Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ТРАДИЦИОННОЕ ЗНАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА
(методическая разработка к этно-экологическому проекту «Картина мира»)

Доронин Дмитрий Юрьевич
аспирант Отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН им Миклухо-Маклая

    1. Общие представления о традиционном знании: актуальность и цели изучения:

Для традиционных сельских культур, как и для городской научно-рациональной культуры, характерно знание о мире. Это знание сформировалось в среде крестьян, ремесленников, «людей с даром» и дошло до нас с незапамятной древности. В каждом селении традиционное знание образует комплексы - знания «людей леса» (охотники и пр.), знания «людей селения», знания «людей с даром» и пр., - отражающие специфику местной природы, этнических связей и т.д. Таким образом, об одном природном объекте, например, о неком дереве или лесе, в пределах одной традиционной культуры, может быть знание трёх и более различных точек зрения – смотря потому, например, где это дерево растёт (в селении, в лесу, на перепутье, в месте сакрального статуса и пр.).

Традиционное знание имеет особенности, отличающие его от академического научного знания. Доминирование законов и структур мифологического мышления – основная такая особенность. Кроме того, оно по-другому структурирует и систематизирует объекты мира. Например, в традиционном экологическом знании (ТЭЗ) взаимосвязи между животными, растениями, объектами, явлениями и факторами неживой природы могут выглядеть фантастическими с точки зрения учёного-эколога – как связь неба, огня, земной воды и подземного мира в мифологических поверьях о происхождении Гремячих ключей от удара молнии и т.п. Поэтому современному человеку традиционное знание часто может казаться ошибочным, суеверным, но это не так. Традиционное знание, отражённое в фольклоре, обрядах, традиционных технологиях природопользования и материальной культуре, имеет свою логику, в чём-то отличающуюся от логики научного знания. Поэтому традиционное знание – другой взгляд на мир, другое объяснение (интерпретация) и постижение реальности, имеющее с научным знанием как общие черты, так и различия. Такая «другая интерпретация» открывает, соответственно, другие смыслы явлений и объектов, прагматично необходимые для жизни людей традиционной культуры и, возможно, не фиксируемые научной рациональностью.

Соотнесение научного и традиционного знания, например, в области биологии или медицины, часто приводит к неожиданным и очень ценным (для развития современных технологий, путей природопользования и пр.) результатам. Но для этого необходимо сначала тщательно выявить и описать закономерности функционирования (рождения, передачи, трансляции) и многообразие форм традиционного знания, сделать это на конкретных территориях, т.е. в рамках локальных традиционных культур различных сёл и деревень.

Цель данной методики: дать общие представления о структуре и трансляции традиционного знания, сформировать навыки выявления и сбора, систематизации и осмысления его форм и компонентов, специфики их функционирования.

Методика адресована руководителям и активистам учебно-исследовательских групп, имеющим опыт работы в сетевых этно-экологических, краеведческих проектах.

Методика также позволяет осмыслить фольклорный материал, полученный по проектам «Сорок ключей», «Древо жизни» и другим этно-экологическим опросникам ОЦРТДиМ.

Форма обработки результатов: учебно-исследовательские работы (распечатка и электронный вариант), принимаемые на ежегодные этно-экологические конкурсы ОЦРТДиМ – в рамках областного осеннего фестиваля и весенней конференции школьников. Собранный фольклорный материал излагается, структурируется и систематизируется по группам (типам, комплексам), указанным ниже или выявленным исследователями в рамках родной традиционной культуры. Внутри групп фольклорные тексты паспортизировать, публиковать заковыченно или курсивом, по возможностью полностью, с учётом диалектных особенностей.

2. Традиционное «знание о мире»:

Среди собираемых фольклорных текстов, характеризующих традиционное знание, выделяется две больших группы. Первую группу можно назвать «знание о мире». Рассмотрим сначала его предметную организацию (ответ на вопрос «о чём знаем?»), распределение по группам (ответ на вопрос «кто знает?») и т.д.

К этой группе относится традиционное профессиональное или полупрофессиональное знание охотников, рыбаков, бортников, гончаров, кузнецов, строителей, пастухов, травников, знахарей, повивальных бабок и пр., а также, отчасти, колдунов и шаманов, - т.е. «людей с даром». Учёные называют эту область традиционного знания о мире народной наукой или этнонаукой, которая в особо развитой форме может перерастать в преднауку: например, математические, анатомические, медицинские знания жрецов Древнего Египта, астрономические знания вавилонян, индейцев майя.

К «знанию о мире» относятся также житейские непрофессиональные знания всех носителей традиционной культуры – сельских жителей: например, традиционные метеорологические знания, традиционно-календарные знания, знания о грибах, биологии домашних животных, посеве, выращивании растений, сенокосе, жатве, минимальные географические знания, знания о социальной структуре общины и других этносах. Такие традиционные знания называются учёными обыденно-практическим знанием.

Первый этап изучения «знаний о мире»: В ходе исследований необходимо создать местную типологию традиционного знания и "людей с даром" (человек особых занятий, знаний или ремесленной специализации, которые могут иметь сакральный статус в местном фольклоре)

Всё многообразие традиционного знания и его носителей удобно систематизировать и представить по группам. В каждой группе технологии применения знания и пути его передачи (трансляция знания), а также тип объекта знания (что изучается и включается в деятельность), схожи. В группах от а) к е) возрастает сакрализация знания. Также и внутри каждой группы, как правило, увеличивается сакрализация от верхнего пункта к нижнему: например, с пастухами обычно связано больше поверий и быличек (тексты с элементом "чудесного"), чем о гончарах, а особенности ремесленного знания портных отражаются больше в анекдотах, рассказах о "своём языке" и т.п.

а) обыденно-практическая группа:

- традиционное метеорологическое знание;

- традиционное «календарно-хозяйственное» знание;

- традиционное зооветеринарное знание о домашних животных (о поведении, лечении, употреблении в пищу, пр. – поверья, ритуалы, пр.);

- традиционное географическое знание (микротопонимика, сакральная география, «особые» места);

- традиционное социальное знание (представления о структуре общины, семьи, «людях с даром», о чужаках и соседях, о возрастных стадиях);

б) гендерно-возрастная группа:

    • знание детей: "сказители" ("страшилки" и т.д.), организаторы игр, инициаций в коллектив и пр., детская "феня";
    • подростки и парни: деревенская мужская кулачная культура, инициации в коллектив;
    • традиции трансляции сексуального знания (мужские и женские пути передачи);
    • знания материнства: традиционные пути усвоения и передачи;

в) ремесленно-бытовая группа:

    • портной;
    • гончар;
    • печник;
    • плотник/каменщик (постройка дома);
    • кузнец;
    • мельник;
    • пастух;

г) промыслово-природная группа:

    • грибник/ягодник;
    • лесозаготовитель (лесоруб);
    • лесник;
    • рыбак;
    • охотник;

д) социально-пограничная группа:

    • иноверцы/другой этнос;
    • люди соседних деревень
    • гость;
    • прохожий/чужак
    • паломник/странник;
    • нищий;
    • слабоумный/сумасшедший;
    • юродивый;

е) сакрально-ритуальная группа:

    • повитуха;
    • крёстные;
    • сваха, дружка;
    • плакальщица, исполнители поминальных духовных стихов;
    • церковные певчие;
    • звонарь;
    • ряженые (свадьба, календарные праздники).

ж) сакрально-нуминозная группа:

    • хранители священных или почитаемых мест (родники, часовни, могилки, деревья и пр.);
    • целитель (костоправ, массажист и т.д.);
    • священник/монах;
    • старцы;
    • жрец (карт и т.д.);
    • гадатель/гадалка (по картам, бобам, руке, зеркалу и т.д.);
    • знахарь/"бабушка" (заговоры, камни, вода, масло, "энергия" рук и т.д.);
    • колдун/колдовка;
    • мертвец
 

3. Традиционное «знание о мире»: в фольклоре и ритуале:

Традиционное знание функционально распределяется не только по предметным областям и группам носителей знания, но также выделяется две группы:

- «традиционные представления»: знание рассказывается;

- «знание в действии»: знание проживается – обряды, ритуалы, обычаи; в традиционном экологическом знании выделяют традиции неразрушающего природопользования

Знание в фольклоре:

Знание в ритуале:

Традиционно-культурные представления о водных объектах:

- о ключах и минеральных источниках;

- о ручьях и малых реках

- о разречьях;

- о реках;

- об озёрах;

- о болотах.

Традиции почитания водных объектов:

- ключей и минеральных источников;

- разречий;

- рек;

- озёр.

Традиционно-культурные представления о растительных объектах:

- о травах;

- о деревьях пространства мира человека;

- о деревьях мира леса;

- о лесных участках.

Традиции почитания растительных объектов:

- трав;

- деревьев;

- пней;

- лесных участков.

Традиционно-культурные представления об объектах животного мира:

- беспозвоночные (губки, моллюски, черви, ракообразные, паукообразные, насекомые);

- рыбы;

- амфибии и рептилии;

- птицы;

- млекопитающие.

- зооантропоморфные существа

Традиции почитания объектов животного мира:

- беспозвоночные (насекомые и др.);

- рыбы;

- амфибии и рептилии;

- птицы;

- млекопитающие;

- зооантропоморфные существа.

Традиционно-культурные представления об объектах рельефа:

- «горки»;

- «горы»;

- холмы;

- курганы;

- участки ровной местности;

- дороги, перекрёстки;

- ямы;

- овраги;

- карстовые провалы;

- пещеры.

Традиции почитания объектов рельефа:

- возвышенностей;

- участков ровной местности.

Традиционно-культурные представления о камнях:

- «каменные столбы»;

- валуны, «следовики»;

- галька;

- камни в амулетах, «куриный бог», «урочные» камни;

- окаменелости;

- метеориты.

Традиции почитания камней:

- в русской традиционной культуре;

- в татарской традиционной культуре;

- в финно-угорской традиционной культуре.

4. Традиционное «знание о знании»: пути передачи

Вторую группу можно назвать «знание о знании». Это знание о путях появления, передачи, развития, трансляции традиционного знания: оно иллюстрируется фольклорными текстами о получении (передаче) некой информации.

Кроме путей получения и трансляции «знание о знании» даёт представления об особенностях, чаще всего мистических, самого традиционного знания. Во всей своей совокупности традиционное «знание о знании» соответствует методологии современного научного знания.

Традиционные представления о путях приобретения знания почти всегда мистически окрашены, поскольку традиционное знание живёт по законам мифологического мышления. Тем не менее, для удобства анализа, условно все пути получения можно разделить на два класса:

Социально-ритуальные пути

Нуминозные (мистические) пути

- через практику переписывания рукописных «тетрадей» (духовные стихи, молитвы, заговоры и пр.);

- через передачу бытового умения (знания, «силы») от старших родственников (бабушки, мамы, деда, отца и пр.);

- через свою возрастную среду («знание двора» и т.п.);

- через наблюдение и истолкование различных примет (метеоявления, поведение животных и пр.);

- через передачу опыта от ремесленника к подмастерью;

- через ремесленно-корпоративный ритуал;

- через игровую деятельность (подражания, игры, загадки и пр.);

- от старцев, монахов и др. духовных наставников;

- от чужих людей, прохожих;

- через инициацию (принятие, посвящение) в возрастную группу;

- через неправильное, не поощряемое поведение (описывается в быличках);

- через случай;

- через сон или видение.

- через передачу сакрального умения (знания, «силы») от старших родственников (бабушки, мамы, деда, отца и пр.);

- через перенимание опыта других знахарей/целителей и пр.;

- от умирающего колдуна/знахаря;

- через передачу некой конкретной вещи;

- через «чудесный дар»;

- через особую магическую («белую» или «чёрную») книгу;

- через особый магический ритуал (влезть ночью в пасть огненной собаки, подслушать на перекрёстке и пр.);

- через различные гадания;

- от бесов или духов, существ Иного мира (домовые, лешие, русалки и пр.);

- от умерших людей;

- от ангелов, Богородицы, Николая Угодника, др. святых или от Бога (во сне или видении);

- другие фиксируемые в фольклоре и ритуале пути получения и трансляции знания.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017