услови€ дл€ реализации различных вариантов достижени€ необходимых результатов. Ќаличие таких аспектов организации учебной де€тельности учащихс€ позвол€ет говорить о формировании компетентности школьников, позвол€ет учащимс€ пон€ть, чему они научились при выполнении каждого из заданий, проанализировать полученные результаты. Ќе менее важно обмен€тьс€ опытом и впечатлени€ми руководител€м исследовательских работ школьников в рамках проекта - учител€м естественнонаучных предметов. ¬ 2010/2011 учебном году учител€, руководившие работой школьных команд, тоже получили свои задани€ в рамках сетевого семинара Ђћетодика формировани€ и развити€ исследовательских умений учащихс€ 5-9 классов в предметной области Ђ≈стествознаниеї. ќбсуждались вопросы планировани€ и самоорганизации работы школьников в микрогруппах, в том числе распределение об€занностей по выполнению заданий между членами группы, формы обсуждени€ результатов.

–азработанна€ нами система формировани€ навыков исследовательской де€тельности у учащихс€ п€тых - шестых классов создает Ђфундаментальнуюї базу дл€ дальнейшего изучени€ естественных наук. ќна должна и может быть развита и продолжена в 7-9 классах в преподавании систематических курсов естественнонаучного цикла.

Ќо дл€ этого требуетс€ особа€ организаци€ учебного процесса, предусматривающа€ посто€нную совместную работу учителей-естественников по согласованному преподаванию астрономии, биологии, географии, физики, химии и экологии. ќпыт нашей работы показывает, что при согласованной совместной работе учителей-естественников, особое значение имеют интегрированные задани€ в каждом из которых природные процессы или объекты рассматриваютс€ не традиционно, с позиций отдельных наук (астрономии, биологии, географии, физики, химии), а в комплексе. Ёто позвол€ет решить задачу формировани€ у школьников целостного представлени€ об окружающем мире, о взаимной св€зи природных процессов и €влений, отмеча€ при этом физические и химические свойства изучаемых объектов, прослежива€ биологическую роль протекающих процессов и учитыва€ их пространственные и временные характеристики. ќчень важно, также, затем научить учеников делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные. ќбычно решение этой задачи на практике учителю-предметнику удаетс€ осуществить лишь Ђточечної - при изучении небольших фрагментов из естественнонаучных школьных курсов. ¬ этом учебном году авторы статьи выступ€т консультантами по внедрению такой системы работы в седьмых классах московской школы є26.

Ќеобходимо отметить, что 26-€ школа - активный участник проекта " омпьютер дл€ школьника", который реализуетс€ фондом ‘ондом "¬ольное ƒело", целью которого €вл€етс€ ликвидаци€ Ђцифрового неравенстваї, содействие широкому использованию информационных технологий в учебном процессе дл€ повышени€ качества образовани€ в массовой школе. —овместными усили€ми ‘онда и школы создаетс€ современна€ образовательна€ среда в духе концепции электронного образовани€ Ђ1 ученик: 1 компьютерї, формируетс€ и развиваетс€ образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей таких качеств и умений, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде - всего, что так необходимо современному человеку.

јдминистраци€ и учител€ естественного цикла 26 школы, опира€сь на наш опыт работы, попытаютс€ реализовать возможности единого подхода к изучению физики, географии и биологии, договоритьс€ об одинаковом толковании терминологии, попытаемс€ согласовать содержательные части каждого курса. Ќа первом этапе учащимс€ седьмых классов в каждом триместре будут предложены три экспериментальных задани€ Ц по одному в каждом триместре. –аботу с учащимис€ можно будет проводить по следующей схеме.

Ќачинает ее тот учитель (є1) , у которого изучаема€ по учебному плану тема совпадает с идеей задани€. ” нас этим Ђпервымї в перовом триместре будет учитель физики —ергей Ѕорисович јфонин, который в сент€бре будет рассматривать на своих уроках взаимодействие молекул и €вление диффузии. ƒети получат небольшие индивидуальные экспериментальные задани€ исследовательского характера, проведут дома свои исследовани€, подготов€т краткие отчеты (описание полученных результатов и иллюстративный материал) и размест€т эти отчеты в школьном информационном пространстве. «атем наш учитель є1 в каждом из своих седьмых классов проведет обсуждение всех полученных результатов по своей предметной линии. –езультаты этого обсуждени€ тоже будут размещатьс€ на сервере школы.

”читель є2 (это учитель биологии ёли€ јлександровна Ўаронина) вступает чуть позже и будет работать примерно по той же схеме. ѕри изучении темы Ђ леткаї она предложит дет€м из этих же классов несколько экспериментальных заданий по исследованию работы клеточных мембран, обсудит полученные ими результаты, сравнит их с теми, которые были получены ими при выполнении экспериментальных заданий по физике, а затем после некоторого обобщающего обсуждени€, ученики также представ€т их в школьной системе дистанционной поддержки обучени€

”читель є3 (географ) также рассмотрит с детьми результаты, полученные при выполнении экспериментального задани€, обсудит их по своей предметной линии и сравнит с результатами двух предыдущих обсуждений. –езультаты этого Ђгеографическогої обсуждени€ также размещаютс€ в сети.

ѕоскольку во всех этих видах работы будут участвовать одни и те же ученики, у них постепенно будет складыватьс€ некотора€ интегрированна€ Ђкартинкаї. “еперь эту Ђкартинкуї можно сделать более четкой и завершенной, провед€ итоговое обсуждение, использующее результаты трех этапов Ђпредметногої подведени€ итогов. “акое итоговое обсуждени€ можно сначала провести по классам, а потом, например, вынести на общую конференцию учащихс€ седьмых классов. –езультаты итогового обсуждени€ также выкладываютс€ в сети.

Ёти три задани€ с одной стороны будут представл€ть собой проекты отдельных учеников, но в тоже врем€ это будут проекты их коллективной де€тельности. ѕодобна€ де€тельность учащихс€ будет продолжатьс€ в течении учебного года.

” многих коллеги така€ система формировани€ исследовательских навыков у учащихс€ находит отклик в педагогической практике. Ѕолее подробное знакомство с такой формой организации учебной де€тельности учащихс€ возможно в процессе телекоммуникационных семинаров дл€ учителей и сетевых проектов и конференций дл€ учащихс€. ћы обеспечиваем методическую поддержку таких семинаров и конференций, а также в организации изучени€ отдельных тематических модулей курса Ђќсновы естественнонаучных исследованийї: Ђ–абота с простейшими измерительными инструментамиї, Ђ—вет и цветї, Ђ¬ода в —олнечной системеї, Ђ онвекционные потоки, атмосферное €вление и ветерї, Ђ–астени€ - Ђрудоуказчикиї и другие.

¬ажным результатом такого сетевого взаимодействи€ становитс€ создание сетевого сообщества учителей и учащихс€, интересующихс€ формированием исследовательских навыков учащихс€.

ѕредлагаема€ нами система работы учителей-предметников не предполагает больших и революционных преобразований в системе школьного образовани€, но, как нам кажетс€, поможет объединить усили€ нескольких учителей и обеспечить их согласованную работу, расширить экспериментальную часть изучаемых курсов биологии, географии и физики, включить процесс обучени€ элементы групповой работы, и в тоже врем€ Ђнарисоватьї отдельные траектории работы дл€ части учащихс€.

ѕри реализации такой работы очень важную роль будет играть учитель информатики, работающий в этих классах. “ак как именно он в первую очередь сможет помочь ученикам оформить результаты проведенных исследований, научит их создавать презентации, в которых будут правильно подобраны цвета и размер шрифта, а анимационные эффекты будут иллюстрировать изменени€ состо€ни€ наблюдаемых объектов (и не будут изображать падающие буквы или вращающиес€ фотографии). ѕроцесс формирование культуры Ђпрезентацииї своих исследований средствами » “ состоит не только в умении реб€т использовать программу PowerPoint. ѕрезентаци€ как способ представлени€ информации не ограничиваетс€ ее компьютерной Ђконструкциейї. ќна должна сопровождатьс€ рассказом ученика о результатах проведенных исследований, в искусство презентации своей работы входит и умение отвечать на вопросы своих слушателей и т.п. —ледовательно, даже такие простые виды учебной работы могут развивать не только компьютерные, но и коммуникативные навыки школьника.

одному из способов формировани€ коммуникационных навыков у учащихс€ можно отнести и их участие в работе школьных научно-практических конференций, на которых школьники могут представл€ть результаты своих естественнонаучных исследований. ”частву€ в такой де€тельности, ребенок сможет не только почувствовать свою успешность, но и приобретет навыки публичных выступлений, научитс€ реагировать на вопросы Ђиз залаї.

оммуникаци€ (как умение общатьс€) про€вл€етс€ при любых способах общени€ учителей и учащихс€, например, при использовании самой обычной электронной почты. Ўкольников надо научить выбирать дл€ себ€ разумные адреса электронной почты, правильно оформл€ть тему письма, указывать фамилию, им€ и класс автора письма, давать своим файлам такие имена, чтобы учителю впоследствии не приходилось заниматьс€ их переименованием и т.д.

»деи системного формировани€ навыков исследовательской де€тельности учащихс€ с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках учебной работы при изучении предметной области "≈стествознание" могут реализовыватьс€ в учебном процессе различными способами. ¬ыше мы уже упоминали о возможности школьных групп участвовать в сетевом проекте ЂЌаблюдай и исследуйї дл€ учителей (выпускников программы Intel Ђќбучение дл€ будущегої), который может стать одним из первых шагов учителей-естественников. Ќо следует учесть, что в таком сетевом проекте будет участвовать только часть школьников, кроме того эта их де€тельность будет эпизодической

—уществует и друга€ возможность формировани€ исследовательских навыков Ц использование отдельных элементов (модулей) курса Ђќсновы естественнонаучных исследований на уроках в процессе преподавани€ отдельных предметов естественнонаучного цикла. “акой способ могут применить как отдельные школьные учител€, так и небольшие группы учителей из одной школы, преподающие предметы естественнонаучного цикла. ќдним из вариантов такого вида работы может, наверное, служить вышеописанный проект, который будет реализовыватьс€ в этом учебном году в московской школе є26.

»спользование идей такого согласованного преподавани€ неминуемо приводит к изменению характера коммуникаций в св€зке учитель Ц ученик, учитель здесь чаще выступает не в своей обычной, традиционной роли наставника, а скорее в роли Ђколлегиї своих учеников. “акой способ работы предъ€вл€ет также определенные требовани€ к подготовке учителей. —огласованна€ работа учителей-предметников может осуществл€тьс€ только в группах сотрудничества, навыки участи€ в работе таких групп есть, к сожалению, далеко не у всех учителей.

Ќо существует и еще один, несколько более сложный способ формировани€ навыков исследовательской де€тельности учащихс€ с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках предметной области "≈стествознание" сделать пропедевтической платформой систематического естественнонаучного образовани€ курс Ђќсновы естественнонаучных исследованийї (или ЂЌаблюдай и исследуйї) дл€ 5- 6 классов. ќпыт преподавани€ этого курса имеет уже достаточно долгую историю, в московской гимназии є1567 он преподаетс€ уже с 1993 года, Ќа сайте гимназии можно увидеть примеры различных заданий, выполненных гимназистами в рамках этого курса. „уть позже этот курс начали вести учител€ из Ѕарнаула, ¬оронежа, –€зани и  расно€рска, участвовавшие в работе проекта Ђћир вокруг насї. ¬ последующие годы интересные решени€ в преподавании этого курса были найдены, разработаны и реализованы и в московских школах: в школе “убельского, в физико-математической школе є2007, в школах с углубленным изучением иностранных €зыков є110 и є78 и других.

¬ заключении важно отметить, что, с нашей точки зрени€, ценность исследовательской де€тельности учащихс€ определ€етс€ универсальным характером получаемых умений, а формирование межпредметных умений - одна из главных задач современного образовани€. –еализу€ своЄ мини-исследование, каждый ученик проходит через определЄнную последовательность этапов познани€:

• накопление и анализ фактов и их св€зей;
  • формулировка и обобщение полученных результатов;
  • получение и обсуждение конкретных выводов и следствий;
  • применение полученных знаний к конкретным природным объектам и €влени€м.

Ќо спектр формирующихс€ общеучебных умений учащихс€ как важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной области включает не только исследовательские, но и компьютерные, а также коммуникативные умени€:

• представление информации с помощью различного компьютерного инструментари€, использу€ иллюстрации, в том числе собственные фотографии, графики, диаграммы;
  • поиск и сохранение информации (тексты, рисунки, ссылки) в различных источниках, включа€ сеть »нтеренет;
  • подготовка, отправка и получение электронной почты;
  • соблюдение этикета работы в компьютерной сети;
  • освоение форм взаимодействи€ людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;
  • формирование умений слушать, поощр€ть, выполн€ть роли координатора и участника группы сотрудничества.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.