јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


‘ормирование исследовательской культуры личности как целевой ориентир модернизации естественнонаучного образовани€

√ел€сина ≈лена ¬ладимировна
заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик √”ќ Ђ¬итебский областной институт развити€ образовани€ї, кандидат педагогических наук, доцент
–еспублика Ѕеларусь, г. ¬итебск

 

 онкурентоспособное естественнонаучное образование предусматривает интеграцию усвоени€ фундаментальных знаний и процессов их генерировани€ с использованием научных методов познани€. ¬ этой св€зи в структуре естественнонаучной подготовки школьников нар€ду с формированием естественнонаучного мировоззрени€, усвоением системы естественнонаучных знаний и умений большое значение приобретает исследовательска€ культура.

Competitive natural-scientific education provides integration of mastering of fundamental knowledge and processes of their generation with the use of scientific methods of cognition. In this case the research culture as well as the formation of natural-scientific outlook, mastering of the system of natural-scientific knowledge and abilities get a great value in the structure of natural-scientific preparation of schoolchildren

 

—оциокультурна€ мисси€ образовани€ заключаетс€ в формировании личности, способной успешно интегрироватьс€ в контекст современного общества и существующей культуры. ¬месте с тем культура Ц €вление динамическое, она посто€нно преобразуетс€, следовательно, образование должно помочь растущему человеку ориентироватьс€ в этих изменени€х и создавать Ђкультурные программы будущегої. ќдним из условий выполнени€ образованием своей миссии €вл€етс€ включение учащихс€ в исследовательскую де€тельность, ибо именно в ходе ее осуществлени€ возможен выход ребенка в пространство личностного и культурного самоопределени€.

 лючевой идеей исследовательского обучени€ €вл€етс€ обеспечение активной позиции ученика в педагогическом процессе, создание условий не столько дл€ усвоени€ им большого объема информации, сколько дл€ активного познани€ мира, использовани€ и преобразовани€ субъектного опыта, организации диалога, самосто€тельного поиска ответов на вопросы. Ёто предполагает переход от традиционного изучени€ естественных наук в школе к Ђживому, заинтересованному решению проблемї. ¬ процессуальном аспекте за€вленна€ теоретическа€ позици€ выражаетс€ в направленности естественнонаучного образовани€ на освоение обучаемыми логики решени€ проблем, расширени€ представлений о сущности исследовательских процедур, овладение универсальными научными методами познани€ окружающей действительности, эффективное использование полученных знаний в качестве теоретической основы дл€ решени€ практических задач, включение в творческую де€тельность, расширение социального опыта, формирование опыта самосто€тельного поиска.

јнализ изучени€ состо€ни€ вопроса преподавани€ естественных наук в современной отечественной общеобразовательной школе позвол€ет констатировать узконаправленность процесса формировани€ исследовательской культуры учащихс€. «ачастую ученическое исследование редуцируетс€ до естественнонаучного эксперимента, творческого проекта, учебной экскурсии, процедур распознавани€, описани€ или объ€снени€. ¬тора€ негативна€ тенденци€ Ц наукообразие ученического исследовани€. Ёто про€вл€етс€ в отсутствии понимани€ учител€ми основного педагогического предназначени€ исследовательской де€тельности учащихс€, сведении ее лишь к оснащению исследовательских работ методологическим аппаратом (подчас представленным безграмотно) на этапе оформлени€ работы.

¬ св€зи с этим возникает задача изучени€ сущности феномена Ђисследовательска€ культура школьниковї, уточнени€ его содержани€ и структуры. –ешение поставленной задачи осуществлено нами с учетом представлени€ о культуре как синтетической метакатегории, котора€ должна анализироватьс€ в междисциплинарной логике.

—ущность феномена Ђисследовательска€ культураї

ƒл€ комплексного представлени€ феномена Ђисследовательска€ культураї мы считаем целесообразным рассмотреть его объективированную и субъективированную форму. ќбъективированный способ существовани€ исследовательской культуры задает ее понимание как системы, фиксирующей в виде культурных текстов (Ђмира воплощенных ценностейї, норм, способов, образцов) социальный опыт познани€ и преобразовани€ окружающей действительности, задающий культуросообразные стандарты индивидуальной исследовательской де€тельности.

Ќеобходимость рассмотрени€ субъективированной формы исследовательской культуры обуславливаетс€ тем, что субъектом культурной де€тельности всегда €вл€етс€ человек. ≈го действи€ направлены и на усвоение культурных образцов и норм, и на их интерпретацию, и на творение новой культуры, и на творение себ€ в контексте культуры.

¬тора€ форма €вл€етс€ педагогическим объектом и в св€зи с этим наше внимание будет обращено к ее изучению. — этих позиций исследовательска€ культура школьника есть мера и способ творческой самореализации его личности в учебно-исследовательской де€тельности, направленной на познание окружающей действительности, освоение способов ее преобразовани€ и самопознание. “о есть исследовательска€ культура выступает как средство распредмечивани€ объектов окружающего мира, наделени€ их смыслами, €зыкового выражени€ этих смыслов и одновременно €вл€етс€ средством опредмечивани€ интеллектуально-образного мира личности через осуществл€емую исследовательскую де€тельность.

—труктура исследовательской культуры личности

»сследовательска€ культура личности мыслитс€ нами как система. Ёто требует фиксации ее компонентов и определени€ содержательного наполнени€ каждого из них. ѕо нашему мнению в содержание исследовательской культуры необходимо включить технико-технологический, методологический, информационный, аксиологический, личностный, коммуникативный, творческий, и рефлексивный компоненты.

“ехнико-технологический компонент охватывает умени€ целеполагани€, аналитическую, прогностическую, проектно-конструкторскую, экспериментальную, контролирующую и презентационную составл€ющие.

¬ методологический компонент вход€т умени€ обосновать актуальность исследовани€, сформулировать его цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, методологические основани€, отобрать и использовать научные методы и методики, разработать программу исследовани€, его диагностическую базу, вы€вить теоретическую и практическую значимость полученных результатов.

»нформационный компонент включает умение сформулировать информационный запрос, произвести поиск необходимой информации, читать и понимать информацию, изложенную на естественном и искусственных €зыках, адекватно ее интерпретировать, осуществл€ть ее обработку (сопоставить информацию, полученную из различных источников, выделить главное и второстепенное, провести группировку, классификацию, обобщение, сделать выводы), построить логико-смысловую схему, сохран€ть информацию, осуществл€ть сворачивание (переход от текста к схеме) и разворачивание (переход от схемы к тексту) информации, целесообразно использовать информацию, грамотно ее представл€ть в различных формах.

¬ыделение аксиологического компонента обусловлено ценностной природой культуры. Ђ÷енность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого быти€, человеческого существовани€ї. »менно на ценности ориентируетс€ субъект познавательной де€тельности и создает их в ходе этой де€тельности. “о есть ценностное включаетс€ в учебно-познавательный контекст исследовательской де€тельности школьников, создава€ эмоционально окрашенное отношение, обуславлива€ интересы и установки, формируемые под воздействием ценностного сознани€ и социокультурных факторов, а также Ђзадает ценностные ориентации внутри самого познани€, т.е. собственно логико-методологические параметры, на основе которых оцениваютс€ и выбираютс€ формы и способы описани€ и объ€снени€, доказательства, организации знани€ї. “аким образом, аксиологический компонент исследовательской культуры школьников, формируемой в процессе их естественнонаучной подготовки, охватывает во-первых, ценности-знани€ Ц естественнонаучные факты, законы, гипотезы, теории, во-вторых Ц ценности средства Ц научные методы и принципы, истинность которых обуславливает личностную и общественную значимость приобретаемых знаний, в-третьих Ц ценности-отношени€ познающего человека к окружающему миру, другим люд€м, себе, исследовательской де€тельности и ее результатам.

Ёффективность и социальна€ значимость исследовательской де€тельности школьников детерминирована комплексом сформированных у них способностей, качеств личности и умений. Ёто обсто€тельство указывает на целесообразность включени€ в структуру исследовательской культуры личностного компонента. —ложна€ природа и многоаспектность данного компонента требуют группировки включенных в него личностных характеристик. Ќе претенду€ на жесткую строгость предлагаемой типологии условно в содержании личностного компонента можно выделить интеллектуальную, трудовую, нравственную, творческую и эмоциональную составл€ющие.

ѕроведенный анализ философской, науковедческой и психолого-педагогической литературы, а также собственные исследовани€ в этом направлении дают нам возможность следующим образом описать интеллектуальные качества личности исследовател€:

  • - обща€ эрудици€,

  • - любознательность, стремление познать истину,

  • - способность быстро учитьс€ и переучиватьс€,

  • - способность к свертыванию мыслительных операций, переносу и трансформации идей,

  • - Ђзоркость умаї (способность увидеть большее, чем увидели в изучаемом €влении другие),

  • - способность Ђмыслить в умеї (сформированный внутренний план действий),

  • - гибкость, дивергентность, оригинальность, комбинаторность, аналитичность, логичность, системность мышлени€, широта категоризации, способность к отдаленному ассоциированию,

  • - развитое воображение и фантази€,

  • - грамотна€, бегла€, богата€ речь, характеризуема€ большим словарным запасом, умение кратко и точно выразить свою мысль без искажени€ идеи,

  • - готовность пам€ти (достаточный объем, скорость запоминани€, воспроизведени€, точность, длительность хранени€ информации),

  • - развитость внимани€ (способность к длительной концентрации внимани€ на объекте исследовани€, высока€ скорость и точность переключени€ внимани€, широта его распределени€).

  трудовым качествам мы относим: ответственность, целеустремленность, терпение, усердие, упорство, настойчивость, планомерность в решении поставленных задач, привычку доводить начатое дело до конца, трудолюбие, высокую работоспособность, инициативность, организованность, аккуратность, внимание к детал€м, способность адекватно оценивать личностную и социальную значимость результатов, полученных в ходе исследовательской де€тельности, стремление к посто€нному самосовершенствованию и самореализации, умение сотрудничать.

—реди нравственных качеств исследовател€ мы особо выдел€ем гуманизм, честность, пор€дочность, пр€моту, смелость, решительность.

“ворческость личности исследовател€ обусловлена ее открытостью, спонтанностью, восприимчивостью к новому, нонконформизмом (независимостью суждений), терпимостью к не€сности и другим точкам зрени€, находчивостью, изобретательностью, развитой интуицией, способност€ми генерировать новые идеи, предвидеть развитие событий.

Ёмоциональность личности исследовател€ св€зана с такими качествами как энтузиазм, оптимизм, способность удивл€тьс€.

ѕри определении сущности коммуникативного компонента исследовательской культуры мы опираемс€ на культурологические воззрени€ ћ.Ќ. Ѕахтина и ¬.—. Ѕиблера, согласно которым культура диалогична по своей сути, а сам диалог основан на приоритете общечеловеческих ценностей. »менно поэтому коммуникаци€ €вл€етс€ условием формировани€, про€влени€ и обогащени€ культуры личности.  оммуникативна€ природа исследовательской культуры может быть охарактеризована в нескольких аспектах. ¬з€в за основу схему, предложенную Ќ.Ѕ.  рыловой, мы определ€ем их следующим образом:

1. ”чащийс€ Ц исследовательска€ культура Ц естественнонаучное образование. ¬ этом пространстве школьник, включа€сь в исследовательскую де€тельность, познает окружающий мир во всем его многообразии, осмысливает, преломл€ет через призму собственного опыта, выстраивает иерархизированную систему ценностных ориентаций и естественнонаучных знаний. “ак исследовательска€ культура Ђвстраиваетс€ї в контекст естественнонаучной и общечеловеческой культур.

2. ”чащийс€ Ц творческа€ де€тельность Ц ћир природы (естественнонаучное образование). ¬ этом пространстве ребенок, включенный в различные виды де€тельности (интеллектуальную, поисковую, учебно-познавательную, коммуникативную, духовную, конструктивно-техническую, общественно полезную) создает субъективно новые культурные феномены (знани€, формы, способы де€тельности, смыслы).

3. ”чащийс€ Ц исследовательска€ культура Ц творчество. Ёто пространство призвано создать услови€ дл€ творческого созидани€ через включение в исследование, вследствие чего происход€т социокультурна€ самореализаци€ и самосозидание личности.

»сследовательска€ де€тельность всегда сопр€жена с творчеством, поиском и обретением смысла. »менно творчество и Ђизвлечение смыслаї есть, по мнению ѕ.ј. ‘лоренского, культура. Ќа творческий характер культуры указывает Ќ.—. «лобин. ќн отмечает, что культура фиксируетс€ не только в ценност€х, сотворенных человечеством в прошлом, но и запечатлеваетс€ в насто€щем посредством распредмечивани€ этих ценностей в ходе творческой де€тельности, созидающей новую действительность и самого человека. Ќазванные обсто€тельства указывают на необходимость рассмотрени€ творческого компонента в качестве неотъемлемой составл€ющей исследовательской культуры.

—ущность рефлексивного компонента исследовательской культуры может быть определена через понимание образовательной рефлексии как мыследе€тельностного, чувственно-переживаемого процесса осознани€ субъектом образовани€ своей де€тельности. ¬ключение данного компонента в содержание исследовательской культуры обуславливаетс€ специфическими функциональными особенност€ми феномена рефлексии как источника внутреннего опыта обучающегос€, способа самопознани€ и инструмента мышлени€.

ѕоскольку исследовательска€ культура личности представл€ет собой сложноорганизованную систему, то ей будут присущи следующие свойства: взаимосв€занность и взаимообусловленность вход€щих в нее компонентов, наличие системообразующих св€зей, иерархичность, упор€доченность, организованность, целостность, эмерджентность, св€зь с окружающей средой. Ёти свойства необходимо учитывать при моделировании педагогического процесса направленного на ее формирование в процессе изучени€ школьниками дисциплин естественнонаучного цикла.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019