Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Организация исследовательской деятельности учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках предметной области "Естествознание"

Африна Елена Ильинична
учитель физики гимназии 1567 г. Москвы, к.ф-м.н.

Крылов Алексей Игоревич
методист лаборатории географии Московского института открытого образования

 

Система образования России находится в стадии реформирования. Необходимость реформ вызвана, в частности, тем, что в средней школе по целому ряду направлений образовался существенный разрыв как между потребностями общества и результатами образования, так и между современными методологическими подходами и традиционным стилем их преподавания.

Современная предметная система преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в школе в целом обеспечивает возможность формирования у учащихся определенной системы научных знаний и умений. Однако, несогласованность школьных учебных программ по физике, химии, биологии, географии, отсутствие в них взаимосвязанности, преемственности и единой интерпретации понятий, приводит к отрывочности знаний школьников; отсутствию у учащихся единой научной картины мира и понимания закономерностей его развития, и, как следствие, к неспособности комплексно применять знания и практические навыки, полученные при изучении основ естественных наук в школе, в решении задач, возникающих перед ними в реальной жизни.

Таким образом педагогические соображения настоятельно диктуют необходимость интеграции родственных естественнонаучных учебных предметов с целью комплексного восприятия учащимся окружающего мира и тем самым – повышение эффективности системы образования и процесса обучения. Учитывая, что одним из главных направлений в современной школе является деятельностный подход, преподавание естественнонаучных предметов должно строиться в том числе на общности методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование. Исследовательские методы обеспечивают усвоение знаний на самом высоком уровне, когда полученные знания сами генерируют, создают новые знания. Именно поэтому формирование и развитие исследовательских умений учащихся приобретает особое значение.

Обычно формированием умений исследовательского характера занимаются с небольшой группой одаренных учащихся старшей школы. Но важно понимать, что мы не знаем скольких же не менее одаренных детей мы «потеряли» в начале среднего звена не сумев вовремя узнать о них…

Поэтому мы уверены, что исследовательские навыки нужно начинать формировать не в последние школьные годы, а гораздо раньше – уже с 5-го класса и обязательно у всех учащихся. Организация исследовательской деятельности школьников в начале изучения систематических курсов предметной области «Естествознание» позволяет не потерять живой интерес, неравнодушие, любознательность учащихся, способствует развитию их мышления, творческих способностей и самостоятельности.

Естествознание - это экспериментальная область знания, а наблюдение и эксперимент - два метода, которые и ныне позволяют человеку получать и проверять знания о природе. Если учащиеся 5-6 классов могут проводить простейшие наблюдения и опыты, имеют элементарные навыки экспериментальной работы, то им будет не сложно представить себе путь и значение научных открытий, с которыми они встретятся в дальнейшем при изучении естественных наук. Таким образом, ранее формирование навыков исследовательской деятельности во многом определит успешность дальнейшей естественнонаучной подготовки школьников.

Кроме того, наблюдение, эксперимент (как общие экспериментальные методы научного познания) и моделирование (как один из общих теоретических методов научного познания) представляют три группы способов деятельности в когнитивной сфере, включенных в состав содержания естественнонаучного образования. Каждая из них предназначена для решения познавательных задач определенной системы.

Элементы наблюдения, эксперимента и моделирования, различных природных явлений рекомендованы для изучения учебными программами по предметам «Естествознание», «Природоведение», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас». Проведение простейших наблюдений часто невозможно без использования приборов и инструментов: термометра, барометра, мерного цилиндра и т.п., а, следовательно, формирование умений их правильного применения, основанного на понимании принципа действия, является неотъемлемым элементом естественнонаучной подготовки школьников.

Формирование навыков проведения эмпирических исследований, знакомство школьников с основами естественнонаучной практики, с работой известных естествоиспытателей – основные задачи интегрированного курса «Основы естественнонаучных исследований», в котором формирование исследовательских навыков у учащихся пятых-шестых классов является главной задачей. Курс знакомит учащихся с основами естественнонаучной практики и методологии, с особенностями практической работы естествоиспытателей. В процессе изучения курса учащиеся осваивают приемы работы, необходимые любому естествоиспытателю: химику, биологу, физику, географу или экологу. Курс «Основы естественнонаучных исследований» получил высокую оценку экспертов Национального фонда подготовки кадров в рамках федеральной программы "Информатизация системы образования" и рекомендован для преподавания в 5-6 классах основной школы. С целью максимально широкого распространения, учебно-методические материалы курса размещены в сети Интернет на портале "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов".

В качестве основного предметного материала выбрано изучение процессов роста растений, а также влияние на эти процессы различных внешних условий. В содержании курса можно выделить несколько составляющих, очень тесно связаны друг с другом. Курс начинается с небольшого вводного лабораторного практикума, при выполнении которого учащиеся знакомятся с работой в лаборатории, оборудованием и техникой выполнения измерений. Уже на первом занятии при рассмотрении жизни растений выявляется необходимость количественной оценки процессов их роста (измерение длины стеблей и площади поверхности листьев, объема и массы отдельных частей растения).

Знакомство с результатами влияния внешних условий на рост растений приводит к необходимости измерения температуры и изучения процессов теплообмена, испарения и конденсации, а также капиллярных явлений. Рассматривая питание и дыхание растений, действие на них света, естественно знакомить ребят со свойствами воды и растворов, со свойствами газов и составом воздуха, с простейшими оптическими приборами (лупой и микроскопом). В конце курса рассматриваются экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, воды и воздуха. Изучение учебного материала проводится на основе экспериментальных данных, полученных учащимися в процессе лабораторных исследований на уроке и дома.

Изучая курс «Основы естественнонаучных исследований», учащиеся ведут дневники наблюдений, делают зарисовки, строят графики, составляют отчеты. Однако, для фиксации результатов своей исследовательской деятельности они используют современные средства: цифровые фотоаппараты и микроскопы, видеокамеры и компьютеры. У каждого ученика в конце урока формируется комплект материалов, представляющих его отчет о работе на уроке. Это предъявляет особые требования к информационному пространству школы, поскольку каждый учащийся должен своевременно представить результаты работы учителю. Оптимальным инструментом для организации такой деятельности ученика на уроке является создание в сети Интернет пространства, куда ученики загружают свои работы. Эти материалы должны быть впоследствии доступны как учителю для их оценки, так и учащемуся для последующей обработки (например, оформления в виде презентации). Как показывает опыт, весьма полезно иметь возможность открыть доступ к работам отдельных школьников всем учащимся класса для обсуждения, а также учителям по естественнонаучным предметам (многие работы могут быть использованы как учебные материалы на других уроках).

Конечно для такой работы на уроке каждый ученик должен иметь собственный компьютер, и такой возможностью уже пользуются многие школы в нашей стране, реализующие модель обучения "1 ученик : 1 компьютер".

Модель обучения "1 ученик : 1 компьютер" ("модель 1:1", eLearning 1:1) - это ситуация обучения, в котором основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Появление в последние годы в образовательной практике во всем мире (а в отдельных школах и в нашей стране) недорогих мобильных устройств с возможностью подключения к беспроводной сети является одной из наиболее значительных тенденций образования нашего времени. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный компьютер (может использоваться ультрамобильный ноутбук), связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и имеющий выход в Интернет. В такой ситуации у учащихся появляется мощный инструмент для фиксации и обработки наблюдений, проведения учебных естественнонаучных экспериментов.

Одним ярких примеров развития модели обучения "1:1" во внеурочной деятельности может служить летний лагерь "Цифровая экология 2008". Организатором лагеря стала Медиалаборатория Нижегородского педагогического университета. В работе лагеря приняли участие 32 ученика 5-7 классов из школ Нижнего Новогорода. На тематических занятиях и экскурсиях с помощью компактных ноутбуков ребята фотографировали и описывали природные объекты, проводили некоторые опыты, систематизировали свои материалы и отчеты в информационной среде WikiWiki (посредством оперативно развернутого "полевого сервера"). Таким образов в работе ребят присутствовали основные элементы исследовательской деятельности: наблюдение и фиксация результатов наблюдения, эксперимент, описание полученных результатов, представление итогов работы для всех участников.

В рамках изучения систематического курса «Основы естественнонаучных исследований» наличие "компьютерной составляющей" позволяет осуществить параллельную координацию и взаимную связь курсов информатики и естествознания, что дает возможность использования навыков работы на компьютере для подготовки и правильного оформления результатов исследований, проведенных учащимися во время уроков и при выполнении домашних заданий, а также для обмена этими материалами по электронной почте.

Результаты исследовательской деятельности учащихся наиболее рационально систематизировать с помощью технологии «портфолио». В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. В портфолио ученика может быть представлена коллекция его работ, всесторонне демонстрирующая не только результаты проведенных исследований, но и способы их достижения, такой способ хранения результатов деятельности учащихся позволяет проследить очевидный прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами. Портфолио ученика – это своеобразная его выставка учебных достижений. Содержание такого портфолио позволяет расширить формы оценивания его учебных результатов.

Как показывает наш опыт формирование исследовательских навыков при изучении естественнонаучных дисциплин можно успешно осуществлять не только на уроках, но и в ходе телекоммуникационных проектов.

В 2008-2011 гг. группой сетевых методистов (при участии авторов статьи) для учителей (выпускников программы Intel «Обучение для будущего») был реализован проект «Наблюдай и исследуй». В основу проекта были положены ведущие идеи курса «Основы естественнонаучных исследований» для 5-6 классов. Учащимся 5-7 классов в этом проекте были предложены задания по естественнонаучным предметам (астрономия, биология, география, химия, физика), позволяющие показать детям важную роль наблюдений и опытов в процессе познания природы и в изучении предметов естественнонаучного цикла. Эти задания ребята выполняли в малых группах под руководством учителей.

В проекте «Наблюдай и исследуй» приняло участие более 200 групп из самых разных регионов России и ближнего зарубежья: Астрахани, Ванино, Ветки (Белоруссия), Дзержинска, Ельца, Карелии (пос. Хаапалампи), Иркутска, Кеми, Кирова, Киржача, Костромы, Мурманска, Нижнего Новгорода, Нижегородской области (д. Б. Терсень Уренского района), Нижнего Тагила, Оренбургской области (д. Фёдоровка), Петрозаводска, Печоры, Саратова, Тольятти, Чувашской республики (пос. Урмары), Ярославля и др. Среди них были достаточно широко представлены школы из небольших городов и поселков.

Участниками проекта были подготовлены приветствия – представления команд, в которых они рассказали о себе и о своих увлечениях, о своей школе и о своём крае. Часть команд подготовили материалы для размещения на картах Google.

Задания проекта давали возможность:

  • участвовать в проекте различным категориям учащихся,
  • расширить межпредметные связи в естественнонаучном предметном блоке,
  • проявить деятельностный подход,
  • продемонстрировать формирование исследовательских навыков учащихся.

Поскольку участниками проекта были учащиеся 5-7 классов, то перед учащимися не ставились задачи глубокого теоретического анализа полученных результатов. Главным являлось формирование исследовательских навыков:

  • умение описывать результаты своих наблюдений и опытов,
  • умение проиллюстрировать результаты наблюдений и опытов собственным фото- и видеоматериалом и зарисовками
  • представление экспериментальных результатов.

Все предметные задания включали в себя экспериментальную часть, и были предложены некоторые рекомендации по представлению результатов выполнения заданий.

Кроме предметных заданий, команды – участники первого и второго этапов проекта выполнили интегрированные задания:

  • «Парники и теплицы». В этом задании ученикам предлагается самостоятельно сделать небольшой домашний парник, а затем подобрать семена растений и прорастить их. Наблюдая за проращиванием семян, ребята вели дневник наблюдений за процессами, происходящими в парнике, и готовили ответы на вопросы по особенностям роста растений в парниках и проявлениями парникового эффекта на различных планетах. Задание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee56integr/zadanie-1-parniki-i-teplicy;
  • «Вода вокруг нас». Это задание состоит из нескольких частей. Сначала учащиеся проводили несколько опытов, выясняя влияние замерзающей воды на различные горные породы и строительные материалы, потом оформляли иллюстрированный отчет о проведенном эксперименте, а затем пытаются проанализировать результаты своих исследований, отвечая на поставленные вопросы и знакомясь с рекомендованными ресурсами Интернет по данной проблеме. Задание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee56integr/zadanie-2-voda-vokrug-nas;
  • «Чистый воздух». В этом задании загрязнение воздуха оценивается по таким показателям как задымленность, запыленность, загрязнение различными газами и микроорганизмами. Учащимся было предложено несколько методик, позволяющих оценивать загрязненность воздуха, но не требующих применения специального оборудования и индикаторов. Задание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee562009integr/cistyj-vozduh;
  • «О чем рассказывает сводка погоды?». В течение 7-10 дней группы проводили метеорологические наблюдения не менее одного раза в сутки. Они измеряли температуру воздуха, атмосферное давление, определяли направление ветра, наблюдали за облачностью и осадками. Задание можно скачать на страничке http://sites.google.com/site/coursee562009integr/zadanie-2-o-cem-govorit-svodka-pogody.

Результаты работы учащихся получили свое отражение на «Выставке проекта» (на основе сервиса Google Sites по адресу http://sites.google.com/site/coursee56).

Выполнение предметных и интегрированных заданий проекта требовало тесной совместной деятельности учителей-предметников и учащихся. Предполагалось, что роль учителя не должна быть преобладающей при выполнении заданий и оформлении отчетов. Главное в работе учителя – вовремя направить, подсказать ученику возможные пути решения, создать педагогическую ситуацию реализации самостоятельного творческого подхода в работе учащихся. Как написал в своем отчете один из юных участников проекта: «… помогать так, чтобы мы все делали сами». Но, к сожалению, в некоторых отчётах явно присутствовала излишняя взрослая академичность, насыщенность теоретическим материалом, не соответствующим возрасту учащихся, в ущерб практической составляющей.

Важным результатом работы учителей в этом проекте стало самостоятельное творческое «расширение» экспериментальной деятельности учащихся. Так, например, ученики из Дзержинска посетили дендрарий, а школьники из Нижнего Новгорода при изучении проб воды побывали в научно-исследовательском институте, общались с учеными, анализировали вместе с ними принесенные с собой пробы. При изучении противогололедных препаратов ребята провели социологический опрос среди бабушек, дедушек, дворников, а также использовали материалы СМИ.

По мнению организаторов проекта, именно расширение самостоятельности учащихся при выполнении предметных и интегрированных заданий существенно повышает их мотивацию, создаёт условия для реализации различных вариантов достижения необходимых результатов. Наличие таких аспектов организации учебной деятельности учащихся позволяет говорить о формировании компетентности школьников, позволяет учащимся понять, чему они научились при выполнении каждого из заданий, проанализировать полученные результаты. Не менее важно обменяться опытом и впечатлениями руководителям исследовательских работ школьников в рамках проекта - учителям естественнонаучных предметов. В 2010/2011 учебном году учителя, руководившие работой школьных команд, тоже получили свои задания в рамках сетевого семинара «Методика формирования и развития исследовательских умений учащихся 5-9 классов в предметной области «Естествознание». Обсуждались вопросы планирования и самоорганизации работы школьников в микрогруппах, в том числе распределение обязанностей по выполнению заданий между членами группы, формы обсуждения результатов.

Разработанная нами система формирования навыков исследовательской деятельности у учащихся пятых - шестых классов создает «фундаментальную» базу для дальнейшего изучения естественных наук. Она должна и может быть развита и продолжена в 7-9 классах в преподавании систематических курсов естественнонаучного цикла.

Но для этого требуется особая организация учебного процесса, предусматривающая постоянную совместную работу учителей-естественников по согласованному преподаванию астрономии, биологии, географии, физики, химии и экологии. Опыт нашей работы показывает, что при согласованной совместной работе учителей-естественников, особое значение имеют интегрированные задания в каждом из которых природные процессы или объекты рассматриваются не традиционно, с позиций отдельных наук (астрономии, биологии, географии, физики, химии), а в комплексе. Это позволяет решить задачу формирования у школьников целостного представления об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений, отмечая при этом физические и химические свойства изучаемых объектов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая их пространственные и временные характеристики. Очень важно, также, затем научить учеников делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные. Обычно решение этой задачи на практике учителю-предметнику удается осуществить лишь «точечно» - при изучении небольших фрагментов из естественнонаучных школьных курсов. В этом учебном году авторы статьи выступят консультантами по внедрению такой системы работы в седьмых классах московской школы №26.

Необходимо отметить, что 26-я школа - активный участник проекта "Компьютер для школьника", который реализуется фондом Фондом "Вольное Дело", целью которого является ликвидация «цифрового неравенства», содействие широкому использованию информационных технологий в учебном процессе для повышения качества образования в массовой школе. Совместными усилиями Фонда и школы создается современная образовательная среда в духе концепции электронного образования «1 ученик: 1 компьютер», формируется и развивается образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей таких качеств и умений, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде - всего, что так необходимо современному человеку.

Администрация и учителя естественного цикла 26 школы, опираясь на наш опыт работы, попытаются реализовать возможности единого подхода к изучению физики, географии и биологии, договориться об одинаковом толковании терминологии, попытаемся согласовать содержательные части каждого курса. На первом этапе учащимся седьмых классов в каждом триместре будут предложены три экспериментальных задания – по одному в каждом триместре. Работу с учащимися можно будет проводить по следующей схеме.

Начинает ее тот учитель (№1) , у которого изучаемая по учебному плану тема совпадает с идеей задания. У нас этим «первым» в перовом триместре будет учитель физики Сергей Борисович Афонин, который в сентябре будет рассматривать на своих уроках взаимодействие молекул и явление диффузии. Дети получат небольшие индивидуальные экспериментальные задания исследовательского характера, проведут дома свои исследования, подготовят краткие отчеты (описание полученных результатов и иллюстративный материал) и разместят эти отчеты в школьном информационном пространстве. Затем наш учитель №1 в каждом из своих седьмых классов проведет обсуждение всех полученных результатов по своей предметной линии. Результаты этого обсуждения тоже будут размещаться на сервере школы.

Учитель №2 (это учитель биологии Юлия Александровна Шаронина) вступает чуть позже и будет работать примерно по той же схеме. При изучении темы «Клетка» она предложит детям из этих же классов несколько экспериментальных заданий по исследованию работы клеточных мембран, обсудит полученные ими результаты, сравнит их с теми, которые были получены ими при выполнении экспериментальных заданий по физике, а затем после некоторого обобщающего обсуждения, ученики также представят их в школьной системе дистанционной поддержки обучения

Учитель №3 (географ) также рассмотрит с детьми результаты, полученные при выполнении экспериментального задания, обсудит их по своей предметной линии и сравнит с результатами двух предыдущих обсуждений. Результаты этого «географического» обсуждения также размещаются в сети.

Поскольку во всех этих видах работы будут участвовать одни и те же ученики, у них постепенно будет складываться некоторая интегрированная «картинка». Теперь эту «картинку» можно сделать более четкой и завершенной, проведя итоговое обсуждение, использующее результаты трех этапов «предметного» подведения итогов. Такое итоговое обсуждения можно сначала провести по классам, а потом, например, вынести на общую конференцию учащихся седьмых классов. Результаты итогового обсуждения также выкладываются в сети.

Эти три задания с одной стороны будут представлять собой проекты отдельных учеников, но в тоже время это будут проекты их коллективной деятельности. Подобная деятельность учащихся будет продолжаться в течении учебного года.

У многих коллеги такая система формирования исследовательских навыков у учащихся находит отклик в педагогической практике. Более подробное знакомство с такой формой организации учебной деятельности учащихся возможно в процессе телекоммуникационных семинаров для учителей и сетевых проектов и конференций для учащихся. Мы обеспечиваем методическую поддержку таких семинаров и конференций, а также в организации изучения отдельных тематических модулей курса «Основы естественнонаучных исследований»: «Работа с простейшими измерительными инструментами», «Свет и цвет», «Вода в Солнечной системе», «Конвекционные потоки, атмосферное явление и ветер», «Растения - «рудоуказчики» и другие.

Важным результатом такого сетевого взаимодействия становится создание сетевого сообщества учителей и учащихся, интересующихся формированием исследовательских навыков учащихся.

Предлагаемая нами система работы учителей-предметников не предполагает больших и революционных преобразований в системе школьного образования, но, как нам кажется, поможет объединить усилия нескольких учителей и обеспечить их согласованную работу, расширить экспериментальную часть изучаемых курсов биологии, географии и физики, включить процесс обучения элементы групповой работы, и в тоже время «нарисовать» отдельные траектории работы для части учащихся.

При реализации такой работы очень важную роль будет играть учитель информатики, работающий в этих классах. Так как именно он в первую очередь сможет помочь ученикам оформить результаты проведенных исследований, научит их создавать презентации, в которых будут правильно подобраны цвета и размер шрифта, а анимационные эффекты будут иллюстрировать изменения состояния наблюдаемых объектов (и не будут изображать падающие буквы или вращающиеся фотографии). Процесс формирование культуры «презентации» своих исследований средствами ИКТ состоит не только в умении ребят использовать программу PowerPoint. Презентация как способ представления информации не ограничивается ее компьютерной «конструкцией». Она должна сопровождаться рассказом ученика о результатах проведенных исследований, в искусство презентации своей работы входит и умение отвечать на вопросы своих слушателей и т.п. Следовательно, даже такие простые виды учебной работы могут развивать не только компьютерные, но и коммуникативные навыки школьника.

К одному из способов формирования коммуникационных навыков у учащихся можно отнести и их участие в работе школьных научно-практических конференций, на которых школьники могут представлять результаты своих естественнонаучных исследований. Участвуя в такой деятельности, ребенок сможет не только почувствовать свою успешность, но и приобретет навыки публичных выступлений, научится реагировать на вопросы «из зала».

Коммуникация (как умение общаться) проявляется при любых способах общения учителей и учащихся, например, при использовании самой обычной электронной почты. Школьников надо научить выбирать для себя разумные адреса электронной почты, правильно оформлять тему письма, указывать фамилию, имя и класс автора письма, давать своим файлам такие имена, чтобы учителю впоследствии не приходилось заниматься их переименованием и т.д.

Идеи системного формирования навыков исследовательской деятельности учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках учебной работы при изучении предметной области "Естествознание" могут реализовываться в учебном процессе различными способами. Выше мы уже упоминали о возможности школьных групп участвовать в сетевом проекте «Наблюдай и исследуй» для учителей (выпускников программы Intel «Обучение для будущего»), который может стать одним из первых шагов учителей-естественников. Но следует учесть, что в таком сетевом проекте будет участвовать только часть школьников, кроме того эта их деятельность будет эпизодической

Существует и другая возможность формирования исследовательских навыков – использование отдельных элементов (модулей) курса «Основы естественнонаучных исследований на уроках в процессе преподавания отдельных предметов естественнонаучного цикла. Такой способ могут применить как отдельные школьные учителя, так и небольшие группы учителей из одной школы, преподающие предметы естественнонаучного цикла. Одним из вариантов такого вида работы может, наверное, служить вышеописанный проект, который будет реализовываться в этом учебном году в московской школе №26.

Использование идей такого согласованного преподавания неминуемо приводит к изменению характера коммуникаций в связке учитель – ученик, учитель здесь чаще выступает не в своей обычной, традиционной роли наставника, а скорее в роли «коллеги» своих учеников. Такой способ работы предъявляет также определенные требования к подготовке учителей. Согласованная работа учителей-предметников может осуществляться только в группах сотрудничества, навыки участия в работе таких групп есть, к сожалению, далеко не у всех учителей.

Но существует и еще один, несколько более сложный способ формирования навыков исследовательской деятельности учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках предметной области "Естествознание" сделать пропедевтической платформой систематического естественнонаучного образования курс «Основы естественнонаучных исследований» (или «Наблюдай и исследуй») для 5- 6 классов. Опыт преподавания этого курса имеет уже достаточно долгую историю, в московской гимназии №1567 он преподается уже с 1993 года, На сайте гимназии можно увидеть примеры различных заданий, выполненных гимназистами в рамках этого курса. Чуть позже этот курс начали вести учителя из Барнаула, Воронежа, Рязани и Красноярска, участвовавшие в работе проекта «Мир вокруг нас». В последующие годы интересные решения в преподавании этого курса были найдены, разработаны и реализованы и в московских школах: в школе Тубельского, в физико-математической школе №2007, в школах с углубленным изучением иностранных языков №110 и №78 и других.

В заключении важно отметить, что, с нашей точки зрения, ценность исследовательской деятельности учащихся определяется универсальным характером получаемых умений, а формирование межпредметных умений - одна из главных задач современного образования. Реализуя своё мини-исследование, каждый ученик проходит через определённую последовательность этапов познания:

  • накопление и анализ фактов и их связей;
  • формулировка и обобщение полученных результатов;
  • получение и обсуждение конкретных выводов и следствий;
  • применение полученных знаний к конкретным природным объектам и явлениям.

Но спектр формирующихся общеучебных умений учащихся как важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной области включает не только исследовательские, но и компьютерные, а также коммуникативные умения:

  • представление информации с помощью различного компьютерного инструментария, используя иллюстрации, в том числе собственные фотографии, графики, диаграммы;
  • поиск и сохранение информации (тексты, рисунки, ссылки) в различных источниках, включая сеть Интеренет;
  • подготовка, отправка и получение электронной почты;
  • соблюдение этикета работы в компьютерной сети;
  • освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;
  • формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017