Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Об организации школьного экологического мониторинга в условиях урбанизированной среды

Яковлева Оксана Викторовна
учитель биологии высшей категории МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары

Яковлев Владимир Алексеевич
ведущий инженер КУ ЧР «Дирекция ООПТ» Минприроды Чувашии

Школьный экологический мониторинг имеет особое значение в экологическом образовании учащихся. В общем смысле экологический мониторинг предполагает комплексную систему наблюдений (слежения), оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Школьный экологический мониторинг (ШЭМ) — это процесс наблюдений за изменениями, происходящими на исследуемой территории, микрорайоне, населенном пункте и др. с последующей их оценкой, обсуждением и выработкой мер, направленных на осуществление экологических решений. Школьный экологический мониторинг предполагает исследование экосистемы территории на долгосрочной основе. В этом его основное отличие от различных форм экологических практикумов. Материал школьного экологического мониторинга, накопленный в течение нескольких лет, создает базу для эффективного экологического образования учащихся. Основное различие школьного экологического мониторинга по сравнению с научно-экологическим заключается в постановке целей, задач и использовании исследовательских методик. Школьный мониторинг не может ставить основной целью получение высоко достоверных результатов на основе применения сложных методик и использования дорогостоящей аппаратуры. Предпочтение должно отдаваться доступным для школьников методикам, безопасным для их здоровья и недорогим реактивам. Поэтому требуется такие методы работы, которые бы не требовали значительного дополнительного финансирования и специальной подготовки педагогов и учащихся в их освоении (Зубарев, 2005).

Концептуальные основы школьного экологического мониторинга довольно хорошо разработаны рабочей группой под руководством Т.Я. Ашихминой (Школьный…, 2000). В целом, соглашаясь с основными принципами организации и проведения ШЭМ, изложенными в данном пособии, нами, исходя из региональных и других особенностей, в некоторых случаях разработано и усовершенствовано методическое сопровождение этой программы. Среди них – экологический паспорт территории, методические рекомендации по заполнению экологического паспорта территории, рабочая ведомость, методические рекомендации по обследованию территории и заполнению карт-схем, а также адаптированные для учащихся среднего и старшего школьного возраста методики экологических исследований (Петухова, Яковлев, 2006). В данной работе нами, опуская теоретическую часть, основное внимание уделяется практической стороне этого вопроса. Известно, что урбанизированная среда довольно существенно отличается от естественной, требуя несколько иные подходы в ее изучении. Ниже нами предлагается практическая часть проведения школьного экологического мониторинга в условиях среднего города (Чебоксары). Данная программа прошла апробацию в 2005-2006 годах, когда по ней работало 8 учебно-исследовательских групп, общая площадь исследуемой территории – более 550 га.

На самом начальном этапе за каждой учебно-исследовательской группой под руководством учителя или педагога дополнительного образования закреплялся определенный участок территории города, большей частью соответствующий конкретному микрорайону с четко обозначенными границами. Такими границами чаще служили автодороги, реже - малые реки города или окраины лесных массивов. В силу разных причин (географических, возможностей группы и др.) участки, закрепленные за учебно-исследовательскими группами, варьировали от 23 до 108 га, в среднем – 60 га.

Проводимые в рамках школьного экологического мониторинга работы условно были разделены на две части: описательная и исследовательская.

Описательная часть

Основная задача этой части заключалась в инвентаризации всех природных и потенциально опасных антропогенных объектов, расположенных в пределах исследуемой территории. Для этого был разработан экологический паспорт территории (приложение 1), куда заносились все объемные показатели. Кроме того, все изучаемые объекты отмечались на картах-схемах. С этой целью каждая группа получала общую карту с четко обозначенными границами закрепленной за ней территории (рис. 1) и подробные карты-схемы отдельных участков. В виду большого количества объектов, необходимых для нанесения на карту-схему, они выдавались в трех копиях.

Рис. 1. Общая карта-схема территории с обозначенными границами, закрепленная за группой

Подробные карты-схемы предоставлялись с уже нанесенными улицами, зданиями с их нумерацией. На первой копии отмечались объекты, соответствующие пунктам 4-11, 21 экологического паспорта территории. Дополнительно отмечались:

- этажность (на контурах зданий)

- границы гаражных формирований, рынков и торговых двориков, детских площадок обводились черной сплошной линией и внутри контура размещали соответственные буквенные обозначения (ГФ, Р, ДП),

- черной пунктирной линией отмечались «козьи» тропки и их протяженность.

Рабочее состояние первой копии подробных карт-схем изображено на рис.2.

Рис.2. Первая копия подробных рабочих карт-схем с обозначениями.

На второй копии зеленым цветом отмечаются объекты, соответствующие пп. 12-14 экологического паспорта территории. При этом преследуется цель инвентаризировать все деревья и зеленые изгороди, находящиеся на исследуемой территории. Все породы деревьев и кустарников по начальным буквам названий получили буквенные обозначения. Понимая, что деревья по отдельности отмечать на карте практически невозможно, их объединили в группы. На карте расположения этих групп обводили контуром зеленого цвета и соответствующими символами подписывали количество деревьев и их видовой состав.

На карте места расположения зеленых изгородей обозначали зеленой пунктирной линией, по концам которой буквенными обозначениями отмечали вид кустарника и числами протяженность изгороди в метрах.

Границы лесопарков (ЛП), парков (П), садов (С), скверов (Ск), бульваров (Б) и др. также отмечали сплошной зеленой линией с соответствующими обозначениями. Таким образом, вторая копия подробных рабочих карт выглядела следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Вторая копия подробных рабочих карт-схем с обозначениями.

На третьей копии карты-схемы располагались объекты, соответствующие пп. 15-19, 24-25 экологического паспорта территории. Контейнеры и урны для мусора, несанкционированные свалки на карте отмечались синим цветом подчеркнутыми начальными буквами (К, У, НС). Остановки общественного транспорта, автозаправочные станции, автостоянки светофоры рисовались соответственными буквенными обозначениями красного цвета внутри окружности (рис.4).

Таким образом, заполняя карты-схемы в трех экземплярах и экологический паспорт территории, получаем следующую важную информацию, которую можно использовать в дальнейшем для диагностики экологического состояния исследуемых участков:

- площадь исследуемой территории;

- количество жителей на этой территории (можно получить в соответствующих инстанциях) и, естественно, плотность населения;

- количество и площадь зеленых насаждений определенной территории и соответствие их нормативным показателям;

- количество гаражных формирований и гаражей в них, количество автостоянок с числом машино-мест;

- количество контейнеров и урн для мусора. Зная количество проживающего населения и нормативы образования твердых бытовых отходов, соответствие количества и емкости контейнеров к общему объему образовавшегося мусора;

- и.др.

Исследовательская часть

В этой части мы ограничимся лишь перечислением методик, рекомендуемых для использования учащимися в рамках программы школьного экологического мониторинга. Эти методики часто общеизвестны, просты в применении и легкодоступны (например, Методы…, 1999; Школьный…, 2000 и др.). Часть методик нами адаптирована для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Необходимо отметить, что работая по этим методикам в условиях урбанизированной среды, нужно иметь контрольные точки в естественных биотопах.

 

Рис. Третья копия подробных рабочих карт-схем с обозначениями.

Примерный перечень методик и направлений исследований в рамках школьного экологического мониторинга в условиях урбанизированной среды:

- фенологические исследования;

- определение загрязненности снежного покрова;

- биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны;

- расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

- методы биоиндикации водоемов на основе зообентоса с использованием биотического индекса Вудивисса;

- методика изучения санитарного состояния деревьев;

- экологическая оценка классной комнаты;

- изучение флуктуирующей асимметрии листьев березы повислой для оценки качества среды;

- и др.

Естественно, ежегодные обследования территории и проводимые по единым методикам исследования позволяют выявлять происходящие изменения, на основе которых необходимо подготовить рекомендации для принятия управленческих решений.

Приложение 1

Экологический паспорт территории

Объекты

Показатели

1

Условное название территории

 

2

Границы территории (протяженность)

 

3

Общая площадь территории

 

4

Какие реки протекают (название, протяженность в границах территории)

 

5

Родники (количество, название)

 

6

Общее количество зданий (построек), в том числе:

 
 

- жилые 9-этажные и выше

 
 

- жилые 5-этажные

 
 

- жилые 2-этажные

 
 

- индивидуальные жилые дома

 
 

- здания административного и социального назначения (школы, детские сады, вокзалы и т.д.)

 
 

- коммуникационные и хозяйственные сооружения и строения

 
 

- другие (обозначить)

 

7

Какие промышленные предприятия расположены на данной территории

 

8

Количество гаражных формирований и гаражей в них

 

9

Количество торговых точек (магазинов, киосков, павильонов)

 

10

Рынки и торговые дворики

 

11

Детские площадки

 

12

Общее количество деревьев, в том числе:

 
 

береза

 
 

липа

 
 

тополь

 
 

ясень

 
 

дуб

 
 

клен ясенелистный

 
 

ивы

 
 

яблоня

 
 

рябина

 
 

сосна

 
 

ель

 
 

лиственница

 
 

туя

 
 

другие (какие)

 

13

Протяженность посадок кустарников, в том числе:

 
 

шиповник

 
 

снежнеягодник

 
 

боярышник

 
 

бирючина

 
 

арония черноплодная

 
 

барбарис

 
 

другие (какие)

 

14

Количество, название и площадь озелененной территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)

 

15

Количество остановочных пунктов общественного транспорта: всего:

в т.ч.

 
 

оборудованные павильонами

 
 

без павильонов

 

16

Количество контейнеров для мусора: всего

в т.ч:

 
 

на дорогах

 
 

на дворовых территориях

 

17

Количество урн, всего:

в т.ч.

 
 

возле остановок общественного транспорта

 
 

у входа в здания

 
 

в других местах

 

18

Количество автостоянок и АЗС

 
 

кол-во машино-мест

 

19

Несанкционированные свалки

 

20

Общая протяженность автомобильных дорог

 

21

Общая протяженность «козьих» троп

 

22

Протяженность железнодорожных путей

 

23

Количество мостов,

в т.ч.:

 
 

автомобильных

 
 

пешеходных

 

24

Количество «лежащих полицейских»

 

25

Количество светофоров

 

Литература

  • Зубарев А.Е. Изучение физико-географических характеристик исследуемой территории при проведении школьного экологического мониторинга. // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2005 C. 75-102.

  • Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг: методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / под общ.ред. Л.В. Егорова – Чебоксары, 1999. – 106 с.

  • Петухова Е.А., Яковлев В.А. О школьном экологическом мониторинге в г. Чебоксары // Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2006. – С. 124-125.

  • Школьный экологический мониторинг // Под ред. Т.Я. Ашихминой. — М.: АГАР, 2000.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017