Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации

Приведенная ниже работа была
опубликована в журнале "Исследовательская
работа школьников" Издательского дома
"Народное образование" и была любезно
предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым
в 2017 году.
Из огромного количества статей, опубликованных
в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы
отобрали публикации в области экологии, биологии,
географии и краеведения, а также небольшое число
работ по археологии, истории и культуре.
Для облегчения поиска и навигации по
данному разделу, все работы сгруппированы по
нескольким нижеследующим рубрикам:
Общие вопросы - теория,
Общие вопросы - практика,
География,
Биология,
Экология - теория,
Экология - практика,
Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии
Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.
Исследовательская работа в школе: рефлексия научных руководителей
Сергей Владиславович Вершинин
заведующий Информационным центром Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат технических наук
Светлана Юрьевна Прохорова
доцент, проректор по развитию регионального образования Ульяновского УИПКиППРО
Вот уже 20 лет в Ульяновской области действует не совсем обычная форма организации педагогических исследований. Ситуация, когда кабинет учёного из академического института перемещался непосредственно в школу, нередко встречалась в нашей стране и раньше. Но массовое превращение школьных классов в исследовательские лаборатории, а учителей — в исследователей — явление достаточно новое и необычное.
Медиабезопасность: от испуга до признания
Сначала казалось, что это результат какого-то редкого стечения обстоятельств, следствие минутного порыва энтузиазма, который, вскоре рассеявшись, исчезнет без следа. Но идут годы, а движение не угасает, напротив, оно набирает силу и радует своими всё более прочными и глубокими результатами. Сегодня областная программа развития инновационных процессов (РИП) включает более 100 образовательных организаций разного уровня и по разным темам.
Салмановская средняя школа Ульяновского района участвует в программе РИП с 2007 года. Тема исследования «Формирование информационной компетентности сельских школьников» оказалась актуальной и перспективной. Предлагая тему коллективу школы, мы, как научные руководители, подразумевали под ней проблему защиты от манипуляции сознанием, на что участники работы вначале поглядывали с опаской. Понятно, что на манипуляционных технологиях держится вся реклама, но основное направление их использования — управление «массами», политтехнологии, промывка мозгов, а это афишировать не принято. С другой стороны, «запретность» темы создаёт дополнительный интерес, а материалы для работы можно брать не из «окружающей среды», а из жизни «потенциального противника» (в это время о нём снова начинали говорить в таком аспекте). А дальше надеяться на перенос навыка — технологии-то используются одни и те же.
Но с 2011 года актуальность этой темы неожиданно была подтверждена на самом высоком уровне, и это направление даже сменило название на «медиабезопасность». По инициативе П.А. Астахова, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, 1 сентября 2011 года был объявлен днём медиабезопасности. Под медиабезопасностью чаще всего понимается умение пользоваться современными средствами связи без вреда для себя. Но растёт и осознание важности умения оценивать степень достоверности сообщений средств массовой информации.
Так, Астахов, в частности, отметил: «Часто дети принимают всё, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные технологии в рекламе, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны — теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. …Считал бы необходимым предложить Министерству образования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемой “Медиабезопасности детей и подростков”».
Вот так мы и оказались впереди паровоза — по крайней мере, в школьной среде. Учителя Салмановской школы с начала работы по теме исследования проявили активность и заинтересованность. Правда, вначале главной проблемой было — поверить в свои силы. У многих основным ощущением был ... испуг. До слёз — как это я буду выступать, когда я не умею! Но оказалось, что неверие в свои способности было именно неверием, а не отсутствием этих способностей — в повседневной школьной рутине они были просто не востребованными.
Учителя стали участвовать в мероприятиях в других школах, на районном и областном уровне. Начали проводить их у себя, приглашать других к себе. Сейчас и районные, и областные мероприятия проводятся школой в рабочем порядке, причём на достаточно хорошем организационном и методическом уровне. Школа стала заметной и в районе и в области.
Однако не секрет, что внешне схожие результаты могут получаться весьма различными способами, и иметь различные мотивы. Одно дело — как мы видим это со стороны, другое дело — как в этом чувствуют себя сами участники. Чтобы получить картину субъективного восприятия этой работы учителями школы, мы предложили им оценить своё участие в ней, предложив несколько «наводящих вопросов».
Главная цель предложенных вопросов — понять, а полезна ли исследовательская работа в школе в принципе? Программа РИП — это хорошо, но если вся эта деятельность отделена от повседневной школьной жизни, представляет собой просто очередную шумиху для аттестации, а ученикам от неё никакой пользы, то нужна ли она школе...
Результаты получились интересными, хотя и не неожиданными, но и эти результаты вполне показательны, причём не только с точки зрения участия в исследовательской работе: и содержание, и стиль ответов, и сама манера осмысления своего участия в жизни школы иллюстрируют состояние сегодняшнего учителя, его надежды и устремления.
Пожалуй, первое, что настораживает в отзывах, это ориентация «на правильный ответ». Здесь совмещаются два фактора: 1) отвечать надо так, чтобы получить хорошую оценку (а не так, как я думаю), и 2) формулировать ответ надо «развёрнуто» и стереотипно (а не так, как говорят нормальные люди).
Зажатость в формулировках собственных мыслей возникает не только вследствие профессиональной деформации личности. Да, когда от учеников постоянно требуешь изъясняться определённым образом, это действует и на тебя самого. Но в положение виноватых учеников поставлены и сами учителя: документы, планы, отчёты, курсы и аттестации — всё это требует специфического способа описания, усвоения специфических шаблонов и произнесения специфических наборов слов. Причём содержание этих слов во многом оказывается неважным — важно уложить их в правильную форму, а форма эта обусловлена не здравым смыслом, а произволом её создателя. В конечном счёте, явление социального конформизма берёт своё, и учителя начинают считать, что так говорить — нормально, и изъясняются таким образом даже там, где это не обязательно.
Таким образом, полученные отзывы затемняет мощный фильтр «правильного ответа», послушности и дисциплинированности учителей. И оценивать их надо с соответствующим отфильтровыванием «тяжёлой артиллерии школьной бюрократии» и переводом на нормальный язык. Поэтому из полученных ответов мы убрали формальные и тривиальные, по возможности переведя оставшиеся на обычный язык. Часто при этом из 8–10 строчек текста получается коротенькое «Да». Кстати, отрицательных отзывов нет ни в одном ответе — остаётся надеяться, что это не просто стремление угадать правильный ответ.
После таких оговорок давайте познакомимся с некоторыми впечатлениями учителей.
Полезно ли для Вас участие в исследовательской работе школы
Полезно и интересно. Очень нравится. Полезно тем, что в этой работе я приучаю учеников к самому слову «исследование».
Интересно ли Вам этим заниматься?
Тема совпадает с моими личными интересами. Тема манипуляции сознанием хорошо изучена в теории, но мало практически значима на практике. Многому учишься и много нового узнаёшь для себя. Этой работой я могу увлечь детей и привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Общаешься с коллегами своей школы и региона.
Чему новому Вы научились в ходе этой работе?
Разбираться в понятиях проектной деятельности. Я научилась по-другому воспринимать услышанную и увиденную информацию. Приобщать детей к исследовательской работе на обычном уроке. Такая работа с детьми возможна только на добровольной основе, поэтому на первом этапе я формирую группу учащихся, желающих заниматься творческой деятельностью.
Как менялось ваше отношение к этой работе за время участия в ней?
Появлялось много вопросов, на которые хотелось побыстрее получить ответ. Первоначально работа воспринималась как рутина, а потом захватила. Я познакомилась с новыми направлениями в образовании. В начале работы было много непонятного, а со временем всё встало на свои места.
Моё отношение к исследовательской работе изменилось в положительную сторону после участия в 2011 году в конкурсе «Малая академия». Я стала тьютором зонального этапа конкурса, и мне стало намного интереснее. Я научилась работать не только с компьютером, но и собственно с информацией. Я стала приобщать детей к исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования, что позволяет мне выявлять и развивать их способности. Я обратила внимание на то, что Интернет может влиять и негативно, и учитываю это в работе с детьми.
Помогает ли эта работа школе, учащимся и учителям?
Кроме опыта и знаний она даёт возможность «продвижения» — участия в конкурсах и т.п. Она даёт учителям больше возможностей заявить о себе, возможность публикаций. Ребята участвуют в конкурсах, которые им действительно интересны.
Появилась возможность представлять результаты деятельности учащихся и педагогов на уровне региона и даже страны. В школе образовался творческий исследовательский коллектив учителей. Школе всё труднее конкурировать с телевизором, но наши ученики тут в выигрышном положении.
Узнаёшь для себя много нового. Индивидуальная работа с детьми и направленность на успех создают особые отношения — они с тобой уже в любых начинаниях. Исследования повышают заинтересованность учащихся. Направление работы помогает практически реализовать концепцию модернизации российского образования — с развитием личности и способностей ученика. В процессе работы в школе формируется новый вид педагогического общения, сотрудничества учителей и учащихся.
Помогает ли она Вам в подготовке к аттестации?
Конечно, ведь для аттестации нужны документы, подтверждающие участие учителя в такой деятельности. Благодаря программе спецкурса, подготовленного мной в рамках этой деятельности, я аттестовалась на высшую категорию. Помогли материалы, наработанные в её рамках. У меня и моих учеников хорошие результаты в региональных конкурсах, печатные материалы областного уровня, сертификаты и грамоты.
Стала ли Ваша деятельность в школе более разнообразной?
Материалы нашей работы помогают мне разнообразить свои занятия. Разработки тем использую и в урочной и во внеурочной деятельности. Исследовательская работа не обязательна, ею занимаются чаще из интереса. — это новая точка зрения на любой материал, в том числе и на учебный. На своих занятиях я стала использовать материалы в рамках исследовательской тематики. Я стала использовать в работе с детьми проектные методы и методы исследовательского обучения. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса. По этой теме в школе стали проходить различные мероприятия — школьного, районного и областного уровня.
Какие трудности возникали у Вас в процессе работе?
Дефицит времени. Загруженность различной документацией, Ранее — новизна и необычность темы, сейчас — необходимость оплаты участия учащихся в мероприятиях регионального и всероссийского уровня. Поддержка мотивации младших школьников. Тут нужна ещё и помощь родителей. Выбор темы, актуальной и интересной и для ученика, и для педагога. Выявилось слабое место школьников — публичное выступление.
Ваши предложения по развитию темы
Включать в неё родителей, жителей села, учащихся и учителей других школ. Больше вовлекать учащихся в эту работу, знакомить с ней их родителей. Наработанные материалы представлять учащимся и родителям. Обмен опытом с коллегами из других школ. Развивать внеурочную деятельность младшего школьника. Попробовать начинать эту работу с детского сада. Нужно больше конкурсов для детей из начальных классов, чтобы они могли лучше раскрывать свои способности. Одной «Малой академии» уже мало. Уроки медиабезопасности нужно проводить повсеместно — именно по противодействию манипулированию.
Интересно учителю — интересно ученику
Вот такие отклики. Да и по общим впечатлениям о школе результаты схожие. Получается, что и в самом деле участие в программе развития инновационных процессов полезно и интересно не только для отчётов.
Одним из первых крупных мероприятий по теме исследования стал областной конкурс учащихся «Медиабезопасность школьника» (в 2012 году). Конкурс проводился в два этапа: заочный — когда жюри оценивало и отбирало письменные разработки учащихся, и очный — в виде межшкольной конференции учащихся с выступлениями авторов лучших работ. Двухступенчатый конкурс позволил участникам существенно доработать свои доклады к очному этапу и подготовить хорошие сопроводительные материалы — жюри особо отметило высокий уровень представленных докладов.
В феврале 2014 года также на базе школы проведена областная научно-практическая конференция «Медиабезопасность школьника: опыт, проблемы, пути решения». Её целью было обсуждение состояния и тенденций медиабезопасности школьника, выявление актуальных проблем, поиск возможных путей их решения на основе опыта Ульяновской области.
Работа проходила по направлениям: медиабезопасность: восприятие информации школьником; методика медиабезопасности; медиабезопасность в общеобразовательных предметах; практика обучения медиабезопасности; безопасный Интернет и безопасный телевизор.
Выпущен сборник материалов конференции «Медиабезопасность школьника: опыт, проблемы, пути решения»; основные результаты работы с 2007 по 2012 годы представлены в методическом пособии: «Медиабезопасность школьника»: на сайте школы создан раздел «Медиабезопасность школьника» — http://ul-salmanovka-sosh.ru. — виртуальная выставка образовательных программ по теме исследовательской работы. Учителя Салмановской школы участвовали в областном семинаре «Дети и Интернет: проблемы информационной безопасности», организованном региональным информационным центром. А для участников областной программы развития инновационных процессов в Ульяновском ИПКиППРО проведён семинар по теме: «Медиабезопасность школьника».
Другие школы Ульяновской области тоже начали интересоваться этой темой. В рамках обмена опытом на базе средней школы № 35 г. Ульяновска был проведён совместный проблемный семинар «Информационная компетентность школьников на разных ступенях обучения».
Ещё одна форма распространения опыта на региональном и всероссийском уровнях — выпуск научно-методического журнала «Инновации регионального образования»: каждый выпуск посвящается одному образовательному учреждению — участнику областной программы РИП — и, соответственно, отражает всю методическую систему, лежащую в основе деятельности этой школы. Девятый номер журнала за 2013 год посвящён описанию опыта педагогического коллектива Салмановской средней школы.
Многие учителя начали принимать участие в новых для них мероприятиях — и не только по теме исследования. В первую очередь называют «Международную выставку-ярмарку инновационных образовательных проектов»: она открывает принципиально новые каналы продвижения педагогических инноваций, предлагает новые формы общения авторов инновационных материалов с потенциальными потребителями, порождает и организует педагогические инновации. Часто они актуальны и могут с успехом применяться далеко за пределами той школы, где были разработаны и апробированы. Отдельный интерес представляют инновационные проекты и опыт школ и педагогов, ставших победителями в рамках национального проекта «Образование». Кроме того, инновации могут быть привлекательными с точки зрения инвестиций, что открывает новые возможности для их распространения. В этой ситуации отчётливо осознаётся и растёт потребность в активном обмене опытом между педагогами, учреждениями, регионами.
Привычное знакомство с педагогическими новшествами через посещение открытых уроков коллег, организацию и участие в семинарах и творческих встречах уже не может в должной мере удовлетворить потребность педагога в профессиональном развитии. Требуются такие формы знакомства с работой коллег и приобретения собственного опыта, которые отличались бы от традиционных большей социальной значимостью и массовостью, а главное — возможностью для большого круга заинтересованных лиц представить свои инновационные наработки и, одновременно с этим, познакомиться с разнообразными инновационными предложениями (и, возможно, приобрести их!). Такой формой и стала Международная выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов.
Важно, что исследование не живёт изолированно. Его результатами пользуются и на уроках, и во внеурочной работе, причём оно влияет не только на содержание занятий, но и на методы работы.
Итак, положительные аспекты исследовательской деятельности в школе:
- повышается общая культура педагогического труда, деятельность школы приобретает более организованный и целенаправленный характер;
- многие учителя получают дополнительную квалификацию педагога-исследователя; значительно активизируется процесс повышения квалификации даже тех учителей, которые не принимали участие участия в научной работе;
- в процессе исследования педагогический коллектив открывает новые идеи, возможности, которые становятся основой программы развития школы, иногда благодаря этому буквально выходит из состояния кризиса;
- совершенствуется система управления, в исследовательской работе проявляются новые лидеры, которые потом приходят и на административные посты в школе. Поскольку они приходят к управлению как носители определённых инновационных идей, их управленческая деятельность приобретает особую эффективность;
- укрепляются и расширяются связи школы с другими экспериментальными площадками, учреждениями высшего, среднего профессионального и дополнительного образования;
- растёт престиж школы, она становится известной, более привлекательной для учеников и родителей.
А для педагогов это хорошая форма повышения квалификации, причём, интересная для них самих. Если заниматься с детьми тем, что интересно самому учителю, ребятам это тоже будет интересно. А затем и к другим предметам мотивация появится.
Рубрики (разделы) сайта, содержащие
публикации по проблемам организации
исследовательской и проектной деятельности
школьников:
На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные
исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары,
посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы
Исследовательские работы и Публикации.
Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и
публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие
исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и
проектной деятельности.
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
- полевые практикумы,
- экологические образовательные экспедиции,
- экологические лагеря,
- конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
- материалы семинаров и конференций,
- методики полевых исследований (проектной деятельности),
- детские исследовательские работы (проекты),
- экологические тропы,
- "экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
|