јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»сследовательский потенциал старшеклассников: конструирование учебных заданий

√.¬. ћакотрова
Ѕелгородский государственный национальный исследовательский университет

 

— помощью учебных заданий, учитель решает различные дидактические задачи: создаЄт услови€ дл€ самосто€тельной де€тельности учащихс€, дл€ про€влени€ ими креативных способностей, дл€ развити€ коммуникативных качеств, дл€ построени€ индивидуальной программы развити€, дл€ изучени€ техник работы с текстом. ¬ соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом составление и использование учебных заданий в обучении должно приводить к получению конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов.

»сследовательский потенциал старшеклассника мы рассматриваем как интегративное личностное образование, представленное совокупностью образовательных научно-мировоззренческих ценностей, накапливаемых в процессе обучени€ и используемых личностью дл€ получени€ новых знаний; как способ исследовательской де€тельности; как про€вление творчества в исследовании (познании); как специфический способ саморазвити€, социализации и самоопределени€.

ѕотребность в использовании пон€ти€ Ђисследовательский потенциалї возникает преимущественно при характеристике процесса и результатов развити€ старшеклассника в услови€х познавательной де€тельности, котора€ носит творческий характер, выходит за рамки наработанных им алгоритмов и автоматизированных действий.

ћы разработали способы конструировани€ новых учебных заданий, а также варианты преобразовани€ традиционных заданий из учебника с помощью сети »нтернет. »х использование позвол€ет учителю выстраивать дидактические задачи по развитию исследовательского потенциала старшеклассников в конкретных педагогических ситуаци€х. –€д способов конструировани€ учебных заданий, призванных актуализировать и развивать исследовательский потенциал старшеклассника, мы продемонстрируем на конкретных примерах.

–ассмотрим про€влени€ показателей исследовательского потенциала старшеклассника и соотнесЄм их с содержанием учебных заданий, выполн€емых с помощью сети »нтернет. “ак, мотиваци€ к исследованию (познанию) про€вл€етс€ при выполнении учебных заданий, которые требуют формулировани€ старшеклассником собственных целей познавательной де€тельности, конкретизации цели исследовани€ с указанием на определЄнное эмоциональное отношение к изучаемому материалу, вычленени€ собственных целей и смыслов познавательной де€тельности из предложенного списка, соотнесени€ цели познавательной де€тельности со своими возможност€ми, представлени€ ценности продукта собственной познавательной де€тельности, описани€ значимости изучаемого материала, осуществлени€ оценки значимости собственного продукта познавательной де€тельности, постановки личностно значимых нестандартных вопросов дл€ поиска новых знаний, оценки меры достижени€ поставленных целей, поиска разных путей и способов решени€ проблемы или задачи.

ѕримеры заданий, которые демонстрируют действи€ школьника, позвол€ющие актуализировать и развить мотивацию к исследованию при выполнении учениками заданий на уроке, дома и на зан€тии научного общества:

  1.  акие качества личности учЄного (учитель может назвать конкретного учЄного, с именем которого св€зано изучение пон€ти€, закона, открыти€, €влени€, процесса) могут стать примером дл€ подражани€? —оставьте портрет идеального учЄного, комментиру€ своЄ представление автобиографическими фактами из жизни учЄных, добытыми из литературных источников и сети »нтернет.
  2. ѕосле выполнени€ учебного задани€ є N, найдите аргументы, подтверждающие мысль американского писател€ ”илсона ћитчела: Ђ”спех Ч дело случа€. Ёто вам скажет каждый неудачникї. »зменилось ли ваше собственное мнение? »спользу€ сеть »нтернет (учитель может перечислить адреса сайтов), найдите схожие высказывани€, приведЄнные другими известными учЄными.
  3.  акие современные проблемы науки имеют отношение к использованию... (учитель указывает изучаемые теории, законы, пон€ти€, €влени€, процессы)? ƒл€ ответа используйте информацию на сайтах (учитель указывает сайты). —делайте вывод о значимости изучаемого учебного материала.
  4. »звестно, что люд€м свершений присуще такое качество, как способность долгое врем€ пребывать и уютно чувствовать себ€ в атмосфере неопределЄнности, таинственности, сомнений, они не гон€тс€ за фактами и окончательными суждени€ми. Ќайдите высказывани€ об эмоциональном состо€нии и качествах людей, выполн€ющих различные познавательные задачи. »спользуйте указанные страницы сайтов (учитель перечисл€ет страницы сайтов). –ешите задачу в учебнике под номером N, укажите своЄ эмоциональное состо€ние и про€вленные качества личности. Ќасколько ближе вы подошли к модели человека, готового к свершени€м?
  5. »спользу€ видеоматериалы сети »нтернет (учитель указывает список сайтов), составьте наиболее важные, на ваш взгл€д, правила активного слушани€ при подготовке к коллективной дискуссии по проблеме (учитель называет учебную, научную проблему).
  6. —оставьте перечень существующих подходов к изучаемой проблемеы, способов решени€, использу€ предлагаемые электронные ссылки.
  7. Ќайдите в предлагаемом видеосюжете сети »нтернет необычные факты, сформулируйте интересные дл€ вас вопросы, требующие проведени€ исследовани€.

ѕри систематическом выполнении подобных заданий учитель может зарегистрировать в структуре мотивации к исследованию у старшеклассников высокий уровень эмоционального отношени€ к познавательной де€тельности, частые и длительные зан€ти€ с интеллектуальными источниками, умени€ обосновывать ценность исследовани€, желание привлечь эксперимент дл€ проверки гипотезы, постановку познавательных целей и задач, стремление находить разные пути и способы решени€ проблемы самосто€тельно.

“ехнологическую готовность к поиску нового знани€ мы представл€ем следующими показател€ми: уровнем владени€ пон€тийным аппаратом исследуемого вопроса, мерой развити€ умений и навыков использовани€ методов научного познани€, соблюдени€ правил научной организации труда учащегос€. Ёти показатели свидетельствуют об умении выдел€ть основные пон€ти€ при решении проблемы, использовать техники построени€ формулировок новых пон€тий, воспроизводить алгоритмы определЄнных познавательных действий, объ€сн€ть применение научных методов, осуществл€ть альтернативный подход, находить пути выхода из затруднений с помощью коррекции способа действи€, измен€ть направленность и способы осуществлени€ своей де€тельности в соответствии с требовани€ми ситуации, преобразовывать словесный материал в математические выражени€, формулировать требовани€ к результату поиска, готовить и проводить эксперимент, составл€ть схему решени€ задачи (выполнени€ упражнени€), планировать поиск, определ€ть различи€ между фактами и следстви€ми в тексте, примен€ть алгоритм оценки соответстви€ выводов имеющимс€ данным, правила и приЄемы работы над задачей, текстом, использовать технологию письменного оформлени€ исследовани€, представлени€ устного доклада.

ѕримеры учебных заданий, показывающие способы их конструировани€ с использованием сети »нтернет:

  1. —оставьте формулировку пон€ти€ (учитель называет изучаемое пон€тие) на основе полученных в —ети определений (учитель может привести ссылки), применив предложенный алгоритм:
  2. Ч выделите пон€тие, которому необходимо дать определение;

    Ч использу€ принцип свободных ассоциаций, запишите в столбик слова-ассоциации с определ€емым пон€тием;

    Ч использу€ выбранные слова в качестве ключевых, сконструируйте определение выбранного пон€ти€. »спользуйте родовидовые отношени€ между пон€ти€ми;

    Ч найдите в сети »нтернет другие формулировки;

    Ч сформулируйте синтезированное пон€тие, обосновав значимость используемых ключевых пон€тий.

  3. —оставьте кроссворд с использованием пон€тий Ђанализї, Ђсинтезї, Ђсравнениеї, Ђабстрагированиеї, Ђфункци€ї, Ђмодельї, Ђаналогї, Ђзависимостьї, Ђнесовместимостьї, Ђвозможностьї, Ђ€влениеї, Ђпричинаї, Ђследствиеї, Ђиндукци€ї, Ђдедукци€ї на основе полученных определений с помощью сети »нтернет.
  4. Ќайдите в сети »нтернет небольшой текст, из которого €сно, как была решена та или ина€ научна€ проблема. —формулируйте по предложенной схеме гипотезу учЄных: Ђ≈сли Е, тоЕ, так как Еї.
  5. ѕопробуйте составить начало гипотезы, использу€ выражени€:
  6. Ч ≈сли Е, то это приведЄт к обострению аллергических заболеваний, так как Е.

    Ч ≈слиЕ, то это приведЄт к старению кожи, так как Е.

    Ч ≈сли Е, то будем наблюдать повышенное облучение людей ультрафиолетом, так как.Е

    »спользуйте предложенный подход дл€ самосто€тельного составлени€ таких гипотез с помощью научно-попул€рных текстов сети »нтернет, которые имеют содержательную св€зь с текстом параграфа N.

  7. ¬ыберите из сети »нтернет научно-попул€рный текст, имеющий содержательные св€зи с изучаемым параграфом (учитель может предложить ссылки). ≈го логический каркас изобразите в виде живого дерева. √лавна€ иде€ пусть окажетс€ стволом. ќт ствола будут идти ветки, символизирующие другие идеи-мысли. ѕопробуйте проверить степень логичности построени€ своей схемы.
  8. Ќа основе научно-попул€рного текста сети »нтернет (учитель может указать р€д ссылок), который иллюстрирует ситуации использовани€ ведущих идей изучаемого параграфа учебника, попробуйте представить его содержание в ходе коллективного обсуждени€ или индивидуально в виде графической схемы Ч Ђдом с колоннамиї: главную идею обозначьте треугольником (это будет крыша), колонны Ч факты, еЄ подтверждающие, пр€моугольник Ч основной вывод.
  9. Ќайдите в сети »нтернет отрывок из Ђѕисьма молодым читател€мї ƒ.—.ЋихачЄва, начинающийс€ словами: Ђ аждый человек долженЕписать Еи говорить хорошої. ќпределите наиболее значимые дл€ себ€ советы. »спользуйте их дл€ составлени€ собственного выступлени€ по результатам исследовани€ (решени€ задачи, самосто€тельного изучени€ текста параграфа).

¬ результате последовательного использовани€ заданий, направленных на развитие технологической готовности старшеклассников к поиску нового знани€, учитель увидит у школьников положительную динамику умений выдел€ть главные структурные элементы пон€ти€, использовать приЄмы конструировани€ собственной обоснованной формулировки пон€ти€, умение выделить в учебном материале €вные и не€вные противоречи€, проводить анализ услови€ задачи нового типа, формулировать гипотезу дл€ получени€ нового способа решени€ проблемы, разрабатывать способы решени€ задачи, св€зывать основные идеи нового с другими, более общими, использовать основы научной организации учебного труда.

ƒл€ разработки заданий, направленных на развитие научного стил€ мышлени€, учителю следует также осмыслить его характеристики, как и составл€ющие других критериев исследовательского потенциала личности старшеклассников. Ќаучный стиль мышлени€ старшеклассника мы характеризуем с помощью следующих показателей: умений осмысливать структурные звень€ элементов собственных исследовательских действий; следовать нормам и требовани€м научного стил€ мышлени€, обобщать предметные и операциональные результаты исследовани€. ќни про€вл€ютс€ посредством следующих действий учеников: использование алгоритмов (а) дл€ осмыслени€ поисковых действий, составление последовательности осуществленных исследовательских действий, описание полученного способа решени€ задачи, рассуждени€ через р€д структурных элементов, установление различий в свойствах, подходах, используемых методах, объ€снение св€зи теории и практики в изучаемом, описание будущих последствий, вытекающих из имеющихс€ данных, моделирование изучаемых процессов; синтезирование противоположностей, установление причинно-следственных св€зей; выражение взаимосв€зей и взаимообусловленности €влений, нахождение ошибок и упущений в логике рассуждений, описание св€зей полученных новых теоретических знаний с практикой их применени€, использование приемов обобщени€ предметных и операциональных результатов познавательной де€тельности, воспроизведение полученных предметных и операциональных результатов познавательной де€тельности.

ѕримеры заданий:

  1. ѕопробуйте дать собственный ответ на вопросы по изучаемой теме (Ђѕочему продукты питани€ не рекомендуют хранить длительное врем€ в алюминиевых емкост€х?ї, ѕочему радуга имеет форму окружности?ї, Ђѕочему в сосновом лесу чувствуем запах свежести?ї), а затем составить ключевые слова и найти информацию в сети »нтернет. »зменилось ли ваше мнение? ≈сли да, то с чем вы это св€зываете?
  2. ѕосле просмотра видеофрагмента сети »нтернет или чтени€ научно-попул€рного текста (учитель указывает сайты) попробуйте сформулировать проблему на €зыке различных учебных дисциплин.
  3. »спользуйте видеоматериал из сети »нтернет (учитель перечисл€ет страницы сайтов) дл€ поиска способов разрушени€ состо€вшегос€ доказательства.
  4. ќпишите ход рассуждений автора при поиске ошибок в двух альтернативных подходах к решению проблемы (учитель делает ссылки на страницы сети »нтернет).
  5.  акой подход к решению проблемы Е, к разработке изучаемой теории, к описанию €влени€Е(проблему, теорию, €вление указывает учитель) был использован также в другой научной разработке? ќтвет сформулируйте на основе чтени€ текстаЕ, просмотра видеоинформацииЕ сети »нтернет.
  6. —оставьте модель поисковых действий учЄногоЕ., приведшего к открытию закона (разработке теории, описанию €влени€ и др.) на основе просмотра видеоинформации в сети »нтернет.
  7. ѕосле просмотра материалов сети »нтернет (учитель называет сайты) обобщите результаты продемонстрированного исследовани€ в виде основных положений теории, принципов, правил, объ€снени€ €влени€ и др.

ѕри последовательном использовании заданий, направленных на развитие научного стил€ мышлени€, учитель сможет наблюдать положительную динамику про€влений научного стил€ мышлени€ школьников в виде развити€ умений осмысливать структурные элементы собственных познавательных действий, осуществл€ть синтез противоположностей, указывать на доминирующие свойства €влени€, использовать при решении проблемы, задачи знаний, методов научного поиска из других учебных предметов, примен€ть принципы научного стил€ мышлени€ (раскрывать сущность €влений на основе установлени€ причинно-следственных св€зей, функций, установлени€ различи€ и др.), простоты (реализовывать понимание единства и многообрази€ мира, например, упрощение объекта на основе использовани€ модели), сохранени€ (выражать взаимосв€зи и взаимообусловленности €влений), наблюдаемости (отражать св€зь теории с практикой).

“ворческую активность в структуре исследовательского потенциала старшеклассника мы описываем с помощью показателей: оценки уровн€ самосто€тельности в преобразовании идей и св€зей между ними, степени знакомства с историей науки и еЄ современными проблемами, меры научного общени€. »х про€влени€ учитель может регистрировать в ситуаци€х, при которых старшеклассник называет техники выдвижени€ нестандартных гипотез, объ€сн€ет методы и приЄмы построени€ новых оригинальных познавательных продуктов, модифицирует учебные задачи, выдвигает оригинальные гипотезы на основе преобразовани€ идей и св€зей между ними, использует алгоритмы преобразовани€ идей в новой ситуации, собирает информацию о предыстории научных открытий, воспроизводит истории открытий, даЄт критическую оценку информации о современных проблемах науки, изучает использование способов построени€ эффективного научного общени€, составл€ет вопросы к тексту, к видеосюжету, к устному выступлению, выстраивает ситуации общени€ при обсуждении познавательных задач и проблем.

ѕримеры заданий с использованием сети »нтернет дают представление о примерах возможных действий старшеклассника, соответствующих про€влени€м его творческой активности:

  1. ѕросмотрев видеосюжет на сайте, прочитав текст (учитель называет сайты), предложите использовать представленную идею дл€ решени€ задачи учебника є N.
  2. —оставьте алгоритм использовани€ определЄнной техники выдвижени€ нестандартных гипотез по результатам чтени€ текста на сайте Е, просмотра видеосюжета (учитель указывает сайты) дл€ решени€ исследовательской проблемыЕ, задачи учебникаЕ.
  3. ѕреобразуйте вопросы задачи є N на основании изучени€ материалов сети »нтернет (учитель указывает сайты). Ќайдите ответы на них.  акую технику составлени€ вопросов вы использовали?
  4. »зучите материалы (видеосюжет, научно-попул€рный текст) сети »нтернет. — чем св€зано по€вление различных подходов к решению проблемыЕ, к объ€снению €влени€Е?
  5.  акие преп€тстви€ в решении научной проблемы могли бы быть преодолены учЄным (учитель называет им€ учЄного) при знакомстве его с материалами исследований (учитель указывает сайты, на которых изложены результаты поисков других учЄных, в том числе представителей других научных областей).
  6. —формулируйте вопросы участникам обсуждени€ проблемы, представленной на сайтеЕ.  ак ответы на них помогут по-новому подойти к решению проблемы?
  7.  акие материалы научных исследований помогли учЄному (учитель называет исследовател€) описать €вление (разработать теорию, закон? ќтвет сформулируйте на основе изучени€ видеосюжета (учитель указывает ссылку на сайт сети »нтернет), текста сети »нтернет (учитель указывает ссылку на сайт сети »нтернет).  акие научные контакты были осуществлены автором исследовани€?

»спользование подобных заданий позвол€ет учителю обнаружить у старшеклассников динамику активности в поиске оригинального, нового способа решени€ познавательной задачи; умени€ самосто€тельно преобразовывать идеи, способы, алгоритмы, подходы к решению познавательных задач и проблем; знани€ исторических фактов развити€ науки, современных научных проблем; умени€ формулировать вопросы, св€зывающих историю открытий и новый учебный материал или исследуемую проблему; стремление расширить круг общени€ в услови€х решени€ познавательных задач и проблем, расширить круг общени€ при обсуждении познавательных задач, исследовательских проблем, который возникает на научно-практических конференци€х, в сети »нтернет, на зан€ти€х лектори€ предметной секции ”Ќќ, на встречах с учЄными.

ѕредставленные способы конструировани€ учебных заданий, реконструкции традиционных задач из учебника могут быть использованы при создании учителем культуротворческих ситуаций. ¬ то же врем€ при разработке новых учебных заданий, а также модификации традиционных учебных задач мы рекомендуем обратить внимание на возможности некоторых сайтов. —реди них особое место занимают сайты с научно-попул€рными текстами:

Ч ЂЁлементыї (http://elementy.ru), Ђћембранаї (http://new.membrana.ru), Ђ¬згл€д за граньї (http://vzglyadzagran.ru), ЂЌовотекаї (http://zhelezyaka.com/), Ђјсоновї (http://asonov.com/nauka-i-tehnika.html?start=5);

Ч сайты научно-попул€рных журналов: Ђ«нание Ч силаї (http://www.znanie-sila.su/), Ђ„то нового в науке и техникеї (http://www.chtonovogo.ru), Ђ¬ мире наукиї (http://www.sciam.ru), Ђ»де€ »кс (http://www.mediaguide.ru), Ђ’ими€ и жизньї (http://www.hij.ru/), ЂЌаука и жизньї (http://www.nkj.ru/), Ђ вантї (http://kvant.mccme.ru/);

Ч сайты с видеосюжетами по проблемам современной науки: ЂЌаука в фокусеї на англ. €зыке (http://sciencefocus.com), коллекци€ естественно-научных экспериментов (http://www.experiment.edu.ru/), телеканал ЂЌаука 2.0ї (http://www.naukatv.ru), телевизионные передачи ЂЌаука 2.0ї (http://tvperedachi.narod.ru/nauka20/nauka20.html), Ђ¬естиї с разделом ЂЌаукаї (http://www.vesti.ru/videos?cid=1100), архив видеоматериалов программы Ђќчевидное Ч неверо€тноеї (http://www.ochevidnoe-neveroyatnoe.ru/archive);

Ч сайты с инструментарием проведени€ исследований: ЂЁпистемотекаї (http://epistemoteka.net/), учебный центр Ђ рисмас+ї (http://www.christmas-plus.ru/; http://u-center.info/libraryschoolboy/researchair), программные продукты института новых технологий (http://www.int-edu.ru/index.php?m1=447&m2=0&ms=2), методика полисистемного саногенетического мониторинга (http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=218&id=79).

ѕримеры учебных заданий и способы их конструировани€ с помощью сети »нтернет свидетельствуют о том, что они могут быть успешно использованы старшеклассником в ситуаци€х выбора при выполнении домашних заданий, на зан€ти€х научного общества, на уроке. ¬ыбор старшеклассником определенного задани€ и уровень его выполнени€ позвол€ет учителю диагностировать, насколько выражена мера про€влений исследовательского потенциала школьника на основе разработанной нами экспертной оценки по каждому из показателей.

¬ де€тельности старшеклассника при выполнении подобных заданий реализуетс€ иде€ субъективности (осознанный заказ школьника на собственное движение в образовании, св€занный с культурой выбора и соорганизацией различных образовательных предложений), субъектности (приобретение школьником опыта интеллектуальной самоорганизации), рефлексивности (переосмысление и перестройка школьником содержани€ своего сознани€, своей де€тельности и общени€, целостное отношение к окружающему миру), культуротворчества (создание школьником субъективно новых образовательных продуктов, свидетельствующих о личностной ответственности и самоутверждении в процессе получени€ нового знани€).

“аким образом, использу€ представленные способы конструировани€ учебных заданий и преобразовани€ учебных заданий учебника или задачника с помощью ресурсов и технологий сети »нтернет, учитель может актуализировать и развивать у старшеклассников определЄнные составл€ющие их исследовательского потенциала, имеющие тесные взаимосв€зи с его установкой на обучение на прот€жении всей жизни, на самонаправленное и саморегулируемое обучение.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020