јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


“–јƒ»÷»ќЌЌќ≈ «ЌјЌ»≈: ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈  ј–“»Ќџ ћ»–ј
(методическа€ разработка к этно-экологическому проекту Ђ артина мираї)

ƒоронин ƒмитрий ёрьевич
аспирант ќтдела —евера и —ибири »нститута этнологии и антропологии –јЌ им ћиклухо-ћакла€

    1. ќбщие представлени€ о традиционном знании: актуальность и цели изучени€:

ƒл€ традиционных сельских культур, как и дл€ городской научно-рациональной культуры, характерно знание о мире. Ёто знание сформировалось в среде кресть€н, ремесленников, Ђлюдей с даромї и дошло до нас с незапам€тной древности. ¬ каждом селении традиционное знание образует комплексы - знани€ Ђлюдей лесаї (охотники и пр.), знани€ Ђлюдей селени€ї, знани€ Ђлюдей с даромї и пр., - отражающие специфику местной природы, этнических св€зей и т.д. “аким образом, об одном природном объекте, например, о неком дереве или лесе, в пределах одной традиционной культуры, может быть знание трЄх и более различных точек зрени€ Ц смотр€ потому, например, где это дерево растЄт (в селении, в лесу, на перепутье, в месте сакрального статуса и пр.).

“радиционное знание имеет особенности, отличающие его от академического научного знани€. ƒоминирование законов и структур мифологического мышлени€ Ц основна€ така€ особенность.  роме того, оно по-другому структурирует и систематизирует объекты мира. Ќапример, в традиционном экологическом знании (“Ё«) взаимосв€зи между животными, растени€ми, объектами, €влени€ми и факторами неживой природы могут выгл€деть фантастическими с точки зрени€ учЄного-эколога Ц как св€зь неба, огн€, земной воды и подземного мира в мифологических поверь€х о происхождении √рем€чих ключей от удара молнии и т.п. ѕоэтому современному человеку традиционное знание часто может казатьс€ ошибочным, суеверным, но это не так. “радиционное знание, отражЄнное в фольклоре, обр€дах, традиционных технологи€х природопользовани€ и материальной культуре, имеет свою логику, в чЄм-то отличающуюс€ от логики научного знани€. ѕоэтому традиционное знание Ц другой взгл€д на мир, другое объ€снение (интерпретаци€) и постижение реальности, имеющее с научным знанием как общие черты, так и различи€. “ака€ Ђдруга€ интерпретаци€ї открывает, соответственно, другие смыслы €влений и объектов, прагматично необходимые дл€ жизни людей традиционной культуры и, возможно, не фиксируемые научной рациональностью.

—оотнесение научного и традиционного знани€, например, в области биологии или медицины, часто приводит к неожиданным и очень ценным (дл€ развити€ современных технологий, путей природопользовани€ и пр.) результатам. Ќо дл€ этого необходимо сначала тщательно вы€вить и описать закономерности функционировани€ (рождени€, передачи, трансл€ции) и многообразие форм традиционного знани€, сделать это на конкретных территори€х, т.е. в рамках локальных традиционных культур различных сЄл и деревень.

÷ель данной методики: дать общие представлени€ о структуре и трансл€ции традиционного знани€, сформировать навыки вы€влени€ и сбора, систематизации и осмыслени€ его форм и компонентов, специфики их функционировани€.

ћетодика адресована руководител€м и активистам учебно-исследовательских групп, имеющим опыт работы в сетевых этно-экологических, краеведческих проектах.

ћетодика также позвол€ет осмыслить фольклорный материал, полученный по проектам Ђ—орок ключейї, Ђƒрево жизниї и другим этно-экологическим опросникам ќ÷–“ƒић.

‘орма обработки результатов: учебно-исследовательские работы (распечатка и электронный вариант), принимаемые на ежегодные этно-экологические конкурсы ќ÷–“ƒић Ц в рамках областного осеннего фестивал€ и весенней конференции школьников. —обранный фольклорный материал излагаетс€, структурируетс€ и систематизируетс€ по группам (типам, комплексам), указанным ниже или вы€вленным исследовател€ми в рамках родной традиционной культуры. ¬нутри групп фольклорные тексты паспортизировать, публиковать заковыченно или курсивом, по возможностью полностью, с учЄтом диалектных особенностей.

2. “радиционное Ђзнание о миреї:

—реди собираемых фольклорных текстов, характеризующих традиционное знание, выдел€етс€ две больших группы. ѕервую группу можно назвать Ђзнание о миреї. –ассмотрим сначала его предметную организацию (ответ на вопрос Ђо чЄм знаем?ї), распределение по группам (ответ на вопрос Ђкто знает?ї) и т.д.

  этой группе относитс€ традиционное профессиональное или полупрофессиональное знание охотников, рыбаков, бортников, гончаров, кузнецов, строителей, пастухов, травников, знахарей, повивальных бабок и пр., а также, отчасти, колдунов и шаманов, - т.е. Ђлюдей с даромї. ”чЄные называют эту область традиционного знани€ о мире народной наукой или этнонаукой, котора€ в особо развитой форме может перерастать в преднауку: например, математические, анатомические, медицинские знани€ жрецов ƒревнего ≈гипта, астрономические знани€ вавилон€н, индейцев май€.

  Ђзнанию о миреї относ€тс€ также житейские непрофессиональные знани€ всех носителей традиционной культуры Ц сельских жителей: например, традиционные метеорологические знани€, традиционно-календарные знани€, знани€ о грибах, биологии домашних животных, посеве, выращивании растений, сенокосе, жатве, минимальные географические знани€, знани€ о социальной структуре общины и других этносах. “акие традиционные знани€ называютс€ учЄными обыденно-практическим знанием.

ѕервый этап изучени€ Ђзнаний о миреї: ¬ ходе исследований необходимо создать местную типологию традиционного знани€ и "людей с даром" (человек особых зан€тий, знаний или ремесленной специализации, которые могут иметь сакральный статус в местном фольклоре)

¬сЄ многообразие традиционного знани€ и его носителей удобно систематизировать и представить по группам. ¬ каждой группе технологии применени€ знани€ и пути его передачи (трансл€ци€ знани€), а также тип объекта знани€ (что изучаетс€ и включаетс€ в де€тельность), схожи. ¬ группах от а) к е) возрастает сакрализаци€ знани€. “акже и внутри каждой группы, как правило, увеличиваетс€ сакрализаци€ от верхнего пункта к нижнему: например, с пастухами обычно св€зано больше поверий и быличек (тексты с элементом "чудесного"), чем о гончарах, а особенности ремесленного знани€ портных отражаютс€ больше в анекдотах, рассказах о "своЄм €зыке" и т.п.

а) обыденно-практическа€ группа:

- традиционное метеорологическое знание;

- традиционное Ђкалендарно-хоз€йственноеї знание;

- традиционное зооветеринарное знание о домашних животных (о поведении, лечении, употреблении в пищу, пр. Ц поверь€, ритуалы, пр.);

- традиционное географическое знание (микротопонимика, сакральна€ географи€, Ђособыеї места);

- традиционное социальное знание (представлени€ о структуре общины, семьи, Ђлюд€х с даромї, о чужаках и сосед€х, о возрастных стади€х);

б) гендерно-возрастна€ группа:

    • знание детей: "сказители" ("страшилки" и т.д.), организаторы игр, инициаций в коллектив и пр., детска€ "фен€";
    • подростки и парни: деревенска€ мужска€ кулачна€ культура, инициации в коллектив;
    • традиции трансл€ции сексуального знани€ (мужские и женские пути передачи);
    • знани€ материнства: традиционные пути усвоени€ и передачи;

в) ремесленно-бытова€ группа:

    • портной;
    • гончар;
    • печник;
    • плотник/каменщик (постройка дома);
    • кузнец;
    • мельник;
    • пастух;

г) промыслово-природна€ группа:

    • грибник/€годник;
    • лесозаготовитель (лесоруб);
    • лесник;
    • рыбак;
    • охотник;

д) социально-погранична€ группа:

    • иноверцы/другой этнос;
    • люди соседних деревень
    • гость;
    • прохожий/чужак
    • паломник/странник;
    • нищий;
    • слабоумный/сумасшедший;
    • юродивый;

е) сакрально-ритуальна€ группа:

    • повитуха;
    • крЄстные;
    • сваха, дружка;
    • плакальщица, исполнители поминальных духовных стихов;
    • церковные певчие;
    • звонарь;
    • р€женые (свадьба, календарные праздники).

ж) сакрально-нуминозна€ группа:

    • хранители св€щенных или почитаемых мест (родники, часовни, могилки, деревь€ и пр.);
    • целитель (костоправ, массажист и т.д.);
    • св€щенник/монах;
    • старцы;
    • жрец (карт и т.д.);
    • гадатель/гадалка (по картам, бобам, руке, зеркалу и т.д.);
    • знахарь/"бабушка" (заговоры, камни, вода, масло, "энерги€" рук и т.д.);
    • колдун/колдовка;
    • мертвец
 

3. “радиционное Ђзнание о миреї: в фольклоре и ритуале:

“радиционное знание функционально распредел€етс€ не только по предметным област€м и группам носителей знани€, но также выдел€етс€ две группы:

- Ђтрадиционные представлени€ї: знание рассказываетс€;

- Ђзнание в действииї: знание проживаетс€ Ц обр€ды, ритуалы, обычаи; в традиционном экологическом знании выдел€ют традиции неразрушающего природопользовани€

«нание в фольклоре:

«нание в ритуале:

“радиционно-культурные представлени€ о водных объектах:

- о ключах и минеральных источниках;

- о ручь€х и малых реках

- о разречь€х;

- о реках;

- об озЄрах;

- о болотах.

“радиции почитани€ водных объектов:

- ключей и минеральных источников;

- разречий;

- рек;

- озЄр.

“радиционно-культурные представлени€ о растительных объектах:

- о травах;

- о деревь€х пространства мира человека;

- о деревь€х мира леса;

- о лесных участках.

“радиции почитани€ растительных объектов:

- трав;

- деревьев;

- пней;

- лесных участков.

“радиционно-культурные представлени€ об объектах животного мира:

- беспозвоночные (губки, моллюски, черви, ракообразные, паукообразные, насекомые);

- рыбы;

- амфибии и рептилии;

- птицы;

- млекопитающие.

- зооантропоморфные существа

“радиции почитани€ объектов животного мира:

- беспозвоночные (насекомые и др.);

- рыбы;

- амфибии и рептилии;

- птицы;

- млекопитающие;

- зооантропоморфные существа.

“радиционно-культурные представлени€ об объектах рельефа:

- Ђгоркиї;

- Ђгорыї;

- холмы;

- курганы;

- участки ровной местности;

- дороги, перекрЄстки;

- €мы;

- овраги;

- карстовые провалы;

- пещеры.

“радиции почитани€ объектов рельефа:

- возвышенностей;

- участков ровной местности.

“радиционно-культурные представлени€ о камн€х:

- Ђкаменные столбыї;

- валуны, Ђследовикиї;

- галька;

- камни в амулетах, Ђкуриный богї, Ђурочныеї камни;

- окаменелости;

- метеориты.

“радиции почитани€ камней:

- в русской традиционной культуре;

- в татарской традиционной культуре;

- в финно-угорской традиционной культуре.

4. “радиционное Ђзнание о знанииї: пути передачи

¬торую группу можно назвать Ђзнание о знанииї. Ёто знание о пут€х по€влени€, передачи, развити€, трансл€ции традиционного знани€: оно иллюстрируетс€ фольклорными текстами о получении (передаче) некой информации.

 роме путей получени€ и трансл€ции Ђзнание о знанииї даЄт представлени€ об особенност€х, чаще всего мистических, самого традиционного знани€. ¬о всей своей совокупности традиционное Ђзнание о знанииї соответствует методологии современного научного знани€.

“радиционные представлени€ о пут€х приобретени€ знани€ почти всегда мистически окрашены, поскольку традиционное знание живЄт по законам мифологического мышлени€. “ем не менее, дл€ удобства анализа, условно все пути получени€ можно разделить на два класса:

—оциально-ритуальные пути

Ќуминозные (мистические) пути

- через практику переписывани€ рукописных Ђтетрадейї (духовные стихи, молитвы, заговоры и пр.);

- через передачу бытового умени€ (знани€, Ђсилыї) от старших родственников (бабушки, мамы, деда, отца и пр.);

- через свою возрастную среду (Ђзнание двораї и т.п.);

- через наблюдение и истолкование различных примет (метео€влени€, поведение животных и пр.);

- через передачу опыта от ремесленника к подмастерью;

- через ремесленно-корпоративный ритуал;

- через игровую де€тельность (подражани€, игры, загадки и пр.);

- от старцев, монахов и др. духовных наставников;

- от чужих людей, прохожих;

- через инициацию (прин€тие, посв€щение) в возрастную группу;

- через неправильное, не поощр€емое поведение (описываетс€ в быличках);

- через случай;

- через сон или видение.

- через передачу сакрального умени€ (знани€, Ђсилыї) от старших родственников (бабушки, мамы, деда, отца и пр.);

- через перенимание опыта других знахарей/целителей и пр.;

- от умирающего колдуна/знахар€;

- через передачу некой конкретной вещи;

- через Ђчудесный дарї;

- через особую магическую (Ђбелуюї или ЂчЄрнуюї) книгу;

- через особый магический ритуал (влезть ночью в пасть огненной собаки, подслушать на перекрЄстке и пр.);

- через различные гадани€;

- от бесов или духов, существ »ного мира (домовые, лешие, русалки и пр.);

- от умерших людей;

- от ангелов, Ѕогородицы, Ќикола€ ”годника, др. св€тых или от Ѕога (во сне или видении);

- другие фиксируемые в фольклоре и ритуале пути получени€ и трансл€ции знани€.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019