јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћетоды изучени€ цикадофауны

 ириллова ¬ера »вановна
кандидат биологических наук, член „увашского отделени€ –Ёќ

ќрганизаци€ научно-исследовательской работы учащихс€ по зоологии беспозвоночных животных

ќсновными цел€ми составлени€ данных рекомендаций €вл€ютс€: попытка в сжатой форме рассказать об основных направлени€х зоологических исследований по беспозвоночным животным (в первую очередь, по насекомым), доступных учащимс€, и адаптаци€ общеприн€тых методик в этой области науки к усвоению в школьном возрасте.

¬ведение

Ѕеспозвоночные Ц сама€ многочисленна€ группа животных. ƒо сих пор она остаетс€ недостаточно изученной в силу большого разнообрази€ и р€да трудностей, сопр€женных с ее исследованием.

“ем не менее, в ограниченных пределах заниматьс€ изучением беспозвоночных возможно и на школьном уровне. Ѕолее того, выполн€€ работу в данной области при квалифицированном руководстве, можно внести существенный научный вклад в изучение биоразнообрази€ какой-либо территории.

ѕрежде чем приступить к выбору темы исследовани€ по беспозвоночным, следует учесть р€д моментов. ¬о-первых, желательно выбрать актуальную тему, что позволит выполнить солидную работу. ¬ данной области зоологических исследований сделать это нетрудно, поскольку многие аспекты изучени€ беспозвоночных на территории многих регионов остаютс€ недостаточно раскрытыми. ќкончательно вы€снить, актуальна тема или нет, можно только после консультации со специалистом. ¬о-вторых, работу имеет смысл выполн€ть, если в перспективе имеетс€ возможность проверить правильность определени€ видов у специалиста по данной группе. ¬ противном случае либо исследование можно проводить, ограничива€сь идентификацией до классов, отр€дов и основных семейств, либо этого не стоит делать вовсе. –абота, основанна€ на непроверенном материале, не имеет научной ценности (хот€ исследовательские навыки ученика развивает). ≈сли результаты ее в дальнейшем опубликуют, то это внесет путаницу в дальнейшие исследовани€ по данной теме.  роме того, собранные животные совершенно бесполезно будут изъ€ты из природы, что противоречит цел€м сохранени€ биоразнообрази€. —казанное подводит нас к необходимости ответить на вопросы: к кому можно обратитьс€ за консультацией и какие группы беспозвоночных выбрать в качестве объектов исследовани€?

 валифицированную помощь при проверке определени€ преимущественно насекомых обычно можно получить у сотрудников зоологических кафедр определенных региональных вузов. Ќайти координаты специалиста практически по любой группе животных позвол€ет издание Ђ то есть кто: биоразнообразиеї (1997).

ќстановимс€ теперь на конкретных рекомендаци€х по методикам исследовани€ разных групп беспозвоночных. ѕодавл€ющее большинство методик относитс€ к энтомологическим исследовани€м эколого-фаунистического характера. ѕодобные работы выполн€ютс€ в 2 этапа: 1) полевые исследовани€; 2) камеральна€ обработка материала.

¬ ходе полевых исследований необходимо собрать богатый и обширный фактический материал. ќн может быть и небольшим, но об€зательно достаточным дл€ последующей статистической обработки. ƒаже работа€ над реализацией конкретной цели, желательно изучать все стороны жизни животного. ¬ажно добывать сравнимые сведени€, что достигаетс€ применением единой методики одним исследователем. ƒопустим, перед исследователем стоит задача Ц вы€снить и сравнить составы фаун какой-то группы беспозвоночных разных биотопов. ƒл€ получени€ сравнимых данных необходимо соблюсти следующие услови€: 1) работа выполн€етс€ одним и тем же сборщиком; 2) используетс€ одна и та же методика; 3) в разных биотопах беретс€ одинаковое число проб; 4) отбор проб производитс€ примерно в одни и те же сроки. ¬ противном случае, последующа€ статистическа€ обработка будет затруднена. Ќаконец, об€зательным требованием данного этапа €вл€етс€ точное документирование материала в полевом дневнике. ѕеред началом отбора проб в каком-то биотопе необходимо детально описать географическое положение, микроклиматические услови€, фитоценоз сообщества, погоду, врем€ исследовани€. ¬ последующем эти данные, зафиксированные в дневнике, помогут в интерпретации полученных результатов.

ѕеред началом полевых исследований, помимо знакомства с методикой работы, необходимо подготовить специальное оборудование. –ечь идет преимущественно об энтомологическом снар€жении. Ќе останавлива€сь подробно на его описании (см., например,  озлов, Ќинбург, 1971; ‘асулати, 1971; √олуб и др., 1980), перечислим основные принадлежности энтомолога-исследовател€.

—ачок. –азличаютс€ сачки воздушные, дл€ энтомологического кошени€ и водные. ƒиаметр обруча обычно 30 см. ћешок воздушного сачка изготавливают из мельничного газа или марли, сачка дл€ кошени€ Ц из б€зи, водного сачка Ц из канвы или из мелко€чеистого капронового тюл€. ќбруч сачка дл€ кошени€ и водного сачка изготавливают из проволоки толщиной 3-5 мм, дл€ воздушного Ц 2-3 мм. ƒлина палки сачка дл€ кошени€ Ц на 20 см меньше роста сборщика, водного сачка Ц 2-2,5 м, воздушного Ц не более 1,5 м.

ћорилка Ц широкогорла€ скл€нка с герметично закрывающейс€ пробкой (обычно корковой), служаща€ дл€ умерщвлени€ собранных насекомых. Ѕанку заполн€ют ленточками фильтровальной бумаги, сложенными Ђгармошкойї. ѕеред началом экскурсии сюда же помещают кусочек ваты, завернутый в фильтровальную бумагу и пропитанный замором. ¬ качестве последнего лучше использовать уксусно-этиловый эфир (этилацетат) или хлороформ. ¬ полевых услови€х необходимо иметь несколько морилок. Ќасекомых в морилке держат от 2-3 минут до 6-8 часов.

 роме этого в полевой сумке должны быть пробирки (дл€ переноса живых насекомых), пинцеты, мала€ саперна€ лопатка, крепкий нож, полевой дневник и карандаш.

ѕосле сбора материала в природе насекомых из морилок раскладывают на ватные матрасики размером с конверт.  аждый сбор точно этикетируют. Ётикетка должна содержать следующую информацию: место сбора (географическое положение), дату, название биотопа, метод сбора, фамилию и инициалы сборщика. ¬се надписи делаютс€ простым карандашом. Ќеобходимо подчеркнуть, что сборы, составл€ющие разные пробы, должны быть четко разделены на вате кусочками черной нитки. ћатрасики с насекомыми просушиваютс€ и помещаютс€ горизонтально в фанерный €щик так, чтобы там они находились в неподвижном состо€нии. ѕри транспортировке насекомых Ђна ватеї следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить материал и не смешать насекомых из разных проб.

 амеральна€ обработка материала заключаетс€, прежде всего, в определении собранных насекомых. ƒл€ этого используют бинокул€рный микроскоп ћЅ— и современные определители. ƒалее производ€т подсчет собранных насекомых и осуществл€ют статистическую обработку.

****************

–авнокрылые Ц большой и разнообразный по морфологии отр€д насекомых, включающий наравне с другими и подотр€д ÷икадовые. »зучение состава цикадофауны актуально, так как в трав€нистых сообществах они составл€ют значительную долю энтомофауны.

«адачи исследовани€: вы€вление сходства и различи€ фаун в разных биотопах, вы€вление сезонной и суточной активности цикадовых.

ћетодика. ќсновным методом сбора цикадовых €вл€етс€ кошение стандартным энтомологическим сачком (см. выше). ќтличительными особенност€ми методики сбора насекомых данной группы €вл€ютс€ следующие. ѕри количественных учетах (на 100 взмахов сачком) выборку цикадок надо производить через каждые 10 взмахов. ƒл€ выборки цикадовых пользуютс€ особым прибором - всасывателем или эксгаустером, который состоит из широкой пробирки (узкой банки), закрытой пробкой с двум€ отверсти€ми. ¬ одно отверстие вставл€етс€ пр€ма€ стекл€нна€ трубочка длиной 6-7 см, на ее конец надеваетс€ резинова€ трубка длиной 20-25 см. ¬ другое отверстие пробки вставл€етс€ стекл€нна€ трубка длиной 15 см, изогнута€ под углом 450. —ачок с собранными насекомыми надеваетс€ на голову исследовател€, что не дает насекомым возможности выпрыгнуть из него (у цикадовых прыгательные ноги), в сачок вводитс€ права€ рука с эксгаустером, с помощью которого все цикадки всасываютс€ в пробирку (резинова€ трубка находитс€ во рту исследовател€, изогнута€ стекл€нна€ трубка направл€етс€ на насекомое). ∆елательно иметь несколько сменных пробирок. ѕри сборах цикадовых-хортобионтов обруч сачка следует плотнее прижимать к почве, поэтому более полные сборы (с охватом всех семейств) осуществл€ютс€ на низком травостое или скошенных участках. ѕри сборе цикадовых-дендро- и тамнобионтов кошение провод€т по нижним ветв€м деревьев и кустарников (снизу вверх). ¬ р€де случаев при сборе более крупных видов из семейств √орбатки, ѕенницы можно порекомендовать ручной сбор, который требует определенных навыков от сборщика. —боры следует проводить в сухую погоду (солнечную или пасмурную). ÷икадки погибают через несколько часов без замаривани€, если закрыть трубки эксгаустера ватой. «атем насекомые вытр€хиваютс€ на ватный матрасик и этикетируютс€ (это нежные мелкие насекомые, поэтому раскладку с помощью пинцета не проводить).

ћетоды изучени€ почвенных беспозвоночных

ѕочвенные беспозвоночные животные подраздел€ютс€ на несколько групп. –еально рекомендуем выполнить исследовани€ по мезофауне. ѕо классификации ћ.—. √ил€рова к мезофауне относ€тс€ почвенные беспозвоночные средних размеров, выбираемые из почвы методом ручной разборки (дождевые черви, пауки, насекомые и их личинки и т.д.). ѕодраздел€€сь по способу питани€ на сапрофагов, фитофагов и зоофагов, они играют важную роль в процессах почвообразовани€ и потреблени€ органического вещества.

«адачи исследовани€: изучение сходства и различи€ почвенной мезофауны беспозвоночных в лесных и луговых ценозах различных типов, на пол€х под разными культурами.

ћетодика. Ќа площадках 50х50 см (отмер€етс€ особой металлической рамкой) почва выкапываетс€ послойно (0-10 см, 10-20 см, 20-30 см) и выкладываетс€ на клеенку (‘асулати, 1971).  омочки почвы разминаютс€ руками, все собранные животные (кроме дождевых червей, моллюсков) помещаютс€ в отдельные флакончики с 2-5 % формалином или 70% спиртом. “уда же помещаетс€ этикетка, на которой указаны дата, пункт (село, район, город), биотоп и место вз€ти€ пробы, номер пробы, номер сло€. ќбразцы на исследуемом участке берутс€ со всех вариантов рельефа и почвы с учетом разнообрази€ растительного покрова (10-12 проб на исследуемый участок). ƒождевых червей и моллюсков учитывают отдельно. ƒождевых червей (если нужно дл€ определени€) фиксируют в ванночках 2% формалином, затем обтирают ватой, закладывают в пробирки, заливают 5% раствором формалина с глицерином: 5 частей 40% формалина, 1 часть глицерина, 94 части воды (‘асулати, 1971).



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020