јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќб организации школьного экологического мониторинга в услови€х урбанизированной среды

яковлева ќксана ¬икторовна
учитель биологии высшей категории ћЅќ” ЂЋицей є 44ї г. „ебоксары

яковлев ¬ладимир јлексеевич
ведущий инженер  ” „– Ђƒирекци€ ќќѕ“ї ћинприроды „увашии

Ўкольный экологический мониторинг имеет особое значение в экологическом образовании учащихс€. ¬ общем смысле экологический мониторинг предполагает комплексную систему наблюдений (слежени€), оценки и прогноза изменений состо€ни€ природной среды под вли€нием естественных и антропогенных факторов.

Ўкольный экологический мониторинг (ЎЁћ) Ч это процесс наблюдений за изменени€ми, происход€щими на исследуемой территории, микрорайоне, населенном пункте и др. с последующей их оценкой, обсуждением и выработкой мер, направленных на осуществление экологических решений. Ўкольный экологический мониторинг предполагает исследование экосистемы территории на долгосрочной основе. ¬ этом его основное отличие от различных форм экологических практикумов. ћатериал школьного экологического мониторинга, накопленный в течение нескольких лет, создает базу дл€ эффективного экологического образовани€ учащихс€. ќсновное различие школьного экологического мониторинга по сравнению с научно-экологическим заключаетс€ в постановке целей, задач и использовании исследовательских методик. Ўкольный мониторинг не может ставить основной целью получение высоко достоверных результатов на основе применени€ сложных методик и использовани€ дорогосто€щей аппаратуры. ѕредпочтение должно отдаватьс€ доступным дл€ школьников методикам, безопасным дл€ их здоровь€ и недорогим реактивам. ѕоэтому требуетс€ такие методы работы, которые бы не требовали значительного дополнительного финансировани€ и специальной подготовки педагогов и учащихс€ в их освоении («убарев, 2005).

 онцептуальные основы школьного экологического мониторинга довольно хорошо разработаны рабочей группой под руководством “.я. јшихминой (ЎкольныйЕ, 2000). ¬ целом, соглаша€сь с основными принципами организации и проведени€ ЎЁћ, изложенными в данном пособии, нами, исход€ из региональных и других особенностей, в некоторых случа€х разработано и усовершенствовано методическое сопровождение этой программы. —реди них Ц экологический паспорт территории, методические рекомендации по заполнению экологического паспорта территории, рабоча€ ведомость, методические рекомендации по обследованию территории и заполнению карт-схем, а также адаптированные дл€ учащихс€ среднего и старшего школьного возраста методики экологических исследований (ѕетухова, яковлев, 2006). ¬ данной работе нами, опуска€ теоретическую часть, основное внимание удел€етс€ практической стороне этого вопроса. »звестно, что урбанизированна€ среда довольно существенно отличаетс€ от естественной, требу€ несколько иные подходы в ее изучении. Ќиже нами предлагаетс€ практическа€ часть проведени€ школьного экологического мониторинга в услови€х среднего города („ебоксары). ƒанна€ программа прошла апробацию в 2005-2006 годах, когда по ней работало 8 учебно-исследовательских групп, обща€ площадь исследуемой территории Ц более 550 га.

Ќа самом начальном этапе за каждой учебно-исследовательской группой под руководством учител€ или педагога дополнительного образовани€ закрепл€лс€ определенный участок территории города, большей частью соответствующий конкретному микрорайону с четко обозначенными границами. “акими границами чаще служили автодороги, реже - малые реки города или окраины лесных массивов. ¬ силу разных причин (географических, возможностей группы и др.) участки, закрепленные за учебно-исследовательскими группами, варьировали от 23 до 108 га, в среднем Ц 60 га.

ѕроводимые в рамках школьного экологического мониторинга работы условно были разделены на две части: описательна€ и исследовательска€.

ќписательна€ часть

ќсновна€ задача этой части заключалась в инвентаризации всех природных и потенциально опасных антропогенных объектов, расположенных в пределах исследуемой территории. ƒл€ этого был разработан экологический паспорт территории (приложение 1), куда заносились все объемные показатели.  роме того, все изучаемые объекты отмечались на картах-схемах. — этой целью кажда€ группа получала общую карту с четко обозначенными границами закрепленной за ней территории (рис. 1) и подробные карты-схемы отдельных участков. ¬ виду большого количества объектов, необходимых дл€ нанесени€ на карту-схему, они выдавались в трех копи€х.

–ис. 1. ќбща€ карта-схема территории с обозначенными границами, закрепленна€ за группой

ѕодробные карты-схемы предоставл€лись с уже нанесенными улицами, здани€ми с их нумерацией. Ќа первой копии отмечались объекты, соответствующие пунктам 4-11, 21 экологического паспорта территории. ƒополнительно отмечались:

- этажность (на контурах зданий)

- границы гаражных формирований, рынков и торговых двориков, детских площадок обводились черной сплошной линией и внутри контура размещали соответственные буквенные обозначени€ (√‘, –, ƒѕ),

- черной пунктирной линией отмечались Ђкозьиї тропки и их прот€женность.

–абочее состо€ние первой копии подробных карт-схем изображено на рис.2.

–ис.2. ѕерва€ копи€ подробных рабочих карт-схем с обозначени€ми.

Ќа второй копии зеленым цветом отмечаютс€ объекты, соответствующие пп. 12-14 экологического паспорта территории. ѕри этом преследуетс€ цель инвентаризировать все деревь€ и зеленые изгороди, наход€щиес€ на исследуемой территории. ¬се породы деревьев и кустарников по начальным буквам названий получили буквенные обозначени€. ѕонима€, что деревь€ по отдельности отмечать на карте практически невозможно, их объединили в группы. Ќа карте расположени€ этих групп обводили контуром зеленого цвета и соответствующими символами подписывали количество деревьев и их видовой состав.

Ќа карте места расположени€ зеленых изгородей обозначали зеленой пунктирной линией, по концам которой буквенными обозначени€ми отмечали вид кустарника и числами прот€женность изгороди в метрах.

√раницы лесопарков (Ћѕ), парков (ѕ), садов (—), скверов (—к), бульваров (Ѕ) и др. также отмечали сплошной зеленой линией с соответствующими обозначени€ми. “аким образом, втора€ копи€ подробных рабочих карт выгл€дела следующим образом (рис. 3).

–ис. 3. ¬тора€ копи€ подробных рабочих карт-схем с обозначени€ми.

Ќа третьей копии карты-схемы располагались объекты, соответствующие пп. 15-19, 24-25 экологического паспорта территории.  онтейнеры и урны дл€ мусора, несанкционированные свалки на карте отмечались синим цветом подчеркнутыми начальными буквами ( , , Ќ—). ќстановки общественного транспорта, автозаправочные станции, автосто€нки светофоры рисовались соответственными буквенными обозначени€ми красного цвета внутри окружности (рис.4).

“аким образом, заполн€€ карты-схемы в трех экземпл€рах и экологический паспорт территории, получаем следующую важную информацию, которую можно использовать в дальнейшем дл€ диагностики экологического состо€ни€ исследуемых участков:

- площадь исследуемой территории;

- количество жителей на этой территории (можно получить в соответствующих инстанци€х) и, естественно, плотность населени€;

- количество и площадь зеленых насаждений определенной территории и соответствие их нормативным показател€м;

- количество гаражных формирований и гаражей в них, количество автосто€нок с числом машино-мест;

- количество контейнеров и урн дл€ мусора. «на€ количество проживающего населени€ и нормативы образовани€ твердых бытовых отходов, соответствие количества и емкости контейнеров к общему объему образовавшегос€ мусора;

- и.др.

»сследовательска€ часть

¬ этой части мы ограничимс€ лишь перечислением методик, рекомендуемых дл€ использовани€ учащимис€ в рамках программы школьного экологического мониторинга. Ёти методики часто общеизвестны, просты в применении и легкодоступны (например, ћетодыЕ, 1999; ЎкольныйЕ, 2000 и др.). „асть методик нами адаптирована дл€ учащихс€ среднего и старшего школьного возраста. Ќеобходимо отметить, что работа€ по этим методикам в услови€х урбанизированной среды, нужно иметь контрольные точки в естественных биотопах.

 

–ис. “реть€ копи€ подробных рабочих карт-схем с обозначени€ми.

ѕримерный перечень методик и направлений исследований в рамках школьного экологического мониторинга в услови€х урбанизированной среды:

- фенологические исследовани€;

- определение загр€зненности снежного покрова;

- биоиндикаци€ воздушного загр€знени€ по состо€нию хвои сосны;

- расчетна€ оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

- методы биоиндикации водоемов на основе зообентоса с использованием биотического индекса ¬удивисса;

- методика изучени€ санитарного состо€ни€ деревьев;

- экологическа€ оценка классной комнаты;

- изучение флуктуирующей асимметрии листьев березы повислой дл€ оценки качества среды;

- и др.

≈стественно, ежегодные обследовани€ территории и проводимые по единым методикам исследовани€ позвол€ют вы€вл€ть происход€щие изменени€, на основе которых необходимо подготовить рекомендации дл€ прин€ти€ управленческих решений.

ѕриложение 1

Ёкологический паспорт территории

є

ќбъекты

ѕоказатели

1

”словное название территории

 

2

√раницы территории (прот€женность)

 

3

ќбща€ площадь территории

 

4

 акие реки протекают (название, прот€женность в границах территории)

 

5

–одники (количество, название)

 

6

ќбщее количество зданий (построек), в том числе:

 
 

- жилые 9-этажные и выше

 
 

- жилые 5-этажные

 
 

- жилые 2-этажные

 
 

- индивидуальные жилые дома

 
 

- здани€ административного и социального назначени€ (школы, детские сады, вокзалы и т.д.)

 
 

- коммуникационные и хоз€йственные сооружени€ и строени€

 
 

- другие (обозначить)

 

7

 акие промышленные предпри€ти€ расположены на данной территории

 

8

 оличество гаражных формирований и гаражей в них

 

9

 оличество торговых точек (магазинов, киосков, павильонов)

 

10

–ынки и торговые дворики

 

11

ƒетские площадки

 

12

ќбщее количество деревьев, в том числе:

 
 

береза

 
 

липа

 
 

тополь

 
 

€сень

 
 

дуб

 
 

клен €сенелистный

 
 

ивы

 
 

€блон€

 
 

р€бина

 
 

сосна

 
 

ель

 
 

лиственница

 
 

ту€

 
 

другие (какие)

 

13

ѕрот€женность посадок кустарников, в том числе:

 
 

шиповник

 
 

снежне€годник

 
 

бо€рышник

 
 

бирючина

 
 

арони€ черноплодна€

 
 

барбарис

 
 

другие (какие)

 

14

 оличество, название и площадь озелененной территории общего пользовани€ (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)

 

15

 оличество остановочных пунктов общественного транспорта: всего:

в т.ч.

 
 

оборудованные павильонами

 
 

без павильонов

 

16

 оличество контейнеров дл€ мусора: всего

в т.ч:

 
 

на дорогах

 
 

на дворовых территори€х

 

17

 оличество урн, всего:

в т.ч.

 
 

возле остановок общественного транспорта

 
 

у входа в здани€

 
 

в других местах

 

18

 оличество автосто€нок и ј«—

 
 

кол-во машино-мест

 

19

Ќесанкционированные свалки

 

20

ќбща€ прот€женность автомобильных дорог

 

21

ќбща€ прот€женность Ђкозьихї троп

 

22

ѕрот€женность железнодорожных путей

 

23

 оличество мостов,

в т.ч.:

 
 

автомобильных

 
 

пешеходных

 

24

 оличество Ђлежащих полицейскихї

 

25

 оличество светофоров

 

Ћитература

  • «убарев ј.≈. »зучение физико-географических характеристик исследуемой территории при проведении школьного экологического мониторинга. // ћатериалы по дополнительному экологическому образованию учащихс€ (сборник статей). ¬ып. II. ѕод ред. ћ.Ќ. —ионовой и Ё.ј. ѕол€ковой.  алуга:  √ѕ” им.  .Ё. ÷иолковского - 2005 C. 75-102.

  • ћетоды биологических и экологических исследований в работе с учащимис€. Ўкольный экологический мониторинг: методические указани€ по организации научно-исследовательской работы учащихс€ / под общ.ред. Ћ.¬. ≈горова Ц „ебоксары, 1999. Ц 106 с.

  • ѕетухова ≈.ј., яковлев ¬.ј. ќ школьном экологическом мониторинге в г. „ебоксары // ћодернизаци€ современного образовани€: к экологической компетентности Ц через экологическую де€тельность: ћатериалы V ¬сероссийского научно-методического семинара 8-12 но€бр€ 2006 г. —анкт-ѕетербург. Ц —ѕб.: Ђ рисмас+ї, 2006. Ц —. 124-125.

  • Ўкольный экологический мониторинг // ѕод ред. “.я. јшихминой. Ч ћ.: ј√ј–, 2000.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020