јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


‘ормирование проектных и исследовательских действий в рамках дополнительного экологического образовани€ школьников

Ќ.Ѕ. «онова
учитель биологии высшей квалификационной #9; категории ћЅќ” —ќЎ є 22, г. —ургут

Ќациональна€ образовательна€ инициатива ЂЌаша нова€ школаї открывает новые пути инновационного развити€ и модернизации школы, которые могут позволить –оссии стать конкурентноспособным обществом в мире XXI века. Ђ√лавна€ задача современной школы Ц раскрытие способностей каждого ученика, воспитание пор€дочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном миреї.

ќтношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определ€ют три фактора:

1) средства массовой информации;

2) непосредственное познание природы;

3) экологическое образование.

ƒополнительное экологическое образование решает следующие задачи:

сформировать активную жизненную позицию учащихс€ по вопросам охраны природы своего кра€, собственного здоровь€, здоровь€ окружающих;

повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;

на основе использовани€ краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой –одине, к своей стране;

путем вовлечени€ учащихс€ в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую де€тельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.

¬ данной статье раскрываетс€ технологи€ внедрени€ в учебный процесс метода экологических проектов, которые направлены на решение общественных проблем и приобретение школьниками экологических знаний, нового опыта экологического поиска.

ќпыт работы автора может быть полезен учител€м, воспитател€м и педагогам дополнительного образовани€.

 лассик отечественной педагогики  .ƒ. ”шинский говорил: Ђƒолжно посто€нно помнить, что следует передать ученику не только те или иные познани€, но и развить в нем желание, способность самосто€тельно, без учител€, приобретать новые познани€, дать ученику средство извлекать полезные знани€ не только из книг, но и из предметов его окружающих, жизненных событий, из истории собственной души. ќблада€ такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учитьс€ всю жизнь, что, конечно, и составл€ет одну из главнейших задач вс€кого школьного обучени€ї. Ёти слова подтверждают важнейшие задачи современной системы образовани€, которые направлены на формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию Ђнаучить учитьс€ї, а не только освоение обучающимис€ конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Ќациональна€ образовательна€ инициатива ЂЌаша нова€ школаї открывает новые пути инновационного развити€ и модернизации школы, которые позвол€т –оссии стать конкурентноспособным обществом в мире 21-го века. Ђ√лавна€ задача современной школы Ц раскрытие способностей каждого ученика, воспитание пор€дочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном миреї.

 —егодн€шним подросткам принадлежит будущее. —овременные общественные ориентиры в идеологии и воспитании привели к массе негативных €влений в среде молодежи и подростков, в то числе вызвали равнодушие к окружающему миру и к самому себе. “ем не менее, общечеловеческие ценности, такие как: жизнь, физическое и психическое здоровье человека, комфортность его жизненных условий и гармоничные взаимоотношени€ с природой остаютс€ незыблемыми. ¬от поэтому возникает чувство тревоги за подрастающее поколение: как они будут строить свои взаимоотношени€ с природой, если не будут знать основ экологии.

Ёкологическа€ ответственность напр€мую св€зана с экологическим воспитанием. ќтношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определ€ют три фактора:

1) непосредственное познание природы;

2) средства массовой информации;

3) школьное экологическое образование.

¬ большинстве школ самосто€тельной дисциплины ЂЁкологи€ї в учебном плане нет. Ёлементы классической экологии изучаютс€ по интегрированному варианту в рамках дисциплин естественно-научной и гуманитарной областей знани€. ¬опросы экологии включены в курс общей биологии, фрагменты социальной экологии и экологии человека представлены в курсе Ђ„еловек и его здоровьеї.

ƒополнительное экологическое образование в школе, имеет такое содержание, которое позвол€ет осваивать школьникам материал за пределами общеобразовательного государственного стандарта. ќно тесно св€зано с базовым образованием, но отличаетс€ от него способом педагогического руководства де€тельностью учащихс€. ≈го специфика в том, что ребенок вправе выбирать вид де€тельности в соответствии со своими интересами, возможност€ми, способност€ми.  

ƒополнительное экологическое образование в нашем учебном заведении осуществл€етс€ на основе авторской образовательной программы Ђёный экологї, котора€ решает следующие задачи:

  • сформировать активную жизненную позицию учащихс€ по вопросам охраны природы своего кра€, собственного здоровь€, здоровь€ окружающих;
  • повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;
  • на основе использовани€ краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой –одине, к своей —тране;
  • путем вовлечени€ учащихс€ в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую де€тельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.

“аким образом, дополнительное образование может предоставить возможности дл€ обучени€ Ђобї окружающей среде, Ђвї окружающей среде, Ђчерезї окружающую среду и в Ђцел€хї защиты окружающей среды.

ѕри организации экологической работы в школе, мы используем различные формы:
1) исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического

бюллетен€, изучение состава воздуха, состо€ни€ воды, почвы и др.);
2) конкурсные (выставки плакатов, рисунков, ЂЋесной газетыї, проведение экологических

олимпиад и др.);
3) игровые ( Ђэко Ц случайї, Ђэко Ц казиної, Ђэко Ц бумерангї и др.);
4) познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, Ђкруглые столыї, анализ научной

литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
5) продуктивные ( акции: посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций ).

ѕомимо общетеоретической подготовки, основное место в данной программе отводитс€ реализации индивидуальных и коллективно-групповых проектов научно-исследовательского, природоохранного и социально-экологического характера.

¬ведение в обучение элементов исследовательской де€тельности учащихс€, позвол€ет педагогу не только учить, сколько помогать школьнику учитьс€, направл€ть его познавательную де€тельность. ќдним из распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учени€ сегодн€ €вл€етс€ метод проектов, который находит всЄ большее распространение в системах образовани€ разных стран мира, в том числе и –оссии.

ѕроектна€ де€тельность обучающихс€ Ц совместна€ учебно-познавательна€, творческа€ или игрова€ де€тельность учащихс€, имеющих общую цель, согласованные методы, способы де€тельности, направленна€ на достижение общего результата.

ћетод проектов широко примен€етс€ во всех предметах школьного курса, так как:

        • это одна из личностно ориентированных технологий;
        • способ организации самосто€тельной де€тельности учащихс€ (индивидуальной, групповой, парной), направленный на решение определЄнной проблемы/задачи;
        • направлен на умение примен€ть полученные знани€ дл€ решени€ практических и познавательных задач;
  • результат Ц новое знание.

–абота по методу проектов требует от учител€ не столько преподавани€, сколько создани€ условий дл€ по€влени€ у детей интереса к познавательной де€тельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. ѕоэтому, при использовании метода проектов, необходимо придерживатьс€ следующей последовательности действий:

  1. выбор учебной темы (раздела) возможной дл€ изучени€ исследовательским методом;
  2. выбор типа проекта, количества участников (если проект выбран по программе

предмета, то участвовать должны все), врем€ проведени€ и длительность;

3) внесение учебного проекта в учебный план;

4) продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках

намеченной тематики. —ами же проблемы выдвигаютс€ учащимис€ с подачи

учител€ (навод€щие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем,

видеор€д с той же целью, т.д.). ¬озможна Ђмозгова€ атакаї с последующим

коллективным обсуждением Ђкруглый столї;

5) определение целей и задач учебного проекта, вытекающих из выдвинутых

учащимис€ проблем;

6) распределение задач по группам (в соответствии с интересами и индивидуальными

возможност€ми), обсуждение возможных методов исследовани€, источников

поиска информации, творческих решений;

7) самосто€тельна€ работа участников проекта по своим индивидуальным или

групповым исследовательским, творческим задачам;

8) промежуточные обсуждени€ полученных данных в группах (на уроках или на

дополнительных зан€ти€х), корректировка промежуточных результатов. Ќа этом

этапе учитель Ц независимый консультант (не подсказать, а направить);

9) защита проектов (презентации, творческие отчЄты, и др);

10) коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы. ѕ€тибалльной

системы дл€ оценки не всегда достаточно, часто бывает необходимо отдельно

оценить полученный результат, защиту проекта (доказательность выводов,

умение аргументировать, умение отвечать на вопросы) и оформление, а иногда

индивидуальную работу в группе, в зависимости от возможности ученика.

 ак показывает опыт работы, метод проектов даЄт ученику не только новое знание, полученное самосто€тельно исследовательским, опытным путЄм, но и:

    • позвол€ет удовлетвор€ть собственные интересы;
    • позвол€ет решать значимые личностные проблемы;
    • формирует опыт общени€ и взаимодействи€ с другими людьми;
    • способствует повышению мотивации к учению;
    • способствует решению учебных затруднений;
    • стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности;
    • даЄт опыт исследовательской работы;
    • умение отвечать за результат;
    • умение делать выводы;
    • умение работать с информацией;
    • и многое другое.

¬недрение в учебный процесс метода экологических проектов создает инновационно-развивающую среду, что предполагает экологическую мотивацию учебной де€тельности и проблемно - креативную направленность, приобретение школьниками экологических знаний и навыков самосто€тельной работы, нового опыта экологического поиска, ориентацию на обеспечение благополучи€ экологической среды.

Ќепременным условием проектной де€тельности €вл€етс€ наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте де€тельности, технологии проектировани€ и механизмов реализации проекта (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов де€тельности и организаци€ де€тельности проекта) и рефлекси€

—уществуют различные виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), информационные и практико-ориентированные. Ѕольшинство проектов €вл€ютс€ социально значимыми, так как направлены на решение (поиск решени€) общественных проблем. ќсновна€ цель любого проекта: создание условий дл€ формировани€ у школьников экологических компетенций и экологической культуры, как составл€ющих гражданского становлени€ личности.

—оциальный проект - это программа реальных действий, в основе которых лежит актуальна€ социальна€ проблема, требующа€ разрешени€. ≈е реализаци€ будет способствовать улучшению социальной ситуации к конкретном регионе, социуме. Ёто один из способов участи€ в общественной жизни путем практического решени€ насущных социальных проблем.

—оциальные проекты развивают способность принимать участие в поиске решени€ социально значимых проблем, относ€щихс€ к защите окружающей среды, брать на себ€ экологическую ответственность, умение регулировать конфликты между насущными социальными нуждами и экологической целесообразностью.

ѕрин€ть участие в разработке проекта могут реб€та разных возрастов. √лавное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым. ¬ зависимости от уровн€ полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимс€ реализовать свой замысел и презентовать свою работу перед сверстниками, родител€ми, педагогами, перед общественной аудиторией.

¬ практике работы наших учеников были выполнены групповые краеведческие проекты: Ђћусор в городеї, Ђ∆изнь бумагиї, Ђ–едкие растени€ и животные ’ћјќї, Ђѕродли жизнь елочке", Ђѕриродно-ландшафтный досуговый центр п.ƒорожныйї, Ђ„иста€ водаї и другие.

¬ какой бы образовательной области мы ни занимались проектной или исследовательской де€тельностью с обучающимис€, необходимо помнить, что главный результат этой работы Ц формирование и воспитание личности на уровне компетентностей, предусмотренных в ‘едеральных √осударственных ќбразовательных —тандартах нового поколени€.

 роме того, в наше врем€, умени€ пользоватьс€ методом проекта - это своеобразный показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучени€ и развити€. Ќедаром эту методику относ€т к технологи€м XXI века, предусматривающим, прежде всего, формирование у учащихс€ умени€ адаптироватьс€ к стремительно измен€ющимс€ услови€м жизни человека постиндустриального образовательной общества.

ћисси€ школьного образовани€ теперь заключаетс€ не только в том, чтобы дать специальные знани€ школьникам, но и в том, чтобы воспитать сознательного граждан, которые смогут жить и работать в современном обществе, которое становитс€ все более экологически ориентированным.

Ѕиблиографический список:

1. Ќациональна€ образовательна€ инициатива ЂЌаша нова€ школаї (ѕр-271, 04.02.2010г.)

2. ≈рмолаева “.»., ƒополнительна€ образовательна€ программа в системе дополнительного

образовани€ детей: ћетодические рекомендации. Ц —амара 2004.

3.  оннов ¬.Ќ., ƒополнительна€ образовательна€ программа биолого-экологического кружка

Ђћир вокруг насї. Ц „елно-¬ершины, 2005.

4. —ергеев ».—.  ак организовать проектную де€тельность учащихс€: ѕрактическое пособие

дл€ работников общеобразовательных учреждений. Ц 3-е издание, исправленное и

дополненное. Ц ћ.: ј– “», 2006.

5. ≈.Ќ. ястребцева, я.—. Ѕыховский. Intel Ђќбучение дл€ будущегої. - ћ.: Ђ–усска€ редакци€ї,

2003.-368с.

6. Ќовые педагогические и информационные технологии в системе образовани€ / ѕод ред. ≈.—.

ѕолат Ц ћ., 2000.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020