јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќсобенности организации исследовательской де€тельности в малокомплектной сельской школе
(на примере орнитологических исследований)

¬алентина ¬алентиновна √убарева
учитель биологии и географии ћќ” ћакарьевска€ средн€€ общеобразовательна€ школа ¬етлужского района, победитель приоритетного национального проекта Ђќбразованиеї 2012 г.

»сследовательска€ де€тельность в малокомплектной сельской школе носит свои особенности.  ¬ нашей школе на данный момент обучаетс€ всего 30 детей Ц очень немного по современным меркам. ќтсюда и вытекают современные проблемы: оплата работы учител€, большие нагрузки на детей. Ќо, если вдуматьс€, из этих недостатков вытекает множество  достоинств. Ёто у нас, у сельских учителей есть удивительна€ возможность помочь ученику полностью раскрытьс€, познать и попробовать себ€ в различных ипостас€х.

»так, плюсы исследовательской де€тельности в малокомплектной школе:

  • возможность создани€ разновозрастных команд. ¬ исследовании по какой-либо теме участвуют не ученики одного класса, а команда заинтересованных детей. ѕричЄм в процессе работы младшие учатс€ у старших, перенимают их опыт. —в€зь поколений даЄт прекрасные результаты;
  • разные дети, участвующие в исследовательской де€тельности, имеют разные интересы. »менно поэтому наши работы станов€тс€ более глубокими и широкими по мере разработки. ¬едь решение любой Ц самой, на первый взгл€д, простой проблемы зачастую обрастает целым букетом сопутствующих проблем;
  • ещЄ один плюс вытекает из минуса Ц мало детей. ѕриходитс€ не выбирать талантливых и одарЄнных, а брать и задействовать всех. Ќо мы Ц школа маленька€, в маленькой деревне и ученики у нас разные: от детей откровенно Ђслабыхї до вундеркиндов;
  • ещЄ один плюс в том, что € знаю все детей в школе, многих ещЄ с детского садика. ћало того, что € веду у них природоведение, биологию, экологию, географию, € ещЄ €вл€юсь в школе старшей вожатой ƒќќ Ђёный экологї и €вл€юсь руководителем кружка Ђёный орнитологї. я знаю, на что способны мои ученики, а они знают мен€. ћожет быть, ещЄ и поэтому мои ученики мен€ не подвод€т;
  • большую роль в исследовательской де€тельности играют реальные практические результаты. » тут дл€ сельской школы раздолье. “олько огл€нись: пруд, река, пол€, леса, овраги, свалки и, конечно же, наши любимые птицы, всЄ это объекты потенциальных исследований.
  • »менно поэтому в малокомплектной школе есть огромные возможности дл€ ведени€ исследовательской де€тельности. Ќе секрет, что именно сельские дети, обладают достаточным количеством практических навыков, они реально смотр€т на жизнь и знают, чего хот€т, добива€сь успеха в жизни.

    »сследовательскую работу можно проводить как на уроке, так и внеурочное врем€. Ќо одним из самых актуальных дл€ современной малокомплектной школы направлений €вл€етс€ внеклассна€ исследовательска€ работа. ќна позвол€ет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихс€, их интересы и жизненный опыт. ќсобенно важно, что, выполн€€ исследовани€, провод€ наблюдени€, школьники вход€т в тесный контакт с живой природой, котора€ захватывает душу ребЄнка, сохран€ет еЄ чистоту и чуткость.

    ƒанна€ публикаци€ €вл€етс€ результатом обобщени€ опыта по организации исследовательской де€тельности на зан€ти€х кружка Ђёный орнитологї, а также использование результатов этих исследований на уроках биологии, экологии и природоведени€, научно-практических конференций. ќна содержит р€д методических рекомендаций: организаци€ исследовательской де€тельности во внеурочное врем€, разработка зан€тий кружка Ђёный орнитологї, а также использование внеклассных исследований на уроках.

    ќпыт проведени€ полевых практик в услови€х сельской малокомплектной школы показывает, что пребывание на природе развивает школьников умственно и физически, даЄт реб€там много полезных сведений, радостных переживаний, повышает их интерес к познанию тайн природы, облегчает усвоение учебного материала и прохождение школьных программ. ” детей вырабатываетс€ внимательность, терпение, выносливость, трудолюбие, умение удивл€тьс€. –еб€та в необычных дл€ них услови€х раскрываютс€ по-новому. ¬ моей практике дважды были случаи, когда дети, которые с нетерпением ждали звонка с урока, в исследовани€х становились верными помощниками.

    √лавным объектом наших исследований €вл€ютс€ птицы. ѕочему именно они?

    »зучение природы в самой природе €вл€етс€ одним из наиболее приемлемых и доступных методов приобретени€ знаний и повышении интереса к познанию учащихс€ в области биологии и экологии. ѕтицы €вл€ютс€ одним из наиболее удобных объектов дл€ такой работы. Ёто обусловлено тем, что на примере птиц можно проводить исследовани€ по таким направлени€м, как экологи€, этологи€, физиологи€, морфологи€, систематика и т.д. ¬едь птицы Ц едва ли не самые интересные объекты дл€ наблюдени€ в природе. ћы так к ним привыкли, что зачастую не замечаем: они живут р€дом с нами и порой нуждаютс€ в нашей помощи и защите. Ќаблюдение за жизнью птиц дарит незабываемые ощущени€, нужно только знать что, когда и как наблюдатьЕ

    ” мен€ накоплен немалый опыт в организации орнитологических исследований с учащимис€. »сследовательской природоохранной де€тельностью коллектив ћакарьевской средней школы начал заниматьс€ с 1998 года при тесном сотрудничестве с Ќижегородским отделением —оюза охраны птиц –оссии (—ќѕ–).

    ѕодготовку учеников к творческому подходу € начала с практического изучени€ природы: экскурсии в лес, на водоЄмы и луга. ћы знакомились с обитател€ми этих мест, представител€ми флоры и фауны, определ€ли по атласам и определител€м насекомых, земноводных, птиц и т.п.  аждый ученик имел тетрадь дл€ записей (полевой дневник).

    –еб€та задавали много вопросов, на некоторые из них мы искали ответы вместе. —колько €иц откладывает скворец?  акие редкие виды животных обитают в нашей местности?  акой корм нужно запасать птицам? ѕочему птицы прилетают с юга в разные сроки? ќтвечаю: ЂЌе знаю. ј как вы сами думаете? ƒавайте вместе проверимї. ” природы много тайн и секретов. » прикоснувшись к ним раз, всю жизнь не перестаЄшь удивл€тьс€. “ак совершенно естественно мы перешли к исследовательской де€тельности. “емы исследовательских работ предлагаю ученикам в соответствии с их возрастом и эрудицией каждого.

    ќрнитологические исследовани€ провод€тс€ в основном в полевых услови€х. ѕолевые работы развивают творческие способности, мышление, внимание, самосто€тельность, ответственность; это не менее важное решение проблемы трудового воспитани€ и бережного отношени€ к себе и окружающему миру.

    ѕо результатам проведЄнных исследований можно готовить творческие работы дл€ участи€ в научно-практических конференци€х, выпускать газеты к предметным недел€м по биологии, готовить статьи в районные газеты с целью повышени€ информированности населени€ об окружающем мире.

    ќпыт проведени€ исследовательских работ в области орнитологии как внеклассный вид де€тельности имеет свои положительные результаты:

  • вызывает у учащихс€ большой интерес к проблемам экологического характера;
  • способствует формированию у них навыков исследовательской работы;
  • способствует развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению орнитофауны.
  • »спользование результатов внеклассных орнитологических исследований на уроках природоведени€, биологии и экологии

    ѕрактика показывает, что в услови€х малокомплектной школы особенно необходимо умелое сочетание разных форм внеклассной работы с учебной де€тельностью школьников. —истематическа€ и целенаправленна€ де€тельность учащихс€ по проведению исследований в природе, и последующее использование результатов этой работы на уроках расшир€ют знани€ учащихс€ по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше пон€ть практическую значимость приобретаемых на уроках знани€х. “акие уроки развивают самосто€тельность, инициативу, их познавательный интерес. –езультаты индивидуальной и коллективной исследовательской работы учитель может использовать при изучении нового материала на уроках (табл.1).

    “аблица 1

    ¬озможности использовани€ результатов исследовательских работ

    при изучении школьных курсов

     ласс –аздел

    курса

    ”чебна€ тема »спользование результатов

    исследований на уроке

    5 ѕриродоведение —ве —вет в жизни живых

    орг организмов.

    Ёлементом урока может стать рассмотрение дневных и ночных хищных птиц. јкцентировать внимание на органы чувств: ночные хищники Ц острый слухЕ ¬ли€ние длины светового дн€ на поведение птиц.
    -- -- ѕрак. раб. є1 Ђѕрослушивание звукового общени€ животныхї. ѕроблемный вопрос:  ак вы думаете, почему птицы поют?

    ѕрослушивание звукового общени€ можно на примере птиц, и в классе, и в природе.

    -- -- Ёкскурси€ є2Ђ«вуки в живой природеї. ѕтицы издают звуки с помощью звукового аппарата, расположенного в гортани (большинство птиц); клюва (аист, д€тел); крыльев (глухарь); хвоста (бекас). Ќа экскурсии необходимо прослушать эти звуки; вспомнить весенние экскурсии и сравнить с осенним звучанием.
    -- -- Ёкскурси€є3

    Ђ–аспространение плодов и сем€нї.

    –оль птиц в распространении плодов и сем€н: сойка Ц жЄлуди; дрозд, свиристель, снегирь Ц р€бина, малина и др.
    -- -- Ёкскурси€ є4 Ђ∆ивые организмы зимойї. Ђ≈вроазиатские –ождественские учЄты птицї. ѕрактическое использование метода учЄта птиц на маршруте.
    -- -- ѕрак. раб.є2

    Ђѕодкармливание птицї.

    јкци€ Ђѕокормите птицї. —оставление таблицы Ђѕтица и еЄ любимый кормї.
    -- -- ѕрак. раб. є6 Ђ—оставление схем пищевых цепей Ц цепей передачи энергииї. —оставление цепей питани€ с использованием птиц: пшеницаЧворобейЧворобьиный сычикЧ€стребЕ ћожно предложить нарисовать компоненты пищевой цепи.
    -- -- Ёкскурси€ є5 Ђ∆ивые организмы веснойї. »спользование материала с весенних дней наблюдений. ѕредложить написать сочинение и самые удачные из них направить в районную газету.
    -- -- «адание на лето. ѕравила поведени€ в природе. 1)ѕровести летние наблюдени€ за птицами в природе (голоса птиц, особенности поведени€.

    2)ѕровести учЄт заселЄнности искусственных гнездовий.

    3)ѕровести чистку гнездовий (после вылета птенцов). ѕри чистке гнЄзд отмечаютс€ особенности гнезда, материал, из которого сделаны гнЄзда.

    5 Ёкологи€ “емы дл€ самосто€тельных исследований во

    врем€ каникул.

    Ќапример, наблюдени€ за деревенской ласточкой: сроки строительства гнезда, какой используют материал дл€ гнезда, по€вление птенцов, чем выкармливают и как часто своих птенцов. ‘оторепортаж.
    7 Ёкологи€ –оль животных в опылении и распространении растений. Ёлементом урока может служить распространение плодов и сем€н птицами. ≈сли ранее эта тема бралась дл€ исследовани€, то целесообразнее прослушать докладчика (просмотреть презентацию).
    -- -- ѕища животных. Ќаблюдени€ учащихс€, собранные за весну и лето о кормовом рационе птиц, каким кормом они выкармливают своих птенцов.
    -- -- —вет в жизни животных. Ёлементом урока может стать рассмотрение дневных и ночных хищных птиц. јкцентировать внимание на органы чувств: ночные хищники Ц острый слух, крупные глаза (совы)Е ¬ли€ние длины светового дн€ на поведение птиц. ћожно поставить проблемный вопрос: ѕочему стрижи и ласточки, несмотр€ на тЄплую погоду, улетают первыми?
    -- -- ∆илища животных. Ќа этом уроке интересно будет рассмотреть вопрос о птичьих гнЄздах. »спользуетс€ материал о гнЄздах, собранный с экскурсий. –ассматриваютс€ зарисовки, фотографии и сами гнЄзда, найденные осенью на растени€х после листопада.
    -- -- ћиграции животных. ”рок логичнее начать с проблемного вопроса:  ака€ сила вынуждает проделывать огромные перемещени€ большого числа животных? ћожно заслушать доклады о перелЄтных птицах, защиту исследовательских работ (Ђ¬есенн€€ миграци€ гусей на территории  ќ“– є2ї).
    -- -- ¬нутривидовые взаимоотношени€, св€занные с размножением. ”рок можно начать с проблемного вопроса: ѕочему птицы поют? ¬ какое врем€ года их пение мы слышим чаще всего? Ќеобходимо рассмотреть вопрос об охран€емой птицами территории, их поведении.
    -- -- ¬заимоотношени€ между родител€ми и потомством ёные орнитологи, наблюда€ за тем, как родители выкармливают своих птенцов, как Ђвоспитываютї, защищают, учат летать, какие используют сигналы, могут поделитьс€ на уроке своей информацией.
    -- -- √рупповой образ жизни, лидерство и подчинЄнность. Ёлементом урока может стать рассмотрение группового образа жизни на примере птиц. ярким примером может послужить собранный материал о воробь€х и синицах. ќсобенно хорошо можно проследить их поведение при кормлении: у них есть разведчики, которые незамедлительно дают сигнал, и вс€ стайка мгновенно слетаетс€.
    -- -- ’ищники и их жертвы. ’ищники и их жертвы в мире птиц. ’ищные птицы и их роль в природе (уничтожение больных птиц, регул€ци€ численности, поддержание равновеси€).
    -- -- ∆ивотные - паразиты и животные Ц хоз€ева. √нездовой паразитизм на примере кукушки.
    -- -- ∆ивотные в населЄнных пунктах. Ёта тема урока может стать материалом дл€ исследовательской работы. ¬ы€снение причин проживани€ круглый год р€дом с человеком таких птиц, как голубей, ворон, воробьЄв. ƒискусси€ на тему: ѕочему населенные пункты станов€тс€ привлекательной средой обитани€?
    -- -- –едкие и охран€емые животные.  расна€ книга. „лены кружка Ђёный орнитологї могут на уроке познакомить учащихс€ с информацией о редких и охран€емых птицах своей местности. ћожно использовать созданный детьми видеоопределитель.
    -- -- «аповедники и другие охран€емые территории –оссии. ≈сли имеетс€ недалеко от школы охран€ема€ территори€, и на ней ведЄтс€ исследовательска€ де€тельность, то целесообразно использование на уроках данного материала.
    -- -- Ёкскурси€ на одну из ближайших охран€емых природных территорий. »нструктаж о правилах поведени€ в природе. ѕодготовка учащихс€ к экскурсии, выбор маршрута. ≈сли в группе имеютс€ кружковцы, то они могут стать неоценимыми помощниками учител€, например в таких вопросах, как правильно описать полевые признаки птицы, как правильно описать участок охран€емого сообщества, как работать с определителем птиц...
    7 Ѕиологи€ —реда обитани€ птиц. Ћаб. раб. є12 Ђ»зучение внешнего строени€ птицы. »зучение перьевого покрова и различных типов перьевї. Ёкземпл€ром дл€ изучени€ внешнего вида птицы может стать Ђѕтица годаї. —обранные на экскурси€х перь€ птиц, можно использовать при выполнении лабораторной работы.
    -- -- √одовой жизненный цикл птиц. —езонные €влени€. ѕри изучении сезонных изменений в жизни птиц, эффективно использовать материал с орнитологических наблюдений, проводимых на зан€ти€х кружка.
    -- -- ћногообразие птиц. —истематические и экологические группы птиц. ќрнитологические наблюдени€ в природе позвол€ют накопить информацию о многообразии птиц, которую можно использовать на уроке.
    -- -- ќхрана и привлечение птиц. –оль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. «имн€€ подкормка, развешивание искусственных гнездовий, агитационно-пропагандистка€ работа, поиск редких видов птиц, исследование охран€емой территории ( ќ“–).
    -- -- Ћаб. раб. є15 ЂЌаблюдение за живыми птицамиї. Ќеобходимо вз€ть с собой полевой определитель, бинокли (лучше с 8-кратным увеличением). ќдетьс€ по погоде в не€ркого цвета одежду. ѕередвигатьс€ бесшумно, каждые 3-4 минуты останавливатьс€ и прислушиватьс€. ¬сех увиденных и услышанных птиц заносить в полевой дневник. ѕонаблюдать за поведением птиц.
    -- -- Ёкскурси€ Ђ«накомство с птицами лесаї. ¬ лесу птиц гораздо сложнее увидеть. «ато можно услышать, поэтому очень важно узнавать птиц по голосам. — этой целью можно создать видеоопределитель с голосами птиц. Ќужно выбрать маршрут и всех услышанных птиц фиксировать в блокноте.
    9 Ѕиологи€ Ёкскурси€ Ђѕриспособленность организмов к среде обитани€ и еЄ относительный характер. Ѕорьба за существование в природеї. ќбъектом дл€ данной экскурсии могут прекрасно подойти птицы. ѕтицы леса имеют тонкий клюв дл€ добывани€ насекомых в деревь€х, короткий хвост и короткие широкие крыль€ Ц дл€ лучшего маневрировани€ между деревь€ми. Ќо такие приспособлени€ относительны, т.к. они совершенно будут бесполезны у водоЄмов и т.д.
        Ёкскурси€ Ђ¬есна в жизни природы и оценка состо€ни€ окружающей средыї. Ќи одна весенн€€ экскурси€ не обходитс€ без птиц. ѕрирода пробуждаетс€, а с ней увеличиваетс€ многоголосье птиц. ѕо количеству птиц, их пению, наличию редких видов птиц на определЄнной территории можно провести оценку состо€ни€ окружающей среды, но это будет один из этапов оценивани€.
    10 биологи€ Ёкскурси€ Ђћногообразие видов в живой природе. —езонные отношени€ в живой природеї. —езонные отношени€ и многообразие видов хорошо проследить, наблюда€ за птицами, тем более опыт у дес€тиклассников накоплен и его можно применить на данной экскурсии.

    ќрганизаци€ кружка Ђёный орнитологї

    –абота кружка Ђёный орнитологї направлена на исследование орнитофауны ћакарьевской сельской администрации, на участие обучающихс€ школы в движение хранителей ключевых орнитологических территорий –оссии ( ќ“–).

    јктуальность данного курса продиктована тем, что на зан€ти€х кружка формируютс€ учебные умени€ практического и исследовательского характера; происходит формирование экологического мышлени€, необходимого дл€ установлени€ гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на «емле. “акже у школьников формируетс€ отношение к живой природе как к объекту и сфере собственной практической де€тельности. » наконец, на территории ¬етлужского района расположены две ключевые орнитологические территории –оссии международного значени€:

    є1 Ц Ђѕойма р. ¬етлуги и примыкающие массивы лесов и болотї;

    є2 Ц Ђћассив лесов и болот в низовь€х р. Ѕ.  акшаї.

     ќ“– є2 частично находитс€ на территории ћакарьевской с/а, что в лучшей степени позвол€ет проводить исследовани€.

    ÷ель программы кружка:

    развитие познавательной активности и творческих способностей учащихс€ в процессе исследовательской де€тельности, использование их в процессе изучени€ биологии и экологии.

    ƒанна€ программа рассчитана дл€ детей 10-17 лет. «ан€ти€ провод€тс€ один раз в неделю по одному часу (35 часов). ”читыва€ возраст при комплектации групп, зан€ти€ стро€тс€ соответственно возрастным особенност€м. ќпредел€етс€ методика проведени€ зан€тий, подход к распределению заданий, организаци€ коллективных работ, правильно планируетс€ врем€ дл€ теоретических и практических заданий.

    ¬ проведении зан€тий используютс€ формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

    “еоретическа€ часть даЄтс€ в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, работа с определителем птиц и прослушиванием голосов птиц на электронном носителе, подкрепл€етс€ практическим освоением темы.

    ѕрограммные материалы подобраны так, чтобы поддерживалс€ посто€нный интерес к зан€ти€м у всех детей.

    ќсновной формой работы €вл€ютс€ практические зан€ти€ в природе. ќтчЄт о работе проходит в форме выставок, открытых зан€тий, экологических слЄтов, массовых меропри€тий, участие в научно-практических конференци€х.

    ѕри тематическом планировании кружка Ђёный орнитологї учитываютс€ сезонные изменени€ в природе, и некоторые темы зан€тий приходитс€ разбивать в течение всего учебного года, т.к. они завис€т от сезонности. ћногие зан€ти€ провод€тс€ в полевых услови€х (табл. 2).

    ƒанна€ программа €вл€етс€ авторской творческой интерпретацией высокоэффектовной образовательной инновационной технологии, основанной на проведении массовых акций по изучению и охране птиц, одним их первых в стране опытом развити€ данной технологии.

    “аблица 2.

    —одержание программы кружка Ђёный орнитологї
    (35 часов Ц 1 час в неделю)

    є

    п/п

    “ема “еоретические сведени€ ѕрактическа€ работа
    1. ќрнитологические наблюдени€ в природе:

    1)ћеждународные дни наблюдени€ птиц.

    (2часа)

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    2)≈вроазиатские –ождественские учЄты птиц.

    (6часов)

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    3)¬есенние дни наблюдений птиц.

    (3часа)

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    4)¬сероссийский учЄт журавлей

    (1час)

    »зучение внешнего вида птиц и их голоса, возможность встречи с которыми наиболее веро€тна€. ”мение работать с определителем. »зучение методик исследовани€. јгитационно-пропагандистска€ работа.

    “ехника безопасности.

     

     

     

     

     

     

    1)”чЄт птиц, встреченных за определЄнный период времени с целью привлечь внимание людей к птицам и их проблемам. Ќаблюдение за птицами.

     

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    2) —лежение за состо€нием попул€ций зимующих птиц; за изменени€ми их видового состава и относительной численности. —бор кадастровой информации.

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    3) —бор кадастровой информации.

     

    ...................................................

    4)”чЄт журавлей в предотлЄтных скоплени€х

    2. ћассовые акции —ќѕ–:

    1)їѕокормите птиц!ї.

    (4часа)

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    2) Ђѕтица годаї.

    (2часа)

     

     

     

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    3)ћес€чник встречи птиц.

    (4часа)

    ЕЕЕЕЕЕЕЕ..

    4)ї“ише! ѕтицы на гнЄздахї.

    (1час)

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    5)ћеждународный проект Ђ¬есна идЄтї.

    (1час)

     

    1)„ертежи птичьих домиков и кормушек. јгитационно-пропагандистска€ работа.

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    2) сбор сведений о распространении и численности; агитационно-пропагандистска€ работа, посв€щЄнна€ птице года.

     

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    3) јгитационно-пропагандистска€ работа.

     

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..

    4) »нформационно-пропагандистска€ работа, направленна€ на снижение беспокойства гнезд€щихс€ птиц.

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    5)”частие в проекте Ђ¬есна идЄтї (через интернет-сайт).

     

    1) «аготовка кормов, изготовление и размещение кормушек, организаци€ регул€рной подкормки.

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    2) »зготовление и развешивание искусственных гнезд.

    ѕроведение биотехнических меропри€тий; комплекс практических меропри€тий, направленный на решение проблем птицы года.

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    3)ѕроведение биотехнических меропри€тий. »зучение хода весеннего пролЄта птиц.

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    4) ------------------

     

     

     

    ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

    5)Ќаблюдение за первым прилЄтом ласточек, кукушек и стрижей.

    3. Ёкологические праздники:

    1) ƒень журавл€.

    2) ћеждународный

    день птиц.

    (3часа)

    –азработка и организаци€ экологических праздников. ѕроведение праздников.
    4. ƒвижение хранителей ключевых орнитологических территорий –оссии ( ќ“–)

    (6часов)

    јгитационно-пропагандистска€ работа, проведение общественных кампаний, направленных на развитие общественной поддержки. ѕроведение исследований в  ќ“– є2, предотвращение угроз дл€ этой территории, изготовление информационного стенда; поиск редких видов птиц.

    —писок литературы:

      1. јнашкина ≈. Ќ. ќ чЄм поЄт кукушка? Ќаблюдаем за птицами. Ц я.: јкадеми€ развити€, 2004. Ц 256с.
      2. Ѕакка —.¬.,  иселЄва Ќ.ё., Ќовикова Ћ.Ќ.  лючевые орнитологические территории Ќижегородской области. Ц Ќ.Ќовгород: 2004. Ц 96с.
      3. Ѕакка —.¬.,  иселЄва Ќ.ё.,  омаров Ћ.ѕ. ћетодические рекомендации по проведению наблюдений за пролЄтом птиц. -Ќ.Ќовгород, 2000.-16с.
      4. Ѕибби  . »сследовани€ и учЄты птиц. ћетоды полевых экспедиционных исследований. Ц ћ.:  онсультативный центр экспедиций, 2000 Ц 186с.
      5. Ѕоголюбов ј.—. ѕрограмма организации и проведени€ зимних учЄтов птиц –оссии: методическое пособие. - ћ.: Ёкосистема, 1996. Ц 13с.
      6. ќсмелкин ≈.¬. »зучение и охрана птиц: методическое пособие. / ≈.¬. ќсмелкин, ќ.Ќ. ћаскинска€ /. Ц „ебоксары, 2004. Ц 64с.
      7. ѕолевой определитель Ђѕтицы ≈вропейской –оссииї / ‘линт ¬.≈., ћосалов ј.ј и др. / ћ.: јлгоритм, 2000. Ц 224с.



    –убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

    Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


    ¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

    • полевые практикумы,
    • экологические образовательные экспедиции,
    • экологические лагер€,
    • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
    • материалы семинаров и конференций,
    • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
    • детские исследовательские работы (проекты),
    • экологические тропы,
    • "экспедиционна€ жизнь".

    ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

    ≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


    ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




    «агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

    «агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


    Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
    ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


    ѕоделитьс€/Share:
    ќбращение с посетител€м сайта



    : ml : [ stl ]
    ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
    - share this page with your friends!


    Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
    ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


    © Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019