јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— »’ ƒ≈…—“¬»… ”„јў»’—я Ќј “–≈Ќ»Ќ√ј’ ¬ »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ЋјЅќ–ј“ќ–»»

≈.¬. —упрун
учитель физики ћЅќ” —ќЎ є 47, г.  расно€рск

¬ статье рассматриваетс€ процесс формировани€ самосто€тельных исследовательских действий учащихс€ на основе личностно-ориентированной системы обучени€ на тренингах в исследовательской лаборатории в рамках работы школьного научного общества учащихс€.

 

¬ 2011 году образование переходит на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образовани€. ¬ основу стандарта второго поколени€ положены новые принципы его построени€, которые основываютс€ на том, что важнейшими услови€ми становлени€ современной личности станов€тс€ такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решени€ [1]. ¬ Ќациональной образовательной инициативе ЂЌаша нова€ школаї особо отмечаетс€ необходимость вовлечени€ школьников в исследовательские проекты, творческую де€тельность, в процессе которых учащиес€ учатс€ конструировать, изобретать, использовать полученные знани€ на практике [2].

—овременное понимание качества образовани€ св€зано не с наличием у школьников знаний как таковых, а с умением действовать в различных измен€ющихс€ ситуаци€х, а именно: мыслить, измен€тьс€ и совершенствоватьс€. ѕостроение процесса обучени€, ориентированного на развитие воображени€ и мышлени€, принципиально мен€ет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследовател€, творца, организатора своей де€тельности. ”ченик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам в равной мере с ним отвечает за свои промахи, успехи, достижени€. ќн активно участвует в каждом шаге обучени€ - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решени€, выдвигает гипотезы, определ€ет причины ошибок и т.д.

„тобы формировать в ребенке стремление к интеллектуальному росту, к развитию, помочь развитьс€ его потенциальным возможност€м, необходимо включать учащихс€ в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную, познавательную де€тельность. ¬ажно строить учебный процесс так, чтобы учащийс€ Ђвиделї свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знани€ми, умени€ми, свое движение от незнани€ к знанию. Ёто возможно только, когда ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает.  огда ребенок понимает чему еще надо научитьс€; задумываетс€, о чем он узнает и чему научитс€, если выполнит предложенную ему работу.  огда он фиксирует, какими способами работы он уже овладел, и какими предстоит овладеть. »ными словами, только, если ребенок сам и главное осознано через самосто€тельную исследовательскую де€тельность выстраивает свою образовательную траекторию, он достигает самых высоких результатов. ¬ св€зи с этим первостепенное значение в процессе любого обучени€ приобретает четко выстроенна€ самосто€тельна€ исследовательска€ де€тельность учащихс€.

“огда целью де€тельности педагога выступает создание единого образовательного пространства основного и дополнительного обучени€ на основе развити€ исследовательской активности учащихс€, обеспечивающей становление самосто€тельной экспериментальной де€тельности. ”спешное еЄ осуществление возможно на основе личностно-ориентированной системы обучени€, котора€ неразрывно св€занна со свободной и творческой де€тельностью учащихс€ во внеурочной де€тельности. –ассматрива€ задачи развити€ мышлени€ и исследовательских способностей учащихс€ в качестве приоритетных дл€ их обучени€, развивать интеллект учащихс€ необходимо не через увеличение объема знаний, а через методы их усвоени€. “аким образом, за основу обучени€ может быть прин€то исследование, а в качестве вспомогательных технологий эффективно использоватьс€ индивидуализаци€ обучени€, метод проектов, и информационно-коммуникационные технологии. ÷еленаправленна€ работа над повышением познавательной активности учащихс€, формированием творческого мышлени€, выстраиваетс€ за счет использовани€ активных форм и методов обучени€: научно Ц практические конференции, исследовательские лаборатории, где возможно проведение с учащимис€ интегрированных научных исследований, тренингов обеспечивающих формирование у них целостной картины мира и положительно-действующей позиции экологической воспитанности.

ќднако специфика преподавани€ в современной школе особенно на базовом уровне обучени€ не позвол€ет широко развернуть исследовательскую работу учащихс€ на уроках. ¬ этих услови€х огромную роль играют кружки и внеурочные меропри€ти€, а так же элективные курсы. ѕримен€€ во внеурочной де€тельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучени€ и воспитани€, можно достичь очень высоких результатов. Ќо только в том случае если сформирована система развити€ детей, про€вл€ющих интерес и способности к разным видам де€тельности, если выстроена с данной категорией учащихс€ индивидуальна€ работа с учетом направленности их интересов, личных качеств. „то способствует формированию благопри€тных условий дл€ самопознани€ и профессионального самоопределени€. — этой целью во внеурочной де€тельности с учащимис€ необходимо создание, например, исследовательских лабораторий, которые, как раз и €вл€ютс€ тем самым местом, где любой желающий может не только попробовать себ€ в исследовательской де€тельности, но и развиватьс€ и совершенствоватьс€ в ней. “ака€ лаборатори€ может быть создана на базе общеобразовательной школы в рамках работы школьного научного общества учащихс€.

ќсновной характеристикой исследовательской инициативности детей €вл€етс€ мощна€ творческа€ направленность на разнообразие всех компонентов познавательной де€тельности - целей, способов действий, исследовательских орудий, получаемых результатов, выдвигаемых гипотез и объ€снений. Ёта направленность на разнообразие каждого из компонентов де€тельности обеспечивает ребенку обнаружение новых направлений дальнейшего развити€. ¬нутренний механизм саморазвити€ исследовательской инициативности состоит в следующем. ѕолученна€ ребенком исходна€ разнообразна€ информаци€ и материальные результаты используютс€ им как отправные пункты дл€ дальнейшего развертывани€ тех или иных новых направлений исследовательской инициативности. “ем самым обеспечиваетс€ петл€ положительной (синергической) обратной св€зи - развитие многообрази€ одних компонентов приводит к многообразию и расширению других. ¬ажнейшим направлением познавательного развити€ человека €вл€етс€ формирование комплекса исследовательских способностей, обеспечивающего де€тельность в новых и сложных многофакторных динамических средах. ѕон€тие исследовательской инициативности св€зано с р€дом близких пон€тий, образующих единое семантическое поле: "интеллектуальна€ активность" (ƒ.Ѕ. Ѕого€вленска€), "познавательна€ активность" (ћ.». Ћисина), "креативность" (ƒ.Ѕ. √одовикова, “.ћ. «емл€нухина, ћ.». Ћисина, ¬. Henderson, E.P. Torrance и др.), "любознательность" и "исследовательское поведение" (ƒ. Ѕерлайн, ¬. Henderson, H. Keller, H.-G. Voss и др.).

»сследовательское поведение - один из важнейших источников получени€ школьником представлений о мире. ¬ педагогике и психологии - Ђисследовательским обучениемї именуетс€ подход к обучению, построенный на основе естественного стремлени€ ребенка к самосто€тельному изучению окружающего мира. √лавна€ цель исследовательского обучени€ - формирование способности самосто€тельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы де€тельности в любой сфере человеческой культуры.   навыкам и умени€м, необходимым в решении исследовательских задач относ€тс€: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение пон€ти€м; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключени€; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи [3]. ‘ормирование этих умений требует систематичных тренингов, например, на зан€ти€х в исследовательской лаборатории во внеурочное врем€.

”мение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. — умением видеть проблемы тесно св€зано умение наблюдать. –азвиваютс€ они в течение длительного времени в самых разных видах де€тельности, и все же дл€ развити€ этих умений на тренингах в исследовательских лаборатори€х можно подобрать специальные упражнени€, которые в значительной мере помогут в решении этой педагогической задачи. Ќапример, разделить учащихс€ на три группы, попросить их представить себ€ молекулами, одну группу молекулами твердого тела, вторую - жидкости, а третью Ц газа. ѕопросить изобразить свое движение и взаимодействие и определить, почему молекулы твердого тела не могут двигатьс€ так же как молекулы газа. »ли, например, выстроить учащихс€ в одну шеренгу и попросить представить себ€ электронами в металле, которые должны двигатьс€ направленно, то есть создать электрический ток из учащихс€ и предложить им разные дороги дл€ прохождени€: узкий и широкий туннель, туннель с большим количеством преп€тствий и маленьким, длинный и короткий.  акой путь выбрать, где и с какими проблемами столкнетс€ длинна€ шеренга учащихс€, почему? ѕосле такого тренинга учащимс€ не только пон€тно, что такое сопротивление проводника, но и от каких физических величин оно зависит и самое главное как. ќднако это еще будет только гипотеза, которую необходимо проверить и теперь на тренинге начнетс€ насто€щее исследование.

ќдним из главных, базовых умений исследовател€ €вл€етс€ умение выдвигать гипотезы, строить предположени€. √ипотеза Ц это предположительное, веро€тностное знание, ещЄ не доказанное и не подтверждЄнное опытом. √ипотеза Ц это предвидение событий. „ем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. »значально гипотеза не истинна и не ложна Ц она просто не определена. √ипотеза, в отличие от простого предположени€, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Ќо дл€ детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребЄнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу Ђчем больше, тем лучшеї. ”мени€ выдвигать гипотезу можно специально потренировать. ¬от простое упражнение: Ђ¬ыдвинете гипотезу (предположени€), как птицы узнают дорогу на юг?ї √ипотезы в данном случае могут быть и такие: Ђѕтицы определ€ют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху вид€т растени€ (деревь€, траву и др.)ї. Ќо может быть ина€, особенна€, неправдоподобна€ гипотеза, провокационна€ иде€: Ђѕтицы точно наход€т дорогу на юг потому, что они лов€т специальные сигналы из космосаї.. [3] ќтвет на поставленную проблему достигаетс€ посредством умственной де€тельности, протекающей в форме выдвижени€ догадок или гипотез. ¬ этом процессе об€зательно требуетс€ оригинальность и гибкость мышлени€, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. √ипотезы рождаютс€ как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышлени€. ¬ развитии умени€ выдвигать гипотезу помогут упражнени€ на обсто€тельства. ќтмечу, что при обучении детей строить предположени€ необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

¬ажным умением дл€ любого исследовател€ €вл€етс€ умение задавать вопросы, причем самому себе. Ћюбой ученый-исследователь в поисках истины руководствуетс€ вопросами, которые он перед собой ставит. У«адавать вопросы УвообщеФ легко, но хороший вопрос задать не так просто.  аким же должен быть хороший вопрос? ќн должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы...Ф (–ичард ’. ‘леминг). ќп€ть же, нет ничего лучше, чем представить себ€ изучаемым объектом и спрашивать самого себ€, как, почему, что €вл€етс€ причиной и т.д. ¬ажным средством мышлени€ €вл€етс€ вывод или умозаключение. ƒл€ формировани€ первичных навыков и тренировки умени€ делать простые аналогии можно воспользоватьс€ такими упражнени€ми: скажите, на что похожи: узоры на стекле; очертани€ отраженных объектов; старые бытовые приборы; новые игрушки. ’отелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемус€ - умение выделить главную мысль. Ќаиболее простой методический прием, позвол€ющий это делать, - использование простых графических схем. —ледующей безусловной нормой исследовательской де€тельности €вл€етс€ необходимость доказательности и обосновани€ позиции данных, способов достижени€ результатов исследовани€, необходимости специальной проверки результатов, адекватности их практической реализации. ¬ коммуникационном аспекте очень важным €вл€етс€ обсуждение результатов исследовательской де€тельности на предмет их истинности.

√лавной составл€ющей формировани€ исследовательских действий учащихс€ €вл€етс€ применение системы специально ориентированных самосто€тельных работ дл€ учащихс€. –ечь идет о разработке творческих задач, в которых четко прослеживаетс€ система развивающих заданий, направленных на становление самосто€тельной исследовательской де€тельности конкретного учащегос€ или группы учащихс€. ¬ методической копилке педагога-исследовател€ должно быть накоплено и систематизировано большое количество экспериментальных и исследовательских заданий, а так же заданий вида Ц разработка нового варианта показанного на зан€ти€х в исследовательской лаборатории опыта способствующих развитию воображени€, творчества и экспериментаторских умений. Ќапример, Ђпридумайте и проделайте опыты по наблюдению €влений смачивани€ и несмачивани€ї, Ђпридумайте и проделайте опыты доказывающие существование выталкивающей силыї, или Ђпронаблюдайте все виды деформации, использу€ ластик с начерченной на его поверхности сеткойї.

ѕричем исследовательские задани€ тоже можно дифференцировать по уровн€м вовлеченности в самосто€тельную исследовательскую де€тельность. ƒл€ одних учащихс€ - это самосто€тельное исследование, где например, опира€сь на свои знани€ молекул€рно-кинетической теории, учащимс€ необходимо выдвинуть гипотезу о том, как измен€етс€ давление газа при его сжатии, если температура газа остаетс€ неизменной. «атем им необходимо подтвердить свое предположение, опира€сь на математическую модель процесса. ¬ данном случае, опира€сь на уравнение состо€ни€ идеального газа, проследить пр€мо пропорционально или обратно пропорционально зависит давление от объема, если в уравнении температуру перенести в константу. —ледующим действием должно быть - сформулировать цель исследовани€ и при необходимости разбить еЄ на задачи, придумать как и какой эксперимент или опыт или серию опытов провести и в последствии экспериментально доказать правильность своей гипотезы. ƒл€ учащихс€ недавно занимающихс€ исследовательской де€тельностью это же задание может быть сформулировано по-другому: внимательно изучив, предложенный текст, сделать предположение увеличитс€ ли давление газа на стенки сосуда, если при неизменной температуре газ сжать. ѕроверить свою гипотезу математически и экспериментально использу€ предложенный закон (формулу) и предложенное оборудование. » это же задание дл€ учащихс€ только начинающих свои первые исследовани€ должно быть сформулировано совершенно в другой форме: прочитать текст, заполнить пропуски в формулировке гипотезы, провести серию предложенных вычислений и подтвердить или опровергнуть гипотезу, при необходимости внести изменени€ в свое предположение. «атем заполнить пропуски в формулировке цели работы, об€зательно разбить цель на отдельные конкретные задачи и провести опыт или серию опытов, использу€ предложенное оборудование, сделать вывод.

“ак можно построить весь тренинг или его часть в зависимости от тех задач, которые ставит педагог дл€ конкретной ситуации с конкретной группой учащихс€. –абота учащихс€ должна об€зательно включать этап рефлексии дл€ того, чтобы показать ученику, как он вырабатывал суждение, выдвигал гипотезу, как достигал поставленной цели исследовани€ и как пришел к выводам. “аким образом, в некоторых случа€х учащиес€ приход€т к выводу о необходимости продолжени€ уже новых исследований, так как возникают новые проблемы и вопросы. —мещение акцента с полученного результата на рефлексию процесса его достижени€ Ц отличительна€ особенность личностно ориентированного образовани€. ¬ этом случае исследовательска€ де€тельность, как на зан€тии, так и в целом становитс€ осмысленным делом, имеющим важное дл€ самого учащегос€ значение; ученик уже не выполн€ет учебные задачи по принуждению, а добывает знани€, выполнив задание, требующее личной работы. ƒл€ обучени€ рефлексии можно при проведении любых исследований на зан€тии в исследовательской лаборатории просить реб€т в выводе к своей работе прописывать, что они делали и как пришли к такому результату. “ака€ форма рефлексии позвол€ет преподавателю выстроить индивидуальную работу с каждым учащимс€. ѕри оценивании работ отметки выставл€ютс€ не за конечный результат, а за процесс его получени€; при этом ученик сравниваетс€ не с другими учащимис€, а с самим собой и видит свой рост, чувствует себ€ покорителем трудной вершины, творцом заслуженной личной победы. ќтслеживатьс€ должен и результат работы. „тобы его замерить, необходимо проводить диагностику. ƒиагностику желательно проводить 2 раза в год. ћожно использовать оригинальную методику ≈.≈. “уника по изучению уровн€ креативности.

¬торой составл€ющей формировани€ исследовательских действий €вл€етс€ эмоциональный настрой учащихс€. ≈сли ребенок в своей де€тельности посто€нно сталкиваетс€ с новыми трудност€ми и учитс€ преодолевать их, он успешно развиваетс€. –ебенку должно быть трудно, когда все легко Ц нет развити€ его интеллектуальных способностей, нет роста. Ќо об€зательно преодолев трудности, учащийс€ должен достичь результата, пусть даже не очень значительного, если этого не происходит, то пропадает смысл его де€тельности. “олько ориентиру€сь на личность и индивидуальность конкретно каждого своего ученика, педагог сможет создать услови€, в которых любой учащийс€ будет развиватьс€, и чувствовать себ€ успешным, причем каждый в своем виде де€тельности.  огда совершенствуютс€ не общие познавательные способности, а индивидуальные, т.е. каждого ученика независимо от его успеваемости, обучение становитс€ личностно ориентированным. ѕри этом об€зательно должна учитыватьс€ избирательность каждого в выборе способа учебной де€тельности, а дл€ реализации этой идеи педагогу необходимо иметь огромный дидактический материал.

—оздать и посто€нно поддерживать атмосферу, благопри€тствующую творчеству и успеху всех учащихс€, помогают задани€ разных видов, в основном исследовательского и конструкторского характера, различающихс€ по тематике и содержанию, объему и сложности, как теоретические, так и экспериментальные. ј также развивающие задани€ следующих типов: на поиск причины, на объ€снение наблюдаемого €влени€ (например, Ђчто произойдет с двум€ листами бумаги, если между ними поместить каплю водыї), на выбор наиболее рационального решени€, на конструирование и усовершенствование прибора, на сопоставление технических устройств. ƒл€ определенной группы учащихс€ просто необходимы задани€, требующие суммировани€ и обобщени€ данных на составление отчетов, докладов, таблиц, рассказа о своих результатах, описани€ хода работы над экспериментом или просто наблюдений. »менно при выполнении этих заданий наиболее €рко про€вл€ютс€ творческие способности учеников. “акие задани€ полностью исключают списывание, все они раскрывают индивидуальность учащихс€.

ќсобенно большую ценность имеют задачи, при решении которых ученики стро€т модель процесса или объекта, примен€ют знани€ дл€ объ€снени€ новых €влений. ¬ этих случа€х работа в максимальной степени формирует и развивает мышление. –еша€ задачи Уна установление взаимосв€зейФ, реб€та получают знани€ самого общего характера - знани€ о многовариантности решени€ проблем, а также о возможности их неполного решени€, у учащихс€ формируетс€ более сложна€ система структурированных знаний. ”слови€ некоторых задач допускают даже, что ученики могут что-то не знать, но найдут правильное решение, выстроив цепочку логических рассуждений, и провед€ необходимый анализ.

÷еленаправленна€ работа по формированию исследовательских действий учащихс€ на тренингах в исследовательской лаборатории во внеурочное врем€ в общеобразовательной школе в течении четырех лет привела к значительным результатам.  оличество учащихс€ желающих серьезно заниматьс€ научно-исследовательской де€тельностью ежегодно растет. –еб€та с удовольствием пишут исследовательские работы, участвуют в конференци€х различного уровн€, занимают призовые места, вид€т свою результативность в данном виде де€тельности, стро€т свои дальнейшие планы.

»меетс€ положительна€ динамика участи€ учащихс€ со своими исследовательскими работами в краевой научно - практической конференции. Ќе просто растет количество учащихс€, чьи работы отбираютс€ дл€ очного участи€, а растет их результативность, почти все участники краевой конференции станов€тс€ победител€ми и продолжают участвовать со своими работами в региональных, всероссийских и даже международных конференци€х. ¬ этом году уже по€вились первые результаты на очной конференции международного уровн€. „то свидетельствует о росте качества самосто€тельных исследований учащихс€ исследовательской лаборатории.

 огда все ученики педагога станов€тс€ результативными, его работу можно считать эффективной, но самое важное в исследовательской де€тельности учащихс€ и педагога - это удовольствие, которое испытывает ребенок, когда открывает что - то на самом деле новое, чего до него не открыл никто. ј такое бывает только, если ребенок долго и кропотливо ищет, ежедневно размышл€ет над своей проблемой, посто€нно наблюдает, а сталкива€сь с трудност€ми, не сдаетс€. Ќаучитьс€ этому можно, только если регул€рно заниматьс€ дополнительно, выполн€€ задани€ учитьс€ видеть проблемы, размышл€ть и наблюдать, задавать себе вопросы. ѕоэтому главна€ задача преподавател€ создать то самое единое образовательное пространство дл€ развити€ исследовательской активности учащихс€, которое обеспечивает становление самосто€тельной экспериментальной де€тельности каждого ученика.

Ѕиблиографический список

    1. —тандарты второго поколени€.
    2. Ќациональна€ образовательна€ инициатива ЂЌјЎј Ќќ¬јя Ў ќЋјї
    3. ‘айн “.ƒ. ѕоэтапные действи€ по формированию исследовательской культуры школьников // ѕрактика административной работы в школе. Ц 2003. Ц є 7. Ц —. 35-40



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019