Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследовательская работа на тему:

СЕМЕЙНЫЙ ОБЕРЕГ (ЭЭРЕН) – ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СЕМЬЕ И СУРОВЫЙ СТРАЖ ДОМАШНЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Выполнила: Хомушку Сай-Суу Орлановна
ученица 10 класса МОУ СОШ № 1 с. Кызыл

Научный руководитель: Ооржак Зоя Сартыбаевна,
учительница тувинского языка и литературы

МОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчиксного района Республики Тыва

Введение.

Национальные традиции - это общественные явления, которые многократно повторяются, устойчиво, общепринято вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности. Посредством традиций от родителей детям передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приёмы, формы, мотивы деятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления.

Непосредственную роль в передаче культурных, нравственных и духовных ценностей играет семейное воспитание через быт и атрибуты, которые передают жизненный опыт и знания народа.

Так передача духовного наследия поколениям принадлежит семье. Она является культурной и социальной ячейкой общества. В семейном быту отражаются особенности социально-экономического, нравственного уклада народа и его культурных традиций, образа жизни. Поэтому сведения о семье являются важнейшим источником для этнографической характеристики народа, его культурно-бытового облика. Только в семье человек связан с традициями народа, здесь происходит процесс формирования жизненного опыта ребёнка.

Актуальность

Изучение атрибутов семейного оберега (ээрен) и их значение позволяют сохранить национальные духовные традиции. Духовные проявления национального семейного этикета - основополагающая традиция при формировании поведения, стиля взаимоотношений с окружающими людьми.

Соблюдение принципа преемственности в семье.

Объектом исследования является семейный оберег (ээрен), а предметом - содержание и его значение.

Цель исследования: Изучить и описать содержание и значение оберега у конкретной семьи и его краткое описание. Изучение оберега семьи в воспитательном аспекте. Сравнение с другими подобными предметами.

Задачи: ознакомиться с научными и литературными источниками описания оберега; определить и выяснить отношение современных людей к этому предмету.

Новизна: Изучить значимость оберега (ээрен) в семье Донгак.

Практическая значимость работы состоит в том, что изучая историю оберега рода Донгак, мы узнаем больше о значении ээрен (оберега) в целом тувинцев.

Методы исследования: исследовательский, анализа и синтеза, поисковый, интервьюирования, описательный.

Результат исследовательской работы: Исследовательскую работу мы проводили с сентября 2009 года по ноябрь 2010. Изучили обзор научной литературы и выявили, что у соседей хакасов емегельджин (оберег) тоже имеет применение. Мы выявили,что ээрен(оберег) уже 63 года служит роду Донгак, который имеет пятнадцать атрибутов. В содержании, описании и значении тувинского и хакасского оберегов есть семь похожих, восемь отличающихся от научных трудов предметов. Все мои родственники знают о нем, почитают, поклоняются ему и чувство родства близка каждому из нас. Ээрен (оберег) рода Донгак - это семья и связь поколений, передача жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому.

Значение семейного емегельджин (оберега) у хакасского народа.

Семейный оберег приобщает и развивает уважительное отношение и интерес к семейным традициям, обеспечивает начало национального характера в формировании личности. Слово «оберег», означает предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь (6). Он является традиционным средством защиты от внешних негативных факторов, одним из атрибутов духовной культуры. У хакасского народа важное значение приписывалось оберегу в охране маленьких детей от болезней.

Если в семье умирали дети в раннем возрасте, то по совету шаманов в юрте изготавливали специальные культовые предметы из различных материалов. Это емегельджин, емеген (оберег) или онгон (оберег) изготавливался для тех, кто не имеет детей (или у кого родятся, да умирают). Емегельджин (оберег) состоит из четырехугольного добавочного лоскута, на котором нашиты куколки; на головах куколок сделаны меховые шапки; к животу куколок пришиваются пучки ямалы, или как урянхайцы произносят джамала (чалама - лоскутки цветной бязи в палец или в два шириной, и до 1-2 четвертей длиной); на лицах кукол тремя бисеринками намечены глаза и нос; вместо шапочки пришит лоскуток от шкурки белка или другого зверька; такие же лоскутки пришиты к концам рук вместо ошлагов; также оберег всегда имел «запас пищи»-пришитые мешочки с зерном, сыром. Этот лоскут имеет вверху шнурки, которому он подвешивается к юрточной решетке. Предварительно лоскут опускается в войлочный чехол, который посредством шнурков подвешивается к решетке. Иногда куколки прямо нашиваются внутри войлочного чехла, который имеет один край отверстия длиннее закрывается, вроде наших портфелей (4)

Оберег-хранитель располагался на женской стороне юрты, жилища кочевников. Для охраны будущего ребенка беременной женщине шаман изготовлял в качестве оберега «иней тос» - фетиш богини Умай, которая покровительствовала деторождению. У хакасского народа оберег подвешивалась у изголовья кровати. Верили, что ребенок находится под покровительством небесных сил (3).

История создания семейного оберега(ээрена) рода Донгак.

Семейный оберег (ээрен) рода Донгак по линии моего отца Хомушку Орлан Сартыбааевича до настоящих дней бережно передается из поколения в поколение 63 года.

Он был изготовлен осенью 1948 года моим прапрадедушкой Монгуш Сагаан Даргановичем (1880-1956). Он - дядя прапрабабушки Донгак Кок-Кат Дулаановна (1898-1969), в те времена был родовым шаманом. По сведениям Шырып Бады-Серен Донгаковны (1932), у моей прапрабабушки Донгак Кок-Кат Дулаановны была единственная дочь Донгак Серимаадай Эрес-ооловна (1917-1986). Донгак Кок-Кат Дулаановна хотела, чтобы у её единственной дочки в юрте было весело и шумно от детских голосов, и обратилась к родовому шаману, чтобы у молодой семьи родилось много ребятишек, которые знали своих предков до шестого колена. Прапрадед Монгуш Сагаан Дарганович провёл камлание (ритуал шамана) и в течении трех дней сделал ээрен(оберег) молодой семье Серимаадай. С тех пор этотоберег передаётся из поколения в поколение:

1. Донгак Серимаадай Эрес-ооловна(8детей) дочь Кок-Кат Дулаановны

2. Донгак Шырыпчык Анар-оолович (1865-1938)(8детей, сын Серимаадай Эрес-ооловны

3. Шырып Сартыбаа Донгакович( 1927-1991)(14детей, сын Шырыпчык Анар-ооловича)

4. Шырып Бады-Серен Донгаковна(1932) -79 лет(9детей), младшая сестра Сартыбаа Донгаковича

5. Ооржак (Шырып) Зоя Сартыбааевна(1960) -51 лет, (Зсына, дочь Сартыбаа Донгаковича.

6. Хомушку (Шырып) Орлан Сартыбааевич(1971)(4детей)младший сын Сартыбаа Донгаковича

Весь род Донгак жил на территории сумона(села) Хонделен. Род Донгак считался людьми с достатком в этой местности. Моя прапрабабушка Донгак Кок-Кат Дулаановна жила в местечке Дулаан-Кара с семьёй своей дочки Серимаадай. Она передала в наследство всё своё имущество и скот.

Мой прапрадедушка Донгак Шырыпчык Анар-оолович жил неподалеку от матери в местечке Соок-Одек (Холодное-Стойбище).Его сын Сартыбаа женился и переехал жить в местечко Шивээлиг-Даг (Гора-Крепость). Чтобы быть поближе к школе и выучить детей, он переехал в местечко Шангыр (1956г), а Бады-Серен жила вблизи отца, в местечке Калбак-Тей, потом переехала в местечко Барлык(1959).

Поколения, которые сохраняли, сохраняют оберег, жили и живут счастливо и в семьях много детей. Есть родовая семейная традиция – оберег передаются в семью только нашего рода, нуждающейся в защите от злых духов. А семья, где рождается 3 сына подряд считается особо уважаемой и право хранить ээрен-оберег передаётся этой семье.

Предметов, находящиеся в обереге (ээрен) нельзя заменять другими, а пополнять можно, но тоже с помощью родового шамана Сечек Хурен-оол Сарыгларовича (67 лет)-дедушка по линии моего отца. Бабушка Бады-Серен предупреждает что, нельзя заменять, удалять, уничтожать предметы оберега, он утратит свою силу. Поэтому он хранится до сих пор в первозданном виде. В настоящее время ээрен (оберег) моих предков служит и оказывает магическую помощь нашей семье.

Содержание семейного оберега тувинцев у рода Донгак.

Тувинцы - кочевой народ, поэтому содержание ээрен (оберега) было приспособлено к кочевому образу жизни. Он является священной вещью, передаваемой из поколения в поколение. Ээрен (оберег) семьи Донгак, который уже много лет удерживается на орбите жизни, удивляя своим разнообразием, предстал в новом облике. Рассмотрим вкратце, как устроен оберег у рода Донгак:

- оберег сделан в виде сумки, сверху закрывается четырехугольным добавочным лоскутком. Сделан когда-то из плотной белой ткани - бязь, сейчас она имеет желтовато-серый цвет от «долголетия». Края обшиты тонкой красно-пёстрой материей. Белый цвет у тувинского народа означает цвет молока матери, цвет белого медведя-хозяина мира. Красный – цвет восхода, захода солнца, цвет тепла, жизни, урожая. Пестрый цвет-цвет богатства родной земли, к которой каждый человек должен относиться бережно (2). 4 угла лоскута- 4 части света означают: «Птенец вырастет – всюду полетает, ребенок вырастет - везде побывает» - говорят тувинцы. Это объясняет то, что где бы ни был человек - везде должен быть верен своей малой родине;

- к сумке прикреплен атрибут «Гнездышко птички-мастерицы», сшитый из той же бязи, украшен узорами в виде (кас-демдек) знака в виде креста-свастики. Этот знак у тувинского народа с древнейших времён означает знак буддизма: мужское начало и мощную силу. Свастика (касс-демдек) в центре тувинского узора и орнамента - означает красоту жизни, души и тела человека. В прошитой изнутри войлочной подкладке «гнезда» спрятаны пуповинки ребятишек, снаружи она украшена десятью нанизанными 5-6 бусами в виде чавага (вплетаемое в косу украшение для косы) на конце, чтобы у этой семьи детей было не меньше 6-7. Это знак того, чтобы в семье рождались красивые девочки;

- к сумке пришита фигурка человека, она означает продолжение рода;

- есть две раковины каури: первая, пришита к «дверце» «гнездышка», вторая к колыбели с фигуркой ребенка. Это говорит о том, что пуповины детей в «гнезде» и новорожденные малыши рода надежно защищены;

- к лоскутку пришита 51 короткая разноцветная ленточка, 3 длинные чаламы (белая бязь в длиной 20-30 см, шириной в палец или два) означают поклонение Земле, Небесам, Луне, Солнцу;

- национальная тувинская колыбель с фигуркой ребенка - атрибут родного «гнезда» - юрты, родной земли ребенка; - лук и стрела, аргамчы (аркан,корда), сыдым (кожаный аркан, лассо) в основном делались для мальчика - символы мужской удали, быстроты реакций, силы и мужества;

- пучок стриженых волос ребенка-продолжение роста его имущества (домашних животных), которых подарили во время стрижки волос в 3 года, с достижением 5-7 лет он становится ответственным, будет сам следить за ними, и пасти.

- 1 паш (1 чаша, сделанная из алюминия). Недаром тувинцы говорят: «Хороший конь хозяина обогатит, хороший охотник людей насытит». Это учит тому, чтобы принимали земные блага в меру, были щедрыми и бережно относились к природе.

- 13 пришитых узорчатых пуговиц, 14 кусочков шкурок белки – символ достатка, богатства и показывают материальный уровень семьи, всех детей рода;

- 18 нанизанных уголочков ушек ягнят и козлят (прикрепляли каждый год по одному);

- 2 чода соогу (2 берцовой кости барана); 2 кажык (2лодыжки барана) – знак трудолюбия, богатства и достатка. Это означает - человек должен крепко стоять на ногах в жизни, в своих убеждениях, мыслях, побуждениях, делах;

- 2 семейных священных миниатюрных лука и стрелы (1) поражают злых духов, и выполняют функцию охраны души ребенка.

Выводы.

Ээрен-оберег рода Донгак - это скорее, ансамбль, где всё слито в единое целое. Он устроен точно так же, как описывается в научных работах учёных(1), но есть тщательно подобранные вещи, удивительные по своему духовному, нравственному, патриотическому значению. Сочетание предметов оберега-ээрена утончённо мудры: соединяются назначение цвета, значения атрибутов из природного материала. Главное в (ээрен) обереге семьи – нравственное оформление, где угадывается национальное народное начало. Здесь отсутствует чёткая граница между значениями каждого предмета, главное - перетекание одного в другой.

Наша работа направлена на развитие интереса к истории своего рода, способствует сохранению традиций и духовной культуры и памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая данные о своих родственниках, мы развиваем у нашего поколения бережное отношение к культурному наследию рода, уважение к старшему поколению. Этот предмет учит нас бережно относиться ко всему, что нас окружает и к предметам традиционного национального быта.

Изучая оберег рода Донгак, мы выявили, что все родственники знают об этом предмете, почитают, поклоняются ему. Все семьи рода Донгак имеют крепкое и сильное здоровье, счастье есть в каждом доме.

Заключение:

В результате исследовательской работы мы не только выявили родственников, которые пользовались «помощью» родового (ээрен) оберега, но и ознакомились с его содержанием, силой и могуществом в воспитательном аспекте. Мы многое узнали про свой род, традиции своего народа, что он сохранил свою историю для будущего поколения. Настоящая семья, это не семья из трех человек, как принято сегодня. Настоящая идеальная семья это: бабушка, дедушка, мама, папа и много детей. Наш семейный оберег-это семья и связь поколений, передача жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому, поучения детям, ответственность за благополучие каждого члена семьи, труд души, смысл жизни, воспитание сути вещей, это и надежда на будущее, и мера, которой всегда будет измеряться совесть наших детей в будущем.

Литература:

1. К.Д. Аракчаа. К.С. Шойгу Урянхай. Тыва - Дептер IV-начало XX в. Том 2. М., 2007. – С. 469-470.

2. Донгак С.Ч. Цвет и его символика в тувинской кочевой культуре.// Ученые записки ТИГИ, Вып. IV, Кызыл, 2005 год

3. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре у хакасов. - СПб., 2000. - С 22.

4. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. // Ученые записки. ТИГИ, Вып. IV// Кызыл, 2005 год

5. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. - С.226

6. Толковый словарь русского языка / / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М 2000.-С.426.

Информаторы:

1. Бады-оол Елизавета Донгаковна (67 лет) - держит личное подсобное хозяйство

2. Майны Биче-оол Салчакович (63 года) - руководитель районного музея

3.Ооржак Алдын-кыс Сагаановна (61 лет) - тётя по линии отца

4. Ооржак Полина Кожаяковна (61 лет) - тётя по линии отца.

5. Ооржак Уйнукпаа Маадыр-ооловна (72 года) - моя бабушка по линии отца

6. Шырып Бады-Серен Донгаковна (79 лет) - моя бабушка по линии отца



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017