јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ƒиагностика исследовательских интересов учащихс€

ћкртч€н јревикћисаковна
методист √јќ” ƒќƒ  ќ Ђќбластной центр детского и юношеского туризма и экскурсийї, г.  емерово

 

«анима€сь в объединении по дополнительной общеразвивающей программе, подростки не только удовлетвор€ют свои потребности в общении со сверстниками и реализуют творческий потенциал, но и получают возможность воплотить порой довольно амбициозные исследовательские устремлени€. ¬ этот период (средний школьный возраст) происходит становление познавательных интересов, по€вл€етс€ стремление знать и уметь что-то по-насто€щему. ‘ормируютс€ элементы теоретического мышлени€, подросток учитс€ оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач.  роме того, в 12-13 лет и старше он уже пользуетс€ достаточным доверием со стороны взрослых, чтобы быть вовлечЄнным в серьЄзные исследовани€: проводить более сложные эксперименты и наблюдени€, в том числе и самосто€тельно, брать интервью, анализировать получившиес€ данные на более глубоком уровне, участвовать в экспедици€х. ¬ подростковом возрасте мотивы учени€, приобретени€ новых знаний важны дл€ формировани€ жизненной перспективы. [2]

Ќо участие взрослого наставника, педагога, безусловно, необходимо ему и теперь. ќдна из функций, которую выполн€ет руководитель Ц это координирование, направление своего ученика в нужное русло.  то как не педагог поможет сделать главное: выбрать по-насто€щему исследовательскую тему?

‘ормулирование исследовательских интересов у подростков, пришедших в объединение, можно начинать с самых первых зан€тий Ц уже после объ€снени€ целей и задач обучени€ по программе, основных форм работы, планов на участие в меропри€ти€х и конкурсах. ѕомимо личной беседы с каждым, можно провести несколько упражнений на знакомство и сплочение всей группы, во врем€ которых учащиес€ подел€тс€ своими интересами и увлечени€ми, например, нарисовать и заполнить Ђкруги интересовї. [4]

ќдновременно со вступительной диагностикой знаний можно предложить заполнить небольшую анкету, активизирующую познавательный интерес. ѕример вопросов, которые могут быть в такой анкете: Ђ≈сли € учЄный, то...ї, Ђ≈сли € получу Ќобелевскую премию, то за...ї, Ђ¬еличайшее открытие в истории Ц это...ї, Ђ≈сли € совершу открытие, это будет...ї, Ђ≈сли € напишу книгу, то о...ї. ќтветы на эти вопросы помогут как педагогу лучше пон€ть новых учащихс€, так и им самим разобратьс€ в себе.

ƒругое задание так же направлено на то, чтобы более чЄтко очертить круг научных интересов подростков. ”чащимс€ можно раздать заранее подготовленные таблицы или поэтапно заполнить их на зан€тии. »спользу€ всего лишь один лист бумаги и обычную ручку или цветные карандаши, подросток как бы моделирует свою будущую исследовательскую де€тельность. ¬ еЄ центре, конечно же, стоит личность самого исследовател€, поэтому сначала на бумаге нужно написать Ђя люблюї. ќт этих выделенных слов в разные стороны отход€т стрелки. »сследование должно строитьс€ на интересе, любви подростка к тому объекту, с которым он будет работать.

≈сли говорить о краеведении, то его изучение сводитс€ по большому счЄту либо к миру людей, либо к миру природы. Ёти две области знаний и будут обозначены под исход€щими стрелками: Ђ»стори€ї с одной стороны и ЂЅиологи€ї с другой. Ќо это слишком обширные объекты исследовани€. ѕоэтому из каждой науки мы выдел€ем более узкие объекты. ¬ мире людей мы остановим своЄ внимание на Ђистории вещейї, Ђистории человекаї или Ђистории народовї. ¬ мире природы обозначим Ђрастени€ї, Ђживотныхї, Ђ€влени€ї и Ђчеловекаї.

Ќо и выбор одного из этих семи пунктов не окончателен, нуждаетс€ в уточнении. »зуча€ Ђисторию народовї можно работать не только с историческими событи€ми, фактами, но подробно изучит культурное наследие, архитектуру, исследовать традиционные обр€ды, фольклор, литературу и т.п.

ѕодростка, выбравшего Ђисторию вещейї, легко увлечь экспонатами школьного или краеведческого музе€, старинными предметами, которые хран€тс€ в семье, даже чем-то из окружени€ человека в насто€щем, тем, какую роль играют вещи в жизни современных людей. [3]

Ђ»стори€ человекаї наиболее личностно ориентирована, ведь учащийс€ может обратитьс€ к собственной жизни, своему прошлому и насто€щему, изучить своЄ генеалогическое древо, историю семьи. “ак же можно зан€тьс€ изучением личностей выдающихс€ земл€ков, героев войны, учителей, тружеников, внЄсших свой вклад в развитие родного кра€.

“ема Ђчеловекї присутствует и в биологическом разделе. ¬ыбрав еЄ, подросток рассматривает в первую очередь себ€ как часть живого мира и может исследовать особенности функционировани€ человеческого организма, вли€ние окружающей среды на здоровье и настроение, взаимодействие человека и природы. Ќужно предложить учащемус€ самому выбрать ту сторону жизни, котора€ интересует его больше всего, и написать это.

“ак же нужно поступить в случае выбора пункта Ђрастени€ї, Ђ€влени€ї или Ђживотныеї. «десь в качестве вариантов предмета исследовани€ можно записать названи€ конкретных растений (мох, тюльпан, астра, берЄза, сирень и т.д.), €влений природы (ветер, дождь, смена времЄн года; сюда же можно включить особенности местного ландшафта, различные природные объекты), животных (дикие, хищные, домашние питомцы, птицы, насекомые и др.). [1, 5]

ѕри выборе объекта важно напоминать учащемус€ о краеведческом аспекте Ц это должны быть не абстрактные животные, растени€ или культурные объекты, а те, которые наход€тс€ в родном городе, регионе. ƒети очень часто забывают, что не всЄ историческое и биологическое многообразие сосредоточено р€дом с ними, не все известные пам€тники установлены в их городе, не все выдающиес€ писатели жили на одной с ними улице. «адача педагога не пресечь полЄт фантазии своего подопечного, а суметь правильно использовать эту эмоциональную энергию в исследовательском процессе. ¬едь сравнение Ц один из самых увлекательных научных методов.

¬ыполнением этих заданий заканчиваетс€ определением сферы интересов учащегос€. ƒиагностика по сути своей преследует цель информировани€ еЄ участников. ¬ажно не только помочь подростку совершить выбор, но и предупредить, с чем придЄтс€ столкнутьс€ на пути изучени€ объекта или проблемы. ѕоэтому последний этап выполнени€ задани€ пункт Ђ„то € могу сделатьї (Ђ„то мне предстоитї или даже ЂЌа что € готов пойтиї), €вл€етс€по сути, отбором методов будущего исследовани€. ѕедагог должен первым предложить несколько вариантов, чтобы учащемус€ было пон€тно, с чего начать. Ќапример, Ђчитать книгиї, Ђсравниватьї, Ђнаблюдатьї. Ћучше, если это будут простые формулировки, описывающие самые основные теоретические и эмпирические методы. Ќужно предложить учащемус€ самому придумать, что он может предприн€ть, чтобы его исследование было полным и интересным. ¬арианты ответов могут быть такие, как Ђпровести экспериментї, Ђпобывать в экспедицииї, Ђбрать пробыї. ƒаже такие варианты, как Ђпотрогатьї, Ђпонюхатьї, Ђпересадить в другой горшокї (если речь идЄт о цветах), Ђзарисоватьї, Ђсфотографироватьї ценны, потому что они позвол€ют учащемус€ подробно спланировать свои действи€.

 аждый учащийс€ волен сам определить, в какую категорию отнести то, что вызвало у него заинтересованность. Ёто так же может послужить источником дл€ диагностики его склонностей. Ќапример, выбор девочки 13 лет. ќбъект своего научного интереса она отнесла к категории Ђвещиї, хот€ фактически в процессе исследовани€ она обратитс€ к семантике народного орнамента. Ќаблюдени€ за поведением девочки оказали, что по психотипуона относитс€ скорее к кинестетикам. ¬озможно, дл€ неЄ важно, чтобы объект изучени€ был ос€заем, материален.

ƒругой пример, девочка, так же 13 лет, выразила желание заниматьс€ растени€ми, цветами, которые она перечислила. “о, что она записала в блоке Ђ ак это изучатьї, по сути, €вл€етс€ опытом и экспериментом.

«аполнение таблицы станет увлекательным началом дл€ юного исследовател€. ≈е необходимо сохранить, чтобы вернутьс€ в будущем, вспомнить, с чего всЄ начиналось. ѕодобную таблицу можно заполн€ть в начале каждого нового учебного года, такое осмысление своих действий и идей будет полезно учащемус€.

—писок использованной литературы:

    1. јлександрова ¬.ѕ., Ѕолгова ». ¬., Ќифантьева ≈. ј., –есурсосбережение и экологическа€ безопасность человека: практикум с основами экологического проектировани€. 9 класс. Ц ћ.: ¬ј ќ, 2015. Ц 144 с.
    2. ћандель Ѕ. –. ¬озрастна€ психологи€: ”чебное пособие. Ц ћ.: ¬узовский учебник: »Ќ‘–ј-ћ, 2013. Ц 352 с.
    3. ќзеров ј. √. »сторико-этнографические исследовани€ учащихс€ (”чебно-методическое пособие). ѕод общей редакцией ≈. Ћ. √алкиной Ц ћ.: ‘÷ƒё“и , 2007. 160 с.
    4. –оманенкова —. ѕ. “ехнологи€ поддержки ученического самоуправлени€ в классе Ђѕланируем, организуем, проводим, анализируемї // Ђ лассный руководительї, 2015, є 3. —. 85-93.
    5. —калон Ќ. ¬. ѕрактикум по изучению экологии городов  узбасса: ”чебно-методическое пособие / —калон Ќ. ¬., √оршкола Ћ. ј., ƒемиденко Ќ. ¬., јверина ≈. ѕ. Ц  емерово:  –Ёќќ Ђ»рбисї, 2006. 128 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020