јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќбразование дл€ будущего или будущее образовани€

ѕросекина »рина √еннадьевна
канд. физ.-мат. наук, учитель физики ћЅќ” лице€ є2 г. »ркутска, методист Ђ÷ентра исследовательских проектов школьниковї √Ѕ” ƒќ »ркутской области Ђ÷ентр развити€ дополнительного образовани€ї

ѕросекин ћихаил ёрьевич
канд. физ-мат. наук, руководитель лаборатории нанотехнологий, руководитель Ђ÷ентра исследовательских проектов школьниковї √Ѕ” ƒќ »ркутской области Ђ÷ентр развити€ дополнительного образовани€ї.

Ћацимирский »ван ‘едорович
педагог дополнительного образовани€ Ђ÷ентра исследовательских проектов школьниковї √Ѕ” ƒќ »ркутской области Ђ÷ентр развити€ дополнительного образовани€ї

 

„ем сегодн€ занимаютс€ дети на уроках в школах и лице€х? “ем же чем и 10 лет назад. –ешают типовые задачки по математике, пишут сочинени€ и диктанты, учат параграфы по истории и биологии. “олько в последнее врем€ по€вились интерактивные доски и проекторы в классах, а в карманах детей лежат многофункциональные гаджеты, способные предоставить ответы на большинство возникающих вопросов за несколько секунд. Ќасколько хорошо нынешний образовательный подход соответствует современному темпу развити€ технологий, окружающему технологичному миру?

—егодн€ большинство детей ход€т в школу с очень размытыми представлени€ми о цел€х учебы.  ак когда-то сказал √илберт „естертон Ђѕроблема большинства людей не в том, что они не способны увидеть решени€, проблема в том, что они не вид€т проблемуї. Ёто происходит по многим причинам. ќдной из центральных €вл€етс€ сложивша€с€ за много лет преподавательска€ традици€ передачи информации. «ачем дет€м понимать, что из чего вытекает и почему что-то происходит так, а не иначе, если педагог говорит, что именно нужно делать дл€ того, чтобы получилось как нужно?! ќн даЄт готовый набор действий дл€ достижени€ результата, как правило, не предоставл€€ самим дет€м возможности разобратьс€ в причинах и следстви€х, а иногда и обоснований истинности этих утверждений.   несчастью, это приводит к тому, что ученик становитс€ неспособным к самосто€тельной работе с новым материалом. —тепень самосто€тельности в сегодн€шней школьной образовательно-познавательной де€тельности ребенка стремитс€ к нулю. Ёто не относитс€ ко всем дет€м, конечно же, но к большинству точно. ƒа и, конечно, не все учител€ опустили руки и не понимают, как нужно делать свою работу, чтобы ребенок действительно научилс€ чему-то, а не был подготовлен только к написанию √»ј или ≈√Ё. —овременные услови€ диктуют свои правила (и не всегда в худшую сторону).

«а последние дес€ть лет очень сильно изменилась информационно-коммуникационна€ инфраструктура. –азвитие интернета и мобильных технологий помен€ли структуру мира до неузнаваемости. “еперь на получение любого рода информации требуетс€ на пор€дки меньше времени. Ёто большой плюс с одной стороны, и огромный минус с другой. —ейчас дети непрерывно получают информацию с несравнимо большей скоростью и в больших масштабах. Ёто положительно вли€ет на скорость воспри€ти€ и отрицательно на обработку и осознание информации. ќни вынуждены приспосабливатьс€ к такому потоку, и перестают еЄ осмысл€ть и превращать в полезные знани€. ѕоэтому обычный урок может стать мукой дл€ ученика, так как всЄ, что говорит учитель, слишком долго и неинтересно, а вдумыватьс€ в суть совсем не хочетс€. ƒомашние задани€ почти по всем предметам уже есть в глобальной сети, и выполнение упражнений легко становитс€ формальным переписыванием, что сводит на нет весь его смысл. ќптимизиру€ свою де€тельность, ученик тратит на них минимум энергии, что хорошо в локальном временном масштабе Ч он быстрее займЄтс€ другими делами, но катастрофа в глобальном Ч знаний и навыков он не получает вовсе!

Ќынешн€€ система образовани€ к этому не готова совершенно. ≈Є фундамент закладывалс€ в ———– дл€ решени€ задач актуальных на тот момент, и он совершенно не соответствует современным вызовам. Ёффективность образовани€, как в социальном плане, так и в личностном Ч одна из ключевых современных проблем. ќбразование, в котором каждый смог бы определитьс€, выбрать дл€ себ€ основное направление приложени€ усилий и добитьс€ в нЄм значительных результатов, или иметь возможность изменить свой выбор, будучи ещЄ в школе Ч это то, что сегодн€ хот€т получить школьники и их родители. ќни хот€т быть успешными, свободными и мысл€щими людьми, или, наоборот, хот€т ограничить себ€ узкими и пон€тными рамками, узнать обо всем понемногу и успешно социализироватьс€. Ёто их выбор, и сегодн€ он делаетс€ детьми очень быстро, даже слишком быстро, но в этом их право и их свобода. —истема образовани€ должна быть простроена таким образом, чтобы создать пространство, в котором обе крайние стратегии могут быть реализованы. —егодн€ этот вопрос очень актуален, необходимость разделени€ учащихс€ на подгруппы чувствуетс€ на каждом уроке. ¬ этом случае можно очень сильно повысить и скорость обучени€, и глубину погружени€, и уровень проработки, и тогда обучение станет более личностно-ориентированным.

ѕоэтому сегодн€ требуетс€ комплексна€ реформа всей системы. Ёто не должно выливатьс€ только в пересмотр методов контрол€ (≈√Ё, √»ј, ќ√Ё и пр.) и формальные изменени€ в расписании. –еформа об€зана полностью пересмотреть новую концепцию образовани€ с учетом вызовов времени, развитием технологий и соответствующей проработкой всех аспектов образовани€ от начальной школы до высшего образовани€.

—овременные информационно-коммуникационные технологии уже живут вместе с нами и измен€ют мир, поэтому только лишь обвин€ть их в чЄм-либо бессмысленно. Ќужно научитьс€ приспосабливать их наиболее подход€щим образом дл€ нужд образовани€. ѕопытки в этом направлении уже предпринимаютс€. Ёто различного рода онлайн-репетиторы, видеолекции, интернет-тесты, интернет-олимпиады, а также специализированное оборудование дл€ обучени€. ќни создаютс€ и преподнос€тс€ как альтернатива современному образованию, облада€ р€дом преимуществ: скорость обновлени€ образовательных материалов, временные ограничени€ (можно посещать зан€ти€ в любое удобное врем€), с любым теоретическим материалом можно ознакомитьс€ повторно, задать любое количество вопросов преподавателю, пройти тест столько раз сколько нужно и мгновенно получить оценку. “акже имеютс€ предложени€ по разнообразной технике дл€ модернизации традиционного преподавани€ Ч интерактивные доски, планшеты, электронные учебники и прочее. ¬сЄ это €вл€етс€ лишь модификацией уже имеющейс€ структуры образовани€, и не €вл€етс€ принципиально новой концепцией.

„тобы в головах детей по€вл€лись знани€, развивались способности и творческий потенциал, необходимо предоставить возможность примен€ть на практике то, чему их учат на уроках и увидеть те решенный и нерешЄнные вопросы, которыми полна люба€ из наук. ¬ысказывание Ђ„тобы пон€ть что-либо Ч нужно это сделатьї Ч известно ещЄ со времен —офокла. ќтчасти с этой задачей справл€ютс€ насто€щие лабораторные практикумы, но не обычные демонстрации в ходе урока. ќни позвол€ют Ђпощупать рукамиї теорию, убедитьс€ в истинности слов учител€ и получить еще один уровень понимани€ материала и уверенности в изучаемой теме. Ћабораторные работы должны занимать значительную часть зан€тий, а не €вл€тьс€ формальностью (как бывает в современных услови€х из-за нехватки часов на изучение программы, отсутстви€ лаборанта или ассистента). Ќа практикумах создаЄтс€ поле дл€ понимани€ основополагающих принципов тех или иных €влений, а также, при грамотной организации вида зан€ти€, может быть заложен интерес дл€ продолжени€ исследовани€ выбранной темы.

Ќо как же быть с творческим началом? ¬ каком месте практикума ребенок может отступать от правил? ƒело в том, что на практикуме нет места творчеству, у него друга€ цель.  роме того, не кажда€ тема практикума привлекательна дл€ ученика, а возможностей дл€ более глубокого изучени€ отдельных вопросов не предусмотрено. ќчень мощным инструментом дл€ решени€ этих задач €вл€етс€ проектный подход. ѕроект подразумевает постановку задачи таким образом, чтобы дл€ его решени€ ученику необходимо было освоить несколько новых тем, заранее или по ходу получить определенные навыки, умени€, окунутьс€ в проблему и в итоге прийти к желаемому результату (может быть, и неожиданному). –абота над проектом создаЄт хорошую мотивацию дл€ достаточно глубокого освоени€ теоретического материала, так как требует от ребенка большого количества самосто€тельных действий, направленных на решение данной задачи и смежных с ней вопросов. » все современные средства получени€ информации оказываютс€ как нельз€ кстати. Ќапример, чтобы решить какую-то небольшую задачу в своем проекте ему не нужно часами сидеть в библиотеках в поисках информации о том, что такое элемент ѕельтье и с чем его ед€т, он может быстро найти в глобальной сети необходимую информацию о нЄм, св€затьс€ с людьми, которые разбираютс€ в вопросе и получить необходимые ответы. ѕри этом уровень самосто€тельности ограничен, в основном, только способност€ми самого ребенка, а не нормами и правилами школы или учител€. ¬ таких услови€х ученик получает реальный бесценный опыт исследовательской работы, работы с оборудованием, материалами, у него по€вл€етс€ реальна€ мотиваци€, спровоцированна€ собственным интересом. Ќесомненно, дл€ организации процесса такого рода нужен хороший наставник (учитель, тьютор, научный сотрудник), который сможет грамотно поставить задачу, направить ход мыслей ученика, создать правильное рабочее и информационное поле над темой и материалом.

“ут мы приходим к вопросу организации проектной де€тельности.  ак она должна быть устроена? —колько времени может зан€ть проект? —колько проектов должен сопровождать один учитель? » самое главное Ч какими качествами должен обладать проект высокого уровн€?

ѕо первым трЄм пунктам нельз€ дать точного ответа, так как это зависит только от индивидуальных способностей, навыков и знаний, тогда как третий пункт имеет вполне конкретные характеристики. ÷ель любого хорошего проекта Ч раскрыть потенциал ученика, вы€вить и показать ему его сильные и слабые стороны, дл€ чего нужно учитьс€, как можно учитьс€ и насколько тернист путь к насто€щим результатам. “емы могут быть самыми разнообразными и носить метапредметный характер. Ёто позвол€ет не зацикливатьс€ на одном предмете, смотреть шире, узнавать больше, готовитьс€ к реальной жизни. √лавное, чтобы проект не становилс€ очередной лабораторной, не об€зан был бы нести на себе штамп Ђисследовательскийї, Ђприкладнойї, Ђактуальныйї, не об€зан был бы выполн€тьс€ в течение 10 часов в год, то есть не должен уложитьс€ в очередное Ђпрокрустово ложеї нормативов.  огда у ученика по€вл€етс€ понимание принципа освоени€ любого материала и ценности добытого им знани€ даже по отдельному вопросу, он перестаЄт нуждатьс€ в посто€нном стимулировании к изучению предметов. Ђ¬ы не сможете ничего добитьс€, пока у вас не будет чего-то захватывающегої, писал Ѕлез ѕаскаль. јктивное освоение проектной работы позвол€ет развить: практические навыки, умение ставить вопросы, формулировать гипотезы, овладеть научным методом, работать в команде, искать и верифицировать информацию, представл€ть результаты своей работы, защищать свою позицию, делитьс€ знани€ми. “аким образом, создаютс€ компетенции, которые будут востребованы в будущем, в том числе и способность самосто€тельно находить решение дл€ нетривиальной задачи с использованием имеющегос€ инструментари€.

—егодн€ очень трудно представить, что вдруг все учител€ в школах станут заниматьс€ проектами, что сами собой решатс€ организационные трудности и сами по себе возникнут темы дл€ проектов. ѕоэтому дополнительное образование может выступить площадкой дл€ формировани€ данной концепции, отработки методик, создани€ специализированных программ и рекомендаций.

—овременный мир требует все больше уникальных решений дл€ нетривиальных задач. „тобы воспитать грамотного и компетентного человека дл€ будущего, которое наверн€ка будет отличатьс€ в значительной степени от сегодн€шних представлений о нЄм, необходимо не забывать о школе. ѕоддерживать и модернизировать образовательную концепцию на прот€жении всего времени еЄ существовани€, не допуска€ застаивани€ и устаревани€. “олько тогда это позволит вывести на качественно новый уровень все аспекты нашей жизни.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020